Из Хэ Петухова Василия Малахевича я знаю. Это портной и религиозный человек. Разговоров на политические темы с ним, в особенности про соввласть, я не вел. И категорически отрицаю, что ему, Петухову, мог когда-то высказать слова, что скоро избавимся от ссылки и будем на своих местах, ведь эта власть провалится, а с ней и коммуния. Вообще я противником соввласти никогда не был. Соввласть я признаю и ее распоряжениям подчиняюсь. Повторяю, что против Соввласти никогда и ни с кем разговоров не вел, и это было бы безумием с моей стороны 1543 . М[итрополшп] П[етр] Полянский Допросил: Нач[альник] 2 отделения СО Костин Архив УФСБ РФ по Тюменской обл. Д. 1740. Л. 12–12 об. Подлинник. Бланк (типографский экз.). Рукопись. 11. Свидетельские показания секретаря Абалакского сельсовета Дмитрия Георгиевича Кривогузова 17 декабря 1930 г. Примерно в феврале м[еся]це 1927 года в Абалакский с[ель]совет был прислан для отбывания ссылки митрополит Полянский, который рекомендовал себя наместником патриарха Тихона 1544 . Первую ночь по прибытии в Абалак Полянский ночевал в с[ель]совете. Во время чаепития, часов в 10–11 вечера в присутствии меня, секретаря с[ель]совета Байда, гр[аждани]на дер. Маслянки Колганова Е. Н., и кто еще были 3 человека из местных жителей, не помню. У нас начался разговор с Полянским с вопросов, откуда он прибыл, за что его выслали, где он сидел и т. п. На эти вопросы Полянский отвечал нам, что с ним везде обращались сносно, но в Тобольске с ним обошлись грубо, посадили, как он говорил, в комнату с клопами и даже не посадили, а втолкнули. Сюда, в Абалакский монастырь, он говорил, его перевели из Тобольска по его желанию. На задаваемые мной вопросы он отвечал нам тем, что будет второе пришествие Иисуса и погибнут все антихристы-большевики. Развивая свою мысль, он продолжал: «Настоящая власть есть власть не созданная богом и угнетает народ и разрушает православную церковь . При существующей соввласти много несправедливостей. Вот надо мной издевались и издеваются только потому, что я митрополит – заместитель святейшего патриарха Тихона. Меня держали в Московской тюрьме год три м[еся]ца в одиночной камере, не давали прогулок, читать книги, газеты. журналы, а сейчас послали в ссылку. Все это делается потому, чтобы ослабить устой православной церкви, внести в нее смуту. Кроме меня еше много сидит духовенства в тюрьмах за то. что они принадлежат к числу церковников тихоновской церкви. В момент моего ареста православная церковь начала разваливаться и я не знаю, в каком положении она сейчас находится».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Сыщики воротились к ним одни. Это встревожило дружину мою. Родились недоумения, подозрения, опасение, огорчение, скорбь и робость. Но проводники догадались, что я с шехом должен быть у Арейдского источника, и повели злополучных туда. – После этого объяснения решено было никогда, нигде, и ни в каком случае не разлучаться в дороге. Около двух часов по полудни Хамсин начал утихать. Шех предложил нам отъехать до широкой долины Арабы и там провести ночь, дабы завтра ранее поспеть в монастырь си. Антония. Мы, не смотря на утомление, решились отправиться. Пока вьючили верблюдов; я присмотрелся к лицевой линии горы Арейды, обращенной к западу. Тут она невысока, но скалиста, отвесна и гола. В цепи скал некоторые холмы имеют вид пирамид, другие походят на крепостные башни и стены. А сложены они из известкового песчаника. В два часа и тридцать минут поезд наш тронулся с места, и в половине пятого остановился на ночлег в широкой долине Ель-Араба. Велика была злоба настоящего дня. Мы узнали, что такое Хамсин. Ежели он страшен в первых порывах его; то в полном разгаре должен быть ужасен. Где-то нам придется терпеть от него? А хочется испытать его грозную силу. Ибо души сокрушить он не может. 6, Суббота Есть цветок, который не вянет и в знойной пустыне. Это – надежда. Благовоние его я ощущал сегодня утром, и в радости говорил своим: «с нами Бог; и мы будем у. св. Антония». В пять часов четвероногие корабли понесли нас поперек открытой долины Ель-Арабы, направляясь к юго-юго-востоку. Сидим на них и качаемся. У нас четки в руках, молитва в устах, пустыня пред глазами: что более нужно? Молись и наблюдай, а когда есть письмоводитель-карандаш, то и сказуй ему, что видишь. Но что наблюдать там? Как что? – вся красная пустыня. Долина Ель-Араба, т. е. колесничная, узко начинается у гребня горного кряжа Аравийского, и между двумя высокими горами, из которых левую называют Галал, а правую Араба, расстилается к Чермному морю, понижаясь и расширяясь так, что образует собою треугольник, которого основание весьма широко.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Замечательно, что реяние её из трещинки показывается со стороны моря. Подумаешь, что из него вытекает ручеечек. Но на самом деле он выходит из-под холма. Тут я вспомнил о Рас-ель-Айнских родниках и еще более убедился, что они суть такие же притоки из гор, как и Тантурский ключ живой воды. Январь 19, Середа. Еще не рассвело, а наши кони уже были оседланы. В час утреннего сумрака мы выехали из Тантуры, – так рано потому, что хотелось осмотреть придорожную местность между деревнями Омхалибом и ель-Харемом, на которой карта Робинсона указывает город Аполлонию при потоке Арсуфе. Едем то рысью, то шагом по окраине моря. Волны шумят, по ним челны летят. Горбатые раки кроются от нас в свои песчаные норки. Неполноводные речки Белка и Зерка струятся тихо. Приближаемся к Кесарии. Из-за стен её показываются как бы два великорослых старца, согбенные от лет и тяжких страданий и молящиеся на восток. Еще несколько шагов и они превращаются в столпы разоренной церкви. Кони под нами идут вдоль Кесарийского водопровода. Он заметан песком и уже не ссужает водой опустелый город, в котором некогда лилась драгоценная кровь святых мучеников. Водопровод за нами, Кесария перед нами. У северной пристани её, в море, валяются обломки колонн, а берег отвесный еще поддерживается остатками древней стены. Въезжаем в сей город сквозь пролом в полуразрушенной твердыне его; не видим в нем ни одной души живой; выезжаем сквозь другой пролом и спускаемся к берегу моря с зеленого холма. Кажется, этот холм составился из обвалов рукотворенных зданий. Та сторона его, которая обращена к морю, имеет вид подковы и с боков высока, а в средине пуста и глубока. Тут стоял храм, построенный Иродом в честь Кесаря Августа. Не был ли он полукруг, как и холм? В окрестностях Кесарии, почти до самого ель-Харема кочуют бедуины. Туда их приманили кустарники, зеленая трава и сладкая вода. Смотря на их черные шатры, водруженные там-сям, я думал: отец всех скотопитателей был Иовиль. Моисей сохранил его имя наравне с изобретателем цевницы и гуслей и первым ковачем железа и меди.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

По его словам, египетские фараоны 16, 17, 18 и 19 династий владели Синайским полуостровом с 2270 по 1279 год до Рождества Христова; и в честь некоторых из них, именно, Осортазена I, Аменемжома III, Менефты I и Рамсеса VI, воздвигнуты были обелиски около капища на Хадемской горе. Такое скудное сказание не удовлетворяло моего любопытства. Хотелось знать: по какому поводу египтяне построили храм на Ель-Хадеме, что тут делали и с какой целью ставили обелиски? В уме возникали разные соображения. Сначала я предполагал, что гора Ель-Хадем в мнении египтян искони была местом заветным и священным по воспоминанию или об изобретении тут письмен, или о получении оттуда веры и закона, или о погребении там какого-либо досточтимого лица и что некоторые фараоны ходили туда на поклонение и в память своего набожного странствия ставили обелиски около тамошнего капища. Но это предположение, как оно ни казисто и как я ни желал подкрепить его тем, что ежели египтянам не показалась странной просьба Моисея отпустить израильтян к одной горе для принесения там жертв Иегове, значит, у них самих было обыкновение совершать подобные набожные путешествия, это предположение отвергнуто было мной, как не имеющее никакого исторического основания. Находясь в недоумении, я вертел в руках местный кусок железа или меди, похожий на зрелый грозд винограда; и он подал мне повод решить задачу весьма просто. Видно было, что египтяне водворились на Хадемской горе, потому что в окрестностях ее нашли железные и медные руды. Обилие металлов и гранитного и порфирового камня, коих нет в Нильской долине, заставило их держаться на этом пограничном месте. Фараоны построили тут храм для рабочих людей и их приставников, посвятив его, вероятно, богине Изиде, лик которой поныне виден на капителях местных колонн. Приставники по доброй воле, или по предписанию правительства, ставили около своего храма обелиски в честь своих государей, а за ним в погребальных пещерах полагали мумии. Постановка памятников на Ель-Хадеме прекратилась после 1279 года до Рождества Христова при двадцатой династии фараонов, вероятно, потому, что тут истощились медные руды, и потому, что при этой династии египтяне были слабы от внутренних раздоров, а Синаем овладели сперва идумеи, потом евреи и финикияне при Соломоне и Хираме.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В то время, когда зимой 1927 г. в церковной жизни разворачивались описанные выше драматические события, митрополит Петр был отправлен из Свердловска в Тобольск, а оттуда уже к месту ссылки – в незадолго до того упраздненный Абалацкий (Абалакский) монастырь, расположенный примерно в 20 километрах от бывшей столицы Сибири, на красивом высоком берегу Иртыша. Место это было достаточно обжитым и вполне доступным. Митрополит Петр мог рассчитывать, что оттуда ему удастся в какой-то мере осуществлять свои местоблюстительские полномочия, во всяком случае, физически это было значительно легче сделать, чем из Внутренней тюрьмы ОГПУ в 1926 г. Настроение и положение митрополита Петра в тот момент характеризуют (правда, довольно тенденциозно) данные спустя три с половиной года показания ряда абалацких жителей, в частности, председателя местного сельсовета Д. Г. Кривогузова. «Примерно в феврале м[еся]це 1927 года, – показал Кривогузов, – в Абалакский с[ель]совет был прислан для отбывания ссылки митрополит Полянский, который рекомендовал себя наместником патриарха Тихона. Первую ночь по прибытии в Абалак Полянский ночевал в с[ель]совете. Во время чаепития, часов в 10–11 вечера [...] у нас начался разговор с Полянским с вопросов, откуда он прибыл, за что его выслали, где он сидел и т. п. На эти вопросы Полянский отвечал нам, что с ним везде обращались сносно, но в Тобольске с ним обошлись грубо, посадили, как он говорил, в комнату с клопами и даже не посадили, а втолкнули. Сюда, в Абалакский монастырь, он говорил, его перевели из Тобольска по его желанию. [...] На заданный вопрос секретаря с[ель]-совета Байда, что Полянский намерен делать в настоящее время, последний ответил: “В первую очередь мне нужно связаться с несколькими липами, разных городов, чтобы знать действительное положение церковной жизни. Во-вторых, на месте, т. е. в с. Абалак нужно переговорить с членами церковного совета о том, как нужно поставить работу. В-третьих, при Тихоновской церкви нужно организовать хор, подобрать духовенство. Кроме того, нужно познакомиться с бывш[ими] людьми в с. Абалаке, торговцами и др., которые мне будут помогать. Я здесь буду свободным, но совершать богослужения пока не буду " » 1111 . Как видно отходить от церковной жизни митрополит Петр не собирался, причем, как следует из дальнейших показаний Кривогузова, абалацкими масштабами Местоблюститель отнюдь не ограничивался. Отказ же митрополита Петра от совершения богослужений в самом Абалаке объяснялся, по-видимому, тем, что там к тому моменту главенствовали обновленцы: 10 апреля 1925 г. деятельность Абалацкого мужского монастыря постановлением местных властей была прекращена, договор с тихоновской общиной был расторгнут, а в мае того же года все три монастырские церкви были переданы в пользование обновленцев 1112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

И храмы Божии нуждаются в иконах и священной утвари, школ в епархии мало. К более многочисленным по составу жителей селам епархии принадлежат: Хумер, Дардалум, Хакур-ел-Мшелька, Карм-ель-Фур, Меньяра, Джедеде, Шех-Табех, Шех-Мохаммед, Джебраил, Рухбех, Баин-Икбуль, Шадра, Аюн-ель-Машта, Химе, Храйбе, Мармарита, Хаб-Нурма, Суетин-дер-мар-Джирьес, Маштабат-ель-Хулу, Бурдж-Сафита, Кафрун и другие. В епархии существуют три монастыря; Св. Илии или дер-мар-Элиас-ер-Рих, дер-мар-Дунит и дер-мар-Саркис. 7 . Эмесская митрополия находится под управлением высокопр. Афанасия, «пречестного и экзарха Ливанской Финикии», имеющего резиденцию в Эмесе (Хумс). В состав епархии входят и восемь сел: Ум-Шаршух (жителей – 120 человек), Ад-Дуер (100 жителей), Аль-Мушрифат (500), Аль-Урайдат (400), Жубб-Аббас (80 человек), Каттине (650), Кфарам (750) и Рабах (800). Шесть первых сел принадлежат к эмесской казе, а два последних – к уезду Хусн-аль-Акрад. В г. Эмесе православное население простирается до 10.000 человек. Всех православных храмов в городе – четыре. Лучший из них – кафедральный собор в честь свв. Сорока Мучеников, обновленный митрополитом Афанасием при материальной помощи И. П. Палестинского Общества. Другие храмы посвящены во имя св. Георгия (в квартале Хамидие), св. Антония (в квартале Баб-Ас-Сабаа) и св. Юлиана Эмесского. Всех священников при храмах – семь. Храмы и школы существуют и во всех указанных селах, кроме Жубб-Аббаса, где нет церкви. Несколько православных семейств живут и в мусульманских селах – Самалиле, Шине, Аль-Марране, Отане, Факеле и Эн-Аль-Кабу. В Эмессе устроено несколько школ, о которых речь будет в особом очерке. Здесь имеются и благотворительные учреждения: «Общество покровительства бедным», «Общество св. Юлиана Эмесского» – для оказания помощи при погребении бедных умерших, «Общество св. Варвары» – для помощи бедным женщинам, «Общество воспитания сирот». Православные школы и благотворительные учреждения парализуют деятельность инославной пропаганды в епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

Вопрос о предательстве Иуды есть вопрос весьма темный относительно человеческих собственно его планов. Некоторые полагают, что Иуда хотел заставить Господа объявить Себя Царем и Мессиею и как бы испытать Его божественность. Но мы должны держаться текста Евангелия Иоанна, что предатель был прежде всего вор 1178 . Божественность Господа и сила Божия указана в Ин. 18:6 , когда Господь одним кротким словом повергает ищущих Его на землю. Но ни презренный предатель, ни фарисеи с архиереями не могли уразуметь, что Он тот, о котором говорил Исайя: «Он был презрен и умален пред людьми... Он изъязвлен был за грехи наши и мучим был за беззакония наши. ...но Он страдал добровольно» 1179 . 1125 На западе догадываются еще, что сам Лазарь и семья его были живы, когда появилось первое Евангелие Матвея на еврейском языке, и может быть это обстоятельство также было причиной, что воскресение Лазаря не внесено в Евангелие от Матфея, дабы не навлечь на него н семью его убийства от Иудеев. 1127 Мк. 11:1 ; Лк. 19:29 . Ср. Станлея Palestine р. 189. На месте Вифании и ныне находится маленький поселок в двадцать домиков, носящий название Ель-Азарие. Местечко Вифания или Ель-Азарие находится в сущности на восточном склоне не самой Масличной горы, а небольшого параллельного ей отрога. В Ель-Азарие указывают пещеру, где погребен был Лазарь и дом Симона. Ср. Норова. «Второе путешествие» стр. 31. 1128 Незрелые смоквы составляют особое лакомство на востоке, как незрелые грецкие орехи и называются именами, отличными от зрелого плода. 1132 См. ниже ст. 19 о прибытии многих Иудеев для утешения. Иудеи уж конечно не пошли бы в дом к блуднице. 1133 St. Aug. In Ev. Ioannis Expositiö довольно того, чтобы Ты знал: любишь, не оставишь (без помощи). 1135 Ст. 6. Господь пребывает на месте два дня, посланный же конечно возвращается немедленно. Но если он шел быстро и может быть даже ехал верхом, то он мог прибыть ранее Господа даже тремя и четырьмя днями. Ср. ст. 17 и объясн. 1143 Указывают, что слова Иуды Иаковлева в Ин. 14очень похожи на характер Фомы, но Евангелист так ярко обрисовал Фому, что конечно он не назвал бы его Иудой.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вот и все, что может быть отнесено к категории туземных источников. б) Гораздо богаче количественно письменные источники второй категории. Они так многочисленны, что автор находить возможным подразделить их на 7 групп – отчасти по времени их происхождения, отчасти по национальностям, которым они принадлежать; так, к 1-й группе он относит сведения о христианстве в этих странах, сообщаемый в книге Деяний апостольских (VIII, 26–39), в сказаниях о проповеди св. апостолов и в свято-отеческой литературе; ко 2-й известия, заключающиеся у писателей византийских, латинских по XI век и армянских; в 3-й сведения о крещении нобатов и алодеев, сообщаемый сирийскими писателями Иоанном, епископом ефесским, и Бар-Гебреусом; к 4-й свидетельства о хриспанских царствах в Нубии, находящиеся в литературах: абиссинской, коптской, арабской и средневековой западноевропейской; к 5-й свидетельства западно европейских писателей о религиозном состоянии населения Нубии, относящиеся ко временам упадка христианства в этой стране, к 6-й ученый западноевропейские произведения XVII u XVIII вв., касающиеся между прочим истории христианства в Нубии, и к 7-й географические и исторические произведения настоящего века, посвященные Нубии. Во II главе рассматриваются вещественные памятники христианства в Нубии в след. порядке. Сначала делается географический, этнографический и вероисповедный очерк современной Нубии и других стран, находящихся в бассейне среднего Нила, и определяется направление торговых путей в этом бассейне в прошлые века и теперь. Затем описываются: 1) храмы и надписи острова Филэ, 2) надписи несомненного или вероятного Нубийского происхождения, открытый учеными вне Нубии, 3) храмы и надписи в северной части долины Кенуз от Дебода до Тафы включительно, 4) храм селения Калабже, древнего Толлика, реляция Силко, царя нобатов и др. надписи, здесь найденные, 5) храмы и надписи южной части долины Уади-Кенуз от Ден-дура до Гофедуинэ, 6) храмы селений Уади-Себуа и Амады, или Гассайи в Уади-ель-Араб, 7) монастыри, храмы и надписи Дерра, Ибрима, Калаш-Ауде, Фараса, Коласучии и Уади-Халфы в Уади-Нуби, 8) церковные памятники Багин-ель-Гаджара, Дар-Суккоша, Дар-Магаса и Дар-Донголы, 9) монастырь Уади-Гацалский и другие монументальные следы христианства в Дар-Шайкие, в областях, лежащих вдоль юго-восточной дуги Нила и в степи Богоде, 10) монументальные следы христианства, открытые в Верхней Нубии или Судане, особенно же в Беверагие (на месте древнего Мерое), в Наге, Уади-е-Софра, или Ель-Масаурате и в Собе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

http://azbyka.ru Почти 130 лет стоит на высоком берегу Камы Свято-Троицкий храм, на месте, неразрывно связанным с именем Святого преподобного Трифона. Именно отсюда ещё в XVI веке семена христианской веры начали распространяться по Прикамью. Это было началом новой истории края, приобщением к глубочайшей духовной традиции. В 2019 году на территории Троицкой церкви был открыт памятник Трифону Вятскому. Автор памятника - молодой пермский скульптор Илья Галиулин, выпускник Пермской академии живописи, ваяния и зодчества. Скульптура выполнена из бронзы в Красноуфимской мастерской художественного литья. Существенную поддержку оказала Компания " Лукойл " , на протяжении последних лет финансирующая реставрацию храма. Преподобный изображён плывущем на лодке. Житие святого гласит: После того, как Трифон оставил Пыскорскую обитель, стал искать себе уединения, на берегу Камы он нашёл малую лодку, сел в неё и поплыл вниз по реке. Удалившись от монастыря на 150 поприщ, у Гляденовской горы, он достиг реки Нижней Мулянки. Здесь ему чудесный голос трижды указал на это место для пребывания, и тотчас же волны направили лодку к берегу, к устью реки Мулянки, при впадении в неё другой речки. Сойдя на берег и поднявшись на гору, Трифон обрёл здесь уединённую красивую поляну, окружённую лесом. Здесь он остановился и устроил себе небольшую хижину, выкопав пещерку. Так Трифон начал в этом месте жизнь пустынника и подвижника. Долгое время, до прихода сюда Трифона, Гляденовская гора была капищем. Там росла огромная ель, которую украшали подвески из серебра и золота, остяки подносили ей лучшие добычи из кожи, меха. Дерево считалось неприкосновенной святыней. Трифон срубил и сжёг ритуальную ель и разорил языческое святилище. Узнав, что ель срублена, а отшельник не претерпел никакого вреда, остяки воскликнули: " Велик Бог христианский! " Они не решились причинить пустыннику вреда, но всё же долго не могли простить ему уничтожения своего святилища. Спустя некоторое время Трифон по просьбе Максима Строганова ушёл из этих мест в Пыскор, где к тому времени иссякли колодцы с рассолом.

http://sobory.ru/article/?object=06716

Горы Хау и Ель-Фрейя разделяются ущелием, называемым Накб-Хау. Тут оканчивается Уади слаф, и тут мы под прямым углом поворотили на юг и начали подниматься по Накбу. Первый подъем выстлан камнями. Он узок и стропотен. Налево глубится дикая дебрь, по которой зимою течет дождевой поток. В глуби ее таится родник сладкой воды, а в верховье ростут белые тополи и дикие финичия. Почти у начала Накбийского перевала, на вершине противоположной горы Ель-Фрейи один камень походит на большую, лежащую собаку. Голова ее поднята и обращена к Синайской обители. Сходство разительное! У стропотной дороги торчат огромные камни красного цвета, когда-то отторгшиеся от гранитных гор. В их глубокие впадины набросан Бедуинами щебень, дабы тут, – как они говорят, – не гнездились не чистые духи. С первых првысей Накбийской теснины, на северозападе, ясно видна высокая и густая гора, Банат, любимое жилище Синайских серн. Две пирамидальные вершины ее, как два исполинские старца в багрянотемных мантиях и куколях, зрят к Фарану, от которого, по слову пророка Аввакума, Бог приходит. Длинен и утомителен перевал Накбийский. Более двух часов мы пешком поднимались с горки на горку и шагали по зыбучему гранитному песку, пока достигли до великолепной долины, Раха. С меня ручьем лился пот. Во рту накипела несносная горечь. К счастию, нам попался на встречу бедуин с свежими абрикосами и грушами в двух корзинах на осленке. Он вез их на продажу в Раифу. Мы купили у него этих плодов и посластили ими животы свои. А проводники наши, по праву бедуинского товарищества, даром брали у него это душистое и сочное ястие. Он же не только не отгонял их, но и не сказал им ни одного слова. При выходе из Накбийской теснины, меж скал в ложбине, под гранитным песком кроется родник сладкой воды. От него начинается и постепенно разширяется Рахийская долина в направлении от северозапада к юговостоку. Она со всех сторон обставлена великолепными горами. Справа, по дороге в монастырь, высятся над нею зубчатые вершины Зейта и Губше, слева отвесные утесы Ель-Фрейи, а впереди исполинский Хорив. Она ровна, чиста, длинна и весьма широка. На ней свободно могли помещаться колена Израилевы, когда Бог давал им закон на Синае. На половине ее дождевые воды разделяются так, что одни текут в Накбийскую теснину, а другия к подошве Хорива. Туже виден вдали Синайский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010