В 63 году до Р.Х. римские войска под командованием Помпея штурмом взяли Иерусалим. Еврейский народ в последний раз за долгую библейскую историю потерял независимость и был на этот раз отдан Богом за грехи в руки римлян; они присоединили Палестину к своей восточной провинции Сирии. Идумеянин Ирод (потомок Исава, брата патриарха Иакова) в 37 году до Р.Х. получил от Римского Сената царскую власть над соседней с Идумеей Иудеей. Римская империя, простиравшаяся от Британии до Евфрата, подчинила себе множество народов, уничтожив национальные границы. Это создало особо благоприятную возможность для распространения христианства как всемирной религии. Во время существования четвертой империи появляется еще одно царство, которое победило Римскую империю. Камень, разбивший истукана, — Христос, а гора, от которой он отделился, — Божия Матерь. Вход Господень в Иерусалим      В Писании были пророчески указаны все главнейшие события в жизни Мессии, по которым можно узнать о Его пришествии. Пророк Михей указал место рождения: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих 5, 2; выделено нами.Авт.). Место это вошло в паремию, которая читается на великой вечерне в праздник Рождества Христова. Есть пророчество о том, что Спаситель будет проповедовать и проходить служение в Галилее: Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис 9, 1–2). Слово Божие указывало на великие дарования будущего Помазанника Божия: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится (Ис 11, 1–3). В пророчестве Исаии указан особый отличительный признак Мессии — необычайная сила чудотворений: Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь (Ис 35, 4–6).

http://pravoslavie.ru/104166.html

10) «кто серебра своего не отдает в рост (под проценты. – О.С.)»; 11) «не принимает даров (взяток. – О.С.) против невинного» ( Пс.11:1–5 ). В кодексе пророка Исаии мы видим всего 6 выделений из Закона Божия, исполнение которых позволят «обитать на высотах», и глаза подобного праведника «увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную»: 1) «кто ходит в правде»; 2) «говорит истину»; 3) «презирает корысть от притеснения (не строит свой капитал на эксплуатации трудящихся, социально не притесняет их. – О.С.)»; 4) «удерживает руки свои от взяток»; 5) «затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии (то есть не злорадствует. – О.С.)»; 6) «закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла» ( Ис.15–17 ). В кодексе пророка Михея мы находим только 3 заповеди, исполнение которых – доброе угождение Господу. Михей задается вопросом: «“С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей?”» ( Мих.6:6–7 ). Не находя окончательного решения проблемы искупления греха, он устанавливает для себя правило: 1) «действовать справедливо»; 2) «любить дела милосердия»; 3) «смиренномудренно ходить пред Богом». Пророк Амос уже не ищет ответа в Законе Бога, осознает невозможность его исполнения и выдвигает только один принцип: 1) «взыщите Меня и будете живы (найдите Господа, примиритесь с Ним и будете живы. – О.С.)» ( Ам.5:4 ). Наиболее приближенно к новозаветному учению выражает свое понимание спасения пророк Аввакум. Он надеется, подобно апостолу Павлу, на праведность от веры в Мессию (Христа); только Мессия в минуты разочарования и религиозного кризиса мог быть объектом веры и надежды для еврея. Пророк Аввакум предлагает одну заповедь (мицву): 1) «а праведный своею верою жив будет» ( Авв.2:4 ). Праведность от веры станет главной темой в проповеди апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Дух Вараввы вселился с этого дня в него и овладел им со страшною силой, пока, наконец, окончательно не погубил его. Прошло несколько лет: Иерусалим был осажден римлянами. Жестокие враги не дали пощады никому. Когда город был взят, все было разрушено! То, что переживал еврейский народ при роковом выборе Христа или Варавву, приходится переживать и каждому из нас. Нам постоянно приходится выбирать между Христом и Вараввой. одесную нас стоит Муж скорби и любви, на священной главе Его терновый венец. Лик Его серьезен, и требования Его суровы: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк. 8, 34 ), и «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф. 10, 37 ). Но за то Его обетование невыразимо сладостно: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр. 2, 10 ). Ошуюю нас стоит мир и предлагает все свои сокровища, ласкающие взоры и возбуждающие плотские вожделения и жажду тщеславной жизни. Лицо его приятно и любезно и голос его звучит сладко и льстиво. Он обещает нам жизнь во все дни прекрасную и исполненную радостей; он предрекает нам в служении ему счастье и наслаждение в изобилии. «Кого хотите вы из этих двух»? Иисуса или Варавву? Христа или мир? Благословение или проклятие? Жизнь или смерть? Спасение или погибель? Вот вопрос, который почти в каждый час возникает в сердце всякого христианина. Христианин! Ради Бога, не допусти обмануть и прельстить себя тем лживым голосам, которые зовут тебя от Христа, на «страну далече». Следуй голосу своей совести, который так ясно и вразумительно говорит в тебе! Следуй зову божественного Слова, которое призывает тебя к твоему Спасителю и Искупителю! Следуй голосам верующих и праведников всех времен, которые сами уже теперь давно пребывают на небесах и всех направляют к Богочеловеку! Следуй глубочайшим и сокровеннейшим влечениям твоего сердца, которое всегда стремится к Спасителю и к своему спасению! Взгляни, вот висит на кресте Спаситель твой, искупивший тебя Своею святою и драгоценною кровью и стяжавший тебя в Свое достояние! И сегодня простирает Он Свои объятия всему грешному миру. До днесь вопрошает Он, как некогда возвестил от лица Его пророк: «Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне» ( Мих. 6, 3 ). Скажи громко и держи твердо: «Прочь Варавву!» Господь только мой удел и мое наследие! Ему всецело принадлежит мое сердце и жизнь во времени и в вечности! Скажи это громко и держи твердо и верно и вечность будет тебе наградой. Читать далее Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Мф.23:22 .  и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем. Продолжение речи предыдущих двух стихов. Речь, конечно, образная. Бог представляется сидящим на престоле, которым служит небо. Мф.23:23 .  Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. (Ср. Лк.11:42 – в другой связи.) Предписания о десятинах, т.е. десятой части имущества в пользу левитов и храма, изложены в Лев.27:30–34 ; Числ.18:21–24, 26 ; Втор.12:6–17, 14:22–29, 26:12–15 . Законные предписания подробно разработаны в двух талмудических трактатах Маасрот (десятины) и Маасер Шени (вторые десятины; см. Талмуд, пер. Переферковича. Т. 1, с. 295–362). При чтении этих трактатов сразу же видно, что Спаситель обличает крайнюю мелочность фарисеев, до которой они довели общие законные постановления. Так, в Маасрот I, 1 говорится: «Относительно десятин установлено следующее правило: все, что идет в пищу, охраняется и произрастает из земли, подлежит десятинным сборам. И еще другое правило сказали: все, что в начале пища и в конце пища (т.е. что годится в пищу, лишь только начало расти), хотя бы было оставлено в грунте для дальнейшего развития, подлежит десятинным сборам, сорвано ли оно малым или большим; все же, что в начале не пища, в конце пища (т.е. что в начале произрастания в пищу не годится, а только к концу) подлежит десятинным сборам лишь с того времени, как оно становится съедобным». Далее в Маасрот IV, 5 говорится: «Анис подлежит пошлинам и семенем, и зеленью, и семенной оболочкой, а мудрецы говорят: семенем и зеленью подлежат пошлинам лишь кресс и режуха». Занимаясь такими мелочными постановлениями относительно маленьких и ничего не стоящих трав, книжники и фарисеи совершенно упускали из виду то, что было самым важным в законе – суд, милость и веру. Это последнее перечисление трех предметов, как думают, соответствует пророчеству Мих.6:8 и Ос.12:6 . Суд, милость и вера называются важнейшим в законе ( τ βαρτερα το νμου) не потому, что их трудно исполнять – «заповеди» Божии «не тяжки» ( 1Ин.5:3 ) – а просто сравнительно: суд, милость и вера гораздо важнее ( βαρτερα), чем выделение десятины мяты, аниса и тмина.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После этого будешь ли еще удерживаться, Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры? (Град святилища Твоего бысть пуст, Сион якоже пустыня бысть, Иерусалим на проклятие: дом святой наш и слава, юже благословиша отцы, наши, бысть огнем пожжен, и вся славная наша купно падоша. И о всех сих терпел ecu, Господи, и молчал , и смирил ecu ны зело). Моление перед Богом о милосердии к народу Пророк усиливает напоминанием о гибели Сиона и храма. Город, где святилище Твое, говорит Пророк, а именно Сион, прежде украшенный святым храмом и великолепным дворцом Давида, теперь стал пустыней; а Иерусалим, расположенный по холмам и долинам около древнего Сиона, стал как бы осужденным на проклятие (а в таких городах все истреблялось мечем и огнем). И святой храм, предмет славы нашей, где и отцы ваши благословляли Тебя, сожжен огнем, а вместе с ним и все славное, чем знаменит был Иерусалим (общественные здания, городские стены, ( Пс.47:13–14 ), все пало и превращено в развалины. И, видя все это, Ты, Господи, терпел, молчал, – не мстил грозным гневом Твоим врагам Своим и народа Своего; а через это Ты смирил нас до крайней глубины... Еще старший современник Исаии, пророк Михей, обращаясь к царю, князьям, священникам и лжепророкам Иерусалима и грозя им гневом Божиим, говорил: «за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» ( Мих.3:12 ). Так предсказанное Михеем будущее разорение Иерусалима Халдеями пророк Исаия созерцает как совершившееся и, скорбя о погибели священного города и святого храма, молит Господа, от лица народа, – отвратить от него Свой чрезвычайный, хотя и праведный, гнев. Читать далее Источник: Святые пророки ветхого Завета. Последовательное изъяснение славянского текста. Т 1. Книга пророка Исайи. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1889. С. 154. Книга пророка Исайи. Последовательное изъяснение славянского текста. Выпуск 2-й. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1891. С. 614. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Сокращенные обозначения книг Писания Ветхий Завет Быт – Бытие Исх – Исход Лев – Левит Чис – Числа Вт – Второзаконие Нав – Книга Иисуса Навина Суд – Книга Судей израилевых Руф – Книга Руфи 1Цар – Первая книга Царств 2Цар – Вторая книга Царств 3Цар – Третья книга Царств 4Цар – Четвертая книга Царств 1Пар – Первая книга Паралипоменон 2Пар – Вторая книга Паралипоменон 1Езд – Первая книга Ездры Неем – Книга Неемии 2Езд – Вторая книга Ездры Тов – Книга Товита Иудиф – Книга Иудифи Есф – Книга Есфири Иов – Книга Иова Пс – Псалтирь Пр, Притч – Притчи Соломона Ек, Еккл – Книга Екклезиаста, или Проповедника Песн – Песнь песней Соломона Прем – Книга Премудрости Соломона Сир – Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова Ис – Книга пророка Исаии Иер – Книга пророка Иеремии Плач – Плач Иеремии Посл Иер – Послание Иеремии Вар – Книга пророка Варуха Иез – Книга пророка Иезекииля Дан – Книга пророка Даниила Ос – Книга пророка Осии Иол, Иоил – Книга пророка Иоиля Ам – Книга пророка Амоса Авд – Книга пророка Авдия Ион – Книга пророка Ионы Мих – Книга пророка Михея Наум – Книга пророка Наума Авв – Книга пророка Аввакума Соф – Книга пророка Софонии Агг – Книга пророка Аггея Зах – Книга пророка Захарии Мал – Книга пророка Малахии 1Мак – Первая книга Маккавейская 2Мак – Вторая книга Маккавейская 3Мак – Третья книга Маккавейская 3Езд – Третья книга Ездры Новый Завет Господа Иисуса Христа Святое Евангелие Мф – От Матфея святое благовествование Мк – От Марка святое благовествование Лк – От Луки святое благовествование Ин – От Иоанна святое благовествование Деян – Деяния святых апостолов Соборные послания апостолов Иак – Послание апостола Иакова 1Пет – Первое послание апостола Петра 2Пет – Второе послание апостола Петра 1Ин – Первое послание апостола Иоанна 2Ин – Второе послание апостола Иоанна 3Ин – Третье послание апостола Иоанна Иуд – Послание апостола Иуды Послания апостола Павла Рим – Послание к Римлянам 1Кор – Первое послание к Коринфянам 2Кор – Второе послание к Коринфянам Гал – Послание к Галатам Еф – Послание к Ефсянам Флп – Послание к Филиппийцам Кол – Послание к Колоссянам 1Фес, 1Сол – Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам) 2Фес, 2Сол – Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам) 1Тим – Перове послание к Тимофею 2Тим – Второе послание к Тимофею Тит – Послание к Титу Флм – Послание к Филимону Евр – Послание к Евреям От, Откр, Апок – Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

А поелику уверовавших уподобил росе и агнцам, а тем недостаточно изобразил данную им от Бога силу; то присоединяет к сказанным подобиям и другое. Мих.5:8 . И будет, останок Иаковль во языцех среде людей многих, аки лев в скотех во дубраве, и аки львичащь в стадех овчиих, яко же егда пройдет, и отлучив восхитит, и не будет изимающаго. Начальные действия священных Апостолов уподоблялись падающей росе, и подобно агнцам, учением и чудесами истребляя наросты нечестия, они как агнцы жили среди волков, по проречению Владыки: «се Аз посылаю вас, яко овцы посреде волков» ( Мф. 10:16 ). Но после того, как вселенная прияла проповедь , и военачальники и цари наполнили список церковный, страх нападет на противников истины, и они, уподобившись скотам, боятся и трепещут, нигде не находя себе ни одного помощника; а провозвестники евангельских догматов, показывая в себе львиную отважность, с великим дерзновением преоборают защитников лжи словом истины. Тогда, говорит Пророк: Мих.5:9 . Вознесется рука твоя на оскорбляющыя тя, и вси врази твои потребятся. Не будешь ты уже изгоняем ими, но сам сокрушишь капища их. Посему, как уверовавшие из Израиля приобретут такую силу, так пребывающие в неверии лишены будут царства своего, и не станет у них ни конного, ни пешего войска, ни городов укрепленных стенами. Но и это говорит Пророк, послужит тебе во благо. Ибо продолжает он: Мих.5:12 . Отверг у волхвования твоя от руку твоею, и волхвующии не будут в тебе. А волхвующими называет прорицателей. Мих.5:13 . И потреблю изваянная твоя, и кумиры твоя из среды тебе, и по семь, да не поклонишися делом рук твоих. Мих.5:14 . И посеку дубравы от среды тебе, и погублю грады твоя. Мих.5:15 . И сотворю с гневом и с яростию месть языком, понеже не послушаша. И сие не трудно дознать из самых событий; потому что, по вочеловечении Бога и Спасителя нашего, Иудеи, видя благочестие язычников и избавление их от заблуждения, невольно и сами освободились от служения идолам. Стыдятся они явно нечествовать, видя уцеломудрившимися и тех, которые вне закона. Посему Пророк предвозвещает им, как изгнаны будут из городов своих, и рассеянные среди народов, освободятся от идольской прелести. Произнесши же на них сие определение, снова изводит их на суд, и суд предоставляет неодушевленными горам, не как одушевленным взывая им, и не как разумным вещая слово; но, поелику горы и лежащие между ними долины и пропасти, прияли в себя то ассирийских мертвецов, избитых ангельскою силою, то неоднократно поражаемых народов скифских, Пророк, обращаясь к горам, холмам и долинам, напоминает Иудеям о том, что происходило на оных. Читать далее Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4./М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с./Толкование на пророка Михея. 413-452 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Иез.33:2 ). Беспокойство все более и более овладевало Иорамом, как показывает его, неоднократно повторяемый, вопрос: «с миром ли?» (см. стихи 17, 19, 22). Роковая встреча с Ииуем произошла на бывшем участке Навуфея, что предвещало гибель обоим царям рода Ахавова (ср. 3Цар.21:19,23 ). Суровый ответ Ииуя (ст. 22) указывает на «любодейство» и «волхвования» Иезавели как на причину невозможности мира: названия эти, кроме собственного значения, в Ветхом Завете нередко означают идолослужение ( Иер.3:2–3 ; Иез.23:27 ; Мих.5:11 ), а первое из этих названий приложимо к Иезавели и введенному ею в Израиле культу Астарты – и в собственном смысле; с тем вместе обвинялся и Иорам за попустительство или даже содействие. В совершенном Ииуем убийстве Иорама первый вид, в согласии, быть может, с общим мнением народа, исполнение пророческого слова Илии об Ахаве и его доме ( 3Цар.21:19 и далее ) – тем более, что он с сопровождавшим теперь сановником был очевидцем преступного вступления Ахава во владение виноградником Навуфея. Гибель постигла и Охозию иудейского, внука Ахава и Иезавели (ст. 27; ср. 2Пар.22:9 ); он был смертельно ранен на некоей возвышенности Гур (LXX: Γα, Vulg.: Gaver; Евсев. Γρ, Иероним: Ger, Onomast. 356) близ Ивлеама, города в Манассиином колене ( Нав.17:11 ; Суд.1:27 ) и умер в Мегиддо, погребен же по-царски в Иерусалиме ( 2Пар.22:9 ). Иезавель, узнавши о судьбе своих сына и внука и не видя спасения от меча Ииуя, решается, по крайней мере, умереть с достоинством: она совершает обычную у женщин Востока косметику, желая подействовать своей царской осанкой на Ииуя, затем она резко обличает Ииуя за убийство законного государя, называет дело Ииуя настоящим именем, а его самого – Замврием, напоминая неудачу и гибель последнего ( 3Цар.16:9 ). После этого она была позорно умерщвлена, и теперь сам свящ. писатель свидетельствует (ст. 26–27), что гибелью Иорама выполнено предсказание пророка Илии ( 3Цар.16:19 ; ср. блаж. Феодорит, вопр. 31). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Четвертая книга Царств. 399-532 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ибо Закон Божий свят, и заповедь свята и праведна и блага ( Рим. 7:12 ), т. е. как откровение благой и совершенной воли Божией, он в существе своем составляет истинную мудрость и ведение человека ( Втор. 4:6 ) ( Пс. 9:12, 24, 4 ) ( Пс. 118:130 ), истинное совершенство ( 1Пет. 1:15 ) и благо ( Еккл. 12:13 ), основанное в разумной природе человека: возвестися бо теб, человче, что добро, или чесого Господь ищет от тебе, разве еже творити суд и любити милость и готову быти еже ходити с Господем Богом твоим? ( Мих. 6:8 ), составляет самою жизнь и блаженство человека ( Втор. 32:7 ); в 3х явствует как из благодарности повиновения Богу, ибо послушание паче жертвы благи, и повиновение паче тука овня угодно Господу ( 1Цар. 15:22 ), так из обетования и временных и вечных благ, коими обильно благословляет Бог исполняющих волю его ( Втор. 3:2 ) ( Ис. 65:13, 15 ). Свойство повиновения Богу При необходимом долге повиновения Богу непререкаемо и чувственно, и откровенным законом требуемого от человека, у Христианина ум, сердце и все внутренние расположения также должны быть всегда и во всем устремлены во благо и угождение Богу, как очи раба устремлены на руки Господий своих, яко очи рабыни в руку Госпожи своея ( Пс. 122:2 ). Христианин также от всего сердца и от всей души и от всего помышления должен повиноваться Богу, ка и любить Бога ( Мф. 22:37 ) ( Еф. 6:5–6 ), а, следовательно, и повиновение воли Божией должен оказывать не в отношении токмо ко всему закону Божию вообще. Ибо, кто сохранит весь закон и в одном чем-нибудь согрешит, тот становится виновен во всем, как преступник Закона ( Иак. 2:10–11 ) и не в некоторые только времена, но вся жизнь его должна быть постоянным подвигом повиновения, дабы он в святости и правде служил пред Богом во все дни жизни своей ( Лк. 1:75 ). Читать далее Источник: Введение в деятельное богословие [рукопись] : лекции по курсу деятельного богословия, читанные Евлампием Пятницким в Московской Духовной академии. - [Сергиев Посад, 1830-е годы]. - 186 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

В сообщениях 1-й книги Царств весьма трудно увидеть сущность " сонмов пророческих " . Некоторое представление о том, что такое эти сонмы, можно извлечь из анализа употребленного термина. Конечно, судить о сущности какого-либо института по его названию можно только при отсутствии других данных. Для обозначения сонмов пророческих писатель 1-й книги Царств употребляет два термина: hebel nebiim (см.: 1Цар.10:5,10) и lahaka hanebiim (см.: 1Цар.19:20). Первый термин означает не только собрание, толпу людей, в данном случае - пророков; этот термин указывает на более тесное единение лиц, составляющих сонм, чем простое случайное собрание в одном месте. Глагол habal означает " связывать неразрывно " , и существительное hebel означает " тесно объединенный союз людей " . Однокоренное слово hoblim означает " узы " и в Библии употребляется как символ братства, тесного союза. Ведь и у нас употребительны выражения - узы родства, узы братства. Так, в книге пророка Захарии читаем: И переломил Я другой жезл Мой - " узы " , чтобы расторгнуть братство между Иудою и Израилем (Зах.11:14). Здесь " узы " символизируют братство. А потому и hebel может означать " братский союз лиц " . С другой стороны, само слово hebel означает " землемерную веревку " (см.: Мих.2:5; ср.: Зах.2:5; Ам.7:17; 4Цар.8:2), " отмеренный участок, область земли " (см.: Нав.17:14; 19:9; Втор.3:4; Соф.2:5), " удел, наследство " как собственность (см.: Втор.32:9), а уже потом означает " союз людей " . Если мы примем во внимание такое значение слова hebel, то мы можем в понятие сонма ввести выделенность его, его обособленность совне. Во Второзаконии сказано: Часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел (hebel) Его (32:9). Таким же уделом Господним были и сонмы пророческие. Как весь народ еврейский был выделен из среды других народов, так и сонмы пророческие выделены были из среды самого народа. Таким образом, анализ термина hebel дает следующие два признака сонмов пророческих: 1) братскую объединенность членов - с внутренней стороны и 2) выделенность и обособленность со стороны внешней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/219/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010