Глава третья. Великий вход В современной литургии великий вход представляет сложное чинопоследование. В центре его лежит перенесение с жертвенника на престол приготовленных Евхаристических Даров – хлеба и вина. Но само перенесение даров сопровождается пением Херувимской песни, во время которого иерей читает тайно молитву «Никтоже достоин», диакон совершает каждение престола, всего алтаря, иконостаса, священника, певцов и всего народа. На архиерейской литургии этому предшествует омовение рук епископом. Затем священнослужители выходят из алтаря северной дверью на солею и, обратясь к народу ири молчании певцов, поминают священноначалие и всех православных христиан. Под пение они входят Святыми Вратами в алтарь. Иерей поставляет дискос и чашу на престол, кадит перед ними, затем испрашивает у сослужащих ему молитв о нем ввиду предстоящего совершения таинства освящения принесенных даров и читает «молитву предложения». Диакон в то же время произносит ектению «Исполним молитву нашу Господеви… О предложенных честных дарех Господу помолимся». Если в совершении литургии участвуют несколько иереев и диаконов, в таком случае весь комплекс молитв и обрядов завершается братским поцелуем иереев и также диаконов. Все эти компоненты великого входа образовались постепенно, по мере углубления богословского понимания смысла и значения святой Евхаристии, и обряд являлся прежде всего выражением содержания текста. Заметим, что в самих богослужебных книгах – архиерейском чиновнике и иерейском служебнике – литургия именуется Божественной («Божественная литургия» или «Божественная служба»), тогда как прочие церковные чинопоследования этого предиката не имеют. Основой чинопоследования великого входа было принесение к предстоятелю евхаристических хлеба и вина, растворенного с водой, о чем впервые мы узнаем из Первой апологии св. мученика Иустина Философа († около 165). Мученик описывает две литургии: довершаемую в связи с крещением неофита и воскресную. На первой после крещения неофита его приводили в общее собрание для совместной молитвы как о себе, так и о просвещенном и о всех других всюду находящихся. По окончании молитв происходил обряд братского поцелуя. Затем к предстоятелю приносили хлеб и чашу воды и вина и он произносил над ними «именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего и благодарение за то, что Он удостоил нас этого». Когда предстоятель кончал молитву, народ отвечал ему: «Аминь». После этого диаконы давали каждому из присутствующих причаститься хлеба, над которым была совершена молитва, и от чаши вина и воды. Диаконы же относили эти Святые Дары отсутствовавшим на Евхаристии для причащения на дому 446 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русские люди встали на молитву В Москве и в 45 городах России собралось более 7000 человек на народное молитвенное стояние против принятия закона «О профилактике семейно-бытового насилия» 23.12.2019 1872 21 декабря в Москве и в 45 городах России собралось более 7000 человек на народное молитвенное стояние (молебен Божией Матери с акафистом) за традиционную семью и за Россию. Православные граждане пришли выразить свою позицию против принятия опасного закона «О профилактике семейно-бытового насилия», прозванного родительской общественностью России «законом о насилии над семьей». В Москве молитвенное стояние «За семью!» проходило в храме Воскресения Христова в Кадашах. Молебен с чтением акафиста Пресвятой Богородице отслужил протоиерей Александр Салтыков. На соборную молитву в Москве пришло 3000 человек. Кроме того, молитвенное стояние проходило и в городах, и в областях страны. В стоянии участвовали такие города, как Санкт-Петербург, Владимир, Екатеринбург, Иваново, Волгоград, Киров, Новосибирск, Смоленск, Красноярск, Нижний Новгород и другие. Православные молились Божьей матери и Господу Иисусу Христу за богохранимую страну, традиционные семьи, за детей, за будущее вместе с Богом. Организаторами народного молитвенного стояния «За семью» выступили такие организации, как Ассоциация родительских комитетов и сообществ (АРКС), общественное движение «За жизнь», фонд изучения наследия Петра Столыпина, общественная организация «Много деток – хорошо», движение возрождения Спасо-Андроникова монастыря, общественное движение «Сорок Сороков» и другие. На протяжении многих веков, когда нашей стране угрожала опасность и она стояла на грани уничтожения, русские люди вставали на молитву Пресвятой Богородице, Небесной Покровительнице России. Сейчас, на фоне демографической катастрофы, в которую погружается наша страна, нам с Запада пытаются внедрить законопроект о так называемом «семейно-бытовом насилии (СБН)», который уничтожит институт семьи, испытывающий итак кризис в последнее время.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/23/ru...

митрополит Иоанн (Снычёв) МОЛИТВА (УСЛЫШАНИЕ И НЕУСЛЫШАНИЕ МОЛИТВЫ БОГОМ) 1. Какое прошение в молитвах бывает исполняемо Богом и какое низводит гнев Божий? Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтоб не прогневать Бога неблагоразумием твоим. Будь премудр в молитве твоей, чтоб сподобиться славных даров. Испрашивай многоценное у Того, Кто чужд скупости, и получишь от Него многоценное, соответственно разумному желанию твоему. Соломон просил премудрости, а с нею получил и земное царство, потому что разумно просил у Великого Царя. Елисей просил сугубой благодати Духа в сравнении с тою, какую имел его учитель, и прошение его не осталось неисполненным. Просящий ничтожного у Царя честь его уничижает. Израильтяне просили ничтожного, и постиг их гнев Божий; они не занялись созерцанием дел Божиих и страшных чудес Его, а просили удовлетворения похотения чрева: еще брашну сущу во устех их, гнев Божий взыде на ня. (Преп. Исаак Сирский). Стр. 249 (4). Приноси Богу прошения твои сообразно величию Его, чтоб возвысилось пред Ним достоинство твое, и Он возрадовался бы о тебе. Если кто попросит у царя небольшое количество грязи, то не только обесчестит себя ничтожностью прошения, как выказавший большое неразумие, но и царю нанесет оскорбление своим прошением. Так поступает и тот, кто в молитвах просит чего-нибудь земного. Ангелы и Архангелы – эти вельможи Небесного Царя – смотрят на тебя во время молитвы твоей, внимая тому, что просишь ты у Владыки их: они удивляются и радуются, когда увидят, что составленный из земли, оставя плоть свою, просит небесного; напротив того, они огорчаются на того, кто, оставив небесное, просит своей грязи. (Преп. Исаак Сирский). Стр. 250 (5). 2. О ком прежде всего необходимо приносить молитву, чтоб и молитва о себе и других скоро была услышана Богом? Он говорил: Кто хочет, чтоб Бог скоро услышал молитву его, тот, когда встанет для совершения ее и прострет руки горе, прежде всякой другой молитвы, даже прежде молитвы о душе своей, да принесет молитву о врагах своих, и ради этого Бог услышит всякую молитву его. (Авва Зенон).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

прот. Александр Прокопчук Семнадцатая Глава «Закончив свою Прощальную беседу с учениками, Господь вознёс Молитву к отцу (гл. XVII), за которой установилось название “Первосвященнической». Толкователи часто сопоставляют Первосвященническую молитву Христову с той, которую Первосвященник Ветхого Завета возносил в День очищения, входя во Святое Святых. Ветхозаветный первосвященник молился за себя, за священников и левитов и за весь народ. Эти же три части толкователи старались усмотреть и в Первосвященнической молитве Христовой. В ст. 1 – 8 видели молитву Христову за Самого себя, в ст. 9 – 19 – Его молитву за учеников и в ст. 20 – 26 – за всю Церковь » 206 . Однако в этой молитве содержится возможность и друтого толкования. В своём комментарии на Евангелие от Иоанна Чарльз Барретт отмечает, что используемый в обращении к Отцу глагол «Посвящать»: «И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (17:19) – употреблялся в контексте жертвоприношения при описании подготовки как священников, так и жертвы, «Поэтому относится ко Христу в обоих значениях» 207 . Таким образом, согласно четвёртому Евангелию, смерть на Кресте делает Иисуса Христа одновременно и Священником, и Жертвой 208 (ср.: 1Ин 2:1 – 2 ). Молитва о прославлении Семнадцатая глава начинается словами: «Это изрек Иисус и, подняв глаза Свои к небу, сказал...». Далее следует молитвенное обращение к отцу, которое становится прямым продолжением Прощальной беседы и произносится тут же в присутствии учеников. Зная, что наступил «час» Его страданий, Иисус просит, чтобы все последующие события произошли в полном соответствии с замыслом Божиим и чтобы Ему ничто не помешало «до конца» (13:1) исполнить волю Своего Отца: «Отче, прославь Твоего Сына, чтобы Сын прославил Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, чтобы всем, кого даровал Ты Ему, дал Он жизнь вечную» (17:1 – 2). Слово «власть» связано по смыслу с глаголом «владеть», «обладать». Но власть Сына Божия состоит не в том, чтобы что–либо получать от людей (Он ни в чём не нуждается), а в том, чтобы те, кого дает Ему Отец. получили от Него жизнь. Назначение Его смерти – в даровании людям жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Ключ от царства небесного. Поучение о молитве Господней Поучение 1-е. О происхождении и употреблении молитвы Господней, во все времена христианской церкви Господи, научи ны молитися. Так просили Господа ученики Его, чтобы Он научил их молиться! И Господь дал им молитву, когда сказал: егда молитеся, глаголите: Отче наш , иже на небесех и проч. ( Лк.11:1 ). В другой раз, Господь, вопреки ошибочному мнению некоторых, яко во многоглаголании своем услышани будут, дал наставление, как должно молиться Богу благоугодно, кратко и успешно. В известной нагорной беседе Он, к бесчисленному собранию окружавшего Его народа, воззвал снова: Сице убо молитеся вы: Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки, аминь. ( Мф.6:9–13 ). Итак, мы знаем из Евангелия, что святая молитва Господня: Отче наш дважды произнесена была устами Самого Господа нашего Иисуса Христа. После сего было бы излишне говорить о том, в каком употреблении молитва сия была и долженствовала быть у апостолов, когда они, по собственному их прошению, приняли оную от Самого Господа. Не обинуяся можно сказать, что св. апостолы непрестанно молились сею молитвою, и других научали молиться именно сею молитвою. Потому, без всякого сомнения, она была главнейшею и всегдашнею молитвою и во всей первенствующей церкви Христовой. Это особенно ясно видно из того, что все первенствующие христиане, кроме примера и наставления апостолов, сами слышали на горе блаженства как молитву, так и наставление о сей молитве из уст Самого Господа, и потому несомненно возглашали ее не только дома, но даже на общественном торжественном Богослужении, как об этом свидетельствует Божественная литургия св. ап. Иакова, брата Господня и первого епископа Иерусалимского. Во 2 веке, молитву Господню называли «молитвою, которой научены мы от Самого Господа; на которой должны основываться, и которою должны запечатлеваться все другие наши молитвы», – называли «сущностию всего Евангелия, и – сокращением всего учения Христова». ( Тертуллиан ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Молитва Иисусова: необыкновенная сила 22 февраля, 2014 Содержание статьи Что такое Молитва Иисусова? Все православные христиане знают текст Иисусовой молитвы. Он имеет разные формы, а сама молитва Иисусова сопровождается многими странными суевериями, о которых мы расскажем ниже в этом материале. Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.  Господи, Иисусе Христе, помилуй мя. Господи, помилуй. Молитва — это общение с Богом. Без молитвы представить себе это общение невозможно. Обращаясь с благодарственными или просительными молитвами, мы также можем славословить Богородицу, святых. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17), — так сказал нам в Писании апостол Павел. И вот у нас есть молитва Иисусова, в которой мы просим о помиловании у Того, Кто взял на себя наши грехи, понес наши немощи и победил смерть. Однако, почему-то ошибочно считается, что миряне не могут произносить эту молитву, и она предназначена только для монахов. Так ли это? Нет. Церковь в лице святителя Игнатия (Брянчанинова) решительно отвергает эту позицию. Слова апостола Павла о молитвы были обращены не исключительно к монашествующим, но предназначались и для простых мирян. Молитвенный подвиг начинается с того, что мы начинаем молиться регулярно, постепенно наше сердце отзывается словам молитвы, душа открывается Богу. Поэтому, вы можете обращаться к Господу с молитвой Иисусовой. Считается, что можно впасть в прелесть, читая эту молитву, но кротость и смирение требуются для любого духовного подвига, а не только для этой молитвы, поэтому не стоит из опасения прелести отказываться от молитвы Иисусовой. Слова этой молитвы легко запомнить, а, значит, в жизни христианина она важна в те моменты, когда мы острее всего нуждаемся в Божией помощи. И тогда мы можем обратиться со словами «Господи, помилуй» к Тому, Кто действительно может даровать нам помилование. Не стоит связывать молитву Иисусову с некими несуществующими церковными тайнами и запретами, приписывать ей оккультные свойства и считать, что молитва Иисусова помогает от одного, но не помогает от другого. Не стоит воспринимать всерьез статьи, в которых утверждается, что молитва Иисусова помогает от порчи и сглаза. Отношение к порче у Церкви однозначное — никаких обрядов по снятию порчи христианину проводить не стоит. Мы находимся под защитой Бога, а без Его ведома ни один волос не упадет с нашей головы.

http://pravmir.ru/molitva-iisusova/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Проповеди и беседы Собрание проповедей и бесед великого православного богослова и пастыря отца Александра Шмемана. Книга разделена на пять тематических отделов: о Молитве Господней, праздниках, человеке, литературе и России. Проповеди и беседы I. ЦUKЛ БЕСЕД О МОЛИТВЕ ГОСПОДНЕЙ «ОТЧЕ НАШ…» 1 Христос оставил людям только одну молитву, которая поэтому называется обычно «молитвой Господней». Когда ученики сказали Ему: «Научи нас молиться» (Лк. 11:1), Он в ответ дал им следующую молитву: «Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки веков. Аминь» (Мф. 6:9—13). Эта молитва Господня безостановочно повторяется вот уже две тысячи лет. Нет часа, буквально нет минуты, чтобы в какой–нибудь точке земного шара люди не произносили ее, не повторяли те самые слова, которые когда–то произнес Сам Христос. И нет поэтому лучшего пути к уразумению самой сущности христианской веры и христианской жизни, как эта такая короткая и на первый взгляд такая простая молитва. Но, по–видимому, не такая уж простая на глубине, если не раз просили меня объяснить ее. Я начну это объяснение с того, что скажу прежде всего о неисчерпаемости ее смысла, о невозможности дать ей одно, окончательное и исчерпывающее объяснение. Как и Евангелие, молитва «Отче наш» всегда обращена к каждому из нас по–новому, и обращена так, что кажется только для каждого из нас — для меня, для моих нужд и моих вопросов и для моих исканий — составленной. И одновременно она вечна и неизменна в своей сущности и всегда зовет нас к главному, последнему, высшему. Чтобы услышать молитву Господню и войти в нее, нужно прежде всего преодолеть в себе ту внутреннюю рассеянность, ту раздробленность внимания, ту духовную расхлябанность, которой мы почти всегда живем. Пожалуй, самое страшное в нас, что мы всегда прячемся от всего слишком высокого и духовно значительного. Мы как бы подсознательно выбираем быть мелкими и поверхностными: так легче жить. (Помните, у Толстого, в «Анне Карениной», образ Свияжского, который как будто все понимал и мог рассуждать обо всем, но как только разговор доходил до главного, до последних вопросов о смысле жизни, что–то в нем закрывалось, и за эту защитную черту он никого уже не пускал. Это подмечено Толстым с гениальной верностью.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Скачать epub pdf О молитве 100 Сегодня мы поговорим о молитве. Это тема очень важна, поскольку иметь правильное представление о молитвенном делании необходимо каждому человеку. Основой же нашей беседы будет учение о молитве Самого Господа нашего Иисуса Христа. Я буду пользоваться славянским текстом Евангелия: он точнее и выразительнее, чем русский перевод. И бысть внегда быти Ему на месте некоем молящуся, и яко преста, рече некий от ученик Его к Нему: Господи, научи ны молитися, якоже и Иоанн научи ученики своя ( Лк. 11, 1 ). Ученики Господа Иисуса Христа, конечно, понимали, что молитва есть одна из наиважнейших добродетелей, необходимых для спасения и угождения Богу. Видя, как продолжительно и истово молился их Учитель, они желали, чтобы Он преподал им это возвышенное, нужнейшее делание. Здесь сказано: Господи, научи ны молитися, якоже и Иоанн научи ученики своя. Фарисеи и ученики Иоанна Крестителя упрекали учеников Спасителя в том, что они не постятся и не молятся. Ученики же обращались к Господу Иисусу Христу с такой просьбой по неопытности или из-за недопонимания того, что общение со Спасителем уже само по себе выше всякой молитвы. Ведь что такое молитва, как не общение с Богом? Господь не отверг их просьбу, выраженную хотя и наивно, однако же искренне. Рече же им: егда молитеся, глаголите: Отче наш ( Лк. 11, 2 ). Он преподал им молитву, которую мы обычно называем молитвой Господней или, по первым ее словам, «Отче наш». Из слов Спасителя егда молитеся, глаголите можно видеть, что Он преподает не просто молитву, а учение о молитве, говорит о том, с каким настроением, Кому и как следует молиться. В нашей беседе мы будем основываться именно на таком подходе к словам Господа. Истолковывая молитву «Отче наш», мы сделаем для себя практический вывод о том, как нужно молиться. Отче наш – в этих двух словах уже содержится все богословие и великая духовная наука. Спаситель учит нас обращаться к Богу и называть Его Отцом. Когда-то в древности было известно несколько имен Божиих, в течение веков постепенно открывавшихся израильскому народу через избранных пророков, таких, например, как Моисей. Обращаясь к Богу, Его называли различными именами. Эти имена, конечно, имели в себе глубокий смысл и приоткрывали тайну Пресвятой Троицы, тайны бытия Божия, однако же не были столь ясными и не предполагали столь дерзновенного обращения к Богу. В книге Бытия, например, Бог назывался Элохим, что значит «Боги», при этом глаголы, относившиеся к этому имени, имели форму единственного числа. Святые отцы усматривают в этом намек на тайну Пресвятой Троицы и, кроме того, на некое, выраженное в этой грамматической форме, учение о всемогуществе и безграничности Божества. В книге Исход встречается еще одно имя Господне, которое считается наиболее полно выражающим тайну бытия Божия – Иегова, то есть «Сущий» (по-еврейски, «Яхве»). Затем появилось имя Адонаи, которое переводится с еврейского как «Господь». Если же быть более точным, то это слово означает «господин мой».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

составитель Терещенко Т. Н. МОЛИТВА ИИСУСОВА (УСТНАЯ, УМНАЯ, СЕРДЕЧНАЯ) Молитву Иисусову проходи, как творишь, и придет время, тогда само дело и милосердие Божие просветит и вразумит вашу душу, как и кого вопросить, и пошлется, что ищешь и желаешь. Писано в тропаре священномученикам отцам, что «деяние обрел еси, богодухновение, в видения восход». Молитву творить обыкновенно – это деяние, каковую бы кто ни творил, а видение или восхищение ума – то дар Божий от благости Божией к нам (прп. Лев, 22). О Иисусовой молитве я писал вам, чтобы смиренно проходить. Не увлекаться во мнение и подвизаться на заповеди Божии; да сохранит вас Господь от прелести вражией и дарует познать истинный путь (прп. Макарий, 20). От молитвы Иисусовой, которую ты имела при разговорах с другими, отстала. Явно, что незаметно тебе, как возмечтала об этом, так что к пользе твоей и показана тебе твоя немощь, да смиришься. Кто употребляет этот меч духовный, надо, чтобы был смирен, ибо тогда только им поражаются враги, а без того многие попадают в неисцельную прелесть. Советую тебе не простираться на такую высоту, но при свободе, при страстных движениях, при немощи призывать Бога этой молитвой со смирением (прп. Макарий, 20). Пишете вы, что молитва Иисусова вас оставила почти совершенно, а кажется, вы ее оставили, она же нимало не причиною. Старайтесь сколько можно заниматься ею устно и в служении, ибо Господь дарует молитву молящемуся; но смущаться также не должно за нестяжание сего священного дара, взгляните на свое рассеянное устроение и нравственность; мир и суета его помрачает свет ума, а вы с этим связаны крепкими узами. При лишении же этого многожелаемого дара молитвы обратитесь к тем средствам, которыми можем доказать любовь Божию – к исполнению Его святых евангельских заповедей: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ( Ин. 14, 15 ), – в числе которых найдете и смирение, без которого ни одна добродетель не может быть благоприятна Богу… может быть, смотрительно Господь не попущает вам стяжания оной (молитвы), да не постраждете вреда (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

319. Беседа по освящении храма Святителя Алексия, в Рогожской слободе (Говорена января 22; напечатана в Твор. Св. От. 1856 г. и в собр. 1861 г.) 1856 год Помяни, Господи, Давида и всю кротость его ( Ncaл. CXXXI. 1 ). Сими словами начинается один из псалмов, поемых во время освящения храма. Кто это поминает Давида? Для чего поминает? Что значит сей псалом? И для чего Богомудрые Отцы наши заповедали нам петь его при освящении храма? – Сии вопросы благовременны теперь, и могут вести нас к полезным размышлениям. «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его». Кто ж это в псалме поминает царя Давида? – Должно думать, что это сын его, царь Соломон. К сей мысли ведут следующие слова сего псалма: «воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея» ( Пс.131:8 ). Слова сии относятся к освящению храма иерусалимского. В освящении его важнейшее действие было то, что руками священников внесен в оный кивот завета Господня с Богоначертанными скрижалями заповедей, и поставлен во внутренней, главнейшей части оного, подобной нашему алтарю. На сие священное действие взирает Псалмопевец, и возносит к Богу сию молитву: «воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея». То есть: присутствуя невидимо в знамении святого кивота, востани Господи, от места покоя Твоего в древней скинии и вниди в новое место покоя в новосозданном храме. – Кто же мог приносить молитву сию во время освящения храма иерусалимского, как не Соломон, который, по сказанию книги Царств, и создал храм сей, и освящение его торжествовал, и особенную молитву при освящении его произнес? На Соломона еще яснее указывают следующие слова продолжаемой во псалме молитвы: «Давида ради раба Твоего, не отврати лице помазаннаго Твоего» ( Пс. 131:10 ). Помазанник, который во время освящения храма иерусалимского просит от Бога милости, ради Давида, очевидно, есть царь Соломон. Но для чего Соломон, при освящении храма, поминает Давида? – На сие сам он ответствует словами псалма: «яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю: аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея, аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скраниама моима: дóндеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю» ( Пс.131:2–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010