Не упраздняя патриаршего престола, Петр не назначил нового патриарха, поручив заведывание патриаршей областью Рязанскому митрополиту Стефану Яворскому с титулом блюстителя. Вместе с этим начинается постепенное систематическое ослабление церковной власти, которую могли называть и называли «другим лучшим правительством». Судебные полномочия церкви сразу были сужены. Судные дела, бывшие в ведении патриаршего разряда по челобитьям разных лиц, тотчас по смерти Адриана отосланы в те приказы, которым подсудны были тяжущиеся. Жалобы по духовным, рядным и другим крепостям о вотчинах и поместьях переданы в Поместный Приказ. 5 В 1701 году дела о наследстве, по сговорным и рядным записям и т. п. из патриаршего разряда переданы в Московский Судный Приказ. Эти указы Петра, ограничивавшие объем церковного суда, касались сначала только Патриаршей области, но скоро распространились на все епархии. В ведении церковного суда остались главным образом дела веры и частью брачные. Тогда же духовенство окончательно потеряло право печалования. 6 Утратив большую часть своих судебно-юридических прав, духовная власть, по прикрытии Патриаршего Разряда, не в меньшей, если не в большей мере лишилась своих прежних владельческих прав. В январе. 1701 года восстановлен Монастырский Приказ – чисто государственное учреждение с обширными правами. Ему предоставлен не временный контроль экономических дел церковных учреждений, как-то было в Приказе Большого дворца, но полный надзор, граничивший с полным заведыванием имуществом патриаршего и архиерейских домов и монастырей. Восстановленный приказ в руках правительства явился надежным учреждением для утилизации в пользу государства церковной экономии; через него начался перевод церковных доходов в гражданское ведомство. 7 Особым указом патриаршие чиновники только в духовном управлении подчинялись блюстителю патриаршего престола м. Стефану Яворскому , а «в мирском рассуждении» начальнику монастырского приказа боярину И. А. Мусину-Пушкину. 8 У кафедральной казны в архиерейских домах царскими указами с грамотами из Монастырского Приказа посажены стольники-контролеры, во всем послушные Приказу. 9

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

128. Сборник, в 4-х частях, под названием: «Праздники большие», в ¼ листа; по листам внизу подпись: «1715 года сия книга двунадесятых Господских праздников, дванадесять канонов греческого напева, написана за благословением отца Архимандрита Антония, и отдана в церковь Живоносного Христова Воскресения в обители Воскресенской в строение Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России, зовомый Новый Иерусалим, а подписал по его, отца Архимандрита, приказу, той же обители постриженник, головщик Аарон Каменев.» Из архивных рукописей заслуживают особого внимания: а. Опись 1680 года полная всему монастырскому имуществу, составленная при переходе Воскресенского монастыря в Дворцовое Ведомство (Государевой Мастерской Палаты), по случаю последовавшего от Царя Федора Алексеевича (в 1679 г.) повеления продолжать начатое Патриархом Никоном церковное строение на счет Царской казны. Рукопись в д. листа. б. Две книги актов: жалованные (Царские), правые купчие, дарственные, закладные и меновные грамоты на владения Воскресенского монастыря в 17 столетии. ПРИМЕЧАНИЯ К ОПИСАНИЮ ОТДЕЛА РУКОПИСЕЙ. 1. Из монастырских актов, видно, что в Воскресенской обители было намерение завести свою собственную типографию, для чего и были уже приготовлены «книжные заводы и слова отлитые» ; но, как видно из грамоты Патриарха Иоакима 1676 г. От 4 Ноября (из Патриаршего Приказа), повелено все это взять к Москве, во исполнение чего оные и были тогда же сданы под расписку Патриаршему Ризничему, Иеродиакону Иакинфу, а в следующем 1677 году, грамотою из Патриаршего же Приказа, от 4-го Марта, велено: «старца Каллистрата, который вырезывал икосы и в чем отлиты слова были, прислать к Москве.» Из этого очевидно одно, что в Воскресенском монастыре при Патриархе, кроме книгочеев и грамотеев, были и знатоки типографского дела, и было намерение, по примеру Иверского Валдайского монастыря, основать свою собственную типографию; но относится ли это намерение ко времени проживания здесь Патриарха (с 1658 по 1667), или намерение это надобно почитать современным выше упомянутым грамотам и их вызвавшим, о сем, по неимению подлинных грамот (отобраны в Мастерскую Палату, в ведении которой состоял Воскресенский монастырь с 1679 года), определенного заключения сделать нельзя. С своей стороны мы полагаем, что как типография, так и «книжные заводы и отлитые слова» Воскресенской обители суть остаток Типографии Иверской Валдайской обители, и что Типография эта была перевезена в Воскресенский монастырь по воле Патриарха Никона , и с предположением возобновить ее в своей Воскресенской обители, чему помешали известные обстоятельства, предшествовавшие Московскому Собору 1667 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1642–1652 гг. (ГММК) Эти устремления отразились и в Соборном уложении 1649 г. В его составлении духовные лица участия не принимали, текст был принят на Земском соборе 1648/49 г., решения к-рого подписал патриарх. Уложение включало нормы не только светского, но и канонического права. Источниками Соборного уложения послужили судебники, Литовский статут, входившие в состав Кормчих Прохирон и «Избрание от закона Моисеева». Гос-во брало на себя наказание за преступления против веры, вводя смертную казнь за богохульство, за бесчиние в храме во время литургии, за выход из Православия (гл. 1). При этом Уложение значительно ограничило церковное землевладение (гл. 19; гл. 17, ст. 42), подтвердило указ 1580 г. и запретило патриарху, епископам и мон-рям приобретать новые земли (гл. 17, статьи 30, 42). Признавалось право Церкви на уже находящиеся в ее распоряжении земельные владения, однако в 1651 г. правительство распорядилось «отписать на государя» деревни, купленные или полученные в заклад мон-рями и приходами, если эти деревни расположены в черных тягловых волостях (ААЭ. Т. 4. С. 48-49, 33). Были отменены податные льготы жителей монастырских и церковных слобод. Посады и слободы, расположенные на церковных и монастырских землях и освобожденные благодаря различным привилегиям от тягловой повинности, передавались в ведение гос. казны, духовным учреждениям было запрещено приобретать и основывать такие слободы (гл. 19, статьи 1, 5, 7-9, 13, 15, 16; ср.: ААЭ. Т. 4. 35, 36, 39; АИ. Т. 4. С. 44-48, 32). Церковь утратила ок. 80% своих городских дворов, серьезно пострадал при этом патриарший дом. По Соборному уложению духовенство лишилось судебного иммунитета, все судебные дела (исключая дела по церковным вопросам) передавались в Монастырский приказ (гл. 13), учрежденный по челобитью «выборных людей», во главе к-рого был поставлен мирянин - окольничий кн. И. А. Хилков. При И. среди судей в Монастырском приказе были и духовные лица. Юрисдикция Монастырского приказа в отличие от юрисдикции приказа Большого дворца, ранее ведавшего мон-рями, распространилась на все духовенство, за исключением патриарха.

http://pravenc.ru/text/578453.html

Между тем в русском обществе начинаются новые веяния. Великий Преобразователь, ценивший исключительно материальное служение обществу, на духовное служение монастырей, которые так высоко ставились в старину, со своей крайней точки зрения посмотрел, как на бесполезное. Внимание высших служилых классов от древнерусских святынь волею его отвлечено было к исключительно практическим интересам. Бежецкий Введенский Нектариев монастырь от государева двора реформами Петра был оторван. И почитание Преподобного из широкого, каким оно было в XVI и XVII веках, становится местным. Вместе с тем приходит в упадок и сам Введенский монастырь. С восстановлением в 1701 году монастырского приказа монастыри от самостоятельного управления хозяйством и пользования доходами были устранены и оставлены на выдававшемся из приказа незначительном жалованьи, — «без чего лишь», как тогда говорили, — «пробыть невозможно». Лишенный права пользоваться доходами с жалованных царем Феодором Иоанновичем угодий, Введенский монастырь возвратился к тем нуждам, при которых он когда-то возникал. Положение осложнялось тем, что в Бежецком Верхе к этому времени кроме него было уже и еще два монастыря да шесть приходских церквей. На особые жертвы горожан, в общем, при слабом здесь развитии торговли и промышленности, не богатых, Нектариева обитель рассчитывать не могла. При таком тяжелом материальном положении дальнейшая судьба ее поразительно точно сообразуется с общими правительственными распоряжениями о монастырях. Оторванная реформами Петра от двора государева, она утрачивает значение самостоятельной обители и приписывается к Антониеву Краснохолмскому монастырю. С воцарением Петра II, как известно, начинается сильная реакция реформы. Указы неблагосклонного к иноческим обителям Преобразователя на время теряют свою силу. И Введенский монастырь в самый же первый год этого нового царствования (1727) от Краснохолмского Антониева отписывается, делается независимым и остается таковым до года кончины Петра (1730). Воцаряется Анна Иоанновна.

http://pravicon.com/info-2998

Его роль на Соборе 1667 г., который энергично и успешно отстаивал права Церкви, была не очень значительной. Когда рассматриваешь процесс обмирщения монашеской жизни, невольно возникает вопрос, почему епископат не предпринял никаких решительных действий, чтобы приостановить этот процесс, почему не принималось никаких мер по улучшению положения в монастырях, хотя бы каждым из архиереев в своей епархии. Но ведь эти епископы сами жили в монастырях, где аскетическим подвигам отводилось совершенно определенное, ограниченное место, где укоренился религиозный формализм — застывшее «обрядолюбие». В XVII в. среди церковных иерархов мы не найдем выдающихся ревнителей очищения и улучшения монастырского быта. Рязанский митрополит Иларион (1657–1673) был одним из немногих епархиальных владык, кому удалось поднять уровень монашеской жизни в монастырях своей епархии . Другой Иларион, митрополит Суздальский (1682–1705), который в середине XVII в. вел очень строгую жизнь во Флорищевой пустыни (около Владимира), в 1694 г. в своем послании к настоятелю этой пустыни, где тогда участились нарушения общежительного устава, писал о том, какие меры принимал он, Иларион, против таких нарушений в пору своего настоятельства. При нем эта пустынь известна была строгостью своего устава. Царь Федор Алексеевич высоко ценил смиренного настоятеля, и не без его воли Иларион из игуменов маленькой пустыньки был возведен в сан Суздальского митрополита . Два самых выдающихся и по-настоящему образованных иерарха 2-й половины XVII в.— Иов, митрополит Новгородский (1697–1716), и Афанасий, архиепископ Холмогорский (1682–1702),— свое внимание в основном уделяли улучшению приходской жизни и подготовке духовенства . Невнимание епархиальных архиереев к вопросам монастырского быта еще более способствовало обмирщению иноческой жизни. После упразднения Монастырского приказа и Собора 1667 г. епархиальные архиереи получили больше возможностей для успешной деятельности в своих епархиях, но отсутствие подходящих для этого личностей препятствовало успеху.

http://sedmitza.ru/lib/text/436588/

22 -го. О высылке в Александро-Невский монастырь из Киево-Печерского и других Малороссийских монастырей монахов для пения на крылосе. -го. Об отдаче из архиерейских и монастырских сёл беглых крестьян, бобылей и дворовых и о правеже за них пожилых денег. -го. О наказании за прописку душ в сказках. 27 -го. Об отводе солдатам, которые присланы в Святейший Синод для караула, квартир и о присылке для них фузей, шпаг и епанчей. 27 -го. О нерешении в Коллегиях дел о похищении казны и народных денег, о внесении сих дел в Сенат и о представлении к Высочайшему рассмотрению мнений Сената по этим делам. 29 -го. Резолюции Святейшего Синода на представления архимандрита Златоустовского монастыря Антония. 29 -го. О неувольнении и неперемещении без указа Святейшего Синода священнослужителей в Московских соборах. 29 -го. Об оставлении у Воскресенской церкви, что в Кадашёве, в Москве священником не учившегося в школе Фёдора Обросимова. 29 -го. Об определении церковника Косьмы Степанова, бывшего при церкви Исаакия Далматского, на место дьячка в приход Андрея Первозванного, что на острове Котлин. 31 -го. О невысылке из Москвы в Святейший Синод шести монахов, назначаемых в инквизиторы. Апреля 1 -го. Резолюции обер-прокурора на докладные пункты от прокурорских Монастырского приказа дел: 1) о посылке доношений по делам о протестах к обер-прокурору вместе с пакетами Монастырского Приказа; 2) о недаче предложений Синодальной Конторе по делам, не терпящим отлагательства; 3) о неисполнении в Монастырском Приказе указов Синодальной Конторы, несогласных с Царскими указами; 4) о донесении обер-прокурору по письменным жалобам лиц, недовольных действиями подведомственных Синоду мест; 5) о доношении обер-прокурору о протоинквизиторах и инквизиторах, преступающих свою должность, и 6) об освобождении Коллегий, Канцелярий и Контор от занятий во время каникул и праздничных дней на точном основании Регламента. 17 -го. О всенародном объявлении относительно вреда и богопротивности существующего обычая обливать и купать на святой неделе и о возложении на священников обязанности под угрозою штрафа отвращать своих прихожан от сего обычая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8) Крестьянин городовой слободки Иван Павлов просил архимандрита поставить дворишко на монастырской земле, и обещался за то каждый год поставлять в монастырь по 500 обожжённых кирпичей. Архимандрит согласился и приказал, записав это в книгу, дать Павлову дозволение из казённого приказа (1710 г.). 9) У крестьянина деревни Борисовой отдали сына в солдаты, и сидел тот сын за караулом. Подал отец челобитную архимандриту о возвращении его и обещался за то дать вкладу 20 рублей. Архимандрит согласился, и сын его из-под караула освобождён (1711 г.). 10) 1723 г. был 19-й рекрутский набор; крестьянин Тихон подал прошение архимандриту об освобождении себя и семьи его от набора и обещался за то платить 20 рублей. Архимандрит согласился, и семья Тихона была после того свободна от рекрутства. 11) Крестьянин Кузьма из села Биберева бежал с тягла, и найден в Москве. По поимке архимандрит положил с него оброку по рублю в год и дозволил ему жить, где он похочет (1710 г.). 12) Крестьяне села Романова подали челобитье архимандриту, что им одним, за лошадиным падежом, отправлять монастырскую Лубенкинскую пашню невмочь. Архимандрит велел управлять ту пашню ещё крестьянам из села Березникова и Исакова (1713). 13) Села Биберева крестьяне с дьячком били челом архимандриту, чтобы им владеть пустошью Бузановою за 10 р. в год. Архимандрит согласился, и велел дать им на то владельную память (1718 г.). 14) Из села Будовского один крестьянин переходил жить в село Исаково. Архимандрит велел дать ему на то указ из монастырской казённой палаты, и дело это внести в книгу (1718 г.). 15) Двое из вотчинных бобылей деревни Сотьми захотели работать в Москве. Архимандрит потребовал поручительства. Крестьяне той деревни поручились за них в том: «что они в Москве не станут торговать ни вином, ни табаком, с воровскими людьми знаться не будут, – каждый год будут являться к мирским властям и платить оброку с человека по полутора рубля и в случае неплатежа их они поручители отвечают сими деньгами без всякой для них пощады» (1724 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В связи с таким надзором у келаря (уже с конца XV в.) была судебная власть над монастырскими людьми и монастырскими крестьянами, которую он осуществлял либо сам, либо через своих представителей. В митрополичьей уставной грамоте (около 1500 г.) келарь упоминается сразу вслед за игуменом. Документы Троице-Сергиева монастыря, относящиеся к 1495–1505 гг., говорят о том, что келарю вверено было управление монастырскими имениями, он занимался также приобретением новых имений, обменом и продажей старых. На документах Троице-Сергиева монастыря, касающихся управления или хозяйственных дел, в XVI в. ставилась даже особая келарская печать. Во 2-й половине XVII в. келарь Троице-Сергиева монастыря был одновременно дьяком Монастырского приказа . В больших монастырях всегда была должность келаря . В уставе прп. Иосифа келья келаря указывается в качестве места для проведения совещаний по самым важным делам . В царском указе суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю (1640) очень подробно перечисляются все обязанности келаря: управление внутренним хозяйством и монастырскими владениями, хранение монастырской казны, выдача и прием денег, надзор над своевременным поступлением оброка и исполнением всех повинностей монастырскими крестьянами, надзор над ведением монастырских расчетных книг, судебная власть над монастырскими людьми и монастырскими крестьянами, представительство монастыря в государевых приказах и присутственных местах и т. д. Во 2-й половине XVI и особенно в XVII в. широко распространена была приписка малых и бедных обителей к большим и богатым монастырям — так называемые приписные монастыри; делалось это малыми обителями для улучшения своего хозяйственного положения и для того, чтобы стать под покровительство влиятельного монастыря, который стремился распространить свои привилегии и на приписанные к нему монастыри. Келарь главного монастыря был лицом, которому принадлежала административная и судебная власть в приписных монастырях, более того, к нему от настоятелей приписных монастырей переходило и право духовного суда .

http://sedmitza.ru/lib/text/436573/

Спасо-Нуромский монастырь имел и своих покровителей из числа местных помещиков. Так, землевладельцы Нарбековы считали обитель «издавна своим прародительским строением» и заступались за нее, когда в 1670-х гг. ее стали притеснять власти расположенного неподалеку Корнилиева Комельского . К 1719 г. в вотчине Спасо-Нуромского монастыря насчитывалось 14 деревень: Боброво, Початково, Тимонино, Дядинское, Чижово, Лукино, Олферово, Савино, Высокое, Поповкино, Шабаново, Сидоровское, Мартюково, Мышкино. К 1764 г. в них жили 403 человека (мужского пола). В том же 1764 г. Спасо-Нуромский монастырь был закрыт, его насельники переведены в Павлов Обнорский монастырь, а соборная церковь обращена в приходскую. Оба деревянных храма были разобраны, некоторое время из монастырских зданий сохранялась лишь часовня, устроенная на месте встреч прп. Сергия Нуромского и Павла Обнорского.   Публикуемая переписная книга монастыря 1701–1702 гг. позволяет увидеть, что представлял собой монастырь в начале XVIII в. – сюжет, пока не освещенный в историографии. Описание монастырей Российского государства в 1701–1705 проводилось по инициативе правительства Петра I в связи с передачей дел воссозданному в 1701 г. Монастырскому приказу. Вместе с монастырями описывались также архиерейские дома и приходские церкви. Это была попытка петровского правительства провести частичную секуляризацию церковно-монастырского землевладения и хозяйства. Дошедшие до наших дней переписные книги этого времени хранятся преимущественно в фонде Монастырского приказа (РГАДА, ф. 237). На сегодняшний день лишь небольшая их часть введена в научный оборот. В отличие от других регионов, описи имущества и переписные книги монастырей Вологодского уезда изучены гораздо лучше. Многие описания, в том числе 1701–1702 гг., опубликованы: Иннокентиева Комельского, Павлова Обнорского, Спасо-Каменного, Сямженского Евфимьева, Григориева Пельшемского, Дионисиева Глушицкого монастырей, Симоно-Воломской и Семигородней Публикация переписной книги Спасо-Нуромского монастыря сделает этот список более полным.

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

10 . Гавриил (Бодони-Бонулеско) (1799–1803). 11 . Серапион (Александровский) (1803–1822). 12 . Евгений (Болховитинов) (1822–1837). 13 . Филарет (Амфитеатров) (1837–1857). 14 . Исидор (Никольский) (1858–1860). 15 . Арсений (Москвин) (1860–1876). 16 . Филофей (Успенский) (1876–1882). 17 . Платон (Городецкий) (1882–1891). 18 . Иоанникий (Руднев) (1891–1900). 19 . Феогност (Лебедев) (1900–1903). 20 . Флавиан (Городецкий) (1903–1915). 21 . Владимир (Богоявленский) (1915–1918). VIII. ОБЕР-ПРОКУРОРЫ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА 1 . И.В. Болтин (1722–1725). 2 . А. Баскаков (1725–1726). 3 . Р. Раевский (1726) (прокурор). 4 . Н.С. Кречетников (1741) (назначен, но не вступил в должность). 5 . князь Я.П. Шаховский (1741–1753). 6 . А.И. Львов (1753–1758). 7 . князь А.С. Козловский (1758–1763). 8 . И.И. Мелиссино (1763–1768). 9 . П.П. Чебышев (1768–1774). 10 . С.В. Ахчурин (1774–1786). 11 . А.И. Наумов (1786–1791). 12 . граф А.И. Мусин-Пушкин (1791–1797). 13 . князь В.А. Хованский (1797–1799). 14 . Д.И. Хвостов (1799–1802). 15 . А.А. Яковлев (1803). 16 . князь А.И. Голицын (1803–1817) (1817–1824 – министр). 17 . князь П.С. Мещерский (1817–1833). 18 . С.Д. Нечаев (1833–1836). 19 . граф Н.А. Протасов (1836–1855). 20 . А.И. Карасевский (1855–1856). 21 . граф А.П. Толстой (1856–1862). 22 . А.П. Ахматов (1862–1865). 23 . граф Д.А. Толстой (1865–1880). 24 . К.П. Победоносцев (1880–1906). 25 . князь А.Д. Оболенский (1905–1906). 26 . князь А.А. Ширинский-Шихматов (1906). 27 . П.П. Извольский (1906–1909). 28 . С.М. Лукьянов (1909–1911). 29 . В.К. Саблер (1911–1915). 30 . А.Д. Самарин (1915). 31 . А.И. Волжин (1915–1916). 32 . Н.П. Раев (1916–1917). 33 . В.Н. Львов (1917). 34 . А.В. Карташев (1917). Х. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА 1700 – кончина Патриарха Адриана и назначение Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского) . 1701– восстановление Монастырского приказа. 1702 – издание указа Петра I о веротерпимости. 1720 – составление «Духовного регламента». 1721 – учреждение Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010