а) История монастыря после преподобного Пафнутия Грамот и особых записи, как о первоначальным основании монастыря, так и о состоянии его по представлении преподобного Пафнутия, и о самом открытии святых мощей всего угодника Божия, не сохранилось в архиве монастырском. Но видно, что монастырь и по смерти преподобного Пафнутия не был оставлен благочестивыми и усердствующими богомольцами; а в царствование царей Иоанна Васильевича Грозного и Федора Иоанновича много уже имел во владении своем сел, деревень, пустошей, рыбных ловлей и других угодий, ему в разных уездах. В 1610 году Самозванец Тушинский, идя на Москву с поляками и литовцами, опустошил сию знаменитую обитель и привел ее в крайнее положение. Все сокровища были расхищены, 12000 войска все монашествующие, находившиеся в монастыре были избиты, и сам вождь воинства Михаил Константинович Волконский убит в соборной церкви потом все преданно было огню. В это время все жалованные тарханые грамоты данные и вотчинные крепости, и с них списки и всякие монастырские дела погорели без остатка. После сего разорения царь Михаил Федорович, по ходотайству настоятелей, жалованными грамотами в 1618, 1622, 1624, 1627 и в последующие годы, равно и преемники его, царь Алексей Михайлович, царь Федор Алексеевич и цари Иоанн и Петр Алексеевич в разное время утвердили за Пафнутьев монастырем, прежде бывшие во владении его вотчины, жалованные царями Иоанном Васильевичем Грозным И Федором Иоанновичем. Сверх того теми же царями много пожаловано было монастырю и вновь разных угодий в разных уездах. И таким образом дароваыы были все средства к восстановлению Пафутиева Монастыря. А богатыми вкладами благотворителей возобновлены и исправлены все здания Монастырские, и монастырь по прежнему приведен был в цветущее состояние. Какие именно села, деревни, пустоши и угодья, и в каких уездах принадлежали монастырю Пафнутиеву о том приложен в конце особый список с жалованных Грамот. Из описи, составленной в 1765 году, (по состоявшемуся ВЫСОЧАЙШЕМУ указу в 1762 году 29 ноября), видно, что В Пафнутиевом Монастыре против прежде бывшего монастырскаго Приказа 1710 года установления положено было монашествующих: Настоятель Архимандрит, Братии шестьдесят один человек, жалованья им по 5 рублей на человека=и того 510 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Алексия митрополита, предал гражданской казни. Но поспешность в решении суда и строгость в его приговоре, а главное – вмешательство сильных иностранцев, возбудили против Стефана неудовольствие Государя. Граф Мусин-Пушкин, с Стрешневыми, и Самариным обявили ему 14 дек. высоч. указ, чтобы быть ему в С.-Петербург и привести с собою дело о Тверитинове. Московскому губернатору в тоже время приказано было выслать в С.-Петербург, на счет Монастырского приказа, Тверитинова и свидетелей. Стефан отказывался ехать в С.-Петербург, ссылаясь на болезнь и на то, что ему нужно ехать в Нежин на освящение церкви. Но ему приказано было исполнить повеление государя. Дело Тверитинова передано было на рассмотрение Сената. 21 и 22 марта в Сенате происходили «консилиумы» по этому делу, на которых присутствовал и Стефан 90 . Мы не знаем в подробности образа действий Сената в исследовании этого дела; но, кажется, следствие оправдало виновных и обвинило Стефана. 14 апреля он писал по этому поводу к Государю, умоляя о прощении. «Великодержавнейший Царь, Государь премилостивейший. В настоящее время великострастнаго Пятка, егда Христос на кресте гласит кличем велиим: Отче отпусти им, – желаю себе и аз подражати Христа. Сего ради к вашему царскому величеству, аки к общему всех нас отцу, припадая вопию: отче отпусти. Тамо Христос гласит: не ведят бо что творят; не ведех и аз, яко то дело, еже сотворих, неугодно имело быти пред вашим царским величеством. Аще же в невежестве согреших, убо грех мой достоин есть прощения, ибо и Павел апостол глаголет: гоних, рече, по премногу церковь Божию, но сего ради помилован бых, яко в невежестве сие сотворих». «Невежество же мое – в сем является первое. Обличал на казани моем на Москве фискалов о неправде, того ради, яко промчеся у них на Москве слово, что фискали имут власть на всякаго доводити, и аще кому и не доведут, то им в вину не ставится. А не ведал я того, что в напрасном поклепе есть и на них вина и, по разсмотрению, наказание, рекше штраф; ибо сей указ и воля вашего царскаго величества потом уже, сиречь в 712 году, явился всенародне печатным тиснением в С.-Петербурге, а прежде сего о семь указе нам на Москве не было ведомо».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Архиепископ Филарет (Гумилевский) пишет: «Новгородский митрополит Иов особенно отличался умною и нежною заботливостью о страждущем грешном человечестве. Он построил и содержал богадельню, три больницы, два странноприимных дома. Он же во время мора, свирепствовашего в новгородской и псков ской областях, заповедал для всех новгородцев строгий пост по средам и пяткам, а сам каждый день совершал молебны в среду и пяток с крестным ходом – и христианская надежда его была не безплодна: в Новгороде не было мора». Около 1702 г. в окрестностях будущей столицы, где много было иноземцев, началось распространение лютеранства и кальвинизма. Митрополит сразу принял против этого меры. Он сам в письмах присылал предостережения против лжеучений. Владыка внушил Лихудам написать: «показание и обличение ересей Лютера и Кальвина», которое они посвятили восточным патриархам. Решительно боролся он с расколом. Против раскольников, распространявших, в связи с преобразованиями Петра, слухи, что антихрист уже близок, он написал «Ответ краткий на подметное письмо о рождении сими временами антихриста», изданный в Москве в 1707 г. В Олонецких лесах, по реке Выгу, в это время существовало крупное раскольничье пристанище, начальником которого был дьячек Данила (Никулин, или Викулин). Потом к нему пришел молодой начитанный и энергичный организатор Андрей Денисьев Второго или Вторушин, ведший свое происхождение от князей Мышецких. Он развил большую деятельность. С ним начал борьбу митрополит Иов. Он помешал Денисовым устроить пристанище для раскольников в бойком месте по р. Чаженге. В 1714 г. брат Андрея, Семен Денисьев (Денисов), был схвачен в Новгороде духовной властью. Владыка возил его к царю в Петербург. После личного допроса царь оставил его в распоряжении митрополита. Тщетно хлопотали за него знатные люди. Соловьев отмечает, что Иов был так силен, что церковные имущества Новгородской епархии оставались в его управлении и не были отданы в ведение Монастырского Приказа. Митрополит Иов устроял церковное дело в завоеванных от шведов областях, присоединенных к его епархии. В 1704 году он освящал в Петербурге первую церковь во имя свв. Апостолов Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В годы Патриаршества И. гражданская власть активно боролась с расколом. 8 февр. 1670 г. был арестован один из видных деятелей московской старообрядческой общины инок Авраамий , у к-рого отобрали при обыске письма Аввакума Петрова и др. «возмутительные бумаги». Авраамия сожгли весной 1672 г., вскоре после смерти И. В марте 1670 г. на Мезени были повешены ученики Аввакума Федор Юродивый и Лука Лаврентьевич. 14 апр. того же года «пустозерским сидельцам» Лазарю , Федору Иванову и Епифанию отрубили правые руки и вторично отрезали языки. 16 нояб. 1671 г. были взяты под стражу, затем подвергнуты пыткам Морозова и кнг. Е. П. Урусова . Московский Собор постановил увеличить число епархий в Русской Церкви. Была восстановлена Коломенская епархия, учреждена Белгородская и Обоянская кафедра, на к-рую 17 мая 1667 г. И. поставил серб. митр. Феодосия. Однако др. действия в этом направлении предприняты не были, поскольку данное решение натолкнулось на сопротивление архиереев, протестовавших против уменьшения территорий епархий. В марте 1667 г. с целью упорядочения материального обеспечения Псковской кафедры И. повелел Псковскому архиепископу обложить данью приходские церкви по примеру Патриаршей области. При И. в сан митрополита были возведены Астраханский архиеп. сщмч. Иосиф (грамотой вост. патриархов), которому было предоставлены 3-е место среди архиереев и право служения в саккосе, и Тобольский архиеп. Корнилий , Тобольская епархия была поставлена на 4-е место в иерархии Русской Церкви. Большой Московский Собор принял решение об упразднении Монастырского приказа и об отмене подсудности духовенства светским чиновникам. Выполнение данного решения растянулось на долгие годы, но уже в Патриаршество И. многое удалось изменить. 28 мая 1667 г. Собор во главе с И. постановил «весь церковный и монашеский чин» судить в патриаршем Разрядном приказе. В 1668 г. для организации такого суда в Патриаршей области был создан патриарший Духовный приказ, соответствующие органы появились и в др. епархиях. 10 дек. 1670 г. И. издал грамоту о своей юрисдикции над духовными и мирскими людьми в Патриаршей области по всем делам, кроме уголовных (воровства, разбоя и убийств). 28 янв. 1672 г. данный указ был дополнен: все судебные дела духовных и мирских людей из Патриаршей области с людьми, подведомственными др. приказам, были собраны в одном приказе - Поместном, что защищало патриарших людей от судебной волокиты. В постановлении Собора от 28 мая 1667 г. был определен круг дел, по к-рым духовные власти должны были судить мирян: дела, связанные с семейными отношениями, с нравственностью, с церковной жизнью, с поставлением в сан зависимых от светских землевладельцев крестьян. Упрочение церковной юрисдикции натолкнулось на сопротивление воевод. Не только Алексею Михайловичу, но и его преемникам приходилось посылать воеводам указы о невмешательстве в юрисдикцию Церкви со ссылками на постановления Большого Московского Собора (см., напр.: АИ. Т. 5. С. 233).

http://pravenc.ru/text/578114.html

В населенных вотчинах он имел хотя небогатые сравнительно, но твердые и постоянные источники средств к своему содержанию. Но указом Петра Великого от 31 января 1701 года повелено графу Мусину-Пушкину «взять духовные недвижимые имения под свое ведение и распорядить на благолепие церковное и на достодолжное и незазорное содержание олтарю служащим, а остатки определены на учреждение училищ духовных, на пропитание отечеству послужившим и оставшимся в старости, ранах и болезнях, бедным и неимущим» 26 . Златоустов монастырь и после того продолжал владеть вотчинами, но с ограничением, потому что, за удовлетворением его крайних нужд, остатки доходов с земель употребляемы были на разные благотворительные цели, но не в пользу монастыря, не были и сберегаемы в нем. А 1-го декабря 1704 года повелено, без Государева указа, не отпускать с вотчин ни денег, ни хлеба и всяких запасов; дошло до того, что «и питаться стало нечем». Братии с игуменом было в Златоустовом монастыре 25 человек 27 . И вот настоятель о. Антоний бил челом (1705 г. января 12) великому Государю «о даче жалованья указ учинить». Из Монастырского Приказа (государственное учреждение) выдано было годовое жалованье на каждого монаха по пяти руб. денег и по пяти четвертей хлеба со столовыми запасами», а монахам, жившим без указа царского, совсем отказано в производстве жалованья 28 ! Что касается вкладов в монастырь, состоявших из церковных вещей и денег, – они были многочисленны, хотя и не все нам известны. Вкладчики, без означения имен их и пожертвований, упоминаются в 1624 году, таковы: «боярин один человек, да дворян московских пять человек» 29 . Из благотворителей более известны и достойны благодарной памяти: 1 . Великий князь Иоанн III. Икона тезоименитого ему святителя Златоуста, ныне находящаяся в соборном храме, писана, если не при самом основании монастыря, то современно державному изволению великого князя построить в Златоустовом монастыре каменную церковь вместо деревянной. Длиною сей образ 1 арш. 2 вер., а шириною 11 вер. Святитель, строгий видом и с резкими чертами лица, представлен во весь рост, в полном архиерейском облачении; правою рукою он благословляет, а в левой держит закрытое Евангелие. На передних концах омофора, по правую сторону от угодника, изображено распятие на кресте Господа с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Богословом, по левую – снятие со креста 30 . На митре написан Спаситель благословляющий с Божией Матерью и св. Иоанном Предтечею. В палицу, устроенную на сребропозлащенной ризе, вложена частица мощей св. иерарха 31 , а в иконную кипарисную доску, по краям оной, положены мощи: св. Иосифа праведного, великомученика Пантелеймона и св. Анны, матери Пресв. Богородицы; по другую сторону – часть животворящего древа, мощи Симеона Богоприимца и преподобно-мученика Андрея Критского .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

в Сенат сведения о приходе и расходе в них сборных денег 3306 , 3325 ; о передаче их в ведение Коллегии Экономии 3307 , 3317 , 3325 ; о возврате их архиер. домам и м-рям 3693 , 3713 , 3721 ; архиерейские и монастырские перед. в ведение Коллегии Экономии 3555 ; треб. в Синод. Дворцовый Приказ ежемесячные приходо-расходные ведом. о хлебе 3268 ; – третные о скоте 3274 ; отмена проекта устройства в них конских заводов 3609 ; о возврате в монастыри посольских старцев 3624 ; Донскому м-рю отдаётся с. Сокольи горы 3187 ; по Новгород. епархии собир. сведения о монастырских 3194 ; перечень и штаты принадл. Новгород. архиер. дому 3559 ; Нижегород. Благовещен. мон. – о служителе заведующ. ими 3196 ; Благовещенского и Дудина монастырей 3572 ; возвращ. Суздальск. архиер. дому село Рождествено 3669 ; незнач. число их в Крутицкой епархии 3235 ; вовсе нет их у Смолен. Вознес. жен. мон. 3236 ; инструкция об управлении принадлежащими Троице-Сергиеву мон-рю 3296 ; треб. вед. о доходах с них 3297 ; Сузд. Спасо-Евфимиева мон. 3534 ; треб. ведом. о принадлеж. Московским мон-рям за время управл. Монастырского Приказа 3660 ; крестьянским запрещено покупать рекрут 3507 . (См. Земли , Имущество , Угодья ). ВЫБОРНОЕ НАЧАЛО – в приходах 3558 . ВЫСОЧАЙШАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ ФАМИЛИЯ : представление Императрице вновь назнач. архимандритов 3178 ; – протопопа 3200 ; Царица Параскева Феодоровна и Императрица Анна Иоанновна – вкладчицы в Покровскую в г. Пскове церковь 3190 , 3199 ; Император Пётр I строил Кронштадтскую крепость 3242 ; рождение принца Иоанна Антоновича 3577 ; о празднов. рожд. и тезоименитства его 3586 ; провозглашение Наследником 3591 , 3592 ; восшествие на престол 3594 ; смерть, погребение и поминовение Императрицы Анны Иоанновны 3598 , 3599 , 3602 , 3603 ; церемониал погребения 3604 ; невоспоминание на б-ни в Соловецком мон. 3214 ; воспоминание в церквах за границей 3250 ; об изменении формы возношения в церквах 3433 , 3578 , 3592 , 3593 , 3605 , 3727 ; неправильное написание Царского титула 3355 ; молебствие о здравии Государя и всей Фамилии 3606 ; молебствие по случаю рождения вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этот промежуток времени деятельность синодального Монастырского приказа и Камер-конторы заключалась исключительно в сборе доходов от имений и передаче их в государственную казну. Как свидетельствуют эти поначалу чисто административные мероприятия, правительство постепенно становилось на ту точку зрения, что церковное имущество, в том числе и монастырские земельные владения, следует считать государственным достоянием, но прошло еще несколько десятилетий, прежде чем эта точка зрения получила силу государственного закона. Уже в последние годы царствования Петра доходы от «заопределенных» имений тратились исключительно на государственные нужды . Важным шагом в направлении сокращения расходов на содержание монастырей и высвобождения части доходов от «определенных» владений был указ 1724 г., повелевавший составить монастырские штаты — знаменитый, много раз цитированный нами указ, в котором особенно полно выразилось отношение Петра к монашеству и монашеской жизни. Однако этот указ имел скорее практический, чем идеологический смысл, а именно: предполагалось сократить число монахов и тем самым расходы на Церковь. 22 мая 1724 г. Синод на основании отдельных личных указаний Петра подготовил так называемые штаты 1724 г., но некоторое время они не приводились в исполнение, этому помешала смерть императора . Коллегия экономии синодального правления 1726 г., в которой теперь все дела вершились не духовными лицами, а светскими чиновниками, практически выключавшими ее из подчинения Синоду и обращавшимися в важных случаях в Сенат, не одобрила штаты 1724 г. и обратилась к императрице Екатерине I (1725–1727) с прошением не проводить их в жизнь, на что она дала свое согласие . Следствием неутверждения штатов 1724 г. было то, что высшие органы власти сделали вопрос о монастырских имениях предметом для обсуждения. Верховный Тайный совет и Сенат постановили оставить все без изменений и штаты 1724 г. не вводить, что в определенном смысле можно было считать победой Синода, ибо Коллегия экономии функционировала по-прежнему как отделение Синода, а это в какой-то мере сохраняло его влияние на ведение дел в коллегии. Положение это было впоследствии подтверждено указом от 6 февраля 1727 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436657/

Великий Государь и на эти трудные вопросы ответил спокойно: «выбрать, например, (т. е. кандидатов) и подать роспись; также и впредь для таких избраний надлежит заранее добрых монахов сюда в монастырь Невский привезть, дабы здесь жили, которых бы могли знать, чтобы таких не наставить, как Тамбовский и Ростовский были, а для лучшего впредь управления, мнится быть удобно Духовной Коллегии, дабы удобнее такие великие дела исправлять было возможно». 217 Нет надобности много прибавлять к подлинному докладу м. Стефана и царским резолюциям, чтобы понять, до какого расстройства дошло епархиальное управление в русской церкви накануне учреждения «Духовной Коллегии». Картина представляется безотрадной по одному тому, что одновременно чуть ни половина епархий оставалась без архиереев. Вполне естественно, что нерешенных дел в них накопилось «премногое множество»; церковных нестроений было тоже много. Сам царь соглашался, что без архиереев епархиям нельзя оставаться, и потребовал доставить ему список кандидатов на свободные кафедры, при этом сделал весьма важную оговорку, чтобы на будущее время для избрания в архиереи вызвать из епархий в Невский монастырь добрых монахов, чтобы с ними познакомиться лично и не наставить таких, как были Игнатий Тамбовский, замешанный в деле Талицкого и обвиненный в государственном преступлении по делу царевича Алексея Петровича и царицы Евдокии (Лопухиной), подвергнут пыткам и колесован с именем расстриги Демида (в марте 1718 г.). 218 Память о Досифее Ростовском была слишком свежа, когда Петр писал свои резолюции на докладе м. Стефана Яворского . Естественно, что и про Исаию, м. Нижегородского, резко протестовавшего против Монастырского приказа, слишком заметно урезавшего средства архиерейских домов, сосланного в Белозерский Кириллов монастырь (1708 г.) 219 Петр тоже не забыл. Между тем замещение свободных кафедр кандидатами по вкусу самого Петра было делом нелегким и исполнено далеко не сразу после доклада м. Стефана. Но и те иерархи, которые были назначены на свободные кафедры, или переведены для пользы службы с одной кафедры на другую, с согласия самого Петра, далеко не все оправдали надежды, возлагаемые на них Великим Государем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Вот как распорядилась новая власть доставшимся ей имуществом. Так сохраняла доставшееся от предков культурно-историческое наследство. В подвале Троицкого собора был устроен овощной склад, в соборе Рождества Богородицы – антирелигиозный музей. По воспоминаниям бывшей жительницы Ипатьевского монастыря Л.П. Давыдовой, последним священнослужителем, которого она видела в стенах обители, был священник Макарий, «про которого точно неизвестно, был ли он монахом монастыря, или нет». По другим воспоминаниям Макарий был смотрителем музея, даже сторожем, и до тех пор, пока было возможно, пытался сохранить от разграбления великое наследие, оставленное нам нашими предками. До 1922 года он совершал Божественную литургию в Троицком соборе Ипатьевского монастыря. После приказа снять монашеское одеяние и постричь бороду иеромонах Макарий покинул монастырь. Дальнейших сведений о нем нет. Дальнейшие события пошли так, как мы знаем из исторических свидетельств того времени. Лидия Павловна Давыдова стала свидетельницей снятия колоколов с годуновской колокольни. Сброшенный колокол больших размеров, вероятно 600-пудовый, дар инокини Сандулии (Годуновой, матери царя Бориса Годунова, пожертвован в монастырь в 1648 г. – прим. автора), под своей тяжестью вошел в землю и раскололся на куски. Она также вспоминает, что некто Тихомиров, один из людей, разорявших колокольню, при снятии колоколов с колокольни сорвался и разбился насмерть. Очевидцы тех событий рассказывали о чудесном явлении, которое произошло с неким Веселовым, жителем Ипатьевской слободы, ярым борцом против религий, который неоднократно закрашивал фреску над воротами монастыря, изображавшую Божию Матерь, но, несмотря на все усилия, фреска вновь и вновь проявлялась. В бессильной ярости ревнитель новой жизни расстрелял фреску из винтовки. Вскоре после этого, он заболел и умер. Они все одинаковы – и Орлеанский, и Веселов – им всем мерещится, что они, такие сильные и великие, смогут «убить бога». К 1930 г. после серии взрывов от зимней церкви Рождества Богородицы остались лишь руины и груда обломков, которые не убирались в течение нескольких лет. По воспоминаниям очевидцев, сразу же началось разграбление кладбища: мародеры раскапывали в поисках сокровищ монастырское кладбище…

http://bogoslov.ru/article/4529808

Графиня Мария Алексеевна, рождение 7 июня 1782; за государственным контролёром Алексеем Захаровичем Хитрово Графиня Наталия Алексеевна, рождение 1784 † 1829; за генерал-лейтенантом князем Дмитрием Михайловичем Волконским † 1835 Графиня Екатерина Алексеевна, рождение 4 октября 1786; за генерал-майором князем Василием Петровичем Оболенским Графиня София Алексеевна, рождение 1792, за генерал от инфантерии князем Иваном Леонтьевичем Шаховским Графиня Варвара Алексеевна, рождение 1796 † 1829; за князем Николаем Ивановичем Трубецким КОЛЕНО XX: Николай Михайлович † 18.. 155.Михайло Михайлович; женат на княжне Анне Яковлевне Болховской Екатерина Петровна, за Сергием Васильевичем Трубецки Алексей Сергеевич; женат на княжне Наталие Николаевне Трубецкой Анна Сергеевна, за подполковником Николаем Александровичем Дубовицким Елисавета Сергеевна, за бароном Львом Андреевичем Боде Графиня Екатерина Ивановна, за графом Георгом Александровичем Игельштрёмом КОЛЕНО XXI: Михайло Михайлович Лидия Михайловна † во младенчестве Михайло Иванович Шарап находился воеводою в Великих Луках, в 1543 году, и служил воеводою в полоцком походе 1551 года. Илья Григорьевич 8-й) служил воеводою в казанском походе 1544 года и находился воеводою в Великих Луках, в 1550 году. Антон Захарович 24) убит при осаде Смоленска, в 1634 году. Никита Андрианович 50) находился воеводою в Суздале, в 1689 и 1690 годах. Богдан Андреевич 25), упоминается на свадьбе Царя Михаила Феодоровича с княжною Мариею Владимировною Долгоруковою, 19-го сентября 1624 года. Сын его Алексей Богданович был комнатным стольником Царя Алексея Михайловича, а внук, Иван Алексеевич, находился, при Петре Великом, сперва боярином и начальником Монастырского Приказа, потом действительным тайным советником, президентом каммер-конторы и статс-конторы; при учреждении, в 1711 году, Сената, был первым сенатором, и возведён Петром Великим, 16 февраля 1710 года, в Графское Российского Царства достоинство. Из сыновей его, граф Платон Иванович был, при Императрице Анне Иоанновне, сенатором и президентом коммерц-коллегии; в последствии сослан в Соловецкий монастырь, откуда возвращён при Императрице Елисавете Петровне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010