Куда обращаться будущим родителям Полины и Паши, Никиты и Насти . – С.65.   Вопросы подростков:   Как правильно начать учебный год ? Рассказывает семейный психолог Екатерина Бурмистрова //Фома. - - сентябрь 2017. – С.65. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Вопросы подростков »).   Путешествие с «Фомой»:   Город-воин . [ Местоположение : Административный центр и единственный населенный пункт Шлиссельбургского городского поселения. Расположен в северо-западной части района, на левом берегу Невы у ее истока из Ладожского озера. Дата основания : 1323 год; Епархия : Тихвинская. Население : 15 тысяч человек; Флаг ; Герб ]/Автор Дмитрий Володихин . Ил.: Шлиссельбургская крепость/Орешек/на Ореховом острове Фото Михаила Воробьева; Князь Юрий Данилович; Крепость Орешек. Входные ворота Государевой башни. Фото www.lori.ru; Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года. Александр Коцебу. 1846; Вид крепости Орешек с высоты птичьего полета. Фото www.lori.ru ; Мемориал защитникам крепости Орешек и Шлиссельбурга, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Фото Алексея Даничева/РИА Новости//Фома. – – сентябрь 2017. – С.66-70. – (раздел « Люди », рубрика « Путешествие с «Фомой »). Материал впервые опубликован в Спецвыпуске журнала «Фома» - «Малые города – герои России» (2015, С.188-191).   Реклама: С.71.   КУЛЬТУРА (раздел). – С.72-89.   Александр Мраморнов Церковь после Октября: как выжить в кровавую эпоху? [Беседа с кандидатом исторических наук, научным руководителем проекта по изданию документов Поместного Собора 1917-1918 гг. при Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре (Москва) Александром Игоревичем Мраморновым]. Беседовал Виталий Каплан . Документальные фото: Демонстранты с призывом к красному террору. 1917; Чекисты. 1918; Рабочие снимают икону перед закрытием собора. Ростов-на-Дону, 1920-е гг.; Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Беллавин) и жребий с его именем, вытянутый на Поместном Соборе; Члены трибунала на совещании по делу об изъятии церковных ценностей; Допрос обвиняемого митрополита Петроградского Вениамина, на судебном процессе по делу об изъятии церковных ценностей. 1922//Фома. - – сентябрь 2017. – С.72-81. – (раздел « Культура »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-173-...

В миру князь Димитрий Алексеевич Шаховской (23.8.1902, Москва - 30.05.1989, Санта-Барбара, Калифорния, США). Родился в аристократической семье, ведущей свое происхождение от Рюрика. Учился в гимназии Карла Мая в Санкт-Петербурге, в школе Левицкой в Царском Селе, в 1915-1917 гг. - в императорском Александровском лицее. С 1918 г. служил добровольцем в Белой армии генерала А. И. Деникина, получил контузию. Окончив Севастопольскую морскую телеграфную школу, зачислен в Черноморский флот. В 1920 г. эмигрировал в Константинополь, затем во Францию. Учился в Школе политических наук в Париже, окончил историко-филологический факультет Лувенского университета (Бельгия, 1926). В 1926 г. пострижен в монашество в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне и вскоре поступил в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже. С 1927 г. жил в Сербии, находился в юрисдикции РПЦЗ, рукоположен во иеромонаха 6 марта 1927 г. епископом Вениамином (Федченковым) в г. Белая Церковь, где впоследствии был настоятелем русской общины и законоучителем Крымского кадетского корпуса. В 1930 г. вновь переехал в Париж и перешел в юрисдикцию Константинопольской Церкви. В 1931-1932 гг. был разъездным священником во Франции. С 1932 по 1945 г. - настоятель Свято-Владимирского храма в Берлине, занимался миссионерской и издательской деятельностью. Во время войны издательство было ликвидировано нацистами, а выпущенные книги конфискованы. В феврале 1945 г. переехал в Париж, а в начале 1946 г. - в США и принят в юрисдикцию схизматической Северо-Американской митрополии (в 1970 г. признана Московским Патриархатом как автокефальная Православная Церковь в Америке), где в 1947 г. рукоположен во епископа Бруклинского, с назначением деканом Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. С 1950 г. - епископ Сан-Францисский и Западно-Американский, с 1961 г. - архиепископ. Активный участник экуменического движения, член Всемирного совета церквей. Автор многочисленных религиозных трудов, часть которых издана в переводах на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках. С 1948 г. ведущий радиостанции «Голос Америки» (рубрика «Беседы с русским народом»). С 1978 г. находился на покое по болезни. Скончался в Санта-Барбаре, где и похоронен на сербском кладбище.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

Резкое изменение ситуации произошло в 1900-1910 гг., когда были построены дороги Вологда-Санкт-Петербург (1906 г.), Архангельск-Вологда-Ярославль-Москва (1872-1898 гг.). Как обычно бывает в таких случаях, населенные пункты, которые дорога обошла, запустели, а те, которые соединились дорогой, стали интенсивно расти. За 10 лет население Вологды увеличилось почти в 2 раза, несколько увеличилось ее промышленное и торговое значение. Советский период К 1917 году в Вологодской губернии насчитывался лишь 1 город с населением более 50 тысяч жителей — Вологда, остальные исторические города были небольшими уездными центрами с великолепными архитектурными ансамблями. В 1918 г. на 5 месяцев Вологда стала «дипломатической столицей России», — сюда переехали посольства и миссии 11 крупнейших государств мира. 14 января 1929 г. был образован Северный край с центром в г. Архангельске, просуществовавший до 1937 г., когда из него была выделена Вологодская область. В первые пятилетки в Северном крае были созданы государственные лесозаготовительные предприятия — леспромхозы, началась механизация заготовок древесины. В Вологодской области решающее значение стали иметь заготовки леса, лесообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. В 1924-32 годах все монастыри были закрыты; некоторые из них поначалу продолжали существовать в виде трудовых артелей, а затем все оставшиеся насельники были изгнаны и, в большинстве случаев, репрессированы. В 1935 году СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о сооружении одновременно двух ГЭС, Рыбинской и Угличской, в этом же году развернулось строительство и начались подсобно-вспомогательные работы по подготовке строительной площадки. 13 апреля 1941 года на стройке в Переборах, под Рыбинском, был перекрыт последний проём плотины, и паводковые воды Волги, Шескны и Мологи, стали выходить из берегов, разливаться на пойму, подступая к городу Мологе и затопляя Молого-Шекснинское междуречье. Вместе с Мологой ушло под воду около 700 сел и деревень, сотни тысяч гектаров плодороднейшей пашни, знаменитые заливные луга, выпасы, зеленые дубравы, леса, памятники старины, культуры, уклада жизни наших далеких предков. Был затоплен и знаменитый Леушинский монастырь, который неоднократно посещал Иоанн Кронштадтский. Из Молого-Шекснинского междуречья принудительно выселены 130 тысяч жителей и 20 тысяч — из долины Верхней Волги. Город Молога, со своими 10 храмами, Афанасиевским монастырем и 294 последними жителями, стал русской Атлантидой. В 1947 г. чаша водохранилища заполнилась до проектного уровня и площадь зеркала составила 4550 кв. км.

http://patriarchia.ru/db/text/258103.htm...

В середине XVIII века монастырь переживает трудные времена, постройки его сильно к тому времени обветшали. Правда, с 1777 года при монастыре действовало духовное училище. В 1888 году отмечался 500-летний юбилей монастыря, что вызвало рост интереса к нему. Под наблюдением архитектора Ивана Павловича Машкова восстанавливается в первоначальном виде собор, реставрируются здания обители, на рубеже XIX-XX вв. в Борисоглебской обители провели большие ремонтные и реставрационные работы на средства Е. С. Ляминой - вдовы крупного фабриканта И. А. Лямина, основателя товарищества Покровской мануфактуры, а в 1902 году архитектором Петром Анисимовичем Ушаковым на пожертвования всё той же Ляминой строится Духовное правление. Стоит сказать, что до конца XIX века в монастыре вели рукописную летопись. После осенних событий 1917 года монастырская братия объединилась в артель, но уже в 1918 году монахов из Борисоглебского монастыря переводят в Николо-Пешношский монастырь Дмитровского уезда, а в нём разместились сёстры Турковицкого женского монастыря, эвакуированные с Западной Украины. В первой половине 1920-х гг. обитель ещё существовала, но это был уже женский монастырь, а не мужской, как прежде. В 1921 году к ним присоединились сёстры из Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины, изгнанные большевиками. В 1926 году Борисоглебский монастырь местная власть окончательно закрыла и отдала его здания для размещения на его территории экспозиции музея Дмитровского края. Его сотрудники во главе с директором К. А. Соловьёвым были грамотными и патриотично настроенными людьми; они делали всё от них зависящее для сохранения комплекса монастыря как памятника истории, культуры, архитектуры. Судьба большинства музейных работников оказалась трагичной; они были репрессированы и почти все погибли. В 1932 году музей был переведён в Успенский собор. В том же году в зданиях закрытой обители разместилось Управление канала Москва-Волга и ДМИТЛАГа. ДМИТЛАГ был одним из подразделений ГУЛАГа - Государственного управления лагерей.

http://sobory.ru/article/?object=00399

впервые опубликован в Спецвыпуске журнала «Фома» «Малые города – герои России» (2015, С. 116-119).   Реклама: С.69.   КУЛЬТУРА (раздел). – С.70-89.   Школа «Фомы». Книга: Камо грядеши . Роман-эпопея. [ Автор : Генрик Сенкевич (1846-1916). Классик польской литературы, автор исторических романов, лауреат Нобелевской премии по литературе 1905 года. Награду писателю присудили с формулировкой «За выдающиеся заслуги в области эпоса»; Время написания : 1894-1896; Название . В подлиннике роман носит латинское название «Quo vadis» - «Куда идешь». Русские переводчики озаглавили его по-церковнославянски – «Камо грядеши»; Замысел и и стория создания; Содержание ; Смысл романа ; Интере с ные факты. Подготовила Ася Занегина ]. Ил.: Портрет Генрика Сенкевича; Domine, quo vadis? Аннибале Карраччи, 1602; Одно из многочисленных современных изданий романа. (М.: Издательский дом «Ридерз Дайджест», 2011 г. - Серия «Шедевры мировой классики»); Светочи христианства (Факелы Нерона). Генрих Семирадский. 1882; Церковь «Domine, quo vadis?» в Риме, Италия; Кадр из фильма Ежи Кавалеровича «Quo vadis» (2001 г.)//Фома. - – август 2017. – С.70-71. – (раздел « Культура », рубрика « Школа “Фомы”. Книга »). Александр  Мраморнов Как Русская Церковь встретила русскую революцию? [Беседа с кандидатом исторических наук, доцентом, научным руководителем проекта по изданию документов Поместного Собора 1917-1918 гг. при Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре (Москва) Александром Игоревичем Мраморновым]. Беседовал Виталий  Каплан . Ил.: Выписка из метрической книги Рижского кафедрального собора. 1908; Церковно-приходская сельская школа. 1913; Предсоборное присутствие. 1906; Воспитанники детских садов Бауманского района Москвы с антирелигиозными плакатами на демонстрации. 1928//Фома. - – август 2017. – С.72-79. – (раздел « Культура »). Смотрите лекции Александра Мраморнова  на сайте  Академии «Фомы» academy.foma.ru. Вторая часть интервью с Александром Мраморновым – об избрании Патриарха Тихона, о гонениях большевиков на Церковь - будет опубликована в одном из ближайших номеров «Фомы».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-172-...

Семинария. Я так же окончил семинарию, как и вы, поэтому знаю, что такое саминария и академия - изнутри. Не делает семинария из мальчика мужчину! Это - МИФ! И не является семинария подибием армии. Это - МИФ!  Выпускники светских вузов более самостоятельны, деятельны и социализированы, чем наши семинаристы и академисты. И духовного опыта у вчерашних семинаристов и академистов - с горох. Настоящий духовный опыт обретается уже в процессе служения, а не в семинарии.  И еще раз подчеркну, что нет ничего исключительного в целибате! Целибат - это законная церконо-историческая а л ь т е р н а т и в а браку. И зачем ссылаться на решение Всероссийского Церковного Собора 1917–1918 гг. в вопросе о возрастном цензе, если можно что-то придумать н о в о е и с в е ж е е. Пора уже составлять канонические нормы исходя из современных реалий, а не жить постановлениями прошлого. Канонические нормы - это не догматы.  Игнатий, Москва 17 декабря 2010г. 14:50 Очень важный документ, но есть несколько замечаний.   Замечание1: сейчас кроме семинарий и академий есть ПСТГУ, РПИ имени св. апостола Иоанна Богослова и еще несколько православных институтов и университетов, которые официально входят в образовательную систему РПЦ. Хотелось бы, чтобы в этом документе наряду со словом «семинарский» и «духовная школа» было пояснение, что это касается и православных университетов и институтов, входящих в образовательную систему РПЦ. И еще, в отличие от семинарии, в ПСТГУ разница между обучением очным и заочным гораздо меньше (все равно студенты живут у себя дома) и, я думаю, что в дипломе ПСТГУ очном и заочном нет разницы. А кроме того, и в ПСТГУ и в некоторых семинариях, например Перервенской, есть еще вечерняя (очно-заочная форма), о которой в проекте ничего не говорится. Замечание2: в документе (в п.3.) написано: " должен прежде хиротонии получить полное семинарское или академическое образование " нет указаний на различие очного и заочного образования. Как это понимать? Здесь идет речь только про очное?

http://bogoslov.ru/article/1304139

Статья еще сильнее, чем обсуждение текста о месте соборов в системе церковного управления убеждает в наличии сильной тенденции к пересмотру всех решений и отказу от основных принципов Собора 17-18 года. На мой взгляд, люди, которые к этому стремятся не вполне понимают, что они делают. В частности, указывая, что " проходившие на почве зарождения русского парламентаризма в 1905-1906 гг., эти дискуссии невольно переносили своё понимание законодательного представительства (наподобие Государственной Думы тех лет) на действие принципа соборности в Церкви " , явно не учитывают, что их собственное видение принципа соборности определяется отнюдь не только церковной традицией, но привычными для них принципами управления, развившимися в нашем обществе в советскую и пост-советскую эпоху. Никита Дмитриев, Москва 27 февраля 2011г. 04:04 Благоуветливые словеса о единстве епископов с клириками и мирянами были бы правдой в одном случае - если бы епископы канонически избирались в епархиях этими самыми клириками и мирянами. Имеет ли смысл напоминать слова проф. Сагарды о том, что в первые века нашей эры избираемость епископов была самоочевидным фактом? Можно сколько угодно жонглировать цитатами и терминами, а задача ясна - выстроить вертикаль иерархической власти. Так ведь это у нас теперь называется? Сверхновый термин. Его даже покойный Патриарх Алексий II не знал. У нас нет другой канонической традиции, кроме той, которая была заложена Собором 1917-1918 гг. То, что существует сегодня - пусть сильно редуцированная, упрощенная и огрубленная, но её, этой самой традиции, форма. Нельзя терять то немногое, что мы имеем. А именно отказаться от нее фактически предлагает автор статьи. В условиях нашей церковной жизни понятие " совещательный голос " равняется абсолютному бесправию. У нас нет приходских реестров, вообще нет нормального приходского устройства, критериев членства в Церкви и соборности на епархиальном уровне как таковой - неужели целесообразно и на самом верху закрепить такое положение?

http://bogoslov.ru/article/1500086

Москва, 10 февраля, Благовест-инфо. Презентация трех изданий, вышедших в рамках проекта по изданию документов Священного Собора 1917-1918 гг., состоялась 7 февраля в Культурном центре «Покровские ворота». На вечере были представлены изданные в конце 2016 г. издательствами Новоспасского монастыря и «Спасское дело»: находящийся в печати 14-й том издания документов Священного Собора 1917-1918 гг. «Отдел о благоустроении прихода» (ответственный редактор — историк Алексей Беглов); монография протоиерея Максима Кокарева «История Самарской епархии в предсоборный период 1894-1917» и сборник сочинений протоиерея Валентина Свенцицкого «Церковь, народ и революция» (составитель – Сергей Чертков). Эти три книги объединяет тема «Епархия – приход – общество. Столетие 1917-2017» – так организаторы назвали презентацию. В начале встречи научный руководитель по изданию документов Священного Собора 1917-1918 гг. Александр Мраморнов рассказал о подготовке многотомного издания, осуществляемой Новоспасским ставропигиальным мужским монастырем к 100-летию Собора и к юбилею восстановления патриаршества в Русской Церкви. Период реализации этого беспрецедентного издательского проекта – 2012-2020 гг., запланировано 36 томов документов Собора, уже выпущено пять, не считая книг «на полях» проекта, о которых шла речь на презентации. Научно-редакционный совет возглавляет епископ Воскресенский Савва, доктор церковной истории, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря. По словам А. Мраморнова, каждый том соборных документов имеет предисловие и научные комментарии. Так, 14-й том, посвященный проблемам приходов, начинается с 80-страничного введения историка Алексея Беглова, которое можно считать настоящим «мини-исследованием» этой темы. Мраморнов полагает, что с ним важно ознакомиться не только специалистам по истории Церкви, но и входящим в Церковь, чтобы понять: «я пришел в православный приход – а что это вообще такое?» А. Беглов пояснил, что все документы, опубликованные в 14-м томе, были созданы в рамках Отдела по благоустроению приходов – так называлась одна из специальных комиссий Поместного Собора.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. С. Голованов. Фотография. 1921 г. Николай Семенович (9.01.1891, Москва - 28.08.1953, пос. Николина Гора Московской обл.), рус. дирижер, регент, композитор и пианист-аккомпаниатор. Родители Г.- выходцы из крестьян. В 1900-1909 гг. Г. учился в московском Синодальном уч-ще церковного пения (среди учителей - А. Д. Кастальский , В. С. Орлов , Н. М. Данилин , В. С. Калинников , П. Г. Чесноков ). В 1909-1914 гг. студент Московской консерватории по классу композиции (С. Н. Василенко) и специальной теории (А. А. Ильинский ). В 1909-1911 гг. регент хора при церкви Марфо-Мариинской обители милосердия. В 1910-1918 гг. помощник регента Синодального хора и преподаватель Синодального уч-ща (занятия ученических оркестра и хора, уставное пение и др. предметы); успешно выступал с хором в духовных концертах в Москве, Варшаве и Берлине (регент хора Данилин намеревался в 1917 передать Г. руководство хором). В 1917-1943 гг. постоянный аккомпаниатор певицы А. В. Неждановой (ставшей его женой). В 1919-1936 гг. (с вынужденным перерывом в 1928-1930) был дирижером, а в 1948-1953 гг.- главным дирижером Большого театра. В 1919-1925 и 1937-1948 гг. муз. руководитель оперной студии, организованной К. С. Станиславским. В 1937-1953 гг. главный дирижер и художественный руководитель Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета. В первые годы Великой Отечественной войны Г. создал из оставшихся в Москве музыкантов симфонический оркестр. В это же время отредактировал и исполнил не звучавшие в советское время увертюру «1812 год» и кантату «Москва» П. И. Чайковского и др. произведения патриотической тематики, а также впервые в СССР исполнил Третью симфонию и «Симфонические танцы» С. В. Рахманинова . Г.- 1-й исполнитель ряда значительных сочинений советских композиторов Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна и др. Несмотря на то что Г. занимал в советское время значительные посты, он не только сохранял верность Православию (в т. ч. в годы гонений на Церковь), но и подтверждал ее мн. делами: помогал материально архиеп. Трифону (Туркестанову) , с к-рым был знаком еще с детских лет, принимал участие в судьбе Данилина, Чеснокова, сохранил часть Синодальной певч. б-ки, нек-рые архивные раритеты (напр., автограф «Литургии» А. А. Алябьева ), ок. 200 икон и предметов церковного обихода.

http://pravenc.ru/text/165275.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИТАЛИЙ Виталий (Введенский), архиеп. Дмитровский. Фотография. 1946 г. (Архив ц. Воскресения Христова в Сокольниках) Виталий (Введенский), архиеп. Дмитровский. Фотография. 1946 г. (Архив ц. Воскресения Христова в Сокольниках) (Введенский Владимир Федорович; 8.07.1870, с. Песковатое Белёвского у. Тульской губ.- 25.03.1950, Москва), архиеп. Дмитровский. Из семьи диакона. В 1880-1890 гг. обучался в Тульском ДУ, затем в Тульской ДС, к-рую окончил по 1-му разряду. В 1890-1891 гг. работал сельским учителем, затем был рукоположен во диакона, 8 сент. 1891 г.- во иерея к храму белёвского Крестовоздвиженского жен. мон-ря Тульской епархии. В 1897 г. назначен делопроизводителем, затем председателем правления эмеритальной кассы духовенства Тульской епархии. С 1 февр. 1900 по 1 авг. 1902 г. являлся инспектором белёвского епарх. жен. уч-ща. С авг. 1903 г. преподавал Закон Божий в белёвском реальном уч-ще, с 1905 г. также в белёвской жен. гимназии. В 1907 г. назначен председателем совета белёвского епархиального жен. уч-ща. В 1917 г. свящ. Владимир был избран делегатом от духовенства Тульской епархии на Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. 27 мая 1918 г. вошел в состав Тульского епархиального совета, в том же году стал его председателем. 15 сент. 1919 г. принял монашество, был возведен в сан архимандрита, служил в белёвском в честь Преображения Господня муж. мон-ре . 15 авг. 1920 г. В. был хиротонисан во епископа Епифанского, викария Тульской епархии. В нач. июня 1922 г. стал председателем епархиального совета, созданного управляющим Тульской епархией Белёвским еп. сщмч. Игнатием (Садковским) . 18 июня 1922 г. в Тулу прибыл член обновленческого ВЦУ Владимир Красницкий , к-рый, вынудив еп. Игнатия отказаться от управления епархией, убедил В. присоединиться к обновленчеству и занять пост председателя обновленческого епархиального управления с титулом «епископ Тульский и Епифанский».

http://pravenc.ru/text/158832.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010