В Москве представлен Трехтомник произведений священномученика Владимира (Богоявленского) Москва, 11 марта 2009 г. Три тома произведений священномученика Владимира (Богоявленского; 1848-1918), выпущенные в год 90-летия его гибели тверским издательством «Булат», были представлены в Москве, сообщает Благовест-инфо . Презентация состоялась в рамках научной конференция «Политические репрессии против духовенства и мирян в России ХХ века», которая прошла 10 марта в Институте российской истории РАН. Издание представил его редактор – секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Максим Максимов. Митрополит Киевский Владимир был первым из русских архиереев новой эпохи гонений, кто принял мученический венец – большевики зверски убили его у стен Киево-Печерской лавры 25 января 1918 г. За 17 лет, прошедших со дня его канонизации, ни одно церковное издательство не опубликовало «фактически ничего из его многочисленных трудов», с сожалением констатировал отец Максим. Он напомнил, что в Деяниях Архиерейского собора 1992 г., прославившего митрополита Владимира, прямо говорится о необходимости опубликовать его житие и творения, что не было исполнено. «Такое удручающее равнодушие» свидетельствует о том, «как сегодня российским обществом востребован подвиг новомучеников и исповедников российских», полагает сотрудник Комиссии по канонизации. Приступая к характеристике нового издания, он отметил, что личный архив священномученика найти не удалось. В три тома нового издания, по 500 стр.каждый, удалось собрать проповеди, статьи, речи и беседы, опубликованные при жизни митрополита Владимира в различных изданиях, всего 113 произведений. Издание состоялось при поддержке регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». Отец Максим подчеркнул, что ценность пастырского и богословского наследия митрополита Владимира хорошо осознавалась его современниками – не только духовными чадами, но и профессурой Московской духовной академии, участниками Поместного Собора 1917-1918 гг. Редактор и составитель издания охарактеризовал основные типы произведений, собранные в трехтомнике: это и апологетические проповеди; и статьи «на злобу дня», например, посвященные Первой мировой войне; истолковательные беседы на евангельские сюжеты, а также глубокая научная критика социал-демократического учения, стремительно распространявшегося в России в начале ХХ в. Из ряда речей святителя, посвященных социальным проблемам, издатель особо выделил беседы и проповеди о борьбе с «вековым недугом народа» -- пьянством. Было подчеркнуто, что значительную часть наследия митрополита Владимира составляют его беседы с детьми, которые «подкупают простотой изложения и благоговейной серьезностью». «Трогательно, что три последних года своей литературной деятельности митрополит посвящал почти исключительно детям, вопросам их религиозного и нравственного воспитания», -- отметил отец Максим.

http://pravoslavie.ru/29592.html

Москва. Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (воссозданный). Казанский собор на Красной площади Карта и ближайшие объекты Храм, построенный на средства царского семейства в память о победе над польскими интервентами в 1612 г., был освящен в 1632 г. Ранее на этом месте стоял деревянный храм, построенный на вклад князя Д. М. Пожарского (сгорел в 1632 г.).Неоднократно перестраивался — в 1760-х, 1805, 1825, 1865 гг. В 1923-1933 гг. здание реставрировал П.Д. Барановский. Храм снесли до основания в 1936 г. В 1990-1993 гг. на средства мэрии Москвы началось воссоздание памятника по сохранившимся обмерам, сделанным архитектором П.Д. Барановским в 1920-е гг., и исследованиям историка С.А. Смирнова. Это первый пример полного восстановления старого храма, разобранного в советские годы. Автором проекта стал архитектор О.И. Журин, один из учеников П.Д. Барановского. Революционные потрясения 1917 года не могли обойти стороной Казанский собор как один из главных духовных узлов православной империи. 26 сентября 1918 года из храма исчезает чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, бывший с народным ополчением К. Минина и Д. Пожарского. А за 14 лет до этого из Богородицкого монастыря Казани к ужасу всех православных был украден и, согласно материалам дела, сожжён в печке сам первообраз Казанской иконы. После этого святотатства Россия потерпела поражение в войне с Японией, разразилась революция 1905 года. Новая пропажа - теперь уже московского списка - предвещала стране множество бед, которые не замедлили явиться. В 1920 году собор был захвачен обновленцами. А через два года в рамках кампании по изъятию церковных ценностей он был начисто ограблен: содрали не только серебряные оклады и ризы с икон, не погнушались даже детскими серебряными ложками, пожертвованными кормящими матерями иконе Богородицы " Млекопитательница " . Летом 1924-го новая напасть - здание храма заинтересовало Исторический музей, остро нуждавшийся в площадях для своих фондов, разросшихся за время экспроприаций. В свою очередь Моссовет, " освобождавший " город от " пережитков прошлого " , приговорил к сносу колокольню, а следом и весь собор. Но в Главнауке, курировавшей охрану памятников, нашлись сотрудники, желавшие возвратить Казанскому храму первоначальные формы. Они умудрились найти поддержку в Совнаркоме.

http://sobory.ru/article/?object=02386

Иоанн I (Смирнов) Иоанн (Смирнов Иоанн Ксенофонтович), архп. Рязанский и Зарайский. Родился 24 августа 1844 года в семье протоиерея Владимирской епархии. В 1863 году окончил Владимирскую духовную семинарию и в 1867 году – СПб. духовную академию со степенью кандидата богословия. С 6 марта 1868 года – преподаватель Свящ. Писания в Рязанской духовной семинарии. В 1869 году получил степень магистра богословия за свой труд «Критический разбор сочинения Бесюэта о всеобщей истории». (Рукопись акад. библ.). С 3 сент. 1875 года – инспектор Рязанской духовной семинарии. 25 апр. 1883 года назначен ректором Рязанской духовной семинарии. 2 мая 1883 года рукоположен во иерея. 6 мая 1883 года возведён в сан протоиерея. Состоял председателем Епархиального Училищного Совета. 28 июля 1901 года, согласно прошению, уволен от должности ректора семинарии. 13 сент. 1901 года пострижен в монашество, 14 сент. 1901 года – возведён в сан архимандрита Рязанского Троицкого монастыря. 28 апр. 1902 года хиротонисан во епископа Чебоксарского. Хиротония состоялась в СПб. в Исаакиевском соборе. С 4 февраля 1904 года – епископ Полтавский и Переяславский. С 13 авг. 1910 года – епископ Рижский и Митавский. В этом же году – почётный член СПб. духовной академии. 6 мая 1912 года возведён в сан архиепископа. (В БЭС т. 1, в стб. 1099 ошибочно указан год возведения в сан архиепископа 1911-й, см. «Приб. к Церк. Вед.» 1912, 18, стр. 1906). В апреле 1917 года назначен архиепископом Рязанским и Зарайским. Был участником Свящ. Собора Русской Церкви 1917/1918 гг. в г. Москве. Скончался в 1919 году в Рязани. Погребён в соборе. Старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексей отзывался о нём, как о великом подвижнике и достойном святителе. Труды «Критический разбор сочинения Бесюэта о всеобщей истории». (Магистерская диссертация) Рукоп. Ак. библ. «Осия и Иоиль» Рязань, 1874 год «Амос и Авдий» Рязань, 1874 год «Пророки: Аггей, Захария, Малахия» Рязань, 1872 год «Пророк Иона» Москва, 1877 год «Пророк Михей» Москва, 1877 год

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Москва. Домовая церковь Троицы Живоначальной в бывш. Елизаветинском женском институте. Домовая церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1770 и 1774. Архитектор:Ф.А. Аргунов (?) Адрес: Москва, ул. Радио, 10-А к.1 Координаты: 55.7629, 37.67456 Проезд:От станции м. Курская — Трамваи 24, 45 до ост. " ул. Радио " , " Елизаветинский пер. " От станции м. Красные ворота — Троллейбус 24 до ост. " ул. Радио " . От станции м. Авиамоторная — Трамвай 24, Троллейбус 24 до ост. " ул. Радио " . От станции м. Бауманская — Трамваи 50, 37, 45 до ост. " МГТУ им. Баумана " . Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Троицы Живоначальной при Государственном областном педагогическом университете Храм Живоначальной Троицы в Елизаветинском женском институте (Вознесенская улица, ныне улица Радио, 10 а, корпус 2). В XVIII веке весь квартал между Немецкой (современной Бауманской) улицей и храмом Вознесения на Гороховом поле занимала усадьба князя И.Ф. Ромодановского, московского губернатора в 1719-1724 и 1727-1729 годах. После 1742 года усадьба продана заводчику миллионеру Н.А. Демидову. В 1849-1854 годах в доме помещалась Московское общество трудолюбия, а в 1867 году Елизаветинское женское училище, потом институт, который оставался здесь до 1918 года. В основе существующего здания постройки XVII века Д. В. Ухтомского и В. И. Баженова. Главный дом обрёл современный вид в 1890-х гг. В 1905 году к флигелю осуществлена пристройка по проекту гражданского инженера В. А. Властова. С 1931 года — Московский областной педагогический институт, современный Московский государственный областной университет. Храм в этом здании устроен в середине XIX века. В 1917-1920 годах здесь находился большой военный госпиталь. С 1931 года весь комплекс зданий занят Московским областным педагогическим институтом, теперь Московский государственный областной университет. Храм до последнего времени был закрыт, в его помещениях располагалась секция гимнастики. В настоящее время в храме совершаются богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=05596

15 января 2015 г. 23:00 Москва. 21 января. Презентация переиздания исторического памятника «Журналы и протоколы высочайше учрежденного Предсоборного присутствия». 21 января в Москве в Культурном центре «Покровские ворота» состоится презентация переиздания исторического памятника «Журналы и протоколы высочайше учрежденного Предсоборного присутствия».   Это исторические документы эпохи подготовки Поместного Собора 1917–1918 гг. Предсоборное присутствие работало с 8 марта по 15 декабря 1906 года в г. Санкт-Петербурге . В результате работы Присутствия, кроме положений о составе предстоявшего «Чрезвычайного Собора Всероссийской Церкви» и порядке рассмотрения дел был выработан стройный проект церковного устройства в России. Все материалы были изданы в журнале «Церковные ведомости» (официальный печатный орган Святейшего Правительствующего Синода) и отдельными книгами в 1906–1907 гг. Эти документы давно стали библиографической редкостью.     В их разработке участвовали Члены Предсоборного присутствия 1906 года — известные архипастыри, профессора, церковные деятели. В частности, митр. Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский)-председатель, митр. Владимир Московский, митр. Флавиан Киевский, архиепископы: Дмитрий Херсонский, Никанор Литовский, Иаков Ярославский, Сергий Финляндский и др. По докладу митрополита Антония  (Вадковского) в Присутствие были также приглашены — ген. А. Киреев, князь Е.Н. Трубецкой, Д. Самарин, Д. Хомяков, Н. Аксаков   В Приложении к книгам приведена работа Ф.И. Суетова – наиболее полное исследование истории Предсоборного присутствия. Небольшого введения к изданию выполняет приветственное слово Председателя Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева).    Четырехтомник хорошо иллюстрирован (некоторые из фотографий публикуются впервые) и подготовлен издательствами — Новоспасского монастыря и Общества любителей церковной истории при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Тираж издания отпечатан в рамках конкурса «Православная инициатива».

http://e-vestnik.ru/db/istoricheskie_zer...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛОКУРОВ Сергей Алексеевич (1.09.1862, посад Сергиевский Дмитровского у. Московской губ.- 3.12. 1918, Москва), историк, археограф, архивист. Род. в семье диакона. Племянник еп. Никодима (Белокурова) . Закончил Донское ДУ (1875) и Московскую ДС (1882). В 1881 г. по ходатайству проф. Е. Е. Голубинского Б. получил разрешение работать с документами в Московском главном архиве МИД (МГАМИД), после чего написал работу «Собрание патриархом Никоном книг с Востока» (1882). В 1882-1886 гг. учился в МДА, под рук. Голубинского изучал принципы источниковедческого анализа и методы работы с архивными документами. В 1886 г. после окончания МДА рекомендован настоятелем ТСЛ архим. Леонидом (Кавелиным) на службу в МГАМИД, где проработал почти всю жизнь. С 1887 г. Б. являлся постоянным членом ОИДР, публиковал статьи и архивные документы в «Чтениях ОИДР» (с 1891 занимался их редактированием), провел обширные библиографические исследования в области слав. письменности IX-X вв. С 1887 г. член-сотрудник Ростовского музея церковных древностей, с 1890 г. почетный член Воронежской историко-археологической комиссии, с 1903 г. чл.-кор. имп. Петербургской АН, с 1907 г. почетный член Петербургского археологического ин-та. Под рук. Б. издавались сборники материалов и указатели МГАМИД. В последние годы жизни Б. постепенно отошел от научно-исследовательской деятельности и сосредоточился на архивной работе. С 1917 г. секретарь ОИДР. В 1918 г., после реорганизации архивной системы, Б. назначен управляющим московским отд-нием ЕГАФ и зам. Московского управления архивным делом. Б. изучал преимущественно историю рус. духовной культуры XVI-XVII вв. В 1891 г. защитил в МДА магист. дис. «Арсений Суханов» о келаре ТСЛ и видном церковном деятеле религ. просвещения сер. XVII в. В диссертации Б. подробно осветил путешествие иером. Арсения (Суханова) , его цель и задачи, охарактеризовал то значение, к-рое имели результаты поездки для осуществления книжной справы, развернувшейся на Московском Печатном дворе по инициативе Патриарха Московского Никона . За магистерскую диссертацию Б. получил в 1894 г. премию митр. Макария (Булгакова), затем - премию имп. Петербургской АН. Изучение документальных материалов, связанных с поездкой иером. Арсения, и привезенных им в Россию книг позволили Б. в монографии «О библиотеке московских государей в XVI столетии» (1898) обоснованно отрицать связь греч. рукописей московских собраний с легендарной б-кой царя Иоанна IV Васильевича Грозного и отвергнуть версию о существовании б-ки в тайниках Московского Кремля. В 1904 г. за исследование о царской б-ке XVI в. Б. получил степень д-ра церковной истории после защиты диссертации в КДА.

http://pravenc.ru/text/77940.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНУФРИЕВ Николай Петрович († 5.09.1941, Москва), деятель старообрядческого поморского согласия, потомственный почетный гражданин Москвы. После окончания Московского ун-та нек-рое время учился за границей, до 1917 г. служил помощником присяжного поверенного. В 1907 г. избран секретарем 2-й московской общины поморского брачного согласия. Членами совета общины были его отец П. И. Ануфриев и дядя И. И. Ануфриев; П. И. Ануфриев являлся председателем правления «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова» (см. Кузнецовы ), активно участвовал в храмоздательной и церковно-устроительной деятельности этой семьи: в сооружении старообрядческих церквей в Дулёве, Вербилках, в отводе земли для старообрядческого кладбища близ Вербилок и др. А. принимал активное участие в делах по строительству храма 2-й поморской общины (Токмаков пер., 17; архит. И. Е. Бондаренко, освящен во имя Воскресения и Покрова 8 июня 1908), к-рый стал первым в Москве старообрядческим храмом, построенным после издания манифеста 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» . Имя А. помещено на закладной и памятной досках, в 1908 г. А. был избран старостой храма. А. руководил подготовкой и работой Предсоборных совещаний и I и II Всероссийских соборов старообрядцев-поморцев (1909, 1912), на соборах выполнял обязанности секретаря и выступал с докладами. При активном участии А. проходили I Всероссийский съезд старообрядцев-поморцев по народному образованию (1911), Всероссийское совещание поморцев (апр. 1917), Высший духовный совет (1923), поместный собор в Кошлакове (20-е гг. XX в., Белгородская обл.). А. принимал участие в общестарообрядческих мероприятиях: прочел курс лекций «Старообрядчество и политика» в Старообрядческой народной академии (1918), сотрудничал в ж. «Старая Русь» . Похоронен на Преображенском кладбище . Соч.: О христианских кладбищах//Первый Всероссийский собор христиан-поморцев, приемлющих брак. М., 1909. Ч. 3. С. 59; Церковь и соборы//Второй Всероссийский собор христианского поморского церковного общества. М., 1913. С. 124-127.

http://pravenc.ru/text/114086.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Егоров Алексей Егорович; 7.03.1884 с. Сурушино Новоторжского у. Тверской губ.- 19.08.1937, Москва), прмч. (пам. 7 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игум. Род. в крестьянской семье, окончил церковноприходскую школу. 18 янв. 1908 г. поступил в Валаамский мон-рь , 19 окт. 1911 г. зачислен в послушники, в 1913 г. являлся заведующим архиерейскими комнатами Валаамского мон-ря в Финляндии, пользовался уважением архиеп. Финляндского, впосл. митр. Сергия (Страгородского) , 21 февр. 1914 г. пострижен в мантию с именем А. Послушание проходил на монастырском подворье в Петрограде при иконно-книжной лавке, с 1917 г. жил на Валаамском подворье в Москве. С 1921 г. до своего ареста являлся келейником митр. Сергия. 24 апр. 1921 г. А. был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха, через нек-рое время возведен митр. Сергием в сан игумена; служил в храме подмосковного с. Измайлова (ныне в черте Москвы). 26 июня 1937 г. А. был арестован по обвинению в террористической агитации и оказании материальной помощи духовенству, находившемуся в заключении за антисоветскую деятельность, заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. А. отклонил обвинение в антисоветской деятельности, признав, что действительно оказывал помощь находившемуся в заключении духовенству. Расстрелян по приговору от 19 авг. 1937 г., погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Имя А. внесено в календарь постановлением Свящ. Синода РПЦ от 27-28 февр. 2001 г. Арх.: Архив Валаамского мон-ря. Ф. 3. Оп. 5. Д. 21 за 1910 г.; Оп. 8 [послужной список за 1917-1918 гг.]; ЦА ФСБ РФ. Арх. Р-11471. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ЕВТИХИЙ (Качур Евфимий Викторович; 1891-1937), игум., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/76848.html

В Государственном историческом музее открылась выставка «Новомученики и исповедники Российские» Москва, 26 сентября 2007 г. Выставка «Новомученики и исповедники Российские» открылась 25 сентября в Государственном историческом музее (ГИМ), в здании Иверских ворот. Выставка инициирована и подготовлена Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (ПСТГУ) и приурочена к 15-летию университета. В небольшой экспозиции представлены архивные документы, письма и фотографии, а также предметы, принадлежавшие мученикам: венчальные венцы из проволоки, потир из серебряной рюмки, литургический набор из дерева и другие свидетельства тайных богослужений и подпольной церковной жизни 20-50-х гг. Церемонию открытия выставки вел директор ГИМа Александр Шкурко, который подчеркнул, что музей «считает своим долгом представлять выдающуюся роль Русской Православной Церкви в истории государства». Как отметил на церемонии открытия выставки ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, экспозиция посвящена знаменательным датам в истории нашей страны и Церкви: во-первых, это 90 лет с начала гонений на Православную Церковь, которые можно отсчитывать сразу после октябрьского переворота. Этой теме пора посвятить масштабную церковно-научную конференцию, считает о.Владимир. Следующая дата – это 90 лет с начала работы «самого великого церковного Собора в истории России, который восстановил патриаршество и подготовил Церковь к будущему исповедничеству и мученичеству». О.Владимир напомнил, что многие отцы Поместного собора 1917-1918 гг. сами стали новомучениками в годы советских гонений. Далее ректор ПСТГУ рассказал о том, что тема «Новомученики и исповедники Российские» является  ведущим направлением научно-исторических исследований Свято-Тихоновского университета. За 15 лет работы собраны свидетельства о 30 тысячах пострадавших за православную веру в годы гонений, сообщает Благовест-инфо. Священник призвал привлечь внимание как можно большего числа наших сограждан к поиску свидетельств о новомучениках. «Наши мученики – это воины в страшной войне за истину, за добро», - сказал о.Владимир.

http://pravoslavie.ru/24125.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иером. Даниил (Фомин). Фотография. Нач. 50-х гг. XX в. (Фомин Дмитрий Кириллович; 5.11.1875, Москва - 25.07.1953, г. Сорочинск, Чкаловская (ныне Оренбургская) обл.), иером., оптинский старец. Из семьи извозчика. Окончил 4-классную школу в Сокольниках. Поступил учеником в мастерскую серебряных и золотых изделий. Господь неоднократно избавлял Своего избранника от скорбей и смерти: в 1896 г. в давке на Ходынском поле, во время военной службы, по молитве матери в бурю на Каспийском м. Д. был благословлен на монашество схим. Марфой из московского во имя Алексия, человека Божия, жен. мон-ря и схимниками Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Получал наставление и обучение от духовника Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря в Москве игум. Герасима (Анциферова). В 1897 г. призван в армию, служил в учебной команде в Асхабаде (совр. Ашхабад) и Ташкенте, стал каптенармусом. Отбыв действительную службу, работал в Москве в мастерской серебряных и золотых изделий. Участвовал в русско-япон. войне 1904-1905 гг., после демобилизации испросил в Чудовом мон-ре благословение на монашеский путь у игум. Герасима и архим. Арсения (Жадановского) . Через сестру Анастасию (впосл. мон. Архелая) принял приглашение посетить Оптину Макариеву в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пуст . Через старцев преподобных Иосифа (Литовкина) и Анатолия (Потапова) получил указание от Господа остаться в обители. Духовно окормлялся у прп. Варсонофия (Плиханкова) . Нес послушание в ювелирной мастерской. Исполнял обязанности письмоводителя у прп. Анатолия, под его диктовку отвечал на письма верующих. В 1914 г. призван в армию, в 1917 г. вернулся в Оптину пуст. Принял иноческий постриг с именем Даниил. В 1919 г. рукоположен во диакона, позднее - во иерея. В нач. 1918 г. мон-рь был закрыт. Д. вместе с сестрой проживал в Козельске, где ему во время посещения Никольской ц. было явление свт. Николая Чудотворца, предсказавшего подвижнику тюремное заключение. В 1929 г. переехал в с. Вторая Михайловка Сорочинского у. Оренбургской губ., куда ранее переселились его родные. В 1930 г. арестован и приговорен к 5 годам ссылки, которую отбывал под Архангельском. Вернулся в с. Вторая Михайловка, вопреки запретам продолжал совершать тайные богослужения. Из-за угроз и преследования властей в 1936 г. переехал в Калугу. 11 февр. 1940 г. арестован в числе 9 священнослужителей и монашествующих по обвинению в «антисоветской пропаганде». Содержался в калужской тюрьме, где Д. перенес много скорбей и испытаний, но был утешаем от Господа откровениями о своей судьбе: ему являлись оптинские старцы преподобные Амвросий, Иосиф, Исаакий, Нектарий и Анатолий, наставлявшие его в молитве и укреплявшие в несении креста. 17-19 авг. во время выездной сессии Тульского обл. суда в Калуге отказался признать себя виновным и был приговорен к 8 годам ссылки.

http://pravenc.ru/text/171214.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010