Фото 4 – большевики старой гвардии В.И. Ульянов (Ленин) и В.Д. Бонч-Бруевич, г. Москва , 20-е годы XX века В 1924 году в одном из номеров газеты «Правда» появилась статья В.Д. Бонч-Бруевич а, в которой он называл сектантов «примерными тружениками», формирующими экономический авангард в деревне. Он подчеркивал, что не использовать огромный потенциал сектантов в экономическом развитии России будет просто преступным. И такое слияние «террористов в погонах» с протестантами в наши дни с их обширными земельными угодиями и многочисленными вербовочными пунктами-«реабилитационными» центрами-фермерскими хозяйствами усилиями госдепа США, после нескольких мутаций превратившихся в ещё более лукавых хитромудрых с набором мощнейших психотехник НЕОпротестантов, экспертное сообщество фиксирует сегодня. «Дело Каклюгина» тому ярчайшее подтверждение. Полностью текст, откуда взят вышеприведенный фрагмент, см. по ссылке. Дополнительно поразмыслить над страшной ситуацией «кровавой мясорубки» массового террора в те годы лихолетия после так называемой «Великой октябрьской социалистической революции 1917 года» и переносе его в обновленном формате персонального террора на наше без сомнения смутное время читатель сможет, ознакомившись с несколько сокращенной версией текста обращения отца узника, ветерана труда Каклюгина Владимира Борисовича, данным вступлением и послесловием к нему, подготовленными координатором Группы поддержки Николая Каклюгина в социальных сетях Анной Тиминой при участии узника. Мы намеренно ниже будем противопоставлять слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона (1865-1925), произнесенные им в тех 1917-1918 гг., воплям «вождя пролетариата» Ульянова (Ленина) ядовито излитым им на страницы документов, чтобы особо чувствовалась важность и необходимость возвышения голоса Церкви, Ее Предстоятеля в любое время, даже когда такая смелая позиция угрожает не только свободе, но и жизни обличающего зло. Сегодня мы подобные проявления чистоты архипастырского слова видим невероятно редко, к большому нашему сожалению. Так произошло и в случае с Николаем Каклюгиным, который обращался за помощью в Московскую Патриархию о содействии в своем законном оправдании и освобождении. Однако, дважды получил формальные, не имеющие никакого отношения к христианским долгу и подвигу во имя Истины, ответы .

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/29/...

Архимандрит Макарий (Веретенников) обратил внимание на то, что Промысел Божий о России не оставил её и в трудный 20 век. Русская Церковь восприняла православие от греков в 10 веке, и потому не имела опыта мученичества, однако в полной мере перенесла его в веке 20-м. Разным сторонам истории начала века были посвящены исследования доктора исторических наук, профессора кафедры политической истории ф-та гос. управления МГУ им. М.В. Ломоносова Я.В. Леонтьева (доклад «Как и за что судили калязинских левых эсеров в 1918 году» был зачитан из-за невозможностью автора приехать в этом году лично), внештатного сотрудника Калязинского краеведческого музея им. И.Ф. Никольского А.П. Коршунова («К вопросу о состоянии промышленности Калязина в 1930-х гг.», г. Калязин), студенток 4 курса исторического факультета ТвГУ М.В.Карповой и Е.П.Студеникиной («Археологические исследования на строительстве канала Москва -Волга в 1930-х гг.», г. Тверь), и другие. Краевед Н.В. Овчинникова из г. Тверь в докладе «Калязинское низшее механико-техническое училище им. Н.М. Полежаева в годы Первой мировой войны 1914-1917» рассказала, как учащиеся старших классов и преподаватели трудились в несколько смен для фронта. А С.Н. Круглов из г. Калязина в докладе «Работа уездных ЧК (Калязин-Кашин) в первые годы становления Советской власти» рассказал с документальными примерами, как с целью изъятия «излишков» продуктов питания и предметов первой необходимости чрезвычайным комитетам на местах была дана такая власть, которой не было даже у помещиков. Без суда и следствия приговаривать к любому наказанию, расстреливать на месте, не имея никаких доказательств. Так, «с простотой и легкостью», по слову Ленина , молодое государство обустраивало жизнь без всех административных органов «ненавистного царского режима». Одновременно во всех районах, по подробной инструкции, не дававшей никакой возможности укрыть для себя хоть какое-то пропитание многодетным крестьянским семьям, изъятие производилось 25 февраля 2019 года без перерыва. Подлежащие изъятию продукты бывший собственник должен был продолжать хранить, не имея права использовать (за исключением минимальной «нормы»), а то, что попытались скрыть - конфисковалось полностью.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/19/ve...

В последней зимней сессии Синода за 1934/35 г. в качестве его постоянных членов приняли участие митрополиты Ташкентский Арсений (Стадницкий), Ленинградский Алексий (Симанский), Одесский Анатолий (Грисюк), Казанский Серафим (Александров), Ярославский Павел (Борисовский), Киевский Константин (Дьяков), архиепископы Ивановский Павел (Гальковский) и Дмитровский Питирим (Крылов), в качестве временных членов - архиепископы Вятский Киприан (Комаровский), Архангельский Никон (Пурлевский), Курский сщмч. Онуфрий (Гагалюк), епископы Боровичский Никита (Стягов) и Пятигорский Мефодий (Абрамкин). Все важнейшие акты церковной власти в 1927-1935 гг. принимались Заместителем Местоблюстителя вместе с Временным Патриаршим Священным Синодом. Помимо постановлений, касавшихся открытия новых епархий, замещения вакантных епископских кафедр, награждения архиереев, иных адм. и судебных решений, постановлений по вопросам богослужебным, церковного брака, исповеди и иным Синод издал ряд актов, к-рыми определялся весь строй церковного управления, позиция РПЦ в отношениях с гос. властью, с Поместными Православными Церквами, с инославным миром, с церковной диаспорой, а также отношение РПЦ к внутренним расколам. Особого упоминания заслуживают «Декларация» 29 июля 1927 г., изданная сразу после образования Синода, неск. постановлений по делу митр. Евлогия (Георгиевского) (18 марта, 10 июня, 24 дек. 1930, 30 апр. 1931), постановление «О Карловацкой группе» (22 июня 1934). В соответствии с Положением об областных преосвященных от 12 марта 1934 г. во исполнение постановления Поместного Собора 1917-1918 гг. о митрополичьих округах были созданы церковные области в составе неск. епархий, но при этом областные епископы не приобретали сан митрополита, что предусматривалось определением Поместного Собора. Статусы главных городов церковных областей получили в Московской обл. Москва, в Ленинградской обл. Ленинград, в Белорусской ССР Минск, в Западной обл. Смоленск, в Центральночернозёмной обл. Воронеж, в Азово-Черноморском крае Ростов-на-Дону, в Северо-Кавказском крае Пятигорск, в Северной обл. Архангельск, в Ивановской обл. Иваново, в Горьковском крае Горький, в Татарской АССР Казань, в Средневолжском крае Самара, в Саратовской обл. Саратов, в Сталинградской обл. Сталинград, в Свердловской обл. Свердловск, в Челябинской обл. Челябинск, в Западно-Сибирском крае Новосибирск, в Восточно-Сибирском крае Иркутск, в Дальневосточном крае Хабаровск, на Украине в Киевской обл. Киев, в Харьковской обл. Харьков и в Одесской обл. Одесса. Самостоятельными оставались епархии: Олонецкая, Чувашско-Чебоксарская, Ижевская, Марийская, Саранская, Крымско-Симферопольская, Уфимская, Тобольская, Бакинская, Ташкентская, Алма-Атинская, Семипалатинская, Уральская, Петропавловская, Кустанайская, Забайкальско-Читинская, Якутская (в РСФСР), Винницкая, Днепропетровская, Черниговская и Мариупольская (на Украине).

http://pravenc.ru/text/155436.html

Еще митрополит Московский Владимир (Богоявленский) в первые годы двадцатого века построил в Москве здание Епархиального дома для целей народного просвещения. В 1917–1918 гг. в нем открылась высшая богословская школа для мирян. Но пришла революция. Владыке Владимиру предстоял подвиг священномученика, а Епархиальный дом был отобран у Церкви новой властью. В советские годы, несмотря на гонения (ведь в столице советского государства и вовсе не должно было быть «религиозного мракобесия»), православная Москва имела выдающихся, образованнейших пастырей и святых старцев. Протоиерей Всеволод Шпиллер, иеромонах Павел (Троицкий), архимандрит Иоанн Крестьянкин, архимандрит Кирилл Павлов в Троице-Сергиевой Лавре, протоиерей Глеб Каледа и другие — о каждом из них можно написать не то что отдельную статью, а целую книгу. Их образование и духовный опыт легли в основу будущего университета… ПСТГУ никогда не стремился заменить собой духовные семинарии, его задача была в другом — дать религиозное образование светским людям. — Это нужно самым широким слоям профессионалов: журналистам, педагогам, чиновникам, ученым… — говорит ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев. — Из наших 2300 выпускников 250 человек имеют сан священников. Но есть и те, кто нашли себя во вполне мирских профессиях. Достаточно взять, к примеру, историков — ведь европейская история немыслима без истории христианства, а история России — без истории Русской Православной Церкви. И таких примеров множество. В нашем вузе непрерывно растет число выпускающих кафедр. Недавно к нам обратились с просьбой создать собственный факультет политологии, где, помимо прочего, давался бы и православный взгляд на эту науку. А в ближайшее время откроется факультет информатики. Отец Иоанн Воробьев пришел в ПСТГУ после истфака МГУ. — Я с огромным интересом слушал лекции по истории Церкви и о христианском взгляде на историю мира. Это — важные знания, но в учебных программах истфака МГУ, сохранявших тогда еще многое от советских времен, об этом почти не говорилось. Тем более не было богословия, патристики и других подобных дисциплин. Я вырос в храме, знал о Церкви очень много, но все равно ощущал серьезный пробел в своем образовании, пока не поступил на Богословский факультет ПСТГУ.

http://foma.ru/obrazovanie-i-vospitanie....

Храму была подарена икона священноисповедника Михаила Союзова. Правящий архиерей преподнес владыке Арсению панагию. Епархиальные знаки святых князя Ярослава и княгини Анны за многодетство были вручены иерею Владимиру Коваль-Зайцеву и его супруге Александре, воспитывающим пятерых детей, двое из которых – приемные. Настоятель подарил владыкам книгу Арсения Соколова «Православная Российская Церковь в эпоху великих потрясений (1917-1918 гг.)», изданную Обществом любителей церковной истории (Москва, 2024). Архиереи осмотрели выставку «Русская Голгофа». Неделя о мытаре и фарисее – первый из четырех воскресных дней подготовки к Великому посту, начало богослужений с использованием постной триоди. В этот день за Божественной литургией читается Евангелие от Луки (Лк. 18:9-14) о мытаре и фарисее, вошедших в храм. Молясь, фарисей перечислял свои добродетели, а в конце молитвы в мыслях унизил стоявшего рядом мытаря. Мытарей, сборщиков дани для Римской империи, иудеи презирали и ненавидели. Мытарь не смел поднять голову, только бил себя в грудь и приносил искреннее, сердечное покаяние со словами: «Боже, милостив буди мне грешному». Молитва мытаря была более угодна Богу, и он вышел из храма оправданным, а возвышавший себя фарисей не был оправдан. Феодоровский собор был построен в 1913 году к 300-летию царствования Дома Романовых по проекту Степана Кричинского. Нижний храм был посвящен великому представителю династии Рюриковичей – святому Александру Невскому, верхний – Феодоровской иконе Божией Матери, родовому образу Романовых, которым был благословлен на царство боярин Михаил Романов. 15 января 1914 года в присутствии государя Николая II и членов императорской фамилии храм был освящен. В советское время закрыт и перестроен под молокозавод. В 2005-м здание было передано епархии. В 2013 году, к 400-летию Дома Романовых, реставрация собора была завершена. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/26/za...

сб. «Старая Москва». Тогда же, в 1913-1914 гг., Готье-Дюфайе начал работу по фотографированию видов старой Москвы, положившую начало известной коллекции снимков. Впосл. она была передана в Румянцевский музей и названа его именем, большинство негативов хранится в фототеке Музея архитектуры (ГНИМА). После Октябрьской революции 1917 г. деятельность МАО и его комиссий приостановилась. Графиня Уварова эмигрировала. Заседания К. и. с. М. возобновились 14 янв. 1918 г. под председательством Готье-Дюфайе, вскоре также вынужденного эмигрировать из-за репрессий (его жена, Елена Андреевна, содержалась под арестом неск. месяцев). Место председателя занял А. М. Васнецов. 12 апр. 1919 г. по инициативе нового председателя МАО Д. Н. Анучина , а также Васнецова, Миллера и др. москвоведов было принято решение об организации Музея старой Москвы в здании бывш. Английского клуба на Тверской ул. Музей возглавляли: архитектор, реставратор, историк архитектуры Бондаренко, затем П. П. Муратов , с июня 1919 г. его главным хранителем стал Миллер - историк, археолог, секретарь К. и. с. М. с 1918 г., председатель с 1923 г. 12 янв. 1921 г. было утверждено Положение о музее, определяющее его задачи и структуру (подписано Миллером). Согласно Положению, музей основывался Отделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса в Москве и оставался в его ведении. Музеем управляла комиссия «Старая Москва», в к-рую должны были войти не только лица, знакомые с историей города, но и художники, библиотекари, архитекторы и т. д.; все предметы поступали в музей на пожертвования от частных или юридических лиц. Основу собрания составляли частные коллекции, переданные комиссии еще до революции,- это были коллекции П. А. Бурышкина, Н. С. Кокурина, С. Б. Алмазова, А. С. Андреева, Н. А. Шамина, П. Б. Юргенсона и др. собирателей. Кроме того, в его фонды были переданы материалы из Оружейной палаты , Третьяковской галереи , Румянцевского музея, Строгановского уч-ща, Музейного фонда и Книжного фонда РСФСР.

http://pravenc.ru/text/1841842.html

Большое влияние на экономическое развитие Л. о. оказало строительство новой столицы России - С.-Петербурга. В XVIII в. на территорию Л. о. переселялись русские крестьяне из различных регионов. Развивались земледелие, молочное животноводство, садоводство, их продукция реализовывалась на петербургском рынке. Население занималось отхожими промыслами. На территории Л. о. возникло большое количество дворянских усадеб (в XVIII в. их насчитывалось от 1,5 до 2,5 тыс.). Во 2-й пол. XVIII в., после издания манифестов Екатерины II Алексеевны 1762 и 1763 гг., разрешавших иностранцам селиться в России, в зап. районах Л. о. были основаны нем. колонии. В XVIII-XIX вв. строятся транспортные магистрали. Важная роль в организации торговли принадлежала водным путям: Староладожскому (построен в 1719-1731), Новоладожскому каналам (1861-1866), Мариинской (1799-1810) и Тихвинской (1802-1811) водным системам, соединившим Балтийское м. с бассейном Волги, Сайменскому каналу (1845-1856, соединил внутренние районы Финляндии с Финским зал.). Были проложены Московское (10-30-е гг. XIX в.) и Динабургское (30-е гг. XIX в.) шоссе. С сер. XIX в. осуществлялось железнодорожное строительство. По территории Л. о. прошла железнодорожная ветка С.-Петербург - Москва (открыта в 1851). Население Выборгской губ. во 2-й пол. XIX в. включилось в общий для Вел. княжества Финляндского процесс консолидации фин. нации, выражавшийся, в частности, в сокращении сферы использования швед. языка и росте этнического самосознания финнов. С кон. 1917 г. начали осуществляться советские преобразования. В зап. районах Л. о. в период гражданской войны, в 1919 г., шли бои между Красной Армией и наступавшей на Петроград армией ген. Н. Н. Юденича. Север Карельского перешейка был вовлечен в гражданскую войну в Финляндии (1918). В 1920 г. по Тартускому мирному договору правобережье р. Нарва с Ивангородом и прилегающими деревнями было передано независимой Эстонии (т. н. Эстонская Ингерманландия). 1 авг. 1927 г. была образована Л. о., объединившая Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую, Череповецкую и Мурманскую губернии (общая площадь 360,4 тыс. кв. км). В 1929 г. Великолуцкий окр. был передан из состава Л. о. в Западную обл. В дек. 1931 г. из состава Л. о. был выведен Ленинград, получивший статус города республиканского подчинения. В 1937 г. Череповец и 18 районов переданы Вологодской обл. В 1938 г. образована Мурманская обл., в 1944 г.- Новгородская и Псковская области.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

Москва. Храм во имя святителя Николая в Кузнецах За несколько месяцев до открытия Собора на имя митрополита Никодима поступило конфиденциальное письмо от настоятеля храма святителя Николая в Кузнецах о. Всеволода Шпиллера, одного из духовных лидеров московской интеллигенции. В  своем письме о Всеволод анализировал процедуру избрания патриарха исходя из опыта Поместного Собора 1917–1918 гг. и Автокефальных Поместных Церквей: «Избирается патриарх повсюду только тайным голосованием. Обычно оно трехстепенно. Сначала тайным голосованием избираются на уровне епархиальном под председательством епархиального архиерея выборщики патриарха, т. е.  будущие члены Собора, клирики и миряне. Затем тайным же голосованием Синод в расширенном составе из числа всех епископов Церкви избирает трех кандидатов в патриархи. Эти три и предлагаются Собору для избрания одного из них патриархом. При этом порядке голосуют все члены Собора одновременно на равных правах: архиереи, клирики и миряне. И это единственный случай, когда голосуют все, когда в тайном голосовании участвуют все члены Собора. Такова современная практика избрания патриархов во всех церквах, хорошо иллюстрируемая, например, Уставом Болгарской Православной Церкви 1951 г .». О. Всеволод знал, что подобная процедура едва ли возможна при существующих условиях, но пытался говорить о тайном голосовании, считая, что «если Собор изберет патриарха иным способом, т. е.  открытым голосованием, то, несомненно, будущему церковному руководству придется вступить в полемику совсем нелегкую с оспаривающими “каноничность” этого способа. А кроме того — что, может быть, еще важнее — надо иметь в виду, что верующие у нас и за границей примут этот порядок как насильственно навязанный извне, т. е.  властями, — “в их интересах”». Протоиерей Всеволод Шпиллер, настоятель московского храма во имя святителя Николая в Кузнецах Как и многие другие, о. Всеволод не видел личности преемника, подобной покойному патриарху, считая, что только «соборное выражение церковного сознания будущему патриарху может дать внутренний и внешний авторитет. Реализация же, хотя бы частная, соборного церковного сознания безусловно требует тайного голосования при избрании его».

http://pravoslavie.ru/5465.html

Церковь в честь Воскресения Христова (Воскресенско-Ильинская) в Курске. 1768 г. Фотография. 2004 г. Церковь в честь Воскресения Христова (Воскресенско-Ильинская) в Курске. 1768 г. Фотография. 2004 г. В XVIII - нач. XX в. Курская губ. развивалась преимущественно как аграрный регион, имевший важное значение в поставках сельскохозяйственной продукции на общероссийский рынок. Во 2-й пол. XIX в. на территории губернии шло интенсивное железнодорожное строительство (сооружены магистральные линии Москва-Курск-Харьков, Киев-Курск-Воронеж, Брянск-Льгов-Харьков). К 30 нояб. 1917 г. на всей территории Курской губ. была установлена советская власть. В период гражданской войны 1917-1922 гг. юго-зап. территории совр. К. о. с марта по нояб. 1918 г. оккупированы герм. войсками и воинскими частями Украинской Центральной рады. 5 мая 1918 г. было заключено перемирие и установлена демаркационная линия. После денонсации Брестского мира 13 нояб. 1918 г. герм. войска оставили территорию губернии, однако Белгородский у. до 11 февр. 1919 г. находился в составе Украины. С авг.-сент. по нояб. 1919 г. ряд городов (Курск, Обоянь, Фатеж, Льгов, Рыльск) находился под контролем Вооруженных сил Юга России. В 20-х гг. XX в. в условиях послевоенного восстановления народного хозяйства развернулось целенаправленное исследование Курской магнитной аномалии (КМА). В 1923 г. в районе г. Щигры были получены первые образцы железной руды. В 1929-1934 гг. на территории совр. К. о. была проведена массовая коллективизация. Реакцией на нее явились антиколхозные выступления, в к-рых летом 1932 г. участвовали десятки тысяч крестьян. Горнальский во имя свт. Николая Чудотворца Белогорский мон-рь. Фотография. 2006 г. Горнальский во имя свт. Николая Чудотворца Белогорский мон-рь. Фотография. 2006 г. 16 окт. 1925 г., согласно рекомендациям Комиссии по уточнению границ РСФСР, БССР и УССР, от Курской губ. к УССР отошли вся территория Путивльского у. (за исключением Крупецкой волости), а также часть Суджанского у. с бывш. заштатным г. Мирополье. В 1928-1934 гг. территория совр. К. о. входила в состав Центральночернозёмной обл. (ЦЧО). При ее создании из уездов бывш. Курской губ. были образованы Курский, Белгородский и Льговский округа. Вост. районы совр. К. о. вошли в состав Воронежского (с 1929 г. Старооскольского) округа. В 1930 г. округа ЦЧО были ликвидированы. 13 июня 1934 г. из зап. части упраздненной ЦЧО была создана К. о., насчитывавшая 92 района. В ее состав вошла вся территория совр. К. о. и большая часть совр. Орловской и Белгородской областей. 27 сент. 1937 г. 25 сев. районов К. о. были переданы вновь образованной Орловской обл. (20 дек. 1939 г. к ней отошел также Долгоруковский р-н).

http://pravenc.ru/text/2462317.html

Московский Кремль при Иване III. Акварель. 1921 г. Худож. А. М. Васнецов. (МИГМ) Московский Кремль при Иване III. Акварель. 1921 г. Худож. А. М. Васнецов. (МИГМ) Основной темой творчества А. М. был пейзаж, с 1890 г. исторический пейзаж Москвы - новое явление в рус. искусстве; в основу его картин легли исторические и археологические изыскания. Архитектурная реконструкция облика древнего города гармонично сочетается с воссозданием быта и духа эпохи («Москва конца XVII столетия: на рассвете у Воскресенских ворот» (1900, ГТГ); иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове» (90-е гг. XIX в.). Он много путешествовал по Украине (1890-1891), Крыму (1885-1886), Уралу (1890-1891). В нек-рых работах, написанных в результате этих поездок, заметно влияние Шишкина в передаче эпического характера пейзажа (напр., «Тайга на Урале. Синяя гора»; 1891, ГТГ). В 1898 г. совершил путешествие по Европе (Италия, Франция, Германия). Красная площадь во 2-й пол. XVII в. 1925 г. Худож. А. М. Васнецов (МИГМ) Красная площадь во 2-й пол. XVII в. 1925 г. Худож. А. М. Васнецов (МИГМ) Создал эскизы к операм: «Снегурочка» (1885) для частной рус. оперы С. И. Мамонтова (эскиз «Слобода Берендея» в ГЦТМ), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова для Мариинского театра (1906-1907, часть в ГЦТМ), «Хованщина» (1897, часть в ГТГ и ГЦТМ), «Садко» М. П. Мусоргского (1901, часть в ГЦТМ) и др. На протяжении 10 лет работал в Комиссии по сохранению древних памятников МАО, с 1918 г. ее председатель. В 1903 г. был избран чл.-кор., в 1906 г. стал действительным членом МАО. В 10-х гг. XIX в. участвовал в создании в Вятке Художественно-исторического музея, к-рый носит имя братьев В. После 1917 г. занимался изучением древней архитектуры и искусства (пейзажи «Новодевичий монастырь. Башни», 1926, «Коломенское. Вид на Дьяково с ходовой паперти церкви Вознесения», 1927 - оба в ГРМ). В 20-х гг. создавал акварели по заказу Музея г. Москвы (ныне МИГМ), среди них - «Красная площадь во второй половине XVII века» (1925).

http://pravenc.ru/text/149843.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010