Итак, Исаак устроил там жертвенник и призвал имя Господа. « И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь, [в долине Герарской] ». ( Быт. 26:25 ). То есть не только жертвенник, но раскинутый шатер и выкопанный колодезь – это место, где можно жить. Раскинутый шатер аллегорически обозначает присутствие божественной благодати, божественного сияния над этим местом, особого Божьего покровительства. Также шатер означает и место учения и совместной молитвы. И далее мы читаем: « Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его. Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя? » ( Быт. 26:26–27 ). Действительно царь Герара выслал от себя Исаака. Он боялся этого человека, потому что он видел, как тот богател, он видел, как Бог благословлял Исаака буквально всем, и ему стало страшно. Но почему именно теперь Авимелех приходит к Исааку? Когда Исаак получал Божие благословение, то через него эти благословения касались и всех людей, которые жили вокруг него. В том числе и неверующих. Таких язычников, как Авимелех, царь Герара. То есть если верующий человек где-то живет, и Бог его благословляет, то эти благословения распространяются и на всех окружающих. Люди могут этого не оценить, как царь Герара не оценил это сначала. Но когда верующий человек ушел, вдруг все они поняли, что очень многое они потеряли с его уходом. Мы иногда не ценим некоторых людей, нам кажется, что все это так обычно, так повседневно, что мы можем общаться с тем или иным человеком. И вдруг его не стало. И образовался некий вакуум, некая пустота, которую никто другой заполнить не может. И царь Герара, который действительно вытеснил Исаака из своей земли, вытеснил и Божье благословение. И теперь он понял, что это – очень серьезная проблема. И он рассуждает так: если я не смогу вернуть Исаака, то я хотя бы заключу с ним договор, потому что заключить договор со святым – это заключить договор с его Богом. Потому что святой не действует сам от себя. Слово «святой» на еврейском языке означает «выделенный» или «отделенный». То есть «отделенный от всего другого мира», «выделенный», «посвященный Богу» 291 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Жителям древнего Содома или тем, кто отверг проповедь Иисуса и его учеников? Это будет труднее для тех, кто лично отверг Иисуса. (Выделено Н.П.) Здесь лидеры иеговистов говорят, что некоторые жители Содома будут воскрешены по милосердию Иеговы, и им будет легче принять Христа как царя во время Тысячелетнего Царства, которое у свидетелей Иеговы – также тысячелетний день суда. Но в русском издании этой же книги в 1989 году комментарий даёт противоположное представление. Будут ли воскрешены в день суда такие чрезмерно извращённые люди? Как исходит из Священного Писания, этого явно не случится . Например, Иуда, инспирированный ученик Иисуса, написав об ангелах, которые покинули своё место на небе, чтобы иметь половую связь с человеческими дочерьми, продолжает дальше; «Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» ( Иуд. 6, 7 ; Быт. 6:1, 2 ). Да, из-за их крайней безнравственности, жителей Содома и окрестных городов постигло уничтожение, после которого они, очевидно, никогда не будут воскрешены» (Выделено Н.П.) Здесь лидеры толкуют наоборот, что никто из жителей Содома никогда не будет воскрешён. В этих комментариях виден не свет и не уточнения или подправки, а полные противоречия. У апостолов Христа таких противоречий не было. Поэтому приравнивать свой «свет» к истинному свету апостолов, как настаивают вожди Сторожевой Башни, значит заниматься плохим делом. Поэтому учительная деятельность руководства культа выглядит совершенно плохо. Мы уже это видели в первой части книги. Факт заключается в том, что даже апостолы никогда не объявляли точных дат, когда должны произойти конечные пророческие события. У них тоже была книга пророка Даниила, и они могли бы заняться подсчётом, если бы хотели. Однако они помнили повеление Христа: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян. 1:7 ). Но, что касается руководителей Сторожевой Башни, они на это повеление не обращали никакого внимания. Они не раз и не два назначали дату, когда должна произойти Армагеддонская битва, и всякий раз терпели провал.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Выделенные в тексте жирным шрифтом формы переданы в церковнославянском тексте аористом и образуют как бы костяк действия: услышал – сказал – взял – заключил – женился. Последний факт является как бы напоминанием о том, что было раньше. Формы, выделенные курсивом, образуют некий фон указанного действия. Рассмотрим аорист вспомогательного глагола быти. Единственное число Двойственное число Множественное число Мужской род Жен. и сред. род 1. быхъ 1. быхова, бысва 1. быхов, бысв 1. быхомъ 2. быста 2. быст 2. бысте 3. бысть, бы 3. быста 3. быст 3. быша При переводе некоторых славянских предложений на русский язык, где фигурирует глагол быти в аористе 3-го лица единственного числа в своей форме бысть, эта форма иногда переводится русским безличным глаголом стало или случилось. Например: Бысть же во дни ты ( Лк.2:1 ) (Случилось же в те дни). Упражнение 10 Поставьте приведенные в скобках церковнославянские слова в соответствующую форму аориста. Образец: И угодно ………….. (быти) это предложение всему собранию ( Деян.6:5 ). И угодно бысть это предложение всему собранию ( Деян.6:5 ). 1 . И ………….. (быти) я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете ( 1Кор.2:3 ). 2 . Иосиф открылся братьям своим, и известен ………….. (быти) фараону род Иосифов ( Деян.7:13 ). 3 . Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы ………….. (быти) ( Рим.11:30 ). 4 . Иаков перешел в Египет, и скончался сам и отцы наши; и перенесены ………….. (быти) в Сихем и положены во гробе ( Деян.7:15–16 ). 5 . Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы ………….. (быти) как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне ( 1Кор.4:12–13 ). 6 . Для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных ………….. (быти) как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных ( 1Кор.9:20 ). 7 . Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее ………….. (быти) для таковых хуже первого ( 2Пет.2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Не можем мы ждать, чтобы они ясно различали огромную акулу, проглатывающую человека, от кита, питающегося мелкой рыбой и планктоном. Зная это, мы имеем право думать, что под словом «кит» древние люди представляли себе самое огромное из морских чудовищ. Издеваются атеисты над тем, чем дышал Иона во чреве кита три дня и три ночи. Но разве не знают и неверующие ученые, разве не знают хорошо, что в летаргическом сне, продолжающемся иногда по много суток, заснувшие ничем не дышат, совершенно уподобляясь умершим. Знают это, прекрасно знают, и вам надлежит это знать. Как мог бы человек не быть переварен в желудке кита за трое суток, спрашивают они. В наше время все врачи, все физиологи отлично знают, в какой огромной степени зависит выделение пищеварительных соков и секретов различных желез от нервной системы. А разве не силен Бог задержать выделение соков, чтобы они не повредили Ионе? Склонимся же смиренно пред словами Господа Иисуса Христа, назвавшего трехдневное пребывание Ионы во чреве кита знамением Его трехдневного пребывания в лоне земли по снятии с Креста Голгофского. Извергнутый из чрева кита на землю, Иона не мог уже противиться Божьему повелению, пошел в огромный, по тогдашнему времени, город Ниневию, изо дня в день обходил все улицы и проповедовал о том, что чрез 40 дней город будет разрушен за свои злодеяния, дошедшие до Неба. Но, вопреки его ожиданию, что пророчество это будет исполнено, ниневитяне образумились, и сам царь Ниневийский снял с себя царские одежды, покрылся вретищем, сел на кучу пепла и повелел, чтобы не только весь народ, но и весь скот ничего не ел и не пил, чтобы люди обратились от злодейств рук своих и вопияли к Богу о помиловании. С удивлением читаем, что пророк Иона был сильно огорчен таким результатом его проповеди и очень раздражен. «И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» ( Ион.4:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Автора «Розы Мира», судя по всему, совершенно не волнует тот факт, что о крестной смерти Спасителя пророчествовал еще Ветхий Завет : «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» ( Ис.53:7 ). Даниил Андреев считает, что недовершенность миссии Христа выразилась «…в ущербности средневекового христианства и как из психологического климата, создавшегося на Западе вследствие этой ущербленности церкви, возникло антидвижение: Ренессанс, Реформация, Революция, безрелигиозная наука и демонизирующаяся техника – стремительный полет Красного всадника Апокалипсиса» 107 . Но что говорит о роли Христа Новый Завет ? Учение Андреева о том, что Христос был побежден злым демоном Гагтунгром, потерпел от него поражение и не завершил Своей миссии, в корне отличается от новозаветной вести о Христе, точнее – оно прямо противоположно ему. Прежде всего, смерть Христа явилась для нас спасением; беседуя на Тайной Вечере с апостолами о Своих грядущих страданиях и смерти, Христос говорит: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел (выделено нами. – В.П.); ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» ( Ин. 16:7 ), Господь свидетельствует об особом предназначении Своей миссии, предсказанной еще ветхозаветными пророками: «Сын Человеческий идет, как писано о Нем» ( Мф.26:24 ), в словах Гефсиманской молитвы Христа есть слова, приоткрывающие перед нами тайну домостроительства нашего спасения: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел (выделено нами. – В.П.)» ( Ин. 12:27 ), к ап. Петру, стремящемуся защитить своего Учителя от пришедших за Ним в Гефсиманский сад, Христос обращается со словами: «вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» ( Ин. 18:11 ), о великой цели этого «часа» – Искуплении – Христос говорит: «… Сын Человеческий … пришел, чтобы … отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ), наконец, последние слова, произнесенные умирающим на Кресте Христом, свидетельствует о завершенности, об исполнении Им Его миссии: « После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание , говорит: жажду.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajna-ro...

Праведный Иов Многострадальный так описывает художественное мановение своего Творца: Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня... Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой? (Иов 10, 8–12) Святитель Григорий Палама учит и о том, что человек отображает и Божественное бытие. Если всмотреться в человека, то увидим в нем Бога. В чине Крещения об этом говорится так: Ты бо… от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь, и Твоим Промыслом строиши мир: Ты от четырех стихий тварь сочинивый (выделено нами.– О. Н .), четырми времены круг лета венчал еси . Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека, от души словесныя, и тела благолепнаго устроивый его, яко да тело служит словесной души: главу убо на высочайших положивый, и в ней множайшия чувств водрузивый, незапинающия друг другу... и вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя Изряднохудожника (выделено нами.– О. Н .). Литургическое богословие оплакивает человека в чине погребения такими словами: Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду… по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида . Но и " сама материя,– по слову псевдо-Дионисия Ареопагита,– получив бытие от Истинной Красоты, сохраняет чрез все свое материальное устроение некие следы духовного благообразия, через посредство ее можно подняться до нематериальных прообразов ее " . Преподобный Симеон Новый Богослов свидетельствует, что внутри тварей " остался тот невещественный свет, непричастный ничего из этого мира " [CCCXI]. Поэтому в человеке пребывает, по словам святителя Василия Великого, " вожделение прекрасного " , потребность соединения и причастия ему, чаянье преображения, стремление к святости: " Люди по природе вожделевают прекрасного, в собственном же смысле прекрасно... благое, а благ – Бог " [CCCXII]. Творческое делание человека состоит в том, чтобы дать этим высшим вожделениям и потребностям насытиться, стремлениям – осуществиться, то есть по своей свободной воле предать всего себя в волю Божию и воплотить Божественный замысел о себе самом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2423...

«Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение» ( Лк. 12, 51 ). И Он дает потрясающую картину всеобщей дифференциации: «Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех. Отец будет против сына, а сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, а невестка против свекрови своей» ( Лк. 12, 52–53 ). Это разделение веры против неверия, разделение спасительное, стало знамением времени: «Как же времени сего не узнаете?» ( Лк. 56 ). Разделение, принесенное Логосом, служит различению, прояснению человеческого сознания, восстановлению рассудительности, устранению дьявольского смешения, гнилого мира, противоестественного слияния, кровосмесительного соединения, синкретистского уравнивания. За разделением следует квалификация, разоблачение и заклеймение: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» ( Ин. 9, 39 ). Видящие книжники и фарисеи, первосвященники и судьи ослепли, а невидящие Лазари, мытари, блудницы, отверженные обществом, прозрели. Одним дано различение, а другим отказано, в наказание. Сам исторический Логос стал дифференцирующим началом, камнем преткновения: одни, опираясь на Него с верою, спасаются, а другие спотыкаются и падают. Выделены группы праведников и беззаконников, четко наметились контуры рая и ада, Царства и Бездны, мира сего и мира иного. В особую группу выделены говорящие только и неделающие ( Мф. 23, 3 ), имеющие ключи и невходящие и другим не дающие. По принципу различения будет совершен эсхатологический отбор: «Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой останется. Двое будут молоть вместе: один возьмется, а другой оставится. Двое будут в поле: один возьмется, а другой оставится» ( Лк. 17, 34–36 ). Спящие девы будут оставлены, а мудрые взяты. С различением приходит и переоценка всех ценностей, земных и человеческих: «Что высоко у людей, то мерзость перед Богом» ( Лк. 16, 15 ). Званые и знатные, уединившиеся в своих палатах, не придут на брачный пир, а будут собраны все нищие, бедные и странники по улицам, дорогам и перекресткам,

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Нельзя ли общество израильтян, называемое всюду в св. Писании святым, считать безгрешным?   Нет, нельзя, потому что, хоть и святы были израильтяне, но грешили они очень много, и всюду Господь укоряет их за грехи. «Завет Мой, — говорил Господь, — они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними» (Иер. 31:32).    Итак, общество ветхозаветное, хотя и было святым обществом, но не было безгрешным, а называлось таким лишь в смысле выделенности его из всех народов для Господа. В этом же смысле выделенности называется святою и Церковь новозаветная, общество Христово. Есть ли предсказание в слове Божием о выделении Христова верующего общества, Церкви, из множества других религиозных обществ?   Есть. Пророк Исаия в своем предсказании о Церкви Христовой, называет ее «горою дома Господня», говорит: «и будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» (Ис. 2:2, 3).    Так же и в книге «Песнь Песней», где Церковь Христова изображена под видом невесты и жены царской, говорится о высоком выделении Церкви Христовой: «есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа; но единственная — она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Увидели ее девицы, и превозносили ее царицы и наложницы, и восхваляли ее» (Песн. 6:8—10). В чем же Православная Церковь выделяется из всех религиозных обществ?   Первое свойство Церкви Христовой, выделяющее ее из всех религиозных обществ, то, что Глава Церкви — Христос (Еф. 1:22).    В обыкновенных обществах главенствуют люди, как напр., в Латинской вере главенствует папа римский, в языческих религиях главенствуют жрецы, а в православной Церкви Глава — Христос. Этим наше православное общество и выделяется из других обществ.    Во-вторых, Церковь есть общество, выделяющееся учением, законом Христовым. Об Апостолах, которые составили первоначальную Церковь, Спаситель молился Отцу Небесному: «Я передал им слово Твое... Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Ин. 17:14, 17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Как сектанты понимают слово свящ. Писания, что Церковь Христова свята?   Они думают, что святость Церкви Христовой в том заключается, что Церковь состоит из людей безгрешных, а того не видят, что на свете нет ни одного безгрешного человека. «Все мы много согрешаем», говорит Апостол Иаков (Иак. 3:2), и Ап. Иоанн пишет: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин 1:8). Да и Спаситель научил молиться каждодневно Отцу Небесному: «прости нам грехи наши» (Лук. 11:4). В чем можно легко обвинить лжемудрствование сектантов и доказать им, что Церковь, хотя и свята, но не из безгрешных людей состоит?   Нужно показать сектантам, что не только новозаветная, но даже ветхозаветная Церковь называется в Писании святою.    Когда Господь выделил для Себя израильский народ, то назвал его «народом Божиим» (Суд. 20:2). и народом святым. Господь говорил обществу Израильскому так: «если будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов», то есть, израильтяне выделяются из всех народов, ибо, продолжает Господь: «Моя вся земля» (Исх. 19:5). Как же за эту выделяемость Израиля называет Господь общество Свое?    «Вы будете у Меня царством священников и народом святым», — сказал Господь (Исх. 19:6) Также и в другом случае Бог подтверждает: «будете у меня людьми святыми» (Исх. 22:31).    Поэтому-то читаем об израильтянах и во Второзаконии (Втор. 7:6): «ты народ святой у Господа, Бога твоего, и вот почему: тебя избрал Господь Бог твой, чтобы ты был собственным его народом из всех народов, которые на земле» (ср. Втор. 14:2, 28:9).     «И увидят народы земли, что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя» (Втор. 28:10). Не говорится, что народы будут удивляться безгрешности Израиля, но свидетельствуя, что они будут бояться выделенности и принадлежности израильтян Богу, имя Которого на Израиле, называющемся Божиим народом, святым обществом. В смысле выделенности израильского общества говорит и псалмопевец: «Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его, Израиль владением Его.» (Пс. 113:1, 2). Также и пророк Иеремия говорит: «Израиль был святынею Господа» (Иерем. 2:3), и св. Иоанн Златоуст, объясняя это место, говорит: «Свят Израиль Господу», то есть отделен для Господа (Злат. XII, 1147)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В противоположность сказанному, за естественные (не связанные с болезнью) выделения (см. Лев.15:16,18,19) не требовалось приносить жертвы Это позволяет считать сексуальные отношения (не превращаемые в самоцель) и связанные с ними естественные выделения не собственно грехом (то есть действиями, нарушающими какие-либо постановления Божии), а действиями, несущими временную нечистоту. Иначе говоря, действиями, делающими человека временно нечистым. Заметим, что святитель Феофан Затворник различает нечистоту и грех, то есть считает их различными понятиями: " Тут больше греха (ближе к греху - П.В.), но еще нет его. Это нечистота " (24:340). (Данная цитата в расширенном контексте приведена выше - см. гл. 4. Грех и зло). Непосредственное рождение ребенка (то есть роды) также делают женщину временно нечистой. В Лев.12:22 говорится: " Если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней " . " И тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться Если же она родит младенца женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели, и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих " (Лев.12:4,5). При этом нечистота после родов (Лев.12:2,4,5) и нечистота после излияния семени (Лев. 15: 18) имеют различие не только в количественном аспекте (то есть в продолжительности состояния нечистоты), но и в качественном. Поскольку, как пишется в Лев.12:6-8, женщина, родившая сына или дочь, должна принести жертву всесожжения и жертву " за грех, ко входу скинии собрания к священнику; он принесет это пред Господа, и очистит ее, и она будет чиста от течения кровей ее. Вот закон о родившей младенца мужеского или женского пола " . В православных молитвах, читаемых в 1-й и 40-й день по рождении младенца, также говорится об очищении роженицы от скверны (нечистоты): " Господи очисти ее от телесной скверны, и утробных стужений " ; " Господи Боже наш, пришедший на спасение рода человеческого, приди и на рабу Твою омой ее скверну телесную и скверну душевную, во исполнении сорока дней " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010