Один знакомый священник разговаривал с афонским монахом, который был две недели в искусственной коме на аппарате ИВЛ. Недавно, буквально 2 дня назад, его отключили от аппарата и перевели из реанимации. И вот тогда он рассказал моему знакомому о том, что происходило с ним во время болезни, когда он был на ИВЛ. Внешний вид его, как сказал священник, очень сильно изменился. Это был уже другой человек, видно, что он пережил и перечувствовал очень многое. Первое, что он сказал: «Всяк человек прах, нельзя о себе мнить ничего, человек — ничто перед Богом. И надо понимать, что ты — " ничто " ». Второе: «Нельзя никого осуждать. Вообще никого. И даже плохо говорить о ком-то. Это известно всем, но мало кто это может выполнить». Но почему-то этот опыт он получил во время тяжелого недуга. Во время болезни он все время был в сознании. И все время видел вокруг себя бесов, которые издевались над ним, а монах ничего не мог им противопоставить. Все время злые духи перечисляли его грехи, даже исповеданные, но все равно они их вспоминали. Потом начинали просто клеветать, приписывать ему поступки, которых не совершал и не мог совершить. А он был не в состоянии что-то возразить, было ощущение, что будто он связан и ничем не может пошевелить, ни рукой, ни ногой, не может даже открыть уста. Вот в таком состоянии полного уничижения он провёл все это время. - Но, молиться-то мог? - спросил мой знакомый - Нет. Даже «Господи, помилуй!» не мог сказать. Ни разу не мог сказать: «Господи, помилуй». И это согласуется с учением святых отцов, которые говорят, что человек должен до смерти, до разделения души и тела стяжать непрестанную Иисусову молитву, сердечную. Тогда душа, выходя из тела, будет молиться. Этот навык у нее закреплен, это естественное для нее состояние, и она будет молиться, даже разделившись с телом. Как говорит прп. Иоанн Кассиан: «И только чей ум, отрешившись от уз всех страстей, глубоко умиротворится, и чье сердце всем устремлением наикрепчайше прилепится к Богу как верховному благу, может в совершенстве исполнить апостольскую заповедь: непрестанно молитесь» («О молитве»). Если человек до смерти не успел стяжать эту сердечную молитву, то он будет претерпевать то, что претерпевал этот монах. У него была начальная стадия, бесам не попускалось ничего с ним делать, только клеветать на него, издеваться над ним.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/17/v_...

Одним из таких величайших христианских подвижников, стяжавших чувство любви к Божиему творению, был преподобный Силуан Афонский . Преподобный старец Силуан на протяжении всей своей подвижнической жизни говорил людям о необходимости стяжания любви, как основного дара человеку от Бога. Все его изречения и слова, дошедшие до нас благодаря его ученику, архимандриту Софронию (Сахарову) , пронизаны чувством нескончаемой благодарности Творцу за Его любовь к Своему творению, т. е. окружающему нас миру и самому человеку. Неоднократно старец Силуан говорит людям о той любви, какую имеет к нам Господь Иисус Христос и которую и нам необходимо приобретать в своей земной жизни: «Господь любит нас больше, чем мать своих детей, и дает нам благодать Святого Духа...» Но помимо того, что преподобный Силуан Афонский говорит нам о любви Божией к нам, он также часто призывает и самих людей к любви по отношению к Творцу, окружающему миру и ближнему своему: «...надо любить тех людей, которые тебя обижают, и молиться за них до тех пор, пока душа не примирится с ними, и тогда даст Господь непрестанную молитву, ибо Он дает молитву молящемуся за врагов». О любви к Богу: «Возлюби же Господа, Который прежде возлюбил нас и пострадал за нас». Немало говорит преподобный Силуан и о том плаче за мир, который испытывает каждый настоящий подвижник христианского благочестия. Данный плач также является выражением любви человека ко всему окружающему его миру, как сожаление о его падшем состоянии, но в тоже время он выражает и надежду на спасение, пришедшее от Иисуса Христа. О плаче за мир преподобный Силуан Афонский говорил следующее: «Когда душа полна любви Божией, то от БЕЗМЕРНОЙ РАДОСТИ скорбит и слезно молится за весь мир, чтобы все люди познали своего Владыку и Отца Небесного, и не знает покоя, и не хочет она покоя, покамест не насладятся все благодатью Его любви». Христиане всего мира веруют, что святые Божии угодники и по отходу своему в мир иной молят Господа о милости по отношению ко всему Своему творению.

http://azbyka.ru/otechnik/Siluan_Afonski...

Подпишитесь на наш Телеграм Здравствуйте! Перед вами седьмой выпуск рассылки “Молитва Господня”. Он посвящен размышлению над просьбой о хлебе насущном. Присоединяйтесь к нашему размышлению Размышление над Писанием – серьезное дело, поэтому, если у вас есть свободные полчаса, подготовьтесь к чтению и размышлению Минуту-две помолчите, чтобы, как сказано в молитвослове, успокоить все свои чувства и настроиться на молитву и чтение Писания. Не переключайтесь при этом между вкладками, не заходите в соцсети и не думайте о делах. Не отвлекайтесь ни на что. Помолитесь На церковнославянском языке Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь.   На русском языке  Господи, Иисусе Христе, отверзи мне уши мои сердечные, чтобы я, услышав Слово Твое, уразумел(а) оное и исполнил(а) волю Твою, потому что странник я на земле. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел(а) чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей. На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом познания Тебя, и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не во грех себе Слово Твое прочел(а), но во обновление и в просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный. Аминь. Еще минуту помолчите. Прочитайте Молитву Господню

http://blog.predanie.ru/article/khleb_na...

Подпишитесь на наш Телеграм Это пятый выпуск рассылки “Молитва Господня”. Он посвящен размышлению над просьбой о приходе Царствия Божьего. Присоединяйтесь к нашему размышлению. Если у вас есть свободные полчаса, подготовьтесь к нему. Подготовьтесь Минуту-две помолчите, чтобы, как сказано в молитвослове, успокоить все свои чувства и настроиться на молитву и чтение Писания. Не переключайтесь при этом между вкладками, не заходите в соцсети и не думайте о делах. Не отвлекайтесь ни на что. Помолитесь На церковнославянском языке Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь.   На русском языке  Господи, Иисусе Христе, отверзи мне уши мои сердечные, чтобы я, услышав Слово Твое, уразумел(а) оное и исполнил(а) волю Твою, потому что странник я на земле. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел(а) чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей. На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом познания Тебя, и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не во грех себе Слово Твое прочел(а), но во обновление и в просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный. Аминь. Еще минуту помолчите. Прочитайте Молитву Господню 9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

http://blog.predanie.ru/article/da_priid...

Послание иеромонаху Агафону, настоятелю Поляноворонской обители Всечестной господин, иеросхимонах отец Агафон, начальник святой Поляноворонской обители, со всей о Христе братией, спасайтесь о Господе! Писание святыни вашей вместе с донесением святых отцов собора вашего на иеромонаха Феопемпта, хулителя отеческих книг преподобных и богоносных отцов наших, научающих умному деланию, то есть молитве Иисусовой, я с радостью получил через возлюбленного о Господе брата нашего духовника Иакинфа. И, всё в них написанное уразумев, прославил Бога за то, что и в эти последние, плача и рыдания достойные времена, в которые едва ли не совсем угасли в монахах божественная ревность и любовь к книгам отеческим, научающим истинному деланию Божественных евангельских заповедей и священной молитве Иисусовой, единым умом в сердце совершаемой, у вас, по Божественному смотрению, и доныне имеются упомянутые ревность и любовь к книгам отеческим и их душеспасительному учению об этой молитве. Побуждаемые этой божественной ревностью, вы, собравшись в святую церковь, призвали того хулителя, чтобы он дал ответ за свои хуления. Но, поскольку он не послушался и не захотел прийти в церковь, вы были вынуждены пойти к нему в келию и спросить его, почему он вас называет еретиками. Он же, отвечая всем вам, называл все книги отеческие химерами, вас всех — прельщенными, а молитву Иисусову — ересью, которая якобы произошла из Мошенских гор, и прочее изблевал хульное и лживое, бессмысленное и безумное свое блудословие. А на увещание духовное нашего духовника Иакинфа, чтобы тот перестал хулить учение святых отцов и священную Иисусову молитву, он те же свои хуления повторил. Вы же, святыня ваша, видя его нераскаянный нрав и непрекращающееся хуление, с изволения святых отцов и братьев, пишете ко мне, называя себя сиротами, и просите в этом деле вас не оставить. Дело же это хотя ко мне и не относится, потому что святая обитель ваша не зависит от меня, но ради любви Божией, видя вашу ко мне, недостойному, по Богу веру и любовь, видя и ревность вашу божественную к этой всесвятой молитве и книгам отеческим, а также соболезнуя скорби и печали, наносимым душам вашим хулениями на такую святыню, решил я поведать вам нечто об этой хуле, откуда в наши времена она берёт начало.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3784...

Празднование Пресвятей Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемыя «Державная» НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 6: Необоримую стену стяжавше,/не яко миролюбцы, но яко вернии,/припадаем к Владычице Деве/и воспоем, братие, предстательство Тоя. Яко раби, Тебе, Пречистая, взываем:/не отвержи ны, молящихся Ти,/но огради нас покровом Твоим. Потщися, Царице Благодатная,/услыши молитву мою,/и песнь хваления моего да приидет пред Тя. Кто возглаголет силы Твоя, Пречистая?/Имамы Тя, Владычицу нашу,/и николиже устрашимся непокоривых сынов. Слава, и ныне, глас 5: Святейшая Херувим и высшая Серафим/воистинну, Богородице, Ты еси./Вемы Тя, Заступницу нашу,/Ты же не престай о нас молящи,/Державо и Прибежище душам нашим. Прокимен дне. На стиховне стихиры, глас 8: Дивное иконы Твоея явление,/Богородице Пренепорочная, славословим днесь/и Твое заступление нам празднуем./Мати бо сущи Живота,/молиши о нас Христа, Бога нашего,/на Тя единую надежду возложивших,/Путеводительнице неложная нашего спасения. Стих: Помяну имя Твое/во всяком роде и роде. Отложим, вернии, печаль:/се бо вторая неопалимая купина,/икона Богоматере,/людьми православными зримая,/на спасение грешных является. Стих: Слыши, Дщи, и виждь,/и приклони ухо Твое. Светися, светися, Новый Иерусалиме,/и радуйтеся, убозии,/яко нерушим есть Сион/и Мати Бога нашего посреде людий Своих. Слава, и ныне, глас 6: Светлое днесь Заступницы нашея наста торжество:/да взыграется тварь,/да ликовствуют человечестии собори,/созывает бо нас Святая Богородица видети икону Свою,/лучами милости вся православныя освещающую./Темже, радующеся, вопием:/спаси и нас, Пренепорочная,/верных чад земли Твоея. Тропарь писан на велицей вечерни НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 4: И рыдах, и взывах к Тебе, Владычице,/но не возмогл есть глас мой,/и заглушися вопль мой от потока грех моих,/и како умолю Тя?/Сама убо даждь ми молитву и сохрани раба Твоего./Изсше сердце мое и струпием 4 испещрися глава моя,/изнемогосте от мрака очи мои,/и уязвен есмь в глежню 5 мою,/но Ты, яко Державная,/спаси мя и подаждь ми велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Проповеди Скачать epub pdf Слово перед общей исповедью Благодатные эти минуты, которые мы здесь стоим. Итак, стоим мы перед исповедью. Священническое благодатное разрешение, которое он получил от Христа Спасителя, запечатлевает вас здесь. Поэтому с чем вы приходите, то вы и получаете. Пришел мытарь, он не смел даже войти в церковь , а стоял на паперти, бил в грудь, глаза поднял в небо и только говорил: «Боже, милостив буди мне грешному». И вышел из храма оправданный. Вот так точно вы. Человек должен сознавать, что Господь милосердный, а ты грешник и больше не рассуждай. Мы знаем, как блудный сынок и в то же время любимец вот так тоже погибал где-то далеко, в далекой стране. И когда пришел в жалкое состояние, все размотал, живя распутно, и стал гибнуть, вспомнил отца своего. Зачем же я гибну, пойду к отцу моему. Так точно каждый из вас, посмотри на свою жизнь? Сколько Господь тебе доброго дал, а как ты все это размотал. Хорошо бы если только размотал, а сколько ты зла себе и другим сделал. Жуткий стал, и теперь тебе не только возвратиться к отцу, а и самому на себя стыдно посмотреть. Но вспомни, что в жизни твоей есть Тот, Кто взял тебя к Себе, есть Тот, Кто истинно, свято любил тебя, – твой Отец. И вот этот сын понял это в той далекой стороне, а ведь в жалком состоянии оказался. Всего лишившись, он нанялся пасти свиней. И когда понял, что ему не дают той пищи, которой кормят свиней, решил вернуться к отцу. Так каждый, посмотри на свою жизнь, на свои грехи, что они тебе принесли? Удовольствие? Жалкий ты человек! Почему Церковь жаждущая? Церковь едина, но Она трехчастна. Церковь торжествующая – это Богоматерь, святые ангелы и все святые. Церковь Божия воинствующая – это мы с вами. Церковь Божия жаждущая – это все усопшие в вере. Жаждущей Она именуется потому, что жаждет. А жаждет того, чтобы мы некоторых из них, ушедших в вечность, вспоминали, восполняя нашим усердием их недостающее усердие. Поэтому Она именуется – жаждущая Церковь. Итак, о памяти усопших должно у нас сознание быть – они есть жаждущие. Значит, во имя их надо творить молитву, особенно добрые дела приносить в память Христову. Поэтому вспоминаем нашу жаждущую Церковь, вспоминаем дорогих наших усопших, родителей, отцов и матерей наших, братьев, сестер, детей, воинов наших, жизнь свою на поле брани положивших. Вспоминаем всех тех, кого некому вспомнить. Итак, как за близких родных, так и за далеких, поем о них молитву Спасителю: «Со святыми упокой».

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

прот. Александр Прокопчук Восемнадцатая Глава Завершив Первосвященническую молитву, Господь пересек поток Кедрон и направился на Елеонскую гору. Если в синоптических Евангелиях Гефсиманский сад становится местом напряжённой молитвы в преддверии Страстей, то у Иоанна о нём говорится, что здесь Иисус раньше собирался с учениками. В Евангелии от Иоанна молитву об избавлении от страданий Господь произносит во всеуслышание после торжественного входа в Иерусалим 217 . Впрочем, опуская рассказ о Гефсиманском борении, евангелист упоминает о нём, когда при аресте Иисус останавливает Петра: «Чашу, которую дал мне Отец, неужели Я не стану пить ее?» ( Ин 18:11 ). Но если у синоптиков Иисус просит, чтобы чаша страданий миновала Его, то у Иоанна Он покорно соглашается с ней, так как она предназначена Ему Отцом. Взятие Иисуса Христа под стражу Это место было хорошо известно Иуде, который, покинув Тайную вечерю, отправился в синедрион и, «взяв когорту, а от первосвященников и фарисеев –служителей», направился «туда с фонарями и факелами и оружием» (18:3). Один евангелист Иоанн указывает, что для ареста Иисуса Христа были привлечены римские солдаты. Иуда, направляемый диаволом, выступает как зачинатель ареста 218 . Он сам берёт с собой римских воинов и стражу и ведёт их за собой в Гефсиманский сад. Налицо контраст между большим скоплением вооружённых людей, отправившихся для ареста Иисуса Христа, и тем, что Он не оказывает им никакого сопротивления. Напротив, зная всё, что должно произойти, Иисус, не скрываясь, выходит им навстречу, спрашивая: «кого они ищут?». Поэтому необходимости в поцелуе Иуды у Иоанна нет. «Ответили Ему: Иисуса Назорея. Говорит им Иисус: Я есмь. Стоял же и Иуда, предававший Его, с ними» (18:5). Услышав слова Иисуса, служители «отступили назад и упали на землю» (18:6). Вместо того чтобы тут же схватить Его, они склоняются перед Ним, как перед своим повелителем. «Я есмь» – имя Бога, открытое Моисею ( Исх 3:14 ). То, что при его произнесении служители храма пали на землю, показывает невероятную природу откровения божественного величия 219 . Поэтому Иисус вновь спрашивает у них, кого они ищут? «Они сказали: Иисуса Назорея. Ответил Иисус: Я сказал вам, что Я есмь» (18:7 – 8). Если они пришли лишь за ним, то ученики не подлежат аресту. «Пусть идут», – говорит Иисус. Спокойная уверенность, с какой Он защищает Своих учеников, – ещё одно свидетельство Его власти над событиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Псалом 21 Праведник, оставленный Богом, крайне уничиженный, смертельно страждущей, но молящий Бога о заступлении, наконец, спасается, вместе с тем открывает всем источник вечной жизни и обращает к истинному Богу все народы будущих веков. Этот псалом – пророчество о страданиях и смерти Христа Искупителя. 1. В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду. Псалом представляет собою молитву о заступлении праведника или о помощи ему в чрезвычайно трудных и опасных обстоятельствах!, (ст. 20); и это заступление называется утренним, – потому, разумеется, что Давид, находясь в смертельной опасности и проведя томительную ночь (ст. 16–17 и др.), наконец, с рассветом наступавшего дня, увидал свое избавление (ст. 25) и – закончил молитву надеждой на вечное спасение. В еврейском тексте такому надписанию соответствует выражение: ал-аиелет гашшахар, что переводится – при появлении зари и значит: этот псалом должно петь при наступлении утренней зари, когда и было оказано Богом страждущему праведнику заступление от его врагов; но точнее: на лучезарной лани, т. е. на лире, устроенной на подобие зари, которая поэтически называется ланью (у арабов); разумеется, струны лиры расположены в ней в виде лучей, расходящихся от полукруглая основания, подобно лучам солнца, наполовину поднявшаяся из-за края горизонта. Такое сравнение весьма знаменательно: как сильные лучи восходящего солнца быстро рассеевают ночную мглу, так святые звуки молитвы – псалма, льющиеся с блестящих струн лучезарной лиры, быстро распространяли свет божественная откровения – пророчества в мрачные времена Ветхого Завета и живописали утро славного дня Царства Христова (ст. 29). 2. Боже, Боже мой, вонми ми, Вскую оставил мя еси? Далече от спасения моего словеса грехопадений моих. Оставленный Богом и совершенно беспомощный страдалец – праведник взывает к Нему в молитве, но не видит, чтобы Господь внял его молитве: томимый чувством страха и смущения, он еще с большим напряжением чувства выражает свое решительное недоумение – вскую оставим мя еси? – тем большее недоумение, что сам он не оставлял Бога, нет – все еще исповедует Его Богом своим, – питает к Нему благоговейную любовь, ибо знает, что Господь «извел его из чрева матери, вложил в него упование, принял его на свое попечение со дня рождения» (ст. 10–11). Между тем, настоящее состояние страдальца явно свидетельствует, что Бог его оставил – не посылает ему своей помощи и не внимает его молитве: далече от спасения моего словеса грехопадений моих, говорит страдалец, или – спасение далеко от меня, Бог не слышит слов моих грехопадений или – молитвы об избавлении меня от гибели за грехопадения мои.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 89 Молитва Моисеа человека Божия. Так и в Еврейском. «Некоторые писатели, – говорит бл. Феодорит, – утверждали, что молитва сия составлена великим Моисеем, а другие говорили, что писатель ее бл. Давид, и он написал ее применительно к божеств. Моисею. Впрочем, псалом сей содержит в себе двоякое пророчество; потому что не одни бедствия Иудеев предвозвещает, но вместе показывает тленность и смертность всего человеческого рода, а притом Иудеям и всем человекам предрекает перемену на лучшее». Св. Афанасий видит в сем псалме молитву во время напастей и изображение страдания Христова. Псалом один из более трудных для объяснения. 2 . С Евр.: «Господи! Ты нам прибежище в род и род». 3 . С Евр.: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог». 4 . Не отврати человека во смирение 517 , т.е. не допусти, чтобы человек впал в унижение и бедствие. «Пророческое слово, – говорит бл. Феод., – научает умолять о том, чтобы не быть нам совершенно отвращенными во смирение и бедствование, какое досталось в удел нам. И Иудеи, принужденные быть в рабстве, приносят ту же молитву, оплакивая пленничество свое и порабощение». С Евр.: «Ты возвращаешь человека в тление» 518 . И рекл еси: обратитеся сынове человечестии. Т.е. «не напрасно умоляем, но зная твердо, что приимешь наши молитвы, и в настоящих наших бедствиях произведешь перемену, советуя обратиться и избавиться от прежнего лукавства» (Бл. Феод.). С Евр.: «И говоришь: возвратитесь, сыны человеческие»! 5 . И стража нощная. «Стражею ночною, – говорит бл. Феод., – называл пророк четвертую часть ночи, так как те, кому вверялась стража ночная, делили ночь на четыре части», каждая была из трех часов 519 . Т.е. помоги, Господи, ибо жизнь человека кратка и болезненна, вечен же Ты един. «Для Тебя присносущного и вечного и тысячелетие равняется одному дню, лучше же сказать, малой части ночи» (Бл. Феод.). Св. Афанасий под тысячелетием разумеет время подзаконного служения от Соломона, создавшего храм, до осады после смерти Спасителя на кресте: а под ночью – время, предшествовавшее пришествию Спасителя; «потому что все люди пребывали во тьме и смятении, так как не воссияло для них Солнце правды». С Евр.: «Ибо пред очами Твоими тысяща лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010