Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Вяземская Ратная икона Новый современный образ Пресвятой Богородицы написан в память о воинах, павших под Вязьмой за веру, народ и отечество в 1941-43 гг. Образ написан по благословению схиархимандрита Михаила (Балаева, 1925-2009 гг.), насельника ТСЛ, участника боев за освобождение Вязьмы в марте 1943 г. " . Икона, возможно, существует в единственном исполнении. Дополнительная информация нашлась на сайте храма в честь Феодора Стратилата (окрестности села Богородицкого, Вяземского района): В одной из стрелковых частей 33 армии служил Виктор Федорович Балаев. После приказа о наступлении на Вязьму 11 марта 1943 года их рота под огнем немецких пулеметов и автоматчиков начала перебегать через замерзшую реку. Когда воин Виктор достиг противоположного берега реки Вязьмы, то обернувшись назад, увидел, что от всей роты в живых осталось только несколько человек, лежавших на льду. В этом бою был ранен и Виктор Балаев. Он очнулся только в госпитале через несколько дней. Тогда он дал обет после окончания войны посвятить себя Богу. Через несколько лет Виктор Федорович Балаев принял монашеский постриг, поступил в братию Троице-Сергиевой Лавры, был одним из ближайших помощников (келейников) Святейшего Патриарха Алексия I. Последние годы пред кончиной, страдая от ран, полученных в годы войны, схиархимандрит Михаил (Балаев) провел в своей келье. Узнав, что под Вязьмой планируется создание женского монастыря в память о воинах павших за Отечество, отец Михаил рассказал историю о явлении Пресвятой Богородицы в 1941 году и благословил написать такой образ с условным названием «Вяземская ратная». Икона создана в мастерской Валерия и Наталии Колтовых, в Твери. На иконе изображена Пресвятая Богородица «Одигитрия» в рост, как на древних образах, стоящая на облаке. Под ней написаны две реки. Одна из воинов, мучеников, павших за Отечество. Они изображены без головных уборов, в гимнастерках, в плащ-палатках, с крестами в руках. Вторая река и земная и небесная. По краям условно холмы. По мнению московских искусствоведов это один из первых образов, за последние двадцать лет, где воины-красноармейцы написаны как мученики, положивших свои жизни «за други своя», а не в виде бесов в шинелях и буденовках, гонящих людей в лагерь или убивающих их. 14 июля 2009 г. схиархимандрит Михаил(07.09.1924; Виктор Федорович Балаев) скончался и погребен на монастырском кладбище у храма в с. Деулино, Сергиево-Посадского района. Источник: PRAVICON.COM Примечание от PRAVICON.COM : Текст на сайте храма в честь Феодора Стратилата Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-18. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Вяземская Ратная " .

http://pravicon.com/info-3669

Статистика Димитрий Ростовский, свт. В миру Даниил Саввич Туптало; 1651(1651) — 1709) — епископ Русской Церкви; духовный писатель, оратор. В 1757 году прославлен в лике святых Православной Российской Церковью; память 21 сентября (по юлианскому календарю) и в день Собора Сибирских святых (10 июня). Родился в декабре 1651 года в селе Макарове Киевской губернии. Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. В 1668 году принял постриг в Киевском Кирилловском монастыре где потом прожил семь лет. Весной 1669 года рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 года во иеромонаха и назначен проповедником в Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 года и прославился многочисленными проповедями.Димитрий несколько лет путешествовал по монастырям Украины, год прожил в Слуцке в Преображенском монастыре, где был братским проповедником. Все эти годы он писал свой «Диарий» (записки на польском языке). В них он делал записи о событиях на Украине, Польше, Москве, от которых зависела судьба Украины. Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове После возвращения на Украину Димитрий жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679—1681 годы). 10 августа 1681 года возведён в сан игумена и назначен в Свято-Спасский монастырь в Чернигове. Позже был игуменом в Батуринском Николаевском монастыре. 23 апреля 1684 года переехал в Киево-Печерскую Лавру где получил послушание составлять жития святых. В 1701 году переезжает в Москву для назначения на Тобольскую кафедру, 23 марта был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. После назначения почти год жил в Москве на Сибирском подворье в Чудовом монастыре.По причине болезни Димитрия 4 января 1702 года указом Петра I святитель Димитрий был определен на Ростовскую митрополию. Прибыв в свою епархию Димитрий после молебна в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря определил там себе место погребения, сказав «се покой мой, зде вселюся во век века» (традиционным местом захоронения ростовских архиереев был кафедральный Успенский собор). За время нахождения на ростовской кафедре Димитрий заботился о просвещении и нравственности населения, боролся с невежеством и пьянством, расколом и ересями. Им основано славяно-греческое училище с преподаванием греческого. Статуя святителя Димитрия перед кафедральным собором в Ростове Смерть и погребение Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его. В могиле вопреки указанию Монастырского приказа устроить каменный склеп и сделать каменный гроб, был сооружён деревянный сруб. В деревянный гроб Димитрия положили черновики его незаконченных произведений.Над местом погребения установили деревянную гробницу. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/37

Положения, извлеченные из магистерской диссертации свящ. М. Горчакова о Монастырском Приказе 1. Подсудность по гражданским делам духовенства и подведомственных ему по владельческим и служебным отношениям лиц в древней России определялась не по предметам, а по лицам. 2. Отношения владельцев к земле в древней России содействовали образованию в церковных землях особой судебно-гражданской юрисдикции, независимой от общих областных государственных судов. 3. Сосредоточение судебно-гражданской подсудности церковных владений в непосредственном ведении великих московских князей и царей было средством к собиранию Руси около ее центра, Москвы, и к развитию русского государства. 4. Это сосредоточение было вызываемо не только политикой государей, но и условиями церковной администрации. 5. Первоначально Приказ Большого Дворца был местом означенного сосредоточения. 6. Монастырский Приказ 1649 г., выделившийся из Приказа Большого Дворца, как «особое» учреждение, явился исторической необходимостью. 7. Идея Монастырского Приказа 1649 г. – введение нового, государственного начала судебно-гражданской подсудности духовенства и лиц, подведомственных ему по служебным и владельческим отношениям. 8. Закрытие Монастырского Приказа в 1677 году надобно объяснять недостаточностью законов, его установивших. 9. Идея, выразившаяся в учреждении Монастырского Приказа по Уложению, имела в исторической жизни народа и государства все задатки для своего развития и после 1677 г. 10. Петровский Монастырский Приказ есть возобновление прежнего Приказа, но в видах, главным образом, финансовых: в его восстановлении выражалась идея перевода церковных вотчин в безусловное ведение государства. 11. Переписи 1701, 1710, 1715 и след. годов приравняли разные виды крестьянства в церковных вотчинах к одинаковому состоянию. 12. Как произведение приказной системы государственных учреждений, Петровский Монастырский Приказ не мог твердо и особно стоять рядом с областным общегосударственным устройством и с учреждением Коллегий должен был закрыться. 13. Восстановление его под ведомством Св. Синода состоялось для вотчинного управления церковными землями, но с характером государственным. 14. Монастырский Приказ 1721–1724 г. не мог порешить окончательно вопроса о церковных вотчинах в России: переименование его в Камер-контору, между прочим, служит тому доказательством. Читать далее Источник: Монастырский приказ. (1649-1725 г.) : Опыт ист.-юрид. исслед./[Соч.] Свящ. М. Горчакова. - Санкт-Петербург : тип. А. Траншеля, 1868. - 296, 159 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Луцино. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Луцино известно с 1404 г. В 1930-х гг. во время археологических раскопок на высоком берегу Москвы-реки было обнаружено древнее городище начала нашей эры. С 1593 по 1764 г. село входило в вотчину Саввино-Сторожевского монастыря. В селе уже тогда стояла деревянная Никольская церковь. В 1809 г. построен ныне существующий каменный храм с престолом в трапезной части во имя вмц. Варвары. В эти же годы храм был заново расписан Воскресенским мещанином Строевым. В 1930-е гг. храм закрыли. В 1950-х гг., пристроив к храму деревообрабатывающий цех, здесь разместили Шиховскую фабрику музыкальных инструментов, которая просуществовала до середины 1990-х гг. В 1999 г. Никольский храм возвращен Русской Православной Церкви. В настоящее время храм восстанавливается, богослужения совершаются регулярно. Справочник-путеводитель " Подмосковье " , М.: УКИНО «Духовное преображение», 2008. Существовавшая ранее церковь Николая Чудотворца в селе Луцине. Село Луцино на реке Москве с церковью св. Николая Чудотворца в 1593 г. находилось Звенигородского уезда Городского стана в вотчине Саввы-Сторожевского монастыря; «в церкви образы, и книги, и свечи, всякое церковное строение монастырское». В 1624 г. значится: « у церкви во дворе поп Яков, во дворе дьячок Ивашко Дмитриев; пашни поповы 2 четверти, перелога 8 четвертей в поле; да в селе 9 дворов крестьянских, людей в них 10 человек, и 7 дворов бобыльских – в них 7 человек». Далее о существовании в селе Луцине Николаевской церкви известно по приходным окладным книгам Патриаршего Казенного Приказа «жилых данных церквей»: «Церковь Николая Чудотворца в селе Луцине, в вотчине Сторожевского монастыря; дани 8 алтын 2 деньги, наместнических 6 денег, заезда 3 деньги, в корм и в Московской проезд гривна». В том же порядке Николаевская церковь писалась в приходных книгах того же Казенного Приказа под Сурожскою десятиною по 1677 г., а с 1678 г. – под Звенигородскою десятиною с обозначением дани рубль, 9 алтын, 2 деньги, заезда гривна. В 1678 г. в селе Луцине числилось 20 дворов крестьянских, людей в них 97 человек, и 12 дворов бобыльских – в них 35 человек; некоторые из крестьян и бобылей имели прозвища: Локало, Дьяков, Хомяков, Жданов, Иноземец, Котов, Жижин и Горданов. В 1705 г. в селе Луцине числилось 25 дворов. Церковной дани и казенных пошлин платилось с 1712 по 1740 гг. рубль 85 коп. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 2, Звенигородская десятина. Москва. Типография Л. Ф. Снегирева, 1881 г. Комментарии и обсуждение Церковь построена в 1805-1809, трапезная перестроена в 1875 и 1907, колокольня 1890-е. 27 мая 2014. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04852

Исаия, митрополит Нижегородский и Алатырский С 1697 года – архимандрит Московского Новоспасского монастыря. 23 июля 1699 года патриархом Адрианом хиротонисан во епископа Нижегородского с возведением в сан митрополита. Митрополит Исаия отличался любовью к строительству и благоукрашению церквей. За 8 лет управления Нижегородской епархией им построена и освящена в 1702 году Георгиевская церковь . В этом же году построены церкви в монастырях Свято-Духовском и Живоносного Источника. Сама обитель Живоносного Источника была устроена митрополитом Исаией. В этой обители митрополит получал исцеление от болезни. Устроенный в монастырской церкви источник подавал исцеления всем приходящим к нему. Наряду с построением церквей митрополит Исаия заботился и об украшении их приличною утварью. В Спасо-Преображенский собор митрополит Исаия подарил вышитую по атласу Святую Плащаницу. Самые лучшие митры и архиерейские облачения в Нижегородском кафедральном соборе называли Исаиевскими. 2 сентября (по другим сведениям, в июне) 1708 года митрополит Исаия был удален от митрополии по царскому повелению, обвиненный главой Монастырского приказа боярином И. А. Мусиным-Пушкиным в приверженности к старине и обличенный в потворстве раскольникам. Сослан на жительство в Кирилло-Белозерский монастырь, где и скончался 24 ноября 1720 года. Погребен в Кирилло-Белозерском монастыре. Труды: Поучения (с предисловием Титова А. ). – М., 1899. Литература: Макарий (Миролюбов) , архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 25–28. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 599, прим. 19. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 399. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 144, 605. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1406. Православное обозрение. – М., 1863, январь. – С. 48–106. Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1887, июль. – С. 2. –»– 1910, июнь. – С. 638. Православный собеседник. – Казань, 1907, январь. – С. 106. –»– 1909, декабрь. – С. 757. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 142. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 58. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Примечания к главе IV Свящ. М. Горчаков. Монастырский приказ. Опыт историко-юридического исследования Кабинета дела II 53. См. в «Истории России» Соловьева т. XV, стр. 116, 117. П. С. З. т. 182. П. С. З. IV. 1921. 2050. Форма сношений была след.: «Лета … ноября в день … по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, всея великие, и малые, и белые России самодержца боярину графу Ивану Алексеевичу Мусину Пушкину с товарищи». В конце: «и по его великого Государя, укав о том учинить с Монастырском приказе тебе, боярину» и проч. См. примеры в приложениях документов Монастырск. Приказа. П. С. З. IV. 2321. 2349. 2571 и др. В Московском Архиве Министер. Юстиции сохраняется несколько документов, выражающих сношения Приказа с Сенатом до 1720. Эти документы имеют свою опись в архиве. П. С. З. т. 2380 и 2454. В «Описании документов и дел, хранящихся в Архиве св. Синода» (т. I. Прил. IV. стр. XIII и XIV: «Документы... к делу... лекаря Тверитинова») упоминается в «консилиуме» Сената «боярин князь Петр Иванович Прозоровский», который в 1715-м году, когда производилось означенное дело, заведовал Монастырским Приказом. П. С. З. IV. 2995 и друг. П. C. З. IV. 2414. Прил. докум. Мон. Прик. 5. 8. 9. и др. П. С. З. 2396. Со времени учреждения губерний из ведомства Приказа отправлялись подати и повинности большею частью чрез губернские учреждения. Прил. док. Мон. Прик. 21. и др. П. С. З. IV, 1911. 2454. Прилож. документов Мон. Приказа 9. См. Прил. док. Мон. Прик. 8. и др. Прилож. док. 5 П. С. З. 3036. П. С. З. 2372. П. C. З. 3255. 3258. Там же. 3277. п. 5. Прил. док. Мон. Пр. 37 и 38. Выписано из д. Синодального Архива за 1721 г. J6 57, стр. 6 и др. Этот указ находится также в доношении Монаст. Приказа от 1721 г. в д. того ж,. Арх. за 1721 г. 450, сн. Опис. Син. Арх. 336/480. Синод. Арх. д. 1721 г. 450, сп. Опис. Синод. Арх. 336/450. В течение 1701-20 годов Приказом заведовали преемственно граф Мусин-Пушкин и князь Прозоровский. Оба они пользовались особым личным доверием Государя. Впоследствии они являются на высших степенях государственной службы: в Сенате и в президентах коллегий.

http://sedmitza.ru/lib/text/439445/

Из Монастырского приказа в уезды для сбора денег и финансовой документации направлялись приказные служащие. Записи об этом есть и в расходной книге. Так, например, в сентябре 1701 г. подьячий Григорий Волков был послан Макарьев Желтоводский монастырь «для взятья денежной казны» (см. публикацию, л. 8). С этой же целью в декабре 1702 г. ездил в Соликамский уезд в Преображенский Пыскорский монастырь подьячий Иван Лапшин (см. публикацию, л. 56) и др. Именным указом от 30 декабря 1701 г. было установлено штатное содержание монахам «по 10 рублев денег, по 10 четвертей хлеба и дрова в довольность их». Бедным, безвотчинным монастырям назначалось также хлебное жалованье, «без чего по самой нужде быть невозможно» . В расходной книге Монастырского приказа имеются записи о выплатах в соответствии с данным указом. Так, например, в сентябре 1701 г. деньги «на церковную утварь и на всякие росходы пятьдесят рублев с полтиною» получили власти московского Новинского Введенского Богородицкого монастыря, что в Бережках (см. публикацию, л. 8 об.). В январе 1702 г. деньги были переданы в московский Симонов монастырь «на нынешней 1702 год в указное число в тысячю рублев на росход братье» (см. публикацию, л. 17 об.) и др. Если у архиереев или монастырских властей возникала дополнительная потребность в финансах, сверх текущих расходов, им также следовало обращаться в Монастырский приказ. Так, в феврале 1702 г. были выделены средства в московский Чудов монастырь «на церковь Благовещения Пресвятые Богородицы чюдотворца Алексея митрополита на главах зделать железные кресты и позолотить» (см. публикацию, л. 18 об.). Государственное жалованье, судя по всему, назначалось не только монахам, но и монастырским слугам. 30 июня 1702 г. из Монастырского приказа в Бежецкий Верх, Устюжну Железопольскую и Кашин стольнику Петру Травину была направлена грамота, по которой ему «велено тех монастырей стряпчих, и слуг, и служебников, и работников… разобрать и учинить им… великого государя денежное и хлебное жалованье по окладу шеснатцеть рублев шеснатцеть алтын четыре денги» (см. публикацию, л. 43–43 об.). Еще в одной записи говорится о выплате «зажилого» «слугам и служебником на жалованье и на покупку рыбы, и икры, и иных припасов и на всякое строение и на починку и на наем работных людей, и на иные всякие всякие росходы» в Макариевом Желтоводском монастыре (см. публикацию, л. 52).

http://sedmitza.ru/lib/text/10159754/

К тому же уже установлен был и подушный оклад, в который записаны многие из церковников. После общей конференции синода с сенатом 24 сент. 1724 г. определено было ходатайствовать пред Государем об уничтожении сбора с церковников. Государь утвердил доклад синода и сената 27 ноября 1724 5) «Лета 1706 июля в 17 день по указу великого Государя велено с патриарших и архиерейских и с монастырских и с церковных крестьянских и бобыльских дворов по переписным книгам 186 году сбирать повсягоды переславльского уезду в Александрову слободу в Успенской девичь монастырь великой государыне благородной царевне и великой княжне иноке Маргарите Алексеевне, вместо поденного питья и явств и всяких запасов, по пяти денег с двора и присылать те деньги в Монастырской Приказ повсягоды бессрочно не Из Приказа деньги высылались своевременно в Александрову слободу; поэтому самый сбор весьма часто в документах называется «сбором в Александрову слободу». По смерти княжны сбор продолжался по прежнему, но получил только иное название— «за пустоту или за пустые дворы, что сбиралось в Александрову слободу». 6) С вотчин московской губернии ведомства Монастырского Приказа с 1717 года сбиралось в Приказе по 2 деньги с двора на покупку цветов и наем работников для гошпитального дома в Москве. До 1717 г. эти вотчины высылали в гошпиталь, по нарядам из Приказа, работников для садки деревьев и других работ. Этого сбора вместе с предшествующим сходило с церковных вотчин 1904 р. 11 алт. 4 Тот и другой сбор были повсягодными. 7) Со всех вотчин архиерейских домов и монастырей, кроме маловотчинных монастырей, в Приказе сбиралось, сверх дворового числа, доходов по крестьянским тяглым жеребьям за столовые запасы, казенные и конюшенные поборы, дрова, отдаточные пустоши и другие вотчинные угодья, по окладу, оброчных 78493 р. 25 алт. 4 Этот сбор с вотчин установлен в то время, когда они находились в ведении церковных учреждений и назначен был в их пользу, как оброчная подать владельцам на покрытие расходов для их потребностей. Она и называлась именем: «домовые доходы». Приказ обратил эту подать в свою пользу вместе с принятием вотчин в свое распоряжение. Количество ее в отдельных вотчинах было весьма различно, по различию вотчинных угодий, состояния их и самых вотчин и по количеству крестьянских семейств на крестьянских тяглых жеребьях. В прежнее время это количество определялось соглашением властей монастырских и архиерейских с поселенцами на их землях. По переходе вотчин в ведение Приказа оброк оставался в том размере, в каком он был определен прежними владельцами. Подробных ведомостей о всех вотчинах, плативших такой оброк, мы не имеем. Кажется и сам Приказ не имел их. Для примера того, сколько платили некоторые вотчины и как распределялся платеж в Приложениях

http://sedmitza.ru/lib/text/439442/

6) А ближние к монастырю и пашенные села расстоянием от монастыря в версте, в двух, в трех, в четырех, и в пяти и в семи, и другие села с лесными и сенными угодьи, в которых селах по переписи 186 года было две тысячи триста двадцать четыре двора, а по переписи Ивана Сурмина явилось тысяча четыреста одиннадцать дворов с полудвором, по свидетельству Генералитета седмь тысяч седмь сот двенадцать душ, десятинной пашни двести девяносто шесть десятин с полу и со второю на десять долею десятин, сена четыре тысячи двести тридцать три копны, оброчных денег платят по тысяче по сту по семидесят по осьми рублев по девяносто по четыре копейки с четвертью, овса по сту по девяносту по три четверти по три четверика в год оставлены и при них монастырских служителей две части отобраны в ведомство Монастырского Приказа и ведали ведомцы помянутой Сурмин и другие. 7) И с того 1710 г. по 1717 г. за неудовольством монастыря деньгами и хлебом и определенными вотчинами и скудостью во оных крестьян и за умалением к снабжению пашни скота и на содержание оного сена находился оный монастырь во всяких недостатках и по объявленному определению всего дано со оскудением, а написано святых икон, каковые по обыкновению обителей святых в подносы происходят и на пристройки монастырских ветхостей на покупку посуды лесных и прочих припасов железа, уголья, извести, кирпича, конской сбруи и для господских и торжественных дней и бываемых приезжих на приемы потребных припасов ни по одной копейки в год не определено, а и служителям во всех послушаниях велено быть только осмнадцати человеком, которыми надлежащие послушания исправить было не можно. 8) И в 1717-м году марта 21 дня по указу блаженной и вечнодостойной памяти Его Императорского Величества Петра Великого Самодержца Всероссийского из Монастырского Приказа означенные заопределенные вотчины и бывые при ведомцах монастырские служители отданы в ведомство паки монастырским властям и содержаны порядочно и крестьянам от монастыря хлебная и лошадьми ссуда и всякое снабдение производилось, и многие из бегов чрез ходатайства от монастыря возвращены, с тех вотчин государственные всякие подати и положенные в прежде бывший Монастырской Приказ. а по нем в Коллегию Экономии оброчные деньги и хлеб собираны и плачены бездоимочно, и приплодной с десятинной пашни хлеб по нарядом той Коллегии за дачами заопределенным служителем хлебного жалованья, каковое и в бытность из Монастырского Приказа ведомцов из того ж хлеба производилось, отправляют в Москву без изъятия, а те заопределенные крестьяне за ссуды от монастыря и за всякое им снабжение и обережение от сторон, в монастыре и на скотных дворах потребные работы и починки ветхостей исправляли, и ближние, а именно: сел святого Яковлевского малого, Никольского, Заворжи, примонастырскую пашню пахали, сено косили, назмы возили, потребной в монастырь дубовой на оси и дроги и на обручье и прочие потребности, на каковые указами позволено, из угод монастырских имеющийся при тех селах лес привозили.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Ему было 50 лет, здоровье его, всегда слабое, было расстроено усиленными работами, он захворал в Москве; но ждал только прохода рек, чтобы ехать в Тобольск. Пётр посетил Димитрия, отменил свой указ, и 4 января 1702 г. святитель Сибирский поставлен митрополитом Ростовским и Ярославским. Тут начинается вторая и последняя самая славная и плодотворная эпоха его жизни. Святитель всю свою энергию употребляет на заботы о просвещении вверенной ему паствы: невежественного, малограмотного духовенства и темной, совращаемой к тому же различными расколоучителями народной массы. Сознавая, что одними указами трудно поднять низкий уровень общего развития, святитель обратился к другому оружию: к личным объездам епархии (мера в те времена малоупотребительная), проповеди, посланиям, нарочитым сочинениям против раскола, школ для священнослужителей и простецов. За поступлением всех монастырских имений в ведение монастырского приказа, средства Ростовского владыки сделались настолько малы, что он иногда не мог удовлетворять самые ничтожные личные потребности, не говоря уже о епархиальных нуждах, а между тем святитель старался по возможности ввести строгий порядок, понизить ставленнические пошлины и не отягощать подчинённое духовенство разными поборами. Здесь ему приходилось часто бороться с распоряжениями монастырского приказа и его представителями, которые, в виду тогдашних политических обстоятельств и правительственных нужд (1702–1709), бесцеремонно обращались с представителями церкви и их имуществами. В проповедях своих (особенно обильных в период 1702–1706), святитель является представителем высокого христианского милосердия, особенно к низшим классам населения, и в этом смысле сходится с Иоанном Златоустым . С внешней стороны проповеди святителя утрачивают свой схоластический характер, они проникнуты теплотою чувства, отличаются смелым свободным красноречием, часто заключают в себе намёки и на современные события. Таковы проповеди о хождении олицетворённого Царства небесного по царским и боярским казнохранилищам, по торговым рядам и по приказам и ратушам, проповеди об искании Христа, о посте в войсках, о царском достоинстве и пороках и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010