Часть III. Основы христианства Молитва Господня «Отче наш» 195 Христос оставил людям только одну молитву, которая поэтому называется обычно «молитвой Господней». Когда ученики попросили: Научи нас молиться ( Лк.11:1 ), Он в ответ дал им следующую молитву: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки веков. Аминь» (ср.: Мф.6:9–13 ; Лк.11:2–4 ). Эта молитва Господня безостановочно повторяется вот уже две тысячи лет. Нет часа, буквально нет минуты, чтобы в какой-нибудь точке земного шара люди не произносили ее, не повторяли те самые слова, которые когда-то произнес Сам Христос. И нет поэтому лучшего пути к уразумению самой сущности христианской веры и христианской жизни, чем эта такая короткая и по внешности такая простая молитва , хотя и не такая простая на деле, судя по тому, что меня не раз просили ее объяснить. Я начну прежде всего с неисчерпаемости ее смысла, с невозможности дать ей одно, окончательное объяснение. Как и Евангелие, молитва «Отче наш» всегда обращена к каждому из нас по-новому, и обращена так, что кажется только для меня и моих нужд, для моих вопросов и исканий составленной. И одновременно она вечна и неизменна в своей сущности и всегда зовет нас к главному, конечному, высшему. Чтобы услышать молитву Господню и войти в нее, нужно в первую очередь преодолеть в себе ту внутреннюю рассеянность, ту раздробленность внимания, ту духовную расхлябанность, в которой мы почти все время живем. Пожалуй, самое страшное в нас-то, что мы всегда прячемся от всего слишком высокого и духовно значительного. Мы как бы подсознательно выбираем для себя быть мелкими и поверхностными, ибо так легче жить. Вспомним Свияжского в «Анне Карениной» Толстого – человека, который как будто все понимал и мог рассуждать обо всем, но как только разговор доходил до главного – до заветных вопросов о последнем смысле и последней цели жизни, что-то в нем закрывалось и за эту защитную черту он никого уже не пускал. Это подмечено Толстым с гениальной верностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

19. Пятница сырная. Ап. от 70-ти Архиппа. Служба ап. от 70-ти Архиппа не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди (подобно службе в среду сырную). На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 3-й – 3, и апостола, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Не терплю, Чадо...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Грозд всезрелый, Чистая…». По Трисвятом – тропари, глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны…» (поклон), «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко…» (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – великий отпуст. Совершается великое повечерие с поклонами (на повечерии пение везде заменяется чтением). По «Достойно…» и Трисвятом не поется, как Великим постом, «Господи Сил, с нами буди…», но – тропари малого повечерия, а именно: В храме Господском – дневной тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…». «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи…». В храме Богородицы и святого – дневной тропарь: «Спаси, Господи…», тропарь храма. «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи…». Чтец : «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитвы: «Нескверная, Неблазная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Приснодево…», «Упование мое…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор или чтец: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве…»). Обычное прощение от настоятеля и ектения: «Помолимся о Великом Господине…», в конце которой иерей глаголет: «Рцем и о себе самех». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Хор: «Аминь».

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-04/

Скачать epub pdf Среда Во вторник вечера. От начала вечерни начинаем поклоны. На Господи воззвах, стихиры яко обычно. На стиховне самогласен, глас 1: Радостно приимем вернии богодохновенное завещание поста, якоже прежде ниневитяне: и паки, блудницы и мытари: яже покаяния проповедь от Иоанна есть. Воздержанием уготовимся к преселению в Сион, Владычняго священнодейства. Слезами предочистимся в нем божественнаго умовения. Помолимся видети образныя зде Пасхи совершение, и истинныя явления. Уготовимся на поклонение Креста, и Воскресения Христа Бога, вопиюще к Нему: не посрами нас от чаяния нашего Человеколюбче. Стих: К Тебе возведох очи мои: И паки туже стихиру. Стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас: Мученичен: О добрыя купли вашея святии! Яко крови дасте, и Небеса наследовасте: и временно искусившееся, вечно радуетеся. Воистину добрая ваша купля: тленная бо оставльше, нетленная восприясте, и со Ангелы ликующе поете непрестанно Троицу Единосущную. Слава, и ныне, крестобогородичен: Подобен: Прехвальнии мученицы: Дева нескверная, иногда на древе видевши, Егоже роди из безсеменныя утробы, не терпящи утробнаго уязвления, власы терзающи глаголаше: манием содержай тварь всю, како яко осужденный на крест вознесен еси, всяко хотяй спасти человечество. Ныне отпущаеши: По Трисвятом, тропарь: Богородице Дево радуйся: Поклон 1. Слава: Крестителю Христов: Поклон 1. И ныне: Молите за ны: Поклон 1. Под Твое благоутробие прибегаем Богородице: без поклона. Господи помилуй, 40. Слава, и ныне: Честнейшую Херувим: Именем Господним благослови отче. Иерей: Сый благословен Христос Бог наш: И мы глаголем молитву: Небесный Царю: и поклоны три великия, с молитвою святаго Ефрема: Господи и Владыко живота моего: и прочих, 12. Паки скончавше поклоны, глаголем молитву вышеписанную Господи и Владыко живота моего: и поклон един великий. Трисвятое. По Отче наш: Господи помилуй, 12. Слава, и ныне: Господи помилуй, трижды. Благослови: И отпуст. Повечерие поем великое с поклоны. По Достойно есть, тропари дневныя и храму. И отпуст меньший. Такожде и противу пятка творим. В среду сырную

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Май 1881 г. 1 мая Пятница. Благодарю Господа, принявшего покаяние мое в злобе, жестокосердии и скупости относительно нищих (на коих я крикнул с негодованием и досадой за сборище в раннюю пору, – я шел к утрене и ранней обедне в собор) и избавившего меня от лютой скорби и тесноты, преложившего смерть на жизнь, смятение на тишину, тесноту на пространство, малодушие на дерзновение, тоску на радость. Благодарю Господа, в изобилии напоившего душу мою живою водою Духа Святого, текущею из источников церковных – богослужебных канонов, стихир, псалмов и из Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Когда совершаешь проскомидию, внимай себе и святому делу, накрепко совершай ее с благоговением и искренней любовью к Господу, к Богоматери и ко всем святым, так же как и к живущим еще на земле христианам и к отшедшим в другую жизнь, ибо ты совершаешь величайшее, священнейшее, всеспасительное или мироспасительное Таинство, именно – совершаешь небесную, страшную, всепримирительную и всеочистительную, вечносвятительную Жертву о всех и за вся; не расслабевай отнюдь сердцем, не изнемогай верою, но возмогай; имена произноси со вниманием и любовью и с твердым христианским упованием, что Христос Бог отмоет грехи поминавшихся Кровью Своей честной. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно Божественную литургию с искренним чувством и умилением, голосом чистым, громким, раздельно. Сколько избавлений было во время литургии и во время панихиды! Слава Господу! 2 мая Суббота. Благодарю Господа, удостоившего меня и ныне совершить раннюю литургию, хотя и с преткновением, бессилием и смущением на великом входе при выговоре имен царственных лиц от нечистоты сердца моего вследствие нарушения поста среды и чревоугодия на пароходе «Надежда» после молебна. Но кроме этого преткновения всё прочее совершил благополучно: В первых помяни, Господи, и заамвонную молитву, и отпуст. Вечер. Благодарю Господа, даровавшего мне, грубому, чревоугодливому, умиленную молитву во время всенощной за одно искание и желание ее и возвышенные помыслы касательно священнического служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

     Согласно определению Священного Писания Церковь есть тело Христово (1Кор.12,27). Как правило, мы воспринимаем данную характеристику Церкви как отвлеченное философское понятие. Мы приблизительно понимаем, о чем идет речь, но мало чувствуем онтологическую суть апостольских слов. И в этом отношении мы заметно отличаемся от верующих апостольской общины, которые очень ярко переживали эту важнейшую сторону природы Церкви. Апостолы и их ученики на опыте познали важнейшую вещь: все, что произошло со Христом, не только прямо касается их жизни, но даже, в некотором смысле, должно случиться и с ними. Христос проповедовал - и Церковь призвана благовествовать. Христа гнали - и Церковь всегда будет гонима. Христа слушали - и Церковь будут слушать многие. Христа распяли - и Церковь, в сокровенной сути своей, распята для мира и греха. Христос воскрес – и церковные люди воскреснут в жизнь вечную. Насколько первые христиане чувствовали свою связь со Христом, видно из их молитв, которые встречаются в новозаветных текстах. Например, книга Деяний повествует о том, как апостолы Петр и Иоанн были первый раз арестованы за проповедь Евангелия. В итоге их отпускают, они возвращаются в общину и рассказывают об аресте. И дальше писатель Деяний приводит молитву новозаветной Церкви: Они же, выслушав,единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землюи море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал ДухомСвятым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цариземные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его (Деян.4,24-26). Апостолы молятся словами второго псалма, которые более знакомы нам по церковнославянской Псалтири: Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе, на Господа и на Христа Его(Пс.2,1-2). Псалом явно мессианский, он отражает события последних дней земной жизни Иисуса Христа. Князи собрались вместе на Господа и на Христа Его – это о Нем, о Христе. Но первая Церковь, понимая это не хуже нас, применяет молитву к себе - потому что Церковь, в некотором смысле, продолжает земную жизнь Христа. Церковь есть Его тело, поэтому все мессианские пророчества прямо касаются жизни церковных христиан. Собрались… на Господа и на Христа Его – значит, восстали против Церкви.

http://pravoslavie.ru/101564.html

Глава 8. СЕРДЕЧНЫЕ МЫСЛИ И ЧУВСТВА, ПРИСУЩИЕ МОЛИТВЕ ХРИСТИАНИНА 8.1. Постепенный переход в молитве от прошения земных благ к благодарению Бога Рассмотрев молитву со стороны ее видов и степеней, а также описав состояния, достигаемые ею, перейдем к рассмотрению молитвы со стороны ее содержания, как это излагается в «Добротолюбии». Находясь на низшей ступени нравственного развития, человек, поглощенный всецело заботами о телесном и земном, молится низшею, рассеянною, молитвою, которая характеризуется прошением каких-либо земных благ. Поднявшись выше по ступеням нравственного совершенства, человек молится более сосредоточенно и нерассеянно и просит о даровании добродетелей, необходимых для духовной жизни. Наконец, когда человек достигает известной степени совершенства, молитва его переходит в состояние восторжения духа к Богу, причем, по словам святого Григория Паламы , «прошение изменяется в благодарение» 438 . Здесь уже человек не просит ни о чем: имея восторженное состояние души, он преисполнен благодарности к Богу. Это же происходит, по свидетельству святых Каллиста и Игнатия, и при прохождении подвига умной молитвы. Первое время молящийся произносит эту молитву полностью, причем словами «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий» невещественно и безгласно воспростирает ум к самому призываемому Господу Иисусу Христу; словами же «помилуй мя» опять возвращает его и движет к себе самому, так как не может еще не молиться о себе. Но когда он достигает опытом совершенной любви, тогда всецело воспростирается он к единому Господу Иисусу Христу, о втором (т. е. о помиловании) приняв действенное извещение. Как говорит другой некто, взывает только: «Господи Иисусе Христе!» – в сильном любительном расположении сердца 439 . 8.2. Глубокий внутренний смысл молитвы: «Господи, помилуй!» Итак, новоначальным требуется взывать в молитве к Богу: «Помилуй мя!» Это молитвенное воззвание, несмотря на свою краткость, имеет, однако, глубокий внутренний смысл, который и раскрывает подробно в своих творениях святой Симеон, архиепископ Солунский. По его словам, христиане, сознающие бедственность своего положения вследствие своей греховности, «прибегают к Богу и вопиют: „Господи, помилуй!“ – чтобы сжалился Господь и помиловал их, чтоб принял их, как блудного сына, и опять даровал им Божественную благодать Свою, и ею избавил их от рабства греху, удалил от них бесов и возвратил им свободу, да сим образом возмогут они прочее жить богоугодно и соблюдать заповеди Божии» 440 . Вот какие должны быть мысли у взывающего к Богу о помиловании. «Христиане, которые с такой целью вопиют: «Господи, помилуй!» – говорит святой Симеон, – всеконечно сподобятся милости Божией и получат благодать, чтоб освободиться от рабства греху и спастись» 441 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Ноябрь 1876 г. 1 ноября. Благодарю Господа за совершение литургии поздней вчера в воскресенье, за животворное причащение Святых Таин и за дерзновение и силу при говорении беседы о проскомидии. На великом входе враг сердце мое смутил и обессилил страхом суетным, мерзостию своей объял меня. Святейший Синод и митрополита Исидора не помянул как должно, не произнес «святым Твоим церквам, целых, честных, здравых, долгоденствующих» по расслаблению от врага. Заамвонную молитву прочитал всю бодро, торжественно. Благодарю Господа, избавившего меня от великого насилия вражия, от великой скорби и тесноты пред венчанием капитана-лейтенанта 51 Андрея Николаевича Толбушина с Анною Стюарт и даровавшего мне благодать совершить брак торжественно, громогласно. Впрочем, конца Евангелия по действию вражию не дочитал, молитву при благословении вина не всю прочел: вор невидимый украл и вообще крал многие слова; после кругового хождения жениха и невесты приветствия им из книги не говорил; благословения Пресвятой Троицы словами [преданными] не говорил, боясь лицо свое держать напоказ народу и говорить прекрасные, чудные слова Церкви; молитвы о разрешении венцов не говорил, заключительные молитвы – не говорил, отпуст – кончик только сказал. Доверши Сам, всеблагий, бодрый и всесильный Господи, а меня впредь подкрепи не утаивать ни одного слова и не бояться народа незнакомого и знакомого. Господи! Искорени из сердца моего злое чувство зависти автору руководства по Закону Божию отцу Александру Павловичу Рудакову, дорого продающему свои руководства и собравшему великое богатство. Вот, каюсь я пред Тобою, Сердцеведец, и милости прошу у Тебя, да исцелею и не ревную, но сам да стремлюсь к написанию дельного руководства по богослужению. 1 ноября. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить бодренно литургию и причаститься животворно чудных, Божественных Таин Пречистого Тела и Крови Его. Слава Его милосердию! Благодарю Господа за благую перемену животворящую, соделанную в умерщвленной грехами душе моей и в душе напившегося донельзя дьячка Зрелова. Я, грешный, не умел врачевать его, духовно больного, сердился, озлоблялся на него до выговора, при выговоре и по выговоре ему, смущался до крайности – так что служить не мог. Потом осудил себя самого по вечеру, помолился, чтобы Господь меня самого, врача безумного, уврачевал, по слову Писания: «врачу, изцелися сам» [ Лк.4:23 ], и, когда после покаяния и сердечной молитвы Господь уврачевал меня, я молил Его благость, чтобы Он уврачевал Сам и чтеца Зрелова; я предал себя и его на волю Божию, по слову Церкви: «сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим», – и Господь наилучшим образом совершил дело вразумления, обличения, исправления. Благодарю всеблагой, вседействующий, отеческий Его промысел, хранящий и исправляющий нас, подверженных лютой проказе греха, убивающей души и тела наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Молитва святого Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков!» Не без особенной причины, братие мои, молитва сия так усвоена Святому и Великому посту, что многократно повторяется на каждом богослужении. Без сомнения, это сделано Святой Церковью потому, что, при всей краткости сей молитвы, в ней сокрыто великое богатство святых мыслей и чувств, и весьма ясно изображены наши нужды духовные. Посему мы поступим сообразно намерению Святой Церкви и нашей духовной пользе, если обратим сию молитву в предмет наших собеседований, и рассмотрим порознь каждое прошение, в ней заключающееся. Таким образом откроется пред нами целый ряд святых добродетелей, коими должно украшать свою душу каждому, и явится целое темное полчище грехов и пороков, от коих надобно беречь свое сердце. Слово в среду недели 1-й Великого поста Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков! " Не без особенной причины, братие мои, молитва сия так усвоена Святому и Великому посту, что многократно повторяется на каждом богослужении. Без сомнения, это сделано Святой Церковью потому, что, при всей краткости сей молитвы, в ней сокрыто великое богатство святых мыслей и чувств, и весьма ясно изображены наши нужды духовные. Посему мы поступим сообразно намерению Святой Церкви и нашей духовной пользе, если обратим сию молитву в предмет наших собеседований, и рассмотрим порознь каждое прошение, в ней заключающееся. Таким образом откроется пред нами целый ряд святых добродетелей, коими должно украшать свою душу каждому, и явится целое темное полчище грехов и пороков, от коих надобно беречь свое сердце.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

Разделы портала «Азбука веры» Старец Николай Гурьянов перед вкушением пищи, как обычно, прочитал над ней долгую молитву. Рядом была компания несмиренно настроенных молодых людей. Они это заметили и решили немного подшутить над батюшкой. Подсаживаются и один из них говорит: – Батюшка, а у Вас там в деревенской забытой глухомани все так перед едой молятся? На что батюшка, не задумываясь, ответил: – Да нет, милый человек, не все. Свиньи, собаки, да лошади прямо так едят. Перед каждым приёмом пищи В двунадесятые праздники и Пасху молитвы перед едой заменяют чтением (пением) праздничного тропаря . Тропари можно найти в молитвослове или календаре. Отче наш. Молитва Господня Аудио: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Перевод: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Или можно читать эту молитву Аудио: Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения (строки из Пс. 144 ) . 1 Перевод: Очи всех уповают на Тебя, Господи, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению. На благословение пищи и пития мирянам Читается сразу после одной из молитв, расположенных выше Аудио: Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен во веки веков. Аминь. (И перекрестить пищу и питие) Перевод: Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь. Молитва после еды 1

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-per...

Сост. А.Н.Стрижев Схимонахиня Анатолия Схимонахиня Анатолия (в миру Зоя Викторовна Якубович) родилась 12 февраля 1874 года в Саратове в небогатой дворянской семье. Кроме Зои и ее сестры Лидии, разделившей впоследствии с матерью Анатолией монашеский путь, в семье выросло еще трое детей. Мать рано овдовела, и Зое пришлось помогать по хозяйству. Воспитывались дети в христианском духе, и Зоя с детства ежедневно читала Евангелие. Образование сестры получили в саратовской женской гимназии. Как во многих дворянских семьях тех лет, дети почти ничего не знали, о такой существенной стороне христианской жизни, как монашество. По природным своим дарованиям Зоя была настоящей монахиней, но молилась, чтобы Господь послал ей жениха – смиренного и кроткого. И Господь услышал ее молитву: когда ей исполнилось восемнадцать лет, она вышла замуж за инженера водного транспорта Николая Иванова , человека глубокой веры, смиренного и кроткого. Жили они очень дружно, но Господь не дал им детей. Человек может годами молиться, ходить в храм, соблюдать установленные посты, но совершенно не разуметь, что такое духовная жизнь. Религиозная жизнь вписывается для такого человека в рамки материальной жизни, зачастую подчиняясь ее законам. Это время духовной спячки, зимы, блаженного младенчества, не ведающего о трудностях и суровости жизни треблаженной, духовной. Иногда Сам Господь будит человека – видением, чудом, особым обстоятельством, и всю жизнь проживший религиозно, человек впервые всем сердцем тогда обращается к Богу; или пробуждает душу словом другого – Своего избранника. Интерес к духовной жизни проявился у Зои благодаря епископу Гермогену (Долганову), с которым семья Якубовичей была дружна. Сестра ее Лидия была настроения светского. Но однажды, хорошо одетая, в большой модной шляпе, она стояла в храме и слушала проповедь епископа. Эта проповедь так поразила ее, что с того времени она всецело обратилась к Богу. Сестры стали читать духовные книги, несколько раз были в Сарове у старца-затворника иеросхимонаха Василия. Эти поездки имели на них особенное влияние: не изменяя внешнего образа жизни, они втайне начали вести духовную жизнь, читали Псалтирь, Иисусову молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010