В 1909 г. и в 1917 г. состоялись три съезда монашествующих, имевших важное значение в раскрытии проблем и задач миссии обителей и монашествующих, положивших фундамент развития монастырской миссии, в период потери многими верующими связи с Церковью , падения уровня их духовно-нравственной жизни: – Съезд представителей иночества (1909 г.), – Съезд ученого монашества (1917 г.) и – Всероссийский съезд представителей от монастырей (1917 г.). Эти съезды, как ранее съезды миссионерские, определенно выразили позицию Церкви о том, что все обители и все монашествующие, уже по смыслу принятых ими обетов, должны быть миссионерами и нести просвещение лицам, находящимся «в ограде Церкви», а в ряде случаев и «за ее оградой». Съезды объединили монахов «ученых» и монахов «простецов», задали четкие границы и задачи монастырской миссии, как примера (образца) для миссии церковных приходов. Всероссийский Поместный Собор 1917–1918 гг., в сложных исторических условиях, уделил время рассмотрению проблем миссионерского поля РПЦ, вызовов церковной жизни, целей, задач и путей преобразования православной миссии во вновь возникших обстоятельствах. Были обсуждены методики ведения миссии, ее формы и методы, применительно ко всем видам («церковно-приходская», «церковно-пастырская», «специальная») и уровням (приходы, монастыри, округа-благочиния, уезды, епархии, митрополичьи округа и общецерковная миссия) миссионерского служения РПЦ, были приняты соответствующие соборные решения. В табл. 1 представлены краткие характеристики миссионерских съездов, а в табл. 2 – краткая информация по съездам монашествующих и Всероссийскому Поместному Собору 1917–1918 гг. Таблица 1. Краткие сведения об исследуемых миссионерских съездах Наименование съезда Время проведения Место проведения Число присутствующих Председательствующий Цель съезда Примечание Первый Всероссийский миссионерский съезд. 29 июня – 13 июля 1887 г. Москва, Никольский единоверческий монастырь. 64 чел., приглашались все желающие, кроме представителей прессы.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

«Триединство Божества и единство человечества» Москва, 1912 Сергиев Посад, 1912 и 1913 гг. «История Плащаницы» Сергиев Посад, 1913. «Богосл. Вестн.», 1912, февраль-март «Наука и Жизнь» Москва, 1913 Сергиев Посад, 1913. «Богосл. Вестн.», 1913, февраль «Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве» Москва, 1913 «Замечания, поправки и дополнения к Православному догматическому богословию» Прот. Н.П. Малиновского т. III и IV Сергиев Посад, 1914 Речь. «Прогресс и преображение» Сергиев Посад, 1914. «Богосл. Вестн.» 1914, окт.-ноябрь Москва, 1914 «Единство идеала Христова». Письмо к другу Сергиев Посад, 1915. «Христианин», 1915, январь-февраль «Христианства нет без Церкви» Сергиев Посад, 1915 г. «Богословие и свобода Церкви» (О задачах освободительной войны в области русского богословия) «Богосл. Вестн.» 1915, октябрь, стр. 98 «Богосл. Вестн.» 1918, март, стр. 5 Петроград, 1915. «Богосл. Вестн.» 1915, апрель, стр. 876 «Обновление академического храма и пострижение в монашество». (Речь) «Богосл. Вестн.» 1913, декабрь, стр. 905 «Покровский академический храм к началу второго столетия Академии» «Богосл. Вестн.» 1914, окт.-нояб., стр. 725 Год издания неизвестен. Указ. на лит. труд см. «Богосл. Вестн.» 1915, X–XI–XII, стр. 61, (отчёт) «Единство Церкви к всемирная конференция христианства» «Богосл. Вестн.» 1917, январь, стр. 1 «Открытие Всероссийского Церковного Собора» «Богосл. Вестн.» 1917, авг.-сент., стр. 275 «Почему необходимо восстановить патриаршество?». (Речь на Соборе) «Богосл. Вестн.» 1917, авг.-сент. «Восстановление патриаршества» «Богосл. Вестн.» 1917, окт.-дек., стр. 418 «Письма о Западе» «Христианин» 1915, март-июль «Богосл. Вестн.» 1911, июль-авг., стр. 493 Слово в день празднования 95-й годовщины от основания Московской духовной академии. (1 окт. 1909 г.) «Богосл. Вестн.» 1909, окт., стр. 399 «Из академической жизни. Посещение Академии обер-прокурором Св. Синода В.К. Саблером» «Богосл. Вестн.» 1911, май, стр. 252 «О церковном употреблении пасхальной еннеакэдекаетириды Анатолия Лаодикийского»

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Действительно, Собор 1917–1918 гг. действовал в особых исторических условиях, и далеко не все его проекты могут быть «механически» перенесены в сегодняшний день. Однако нам нужно верно почувствовать логику канонической реставрации (выражение историка Е.В. Беляковой), которой руководствовались отцы Собора, и взять на вооружение именно ее. А для этого нужно внимательно и заинтересованно вникать в его Деяния и Определения. Наконец, мы не можем забывать, что чрезвычайный собор 1917–1918 гг. конституировал важнейшие явления в жизни Русской Церкви. Он, восстановив патриаршество, наделил Патриарха статусом первого среди равных епископов и фактически создал Священный Синод, увязав и то и другое с соборной практикой. Поэтому вопрос о составе и функциях соборов Русской Православной Церкви должен рассматриваться и в связи с взаимоотношениями соборов с другими органами церковного управления, прежде всего, – со Священным Синодом. Чрезвычайный Собор Российской Церкви 1917–1918 гг. учредил Священный Синод как орган представительства в высшем церковном управлении всей иерархии Русской Церкви. Как орган высшего церковного управления, представляющий иерархию, Священный Синод, по Определению чрезвычайного собора, должен был практически полностью избираться при ее участии. О том, как представительство епископата в высшем церковном управлении задумывалось Собором, о том, как оно выглядит сейчас и могло бы быть реализовано в будущем, мы подробно поговорим на страницах «Журнала Московской Патриархии» . Интернет-версия статьи, которая будет опубликована в рамках обсуждения документа «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления» в «Журнале Московской Патриархии» за 2011 год. Комментарии ( 3): Никита Дмитриев, Москва 07 апреля 2011г. 00:16 1. Зачем вводить сложную систему Общецерковных Соборов, если можно просто-напросто раз в четыре года или пять лет собирать Поместный Собор при участии архиереев, клириков и мирян, а в промежутке удовлетвориться работой свободно избираемых этим Собором Синода (с персональной росписью архиереев по сессиям) и Высшего Церковного Совета в составе нескольких клириков и мирян, в том числе монашествующих? 

http://bogoslov.ru/article/1603847

Основанием для этой работы служили следующие документы: «Верный Месяцеслов всех Русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно»; определения Святейшего Синода, касающиеся конкретных канонизаций (1903-1916 гг.); определения Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг., относящиеся к конкретным канонизациям; решения Святейшего Патриарха и Священного Синода с 1918 г. по 1 октября 1993 г.; В ходе этой работы выяснилось, что в нашем списке оказались неканонизированные усопшие, сведения о канонизации которых отсутствуют: родители прп. Александра Свирского, Трифон Городецкий, прп. Киприан Стороженский (Сторожевский). Не соответствовали СПб собору по месту подвига и протопресвитер Александр Хотовицкий, архиеп. Андроник (Никольский), еп. Василий Зеленцов, еп. Виктор (Островидов), еп Иннокентий Иркутский, прп Макарий Оредежский, священномученики Прокопий (Титов), митрополит Серафим (Чичагов), митрополит Владимир (Богоявленский), Феофан Затворник и другие, которые были перенесены в Соборы соответствующих епархий. Из нашего списка также были удалены валаамские святые, которых Патриарх утвердил в отдельный собор валаамских святых. В результате из списка в 99 человек, поданных в Москву, было утверждено 63 святых, которые и составляют сейчас Собор СПб митрополии. Лидия Ивановна Соколова, секретарь СПб епархиальной Комиссии по канонизации XXIII Международные Рождественские образовательные чтения. Прославление и почитание святых. Материалы конференции. Москва 22 января 2015 г. 120 с. Доклад о.Дамаскина: С. 7-29. Там же. Верный Месяцеслов всех Русских святых чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно, составленный по донесениям Святейшему Синоду преосвященных всех епархий в 1901-1902 годах. М., 1903; Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца. М., 2001. С. 483-484. Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. Выпуск четвертый. М., 1918. С. 25

http://ruskline.ru/analitika/2015/06/20/...

По правую и левую руку от Спасителя изображены патриарх Тихон (Беллавин) ((1865 – 1925), жил на Подворье в 1917 – 1922 гг.) и митр. Филарет (Дроздов), которого за его многочисленные таланты современники называли «природным патриархом», ((1763 – 1867), жил на Подворье в 1821 – 1867 гг.). За ними справа и слева следуют митр. Иннокентий (Вениаминов) ((1797 – 1879), жил на Подворье в 1868 – 1879 гг.), просветитель народов Восточной Сибири и Аляски, и митр. Владимир (Богоявленский) ((1848 – 1918), жил на Подворье в 1898 – 1912 гг.), принявший мученическую кончину в сане митр. Киевского и Галицкого, человек прямой и бесстрашный, миссионер среди рабочих, резкий противник пьянства). По краям предстоят митр. Макарий ((1835 – 1926), возглавлявший Московскую кафедру с 1912 по 1917 г.) и преп. Дионисий Радонежский (ок. 1570 – 1633). Святитель Макарий, «Апостол Алтая, Патриарх алтайских миссионеров»,— знаменитый проповедник, просветитель и миссионер, переводчик богослужебной литературы на алтайский язык, составитель первого «Алтайского букваря». Игумен Дионисий Радонежский в 1613 г. получил подтверждение от царя Михаила Федоровича о наследовании Подворьем земель за Неглинной, которые были пожалованы царем Василием Ивановичем Шуйским в 1609 г. 23 июня 2011 года в домовом храме в честь святителей Московских в Митрополичьих палатах Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры состоялась первая Божественная литургия. Богослужение совершил Настоятель Подворья игумен Дионисий. Домовый храм в Митрополичьих палатах был освящен архимандритом Платоном (Левшиным) во имя святых апостолов Петра и Павла 18 августа 1767 года в присутствии наследника престола, цесаревича Павла Петровича, будущего императора Павла I. " Московское разорение " во время отечественной войны 1812 года не обошло стороной и Митрополичьи палаты с домовым храмом. Восстанавливать разрушенное здание было поручено архитектору Д. Жилярди. После окончания ремонтных работ домовая церковь была переосвящена во имя преподобного Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=04014

20 июля 1914 г., в день начала войны, на Красной площади Преосвященный Трифон, управляющий в это время московской митрополией, осенил собравшихся людей образом Явления Божией Матери преп. Сергию, написанном на доске от гроба Преподобного. Образ этот во время войны всегда находился в действующей армии. 4 августа Москва встречала Царскую Семью. На богослужении в Успенском соборе Преосвященый Трифон в речи, обращенной к Царю, говорил о том патриотическом подъеме, который охватил и соединил весь народ: «Мы не запомним такого времени, и только деды наши повествовали нам о таком же высоком подъ-   еме чувств народных в священную войну двенадцатого года». Вскоре, в самом начале войны, владыка отправился в действующую армию. Он служил полковым священником в 168-м Миргородском пехотном полку, воевавшем на польском фронте. Вместе со своим полком он прошел всю Галицию, утешал раненных, напутствовал умирающих, выезжал на передовые позиции служить молебны. За это в 1915 г. он награждается панагией на Георгиевской ленте и орденом св. Александра Невского. На фронте владыка Трифон был контужен, ослеп на один глаз. Вернувшись осенью 1915 г. в Москву, он попросился на покой в родную Оптину, но Св. Синод назначил его настоятелем Ново-Иерусалимского монастыря. Проводы его из Богоявленского монастыря были очень трогательны. Управляющий московской епархией владыка Феодор (Поздеевский) от лица московских викариев преподнес ему на память Казанскую икону Божией Матери. В Новом Иерусалиме владыка Трифон продолжил возложенный на него труд архипастырского служения. Он совершал литургии во всех монастырских храмах и приделах (а их общим числом 40), возобновил некоторые приделы, выступал с чтениями и лекциями, на свои средства отремонтировал некоторые храмы, гостиницу для паломников, построил школу. Через год, осенью 1916 г., он опять уехал на фронт, на этот раз - на румынский. Возвратился он в Новый Иерусалим в 1917 г., по всей видимости,   потрясенный произошедшим переворотом. После этого владыка совсем отошел от управления Церковью, даже не принял участия в Поместном Соборе 1917-1918 гг., редко выезжал из монастыря. В 1918 г. он ушел на покой в Донской монастырь, но вскоре перебрался к сестре и последующие годы жил в Москве, у родственников и духовных чад, скитаясь из дома в дом. В Москве владыка служил во всех храмах, куда его приглашали, но чаще всего в Никитском монастыре, на Афонском подворье и в Знаменской церкви на Знаменке, в Шереметьевском переулке, где пели многие замечательные артисты, такие как A. B. Нежданова, Н. С. Голованов его духовные чада. Сам обладая поэтическим мировосприятием, он всегда тонко понимал художественные натуры. Многие актеры и художники пользовались его духовными советами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

1912. Май. С. 589-600; Геннадиевская Библия 1499 г. М., 1914. (Тр. 15-го Археол. съезда в Новгороде; Т. 2); Острожская Библия 1581 г. в старообрядческой перепечатке: Москва, 7422 (1914)-го г.//ЦВ. 1914. 21. Стб. 637-640; Отзыв о соч. Г. А. Воскресенского «Древнеславянский Апостол. Вып. 1-5». Серг. П., 1908//Сб. отчетов о премиях и наградах за 1910 г.: Премия им. проф. А. А. Котляревского. СПб., 1914. С. 227-277; Речь при открытии Комиссии по науч. изданию слав. Библии. Пг., 1915//ЦВ. 1915. 6. Стб. 166-171; 7. Стб. 199-203; Столетняя годовщина рус. перевода Библии, 1816-1916: Речь...//Отчет о деятельности Комиссии по науч. изданию слав. Библии [за] 1915-й г. Пг., 1916; Собор и Библия. Пг., 1917; То же//УЗ РПУ. Вып. 1. М., 1995. С. 29-34. Лит.: Михайлов А. В. Опыт изучения текста Книги бытия прор. Моисея в древнеслав. переводе. Ч. 1. Варшава, 1912; он же. Памяти проф. И. Е. Евсеева как основателя Библейской комиссии//БТ. 1975. Сб. 14. С. 247-256; Документы и материалы Библейской комиссии//Там же. Сб. 13. С. 208-235; Сб. 14. С. 166-256; Логачев К. И. Проф. И. Е. Евсеев//ЖМП. 1971. 12. С. 64-67; он же. Труд проф. И. Е. Евсеева по истории слав. Библии//ЖМП. 1972. 8. С. 76-77; он же. Отечественная кирилло-мефодиевская текстология в 1910-1920-е гг.//ССл. 1977. 4. С. 66-80; он же. И. Е. Евсеев//СвДР. С. 154; Сорокин В., прот., Логачев К. И. Актуальные проблемы рус. перевода Свящ. Писания//БТ. 1975. Сб. 14. С. 154-159; Комиссия по научному изданию Славянской Библии: (Рус. библ. комис.), 1915-1929: Сб. арх. мат-лов. Л., 1990; Кравецкий А. Г. Проблемы богослужебного языка на Соборе 1917-1918 гг. и в последующие десятилетия//ЖМП. 1994. 2. С. 78-79; Алексеев А. А. Праведники слав. библеистики//Рус. подвижничество: Сб. ст./Ред.: Т. Б. Князева. М., 1996. С. 270-278; он же. Текстология слав. Библии. СПб., 1999. С. 117-124; Балашов Н., прот. На пути к литург. возрождению. М., 2001; Русские писатели-богословы: Биобиблиогр. указ. М., 2001. Вып. 2: Исследователи и толкователи Свящ. Писания. С. 286-292; Робинсон М. А. Судьбы академической элиты: отеч. славяноведение (1917 - нач. 1930-х гг.). М., 2004 (по указ.). А. Г. Кравецкий Рубрики: Ключевые слова: ПАВСКИЙ Герасим Петрович (1787-1863), прот., доктор богословия, библеист, филолог, проф. СПбДА и С.-Петербургского имп. ун-та, действительный член Императорской СПбА ЗАРИН Сергей Михайлович (1875 - 1935), проф. СПбДА, богослов, библеист, один из лидеров и идеологов обновленчества ЛУЧИЦКИЙ Кирилл Иванович (1815 - 1886), правосл. богослов, филолог, историк русской лит-ры, заслуженный ординарный проф. СПбДА

http://pravenc.ru/text/187398.html

[Тюрьма] на Лубянке (Москва), внутренняя тюрьма органов государственной безопасности РСФСР и СССР с 1919 по 1991 г. В настоящее время тюрьма входит в комплекс зданий ФСБ РФ на Лубянской площади, что в начале улицы Большая Лубянка, д. 2. [Тюрьма] Матросская тишина (Москва), как место содержания заключенных появилась в 1775 г. После 1917 г. на базе, построенной за несколько лет до этого тюрьмы, был создан Реформаторий (1918–1919) для несовершеннолетних осужденных, затем Кожевническая исправительная колония. Монастырская крепость была построена в 1582–1596 гг., при игумене Иакове, стараниями вологодского «городового мастера» Ивана Михайлова и соловецкого монаха Трифона Кологривова. Крепость относится к типу регулярных (ее отличительные черты – равномерное распределение боевых башен по периметру, их значительный вынос за плоскость стен и наличие подошвенного пушечного боя). Общая протяженность стен – около 1200 м, их толщина у основания достигает 7 м, высота – 11 м, высота башен – 17 м. Крепость имеет форму вытянутого с севера на юг пятиугольника с круглыми боевыми башнями по углам – Архангельской, Никольской, Корожной, Прядильной, Белой. Западная стена, обращенная к морю, укреплена Успенской башней. На Святое озеро выходит пристенок с двумя башнями – Поваренной и Квасоваренной. В башнях и стенах крепости устроено десять проездов на территорию монастыря. Музей Соловецкого отделения Архангель-ского общества краеведения (с 1926 г. Музей СОКа) был торжественно открыт 19 июля 1925 г. в надвратной Благовещенской церкви. Спустя два месяца заповедником был объявлен Спасо- Преображенский собор и деревянная церковь во имя апостола Андрея Первозванного на Большом Заяцком острове. [Большая] Муксалма – третий по величине остров Соловецкого архипелага (18 кв. км), название которого означает «мелкий пролив». В 1866 г. остров ради нужд молочного двора, который действовал с XVI в., был соединен с Большим Соловецким островом валунной дамбой. Спустя 10 лет на Большой Муксалме была построена каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, а в 1900 г. учрежден скит в честь этого святого. До 1927 г. на острове находилось III отделение СЛОНа, а затем командировка I отделения с несколькими лагпунктами. В разные годы здесь отбывали наказание политические заключенные, располагались сельхоз и химическая лаборатория, в 1937–1939 гг. – подразделение Соловецкой тюрьмы ГУ ГБ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1939–1941 гг. закончился срок заключения и ссылки у некоторых иерархов. На свободу вышли, например, архиепископ Сергий (Гришин), ставший викарием Московской епархии с титулом «Можайский», архиепископ Иоанн (Соколов) , живший у родственников на даче, епископ Иосиф (Чернов), поселившийся в Таганроге и служивший тайно. В таком состоянии Церковь встретила следующую фазу Второй мировой войны. § 2. Церковная жизнь на территориях, оккупированных Германией За восемь лет до трагедии 1941 г. живший в Болгарии святитель Серафим (Соболев) сказал: «Страшно гневается Господь на Россию! Никогда еще не было в мире такого гнева Божия, как теперь над Россией». О том, что агрессивное безбожие не останется без наказания, говорили и многие новомученики. Предчувствие глобальной катастрофы в 1930-е гг. было сильно и на родине, и в эмиграции. В конце 1930-х гг. в эмигрантской прессе публиковались высказывания святых о грядущих судьбах России. В частности, в харбинской газете «Хлеб небесный» были опубликованы слова преподобного Нектария Оптинского , сказанные в 1918 г., что России отпущено 22 года на покаяние. Действительно, 1941 г. стал для отечества роковым. 22 июня германские войска атаковали границы Советского Союза. Этот день, совпавший с праздником всех русских святых, стал началом Великой Отечественной войны, стоившей Советскому Союзу 27 млн человеческих жизней. Хотя германская пропаганда говорила об этой войне как об антибольшевистской, на самом деле планы Гитлера носили откровенно антирусский характер и не предусматривали сохранения единой России. Успех сопутствовал Гитлеру до конца осени 1941 г. В это время Германией и ее союзниками были оккупированы северо-западные районы России, Прибалтика, Белоруссия, Украина. Немецкие войска взяли Смоленск, Калугу, Тверь (тогда Калинин), западные районы Московской области и готовились к штурму самой столицы. Из Москвы спешно эвакуировались наркоматы и ведомства, правительство переехало в Самару (тогда Куйбышев), Советское информбюро, начинавшее передачи словами «Говорит Москва», вещало из Екатеринбурга (в то время Свердловск). Был готов покинуть столицу и Сталин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После арестов, проведенных в ночь с 17 на 18 февраля 1932 года, в отношении Александро-Невского братства органы ОГПУ сфабриковали дело почти на 100 человек. Следствие по делу братства проводилось в ускоренном порядке и длилось в течение месяца. Суть обвинительного заключения сводилась к стремлению представить братство в виде контрреволюционной организации, которая со времени своего создания в 1918 году непрерывно вела активную борьбу с советской властью. 22 марта 1932 года выездная комиссия Коллегии ОГПУ вынесла подсудимым приговор — от лишения права проживания в Ленинграде и Ленинградской области на три года до 10 лет лагерей. В 1937 году многие остававшиеся в живых братчики были физически уничтожены. Среди них: архиепископ Иннокентий (Тихонов), архимандрит Лев (Егоров), архиманд­рит Варлаам (Сацердотский), братчицы Екатерина Арская, Кира Оболенская и др. Тем не менее в условиях распада дореволюционной симфонии Церкви и государства, в обстановке тяжелых гонений на Церковь братства явили подлинное единение и общение во Христе. Из ссылки священномученик Иннокентий (Тихонов) писал братчикам: «Доселе вы очень дорожили зданием, иконами, украшениями и принадлежностями богослужения, колоколами. Кажется, все Господь возьмет на время или совсем от нас для того, чтобы мы восчувствовали не убор, не блеск, но самое Тело во Христе, самую Церковь, братское общение наше в благодати. Если оно сохранится, то все может быть спасено, а если оно утратится, то не будет и благодати христианской жизни» 16 .  ПРИМЕЧАНИЯ 1 Послание Патриарха Тихона об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной//Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг. М.: ПСТБИ, 1994. С. 83. 2 Воззвание Священного Собора Православной Российской Церкви к православному народу по поводу Декрета о свободе совести//Православная Москва в 1917–1921 годах: Сборник документов и материалов/Авт.-сост. А. Н. Казакевич , В. В. Марковчин , Т. С. Тугова , А. М. Шарипов . М.: Изд-во Главного архивного управления

http://e-vestnik.ru/analytics/soyuzy_lyu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010