Петр Великий хотел организовать в России церковное управление так, как было оно организовано в протестантских странах. Такое переустройство отвечало его властному самочувствию, и требовалось логикой его общей идеи власти или «воли монаршей» Сегодня исполняется 290 лет со дня начала реформы управления Православной Церкви в России, осуществленной Петром I. Она получила название Синодальной реформы. Эта реформа, по существу, увенчивала ряд преобразований в сфере церковной жизни, которые Петр проводил в течение первых двух десятилетий XVIII века в контексте общих грандиозных перемен в Российском государстве. После кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр добился того, чтобы нового предстоятеля Церкви не избирали, назначив местоблюстителем патриаршего престола митрополита Стефана Яворского. Сопровождалось это существенным сокращением полномочий церковного начальства. Местоблюстителю были поручены в заведывание только дела веры: «о расколе, о противностях Церкви, о ересях», все же прочие дела, находившиеся в ведении Патриарха, были распределены по приказам, к которым относились. Вскоре последовал ряд указов, решительно сокращавших самостоятельность духовенства в государстве и независимость духовного чина от светской власти. Особой чистке подвергались монастыри. Монахам было приказано оставаться постоянно в тех монастырях, где их застанут особые переписчики, посланные Монастырским приказом. Из монастырей выселили всех непостриженных. Женским монастырям позволили постригать в монахини только женщин после сорокалетнего возраста. Хозяйство монастырей было отдано под надзор и контроль Монастырского приказа. В богадельнях было приказано оставить только действительно больных и немощных. Наконец, указом 30 декабря 1701 года определялось давать монашествующим денежное и хлебное жалование из доходов монастыря, а вотчинами и угодьями монахам впредь не владеть. Для поднятия в среде православной паствы общего уровня нравственности были изданы указы, «чтобы в городах и уездах всякого чина мужского и женского пола люди у отцов своих духовных исповедовались ежегодно», причём за уклонение от исповеди взимался штраф. Мера эта, кроме целей нравственного характера, имела в виду, главным образом, установить принадлежность данных лиц к старообрядчеству, за что они и облагались двойным налогом. Особыми указами, изданными в 1718 году, предписывалось православным обывателям непременно посещать церкви и в храмах стоять с благоговением и в безмолвии, слушая святую службу, иначе грозил штраф, взимаемый тут же в церкви особым приставленным для того «добрым человеком».

http://pravmir.ru/segodnya-ispolnyaetsya...

С.К. Севастьянова Глава 6. О келейных библиотеках патриарха Никона (К вопросу о его круге чтения и источниках) Наибольшее количество писем, адресованных Никоном царю, составлено в Воскресенском монастыре и в ссылке в Ферапонтовом монастыре. Значительный интерес представляют письма к царю и грекам – друзьям и недругам. Именно поэтому небезынтересно определить круг книг, который патриарх Никон мог привлечь для переписки со своими современниками. Это прежде всего книги из келейной библиотеки Никона в Воскресенском монастыре и книги, которые патриарх, находясь в ссылке, собрал для личного пользования, заказывая их из библиотеки Кириллова монастыря, а также книги, которые Никон получал в качестве даров от царя Алексея Михайловича. Для реконструкции келейных библиотек патриарха Никона мне послужили документы «дела» Никона, ранее не привлекавшие внимание исследователей, характеризовавших состав библиотеки патриарха. Состав келейной библиотеки патриарха Никона в Воскресенском монастыре. Содержание этой библиотеки патриарха Никона подробно проанализировано С.П. Лупповым 1148 . Восстановив книжное собрание шестого всероссийского патриарха по описи 1658 г. его домовой казны 1149 , исследователь считал, что в личной собственности Никона находилось 156 книг, основную часть которых составляли книги богослужебные и богословские. Книги светского содержания занимали лишь 20% книжного собрания патриарха. Сравнив библиотеки патриархов Никона и Филарета, С.П. Луппов пришел к выводу, что библиотека Никона носила гораздо более светский характер и резко отличалась наличием большого числа иностранных книг 1150 . Однако к исследованию не привлекались документы «дела» патриарха Никона , содержащие опись книг, оставшихся в покоях патриарха Никона в Воскресенском монастыре после отправки его в ссылку, и челобитные Никона из Ферапонтова монастыря, в которых сам патриарх называет книги, которыми он пользовался в Воскресенском монастыре. В мае 1674 г. из Патриаршего приказа в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь поступило распоряжение о пересмотре монастырской библиотеки и казны и отправке в Москву «книги письменные и харатейные, и латинские, и греческие». После составления подробной описи монастырского имущества в патриаршую ризную казну вместе с драгоценными вещами Никона, хранившимися в подмосковной обители, поступили около 500 печатных и рукописных книг – значительная часть книжных вкладов патриарха Никона в библиотеку Воскресенского монастыря 1151 . Вывезенные в 1674 г. книги пополнили Патриаршую (позже Синодальную) библиотеку 1152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Савельево. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая). Рождественская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Деревня Савельево находится в 28 км северо-западнее Истры, в верховье небольшой речки Савелки, впадающей в речку Маглушу. Первые упоминания о селе Савельево относятся к 1558 году, когда Иван Афанасьевич Тютчев дал его в Иосифов Волоцкий монастырь. В 1773 году село принадлежало ведомству Коллегии экономии, как и многие другие бывшие монастырские земли. В 1773 году в Савельеве проживал 51 человек, в 1859 году – 154 человека, в 1899 году – 154 человека. Издавна известна церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Савельеве. Уничтоженный в годы советской власти каменный храм в честь Рождества Богородицы построили в 1814 году. На месте прежнего храма до недавнего времени находился Дом культуры, который в 2013 году был снесен. В нескольких десятках метров установлен железный памятный крест (с информационным щитом), освященный 7 июня 2012 года благочинным протоиереем Димитрием Подорвановым. Рядом с крестом в том же году поставлен временный деревянный храм. http://istra-ltc.ru/temple/savelevo.htm В пяти километрах севернее железнодорожной станции Румянцево, в верховье небольшой речки Савелки находится небольшое село Савельево. Осенью этого года состоялся бы 200-летний юбилей церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы, которая до войны находилась в центре села на площади. Село Савельево упоминается впервые в 1558 году, когда Иван Афанасьевич Тютчев пожаловал его в Иосифо-Волоцкий монастырь: «Отчина моя село Совельева, а в нем храм Рожество Святей Богородицы в Дмитровском уезде в Ыжевском стану». В писцовой книге 1627 года значится «церковь Рожества Пресвятыя Богородицы древяна клетцки, верх шатров, а в ней деисус, двери царския, образы местные, и ризы, и книги и всякое церковное строение монастырское». В XVII веке в книгах Патриаршего приказа церковь значилась в Дмитровской десятине, а с 1684 года была переведена в Волоколамскую.

http://sobory.ru/article/?object=45854

Серапионова Пустынь, урочище. Скит Серапионова Пустынь. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной , Корсунской иконы Божией Матери Год постройки:приблизительно 1800 - 1875. Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, Козловская сельская Администрация, Свято-Троицкий мужской монастырь Серапионова Пустынь. Троицкая церковь Координаты: 56.307026, 42.034506 Проезд:Церковь находится на территории монастыря на искусственном холме, насыпанном для защиты от паводков р.Клязьма Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В живописных местах Вязниковского заречья среди луговин, болот и стариц реки Клязьмы, под сенью вековых дубов на берегу Троицкого озера расположена Серапионова пустынь, «Пустынька» - так ласково называли её в народе. Кем и когда основана пустынь, точных сведений о том не сохранилось. Существует лишь народное сказание о том, что на этом пустынном и трудно доступном месте вдали от суеты мирской поселился инок схимник Серапион. О земной жизни, молитвенных трудах и подвиге преподобного Серапиона, к сожалению, нам ничего не известно. Первое упоминание о пустыни относится лишь к 1702 году. В этом году, по указу императора Петра I, описывались все монастыри, относившиеся к монастырскому приказу в России. Были описаны и все существовавшие в ту пору вязниковские монастыри. О Серапионовой пустыни сказано: «В Ярополченском стану, Троицы Серапионова пустынь, а в ней церковь деревянная во имя Живоначальныя Троицы об одной главе, глава обита чешуею деревянною. Крест опаян белым железом, с двух сторон паперти, крыто тесом… Колокольня на столбе, на ней три колокола. В монастыре 13 келий, в них живут: иеромонах Макарий, клирошанин, пономарь, проскурняк да пять старцев. Денежнаго и хлебнаго жалования им не дается, а кормятся именем Христовым, то есть мирским подаянием. Вокруг тое пустыни по ограде 150 сажен, а каменной ограды и башен и пороху и свинцу и воинскаго снаряду и у врат караульных воротников нет, потому что тое пустыни слуг и служебников и крестьян и бобылей нет и приставить в караульные воротники некого» (Из подлинного описания в делах монастырского приказа - 1702г.)

http://sobory.ru/article/?object=07627

Ф Феодоровский Городецкий монастырь См. Городецкий Феодоровский. Феодоровский Киевский монастырь Мужской. Находился в Губернском городе Киеве. Построен в половине XI столетия Великим Князем Владимиром II Всеволодовичем Мономахом, в Св. крещении наречённым Феодором, и существовал в половине XII столетия. См. Пролог месяц Июня 5 число; Четью Минею месяца Июля 24 число в житии Преп. Поликарпа Печерского; Никонову Летопись, ч. II, стр. 145. Феодоровский Московский больничный монастырь Находился в столичном городе Москве за Никитскими воротами и принадлежал к Синодальной области. Этот монастырь основан Патриархом Филаретом Никитичем в 1626 году, а в 1709 году, Сентября 1, по Указу монастырского Приказа обращён в приходскую церковь , которая и доныне существует под именем Феодоровской, во имя Смоленской Божьей Матери с приделом Пр. Феодора Студита. Феодоровский Переславский монастырь Владимирской Епархии 2 класса девичий, находится в Переславском уезде на горе, от Переславля Залесского к югу в 3, от озера Клещинаа в 2½ вёрстах. Построен в 1557 году по случаю рождения Царю Ивану Васильевичу сына Феодора и тогда же сооружена иждивением Царским церковь каменная в имя Феодора Стратилата, сотезоименитого Царевичу, а монастырь по оной наименован Феодоровским и был он сперва мужским общежительным, а потом, неизвестно когда и по каким обстоятельствам учреждён девичьим. Здания в нём все каменные, построенные иждивением Царя Ивана Васильевича, примечательнейшие же из них есть следующие: 1) вышеупомянутая СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ ; 2) ЦЕРКОВЬ во имя Казанской Божьей Матери; 3) ЦЕРКОВЬ Введения во храм Пресвятой Богородицы с двумя приделами: а) Богородицы и б) св. Адриана и Натальи; 4) КОЛОКОЛЬНЯ; 5) КЕЛЬИ; 6) ОГРАДА кругом монастыря, с башнями. До Штатов 1764 года было крестьян 1.338 душ, по Штатам же положен во 2 классе степенью 16. ФЕОДОРОВСКИЙ ТВЕРСКОЙ мужской упразднённый монастырь находился в Твери. Он в 1655 году приписан был к Новгородскому Иверскому монастырю по следующей грамоте: Б ОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ МЫ, ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ ЦАРЬ и ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ВСЕЯ ВЕЛИКОЙ и МАЛОЙ РОСИИ САМОДЕРЖЕЦ 118 ; бил Нам челом Отец Наш и богомолец Великий Государь Святейший Никон, Патриарх Московский и всея Великой и Малой России.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Часть вторая. Состояние недвижимых населенных имений Св. Синода, архиерейских домов и монастырей и эксплуатация их доходов Глава шестая. Объем недвижимого имущества Св. Синода, архиерейских домов и монастырей К предмету нашего исследования не относятся имения малороссийских монастырей и архиерейских домов. Слияние Малороссии с остальной Россией происходило лишь постепенно, вследствие чего и церковные установления в ней ведались Св. Синодом особо, или даже Коллегией Иностранных дел. Ни Коллегия Экономии, ни Канцелярия С. Э. Правления их не касались и сведений о состоянии их не имели и не должны были представлять 526 . Зато им были подведомственны в административном, хозяйственном, финансовом и судебном отношении, хотя и не все время непрерывно и не в одинаковой степени, все остальные имения, владельцами которых являлись: Св. Синод в Синодальной бывшей Патриаршей области, впоследствии обращенной в Московскую епархию, архиерейские дома и монастыри. В течение всего XVIII века не прекращалась борьба светского и духовного правительств из-за полного обладания церковными имениями и всеми их доходами. Поэтому существенно выяснить размер находившегося в руках духовенства имущества 527 , сколько оно получало с него в свою пользу и сколько шло в церковные финансовые учреждения на разные табельные расходы. Синодальная область С учреждением Св. Синода бывшая Патриаршая область, иначе епархия Московского Патриарха, как епископа, которой после патриарха Адриана управлял Митрополит Стефан (Яворский) , перешла в его ведение 528 с наименованием ее Синодальной областью. Вместе с тем в ведение Св. Синода перешли: бывший патриарший дом в Московском Кремле, названный также Синодальным домом, с различными хозяйственными при нем учреждениями 529 , домовые вотчины и угодья, приписные к синодальному дому монастыри с их вотчинами и, наконец, соборы и церкви с их землями в церковном и хозяйственном отношении 530 . Для непосредственного заведывания ими были восстановлены на прежнем основании Дворцовый и Казенный Приказы, которые до февраля 1726 г. находились в «высшей дирекции» Монастырского Приказа и Камер Конторы, а с этих пор до 30 октября 1738 г. были самостоятельны. В этом же году Приказы и все их ведомство навсегда слилось с Коллегией Экономии. При систематическом изучении количества недвижимых имений Синодальной области и доходов, получавшихся с них и с церквей и духовенства, мы будем иметь в виду Синодальную область не в ее обособленности, а именно в органическом единстве с имениями и доходами архиерейских домов и монастырей всей России (кроме Малороссийских). Так как в таком именно значении Синодальная область участвовала в общей судьбе церковных имений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

И. Н. Шамина. Деятельность Монастырского приказа в первые годы после его возрождения по расходной книге 1701–1702 гг.   Начальный этап церковной реформы Петра I был тесно связан с деятельностью Монастырского приказа, восстановленного именным указом царя 24 января 1701 г. Согласно этому постановлению, вновь созданному государственному учреждению во главе с боярином Иваном Алексеевичем Мусиным-Пушкиным передавались все дела, связанные с Церковью, которые ранее ведались в приказе Большого дворца. В компетенцию Монастырского приказа помимо управления церковным имуществом перешло ведение уголовных, гражданских, семейных, имущественных дел церковных (монастырских) крестьян, священно- и церковнослужителей. Приказ функционировал до 1725 г., когда указом Сената от 14 января был переименован в Синодальную правительства камер-контору . История Монастырского приказа 1701–1725 гг. уже неоднократно привлекала внимание исследователей. Рассмотрены его положение в системе государственного управления, организация деятельности, изучены данные о приказных служащих. Установлено, что основными функциями приказа в эти годы являлись судебная и финансовая, а главная задача, стоявшая перед ним, заключалась в контроле над церковным землевладением и распределением доходов с вотчин на военные и гражданские нужды . Несмотря на то что в изучении Монастырского приказа первой четверти XVIII в. сделано уже немало, остаются недостаточно исследованными отдельные стороны его деятельности в первые годы после возрождения в 1701 г. Одним из источников, позволяющих осветить эти вопросы, является расходная книга Монастырского приказа 1701–1702 гг., хранящаяся в РГАДА . Она уже привлекала внимание исследователей , но подробно не изучалась. И. В. Амосова в приложении к своему диссертационному исследованию привела фрагменты расходной книги , однако диссертация осталась не опубликованной. В настоящей статье на основе этого источника я попытаюсь рассмотреть деятельность Монастырского приказа в 1701–1702 гг. Сама расходная книга публикуется ниже. Привлекаются и другие документы, связанные с деятельностью учреждения.

http://sedmitza.ru/lib/text/10159754/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава VI. Вопрос о земельных владениях монастырей в полемических сочинениях и в законодательстве XVI–XVII вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 7. Приказ Большого Дворца и Монастырский Приказ На основании Уложения 1649 г. было создано новое учреждение, так называемый Монастырский приказ, который в действительности не имел особенно большого значения в решении вопроса о монастырских владениях, да по сути дела и не был чем-то по-настоящему новым; однако учреждение Монастырского приказа повлекло за собой перемены в подсудности духовенства, а также некоторые изменения в политике московского правительства по отношению к Церкви . Поэтому создание Монастырского приказа вызвало очень сильное недовольство и критику, открытую и тайную, со стороны духовенства, что объяснялось переменами именно в этой области, а не в вопросе о церковных и монастырских владениях . Хотя светская власть Московской Руси в период с 1503 по 1649 г. не могла решиться на проведение коренных преобразований в деле церковных, и в первую очередь монастырских, владений, частично из-за влияния архиереев на правительство, частично же из-за религиозных воззрений людей той эпохи, однако правительство все же считало необходимым хотя бы составить себе представление о состоянии церковных и монастырских владений, установить некоторый контроль за ними и обеспечить себе определенные выгоды от монастырского хозяйства. Учреждение Монастырского приказа было, однако, лишь несущественным новшеством в политике правительства, ибо уже задолго до Монастырского приказа и Синода петровской эпохи московская светская власть ввела постоянный контроль за церковными учреждениями, в том числе и в вопросе о монастырских владениях. Контроль осуществлялся Приказом Большого дворца. Это было одно из таких учреждений Московской Руси, деятельность которого нельзя не учитывать при обсуждении вопроса о взаимоотношениях между Церковью и государством.

http://sedmitza.ru/lib/text/436501/

А. Жуков Скачать epub pdf Глава третья. Перемена в отношениях между светскою и церковною властию с изданием Уложения. a) 1. Общее направление в церковных вопросах соборного Уложения. Судебные и владельческие права церковной власти по Уложению. Стремление государственного правительства ограничить права церковной власти, как показывает история, продолжается и в патриаршем периоде. С успокоением России после смутного времени государственное правительство начинает собирать силы государства, разъединенные прежде частно-правовым характером управления. При таком направлении не могло оно благоприятно смотреть на старинные права и привиллегии церкви, ставящия ее вне зависимости от государства; это не было согласно с новым направлением, по которому должно быть все государево, и вот начинается ряд мер, ограничивающих судебные и владельческие права церковной власти; параллельно этому шло также ограничение общественно-политического значения ея. Последнее слово этих меръ–Уложение. Целью издания Уложения является «чтобы Московского государства всяких чинов людем от большего и до меньшего чину, суд и расправа была во всяких делах всем равна». Судя по этим словам предисловия можно предположить, что Уложение только законодательный кодекс государственного характера; но ближе разсматривая Уложение легко заметить, что не только чинов государства касалось оно, но и чинов церкви. Объединение же чинов государства и чинов церкви под общим именем чинов Московского государства ясно показывает, что с завершением собирания Русских княжеств под скипетром Московского самодержавия на первом плане уже ставится государство; ему должны давать ответ и церковные чины и от него получать суд и расправу. Более всего интересы церковной власти пострадали от учреждения монастырского приказа, или вернее, от выделения его из приказа Большого Дворца в самостоятельное учреждение с обширным кругом подведомственных ему судебных дел над духовенством и церковными людьми. Монастырскому приказу посвящена 13 глава Уложения. Указав быть монастырскому приказу «особно», царь делает его судебным учреждением для всех лиц духовного звания и ведомства: «на Митрополитов и на Архиепископов и на Епископов и на их приказных и дворовых людей и на детей боярских, и на крестьян, и на монастыри, на архимандритов и игуменов, и на строителей, и на келарей, и на казначеев и на рядовую братию, и на монастырских слуг, и на крестьян и на попов, и на церковной причт, «во всяких исцовых искех суд давать» в монастырском приказе. Судьями монастырского приказа, кроме недолгого времени, были исключительно светские бояре и чиновники. Судьи назначались, получали содержание, были ответственны и увольнялись от должности самим царем без всякого сношения с церковной властью. Предметом занятий приказа был суд «во всяких исцовых искех», то есть гражданский суд во всяких гражданских исках для всех духовных учреждений и лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vz...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Исторические явления, вызвавшие Петровский Монастырский Приказ Свящ. М. Горчаков. Монастырский приказ. Опыт историко-юридического исследования Чрез 23 года после закрытия в 1677 году Монастырский Приказ, как мы увидим ниже, снова открылся с многосторонними правами уполномочия, ему дарованными Петром. Главная деятельность возобновленного Приказа обращена была к вопросу о переводе церковных вотчин и доходов в заведывание государства. Это была главная его деятельность, но не исключительная, подобно тому, как в эпоху Уложения он был по преимуществу судебным учреждением, но не исключительно заведовал судебною частью. Чтобы объяснить исторически происхождение, права и деятельность петровского Монастырского Приказа, считаем необходимым предварительно указать предшествующие восстановлению его явления в истории русского права и государства, которые подготовили его восстановление и его новую деятельность и которые объясняют широкие права, ему данные, и безграничную распорядительность, на которую он был уполномочен государством. В и особенно в XVII веке Московское государство, как говорено было, во всех сторонах своей жизни и деятельности стремилось к самою средоточению, к собиранию и усилению своих сил и прав. Такое стремление его обнаруживалось и в отношениях его к церкви. Здесь оно проявлялось в бесчисленных фактах; касалось многих сторон и отношений; поддерживалось разно-образными целями,—и нравственными, и финансовыми, и судебно-гражданскими, и политическими в тесном значении слова; подходило к ограничению гражданских и государственных преимуществ и прав церковных учреждений с различных пунктов, различными путями и с разных сторон. Мы видели, как государство сосредоточило—было в своем ведомстве судебно-гражданские привилегированные права церковных учреждений и выразило такое сосредоточение чрез учреждение Монастырского Приказа. К той же цели самою средоточения государство стремилось и в других отношениях к церкви. В следствие того накопилось в течение двух столетий множество явлений, в которых обнаружилось это стремление. Некоторые из них были формулированы законодательством; другие же, и большая часть их, представлялись как отдельные факты, временные распоряжения, случаи вызванные временными государственными нуждами. Короче,—цель государства к сосредоточению ясно выражалась в общей внутренней его политике, но общих и окончательных средств к достижению ее оно не формулировало до XVIII столетия.

http://sedmitza.ru/lib/text/439433/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010