Молитву «Отче наш» дал нам Сам Бог. Эта молитва, по словам Тертуллиана, «объемлет все учение Господа, и на память приводит все Его уроки и наставления, так что она воистину есть сокращение всего Евангелия » . Как привести молитву Господню свой дом, в свою жизнь, в жизнь своих детей – эти вопросы в каждой семье решаются по-разному. Одна ситуация, когда единственный верующий человек в доме – бабушка, религиозность которой не приветствуется родителями. Другая ситуация – когда один из родителей верит в Бога, хочет растить своих детей в вере, а второй супруг вовсе не горит желанием превращать свой дом в церковь. А есть семьи, в которых это как раз ставится задачей: сделать свой дом малой Церковью. И в каждой ситуации обучение молитве, изучение молитвы, формы общей молитвы будут разными. То, что я хотела бы предложить – всего лишь размышления о том, как молитва Господня может прийти в наш дом. Как мы, родители, можем помочь нашим детям, большим и маленьким, задуматься над смыслом этой молитвы. Может быть, после наших объяснений дети смогут понять это «сокращенное Евангелие». А может быть, объясняя детям молитву, мы даже сами что-то поймем. Этапы «освоения» молитвы Господней можно очень условно, очень схематично расписать так: 1 этап – молитва встраивается в ритм жизни дома. Это когда молитва оказывается неотъемлемой органичной частью распорядка жизни детей. Этот «этап» начинается рождения (даже с зачатия!) ребенка. 2 этап – узнавание слов молитвы. Узнавание, запоминание происходит в процессе ежедневного повторения этих слов. Это возможно с тех пор, как ребенок учится свободно говорить, скорее даже – учить наизусть не очень короткие стихи, то есть с 4-5 лет, у кого как. У некоторых только с 6 или 7 лет, и это совсем не поздно. В этом вопросе, конечно, лучше поздно, чем никогда. 3 этап – осознавание смыслов (теоретическое изучение). Слушать «теорию» можно хоть с грудного возраста, присутствовать во время разговора о молитве тоже можно с младенчества, но как-то реально участвовать, понимать – наверное, лет с десяти. Тоже примерно.

http://pravoslavie.ru/116024.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Дионисий, духовник из Колицу. Терпеть — самое выгодное дело Дионисий, духовник из Колицу. Терпеть — выгодное дело    Публикуем новые воспоминания, собранные отцами со всей Афонской Горы в книге " Новый Афонский Герондикон " . - Афон «В прежние времена на Святой Афонской Горе для того,чтобы стать монахом, надо было знать акафист Пресвятой Богородице наизусть». «Если при твоём старании и усердии к умной молитве в твоём сердце появятся телесные, а не духовные боли, то, как говорят об этом отцы, это может быть простуда или невралгия. В любом случае, не оставляй молитву и крестообразно помазывай сердце маслом из лампады святого твоей обители». «Если во время монашеского правила к тебе придёт умиление или доброе состояние, то даже по окончании правила не прекращай молитву Иисусову, пока это состояние не уйдёт само». «Не будем творить молитву Иисусову в спешке, в сумбурном внутреннем состоянии, но при молитве наш ум должен быть сосредоточен на молитве. Ожидай от Господа покаянного чувства и умиления». «Если находишься в каком-нибудь монастыре в гостях, тебя положили в одной комнате с другими, и ты не можешь по этой причине совершить своё монашеское правило, то ты должен исполнить его на следующий день. А вообще, хорошо совершить несколько правил заранее, чтобы они были у тебя „в запасе " ». «Древние отцы говорили: „Если тебе оказали гостеприимство, то потом, когда уходишь, хотя бы в дороге соверши об этих людях одну чётку, поскольку они подъяли труд. Ведь если ты не будешь за них молиться, то окажешься их должником. Всегда благодари тех, кто принимал тебя под свой кров, и молись за них " ». «Сюда на Афонскую Гору мы пришли не для того, чтобы делать добрые дела, а чтобы быть делателями послушания». «Прежде всего, постарайся приобрести смиренномудрие. Если скажут тебе жёсткое слово, ответь: „Да, Вы правы. Более того, я гораздо хуже, я такой-сякой " . Когда ты приобретёшь смиренномудрие, принимая оскорбления, ты будешь чувствовать радость. Если ты имеешь смирение, то Бог даёт тебе Свою благодать. В сердце приходит небесная радость. Тогда Господь помогает во всём».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2480

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Глава 10. Плоды святого причащения Если в обыденной жизни бессмысленные поступки часто приносят нам вред, то в духовной сфере нашего бытия они тем более опасны. Действия, которые мы предпринимаем для спасения своей души, должны быть строго целенаправленными. Шествуя по пути спасения, нам необходимо знать ориентиры, ведущие в Царство Небесное. Иначе можно легко заблудиться или напрасно потратить свои силы. Перед причащением мы должны хорошенько изучить, что христианину дает принятие Святых Даров. Узнав это, нам нужно подготовиться к таинству так, чтобы получить его плоды. Если мы не поставим перед собой такую цель, то зачем вообще причащаться? Плоды Святого Причащения многообразны. В своей совокупности они духовно преображают человека, благодатно воссоздавая в нем образ и подобие Божие. Приступая к чаше Господней, мы должны глубоко осознавать это и быть готовыми достойно принять великие дары Божий. Только в таком случае мы сможем достичь цели причащения. Соединение со Христом Старец Парфений Киевский , охваченный пламенной любовью ко Христу, в течение долгого времени повторял про себя молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и мне дай в Тебе жити». Однажды, произнеся эту молитву, старец вдруг услышал тихий сладкий голос:  «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» 41 . Старец Парфений просил самого высшего блага для человека: соединения с Богом. И Господь, отвечая на его молитву, подтвердил Свое евангельское обетование о том, что такое единение возможно через причащение. В этом, собственно, и состоит основная цель нашего участия в Евхаристии: принять в себя Христа, соединиться со Христом и сподобиться жизни во Христе. Принимая Тело и Кровь Господа, мы становимся, по выражению святых отцов, христоносцами и одновременно сами бываем носимы Христом. «Как младенец, — пишет праведный Иоанн Кронштадтский , — носимый в утробе матери, живет весь ею, так и христианин, причащаясь Тела и Крови Христовой, пребывая во Христе, как младенец в утробе матери, живет весь Иисусом Христом:  Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною  ( Ин. 6:57 )» 42 .

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Ректор МДА: Церковное пение научило меня любить службу и молитву Отклик на интервью с регентом Ульяной Меньшиковой 17 января, 2019 Отклик на интервью с регентом Ульяной Меньшиковой «Когда в 12 лет я впервые услышал архиерейский хор Курского Сергиево-Казанского собора, будучи подростком, я ощутил себя как будто в раю. После службы мне не хотелось уходить из храма. Я желал, чтобы время остановилось и уже ничего не происходило бы». Ректор Московской духовной академии архиепископ Амвросий (Ермаков) после прочтения интервью с Ульяной Меньшиковой поделился в своем Telegram-kahaлe воспоминаниями и рассказал о том, как много значит хорошее церковное пение в жизни Церкви. Когда меня спрашивают, почему и как я пришел в Церковь — всегда непросто сформулировать четкий ответ. В Церкви я с детства. Нахожусь в ней, сколько себя помню. Передо мной никогда не стоял выбор, который переживают многие другие. Я как-то совершенно естественно пришел в Церковь и без нее не вижу смысла в самой жизни. Но сегодня, прочитав одну замечательную статью, я вдруг понял, что именно стало наиболее притягательным для меня в самом начале, в самом раннем детстве, а потом и в юности, и дальше. Это пение. Церковное пение захватило меня с самого начала пути. Оно увлекло и научило полюбить службу и молитву. В храме слободы Михайловка Железногорского района Курской области в 70-е годы пели деревенские женщины. Ими руководила матушка Татьяна, супруга настоятеля — отца Евгения Шпаковского. Интеллигентная, образованная, скромная и строгая — она попала в круг обычных крестьянок. По праздникам их набивалось на клирос человек до двадцати. Сильные и красивые голоса, искреннее и задушевное пение не оставляли равнодушным никого. Многие желали бы попасть на тот клирос. Это было в те годы очень почетным, и требовались не только голос, слух и знания, но и нравственный авторитет в приходе. Когда они запевали на литургии «Благослови душе моя Господа», «Во Царствии Твоем», «Милость мира», дух захватывало, это была такая мощь! Пели самозабвенно и сильно. Не притворялись «смиренными» и не пели, как говорил когда-то отец Матфей (Мормыль), «одной ноздрей». Они изливали Богу всю душу. По-крестьянски, но искренне. По-настоящему. По-человечески.

http://pravmir.ru/rektor-mda-tserkovnoe-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Отче наш 10 мин., 07.06.2019 Содержание Молитву «Отче наш» также называют молитвой Господней, потому как Сам Христос дал ее апостолам в ответ на их просьбу: «научи нас молиться» (Лк 11:1). Сегодня эту молитву христиане произносят каждый день в утреннем и вечернем правилах, в храмах во время Литургии все прихожане поют ее вслух. Но, к сожалению, часто повторяя молитву, мы не всегда осмысляем, а что же именно стоит за ее словами? Молитва Господня («Отче наш»), Хор Сретенского Московского Монастыря Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. «Отче наш, иже еси на Небесех» Мы называем Бога — Отцом, потому что Он всех нас создал? Нет, по этой причине мы можем называть Его — Создатель , или — Творец . Обращение же Отец предполагает вполне определенные личные отношения между детьми и Отцом, которые должны быть выражены прежде всего в уподоблении Отцу. Бог есть Любовь, поэтому и вся наша жизнь тоже должна стать выражением любви к Богу и к окружающим нас людям. Если этого не произойдет, то мы рискуем уподобиться тем, про кого Иисус Христос сказал: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин 8:44). Ветхозаветные иудеи потеряли право называть Бога Отцом. Об этом с горечью говорит пророк Иеремия: И говорил Я: …ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня. Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. …Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность (Иер 3:20—22). Однако возвращение мятежных детей состоялось лишь с приходом Христа. Через Него Бог вновь усыновил всех, кто готов жить по заповедям Евангелия. Святитель Кирилл Александрийский: «Позволить людям называть Бога Отцом может только сам Бог. Он даровал это право людям, сделав их сынами Божьми. И несмотря на то, что они удалились от Него и были в крайней злобе против Него, Он даровал забвение оскорблений и причастие благодати». Почему «Отче наш», а не «мой»? Ведь, казалось бы, что может быть для человека более личным делом, чем обращение к Богу?

http://foma.ru/otche-nash.html

Своими грехами мы, братие, удаляем себя от Бога, навлекаем на себя праведный гнев Его. Святые же угодники Божии ближе нас стоят к Богу и по своей любви молят за нас пред престолом Божиим. Посему и слово Божие научает нас обращаться к молитвам святых, как сильных пред Богом. Так некогда Сам Бог повелел Авимелеху царю герарскому, которому угрожала опасность умереть за свой грех, просить молитв за себя у праведного Авраама, говоря: пророк, есть, и помолится о тебе, и жив будеши ( Быт.20:7 ). Подобным образом и прогневавшим Бога друзьям Иова, чтобы отклонить последствия сего гнева, Бог повелел просить молитв сего праведника, сказав им: «пойдите к рабу Моему, Иову, и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас, и, когда они сделали так, Господь принял молитву Иова ( Иов.42:8–9 ). Посему иудеи, веруя в силу молитв праведников, просили их, чтобы они ходатайствовали за них? пред Богом, напр. Самуила; и Бог, как свидетельствует слово Божие, принимал молитву Самуила за народ ( 1Цар.7:8–9 ). Равным образом и апостолы признавали силу молитв праведников. При всей своей святости они просили у верующих молитв за себя. Молю вы, братие, писал апостол Павел Римлянам, Господем нашим Иисусом Христом и любовию духа, споспешествуйте ми в молитвах о мне к Богу ( Рим.15:30 ) и Солунянам: братие, молитеся о нас ( 1Сол.5:25 ). Св. апостол Иаков, наставляя верующих молится друг за друга, прибавляет: много бо может молитва праведного споспешествуема (усиленная ( Иак.5:16 ). Если же, братие, слово Божие научает обращаться к молитвам святых, пока они еще на земле, и называет эти молитвы сильными пред Богом, то тем более мы должны обращаться к молитвам святых, когда они переселяются на небо и соединяются со Христом ( Рим.8:17 ; Флп.1:23 ). Вот почему и св. пророк Давид, обращаясь с молитвою к Богу, взывал: Господи Боже Авраама и Исаака и Израиля, отец наших. Он призывал святых патриархов с верою, что Господь ради их услышит его молитву. Точно также и ныне, братие, Православная Церковь призывает Христа истиннаго Бога нашего, молитвами Пречистыя Его Матери и всех святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Скачать epub pdf Глава 12. Последование о двобрачном Священник начинает. Благословен Бог наш. Таже, Трисвятое: По Отче наш: Тропарь дневный. Таже, ектениа: Миром Господу помолимся. О свышнем мире: О мире всего мира: О святем храме сем: О рабех Божиих, имярек и имярек, и еже о Бозе покрове, и сожитии их, Господу помолимся. О еже спожити им добре во единомыслии Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную: Яко подобает Тебе: Таже, Господу помолимся. Священник молитву: Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение, и союз любве положивый има неразрушимый: благословивый Исаака и ревекку, и наследники я Твоего обетования показавый: Сам благослови и рабы Твоя сия, имярек и имярек, наставляя их на всякое дело благое. Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Священник: Мир всем. Диакон: Главы вашя Господеви приклоните. Священник молитву: Господи Боже наш, от язык предъобручивый церковь, деву чисту, благослови обручение сие, и соедини, и сохрани рабы Твоя сия в мире и единомыслии. Тебе бо подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Таже взем священник перстни, дает первее мужу златый, жене же сребряный, и глаголет мужу: Обручается раб Божий, имярек, рабе Божией имярек, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Подобне и жене: Обручается раба Божия, имярек, рабу Божию, имярек, во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, аминь. И творит крест перстнем на главах их, и налагает я на десныя персты. Таже изменяет перстни новоневестных восприемник. Посем диакон: Господу помолимся. Священник молитву: Владыко Господи Боже наш, всех щадяй, о всех промышляяй, тайная ведый человеческая, и всех ведение имеяй, очисти грехи нашя, и беззаконие прости Твоих рабов, призываяй я в покаяние, подая им прощение прегрешений, грехов очищение, прощение беззаконий вольных же и невольных, ведый немощное человеческаго естества, Создателю, и Содетелю: иже рааву блудницу простивый, и мытарево покаяние приемый, не помяни грехов наших неведения от юности. аще бо беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит Тебе? или кая плоть оправдится пред Тобою, Ты бо Един еси праведен, безгрешен, свят, многомилостив, многоблагоутробен, и каяйся о злобах человеческих. Ты Владыко, присвоивый рабы Твоя, имярек, имярек, соедини к друг другу любовию: даруй им мытарево обращение, блудницы слезы, разбойниче исповедание: да покаянием от всего сердца своего, во единомыслии и мире заповеди Твоя делающе, сподобятся и небеснаго Твоего Царствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Ответы на вопросы 110 Вопрос. Преподобный Нил Сорский дает такой совет: если во время молитвы тебя искушают помыслы, то не обращай на них внимания, а если изнеможешь, то встань и помолись против них. Объясните, как это сделать на практике? Ответ. Совет «не обращать внимания» не нужно понимать так, что к тебе пришел, например, блудный помысел, занимает тебя, а ты целый день им услаждаешься и не борешься с ним. Что значит не обращать внимания на помысел? Правильнее было бы сказать – отвратить от него внимание. Но у нас не получится отвратить внимание от блудного помысла тем, что мы будем внимательно рассматривать, например, березу. А вот при помощи молитвы это сделать можно. Конечно, не у всех и не всегда это получается, это зависит от соотношения силы молитвы и силы соблазна. Если у тебя есть молитвенный опыт, умение сосредоточиваться, то ты можешь не смотреть умом на пришедший помысел и углубиться в молитву. Тогда помысел, так сказать, остается вне твоего ума, то есть перестает быть помыслом, исчезает. Но для человека неопытного это трудно. Он не может углубиться в молитву: страсть действует в нем сильнее, чем благодать, и греховный помысел отвлекает его ум от молитвы. Человек поневоле, как бы гипнотизируемый силой страсти, увлекается этим помыслом, а тот постепенно разрастается и овладевает сознанием. Если у нас нет сил уйти от греховного помысла в молитву, если он уже привлек наше сознание и как бы не отпускает его (мы и мучаемся этим, но ничего не можем с собой сделать), тогда мы должны молиться против помысла. Молиться «против» – значит умолять Господа о том, чтобы Он избавил меня от помыслов. Например, на меня напала раздражительность, и я не могу себя сдержать, или осуждение, или другие навязчивые греховные помыслы. Впрочем, бывают просто суетные помыслы, которые по виду будто бы и ничтожны, но отвлекают человека от молитвы. А если пустяк отвлекает от молитвы, то это уже не пустяк. В таком случае нужно усердно молиться и против этого по видимости пустякового помысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Содержание    Настоящее «Предостережение» составлено около полутора столетий тому назад преподобным оптинским старцем Макарием (Ивановым). Обращено оно к желающим проходить умную Иисусову молитву, но не имеющим к тому искусных наставников-руководителей. Однако в равной степени творение старца Макария может быть адресовано и всем христианам — как совет не искать в себе высоких духовных дарований и таких же состояний, а смиренно шествовать путем исполнения Христовых заповедей, положившись во всем на Божью волю. Приводя свидетельства великих отцов-подвижников, старец убеждает: несвоевременное стремление к «высокой», " созерцательной» жизни чревато прелестью, умоисступлением, а нередко не только душевной, но и физической гибелью.    Вместе с тем, преподобный Макарий, сам опытно проходивший путь умного делания, ни в коем случае не стремится отвратить современных ему иноков и благочестивых мирян от спасительного и святыми отцами заповеданного моления именем Господа нашего Иисуса Христа. Он только утверждает: мера новоначального — молитва устная, не сопровождаемая никакими «художественными способами», сведения о которых содержатся в святоотеческих творениях.    Очень определенно пишет об этом же в своих наставлениях об Иисусовой молитве современник старца Макария — святитель Игнатий (Брянчанинов): «Новоначальные должны держаться при упражнении молитвою Иисусовою одного благоговейнейшего внимания, одного заключения ума в слова молитвы. (...) Вот тебе (новоначальный) завет мой: не ищи места сердечного. Не усиливайся тщетно объяснить себе, что значит место сердечное; удовлетворительно (в свое время) объясняется это одним опытом. Если Богу угодно дать тебе это познание, то Он даст в свое время. Занимайся исключительно молитвою покаяния со всею тщательностью; старайся молитвою принести покаяние».    Также преподобный Макарий объясняет, в каком душевном устроении нужно совершать молитву Иисусову, какой при этом должна быть деятельная жизнь христианина и к стяжанию каких именно духовных плодов обязан стремиться молящийся именем Христовым. Полагаем, что «Предостережение» оптинского старца будет полезно и современным христианам, стремящимся к провождению духовной жизни, поможет избежать различных козней врага рода человеческого и не сделаться жертвой прелести или неправильного «мнения» о себе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3602...

ЦВ 15-16 (412-413) август 2009 /  22 августа 2009 г. Хранить наследие Киевской Руси С 27 июля по 5 августа состоялся первый официальный визит Патриарха Московского и вся Руси Кирилла на Украину. Сегодня этот визит можно назвать историческим для украинского народа и для всей Русской Православной Церкви. Ясная и последовательная позиция Патриарха Кирилла, убежденность в духовном единстве народов Украины и России, звучавшая в каждом обращении Святейшего Патриарха к украинскому народу на протяжении всей поездки, была поддержана миллионами людей, которые горячо приветствовали своего Предстоятеля. Посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Киева — «матери градов русских» — было связано с празднованием памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси (15/28 июля). Отмечать с особой торжественностью эту дату постановил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2008 года, посвященный теме единства Церкви. Другая важная дата, к которой было приурочено Первосвятительское посещение Украинской Православной Церкви, — 450-летие принесения на Русь Почаевской иконы Божией Матери. Эта святыня особенно почитается в западной части Украины, где расположена Почаевская лавра — вековая твердыня Православия. Киев Молебен у памятника святому равноапостольному князю Владимиру на берегу Днепра стал началом десятидневного визита, в ходе которого Патриарх Кирилл объехал всю страну. На Владимирской горке Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали свыше двух тысяч человек, скандировавших: «Кирилл — наш Патриарх!». Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир отслужили молебен и обменялись речами. Митрополит Владимир обратился к Предстоятелю со словами приветствия: «Благодать Святого Духа собрала нас с Вами сегодня здесь, в этих святых и прославленных местах, на крутых берегах святого Днепра, который стал для нас Иорданом. На этих берегах, освященных трудами и подвигами многих и многих преподобных, воссиявших здесь святостью и совершенством, мы собрались ныне у подножия памятника нашему Крестителю святому равноапостольному князю Владимиру, чтобы вознести молитву благодарения, молитву славословия и молитву прошения. Украина ждала Вашего приезда, Ваше Святейшество, и с радостью Вас встречает... Дай Бог, чтобы Ваш архипастырский визит принес прежде всего духовные плоды: плоды любви, плоды мира, плоды веры и добродетели… Помолитесь вместе с нами за нас, грешных, за то, чтобы наш народ боголюбивый, христолюбивый, трудолюбивый, который умеет молиться и хочет молиться всегда, жил в мире, благополучии, во взаимном разумении и понимании друг друга, при высоком христианском уважении, которое зиждется на заповедях святого Евангелия. Ласкаво просимо, Ваше Святешество, в Украину, и да благословит Вас Господь от Сиона (см.: Пс. 133, 3), а Вы да благословите нас всех от имени всей нашей Церкви благодатью, миром и человеколюбием!»

http://e-vestnik.ru/church/hranit_nasled...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010