Впервые вост. обход был отгорожен стеной в базилике мон-ря св. Шенуды при ее восстановлении между 629 и 642 гг., после персид. нашествия; стена была возведена на месте 2-й триумфальной арки ( Grossmann. 2002. S. 74, 534). Первым храмом, где хурус был задуман изначально, была ц. аль-Адра в мон-ре Сирийцев (между 645 и 665). Ее вост. часть представляла собой триконх с куполом над центральной ячейкой, хурус располагался в зап. части алтарного триконха, а престол - в центре алтарной апсиды, слегка повышенной относительно хуруса. Не исключено, что на появление хуруса в Ските оказали влияние постройки с поперечно ориентированными нефами, характерные для архитектуры Месопотамии и Тур-Абдина, откуда происходили мн. сир. монахи. Хурус ц. аль-Адра в Дейр-эс-Суриани повторяет композицию мартирия аль-Адхра в Хахе (кон. VII в.) в Тур-Абдине, где рукава поперечно ориентированного купольного нефа имеют полукупола ( Capuani. 2002. P. 98; Krautheimer. 1986. Р. 303). Не позднее 60-70-х гг. VII в. хурус был встроен в базилику Пресв. Богородицы (аль-Адра, кон. VI - нач. VII в.) в мон-ре Римлян (Дейр-эль-Барамус) в Ските. В находящемся там же мон-ре св. Псоя (Дейр-Анба-Бишой) ок. 850 г. был возведен храм с хурусом, перекрытым широко распространенным поперечным цилиндрическим сводом. Обширную прямоугольную центральную алтарную апсиду фланкировали 2 продольно вытянутых помещения. Появление хуруса усилило изоляцию апсид от пространства храма. Полуциркульные апсиды были вытеснены прямоугольными, перекрытыми куполами. Так, полуциркульная вост. апсида алтарного триконха в ц. аль-Адра мон-ря Дейр-эс-Суриани ок. 910 г. была перестроена в прямоугольное помещение, перекрытое куполом с изысканной стуковой декорацией, выполненной в традициях искусства Аббасидов. Множество перестроек приходится на XII-XIV вв. В 1259 г. был возведен монументальный купол над центральным компартиментом алтарного триконха в мон-ре св. Шенуды. Главной причиной распространения купольных и сводчатых конструкций в послеараб.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Последняя фаза развития церковной архитектуры Е. представлена простыми храмами на 4 опорах, к-рые относятся скорее всего ко времени мамлюков (1250-1517). Их наос имеет 9 почти одинаковых компартиментов, центральный из к-рых выделен повышенным и богаче декорированным куполом (CoptE. Vol. 2. Р. 554). Такова церковь мон-ря Дейр-эш-Шахид-Тадрус-эль-Мухариб близ Мединет-Абу (XIV-XV вв.), где зальный наос с 9 ячейками отделен от хуруса лишь 2 небольшими участками стен (к концу эпохи мамлюков хурус выходит из употребления, престол помещают в апсиду). Центральная часть хуруса выделена большим куполом. Позднее к храму с севера было пристроено 2 алтарные апсиды. Для ряда храмов Верхнего Е. XVI-XVII вв.- ц. св. Меркурия в Ахмиме (мухафаза Сохаг) и храмов мон-рей близ Ахмима: Восточного мон-ря св. Шенуды (Дейр-Анба-Шенуда-эш-Шарки), арх. Михаила (Дейр-эль-Малак-Микаил) и Пресв. Богородицы (Дейр-эль-Адра) - характерны 5-частные алтари с 3 купольными апсидами и 2 дополнительными помещениями по бокам. Поперечно ориентированный наос этих храмов имеет 3 нефа, разделенные 1 (при 6-частной схеме) или 2 (при 10-частной схеме) колоннами. Существуют и композиции с 5 и более апсидами ( Krautheimer. 1986. P. 307). Выделение купольных пространств в зап. нефе приводит к превращению традиц. для архитектуры христ. Е. базиликального здания в разделенную на равные купольные компартименты мечеть, что выводит поздние копт. храмы за рамки визант. архитектурной традиции (Ibid. P. 308). Лит.: Butler A. J. The Ancient Coptic Churches of Egypt. Oxf., 1884. Vol. 1; Clarke S. Christian Antiquities in the Nile Valley. Oxf., 1912; Quibell J. E. Excavations at Saqqara, 1908-1909. Le Caire, 1912. [Vol. 4]: The Monastery of Apa Jeremia; Monneret de Villard U., Patricolo A. The Church of Sitt Barbâra in Old Cairo. Florence, 1922; Monneret de Villard U. Les couvents prés de Sohâg (Deyr el-Abiad et Deyr el-Ahmar). Mil., 1925-1926. 2 vol.; idem. Il monastero di San Simeone presso Aswân. Mil., 1927; idem. Deyr el-Muharraqah.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Ибо Тебя, нетварного, мы призвали через Единородного 285 во Святом Духе; пусть помилован будет народ сей, пусть преуспеяния удостоится, пусть будут посланы ангелы, соприсутствующие народу во упразднение лукавого и во утверждение Церкви. Умоляем же и о всех почивших, которых и воспоминание есть. После возвещения имен 286 : Освяти души эти, ибо Ты всех знаешь; освяти всех, кто почил в Господе, и сопричисли всем святым Твоим силам, и дай им место и обитель 287 в Царстве Твоём. Прими же и благодарение народа, и благослови принёсших приношения и благодарения, и даруй здоровье, и целость, и радость, и всякое преуспеяние души и тела всему народу сему. Чрез единородного Твоего Иисуса Христа во Святом Духе, как было и есть и будет в роды родов и в целые веки веков, аминь 288 . III. D. Анафора папируса из Дейр-Балайзах Последняя анафора, чья принадлежность к аутентичной древней александрийской традиций несомненна, – анафора, большая часть которой сохранилась в папирусе Oxon. Bodl. Gr. Lit. d. 2–4, VI–VII вв., происходящем из египетского монастыря Дейр-Балайзах (или Дейр-Бализэ) 289 . Папирус состоит из трёх листков; первый содержит три короткие молитвы, второй – большую часть анафоры, третий листок сильно повреждён – утрачены примерно 15 строк текста, за которыми следуют окончание некой молитвы и фрагмент Символа веры . В то время как молитвы первого листка не могут быть частью анафоры 290 , молитва третьего листка, в принципе, может быть окончанием анафоры, но тогда неясно, что в анафоре может занимать целых 15 строк между Institutio (которым оканчивается второй листок) и окончанием. Скорее, содержимое третьего листка – это благодарственная молитва после Причащения 291 или часть чина Крещения 292 . Несомненно, что эта анафора восходит к тому же источнику (или источникам), что и анафора Евхология Сарапиона: обе анафоры часто буквально совпадают друг с другом в Pre-Sacntus, Sanctus и Epiclesis I (в последнем случае следует говорить о совпадении начальной части Epiclesis I анафоры папируса из Дейр-Балайзах со второй фразой Epiclesis I анафоры Евхология Сарапиона) 293 , в обеих анафорах присутствует моление о собрании Церкви воедино, восходящее к IX главе «Дидахэ».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Апсида ц. св. Афанасия в Дейр-эз-Завья (мухафаза Асьют), позднее полностью перестроенной, декорирована великолепной 2-ярусной колоннадой с нишами (кон. V - нач. VI в.), близкой по оформлению к экседрам монастыря св. Шенуды. Встроенная в комплекс древнеегип. храма Хатхор в Тентире (ныне Дандара, мухафаза Кена) базилика нач. VI в., сложенная из тщательно отесанных каменных блоков вторичного использования и декорированная профилировкой и рельефами, отличается большим количеством ниш-экседр, размещенных в главной апсиде (5), в торцах нартекса (по 1), в боковых стенах храма (по 3), наличием 5 квадратных в плане помещений (крайние служили для входа в храм), расположенных перед нартексом, и двойной триумфальной арки перед входом в триконх. Такая арка использована в храме кон. VI в. (?), раскрытом в результате раскопок слева от главного пилона древнеегип. храма в Луксоре. Упрощенным повторением собора мон-ря св. Шенуды является церковь из кирпича-сырца в Дейр-Абу-Матта (оазис Дахла, мухафаза Нов. Долина, кон. VI в.?). Триконховые алтари были также в церквах мон-рей Дейр-эль-Матмар (также известен как Белый монастырь, в руинах) близ Арманта (VI в.?) и Дейр-Анба-Бахум (св. Пахомия) близ Ахмима (мухафаза Сохаг, VII - нач. VIII в., после перестройки уцелела юго-вост. часть). Среди сооружений Е. этого времени выделяются постройки в окрестностях Александрии, отмеченные влиянием средиземноморской архитектуры. Трехнефные базилики не имели зап. обхода в наосе, их полуциркульная апсида была выявлена вовне. Наиболее крупный храм подобного рода - 5-нефная базилика с однонефным трансептом и нартексом, соединявшим ее с баптистерием нач. VI в. (см. выше),- был возведен при копт. патриархе Михаиле (744-768) в Абу-Мине, на месте пришедшего в запустение мартирия-тетраконха. В результате завоевания Е. арабами в сер. VII в. христиане не только лишились возможности регулярно сооружать монументальные храмы, но и потеряли «последние контакты с Византией и эгейским миром и их архитектурой» ( Krautheimer.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ V (1830/31 (по др. данным, 1824), дер. Тизмант близ Бени-Суэйфа, Египет - 7.08.1927, Каир), патриарх Коптской Церкви (с 1 нояб. 1874). В миру носил имя Ханна (Юханна; Иоанн). В возрасте ок. 12 лет стал диаконом, затем - послушником монастыря Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун; когда ему было ок. 20 лет, принял монашеский постриг в соседней обители Дейр-эль-Барамус, где было всего 4 монаха. Через некоторое время принял священство и стал настоятелем этого мон-ря. За хороший почерк получил прозвище ан-Насых (Каллиграф). В 1855 г. копт. Александрийский патриарх Димитрий II (1862-1870) назначил его настоятелем патриаршего собора в Каире, но затем по просьбе братии Дейр-эль-Барамуса позволил ему вернуться в мон-рь. За годы игуменства Ханны ан-Насыха обитель значительно расширилась, в т. ч. за счет переезда туда в 1870 г. группы насельников мон-ря Дейр-эль-Мухаррак. После избрания на Патриаршество Ханна ан-Насых принял имя Кирилл V, чем подчеркнул намерение продолжить курс реформ своего предшественника Кирилла IV . Как и он, К. уделял первостепенное внимание просвещению и духовно-нравственному развитию единоверцев. При К. было построено 13 церквей, в т. ч. 1-й собор в Судане - св. Марка в Хартуме (1904); при его прямом участии открыты 9 копт. школ для мальчиков и девочек, Каирская ДС (1894), копт. ремесленное училище в Булаке (1904), неск. больниц и богоугодных заведений. В Патриаршество К. произошла активизация монашеской жизни и книгоиздательской деятельности. В типографии мон-ря св. Антония было напечатано более 1 тыс. религ. книг на араб. и копт. языках. Патриарх поощрял появление работ плеяды копт. богословов, полемизировавших с протестантами и католиками, популяризаторов духовной лит-ры, исследователей истории Коптской Церкви. Вместе с тем одним из итогов «пробуждения» копт. общественно-политической и религ. мысли стала критика патриарха и проводимой им политики, прозвучавшая в трудах таких богословов, как настоятель собора св. Марка в Каире Филутавус Ибрахим и издатель «Коптского альманаха» Филутавус Авад.

http://pravenc.ru/text/1840423.html

Гермополь и Антиноэ Спускаясь от Сиюта вниз по течению Нила, путешественник встречает остатки и развалины древних монастырей. Так за три часа расстоянием от Ом-ель-Кусура есть два монастыря, один из них Арабы называют Дейр Магарак, т. е. сожженный монастырь, другой Абиссинским. Перед мысом ель-Амарне, на восточном берегу против селения Мазарны, виден близ нескольких хижин Коптский монастырь, называемый Дейр Коссеир. Повсюду обитали здесь в первые времена иночества святые отшельники. Но главный приют иноков был здесь в окрестностях Гермополя и Антиноэ, которые в первые века Христианства составляли одно Епископство. Города разрушились, но пещеры в скалах, окружающих эти города, остались. В них начертано на многих стенах знамение креста, свидетельствующее о существовании здесь церквей и обителей иноков; подземные галереи, где устроены были кельи, идут на далекое пространство. Несколько выше Атмумейка существует доселе у подошвы Ливийского хребта древний Коптский монастырь, называемый Крестным. Все стены этого монастыря покрыты разноцветными изображениями крестов. На большом кресте, который находился на своде алтаря, написано по-гречески: древо жизни. Из писаний св. Афанасия мы видим, что в половине IV века в Антиноэ было многочисленное общество иноков под начальством мужа прозорливого, который, вместе с Федором Освященным, открыл Афанасию, что погиб в Персии его гонитель Юлиан. Св. Афанасий по сему случаю замечает: думаю, что многие, благоугождающие Богу в монашестве, по большей части остаются в сокровенности; потому что не знают их люди, – таков был маститый старец Паммон 220 . Руфин и Палладий, посещавшие Гермополь и Антиноэ в конце IV века, нашли здесь многих великих подвижников. В окрестностях Гермополя на месте, где, по преданию, слышанному ещё Руфином, провела несколько времени Богоматерь с Своим Божественным младенцем во время бегства своего в Египет, в пещере Ливийских гор подвизался Аполлос. Ещё пятнадцати лет удалился он в пустыню с старшим братом своим, подвижником высокой жизни. После сорока лет, проведенных в трудах и самоумерщвлении, Аполлос услышал голос, призывающий к служению для спасения других. Считая непременною обязанностью повиноваться высшему призванию, он вместе с тем молил Господа охранять его от помыслов гордости и тщеславия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Когда же он обратится в бегство, то жители Гевима, т. е. некие высокие силы, пророческою речью призываются утешать бегущего и вразумить его не бежать, а оставаться на пути и ожидать милосердия Божия, и призываются не только утешать бегущего, но и в добрых делах отвлекать дочь Сиона от плача и призывать ко спасению покаяния, и что это те холмы в Иерусалиме, о которых читаем в последней части этого пророка: утешайте люди моя, священницы глаголите в сердце Иерусалиму ( Ис. 40:1 ). Он сказал это, потому что, вынужденный истиною дела, не имел ничего сказать другого. Ст. 33–34. Вот властитель Господь воинств сокрушит стклянку в ужасе, и высокие ростом будут срублены, и возвышенные будут унижены, и будут уничтожены чащи леса железом, и Ливан с высокими падет. Некоторые думают, что это еще говорится об Ассириянине, – что по сокрушении его все окрестные народы подчинявшиеся его власти будут срублены и унижены и будет уничтожен самый густой лес, под которым они хотят метафорически понимать народ и князей, – что и Ливан с своими высокими падет, так что совершенно ничего не останется от Ассирийского могущества. Другие же хотят видеть с этого места начало пророчества о Христе, особенно когда дальнейшее признаем написанным о Нем и мы, и обрезание 20 . Выше говорил о имени Отрока, имеющего родиться от Девы, что он наречется Еммануилом и затем что зачатый во чреве Пророчицы назовется поспеши, отнимай добычи, спеши грабить, что Он есть камень претыкания и камень соблазна для двух домов Израиля, что владычество Его на раменах Его и что Он называется шестью именами: Чудный, Советник, Бог, Сильный, Отец будущего века, Князь мира, и что умножится власть его и мира его не будет конца. Теперь, в прологе к Его пришествию, прежде чем сказать, что Он произойдет от рода Иессея и Давида, под образом разбитой стклянки изображается Его страдание, – что по воле Божией плоть Его предана смерти для того, чтобы была разрушена высота Иудеев и они, некогда высокие, пали на землю и чтобы был срублен Ливан с своими кедрами, о котором у Захарии читаем: «отвори, Ливан, двери твои, и пусть огонь пожрет кедры твои; вопи, ель, потому что упал кедр, потому что великолепные опустошены» ( Захар. 11:1,2 ). А что говорится, что Он сокрушен и поражен Отцем, то на это указывается и оным: поражу пастыря, и расточатся овцы ( Захар. 13:8 ), и другим свидетельством: его же ты поразил еси, тии погнаша ( Пс. 67:27 ). Еврейское слово phura, которое Акила перевел κεραμεον, Феодотион и Симмах перевели ληνον, т. е. точило, что, по надписанию трех Псалмов, также обозначает страдание Господа, как Он Сам говорит у Исаии: «точило топтал Я один, и из народов не было мужа со Мною» ( Ис. 63:3 ). А LXX вместо точила, внося новый смысл, перевели славные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Рождество Христово: даты, история, традиции 4 января, 2020 Рождество Христово — что это за праздник? Каковы его традиции? Обо всём, что связано с Рождеством, вы сможете узнать, прочитав нашу статью. Рождество Христово — великий праздник, торжественный день для всех христиан. В этот день в человека воплотился сам Бог, Спаситель мира. Удивительно, что в Священном Писании нет ни одного указания на то, что день появления Мессии на свет — это церковный праздник или какой-то особенный день. В те времена дни рождения не праздновались в принципе. Да и древняя Церковь не отмечала Рождество. Рождение Христа праздновалось в день Богоявления. Наверняка, все знают историю о волхвах, которые пришли поклониться Иудейскому Царю, увидев звезду на Востоке. Но сами волхвы не были иудеями. Во что они верили? Почему и для них Рождение Спасителя стало великим праздником? Почему они приготовили особые дары, куда входило масло для бальзамирования усопших — смирна? Как пост связан с изгнанием бесов в Библии? Постился ли сам Христос? Когда отмечают Рождество православные — 25 декабря или 7 января? Знали ли вы, что первый Григорианский календарь «упустил» 10 дней намеренно? Как понять, что происходит на праздничном богослужении в Рождество? Что такое тропарь и кондак? Мы подробно разобрали состав богослужения на Рождество. Почему на Рождество принято наряжать ель, разве это не светская новогодняя традиция, имеющая корни в язычестве? Стояла ли ель рядом с рождественскими яслями? Кто из христиан первым придумал наряжать ель? В этой статье мы постарались собрать для вас ответы на самые важные для христианина вопросы о празднично дне Рождества, интересные факты и открытки, с помощью которых вы можете поздравить своих близких. Рождество Христово: история праздника Итак, обратимся к истории празднования Рождества Христова. Казалось бы, тут все просто. Этот день описан евангелистами, несомненно, для христианина рождение Царя Небесного, воплощение в человека, возможность просить отпущение грехов и жизнь вечную — великий праздник. Не все так просто. Как мы уже и говорили, о праздновании Рождества в Писании не говорится. И уж тем более нет особо обетования наряжать ель, дарить друг другу подарки.

http://pravmir.ru/rozhdestvo/

Святой источник преподобного Трифона Вятского. Этот святой источник расположен склоне горы на берегу реки Мулянка недалеко от села Нижние Муллы и примерно в пяти километрах от села Култаево. Источник носит имя святого Трифона Вятского, который жил здесь неподалеку в пещере и свершил здесь несколько подвигов. Гляденовская гора, как её называют, издавна была священным местом у остяков - местных жителей. Языческое капище на горе существовало здесь еще до нашей эры. А жертвоприношения продолжались вплоть до XVI века нашей эры, примерно в то время и поселился здесь преподобный Трифон. Посредине капища росла огромная ель поклонялись ей остяки с рек Печеры, Сильвы, Обвы, Тулвы и вогулы, собирались здесь для жертвоприношений приезжали князья остяцкий Амбал и вогульский Бебяк. И как то посетил преподобного Трифона купец знатный Федор Сухоятин и подарил преподобному топор из хорошего железа. Купец поведал преподобному, что один христианин из города Чердыни, посмеявшись над почитаемым деревом, внезапно заболел и помер. Услыхав об этом, преподобный решил - изничтожить языческое мольбище. Четыре недели он постился и молил и затем взяв икону и топор пошёл к тому месту, где росла ель. Ель была огромным и необычайно широким деревом - две с половиной сажени в обхвате, ветви достигали четырех саженей длины, а другие и более. Помолившись, преподобный возложил на себя образ и с молитвой начал рубить ель топором. На ели висело много предметов, оторые язычники приносили в жертву своим богам, - золото, серебро, шелк, полотенца и шкуры зверей. Срубив дерево святой сжег все приношения вместе с елью. Узнав об этом остяков зародилось желание убить преподобного. Но они не смогли в силу разных причин сразу воплотить свою злую мысль и потому немного позже когда они еще по другой причине возжелали смерти преподобного и придя на то место, где жил преподобный, остяки долго искали, но не смогли найти его келлии, ибо по воле Божией она осталась для них невидима. К источнику ведет хорошо видимая тропинка. Сюда приезжает много паломников посетив сначала старинный Свято-Троицкий храм села Нижние Муллы.

http://sobory.ru/article/?object=06716

В этих делах, как и в домашних богослужениях, участвовала и еще одна семья — священника отца Николая Бруни, в то время уже находившегося в концлагере. Там было шестеро детей, и каждому из нас, пятерых, были сверстники». Ель не зацветает по весне, как вишня или яблоня — дерево, особенное и для кельтов, и для славян. Ель не приносит плодов, как та же яблоня. У нее ничего нет, кроме вечнозеленой хвои и несъедобных шишек. Но, украшенная Славой Господней посредством рук человека, ель превозмогает свое природное естество: она зацветает и плодоносит. Она становится напоминанием — живым напоминанием! — о райском древе. И о расцветшем с Воскресением Христовым Древе Крестном. Певга — одно из названий ели. Певга входила в состав Лотова дерева, состоявшего из трех деревьев, из которого, по велению Первосвященника, был сделан крест для Господа. Украшая ель к празднику, христианин не участвует в языческой мистерии. Он совершает нечто подобное молитве, свидетельствуя веру в Боговоплощение и Воскресение из мертвых Богочеловека. II. Во все концы света Как живут православные в Америке или в Африке? Есть ли храмы на Северном и Южном полюсах? Много ли мы знаем о тех, кто исповедует Христа, но живет на другом континенте? С какими трудностями сталкиваются они, как молятся Богу? Ряд вопросов так велик, что стремится к бесконечности. Некоторые моменты жизни попыталась передать в рассказах этой книги. Старалась писать только о тех, кого знаю и о тех событиях, которые действительно достойны, чтобы их описать. Мне кажется невозможным описывать только то, в чем участвовала — на охоту за сведениями ушла бы жизнь. Но прочитанное и пережитое в такой же мере, как и живые люди, обладает моим временем и моими силами. В Иерусалиме На Иерусалимском рынке, утром, в жару, мои знакомые решили купить поесть. — Сегодня я сумасшедший, бери все за один шекель, — меланхолично говорит смуглый торговец, указывая на несметные плоды местной земли — аскетичной и вместе с тем благодатной. О, за этот шекель можно купить пищи на неделю. Об Иерусалиме знаю только по рассказам близких людей, видеосъемкам и фотографиям. И ничуть не жалею, что пока — так. Мне думалось, что страстное стремление побывать в Иерусалиме всегда двоится, и двоиться будет всегда. В этом стремлении есть что-то неживое, гордое, надменное, канцелярское: надо побывать, это важно — побывать в Иерусалиме, обязательно. Есть и другое — нежное, очень сильное, как тяга в печи. Оглянулась, и среди любимой улицы — Он, Город Городов, священник городов.

http://azbyka.ru/fiction/okean-very-rass...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010