III. Патриарх Никон в стремлениях к утверждению независимости Русской Церкви и патриаршей в ней власти, и три основанные им монастыря К оглавлению На второе главное дело своего патриаршествования, как и на первое, которое мы доселе рассматривали, Никон был вызван также современными обстоятельствами. Это второе дело состояло в том, чтобы отстоять независимость церковной и особенно патриаршей власти. Никогда зависимость Русской Церкви от мирских властей не доходила до такой степени, до какой достигла в первые годы царствования благочестивейшего царя-юноши Алексея Михайловича. По его приказанию была составлена и издана в свет книга «Уложение», которою учрежден в качестве особого, самостоятельного судебного места Монастырский приказ, существовавший дотоле в виде отделения в Приказе Большого дворца, и суду этого Монастырского приказа, состоявшего только из светских судей, были подчинены по всем гражданским делам или во всех гражданских исках все духовные лица от высших до низших: все митрополиты, архиепископы и епископы наравне с своими приказными и дворовыми людьми, детями боярскими и крестьянами; все настоятели монастырей со всею братиею наравне с монастырскими слугами и крестьянами и все белое духовенство также наравне с своими крестьянами. Никон считал Уложение, как и выражался впоследствии, «книгою, св. Евангелию и правилам св. апостол и св. отец и законом греческих царей во всем противною», и если подписался под ним вместе с другими, то подписался «поневоле», будучи тогда только архимандритом. А когда сделался Новгородским митрополитом, он не захотел подчиняться Монастырскому приказу, и царь пожаловал своему любимцу несудимую грамоту, которою все духовенство Новгородской епархии освобождалось от подсудности названному приказу и Никону предоставлено было право судить своим судом даже по управным делам не только все духовные лица епархии, но и церковных крестьян . Тем более не мог подчиниться Никон Монастырскому приказу, когда был призван на патриаршую кафедру. И вот при самом избрании его на эту кафедру он решительно объявил пред всеми, что в таком только случае согласится занять ее, если сам царь и бояре и освященный Собор и все православные дадут торжественный обет пред Богом, что они будут сохранять «евангельские Христовы догматы и правила св.

http://sedmitza.ru/lib/text/436176/

В. А. Федоров Глава 6. Конфессиональная политика российских императоров в XVIII в. 1. Церковные реформы Петра I. «Духовный регламент» 1721 г., учреждение Святейшего Правительствующего Синода Церковные реформы Петра 1 преследовали цель подчинения Церкви светской власти. Это выражалось в коренном изменении системы управления Церковью с целью инкорпорировать ее в государственную структуру, лишении экономической самостоятельности Церкви, существенном ограничении сферы действий и компетенции церковного суда, даже во вторжении государства в ее каноническую сферу. «Фундаментом реформы, – как справедливо отметил историк В.С. Шульгин, – должна была стать ликвидация экономической самостоятельности Церкви с тем, чтобы поставить ее в материальную зависимость от светской власти» 198 . До Петра I духовенство было свободно от основных государственных налогов и воинских обязанностей. Уже с азовских походов 1695–1696 гг. Петра духовенство было привлечено к строительству флота. Для пополнения государственной казны из монастырских хранилищ стали изыматься ценности. Петр, пытаясь привлечь все население на службу государству, значительно увеличил сборы с духовенства: оно не только платило налоги со всех недвижимых имений (земель, бань, мельниц и пр.), но стало платить специальные «драгунские деньги» (на содержание конных драгунских полков); был введен налог на содержание армейского духовенства. Духовенство стало привлекаться к различным строительным работам, несению караульной службы, на него было возложено обеспечение квартирования воинских частей. Воссоздание 24 января 1701 г. Монастырского приказа, которому были переданы в управление архиерейские и монастырские вотчины, особенно подорвало хозяйственное благополучие церкви. С Петра I духовное сословие стало использоваться государством для пополнения армии чиновничества. В практику вошли «разборы» духовенства, в результате которых «безместных попов», годных к воинской службе, сдавали в солдаты. Выпускники духовных училищ и семинарий из-за недостатка для них мест священников и церковнослужителей поставляли значительный контингент чиновников для гражданской службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.Березин, В.Добронравов Первый благочиннический округ В состав сего округа входят церкви следующих сел: Алачина, Великова, что в Медушах, Венца, Ланильцева, Заозерья Нового, Кляземского Городка, Крутова, Кувезина, Любца, Маринина, Марьина, Медуш (пог.), Мисайлова, Нередич (пог.), Овсяникова, Осипова, Павловского, Петровского, Санникова, Троицкого, Троицкого-Никольского и Якимова. Алачино Село Алачино, при колодцах, находится от уездного города в 16 верстах и от губернского города в 45 верстах. – В старинные времена село было вотчиной фамилии князей Друцких; а приходские деревни принадлежали: Высоково – помещикам Трусовым, Онохино – князьям Трубецким, Дмитриево – Дроздову, Филисовая Слободка – Владыкину, Пестово и Пересекино – Архиерейскому Дому. Церковь в селе существовала уже в начале XVII столетия; в окладных патриаршего казенного приказа книгах под 136 (1628) годом она записана так: « церковь великого чудотворца Николы в селе Алачине в вотчине князя Ивана Друтцкого дани двенадцать алтын пять денег десятильничих и заезда десять денег»; а под 161 (1653) годом о состоянии прихода сообщаются следующие сведения: «у той церкви на церковной земле 2 дв. поповых, да в приходе помещиковых 6 дв., дв. монастырской, крестьянских 60 дв., бобыльских 17 дв., пашни церковные пахатные середния земли 4 чети в поле, а в дву по тому ж, сена 10 копен»; по новому дозору 164 (1656) года дань увеличена и положено с церкви «рубль 15 алтын 4 денги, заезда гривна»; а в 1746 году в Синодальный приказ церковь платила дани рубль 87 копеек. Зданием церковь до начала настоящего столетия была деревянная с таковою же колокольнею. В 1810 году усердием прихожан построена каменная, ныне существующая, церковь , с каменною же колокольнею и оградою. – Престолов в ней два: в холодной – в честь Святителя и Чудотворца Николая и в теплой – в честь Владимирской иконы Божией Матери. В церкви имеются следующие старинные священные вещи: китайчатая фелонь, деревянный потир, крашенный, с изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя, Евангелие, печ. 1036 года, и Кипрская икона Божией Матери, особенно чтимая прихожанами и соседними селениями.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Домодедово. Церковь Космы и Дамиана в Меткине. Космодамианская церковь, церковь иконы Божией Матери " Живоносный источник " Карта и ближайшие объекты На этом месте еще в XVII веке стояла деревянная церковь Космы и Дамиана, сгоревшая в 1701 году. В 1847-1848 годах была выстроена нынешняя церковь, посвященная иконе Божией Матери " Живоносный Источник " (главный престол освящен в 1866 г.). В советское время храм был закрыт, а после возвращения его церкви в 1990-х годах, был вновь освящен (4 ноября 2003 года), причем главный престол был освящен уже в честь Космы и Дамиана, а приделы - в честь иконы Божией Матери " Живоносный источник " и в честь св. Архангела Михаила. С этим связано двойное наименование церкви. Впрочем, как говорит информация на официальном сайте Домодедовского благочиния, храм и в XIX веке именовался " по старинке " Космодамианским, несмотря на посвящение главного престола. Архитектура храма сочетает черты классицизма (так, основной объем завершен ротондой с большим куполом) и псевдорусского стиля (шатровая колокольня, килевидные кокошники в основании купола и оформлении фасадов). Существовавшая ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Меткине. В начале XVII ст. в селе Меткине была церковь Космы и Дамиана. В писцовых книгах 1627 – 28 гг. о ней говорится: «вотчина Рождественского девичья монастыря, что на Москве, у Трубы, село Меткино, а в селе церковь Козма и Домиян древяна, клетцки, а в церкви образы и свечи, и книги, и всякое церковное строенье монастырское и приходных людей; у церкви во дворе поп Иван Данилов, во дворе церковный дьячок Левка Данилов, во дворе пономарь Ивашко Алексеев, во дворе просвирница Овдотья Олферова; церковной земли по 12 четьи в поле, сена 10 копен, лес вообще у всего села». Под 1646 г. значится: «в селе Меткине церковь Николая чудотворца и Козмы и Дамиана, у церкви во дворе поп Иван Иванов». В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа 1680 г. написано: «29 июля по досмотру князя Ивана Андреевича Шелешпальского, церковь Козмы и Дамиана в селе Меткине древянная, старая, а по сказке той церкви попа Афанасия Иванова, та де церковь Пехрянской десятины, Тухачевской волости, строение старое, мирское, а пашни церковной земли у него, попа, во владении 6 четьи в поле, сена 10 копен…».

http://sobory.ru/article/?object=02603

Жуковский. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Село Новорождественно (было на месте г. Жуковский) было государевым. В древности на этом месте находился монастырь Иоанна Предтечи у перевоза через Москву реку. Монастырь запустел после Смутного времени. В 1631 г. на его месте стояла небольшая деревянная церковь. В 1722 г. село пожаловано графу И.А. Мусину-Пушкину. В 1730 г. его сын граф П.И. Мусин-Пушкин построил вместо ветхой деревянной церкви каменный двухэтажный храм. В нижнем этаже размещался теплый придел Святителя Николая Чудотворца, в верхнем- главный храм Рождества Иоанна Предтечи. В 1937 г. церковь закрыли. В 1940 г. взорвали. В 1998 г. был раскопан фундамент храма. 19.12.1998 г. в строящемся деревяном храме совершена первая Божественная литургия. По материалам книги: Прот. О.Пэнэжко Бронницкий уезд. Храмы Раменского района. Вдадимир, 2006 Вблизи озера Глушица через Москву-реку пролегал древнейший путь, освоенный, судя по остаткам городищ, еще в I тысячелетии до н. э. После присоединения Коломны к Московскому княжеству он становится одним из важнейших в экономическом и стратегическом отношении. Этот путь стал называться Астраханским трактом. В 1581 г., после смерти сына, Иван Грозный повелел поставить здесь монастырь в честь Рождества Иоанна Предтечи и устроить переправу через реку. Монахами в новом монастыре стали бывшие опричники. В писчей книге Приказа большого двора за 1631-1633 г.г. указано: «За озером Здегошем, на монастырской земле стоял храм Рождества Иоанна Предтечи, храм великомученицы Параскевы, нарицаемой Пятницы, да придел Николая Чудотворца, по прошествии времени монастырь от разорения запустел». Заброшенные монастырские земли были переданы Патриарху Филарету и вскоре перешли в Дворцовое ведомство. На месте монастыря возникло село Новорождествено. Ни монастырь, ни его старые храмы не были восстановлены. В селе заново отстроили деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1710 г. Петр I подарил село Новорождествено и Раменскую волость графу И.А. Мусину-Пушкину в награду за подавление восстания в Астрахани в 1722 г., пожаловав его в вечное владение. В 1730 г. помещик возвел двухэтажную каменную церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи, нижний придел которой освятили во имя святителя Николая. Имелось богатейшее мраморное Распятие. Среди многих старинных икон особо почиталась древняя Новодворская икона Божией Матери, в серебряной ризе. Раньше она принадлежала старинному роду князей Хромых-Волконских-Орловых. Церковный хор славился в округе. В 1852 г. село стало самым крупным в имении князей Волконских.

http://sobory.ru/article/?object=04983

Закрыть itemscope itemtype="" > Заметки об игумене Исаакии, настоятеле Сретенского монастыря в 1721-1731 годах 08.10.2009 386 Время на чтение 12 минут Время управления Сретенским монастырем игуменом Исаакием пришлось на время царствований Петра I, Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны. Это было время серьезных церковных преобразований. В 1721 году был издан манифест об установлении " Духовной коллегии, то есть Духовного соборного правительства " , получившего название Святейший Синод, ставшего управляющим органом РПЦ. К сожалению, об игумене Исаакии сохранилось немного сведений. Из книги " Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви " П. Строева узнаем, что он был настоятелем Сретенского монастыря с 1721 года. В синодальных документах за 1721-1722 годы игумен Исаакий упоминается в делах, посвященных закрытию существующих часовен в Москве и других городах. По указу Святейшего Синода, 31 декабря 1721 года происходит перепись всех часовен в Москве, которые существуют при монастырях и приходских церквях. " Часовня у Сретенского монастыря, каменная, в монастырской стене, построенная, по показанию игумена Исаакия, одновременно с теплою монастырскою церковью, именно в 196 (1688) году, боярином Алексеем Петровичем Прозоровским на месте деревянной часовни, существовавшей " из древних лет " . Сбора было в последние годы от 10 до 4 рублей " В документах 1722 года обращается внимание на указ Петра I от 1707 года о закрытии всех построенных часовен в новой царствующей столице - Санкт-Петербурге - и предписывается по ее примеру так поступить и в других городах и В связи с этим Святейший Синод в 1722 году принял решение в городах, селах и деревнях часовни не строить, а которые были раньше построены: деревянные - разобрать, а каменные - употребить на другие потребы; находящиеся там иконы и книги отдать тем, в чьем ведении часовни находятся. В досмотре приказа церковных дел подьячего Степана Холезова уже 1 декабря 1722 года указано: " У Сретенского монастыря часовня каменная, а образов в ней никаких нет, заперта и в ни в какую потребу не употреблена. По сказке игумена Исаакия, планируется часовню употребить под келью "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Настоятели Сретенского монастыря в 1730-е годы 22.10.2009 435 Время на чтение 8 минут Игумен Феодор (Левонов), настоятель Сретенского монастыря в 1731 году Игумен Николаевского Колоцкого монастыря Можайского уезда Феодор 13 января 1731 года назначен настоятелем московского Сретенского монастыря на место игумена Исаакия, переведенного в московский Крестовоздвиженский По документам Святейшего Синода, Феодор до этого назначения долгое время был иеродиаконом Синодального а затем, с февраля 1727 года, - настоятелем Колоцкого монастыря, со времени, когда обитель приобрела самостоятельность (ранее она была приписана к Новоспасскому При игумене Феодоре в Сретенском монастыре числилось 13 При нем в обитель пришли: " Иеродиакон Иов, постриженик Васильевского монастыря, что в Нижегородском уезде; в Сретенский монастырь он был принят игуменом для нужды церковной. Монах Варлаам, 24 года, пострижен в Ордынской пустыни, что в Бельском уезде, 4 декабря 1727 года, а в Сретенском монастыре отбывает шестой месяц; принят для нужды церковной в канархиста игуменом Федором " В документах Синодального казенного приказа за 1732 году находим следующую запись об окладах церквей Сретенского монастыря: " В прошлом 22 марта 1731 году велено Владимирскую в Сретенском монастыре и Марии Египетской церковь из оклада исключить и данные и прочие деньги по расчислению наложить на те церкви, к которым прихожане с 1723 года в приход ходят того же Сретенского сорока церквям " В делах 1731 года сохранилась ведомость о ежегодных крестных ходах в Москве . В Сретенский монастырь они совершались три раза в год. Причем 21 мая в нем участвовали три сорока - малый ход, а 23 июня и 26 августа участвовали все сороки - большой 4 августа 1731 года вышло синодальное определение о недозволении монашествующим Московской епархии без нужды отлучаться из монастырей. В случае крайней монастырской нужды отпускать со свидетельством о личности и с указанием срока для отпуска. Отпущенным из монастыря являться в духовной дикастерии и жить в Москве в монастыре, а не в светских домах; бродящих монахов дикастерии сыскивать, допрашивать и доносить Святейшему

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

И. Н. Шамина. Переписная книга Николаевской Гнилушской пустыни Коломенского уезда 1701 г.   В 1701–1703 гг. в Российском государстве прошла перепись архиерейских домов, монастырей и церквей. Она была организована возрожденным в январе 1701 г. Монастырским приказом по инициативе правительства Петра I в рамках начавшихся церковных преобразований. Основной целью описания являлось подчинение государству управления имуществом духовных корпораций. Особое внимание переписчики сосредоточили на фиксации материальных ценностей и земельных владений Церкви. Результаты переписных мероприятий зафиксированы в так называемых переписных книгах архиерейских домов, монастырей и ряда приходских церквей, основной массив которых сохранился в фонде Монастырского приказа (ф. 237) РГАДА. Следует отметить, что в историографии термином «переписные книги» как правило определяют делопроизводственные учетно-окладные документы, где зафиксированы население городов, сел и других населенных пунктов в виде именной росписи дворовладельцев . Однако для материалов переписи начала XVIII в. такое определение источника является не вполне точным и соответствует лишь описанию земельных владений духовных корпораций, в то время как одной из основных задач составителей было описание их имущества – храмов, ризниц, библиотек, состава братии и работников, скота, инвентаря и проч. Эта часть источника представляет собой опись имущества – инвентарный учетный и отчетный документ монастырской или архиерейской администрации. Материалы переписи 1701–1703 гг., уже неоднократно привлекали внимание исследователей . На основании этого источника изучались монастырские и архиерейские библиотеки и архивы , состав служащих архиерейских домов и насельников монастырей , вопросы аграрной и демографической истории архиерейских домов и монастырей и др. В последние годы активизировалась публикация материалов переписи 1701–1703 гг. Многие переписные книги были опубликованы и на страницах журнала «Вестник церковной истории» , в том числе увидели свет описи четырех монастырей Коломны . Настоящей публикацией в научный оборот вводится переписная книга еще одного монастыря региона – Николаевской пустыни на реке Гнилуше, располагавшейся в Коломенском уезде, составленная стольником И. В. Кикиным . Для этой небольшой обители переписная книга 1701 г. является едва ли не единственным источником, содержащим о ней хоть какие-то сведения.

http://sedmitza.ru/lib/text/10264715/

Ко времени патриаршества Адриана русской церкви было возвращено привилегированное положение в государстве, нарушенное было Уложением Алексея Михайловича и учреждением Монастырского Приказа. Постановлениями Соборов 1667 и 1675 гг. церковь снова является как особое status in statu с своими вековыми привилегиями, святительскими судами, архиерейскими и монастырскими вотчинами. Патриарху Адриану предстояло охранять и поддерживать удельное положение церкви в государстве от новых посягательств на ее имущественные и административно–судебные права. Государство, в течение всего XVII века стремившееся собрать, централизовать свою власть путем уничтожения веками создавшихся привилегий отдельных классов общества – боярства и духовенства, уже заявившее «Уложением 1649 г.» и Монастырским Приказом свои права на церковное имущество и гражданский суд духовенства, как на свое государственное достояние, на соборах 1667 и 1675 годов как бы сделало временную уступку церкви, но от исторической задачи своей не отказалось. Лишь только воцарился Петр I, для церкви наступили тяжелые времена. Церковной власти выпала трудная задача отстаивать то, что ходом всех событий исторической русской жизни XVII в. осуждалось на исчезновение. Правительство в лице Петра I энергично стягивало в свои руки все функции государственной власти, желало всех подданных без изъятия поставить в зависимость от одного начала. Церковь с своими имущественными и административно–судебными привилегиями (как и боярство с политическими и имущественными правами) стала в противоречие с стремлениями правительства. В патриаршество Адриана должно было невольно произойти столкновение представителей двух порядков: старины, традиции, охватывавшей всю русскую жизнь и выдвигавшей на первое место значение церкви, и государственной реформы, поставившей целью выдвинуть на это место значение государства. За старину, традицию, стоял п. Адриан. При самом возведении на кафедру и в окружном послании, как было изложено выше, он открыто начертал обстоятельную, всестороннюю программу в духе старины; за реформу стояла молодая партия, постепенно увеличивавшаяся в рядах и нашедшая себе энергичного руководителя и вдохновителя в самом русском царе. Между руководителями двух партий, с резко определившимися настроениями, п. Адрианом и Петром В., должна была возникнуть борьба за господство над умами и совестью русских людей: кто окажется сильнее, тот поведет общество по своему пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР (Смелич (Смилянич, Сумилявич?); † 27.11.1744, Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мон-рь), архиеп. Белгородский и Обоянский. По происхождению серб. Возможно, прибыл в Россию вместе с митр. Ефремом (Янковичем) и был принят царем Петром I Алексеевичем на службу. С 1709 г. в Москве являлся ризничим при митр. Ефреме, затем нек-рое время служил духовным судьей. После кончины митр. Ефрема, с 1713 по 1725 г., П. являлся настоятелем московского Симонова монастыря в сане архимандрита. В 1719-1722 гг. по его ходатайству обители были возвращены «старинные» вотчины в Московской и Нижегородской губерниях с «освобождением» от «управления светских командиров», соляные варницы в Солигаличском у.; настоятелю и братии стали регулярно выдавать жалованье из Монастырского приказа (ОДДС. Т. 1. С. 24-25, 236, 336-337). В 1713-1715 гг. в Москве П. лично обличал Д. Е. Тверитинова , причем однажды дело дошло до драки ( Тихонравов Н. С. Соч. М., 1898. Т. 2. С. 220, 221, 299). 12 февр. 1722 г. в Симоновом мон-ре П. совершил постриг в монашество и 2 марта возвел в сан игумена Афанасия (Паисиос-Кондоиди ; впосл. епископ Суздальский). По инициативе симоновского архимандрита в 1723 г. в мон-ре было составлено позднейшее Житие свт. Феодора Ростовского (ГИМ. Син. 580). При учреждении Синода 25 янв. 1721 г. П. был назначен 1-м синодальным советником; наряду с архим. Гавриилом (Бужинским) он являлся одним из кандидатов на настоятельство в Троице-Сергиевой лавре. 22 дек. того же года имп. Петр I собственноручно подарил П., не имевшему еще архиерейского сана, панагию из патриаршей ризницы, а также передал «рясу бархатную вишневую на собольем пупковом меху» (ОДДС. Т. 1. С. 754, 768). П. принимал участие в сооружении ц. Св. Троицы (1721-1722) «для галерной эшквадры служителей» на Васильевском о-ве С.-Петербурга (Там же. Т. 2. Ч. 1. С. 948). В 1722 г. возглавил учрежденную при Синоде Контору судебных дел. После возвращения Синода из Москвы в С.-Петербург по указу от 20 марта 1723 г. был поставлен во главе Московской синодальной конторы. 18 авг. того же года в Москве участвовал в торжественной встрече мощей св. кн. Александра Ярославича Невского .

http://pravenc.ru/text/2580322.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010