Предсоборное присутствие 1906 года созывалось с целью подготовки первого за два столетия Поместного Собора Русской Православной Церкви, который в итоге состоялся в 1917-1918 гг. Материалы совещательного церковного органа были изданы единственный раз – в 1906-1907 гг. и давно стали библиографической редкостью. В настоящее время в связи с актуализацией для Русской Православной Церкви решений Собора 1917-1918 гг. важным для интеллектуального процесса в церковно-научной среде является распространение материалов Собора и органов, ему предшествовавших. Именно для этих целей осуществлено переиздание трудов Предсоборного присутствия, памятник воспроизведен в своем исходном виде в современной орфографии. Издательство Новоспасского монастыря – Общество любителей церковной истории, Москва, 2014 «Четыре Книги Маккавеев» Перевод с древнегреческого, введение и комментарии Н.В. Брагинской, А.Н. Коваля, А.И. Шмаиной-Великановой; под общ. ред. Н.В. Брагинской; научный редактор М. Туваль Книги Маккавеев являются важнейшими источниками по истории евреев и иудаизма. Первые две книги рассказывают о том, как гонения на веру Израиля привели к восстанию, а восстание – к обретению Иудеей независимости. В третьей и четвёртой рассказываются по преимуществу истории символические, и перед читателем предстает понимание евреями своей истории как в эпоху национального подъема, военного и дипломатического триумфа, так и во времена жизни в рассеянии, когда уже не было ни родной земли, ни Храма, а только следование Торе, пусть даже ценой жизни. Книги Маккавеев повествуют о событиях, непосредственно предшествовавших появлению в Земле Израиля христианства, и проливают свет на многие аспекты библейской религии, получившие в нём своё развитие. Эти книги сохранены христианами и оказали большое влияние на европейскую культурную традицию. Протестанты относят все Маккавейские книги к апокрифам. Католики включают в Ветхий Завет Первую и Вторую книги, православные – Первую, Вторую и Третью, Четвёртую все числят среди апокрифов.

http://pravmir.ru/6-knig-yanvarya/

Разрушение старого мира происходило при деятельном участии руководителей молодого советского государства и лично Владимира Ильича. По воспоминаниям коменданта Кремля Малькова, Ленин собственными руками накинул петлю на памятник, установленный на месте убийства Великого князя Сергея Александровича, и поучаствовал в его низвержении. «Мы снесли весь этот хлам, — заявил Ленин, довольный результатами своего труда, — и воздвигнем в Москве и других городах Советской России памятники Марксу, Энгельсу, Марату, Робеспьеру, героям Коммуны и нашей революции». С завидным энтузиазмом и педантичностью разрушались любые свидетельства о «добром Царе»: в Москве, Киеве, Самаре, Пскове, Петрозаводске, Рыбинске, в других городах и селах за несколько месяцев 1917—1918 гг. были разрушены практически все памятники Александру II. Мертвящим канцелярским холодом веет от слов протокола заседания исполкома Петрозаводского горсовета о снятии памятников Петру I и Александру II: «8 августа 1918 г. Слушали: 1) вопрос о сдаче памятников Александра II и Петра I в музей. Постановили: а) поручить строительно-технической комиссии разработать план снятия памятников и привести его в исполнение в самом ближайшем будущем, б) после снятия памятников привести их в негодный вид, использовав материал для новой отливки и в) пьедестал закрыть». Обращение к собственной истории — не всегда значит перелистывание ее славных страниц; порой за содеянное предшественниками становится стыдно и горько. Разрушение памятников — это нечто жуткое, нечто похожее на самоубийство, только уничтожается в таком случае не человеческая жизнь, но человеческая память, память целых поколений. Но, слава Богу, у нас есть возможность исправлять ошибки: восстановление поруганных и разрушенных памятников и святынь есть знак покаяния в содеянном. Несколько дней назад, 1 июня в Санкт-Петербурге на Ломоносовской улице, рядом с главным городским управлением Центробанка, торжественно открыли бронзовый бюст Императору Александру II. Сегодня открывается и освящается памятник у храма Христа Спасителя в Москве.

http://patriarchia.ru/db/text/21865.html

Донская икона Божией Матери. 1918–1919 гг. Иконописец В. А. Комаровский Донская икона Божией Матери. 1918–1919 гг. Иконописец В. А. Комаровский Ростов и Ярославль для знакомства с памятниками древней архитектуры и искусства. В 1913-1915 гг. при участии Стеллецкого создал иконостас для ц. прп. Сергия Радонежского на Куликовом поле (с. Буйцы Епифанского у. Тульской губ.). По восторженным отзывам современников, это был художественный ансамбль, стилистически связанный с архитектурой храма, построенного в 1914-1917 гг. (освящен в 1918) по проекту Щусева в традициях древнерус. зодчества. Кисти К. принадлежала большая часть икон деисусного чина и местного ряда. Работа получила высокую оценку близкого друга К. и заказчика гр. Ю. А. Олсуфьева , строгого ценителя искусства, исследователя древнерус. живописи: «Сегодня открыли иконы. Поражены красотой» ( Комаровская. 1993. С. 245). Храмовый поясной образ прп. Сергия Радонежского из этой церкви - образец канонической иконописи, ориентированный на творческое переосмысление древнерус. художественных традиций. До 80-х гг. XX в. икона хранилась в собрании Е. П. Васильчиковой (Москва), затем была пожертвована владелицей в церковь с. Монастырщина близ Куликова поля. Остальные иконы этого иконостаса утрачены. Портрет гр. Ю. А. Олсуфьева. 1924–1925 гг. (частное собрание) Портрет гр. Ю. А. Олсуфьева. 1924–1925 гг. (частное собрание) В начале первой мировой войны К. находился на Кавказе, где участвовал в работе Всероссийского земского союза, занимаясь организацией лазаретов для раненых. В 1915 г. по заказу гр. Олсуфьева написал для Успенской ц. рус. Ольгина мон-ря близ Мцхеты (Грузия) большие иконы Спасителя и Божией Матери (местонахождение неизв.). После Октябрьского переворота некоторое время жил в подмосковном имении Самариных Измалкове, близ ст. Переделкино. Учительствовал в сельской школе, писал портреты местных крестьян. В 1918-1919 гг. (по др. сведениям, в 1921-1923) для деревянной кладбищенской часовни близ Переделкина им была создана больших размеров Донская икона Божией Матери - суровый и трагический образ послереволюционной эпохи, одна из лучших икон XX в. в истории рус. искусства (ныне в Покровской ц. московского Данилова мон-ря).

http://pravenc.ru/text/1841826.html

Вот эта ссылка: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Книга VI: Деяния LXVI-LXXVII/Издание Соборного Совета (Москва, 1918) [репринт: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Т. 6: Деяния LXVI-LXXXII (М., 1996)] 36 (Деяние LXVII.35-37) Этот документ был официально опубликован Соборным Советом в Москве в 1918г., затем его переиздал Новоспасский монастырь по благословению Св.Патриарха Алексия II в 1996 году. Оригинал этого документа хранится в Государственном архиве РФ (ГАРФ) вместе с другими материалами работы Поместного Собора РПЦ 1917-1918гг. - Окружное Послание Св.Патриарха Тихона от 19.01.1918г., в котором он анафематствовал большевиков. Вот эта ссылка: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Книга VI: Деяния LXVI-LXXVII/Издание Соборного Совета (Москва, 1918) [репринт: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Т. 6: Деяния LXVI-LXXXII (М., 1996)] 4-5 (Деяние LXVI.6) или Послание Святейшаго Тихона, Патриарха всея России./Журнал " Бorocлobckiй Вестник " , издаваемый Московскою Духовною Академиею. - Сергиев Посад: " Типография И. И. Иванова " . - 1918. - Том I. - Январь-Февраль. - С. 74-76. (Ос. пагин.) И оригинал этого документа и его официальные публикации также хранятся в Государственном архиве РФ (ГАРФ) вместе с другими материалами работы Поместного Собора РПЦ 1917-1918гг. И потом, о подлинности этого документа свидетельствовал лично Св.Патриарх Тихон в своем официальном Заявлении в Верховный Суд РСФСР: «Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к Советской власти враждебно, причем враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям, как-то: обращение по поводу Брестского мира в 1918 году, анафематствование в том же году власти и, наконец, воззвание против Декрета об изъятии церковных ценностей в 1922 году.» (Из Заявления в Верховный Суд РСФСР от 16 июня 1923 года, опубликованного в газете «Известия» от 27 июня 1923 года) У вас есть основания не доверять Св.Патриарху Тихону?! Или Церковным изданиям РПЦ официально издававшим и переиздававшим вышеперечисленные документы Поместного Собора в 1918 и 1996 годах?! Тогда сходите сами в ГАРФ и лично удостоверьтесь во всей безосновательности подобных сомнений! Но, вам же ведь не нужна историческая правда, так ведь?! Поэтому, вы будете и дальше продолжать отрицать очевидное.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/05/28/os...

отца нашего Пахомия Великого. М., 1906; Проповеди. М., 1912. 2 вып.; Беседа о великой важности для христианина быть верным всегда и во всем Христову закону. Саратов, 1915; Великое светило Египта: Полное жизнеописание прп. Пахомия Великого, сост. по древним рукописям. М., 2002. Ист.: Беликов Д., прот. Проповеди преосв. Палладия, еп. Пермского и Соликамского. Вып. I и II//ПрибЦВед. 1912. 41. С. 1670-1674; В подвиге пастырства: Обозрение деятельности преосв. еп. Палладия за 1915 г. Саратов, 1916; Саратовская епархия в 1916 г.//Саратовские ЕВ. 1917. Офиц. отд. 3. С. 87-97; 6. С. 196-202; Борис (Соколов), архим. По поводу церковного соблазна в Саратовской епархии//Там же. 10/11. С. 340-344; Дело еп. Палладия//РиЦ. 1919. 3/5. С. 39-44; Документы Свящ. Собора Правосл. Российской Церкви, 1917-1918 гг./Отв. ред.: А. И. Мраморнов. М., 2013. Т. 2. С. 520, 582; Т. 4. С. 53, 115-118, 168, 249-250. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 334-335; Воробьёв М., прот. Православное краеведение: Очерки церк. истории Вольска и Саратовского края. М., 2002. С. 85-86; Казакевич А. Н. Богослужение//Правосл. Москва в 1917-1921 гг. Сб. док-тов и мат-лов. М., 2004. С. 404, 652; Мраморнов А. И. Духовная семинария в России начала XX века: кризис и возможности его преодоления. Саратов, 2007; Рогозный П. Г. Церковная революция 1917 г. СПб., 2008. С. 89-92; Соколов А. В. Государство и Правосл. церковь в России, февр. 1917 - янв. 1918 гг. СПб., 2015. С. 327-328; Круглик Ал., прот., Крестников Ю. В. Новоспасский монастырь: страницы истории: Ист. очерк. М., 2018. С. 486-492. А. И. Мраморнов Рубрики: Ключевые слова: ДЕНИСОВ Леонид Иванович [в монашестве Арсений, еп. Каширский, вик. Московской епархии] (1866-1942), духовный писатель, церковный историк ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИСИДОР (Богоявленский Иван Яковлевич; 1879-1949), еп. Таллинский и Эстонский, духовный писатель, педагог, богослов ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/2578735.html

Большой интерес аудитории и оживленную дискуссию вызвал доклад протоиерея Георгия Митрофанова (СПбДА), посвященный осмыслению русскими философами духовно-религиозных предпосылок коммунистической революции. Раскрытие темы духовно-нравственного состояния российского общества накануне и в годы революции было продолжено в докладе кандидата богословия А.А. Кострюкова (ПСТГУ), посвященного положению православного военного духовенства в революционную эпоху. Петербургский историк кандидат исторических наук П.Г. Рогозный (ИИ РАН) проанализировал в своем докладе вызванные Февральской революцией перемены в строе епархиального управления, смещения высших иерархов и другие явления церковной жизни в марте-августе 1917 г., получившие в исторической литературе наименование «церковной революции». Доклад кандидата филологических наук А.Г. Кравецкого (ИРЯ РАН) был посвящен некоторым деталям истории появления декрета Совета Народных Комиссаров «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» 20 января (2 февраля) 1918 г. Тематика и проблематика большинство других докладов была связана с Поместным Собором 1917-1918 гг. Протоиерей Валентин Асмус ( МДА , ПСТГУ) посвятил свое выступление истории и результатам обсуждения календарного вопроса на Соборе, отношению к нему святителя Патриарха Тихона, обновленческим попыткам реформы церковного календаря. Обсуждение проблем высшего богословского образования на Соборе стало темой доклада кандидата исторических наук, магистра богословия Н.Ю. Суховой (ПСТГУ). Кандидат исторических наук, кандидат богословия иерей Илья Соловьев (Москва, Общество любителей церковной истории) проанализировал аргументы сторонников и противников восстановления Патриаршества, высказанные на Поместном Соборе и в ходе предсоборной дискуссии. Восприятию богословами русской эмиграции Поместного Собора 1917-1918 гг. был посвящен доклад кандидата философских наук католического священника Иакинфа Дестивеля (Париж, Центр «Истина»). Н.А. Кривошеевой (ПСТГУ) был предложен обстоятельный обзор источников личного происхождения, в которых получили отражение деяния Поместного Собора.

http://patriarchia.ru/db/text/327364.htm...

Начистоту: Разлюбил или не успел полюбить? /Рассказывает рок-музыкант Евгений Федоров , который, придя в Церковь, в итоге из нее ушел; Подготовила Анна Ершова. Редакция благодарит священников Константина Слепинина и Александра Рябкова за помощь в подготовке материала. Фото Натальи Кувановой, Андрея Петрова//Фома. - – март 2008. – С.46-48. – (рубрика « Начистоту »). Имеется краткая биографическая справка « Евгений Федоров …» (С.47). Игумен Сергий ( Рыбко ), настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище (Москва). Необходимость подвига. Ответ Евгению Федорову /Подготовили Елизавета Киктенко и Алексей Соколов//Фома. - – март 2008. – С.49. – (рубрика « Начистоту »). Имеется краткая биографическая справка « Игумен Сергий (Рыбко)… » (С.49). Числа: Март (рассказы о новомучениках российских, дни памяти которых отмечаются в марте)/Подготовила Екатерина Прогнимак //Фома. - – март 2008. – С.50-51. – (рубрика « Числа »). Представлены: Священномученик Сергий и мученица Варвара ( Лосевы – 7 марта ; храма Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне (Москва)/арестован в 1937 – умер в лагере в 1942 г./и его жена – матушка Варвара/арестована в 1937 , расстреляна 7 марта 1938 года на Бутовском полигоне (Москва)/. Священномученик Василий ( Малахов – 24 марта ; Василий Малахов - преподаватель истории и сравнительного богословия Волынской духовной семинарии, с 1926 года – сельский священник в Белоруссии. Арестован в 1927, в 1928 году приговорен к трем годам ссылки. В 1936 году снова арестован и сослан. Скончался в ссылке в городе Каргополе Архангельской области (1936 год). Священномученик Михаил ( Околович - 26 марта . Михаил Околович (1888-1938), кандидат богословия, служил в Иркутской епархии, был делегирован на Поместный собор 1917-1918 гг., участвовал в выборах патриарха; подвергался арестам в 1921,1925,1933 гг., расстрелян 26 марта 1938 года. Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва) www.fond.ru. Тайный «монастырь». Памяти преподобномученицы Анны ( Благовещенской – 11 марта. Фото из архива автора//Фома. - – март 2008. – С.52. – (рубрика « Числа »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-59-m...

Она же принимала участие в создании Женского Богословского института. Здесь совершали Богослужения великие московские первосвятители-митрополиты: святитель Филарет (Дроздов), священномученик Владимир (Богоявленский) и святитель Макарий (Парвицкий - Невский), а также митрополит Трифон (князь Туркестанов), тогда епископ Дмитровский, и епископ Серпуховский Анастасий (Грибановский), будущий глава Русской Зарубежной Церкви. Особенно памятно для храма Всемилостивого Спаса имя святителя Тихона (Белавина), патриарха Московского и Всероссийского. В 1917 г., еще будучи митрополитом Московским, святитель Тихон совместно с игуменией Ниной трудился по проблеме съездов монашествующих в дни перед открытием Великого Поместного Собора 1917-1918 гг. Неоднократно служил святитель Тихон в храме Всемилостивого Спаса, будучи патриархом Московским и Всероссийским. Достоверно известно об его служениях в воскресение 22 июля (4 августа) 1918 г., во вторник 1(14) августа 1923 г. и в четверг 24 октября (6 ноября) 1924 г. После упразднения Скорбященского монастыря в 1918 году, его монахини во главе с игуменией Ниной (Волковой) создали общину при храме Всемилостивого Спаса и производственную артель, которые просуществовали до 1929 г. 15 января 1929 г. Президиум Моссовета принял решение о закрытии храма Всемилостивого Спаса, и 15 марта 1929 г. здание собора было передано Университету Промысловой кооперации. 7 августа 1929 г. Президиум Моссовета принял решение о сносе зданий бездействующих церквей б. Скорбященского монастыря (кроме собора Всемилостивого Спаса). Многие монахини были репрессированы, некоторые расстреляны. Одна из них - преподобномученица Екатерина (Константинова) - причислена к лику святых. Монастырь подвергся разрушению. Уничтожены все его храмы, кроме одного, перестроено здание Женского училища (Богословского института), монастырское кладбище стерто до основания. Ныне сохранились только изуродованный главный соборный храм Всемилостивого Спаса, часовня-усыпальница А.А. Смирновой (монахини Рафаилы), трапезный корпус, а также фрагменты ограды и врат.

http://sobory.ru/article/?object=24185

Потом и кровью добытые Гроши вдовьи, Про черный день Да на помин души Отложенные. Почему - " подпольная " Москва? Потому, наверное, что Москва сильных, Москва революционная, не молится о своем Государе. Здесь молящиеся христиане - контр-революционное подполье. О такой Москве мы можем найти строки в дневниковой прозе Цветаевой тех лет ( " Воин Христов " ). Заметим, в этой связи, что для того, чтобы наиболее полно понять то или иное стихотворение Цветаевой, его необходимо рассматривать в контексте всего ее творчества данного периода, в связи с ее прозой, дневниками, письмами - все созданное ею позволяет составить целостную картину жизни души поэта. Одновременно с созданием стихотворений книги " Лебединый стан " , в 1917 - 1918 гг. Цветаева делает дневниковые записи. В них мы можем найти ценнейшие для нас свидетельства о событиях тех лет и отношение поэта к ним. Среди ее дневниковой прозы особенно выделяются: " Октябрь в вагоне " , " Вольный проезд " , " Расстрел царя " и " Воин Христов " . Для понимания духа лирики часто бывает очень важно определить ее направленность, в частности, с помощью установления адресата. Это не только помогает нам расширить границы нашего восприятия смысла произведения, но и более полно представить себе внутренний мир поэта. Адресатами " Лебединого стана " , определяющими лирическое движение книги, становятся: Бог, Царь, Церковь, православная Россия, добровольцы как ее часть, Москва как самый дорогой поэту город, близкие поэту люди. Обращение к ним не ограничивается одной только книгой " Лебединый стан " , существует много стихотворений, не включенных в нее, но близких к ней по своим образам и мотивам. И в дальнейшем в своем творчестве Цветаева будет неоднократно обращаться к теме Белой России, особенно в книге " Ремесло " , а также поэмах. Но главным героем, " Ангелом и Воином " , " Белым лебедем " , олицетворявшим Белое воинство, был ее муж - С.Я.Эфрон. Ему предпослано стихотворение, послужившее эпиграфом к " Лебединому стану " : " На кортике своем: Марина... " . В верности и соратничестве ему видит Марина Цветаева свой долг.

http://pravoslavie.ru/21.html

Тучков всячески пытался организовать поддержку архиепископу Григорию со стороны епископов и видных церковный деятелей, прекрасно понимая, что права архиепископа совсем зыбкие. Он надеялся, что, чем дольше продлится замешательство, тем глубже будет раскол и скорее развалится Церковь . В конце 1925 г. из Соловецкого концлагеря в ярославскую тюрьму был переведен архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) , авторитет которого в Церкви был исключительно велик. Ему было устроено свидание с переметнувшимся к обновленцам бывшим епископом Гервасием, оказавшимся на короткий срок в изоляторе. В разговоре, состоявшем из взаимных обвинений, архиепископ Иларион сказал, что скорее сгниет в тюрьме, чем изменит православию и пойдет к обновленцам. Тогда сотрудник ГПУ принимается за «обработку» владыки Илариона, пытаясь склонить его к поддержке «григорьевцев». В изоляторе узнику устраивают более сносную жизнь, чем на Соловках: разрешают читать святоотеческие книги, писать и передавать на волю тетрадки со своими записями. Сотрудник ГПУ то обещал ему свободу: «Вас Москва любит, вас Москва ждет», то запугивал: «А какой срок у вас? Три года? Для Илариона три года! Так мало». Не запугивания и лесть, а неосведомленность архиепископа Илариона во всех перипетиях, связанных с выступлением «григорьевцев» против Заместителя Местоблюстителя, могла повлиять на его решения. 26 февраля архиепископ Иларион пишет из заключения митрополиту Сергию: «Для меня затруднительно суждение о частностях и подробностях этой жизни, но, думаю, общая линия церковной жизни – и ее недостатки, и ее болезни мне известны. Главный недостаток... это отсутствие в нашей Церкви Соборов. Церковная практика, включая и постановления Собора 1917–1918 гг., к этим новым условиям не приспособлена, так как она образовалась в иных исторических условиях. Положение значительно осложнилось со смертью Святейшего Патриарха Тихона. Вопрос о местоблюстительстве... тоже сильно запутан, церковное управление в полном расстройстве. Не знаю, есть ли среди нашей иерархии и вообще среди сознательных членов Церкви такие наивные и близорукие люди, которые имели бы нелепые иллюзии о реставрации и свержении советской власти и т. п., но думаю, что все желающие блага Церкви сознают необходимость Русской Церкви устраиваться в новых исторических условиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010