299. Беседа пред благодарственным Господу Богу молебствием по прекращении губительной болезни (Говорена в Чуд. Мон. октября 24; напечатана в Твор. Св. От. и Губерн. Вед. 1854 г. и в собрании 1861 г.) 1854 год Матерь Церковь пригласила своих чад, и вы приняли ее приглашение, чтобы принести ныне соборную благодарственную молитву Господу Богу, наказующему и милующему. «Даяй молитву молящемуся» ( 1Цар.2:9 ) да отверзет сердца всех нас, «да исправится молитва» наша «яко кадило» пред Ним ( Пс.140:2 ), и фимиам благоговейных помышлений, разрешившись в огне любви, да низведет и распространит благоухание небесной благодати. Со многим трудом, не с желаемым успехом, естествоиспытатели образованного мира искали сокровенных в природе причин губительной болезни, которая более двадцати лет ходит по образованному миру, и сколь сильно дает чувствовать свое присутствие, столь же мало позволяет себя понимать. Но сие самое, что она приходит сокровенным путем, не допускает заградить себе вход, падает как внезапный неотразимый удар судьбы, сие самое облегчает труд чадам веры, своим путем открыть ее происхождение в природе и далее природы, – в природе, в произвольном зле природы нравственной, пораждающем непроизвольное зло подчиненной природы вещественной, в зле греха, привлекающем зло наказания, – далее природы, в Промысле и суде Творца природы, попускающего зло вещественное, чтобы зло нравственное наказывать, пресекать, врачевать. Так понимать необъяснимые для обыкновенного разумения карательные происшествия учит нас воплощенная Премудрость Божия. В Иерусалиме упала Силоамская башня, и своим падением убила осмнадцать человек. Указав на сие происшествие, Христос Спаситель извлек из него следующее рассуждение: «они осьмнадесяте, на них же паде столп Силоамский, и поби их, мните ли, яко тии должнейши бяху паче всех живущих во Иерусалиме? Ни, глаголю вам: но аще не покаетеся, вси такожде погибнете» ( Лyk. XIII. 4–5 ). Сей пример ведет к общему заключению, что в общественном бедственном происшествии, для неразумеющих случайном и непонятном, разумеющие и верующие должны видеть прещение суда Божия, которое некоторых поражает, а всем «должникам» правосудия Божия, то есть, грешникам, угрожает, чтобы возбудить их к покаянию, и предохранить от дальнейшего наказания и самой погибели. Таким образом, следуя направлению мыслей, данному словом Христовым, не мог ли бы кто-нибудь сказать нам ныне: оные несколько тысяч, пораженных в три месяца губительною болезнию, «мните ли, яко должнейши бяху всех живущих» в Москве? «Ни, глаголю вам, но аще не покаетеся», не можете почитать себя безопасными от новых, подобных, или инаковых, прещений правосудия Божия. Уже в третий раз, в немногое число лет, посещены мы губительною болезнию: с заботою надобно помыслить, не заключается ли в сем обличения того, что первым и вторым посещением недовольно тщательно, или недовольно постоянно воспользовались мы к покаянию и исправлению нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Закрыть Слово о молитве преподобного Ефрема Сирина Часть 1 16.03.2022 5318 Время на чтение 12 минут Начиная с вечерни среды сырной седмицы, служба в храмах совершается с поклонами и молитвой преподобного Ефрема Сирина. Эта удивительная молитва сопровождает нас все время Великого поста. Предлагаем вниманию читателя проповеди архимандрита Кирилла (Павлова), в которых разбирается каждое прошение молитвы, проникнутой глубочайшим духом покаяния.  " Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми " Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, в продолжение Великого поста мы слышим, как за каждой Божественной постовой службой священник читает краткую, но умилительную молитву: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. Эта молитва состоит всего из десяти прошений, однако своим покаянным духом и способностью приводить человека в сердечное сокрушение она превосходит многие другие молитвословия, почему и принято ее читать Великим постом, когда Церковь зовет нас к обновлению души, к подвигу самоиспытания, к усиленной молитве и покаянию, к очищению своих грехов. Каждое слово ее находит отклик в нашей душе, и помогает нам осознать свои пороки и возжелать добродетели, и располагает нас к молитвенному обращению к Богу о помощи в борьбе со своими страстями. Составитель этой молитвы, преподобный Ефрем Сирин, всю жизнь плакал, и потому исполнена она такого глубокого покаянного назидательного чувства и утешения. Начинает свою молитву преподобный Ефрем обращением к Богу: Господи и Владыко живота моего… Слово Божие нам открывает, что наша жизнь связана с Богом, от Него зависит и Им держится. В Его милующих руках - участь праведных и неправедных, добрых и злых и всего животного и растительного мира. Никто и ничто не может просуществовать и дня, и часа без Его зиждительной силы Духа Святаго, поддерживающей бытие всякой сотворенной живой твари. Поэтому, чувствуя в своем сердце Бога, мы не можем без молитвы к Нему, без благословения Его ни начать, ни продолжить, ни завершить никакого дела на земле. Бог действительно есть Господин, Начальник, Владыка нашей жизни.

http://ruskline.ru/analitika/2014/03/08/...

И.Ц. Миронович Лекция 15. Гефсиманская молитва Господа. Суд над Иисусом И вот явление. Одного явления было недостаточно. Нужно было не только сотворить, но и научить, и просветить. Ведь храмов можно, повторяю, настроить – один от одного в пяти шагах. Но если не будет учительства – не спасёт никакое количество храмов. Поэтому храм должен быть в первую очередь училищем, и, если говорится: Во врачебницу пришел ecu, да не исцелен отыдеши, можно прибавить: Во училище пришел еси, и посему внимай, что преподаётся. Вот кто сотворит и научит – тот великим наречется в Царствии Божием (см. Мф. 5:19 ). Вот мы с вами просмотрели последние речи Господа, Его первосвященническую молитву о двенадцати и о всей Церкви и видим, что они после этого приходят в Гефсиманский сад. Это заключительный этап, и после него Иисус по существу не имеет возможности и главы приклонить. Всё завершается Его арестом и тремя судами: у Анны, Каиафы – его зятя – и Пилата. Поскольку Синедрион вынес суд о смерти, смертельный приговор, но на это надо было получить санкцию от римских властей – вынести вынесли, но надо получить разрешение, – вот поэтому и повели Его к Пилату. И вот такая последовательность: перед Анной, Каиафой и Пилатом, а после – Голгофа. Вот давайте посмотрим, как это идёт у Иоанна. 18-я глава. «Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад. [И вот знаете, есть такое нарицательное выражение: пересечь поток Кедрон, – это значит уже перейти последнюю границу, и по существу стать жертвой, – пришёл час Его. Вот до этого мы много раз читали, что хотели Его сбросить (см. Лк. 4:29 ), хотели ещё что-то (см. Ин. 7:30 ), но не пришёл час Его. И Он Сам говорил: Ещё не пришёл час Мой (см. Ин. 8:20; 2:4 ). А здесь час Его пробил: где был сад], в который вошел Сам и ученики Его. [Так заканчивается 1-е и самое большое Евангелие в Великий Четверг, когда вечером читается двенадцать Евангелий. Вот этими словами и заканчивается: Сказав Сие, – вот эту молитву, – Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его. Гефсиманийские веси, по-гречески тело мое. Гефсимания – это буквально давильня, что ли. На этой горе росло много оливковых деревьев, и они вот так и назывались, и там давили масло оливковое.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Изъяснение псалма 39-го. Пс.39:1 .  Начальнику хора. Псалом Давида. «В конец псалом Давиду». Иные толковали псалом сей о блаженном Иеремии, а иные о чудном Давиде, потому что тот и другой ввергаем был в ров, начало же псалма упоминает о рве; и обратив внимание на одно речение, толковники обратились к такому разумению. Иные же утверждали, что псалом сей приличен обитавшим в Вавилоне пленникам. Но я думаю, что псалом написан о случившемся с Давидом, и притом образно; относится же и ко всему человеческому роду, от Бога и Спасителя нашего приявшему надежду воскресения. А к сему разумению приводит нас божественный Павел, упомянув о некоторых словах из сего псалма в послании к Евреям. Пс.39:2 .  Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой. Пс.39:3 .  Извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои. «Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою». «И возведе мя от рова страстей, и от брения тины». Слова сии приличествуют и блаженному Давиду, потому что согласны с предшествующим псалмом. Там Пророк сказал: «услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи. Ослаби ми, да почию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду» ( Пс.38:13–14 ); а выше говорил: «и ныне кто терпение мое? не Господь ли? И состав мой от Тебе есть» ( Пс.38:8 ). Здесь же, как бы по принятии молитвы и исполнении прошения, говорит: «терпя потерпех Господа, и внят ми». Ибо, отвращаясь от греха, мне явил Бог свое благоволение, и внял прошению моему; и что же соделал, вняв оному? «Возведе мя от рова страстей, и от брения тины». Так божественному Писанию, как сказали уже мы пред сим, обычно называти самыя великия опасности. Но что даровал еще тебе, освободив от опасностей? «И постави на камени нозе мои». Не попустил мне колебаться и влаяться туда и сюда, но твердым соделал стояние мое. Ибо говорит: «на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» ( Мф.16:18 ). «И исправи стопы моя». Устроил так, что невозбранно иду по пути правды, потому что, освободив меня от заблуждения, указал прямой путь истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Л.И. Денисов II. Человек Божий В дни кесарей великих в древнем Риме жили кесарские сановники именитые, благочестивый муж Евфимиан с женой благочестивой Аглаидой. Уже много лет они счастливо жили в согласии, богатстве и почете; Господь их всем благословил всещедро, лишь одного не даровал им блага – не посылал им чад, давно желанных. И много лет молилась Аглаида, чтоб разрешил Господь ее неплодье, чтобы детище им милое послал, на украшенье жизни одинокой и на подпору в старости грядущей; и услыхал Господь ее молитву, и даровал им сына, – и супруги исполнились радостью великой, и плакали, и Бога прославляли, и нарекли младенца Алексием. Стал подрастать младенец Алексий – стал отроком прекрасным, кротким, тихим; не по летам он разумом был мудр и к книжному ученью прилеплялся. И возлюбил он с самых ранних лет храм Божий и божественные книги, и клиросное пенье, и молитву – и детскую казну свою тайком стал расточать на помощь нищей братии. Прошли года, возрос он, возмужал. Родители, с любовью радея о счастье единственного сына, нашли ему достойную невесту из царственного, кесарского рода, прекрасную лицом, умом и сердцем, и обручили с нею Алексия, и в церкви Божией честно повенчали. Стыдливый взор склонивши боязливо, недвижно новобрачная сидела. И подошел к ней тихо Алексий, и, сняв с перста свой перстень обручальный, он с кротостью во взоре ей сказал: «Возьми свои дары! пусть будет между нами стоять незримо ангельская сила. И для иных даров нас сохранит, для оных дней, когда преобразимся и разумом, и сердцем, и душой, и презрим Мир, и горних благ взалкаем». Сказав ей, он вышел из ложницы и, выждав час, когда забылись сном отец и мать, и слуги, и привратник, покинул дом родительский украдкой, оставил Рим и, продолжая путь, он на корабль с молитвою взошел и с кораблем приплыл в Лаодикию. Не отдохнув от дальнего пути, уж в новый путь пошел убогий странник, и прибыл он во град святой Эдессу; и с той поры на паперти церковной он пребывал в молитве непрестанной, меж тем питаясь подаяньем. И много лет в молитве и посте он у дверей церковных оставался, и раздавал он щедро нищей братии все, что ему давали Христа ради; питался он все дни единым хлебом и жажду лишь водою утолял; во всем свои желанья подавляя, и хлеба он досыта не вкушал. И даже сном он забывался редко, молитвою дремоту прогоняя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Л.Ф. Шеховцова Глава 3. Преодоление страсти уныния и депрессивных состояний Страждущий унынием и депрессией нуждается в четком, систематичном и последовательном руководстве по преодолению своего недуга. Такой опыт накоплен в святоотеческой литературе и в методах секулярной психотерапии. При рассмотрении и сопоставлении целей, задач и способов святоотеческой и светской психотерапии можно выявить как много общего, так и взаимоисключающего в способах помощи, но есть и методы, дополняющие друг друга. 3.1. Аскетические способы преодоления страсти уныния В духовной брани главным оружием христианина в борьбе со страстью святые отцы всегда указывали молитву, а самым действенным способом преодоления страсти – стяжание добродетели, противоположной страсти: «Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге», – пишет преподобный Ефрем Сирин с. 487]. Преподобный Нил Синайский советует два средства против этого духовного недуга – молитву и терпение. Он пишет: «Молитва есть врачевство печали и уныния». Как и во всяком деле, в молитве надо определить меру и точно ее соблюдать: «Молись разумно и усиленно – и дух уныния бежит от тебя». Поскольку охваченная духом уныния душа малодушествует, теряет твердость и бодрость, нужно собрать всю свою волю и противиться этой напасти. «От уныния врачует терпеливость, – пишет святой Нил Синайский , – и то, чтоб делать свое дело (несмотря на недостаток охоты) со всяким самопринуждением, из страха Божия» с. 258]. Какие же именно молитвы предлагается читать против уныния? Особого внимания заслуживает совет святителя Игнатия (Брянчанинова) , который рекомендовал во время уныния как можно чаще повторять такие слова и молитвы: «Слава Богу за все!», «Господи! Предаюсь Твоей святой воле! Буди со мной воля Твоя!», «Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня!», «Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!». Святые отцы отмечали, что в унынии человеку молиться особенно тяжело. Поэтому исполнять сразу большие молитвенные правила не все смогут, но произносить те короткие молитвы, которые указал святитель Игнатий, может каждый, это несложно.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Псалом 39 Источник спасения от беззаконий и страданий – в искупительной жертве Христа Спасителя. 1. В конец, псалом Давиду. Давид, по поводу избавления от своих страданий, низведших было его в ров – место мучений, преобразовательно пророчествует об искуплении, какое совершил Христос Спаситель. 2–4. Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою: и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нози мои и исправи стопы моя, и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Давид исповедует свое терпение и спасение от Бога. – Терпя потерпех Господа, – Давид продолжительно терпел многое и трудное, разумеется, во время гонений от разных врагов. Менять ми, и услыша молитву мою, – за такое терпение, совершенно безропотное, с упованием на помощь Божию, Господь действительно внял его молитве, услышал ее. И изведе мя от рова страстей и от бремя тины, – от таких тяжких страданий, какие испытывают преступники, брошенные в ров, иногда пустой, а иногда наполненный брением тины – тинистой грязью, как в болоте (– что обыкновенно делалось в древности у евреев; так поступили с Иосифом братья его, так потом поступили с пророком Иеремией его враги; (ср. Быт.37:22, 24 ; Иерем.38:5–13). И постави на камени нозе мои – Господь не только избавив меня из рва страданий и тинистой грязи, где за недостатком основания, ноги погружались более и более в тину, но и поставил ноги мои на камне. И, исправи стопы моя – дал возможность ступням моих ног стоять прямо и твердо на этом камне. Иначе говоря – Господь избавив Давида от бедствий, возвратил ему жизнь вполне мирную, избавил вместе с тем и от прегрешений (ст. 13). – Чувство высокой радости и глубокой благодарности за такое избавление как бы вложило во уста Давида песнь нову, – псалом новый, ибо и предмет его – новая милость Божия, пение Богу нашему – который он и передал для пения при богослужении во храме, дабы многие знали об этой великой милости Господа и прославляли Его (ст. 10 и 17). 5. Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Разделы портала «Азбука веры» Сегодня на вечерней службе в храмах начинают читать молитву Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Значит ли это, что Великий Пост уже наступил? Нет. О литургическом месте, смысле и поэтике великопостной молитвы рассказывают священник Феодор Людоговский и поэт Ольга Седакова. Молитва прп. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. Греческий текст: Κριε και Δσποτα τς ζως μου, πνεμα ργας, περιεργας, φιλαρχας και ργολογας μ μοι δς Πνεμα δ σωφροσνης, ταπεινοφροσνης, πομονς και γπης χρισα μοι τ σ δολ Να, Κριε βασιλε, δρησα μοι τ ρν τ μ πτασματα και μ κατακρνειν τν δελφν μου τι ελογητς ε ες τος ανας τν ανων. Αμν. Молитва с великим метанием. Почему великопостную молитву Ефрема Сирина начинают читать в разгар масленицы? священник Феодор Людоговский – Молитва преподобного Ефрема Сирина († ок. 379 г.; память 28 января/10 февраля) читается, как обычно говорят, Великим постом. Это верно, но здесь нужно сделать две поправки. Во-первых, эта молитва должна возглашаться не только во время Великого поста, но и, согласно Уставу, в некоторые дни прочих многодневных постов – а именно в те дни, когда в начале утрени (после шестопсалмия и великой ектении) поется Аллилуия (а не Бог Господь , как это бывает, к примеру, на всенощном бдении под воскресенье). Во-вторых, первый раз молитва прп. Ефрема читается еще до наступления Великого поста, в среду и пятницу сырной седмицы. К этой седмице, на которой мы уже не едим мяса, зато каждый день можем угощаться молочными продуктами и яйцами, приурочен русский языческий праздник – масленица. Языческий дух масленицы за века изрядно повыветрился, однако и «воцерковить» его тоже не удалось. Судите сами: в то время как мы дружно поедаем блины и устраиваем разнообразные забавы, в храме в среду и пятницу совершаются постовые, по форме и по содержанию, службы.

http://azbyka.ru/molitva-efrema-sirina-s...

1903 г. Пред лицом прошлого и будущего 72 Под сенью храма Божия, с этого священного места церковного проповедания, поздравляем вас, братие, с новым летом Божией благости! Поздравляем и вместе призываем вас усердно к молитве Господу. Ибо чем приличнее начать новолетие, чему отдать и посвятить его первые мгновения? Каждое верующее сердце подскажет на эти вопросы верный ответ. Время само по себе всегда одно и то же, и день похож на день, и ночь подобна другой ночи: между ними нет разницы. Но по условленному согласию людей, из ровного и однообразного течения времени выделяются дни особые, дни святых воспоминаний, дни посвященного Богу отдыха, наконец, и день новолетия, служащий как бы поворотным пунктом от одного года к другому. Немного таких дней новолетия переживет человек сознательно в течение своей жизни: пятьдесят, шестьдесят, и это далеко не всегда. В эти дни ближе к нам серьезные и глубокие вопросы жизни; невольно останавливаемся мы на них мыслью и чувством, невольно предстает тогда пред нами прошлое и будущее, невольно хочется подвести тогда счеты прожитому и определить, наметить план предстоящей жизни. Но если прошлое в нашем распоряжении для суда и поучения, то будущее – кто исследит, кто скажет, каково оно будет, и сколько его осталось? Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих кое есть? ( Пс. 38:5 ). Так невольно углубляется дух наш в тайну грядущего и, пред нею смиряясь и благоговея, разрешается в молитву. Собрались и мы в эти минуты пред лицо Господне. Не станем осуждать тех, которые теперь иные в веселье, иные в пустоте встречают новолетие: мы знаем, что в торжественную и важную минуту встречи нового года и их сердце затрепещет и дрогнет смутным чувством, похожим на безмолвную и неясную молитву. Да будет и с ними, и над ними, и над всем миром Божье благоволение! Обратимся лучше к себе. Вот мы стоим сейчас на грани прошлого и настоящего. Что говорит нам прошлое, какие чувства оно подсказывает нам для молитвы? Мы живы, мы сохранены для земли, для работы, для покаяния, для спасения. О, благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его! ( Пс. 102:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

LXII. Беседа в Ключищинском храме, Свияжского уезда 66 . О разных истинах христианской веры Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. Православные! Я к вам прибыл не наслаждаться красивым расположением вашей местности, и не любоваться только благолепием вашего храма, а помолиться с вами, преподать вам благословение, наставить вас на путь истины и преподать вам уроки спасительной жизни и благочестия. Вот мы уже и помолились вместе с вами Богу, а так как через молитву низводится на нас благодать Божия, то значит, по молитве, мы удостоились сегодня благодати Божией и благословения. А часто ли вы посещаете храм Божий? Молитесь ли вы Богу? Почитаете ли праздники, говеете ли? Каетесь ли во грехах и приобщаетесь ли Св. Христовых Таин?.. Как вы молитесь Богу, какие читаете молитвы?.. Вот скажи мне, указывая на близ стоящего мужичка, произнес Владыка: «какую ты знаешь молитву?» – .. Господи Иисусе Христе... – ответил тот. Как ты ее читаешь? Прочитай и перекрестись! – (крестясь двуперстно) Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь. А как ты крестишься, как знаменуешь себя? – Тот поднимает двуперстие. – А разве так следует? А я вот как крещусь! – поднимая троеперстие, произнес Владыка. – А вы почему так? – Мы по старине, был ответ. – Допустим, так... сказал Владыка, – но правильнее троеперстие. А что означают три перста, сложенных вместе и два перста, у меня пригнутых, а у вас протянутых?». – Молчание. – А вот что: три перста – три лица Св. Троицы, соединены вместе –означают едину Св. Троицу, единого Бога, а два остальных перста означают два различных естества в Иисусе Христе: Божество и человечество. Теперь какой у вас главный храмовой праздник, в честь кого устроен храм? – Ивана Предотечи! – отвечает тот же мужичок. – Как? – переспросил Владыка, не расслышав ответ – Ивана Предотечи! – повторил тот. – Не слышу не понимаю: громче скажи? – Иоанна Предтечи! – поправил ответ мужичка стоящий впереди г. исправник. – Ну, вот так: в честь Иоанна Предтечи. Но в честь какого события из его жизни устроен этот храм? – В честь Усекновения Главы его! – отвечают Владыке.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010