Солнце приподнялось над горами. Пора было ехать в Акру. Боясь запоздать и ночевать вне сего города, я не осмотрел прочих водометных колодцев и наградив проводника двумя рублями, сел на коня и полем скоро достиг до прибрежной дороги. Задумчиво я прошагал по развалинам укрепления близ Тирской каменной лестницы над морем, задумчиво взошел и сошел пеший по этой лестнице, задумчиво ехал до Искендеруна. Разные исторические воспоминания и [собственные] соображения о виденных мною колодцах реяли в душе моей, как струи в этих ёмках. Соломон в Песни Песней 361 сравнил церковь Божию с источником вертограда и кладязем воды живы, истекающия от Ливана. Думаю, что он разумел водомет Рас-ель-Айнский. Ибо кроме его на всем Ливане нет такого потока, или ручья, или родника, которому можно было бы применить выражения царственного песнопевца. Источник, о котором он говорит, находится в вертограде и заключен в искусственном колодце. Точно таков источник, орошающий сады Рас-ель-Айна. Он струится из рукотворенного ёма. Соломон для сравнения избрал предмет редкий, особенный, замечательный, дабы им лучше пояснить свою мысль. А ничто так хорошо не изображает церкви, как водомет Рас-ель-Айна. Струи его невидимо текут из потаенных недр земли, беспрерывно иждиваются и никогда не истощаются. Так в церкви потоки благодати Божией, просвещающей и освящающей, незримо текут из сокровенных глубин Божества и, напояя жаждущие души, никогда не оскудевают. Во время тирского государя Евлюлея, за 700 лет до Рождества Христова, уже существовали водопроводы около Тира в тех самых местах, где ныне видны их остатки. По свидетельству историка Менандера 362 , читавшего тирские летописи, современник Евлюлея, Салманассар, царь ассирийский, завоевал всю Финикию. Одни тиряне не покорились ему и, будучи оставлены зависевшими от них городами Сидоном, Палеотиром и Акрой, защищались только своими силами. Салманассар не перемог их и, возвращаясь в Ниневию, поставил стражей при реке и водопроводах 363 дабы оскудением воды принудить их сдаться. Пять лет терпели они всякую нужду и пили воду из рытых колодцев. Понятно, что ассирияне отрезали от Тира реку Леонтес с севера и Рас-ель-Айнские ключи и их водопроводы с юга. Осажденным оставалось строить цистерны и в них скоплять дождевые капли. А враги их из засадных крепостей у Леонтеса и у Тирской лестницы спокойно выходили пить живую воду, истекающую от Ливана. Глубокую же древность видел я и конь мой топтал камни, которые, статься может, были кладены еще ассирианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

II Не без таинственного значения (было) и то обстоятельство, что Господь наш Иисус Христос рождается в Вифлееме Иудейском по пророчеству Михея: и ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных? Из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в князя во Израили (5, 2). Иудее в переводе значит исповедание, а Вифлеем – дом хлеба. В иносказательном смысле они обозначают, что желающий в эти святые дни найти Христа должен идти в Иудею, то есть ко святой исповеди, должен идти в Вифлеем, то есть приблизиться к жертвеннику, который есть дом хлеба животного. Я хочу сказать, что желающий праздновать Рождество Христа достойным образом должен исповедаться и причаститься. Это имела в виду наша св. Церковь , устанавливая сорокадневный пост, дабы мы приготовились к исповеди и причастию. Итак, христиане, чтобы достигнуть этого духовного Вифлеема Иудейского и найти Царя небес и земли, последуем за тремя благочестивыми волхвами. Они путешествовали, водимые звездою, которая тогда явилась на небе и указывала им путь и место, где родился Христос: и се звезда, юже видеша на востоце, идяше пред ними, Дóндеже пришедши ста верху, идеже бе Отроча ( Мф.2:9 ). И мы имеем звезду в слове Божием, Св. Евангелии, в законе благодати, о котором пророк говорил: светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим ( Пс.118:105 ). Светильник для ног наших, чтобы мы видели, как именно мы ходим; свет для путей наших, – чтобы мы не уклонились в заблуждения этой суетной жизни. Волхвы, когда пришли и увидели Божественного Младенца с Марией, Его Матерью, с глубоким благоговением пали и поклонились; открыли свои сокровища и принесли Ему дары, – золото, Ливан и смирну, которая обыкновенно (употреблялась) при погребении мертвых. Руководимые божественным мановением, они исповедали в Его лице: чрез золото царя, чрез Ливан – Бога и чрез смирну – смертного человека. И мы, приготовляясь к исповеди и причастию, чтобы обрести Христа, должны принести Ему как бы три дара. Во-первых, – золото, наше сердце, как золото, очищенное от всякого злого пожелания и от всякой постыдной мысли. Во-вторых, – дух, как Ливан, возжженный любовью к Богу и ближнему, и как Ливан (же) возносящий с благоговением воню благоухания духовного. В третьих – смирну, умерщвление страстей плоти с сокрушением и умилением. Или иначе: принесем Ему три дара: золото, т. е. милостыню, Ливан – молитву, и смирну – горькие слезы покаяния. Вот приготовление к истинной исповеди и достойному причащению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Сердца же верующих должны быть чужды мысли, будто есть какая-то судьба: ибо жизнью людей управляет Единый Создатель, сотворивший ее. Не человек создан для звезды, но звезда – для человека, и если звезда называется судьбою человека, то человеку запрещается исполнение самых его обязанностей. Как известно, Иаков, выходя из чрева, держался рукою за пяту первого брата ( Быт. 25:26 ), и, несмотря на то, что мать родила обоих в одно время, в один и тот же момент, – качество жизни того и другого было не одинаково. Волхвы принесли злато, ливан и смирну. Злато приличествовало царю, ливан употреблялся при жертвоприношении Богу, а смирною бальзамируются тела умерших. Следовательно, волхвы проповедуют Того, Кому кланяются, таинственными дарами: златом – царя, ливаном – Бога, смирною – имеющего умереть. Некоторые еретики, впрочем, веруют, что Сей есть Бог, но совсем не веруют, чтобы Он царствовал повсюду: таковые приносят Ему ливан, но не хотят принести еще злато. Есть и такие, которые признают Его Царем, но не признают Богом; эти приносят Ему злато, но не хотят принести ливана. А некоторые признают Его Богом и Царем, но отвергают принятие Им смертной плоти: таковые приносят Ему злато и ливан, но не хотят принести смирны для принятого Им смертного естества. Итак, принесем рождшемуся Господу злато, дабы признать Его царствующим повсюду: принесем ливан, ибо мы веруем, что явившийся во времени Бог существовал прежде времен; принесем смирну, поскольку веруем, что Тот, Кто не подвержен страданию по Божеству Своему, был смертен в нашей плоти. Впрочем, под златом, ливаном и смирною может быть подразумеваемо и нечто другое. Златом обозначается премудрость, по свидетельству Соломона, который говорит: сокровище вожделенно почиет во устех мудраго ( Притч. 21:20 ). Ливаном выражается то, что воспламеняет силу молитвы к Богу, по свидетельству Псалмопевца, говорящего: да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою ( Пс. 140:2 ). А смирною изображается плоти нашей, почему о подвижниках сражающихся за Бога до смерти, святая Церковь говорит: руце мои искапаша смирну (Песн.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Так от святых душ восходит к Жениху сие прекрасное стебло дыма, кадящее смирну и ливан. Почему упомянуты именно эти два благовонных вещества – смирна и ливан? Это относится как к состоянию самой души, так и к восприятию ею Жениха. О состоянии самой души так пишет св. Григорий Нисский : «Новою для нее (души. – Г.Ф.) похвалою служит соединение сих ароматов. Смирна употребляется при погребении тел; а ливан по некоей причине освящается в честь Богу. Посему намеревающийся посвятить себя на служение Богу не иначе будет ливаном, воскуряемым Богу, как разве соделается прежде смирною, то есть умертвит «уды» свои «яже на земли» ( Кол. 3:5 )». А о восприятии Невестою Жениха пишет бл. Феодорит: «Ливан Богу приносить законом Моисеевым предписано, а смирна употребляется при помазании мертвых тел... понеже она (невеста-душа) и человечеству и Божеству покланяется, и как смерти Жениха своего верует, так и вечное Его существование исповедует. Вот почему они из всех вещей мироварных о смирне только и ливане здесь упоминают». Можно сказать: Невеста, окуриваемая миррою и фимиамом , есть святая Церковь , исповедующая веру в распятого и погребенного Сына Человеческого и вечного и присносущего Сына Божия. Однако не только фимиам смирны и ливана, но и многие другие благоухания восходят от всех благовоний мироварца. Это означает, по бл. Феодориту, что «Имеет же она и другия добродетели от Божественнаго Писания, как бы из мироварницы почерпнутыя. Но между всеми наилучшее есть смирна и ливан, то есть познание Божества и человечества Жениха». Остановимся еще на значении слова мироварник или мироварец. У Макария (Глухарева) это слово переведено «продающий миро», что соответствует еврейскому rojcheil, происходящему от rochojl (торговать, странствовать). То есть имеется в виду странствующий торговец, продающий миро или различные ароматы. Так вот, Невеста уподоблена воскурению от всяких порошков , купленных у этого странствующего торговца-мироварника. Мы уже приводили объяснение бл. Феодорита, что речь идет о прочих многих добродетелях христианской души. Кто же этот странствующий торговец-мироварник, у которого можно «купить сии добродетели»? У неразумных дев, по объяснению св. Иоанна Златоуста , не было елея добрых дел в светильниках, когда они встречали Жениха, и тогда мудрые девы сказали им: «пойдите лучше к продающим и купите себе» ( Мф. 25:9 ). Кто эти продающие? Господь говорит: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете (то есть умрете. – Г.Ф.), приняли вас в вечные обители» ( Лк. 16:9 ). Странники, нищие, убогие, нуждающиеся в том, чтобы мы им оказали добро, – вот те «странствующие торговцы-мироварники». Подавая им милостыню и оказывая им всяческое добро, мы «покупаем» эти порошки различных добрых дел, которые как приятное курение восходят к Жениху-Христу. Тогда кадильница не пуста, но благоухает, тогда елей в светильнике горит.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Попробуем и мы найти причину, почему Ливан в Священном Писании нередко символизирует Израиль. Для москвичей и жителей Санкт-Петербурга, для воронежской и смоленской земли, для всей Московии и Украины что есть Сибирь? Это то, что за Уралом. Уральский хребет – символ необъ­ятных просторов и земель до Тихого океана. Так и Ливан отделял Святую Землю, святой Израиль от великих держав – Сирии и Ассирии, Халдеи и Персии, Греции и Рима. Ливан невольно стал символом Израиля. Там, за Ливаном – эта загадочная и святая земля. И для самого Израиля Ливан – символ. Уносящиеся в небо снежные вершины, покрытые кедровыми лесами склоны гор, источник древесины и стройматериала, врата в просторы Вели­кого моря 336 – Ливан, символ Израиля и земли его. Блж. Феодорит толкует слова четвертого пророческого горя исторически: «Как мутное некое питие, уготовлял ты (Навуходоносор) другим казнь; то и сам приими питие, какое ты растворил, и, вкушая его, отложи прежнюю сла­ву... Зане же нечестие Ливанове покрыет тя и страсть зверей престрашит тя, крове ради человечи и нечестия земли, и града, и всех живущих на ней. По­терпишь наказание за то, на что отважился ты против Иерусалима (ибо Лива­ном пророк назвал Иерусалим). И как некиим зверям предан будешь врагам, неся наказание за причиненное тобою всякого рода зло» 337 . Обратимся теперь к духовно-нравственным размышлениям святых отцов, которые не толковали книгу пророка Аввакума, но прилагали свои суждения к пророческим словам и образам четвертого Аввакумова горя. Как мы видели, толкователи пророческой книги относили, иносказатель­но, укоризну четвертого горя к еретикам. Св. Афанасий Великий делает это конкретно, относя пророческие слова к арианам. «Ибо рассуждающие ина­че, любящие спорить о таких речениях и доискивающиеся чего-то сверх на­писанного в Никеи, не иное что делают, а только, как ненавистники мира и любители расколов, напаяют подруга развращением мутным» 338 . Эти слова св. Афанасий относит не к самим арианам, а тем из православных, которые, не удовлетворившись никейской верой, пы­тались доискаться до еще чего-то.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

2. Духовный суд, по отношению в большей части Иудеев, косвенно излагается в предсказании о призвании язычников в царство Мессии на место Иудеев Ст. 17. Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес? Здесь Пророк предсказывает об обращении язычников, которые будут приняты в царство Мессии на место ожесточенных, ослепленных, отверженных и наказанных Богом Иудеев. Сначала Пророк это благодеяние обращения излагает вообще (в ст. 17). Потом частнее изображает три действия и следствия его: а) духовные блага света и разумения Божественных предметов, веселия и утешения, дарованные язычникам, которые прежде были глухи и слепы (ст. 18, 19); б) угнетение врагов, которые доселе противились Евангельской истине, и проповедникам ее наделали много зла (ст. 20, 21); в) удивительное приращение истинного семени Авраама и Иакова, рассеянного по вселенной (ст. 22, 23). Пророк говорит, что Ливан превратится в сад – (Кармил, что значит поле плодоносное), а сад (Кармил) будет считаться диким лесом. Ливангора лесистая, высокая, красующаяся высокими деревьями, но не возделанная, не приносившая плодов, – изображает собою царства мира, славящиеся своею высотою, но не имевшие истинного познания о Боге, веры, истинного Богопочтения и плодов правды, приятных Богу. Этот Ливан превратится в плодоносный Кармил, т. е. эти знаменитые Царства обратятся в церковь Божию, которая будучи орошаема словом Божиим и согреваема благодатью Святого Духа, будет приносить плоды приятные, славные для Бога, полезные для людей, составляющие красоту ее самой и доставляющие наслаждение; или яснее сказать: на этот духовный Диван будут перенесены все преимущества, которыми церковь Иудейская прежде пользовалась преимущественно пред язычниками; напротив Кармил – (это прекрасная, плодоносная гора в Палестине, славившаяся фруктовыми садами), т. е. народ Иудейский, возделанный Богом в прекрасный вертоград (Ис.гл. 5), чтобы он, напояемый познанием о Боге, приносил духовные плоды, превратится не в Ливан, но, что еще хуже, в невозделанную, беспорядочную рощу, поросшую диким, бесплодным лесом. Эта судьба постигла Иудеев по отвержении их от царства Божия, или Мессии. Точно, народ Иудейский, по разрушении царства его Римлянами, представлял собою беспорядочную, бродячую толпу, которая уже не была возделываема ни каким наставлением, не увлажалась излиянием благодати Божией, и теперь не приносит пи каких духовных плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

2. Не без таинственного значения было и то обстоятельство, что Господь наш Иисус Христос рождается в Вифлееме Иудейском по пророчеству Михея, – и ты, Вифлееме, доме Ефрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных? из тебе бо Мне изыдеш Старейшина, еже быти в князя во Израили ( Мих. 5:2 ). Иудея в переводе значит «исповедание», а Вифлеем – «дом хлеба». В иносказательном смысле они обозначают, что желающий в эти святые дни найти Христа должен идти в Иудею, т.е. к святой исповеди, должен идти в Вифлеем, т.е. приблизиться к жертвеннику, который есть дом Хлеба Животного. Я хочу сказать, что желающий праздновать Рождество Христа достойным образом должен исповедаться и причаститься. Это имела в виду наша святая Церковь , устанавливая сорокодневный пост, дабы мы приготовились к исповеди и причастию. Итак, христиане, чтобы достигнуть этого духовного Вифлеема Иудейского и найти Царя небес и земли, последуем за тремя благочестивыми волхвами. Они путешествовали, водимые звездой, которая тогда явилась на небе и указывала им путь и место, где родился Христос, – и се, звезда, юже видеша на востоце, идяше пред ними, дóндеже пришедши ста верху, идеже бе Отроча ( Мф. 2:9 ). И мы имеем звезду в слове Божием, в святом Евангелии, в законе благодати, о котором пророк говорил: светилник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим ( Пс. 118:105 ). Светильник для ног наших, чтобы мы видели, как именно мы ходим; свет для путей наших, чтобы мы не уклонились в заблуждения этой суетной жизни. Волхвы, когда пришли и увидели Божественного Младенца с Марией, Его Матерью, с глубоким благоговением пали и поклонились; открыли свои сокровища и принесли Ему дары – золото, ливан и смирну, которые обыкновенно употреблялись при погребении мертвых. Руководимые божественным мановением, они исповедали в Его лице: через золото – царя, через ливан – Бога и через смирну – смертного человека. И мы, приготовляясь к исповеди и причастию, чтобы обрести Христа, должны принести Ему как бы три дара. Во-первых, наше сердце как золото, очищенное от всякого злого пожелания и от всякой постыдной мысли. Во-вторых, дух как ливан, возжженный любовью к Богу и ближнему, и как ливан же возносящий с благоговением благоухание духовное. В-третьих, как смирну, умерщвление страстей плоти с сокрушением и умилением. Или иначе, принесем Ему три дара: золото, т.е. милостыню, ливан – молитву, смирну – горькие слезы покаяния. Вот приготовление к истинной исповеди и достойному причащению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Святейший Патриарх Кирилл: «Сегодня я встречался с господином Президентом, и мы вспоминали нашу встречу в Москве и продолжили этот разговор. Но, учитывая, что сегодня происходит на Ближнем Востоке, конечно, темой нашего разговора были другие проблемы. Однако тема религиозного туризма — это очень хорошая тема. Ливан — это часть, я бы сказал, " большой Святой Земли " . Во времена земной жизни Христа Спасителя не было границы между Ливаном и Палестиной, и Его ноги ступали на землю Ливана, города Тир и Сидон... Поэтому все это — ареал Святой Земли, и сегодня в сотню раз увеличилось количество туристов и паломников в Палестину, Израиль. Сейчас с нашей стороны предпринимаются шаги, чтобы Иордания была включена в эти паломнические маршруты, был построен паломнический дом, паломнический центр на берегу реки Иордан со стороны Иордании. Думаю, что и Ливан должен входить в этот маршрут. Единственное препятствие для этого существовало на уровне психологии людей: Ливан по инерции связывали с нестабильностью на Ближнем Востоке, хотя каждый, кто сегодня сюда приезжает сегодня, видит, как изменился Ливан, как изменился Бейрут. Я уже дважды сказал об этом журналистам: я помню Бейрут, который напоминал Сталинград, особенно тот самый район, в котором мы с вами находимся. Сейчас совсем другая картина. И все то, что произошло, свидетельствует о высокой культуре ливанского общества, внутреннем динамизме ливанцев, способности в условиях мира быстро решать экономические задачи. Перед тем, как ступить на ливанскую землю, я познакомился с информацией об экономической ситуации в Ливане. Меня поразили темпы, в том числе, экономического роста. В то время, когда в Западной Европе происходит очень сильный экономический спад, здесь темпы экономического роста повышаются. Я думаю, что все это должны хорошо знать и в России, и это откроет возможности к увеличению количества людей, которые захотят приехать в Ливан, в том числе в религиозных целях. Мы будем содействовать этому». Продолжая разговор о религиозном туризме, Предстоятель Русской Церкви отметил:

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

Ст. 13–14. Слава Ливана приидет к тебе, ель, и бук и сосна вместе для украшения места освящения Моего, и Я прославлю место ног Моих. И приидут к тебе согбенными сыновья притеснявших тебя, и будут преклоняться пред стопами ног твоих все поносившие тебя и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева. LXX: Слава Ливана приидет к тебе в кипарисе и сосне и кедре вместе, чтобы прославлялось место святое Мое, и место ног Моих прославлю . И пойдут к тебе со страхом сыновья притесняющих тебя ÷ и раздражавших тебя и будут преклоняться пред стопами ног твоих все раздражавшие тебя и будут называть тебя городом Господним, Сионом Святаго Израилева . Многого недостает у Семидесяти, что я из еврейского поставил под астерисками, а что они прибавили, это я спереди отметил обелом. Ливангора в Финикии, покрытая высокими деревьями, описывая которые псалмопевец говорит: видех нечестиваго превозносящагося и висящася яко кедры Ливанския ( Пс. 36:33 ), и в другом месте: стрыет Господь кедры Ливанския ( Пс. 28:5 ), и многое другое, что я, ради краткости, опускаю. Отсюда некогда Хирам, царь тирский, посылал деревья царю Соломону в Иоппию для построения храма Божия ( 3Цар. 3 ). Относительно него также и теперь Писание обещает, что ель , и бук , и сосна или, по Семидесяти, кипарис , и сосна и кедр, или, по Акиле, сосна, таадаор и таассур или по Феодотиону, враис [или врати ], таадаор и теассур вместе будут срублены для построения храма Сионского. А если это так, то где будет Иерусалим из золота и драгоценных камней? Где жена Агнца? Где двенадцать врат, украшенных разнообразными драгоценными камнями? Разве только, может быть, стены и основания он будет иметь из драгоценных камней, а храм, который должен быть более украшенным, будет построен из дерев? На этом основании мы все должны понимать духовно, – что ель, кипарис, сосна и кедр, бывшие некогда высокими деревьями на Ливане, прославят храм Божий и место ног Его и сделают славным. А чтобы не выяснять мысли чрез многословную речь, [укажу лишь на следующее]: святый муж и красноречивейший мученик Киприан и исповедник нашего времени Иларий, бывшие некогда высокими в мире деревьями, не кажутся ли тебе построившими Церковь Божию? Следующее же затем: и приидут к тебе согбенными или возвращающимися сыновья притеснявших тебя и будут преклоняться пред стопами ног твоих все поносившие тебя мы должны понимать в отношении к тем, которые не вследствие желания, а по необходимости стали христианами, и из опасения оскорбить царствующих сгибаются с боязнию в душе, или но крайней мере [должны так понимать], что бывшие прежде преследователями впоследствии уверовали. Таковым был и апостол Павел, который преследовал церкви Божии, а впоследствии был назван сосудом избрания ( Деян. 9 ); ( 1Тим. 1 ). Когда это так исполнится, что войдет полное число язычников, тогда спасется весь Израиль. И назовется она городом Господним, Сионом Святого Израилева, – она, которая стоит на высоте и собрана из обоих народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Рукоп. Мухаррада. – Махтутат абрашия Хама (Рукописи епархии Хама)/Махтутат абрашийят Хумс ва Хама ва аль-Лязикия ли-р-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи православных епархий Хомс, Хама и Латакия). Бейрут. 1994. Рукоп Хама. – Митрания Хама (Митрополия Хамы): Махтутат абрашия-т Хама (Рукописи епархии Хама)/Махтутат абрашийятХумс ва Хама ва аль-Лязикия ли-р-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи православных епархий Хомс, Хама и Латакия). Бейрут. 1994. Рукоп. Хаматура. – Васф махтутат дейр Сейида Хаматура Кусба (Описание рукописей монастыря Богородицы Хаматура Кусба)/Аль-махтутат аль-арабийя фи-ль-адйира аль-уртудуксийя аль-антакийя фи Любнан. Аль-джуз аль-авваль (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 1). Ливан (б.м.). 1991. Рукоп. Хомс. – Митрания Хумс (Митрополия Хомса): Махтутат абрашия Хумс (Рукописи епархии Хомс)/Махтутат абрашийят Хумс ва Хама ва аль-Лязикия ли-р-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи православных епархий Хомс, Хама и Латакия). Бейрут. 1994. Рукоп. Шувейр. – Васф махтутат дейр ан-наби Ильяс аль-батриркий Шувейя (Описание рукописей ставропигиального монастыря пр. Илии Шувейя)/Аль-махтутат аль-арабийя фи-ль-адйира аль-уртудуксийя аль-антакийя фи Любнан. Аль-джуз аль-авваль (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 1). Ливан (б.м.). 1991. СПбФ АРАН – Санкт-петербургский филиал архива Российской Академии Наук. Фонд 1026/1. Крачковский И.Ю. 246. О рукописях Азиатского музея. Халидов А.Б. – Арабские рукописи Института Востоковедения АН СССР. Краткий каталог. Под ред. А.Б. Халидова. М. 1986. Sijill of Jerusalem. Vol. 58. P. 385. – Акт из архива шариатского суда г. Иерусалима об утверждении иерусалимского патриарха Софрония. Май 1579. Troupeau G. – Bibliotheque Nationale. Catalogue des manuscripts Arabes. Premiere partie. Manuscrits Chretiens. T. 1. Par Gerard Troupeau. P. 1972. Источники А‘маль ад-диван ас-сиррий. – А‘маль ад-диван ас-сиррий Consintoire аллязи ин‘акада фи 3 шубат сана 1744 ли манах аль-бальюм ли Кирилус Танас (Протокол секретной кацелярии Consintoire от 3 февраля 1744 г. о посылке паллиума Кириллу Танасу)/Михаил Брейк. Тарих аш-Шам. Димашк. 1982. Приложения. С.155–162.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010