Митрополия Библо-Ботрийская Кафедра: Бруммана (Ливан). Юрисдикция этой епархии распространяется на область гор Ливанских в Ливане. Епархия имеет две православные школы в честь святого Антония и в честь святого Георгия. Действует программа “Богословская подготовка по переписке”, осуществляемая совместно со Свято-Сергиевским Интститутом в Париже. Издаётся журнал “Райати”. Хорошо известна епархиальная Школа Церковной Музыки горы Ливан, с хором византийского церковного пения на арабском языке. В епархии семь монастырей, пять мужских: святого Архангела Михаила в Бекаата, святого Георгия в Дейр аль-Харф , Святого Силуана в Думе, Благовещенский в Нуриэх, Свято-Успенский в Хаматура, и два женских: святого Иоанна Крестителя в Думе и Свято-Успенский в Кафтуне. Правящий архиерей: митрополит Библосский и Ботрийский Георгий, экзарх всей Ливанской Горы Тел.: (961-4) 961209, (961-4) 961647, (961-4) 862418 Факс: (961-4) 961199 URL: http://www.ortmtlb.org.lb E-mail: arch@ortmtlb.org.lb Митрополия Илиупольская Кафедра: Захла (Ливан) Правящий архиерей: митрополит Илиупольский Спиридон, экзарх Северной Сирии Тел.: (961-8) 820527, (961-8) 806772 Факс: (961-8) 806882 Митрополия Трипольско-Хорская Кафедра: Триполи (Ливан). Правящий архиерей: митрополит Трипольский Ефрем, экзарх всего Финикийского Побережья Адрес: P.O. Box 345 - Tripoli - Lebanon Тел.: (961-6) 622783, (961-6) 442.264 Факс: (961-6) 442267 Митрополия Тирско-Сидонская Кафедра: Сайда (Ливан) Правящий архиерей: митрополит Тирский и Сидонский, экзарх Финикийского Побережья Митрополия Аркадская Кафедра: Хальба (Ливан) Правящий архиерей: митрополит Аркадийский, экзарх всей Ливанской Горы Тел.: (961-6) 690012, (961-6) 228.922 Факс: (961-6) 693194 Митрополия Тарсо-Аданская Кафедра: Тартус (Турция). Юрисдикция этой епархии распространяется на такие города и области Турции как Тартус и Сафита. Правящий архиерей: Митрополит Тарсский Василий. Тел.: (043) 229263, (043) 319635 URL: http://www.tartousorthodox.org Митрополия Багдадско-Кувейтская Кафедра: Багдад (Ирак), Салмия (Кувейт). Юрисдикция этой епархии распространяется на такие страны как Багдад, Кувейт, ОАЭ, Оман и Бахрейн. Издаются епархиальный журнал и бюллетень на арабском языке. Правящий архиерей: митрополит Багдадский и Кувейтский Константин, экзарх Аравии и Месопотамии Адрес: P.O. Box 35.218 - 12.906 – Bagdad, Iraq; P.O. Box 8173 – Salmya, Kwait, Тел.: (964) 17195235, (в Ираке), (965-5) 617367 (в Кувейте), (971-2) 4464578 (в ОАЭ), (968) 24601637 (в Омане). Факс: (965-5) 631538 URL: http://www.gulforthodoxchurch.org E-mail: arch@gulforthodoxchurch.org

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Чуть позже ель появилась в качестве иллюстрации к книге «Щелкун орехов» («Щелкунчик») Гофмана, что говорило о плотно укоренившейся традиции украшать ель на Рождество. Уже в 1916 году Священный Синод усмотрел в традиции влияние немцев и запретил ее, а в 1927 году, после антирелигиозной кампании, Рождественскую ель отнесли к «пережиткам прошлого»… Сейчас вечно зеленая ель, напоминающая также о жизни вечной, переживает второе рождение. В 1935 году ель вернулась в государственные учреждения, но вернулась, увы, как светский символ Нового года. Ее украшали красной звездой на верхушке. Известно, что в годы богоборчества люди наряжали ель тайно у себя в домах. Люди стали вспоминать, что это, прежде всего — символ Рождества Христова. Поздравления с Рождеством Поздравьте своих близких старинными рождественскими открытками. Даты Рождества Христова: Рождество Христово в 2024 году — 7 января Рождество Христово в 2025 году — 7 января Рождество Христово в 2026 году — 7 января О Рождестве Христовом на Правмире: О Рождестве Христовом: история праздника Календарь Рождества Песнопения и служба Рождества Христова Рождественские колядки и песни Рождественский вертеп Видео Рождество в семье: традиции и обычаи Икона Рождества Проповеди Викторины Очерки и рассказы Стихи о Рождестве Рождество в искусстве Рецепты к Рождеству Рождество Христово в мире Святки О Вифлееме Фильмы о Рождестве: Больше видео на канале Правмира Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно 558 036 Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 октября, 2021 30 сентября, 2021 16 апреля, 2023 9 апреля, 2023 27 февраля, 2023 9 марта, 2022 18 января, 2022 21 ноября, 2021 20 ноября, 2021 26 октября, 2021 30 сентября, 2021 16 апреля, 2023

http://pravmir.ru/rozhdestvo/

Согласно другой легенде, Ангелы в ночь Рождества решили украсить скромный вертеп, в котором родился Господь, и пошли в лес, чтобы выбрать дерево. Дуб поразил их своей мощью и красотой. Но один Ангел сказал, что древесина дуба мягкая и хрупкая. К тому же из нее будут делать кресты на могилах. Стройная липа также не подошла — ее листва рано увядает, а цвет древесины слишком мрачный. Прекрасную березу отвергли за то, что ее гибкие ветви используют как орудие для наказаний — розги. Отказали иве, буку, вязу и многим другим деревьям. Наконец, Ангелы вошли в северные страны и увидели симметричное, вечнозеленое дерево, источавшее приятный смолистый аромат. «Ну конечно, ель!» — единогласно воскликнули Ангелы и украсили ее звездами, светляками, цветами и плодами. И отнесли к вертепу. Может быть, обе эти легенды — лишь красивые истории, которые так приятно рассказывать в рождественские дни. Но в них есть общее и действительно глубокое, почти богословское понятие о мировом древе, о центре мира. Украшенная руками человека ель прообразует… и крест Господень, расцветший в Горнем Иерусалиме, и Древо Жизни, возраставшее в Эдеме. Кстати, в некоторых странах Европы есть обычай — ухаживать за молодым плодовым деревцем так, чтобы к Рождеству оно было покрыто цветами. Апостол говорит о «древе крестном» и о славе Животворящего Креста Господня. Что лучше может выразить Славу, чем плоды и цветы? Ель входит в пантеон священных деревьев как у кельтов, так и у германцев. Она символизирует вечность и щедрость. Германцы видели в ели символ мирового дерева. Ель по праву считалась царицей германских лесов. Накануне торжеств выбиралось подходящее дерево, и к нему в день праздника отправлялась процессия со жрецом во главе. Дерево украшалось, и вокруг него совершался ритуал поклонения. Со временем дерево стали украшать свечами. Крещеные святым Ульфиллой германцы не хотели расставаться с любимым деревом, и ель вполне органично стала символом вертепа, скрывающего ясли с Богомладенцем от воинов Ирода. Волхвы шли вслед за необычной звездою — ель стали украшать свечами, а маковку — особенным крупным украшением, в знак Вифлеемской звезды. Еще позже — выбранное дерево стали переносить в дом. Первая рождественская елка появилась предположительно в Эльзасе, на границе Франции и Германии, в шестнадцатом столетии. Есть достоверные сведения, что Мартин Лютер — основатель и глава протестантизма в Германии — всячески приветствовал использование ели в рождественские праздники, предполагая, что такие торжества могут послужить к обращению заблудших душ.

http://azbyka.ru/fiction/okean-very-rass...

Т. У. Ф. Х. Тарасий старец посельской 297, 304, 306. Телицын , Андрей, молодой подьячий прик. сыскн. дел 305, 327. Тит , игумен Успенск. м-ря 308. Тихомиров , Михаил, подьячий 310. Тихонов , Максим, подьячий 327, 332. Тихон , митрополит казанский 335. Топилов , Алексей, молодой подьячий стрелецк. прик. 318. Тонкий , Кузма, с. бояр. 331. Тороповы : Авраам, молодой подьячий 317. Григорий, старый подьячий поместн. прик. 304, 311. Максим, молодой подьячий разрядн. прик. 318. Троекуров князь Иван Борисович, бояр. 65. Троицкое , село 334. Троицкое-Голенищево , село домовое 134, 209, 212, 268, 269, 296, 304, 309, 320, 331, 332. Троицкое-Селец , село домовое 297, 308, 316, 330. Трофимовы : Афанасий, конюх стряпчий 320. Прохор, молодой подьячий 323. Тугаринов , Иван, дьяк разрядн. прик. 128. Тютчев , Петр, дьяк судн. дворц. прик. 312, 318. Тяпкины (Тяпка): Алексей Леонтьевич, двор, патриарш. 300, 329. Иван, двор. патриарш. 318. Иван Кузмин 308, 312. Иван Леонтьевич, двор. патриарш. 300. Михаил, двор. патриарш. 300. Украинцев , Емельян Игнатьевич, дьяк думный 323. Уланов , Иван, дьяк разрядн. прик. 318. Ульянов , Андрей, подьячий поместн. прик. 331. Урусковы : Евтифей, старый подьячий земск. прик. 326. Тимофей, подьячий земск. прик. 332. Ухабов , Иван, старый подьячий пушкарск. прик. 323, 325. Филагрий , монах келейный 175, 283, 284, 314. Филарет , игумен Троицкаго-Яблоннова м-ря 314; игумен 333. Филипп , св., митрополит московский 52. Филипп , старец сушиленный 324. Философов , Матвей, стольн. дворцов. судн. прик. 312, 318. Франц , Роман, аптекарь 84. Фролов , Михаил, подьячий земск. прик. 315, 325. Хариев , Максим, двор. 320. Харламов , Максим, лебедянец 316. Хрущев, Федор, молодой подьячий 317. Ц. Ч. Ш. Щ. Ю. Я. Ф. Царевич Милитийский 153. Царица Милитийская 61. Челобитчики белозерские 172. Черный , Семен, дьяк дворцов, прик. 129. Чичагов , Яков, старый подьячий владимирск. судн. прик. 331. Чурашев , Гур, старый подьячий земск. прик. 326. Шапошников , Арсений, старец 298. Шаровы : Михаил, молодой подьячий житн. двора 318. Петр, молодой подьячий житн. двора 318. Шатерники 232. Шеин , кн. Алексей Семенович, бояр. 166. Шеин , Иван, дьяк поместн, прик. 316 Шерковы (Шорков): Василий, старый подьячий жатн. двора 305. Семен, старый подьячий житн. двора 318. Шнырев , Петр, дьяк житн. двора 318. Щепины : Василий, с. бояр. 329. Потап, с. бояр. 329.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастыри : Благовещенский 315. Боголюбов домовый 315. Богоявленский 73. Борисоглебский, домовый 313. Воздвиженский 156, 261. Воскресенский, Ростовск. у., домовый 315. Воскресенский, в Караше 330. Зачатиевский, в Москве 311. Зилантов (Жилантов) 283. Козмин, домовый 248, 314. Моисеевский девичий 303, 333. Николаевский, домовый, в Веневе 75, 154, 281, 284, 294, 313, 318, 320, 325, 329, 333, 334. Николаевский Большие Главы 75, 294. Николаевский, на Перерве 27, 72, 130, 175, 269, 309. Новинский, домовый, в Москве 307, 308. Песочный 314. Покровский, на усть Нерли реки 313, 314. Песношский (Пестуский) 240. Рождественский, во Владимире 53, 83. Сновицкий 315. Троицкий-Сергиев 304, 327. Троицкий Яблоновой пустыни 314. Успнский девичий, в Александровск, слободе 321. Успеянский, во Владимире 52. Успенский, в Воронеже 308. Успенский, в Казани 135. Царе-Константиновский 314. Чудов, в Москве 296. Федоровский, домовый 2, 85, 163, 295. Москва , гор. 311, 313, 314, 329, 330, 333; в ней: Белый 39, 225, Земляной, Китай города 39; Кремль 39; ворота: Мясницкия 313, 330, Никитския 302, Тайницкия 318; пруды: Неглинный 302, Пресненские 173, 302–305, 307, 328. Москва , р. 334. Московский уезд 296, 298. Мухин , Павел, дьяк прик. холопья суда 324. Н. О. Назарьевы . Алексей, подьячий 2. Андрей 135. Василий, подьячий поместн. прик. 331. Иван 313. Михаил, старый подьячий преображ. прик. 313; молодой подьячий 317. Нанзин , Григорий, дьяк 73. Нарышкин , Лев Кириллович, бояр. 60, 209, 319, 334. Нарядчики земские 208, 268. Наталья Алексеевна ,-царевна, дочь ц. Алексея Михаиловича 288. Наумова , Агриппина, вдова дворян. 301. Наумовы : Василий, молодой подьячий судн. дворцов. прик. 318. Иван, двор. патриарш. 300. Стефан, двор. патриарш. 300, 308. Невежин , Онисим, дьяк. Поместн. прик. 308, 316. Нелидов , Иван Федорович, стольн. 312. Нелюбов , Тимофей, подьячий патриарш. разр. 333. Непогодин , Прокофий, подьячий патриарш. дворцов, прик. 306. Нерля , река 314. Нестеров , Василий, старый подьячий прик. большого дворца 317, 318. Нектарий , игумен Сновицк. м-ря 315. Нижний Новгород , гор. 315. Никитины (Микитины): Даниил, дьяк казен. дворца 323. Игнатий, елчанин 314. Иван, подьячий поместн, прик. 331. Иван Евфимьевич, клюшник 247, 251, 261, 283, 291, 299, 332. Федор Евфимевич, двор. патриарш. 300. Николай чудотворец, святой 73. Никонов , Яков, дьяк 310, 317, 326. Никон , игумен Покровск. м-ря 314.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. Вавила , старец 328. Варжусская волость 313. Варсонофий , старец 297; старец казначей 330. Васильевы : Анисим (Онисим), старый подьячий сыскн. прик. 318, 324. Леонтий, подьячий прик. большого дворца 130. Никита, пристав дворц. патриарш. прик. 306, 316. Петр, скатертник 41, 302. Самуил, товарищ войсковой 319. Введенская богадельня, женская 303,334. Вележев , Самуил (Самойло), подьячий патриарш. дворц. прик. 308. Великосольския ловли рыбныя 314. Вешняков , Иван, дьяк дворц. прик. 129, 296, 303. Его рукой скреплена по листам вся книга кушаний. Владимировы (Володимеровы): Алексей, двор. патриарш. домов. 301, 308, 313, 315. Прасковья, вдова дворян. 301. Улита, вдова дворян. 301. Владимирский уезд 315. Владимирския (Володимерския) села опольныя 317, 331. Владыкино , село домовое 178, 184, 197, 204, 211, 229, 240, 261, 281, 287, 296, 303, 304, 309, 323, 324, 326, 328, 330, 333, 334. Владыкины: Андрей Денисов 128, 306, 309. Иван 311, 313; молодой подьячий разрядн. прик. 318. Иван Романович, двор. патриарш. домов. 300. Лука Романович 331. Власов , Матвей, дьяк земск. прик. 326. Возницины : Артемий, дьяк разрядн. прик. 318. Афанасий 330. Воинов , Михаил, дьяк прик. Большого дворца 318. Волковы : Алексей, дьяк поместн. прик. 316, 322. Иван, дьяк новгородск. прик. 324. Володимеровы . См. Владимировы . Володимерския села. См. Владимирския села. Воронеж , гор. 78–80, 149, 198, 226, 247, 307, 308, 310–313, 318–321, 329, 335. Вороновы : Герасим, ельчанин 329. Никита, подьячий корабельного строения 317. Воротников , Матвей, подьячий 311, 316. Востриков , Иван, лебедянец 313. Всеволодская , Акилина, вдова дворян. 301. Всеволодские : Аммос Ларионович, двор. патриарш. домов. 300. Василий, двор. патриарш. домов. 301, 310, 317, 327. Никифор 328. Петр 304. Яков Никитич, двор. патриарш.домов. 301. Вязевский , Кузма, молодой подьячий прик. большой казны 335. Вяземский , Петр, дьяк поместн. прик. 316. Вятская патриарш. волость 314, 315. Г. Гавриловы: Иван, молодой подьячий поместн, прик. 322. Потап, старый, подьячий сыскн. прик. 324. Гавриил , архиепископ вологодский и белозерский 305. Гедеон , игумен Боголюбова м-ря 314. Геннадий , игумен Воскресен. м ря 315. Георгиев , Никита, поддиакон 298. Герасимовы : Василий, подьячий мытной избы 329. Иван, молодой подьячий 317. Герасим , монах келейный 27, 46, 60, 72, 82, 91, 308, 309, 311; старец посельский 296. Гиржеда , вдова дворян. 301. Глебов , Михаил Иванович, окольн. 128, 149, 310. Говоров Исай, подьячий 307, 310. Годовиковы ; Даниил, старый подьячий прик. большой казны 335. Федор 322. Голицын кн. Борис Алексеевич, бояр. 322, 331. Головины : Иван, стольн. 311. Федор Алексеевич, бояр. 61, 319. Головковы : Алексей 310, 316. Григорий Дмитриевич, двор. патриарш. 300, 333. Иван Дмитриевич, подклюшник 212, 300; клюшник 248.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нищие : дворяне 102. дети боярские 88. служивые 77. Новиковы : Василий Тимофеевич, двор, патриарш. 301, 325, 335. Даниил Иванович, двор, патриарш. 300. Яков Павлович, двор. патриарш. 300. Новинския слободы 333. Ново-Богородицкое село 322. Ново-Никольское село 330. Новое , сельцо домовое 248. Ногавицын , Иван, двор. патриарш. 300. Обиходчики 163. Оборин , Яков, двор. патриарш. 300, 324, 329. Овдеев . См. Авдеев . Овиновы : Дмитрий, молодой подьячий поместн, прик. 307; старый подьячий поместн, прик. 318. Иван, молодой подьячий поместн, прик. 307, 318. Озерецкое , село 230, 297, 307, 330. Оловеников , Иван, подьячий оружейной палаты 324. Онуфриев (Ануфреев), Иван 322. Онучины : Михаил, двор. патриарш. 300. Иван, двор. патриарш. 300. Осиповы : Гавриил, старый подьячий потешн. двора 302, 304, 308, 317, 330. Дмитрий, подьячий 61, 135. Оскудин , Ларка, целовальник 313. Осташков , гор. 332, 335. Остолопов , Борис, дьяк разрядн. прик, 129. Охотники домовые 124. П. Паисий , судия 61. Палевский , Иван, симбирянин 316. Панфилов , Василий, скатертник 39, 40, 42, 50, 51, 77, 78, 102–104, 136, 141, 144, 148, 156, 160, 164, 183, 186, 198, 302. Патрикеевы : Алексей (Алешка), дьячек 316. Калина, дьяк приказа сыскных дел 327. Пахомий , старец 297, 324. Паюсов , Иван, старый подьячий стрелецк. прик. 318. Передоршики 180. Перерва , местн. 27, 72, 130, 175, 194, 269, 305, 309, 333. Перфильев , Андрей, подрядчик 325. Переяславль Залесский , гор. 78, 313; его уезд 327. Петрищево , деревня 327. Петровы : Андрей 60. Афанасий, подьячий 91, 244. Иван, поддиакон 298. Петр , св., митрополит. московск. 25, 83, 286. Питирим , игумен Покровскаго м-ря 313. Плещеев , Федор, стольник 55. Пляка , Никита 319. Повара домовые 187. Подвящики 274. Позневский , есаул 319. Покровская богадельня, мужская 303,334. Покровское , село домовое 327. Полки : гайдуцкий 268; Гордона 235; преображенский 23, 235, 305; русский 268. Полозов , Федор, подьячий 120. Полунин Никита, дьяк владимирск. судн. прик. 313. Полянские : Артемий, дьяк 182. Макар, дьяк казанск. дворца 323. Порецкий , Иван 314. Порецкое , село 315, 324. Посников , Григорий, дьяк прик. большого дворца 318. Потаповы : Алексей 335. Герасим, дьяк прик. большого дворца 318. Семен Савинов 315. Потешный двор 308. Поярков , Никита, дьяк прик. большого дворца 318. Прасковья Федоровна, царица 33. Приспешники 187. Прокопий , старец посельский 308, 320. Протасьев , Александр Петрович, окольн. 311, 317. Протопоповы : Василий, дьяк разрядн. прик. 128; старый подьячий судн. дворцов, прик. 312, 318. Иван, поддиак 332. Прутков , Федор, подьячий служебный 301. Пушкино , село 297.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Замечательно, что между жителями Рас-ель-Айна сохранилось устное предание об устройстве тамошних водоемов Александром Великим. Это предание должно быть верно. Плутарх 364 заметил, что Александр, осаждая Тир, расположил свой стан именно в этом месте. Мудрено ли же, что, по его приказанию, поправлены были ветхие водопроводы и колодцы Рас-ель-Айна? После македонцев Тиром владели Римляне. Они строили тот водопровод, который тянется от Рас-ель-Айна к белоголовой мечети на холме. Ибо его круглые арки и хорошие карнизы обнаруживают их зодчество. Но неведомо, при каком императоре произведена эта огромная постройка. Константин Великий , по уверению тирских христиан, соорудил в их городе великолепную церковь , которой развалины и исполинские гранитные колонны поныне там видны. Не он ли сделал и водопровод? В первой половине седьмого века арабы завоевали Сирию. Они около Рас-ель-Айна воспитывали сахарный тростник. Ими же сгроможден был там и тот водопровод, который от второго колодца простирается на юг. Ибо стрельчатые своды его обнаруживают вкус сарацинский. В конце двенадцатого столетия латинский архиепископ Тира Вильгельм поместил описание водопроводов сего города в своем историческом сочинении. В его время они находились в таком же состоянии, как и теперь. По их широким и крепким помостам и лестницам рыцари на конях удобно въезжали наверх. Тогда посредством их орошаемы были окрестные сады, в которых, кроме плодовитых дерев, в обилии рос сахарный тростник и выделываем был драгоценный и потребный для здравия смертных сахар. Отсюда его развозили во все концы вселенной 365 . А в наше время там мелют одну пшеницу и муку возят не далее Тира и окрестных деревень. Справедливо говорят: где турок ступит, там все вянет. Сахарные тростники исчезли в Рас-ель-Айне так же, как и в Иерихоне. Явление водометных ключей близ Тира и моря изъясняется подземными притоками вод из окрестных гор. Финикияне угадали эти притоки, просверлили прикрывающие их титаносродные скалы, попросту сказать, каменные черепы земли и запустили туда либо деревянные, либо каменные трубы для пресечения тока вод к морю. От сего подземные струи хлынули вверх и, быв заключены в твердыни, покорились воле человеческой. Древним известно было искусство узнавать подземные реки, буравить покрывающие их черепы и выводить на поверхность земли бьющие ливни воды. Диодор, епископ Тарса Киликийского, живший в конце четвертого века, и Олимпиодор, писатель пятого века, утверждали, что в пресловутых оазисах африканских источники бьют из земли не сами собой и не от притока дождевой воды, а посредством особенного великого искусства жителей и что из них выплывают рыбы живые и выбрасываются мертвыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

И нужно ли подробно говорит о всем, чем противник превозносится пред Естеством добра? . Итак, поелику гора Ливан, повсюду заросшая и покрытая высокими кедрами, для чувств замечательное зрелище, то по сему самому гора сия очевидными примерами делится в Писании по противоположным понятиям, будучи взята для особой цели в том или другом значении. Так у одних и тех же Пророков можно видеть одно и тоже имя с разными значениями, употребляемыми в похвалу и в осуждение. «Господь» то сокрушает кедры ливанские», и весь Ливан с кедрами на нем «истнивает» (Пс.28:5—6), подобно слитому в пустыне тельцу (и сим пророчество научает, что самый порок и всякая пораждаемая им высота, превозносящаяся над боговедением, обратится в ничто); то приемлет слово сие в лучшем его значении, говоря: «праведник, яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится» (Пс.91:13). Ибо истинно праведныйправедный есть Господь), нас ради происшедший от земли, сей высоковетвистый «финикс» , возросший в лесу естества нашего, делается горою, на которой «умножаются» кедры, укореняющиеся на ней верою. Они то, как скоро «насаждены» будут «в дому» Божием, «процветут во дворех Бога нашего» (Пс.91:14). Под домом же, в котором происходить насаждение кедров Божиих, по руководству Апостола, уразумели мы Церковь; а под дворами — вечные скинии, в которых будет цветение, а в надлежащие времена и явление благих надежд. Итак, поелику тело Христово составляется из отдельных членов, и многие члены делаются единым телом, как говорит Апостол (1Кор.12:12); то по сему самому всецелую красоту Жениха наименовала невеста «избранным Ливаном» , определяя сим разность Ливана избранного с отверженным. Этот Ливан, по слову Исаии, падет вместе с высотами, когда «цвет от корене Иессеоеа взыдет» , и произрастет жезл власти (Ис.11:1), который естество льва, рыси и аспидов превратит в ручное и кроткое, так что «с тельцем лев вкупе пастися будут, и с козлищем рысь почиет» (Ис.11:6), а управлять ими станете То «Отроча» мало, Которое «родися нам» (Ис.9:6), которого рука бывает в пещере аспидов, прикасается к исчадиям аспидским и в бездействие приводит яд их. Когда совершится это, говорит Пророк, «Ливан с высокими падет» (Ис.10:34). На что указывает пророчество сими загадочными выражениями, излишне было бы излагать в точности, так как для всякого это явно. Ибо кто не знает родившееся нам Отроча, касающееся рукою аспидов, власть Которого губительных зверей делает приходящими в забвение о природной своей лютости, способными жить вместе с животными кроткими. Итак, поелику чрез это падает Ливан, — эта злоба, а вместе с тем падает и начало зла, — эти возношения на истину, то и невеста красоту Господа уподобляет Ливану избранному, выражая сие словами так: «вид Его яко Ливан избран, яко кедрове» .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3088...

6. Но волхвы принесли злато, ливан и смирну. Ибо злато приличествовало Царю, а ливан употреблялся при жертвоприношении Богу, смирною же бальзамируются тела умерших. Следовательно, волхвы Того, Кому кланяются, еще проповедуют таинственными дарами: златом — Царя, ливаном — Бога, смирной — имеющего умереть. Но есть некоторые еретики, которые веруют, что Сей есть Бог, но отнюдь не веруют, чтобы Он повсюду царствовал. Они подлинно приносят Ему ливан, но не хотят еще принести злата. И есть некоторые, которые признают Его Царем, но не признают Богом. Эти именно приносят Ему злато, но не хотят принести ливана. И есть некоторые, которые признают Его и Богом, и Царем, но отвергают принятие Им смертной плоти. Эти именно приносят Ему злато и ливан, но не хотят принести смирны, для принятой Им смертности. Итак, мы принесем родшемуся Господу злато, дабы признать Его повсюду царствующим; принесем ливан, дабы веровать, что явившийся Богом во времени, существовал прежде времен; принесем смирну, так как веруем, что Тот, Кто по Божеству Своему не подвержен страданию, был в нашей плоти смертен. Хотя под златом, ливаном и смирною может быть разумеваемо и другое. Ибо златом означается премудрость, по свидетельству Соломона, который говорит: сокровище вожделенно почиет во устех мудраго (Притч.21:20). Ливаном же выражается то, что воспламеняет силу молитвы к Богу, по свидетельству Псалмопевца, который говорит: да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою (Пс.140:2). Но смирною изображается умерщвление нашей плоти, почему Святая Церковь о своих подвижниках, сражающихся за Бога до смерти, говорит: руце мои искапаша смирну (Песн.5:5). Итак, родшемуся Царю мы приносим злато, если при Его воззрении мы блестим ясностью высшей премудрости. Приносим ливан, если на алтаре сердца сожигаем плотские помыслы святыми, молитвенными усилиями, чтобы можно было благоухать приятным для Бога желанием небесного. Приносим смирну, если умерщвляем плотские пороки воздержанием. Ибо смирною, как мы сказали, предотвращается гниение мертвой плоти. А что мертвая плоть гниет, это значит, что сие смертное тело предается влиянию роскоши, так как о некоторых через Пророка говорится: рабочие скоты сгнили в помете своем (Иоил.1:17) [  ]. Поскольку гниение рабочих скотов в их помете значит кончину жизни плотских людей в зловонии роскоши. Следовательно, мы приносим Богу смирну тогда, когда приправой воздержания сберегаем это смертное тело от гниения роскоши.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010