сб. «Старая Москва». Тогда же, в 1913-1914 гг., Готье-Дюфайе начал работу по фотографированию видов старой Москвы, положившую начало известной коллекции снимков. Впосл. она была передана в Румянцевский музей и названа его именем, большинство негативов хранится в фототеке Музея архитектуры (ГНИМА). После Октябрьской революции 1917 г. деятельность МАО и его комиссий приостановилась. Графиня Уварова эмигрировала. Заседания К. и. с. М. возобновились 14 янв. 1918 г. под председательством Готье-Дюфайе, вскоре также вынужденного эмигрировать из-за репрессий (его жена, Елена Андреевна, содержалась под арестом неск. месяцев). Место председателя занял А. М. Васнецов. 12 апр. 1919 г. по инициативе нового председателя МАО Д. Н. Анучина , а также Васнецова, Миллера и др. москвоведов было принято решение об организации Музея старой Москвы в здании бывш. Английского клуба на Тверской ул. Музей возглавляли: архитектор, реставратор, историк архитектуры Бондаренко, затем П. П. Муратов , с июня 1919 г. его главным хранителем стал Миллер - историк, археолог, секретарь К. и. с. М. с 1918 г., председатель с 1923 г. 12 янв. 1921 г. было утверждено Положение о музее, определяющее его задачи и структуру (подписано Миллером). Согласно Положению, музей основывался Отделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса в Москве и оставался в его ведении. Музеем управляла комиссия «Старая Москва», в к-рую должны были войти не только лица, знакомые с историей города, но и художники, библиотекари, архитекторы и т. д.; все предметы поступали в музей на пожертвования от частных или юридических лиц. Основу собрания составляли частные коллекции, переданные комиссии еще до революции,- это были коллекции П. А. Бурышкина, Н. С. Кокурина, С. Б. Алмазова, А. С. Андреева, Н. А. Шамина, П. Б. Юргенсона и др. собирателей. Кроме того, в его фонды были переданы материалы из Оружейной палаты , Третьяковской галереи , Румянцевского музея, Строгановского уч-ща, Музейного фонда и Книжного фонда РСФСР.

http://pravenc.ru/text/1841842.html

Большое влияние на экономическое развитие Л. о. оказало строительство новой столицы России - С.-Петербурга. В XVIII в. на территорию Л. о. переселялись русские крестьяне из различных регионов. Развивались земледелие, молочное животноводство, садоводство, их продукция реализовывалась на петербургском рынке. Население занималось отхожими промыслами. На территории Л. о. возникло большое количество дворянских усадеб (в XVIII в. их насчитывалось от 1,5 до 2,5 тыс.). Во 2-й пол. XVIII в., после издания манифестов Екатерины II Алексеевны 1762 и 1763 гг., разрешавших иностранцам селиться в России, в зап. районах Л. о. были основаны нем. колонии. В XVIII-XIX вв. строятся транспортные магистрали. Важная роль в организации торговли принадлежала водным путям: Староладожскому (построен в 1719-1731), Новоладожскому каналам (1861-1866), Мариинской (1799-1810) и Тихвинской (1802-1811) водным системам, соединившим Балтийское м. с бассейном Волги, Сайменскому каналу (1845-1856, соединил внутренние районы Финляндии с Финским зал.). Были проложены Московское (10-30-е гг. XIX в.) и Динабургское (30-е гг. XIX в.) шоссе. С сер. XIX в. осуществлялось железнодорожное строительство. По территории Л. о. прошла железнодорожная ветка С.-Петербург - Москва (открыта в 1851). Население Выборгской губ. во 2-й пол. XIX в. включилось в общий для Вел. княжества Финляндского процесс консолидации фин. нации, выражавшийся, в частности, в сокращении сферы использования швед. языка и росте этнического самосознания финнов. С кон. 1917 г. начали осуществляться советские преобразования. В зап. районах Л. о. в период гражданской войны, в 1919 г., шли бои между Красной Армией и наступавшей на Петроград армией ген. Н. Н. Юденича. Север Карельского перешейка был вовлечен в гражданскую войну в Финляндии (1918). В 1920 г. по Тартускому мирному договору правобережье р. Нарва с Ивангородом и прилегающими деревнями было передано независимой Эстонии (т. н. Эстонская Ингерманландия). 1 авг. 1927 г. была образована Л. о., объединившая Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую, Череповецкую и Мурманскую губернии (общая площадь 360,4 тыс. кв. км). В 1929 г. Великолуцкий окр. был передан из состава Л. о. в Западную обл. В дек. 1931 г. из состава Л. о. был выведен Ленинград, получивший статус города республиканского подчинения. В 1937 г. Череповец и 18 районов переданы Вологодской обл. В 1938 г. образована Мурманская обл., в 1944 г.- Новгородская и Псковская области.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

Александр Недоступ , врач-кардиолог, доктор медицинских наук, профессор, председатель «Общества православных врачей России». Мы узнавали их сами //Фома. – Спецвыпуск 2013/Романовы. – С.52-53. – (рубрика « Романовы и мы »). Дмитрий Володихин . Елизавета Федоровна. Княгиня милосердия . Фото 1890-е гг.//Фома. - Спецвыпуск 2013/Романовы. – С.54-55. – (раздел « Романовы »). Константин Мацан . Жизнь как «дорога, полная света». В чем загадка красоты великой княгини? Ил.: Елизавета Федоровна – настоятельница Марфо-Мариинской обители. 1915. Фото РИА Новости; Марфо-Мариинская обитель милосердия. - Спецвыпуск 2013/Романовы. – С.56-57. – (раздел « Романовы »). под фотографией «Марфо-Мариинская обитель милосердия. Москва, конец XIX века» неверная. Обитель была создана в 1907 году. Марфо-Мариинская обитель. Жизнь изнутри. Дело великой княгини . О сегодняшней жизни Марфо-Мариинской обители милосердия рассказывает настоятельница, инокиня Екатерина ( Позднякова ). Подготовила Алла Митрофанова . Фото Владимира Ештокина//Фома. - Спецвыпуск 2013/Романовы. – С.58-60,61. – (раздел « Романовы »). Материал включает развернутую информационную справку « Направления работы Марфо-Мариинской обители » (С.60,61). Екатерина Ерохина . Пасха сердца: почему «Белый цветок» нужен людям? [О традиции благотворительности и милосердия, существовавшей до 1917 года, и о том, как она продолжается в наши дни]. Фото Екатерины Степановой и документальные фото, около 1911//Фома. - Спецвыпуск 2013/Романовы. – С.62-65. – (раздел « Романовы »). Венценосная семья. Запечатленные мгновения . Подборка фотографий семьи последнего императора. Фото 1908-1915 гг. Вступление от Редакции//Фома. - Спецвыпуск 2013/Романовы. – С.66-71. – (раздел « Романовы »). Татьяна Манакова Джой. История царской собаки . Фото из семейного архива Романовых//Фома. - Спецвыпуск 2013/Романовы. – С.72-73. – (раздел « Романовы »). из авторов-составителей выпущенной к 400-летию начала царствования династии Романовых полной версии мемуаров баронессы Софьи Карловны Буксгевден (1883-1956) – фрейлины Александры Федоровны, которая рассталась с царской семьей в Екатеринбурге в мае 1918 года (в Ипатьевский дом ее не пустили), а после в эмиграции в Лондоне встретилась с собакой цесаревича Алексея – единственным выжившим свидетелем убийства царской семьи.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-spetsv...

2 Куусинен Отто Вильгельмович (Отто Вилле) (1881–1964) – родился в Финляндии, окончил историко-филологический факультет Хельсинкского университета (1905). В 1904 году вступил в социал-демократическую партию Финляндии, а через два года стал её лидером. В 1908–1917 гг. был депутатом финского сейма, принимал участие в Копенгагенском и Базельском Конгрессах II Интернационала. На выборах в июле 1908 года был избран в депутаты сейма (1908–1909 и 1911–1913). В 1918 году О. В. Куусинен был одним из высших лиц (уполномоченный по делам просвещения) в Народном Совете Финляндии. Когда стало очевидно, что гражданская война в Финляндии проиграна красными, бежал в РСФСР. Сразу же после начала Зимней войны О. Куусинен был назначен главой правительства «Финляндской Демократической Республики», от имени которого 2 декабря 1939 года подписал «Договор о взаимопомощи и дружбе» с Советским Союзом, несмотря на то, что его правительство не контролировало столицу Финляндии – Хельсинки. К концу войны, в связи с отказом Правительства СССР от планов захвата территории Финляндии, правительство Куусинена было распущено. После образования Карело-финской ССР летом 1940 года, включившей в себя бывшую Карельскую АССР, а также земли Западной Карелии, отошедшие к СССР, Куусинен был избран в Президиум Верховного Совета КФССР. В 1940–1958 годах Куусинен был заместителем председателя Президиума Верховного Совета СССР, а в период «оттепели» стал членом Академии наук СССР и был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Был старейшим по возрасту среди секретарей ЦК КПСС и членов его Президиума (Политбюро). Читать далее Источник: Собрание сочинений : в 12 томах/Г. П. Федотов ; [сост., примеч., вступ. ст.: С. С. Бычков]. - Москва : Мартис : SAM and SAM, 1996-./Т. 7: Статьи из журналов " Новая Россия " , " Новый Град " , " Современные записки " , " Православное дело " , из альманаха " Круг " , " Владимирского сборника " . - 2014. - 486 с./Доколе! После финляндской «победы» Сталина. 323-326 с. ISBN 978-5-905999-43-7

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Вот эта ссылка: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Книга VI: Деяния LXVI-LXXVII/Издание Соборного Совета (Москва, 1918) [репринт: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Т. 6: Деяния LXVI-LXXXII (М., 1996)] 36 (Деяние LXVII.35-37) Этот документ был официально опубликован Соборным Советом в Москве в 1918г., затем его переиздал Новоспасский монастырь по благословению Св.Патриарха Алексия II в 1996 году. Оригинал этого документа хранится в Государственном архиве РФ (ГАРФ) вместе с другими материалами работы Поместного Собора РПЦ 1917-1918гг. - Окружное Послание Св.Патриарха Тихона от 19.01.1918г., в котором он анафематствовал большевиков. Вот эта ссылка: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Книга VI: Деяния LXVI-LXXVII/Издание Соборного Совета (Москва, 1918) [репринт: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Т. 6: Деяния LXVI-LXXXII (М., 1996)] 4-5 (Деяние LXVI.6) или Послание Святейшаго Тихона, Патриарха всея России./Журнал " Бorocлobckiй Вестник " , издаваемый Московскою Духовною Академиею. - Сергиев Посад: " Типография И. И. Иванова " . - 1918. - Том I. - Январь-Февраль. - С. 74-76. (Ос. пагин.) И оригинал этого документа и его официальные публикации также хранятся в Государственном архиве РФ (ГАРФ) вместе с другими материалами работы Поместного Собора РПЦ 1917-1918гг. И потом, о подлинности этого документа свидетельствовал лично Св.Патриарх Тихон в своем официальном Заявлении в Верховный Суд РСФСР: «Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к Советской власти враждебно, причем враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям, как-то: обращение по поводу Брестского мира в 1918 году, анафематствование в том же году власти и, наконец, воззвание против Декрета об изъятии церковных ценностей в 1922 году.» (Из Заявления в Верховный Суд РСФСР от 16 июня 1923 года, опубликованного в газете «Известия» от 27 июня 1923 года) У вас есть основания не доверять Св.Патриарху Тихону?! Или Церковным изданиям РПЦ официально издававшим и переиздававшим вышеперечисленные документы Поместного Собора в 1918 и 1996 годах?! Тогда сходите сами в ГАРФ и лично удостоверьтесь во всей безосновательности подобных сомнений! Но, вам же ведь не нужна историческая правда, так ведь?! Поэтому, вы будете и дальше продолжать отрицать очевидное.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/05/28/os...

38. Бабкин М.А. Революционные празднества и Церковь. Апрель-май 1917//Посев. М., 2007. 5 (1556). С. 29–33. (0,5 п. л.) 39. Бабкин М.А. Была ли альтернатива действий у Святейшего синода Русской православной церкви в феврале-марте 1917 года?//Вестник Тверского государственного университета. Серия История. Тверь, 2007. 23 (51). С. 57–65. (0,70 п. л.) 40.Бабкин М.А. Поместный собор Русской православной церкви 1917–1918 гг. и «послереволюционная» судьба Николая II. (К 90-летию убийства Царской семьи)//Посев. М., 2008. 7 (1570). С. 13–16. (0,48 п. л.) 41. Бабкин М.А. События Первой русской революции и Святейший синод Российской православной церкви (1905–1906 гг.)//Уральский исторический вестник. Екатеринбург, 2008. 4 (21). С. 30–38. (1,0 п. л.) 42. Бабкин М.А. Ответ рецензенту//Посев. М., 2008. 12 (1575). С. 40–44. (0,60 п. л.) 43. Бабкин М.А. 2 (15) марта 1917 г.: явление иконы «Державной» и отречение от престола императора Николая II//Посев. М., 2009. 3 (1578). С. 21–24. (0,45 п. л.) 44. Бабкин М.А. Воззрения иерархов Русской православной церкви на миропомазание всероссийских императоров в царствование Николая II//Москва. М., 2009. 5. С. 229–233. (0,34 п. л.) 45. Бабкин М.А. Письма верноподданных государю Николаю II в заточении. (По материалам Государственного архива Российской Федерации)//Москва. М., 2009. 11. С. 238–240. (0,18 п. л.)   Рецензии 46. Бабкин М.А. [Рец. на кн.:] Романовы. Подвиг во имя любви. Сборник статей/Сост. В.П.Долматов, Л.А.Лыкова. М., Изд. дом Достоинство. 2010//Москва. М., 2010. 12. С. 228–231. (0,20 п. л.)   Публикации документов 47. Совет Московского университета и Февральская революция (2 марта 1917 г.)/Публ. и вводная статья М.А.Бабкина//Ломоносовские чтения. МГУ им. Ломоносова. ИППК. Научная конференция. Ноябрь 2004. М., 2005. С. 362–366. (0,2 п. л.) 48. Телеграммы председателю Государственной думы М.В. Родзянко собраний духовенства Российской православной церкви (весна 1917 г.)/Публ., вводная статья и комментарии М.А.Бабкина//Клио. СПб., 2006. 2 (33). С. 80–90. (1,2 п. л.)

http://bogoslov.ru/person/213987

отца нашего Пахомия Великого. М., 1906; Проповеди. М., 1912. 2 вып.; Беседа о великой важности для христианина быть верным всегда и во всем Христову закону. Саратов, 1915; Великое светило Египта: Полное жизнеописание прп. Пахомия Великого, сост. по древним рукописям. М., 2002. Ист.: Беликов Д., прот. Проповеди преосв. Палладия, еп. Пермского и Соликамского. Вып. I и II//ПрибЦВед. 1912. 41. С. 1670-1674; В подвиге пастырства: Обозрение деятельности преосв. еп. Палладия за 1915 г. Саратов, 1916; Саратовская епархия в 1916 г.//Саратовские ЕВ. 1917. Офиц. отд. 3. С. 87-97; 6. С. 196-202; Борис (Соколов), архим. По поводу церковного соблазна в Саратовской епархии//Там же. 10/11. С. 340-344; Дело еп. Палладия//РиЦ. 1919. 3/5. С. 39-44; Документы Свящ. Собора Правосл. Российской Церкви, 1917-1918 гг./Отв. ред.: А. И. Мраморнов. М., 2013. Т. 2. С. 520, 582; Т. 4. С. 53, 115-118, 168, 249-250. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 334-335; Воробьёв М., прот. Православное краеведение: Очерки церк. истории Вольска и Саратовского края. М., 2002. С. 85-86; Казакевич А. Н. Богослужение//Правосл. Москва в 1917-1921 гг. Сб. док-тов и мат-лов. М., 2004. С. 404, 652; Мраморнов А. И. Духовная семинария в России начала XX века: кризис и возможности его преодоления. Саратов, 2007; Рогозный П. Г. Церковная революция 1917 г. СПб., 2008. С. 89-92; Соколов А. В. Государство и Правосл. церковь в России, февр. 1917 - янв. 1918 гг. СПб., 2015. С. 327-328; Круглик Ал., прот., Крестников Ю. В. Новоспасский монастырь: страницы истории: Ист. очерк. М., 2018. С. 486-492. А. И. Мраморнов Рубрики: Ключевые слова: ДЕНИСОВ Леонид Иванович [в монашестве Арсений, еп. Каширский, вик. Московской епархии] (1866-1942), духовный писатель, церковный историк ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИСИДОР (Богоявленский Иван Яковлевич; 1879-1949), еп. Таллинский и Эстонский, духовный писатель, педагог, богослов ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/2578735.html

Большой интерес аудитории и оживленную дискуссию вызвал доклад протоиерея Георгия Митрофанова (СПбДА), посвященный осмыслению русскими философами духовно-религиозных предпосылок коммунистической революции. Раскрытие темы духовно-нравственного состояния российского общества накануне и в годы революции было продолжено в докладе кандидата богословия А.А. Кострюкова (ПСТГУ), посвященного положению православного военного духовенства в революционную эпоху. Петербургский историк кандидат исторических наук П.Г. Рогозный (ИИ РАН) проанализировал в своем докладе вызванные Февральской революцией перемены в строе епархиального управления, смещения высших иерархов и другие явления церковной жизни в марте-августе 1917 г., получившие в исторической литературе наименование «церковной революции». Доклад кандидата филологических наук А.Г. Кравецкого (ИРЯ РАН) был посвящен некоторым деталям истории появления декрета Совета Народных Комиссаров «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» 20 января (2 февраля) 1918 г. Тематика и проблематика большинство других докладов была связана с Поместным Собором 1917-1918 гг. Протоиерей Валентин Асмус ( МДА , ПСТГУ) посвятил свое выступление истории и результатам обсуждения календарного вопроса на Соборе, отношению к нему святителя Патриарха Тихона, обновленческим попыткам реформы церковного календаря. Обсуждение проблем высшего богословского образования на Соборе стало темой доклада кандидата исторических наук, магистра богословия Н.Ю. Суховой (ПСТГУ). Кандидат исторических наук, кандидат богословия иерей Илья Соловьев (Москва, Общество любителей церковной истории) проанализировал аргументы сторонников и противников восстановления Патриаршества, высказанные на Поместном Соборе и в ходе предсоборной дискуссии. Восприятию богословами русской эмиграции Поместного Собора 1917-1918 гг. был посвящен доклад кандидата философских наук католического священника Иакинфа Дестивеля (Париж, Центр «Истина»). Н.А. Кривошеевой (ПСТГУ) был предложен обстоятельный обзор источников личного происхождения, в которых получили отражение деяния Поместного Собора.

http://patriarchia.ru/db/text/327364.htm...

Она же принимала участие в создании Женского Богословского института. Здесь совершали Богослужения великие московские первосвятители-митрополиты: святитель Филарет (Дроздов), священномученик Владимир (Богоявленский) и святитель Макарий (Парвицкий - Невский), а также митрополит Трифон (князь Туркестанов), тогда епископ Дмитровский, и епископ Серпуховский Анастасий (Грибановский), будущий глава Русской Зарубежной Церкви. Особенно памятно для храма Всемилостивого Спаса имя святителя Тихона (Белавина), патриарха Московского и Всероссийского. В 1917 г., еще будучи митрополитом Московским, святитель Тихон совместно с игуменией Ниной трудился по проблеме съездов монашествующих в дни перед открытием Великого Поместного Собора 1917-1918 гг. Неоднократно служил святитель Тихон в храме Всемилостивого Спаса, будучи патриархом Московским и Всероссийским. Достоверно известно об его служениях в воскресение 22 июля (4 августа) 1918 г., во вторник 1(14) августа 1923 г. и в четверг 24 октября (6 ноября) 1924 г. После упразднения Скорбященского монастыря в 1918 году, его монахини во главе с игуменией Ниной (Волковой) создали общину при храме Всемилостивого Спаса и производственную артель, которые просуществовали до 1929 г. 15 января 1929 г. Президиум Моссовета принял решение о закрытии храма Всемилостивого Спаса, и 15 марта 1929 г. здание собора было передано Университету Промысловой кооперации. 7 августа 1929 г. Президиум Моссовета принял решение о сносе зданий бездействующих церквей б. Скорбященского монастыря (кроме собора Всемилостивого Спаса). Многие монахини были репрессированы, некоторые расстреляны. Одна из них - преподобномученица Екатерина (Константинова) - причислена к лику святых. Монастырь подвергся разрушению. Уничтожены все его храмы, кроме одного, перестроено здание Женского училища (Богословского института), монастырское кладбище стерто до основания. Ныне сохранились только изуродованный главный соборный храм Всемилостивого Спаса, часовня-усыпальница А.А. Смирновой (монахини Рафаилы), трапезный корпус, а также фрагменты ограды и врат.

http://sobory.ru/article/?object=24185

Потом и кровью добытые Гроши вдовьи, Про черный день Да на помин души Отложенные. Почему - " подпольная " Москва? Потому, наверное, что Москва сильных, Москва революционная, не молится о своем Государе. Здесь молящиеся христиане - контр-революционное подполье. О такой Москве мы можем найти строки в дневниковой прозе Цветаевой тех лет ( " Воин Христов " ). Заметим, в этой связи, что для того, чтобы наиболее полно понять то или иное стихотворение Цветаевой, его необходимо рассматривать в контексте всего ее творчества данного периода, в связи с ее прозой, дневниками, письмами - все созданное ею позволяет составить целостную картину жизни души поэта. Одновременно с созданием стихотворений книги " Лебединый стан " , в 1917 - 1918 гг. Цветаева делает дневниковые записи. В них мы можем найти ценнейшие для нас свидетельства о событиях тех лет и отношение поэта к ним. Среди ее дневниковой прозы особенно выделяются: " Октябрь в вагоне " , " Вольный проезд " , " Расстрел царя " и " Воин Христов " . Для понимания духа лирики часто бывает очень важно определить ее направленность, в частности, с помощью установления адресата. Это не только помогает нам расширить границы нашего восприятия смысла произведения, но и более полно представить себе внутренний мир поэта. Адресатами " Лебединого стана " , определяющими лирическое движение книги, становятся: Бог, Царь, Церковь, православная Россия, добровольцы как ее часть, Москва как самый дорогой поэту город, близкие поэту люди. Обращение к ним не ограничивается одной только книгой " Лебединый стан " , существует много стихотворений, не включенных в нее, но близких к ней по своим образам и мотивам. И в дальнейшем в своем творчестве Цветаева будет неоднократно обращаться к теме Белой России, особенно в книге " Ремесло " , а также поэмах. Но главным героем, " Ангелом и Воином " , " Белым лебедем " , олицетворявшим Белое воинство, был ее муж - С.Я.Эфрон. Ему предпослано стихотворение, послужившее эпиграфом к " Лебединому стану " : " На кортике своем: Марина... " . В верности и соратничестве ему видит Марина Цветаева свой долг.

http://pravoslavie.ru/jurnal/21.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010