Если соборы – ясский и константинопольский (при Парфение), в синодальном послании своем не произнесли анафемы на Кирилла, то это было сделано не по снисходительности к Кириллу (богоносные отцы не имеют пристрастия к лицу, и не предпочитают людей, или что другое Богу), а потому, что он никогда не был восточною церковью признаваем за кальвинствующего, или мыслящего иначе, нежели как мыслит восточная церковь . Первый же собор, бывший при Кирилле беррийском, осудил лично Кирилла Лукариса не потому, что признал его за еретика, а потому, что он не написал опровержения против приписываемого ему исповедания. 343 Этим собором православная церковь закончила свое дело об исповедании, приписываемом врагами православия ей и Кириллу Лукарису, и – лично о Кирилле Лукарисе. После определения этого собора никто из православных сынов церкви восточной не сомневался в православии патриарха Кирилла Лукариса, и не осмелился назвать его кальвинистом. Что же касается до неправославных, то они, не обращая внимания на свидетельства восточных православных историков, не повинуясь восточной церкви и не ее определений, до настоящего времени клевещут на невинного патриарха, не смотря на неосновательность своих клевет. 292 Так представляют его почти все его обвинители, западные историки: Гейнекций, Гэттингер, Смит, Аймон, Киммель, Пихлер и мн. др. 297 Т. е., о том, будто бы Лукарис в Саксонии продал свою веру за деньги, подписавши неправославное вероисповедание; а в Трансильвании в разговоре с М. Функсием отвергал почитание и ходатайство святых пред Богом. 302 Смотр. в книге: Lettres anecdotes de Cyrille Eucar…; смотр. также Geschichte des Protest. – Pichler, стр. 100–110; Kimmel proleg. XXXIV–XXXV. 305 В московском главном архиве министерства иностранных дел хранится более 50 подлинных писем Кирилла Лукариса, писанных по-гречески, к царю Мих. Федоровичу и к патриархам Филарету и Иосафу – с 25 апреля 1626 г. по июнь 1638 г. Эти письма по своему православнейшему характеру совершенно отвергают письма неправославного характера, приписываемые ему иностранными учеными. Мы не имели возможности пересмотреть упомянутые письма; пользуемся только теми, которые изданы Муравьевым в «Сношениях Востока с Россиею по делам церковным“, во 2 т. 322 Flerii Hist Eccl., t. 59, p. 175. Здесь разумеется рассмотренное нами письмо Лукариса, оставленное в Львове. 337 Μελετιω, ςορ. κκλ. τ. III, σελ. 448. πκρισις εις την νευελλ. Εκκλ. υπ του ’Οικονμων, 1839 г., σελ. 450. Читать далее Источник: Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для православной церкви/[Соч.] Свящ. А. Брянцева. - Санкт-Петербург : тип. духов. журн. " Странник " , 1870. - 130 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

267 Письма, потрепанные по краям и от времени пожелтевшие, написаны чернилом на листках в клетку из ученической терадки. До нас дошли только три письма, которые смог заполучить в 1997 г. его внук Александр Серафимович Голубцов из бумаг, оставшихся от преждевременно умершего в Петербурге своего двоюродного брата – протоиерея Сергия Чевяги (18.11.1947 – 1997, 07.07). Комментарий – наш (С.Г.) 269 В квадратых скобках со звездочкой даны трудно разбираемые слова, затертые со временем. Ударные гласные, где необходимо, выделены курсивом. 270 Имеется в виду, очевидно, Тихон Пелих, сопровождавший супругу о. Вениамина с детьми к нему в ссылку, в будущем – священник. 271 До революции наиболее распространенным был термометр со шкалой Реомюра, температуру по которой, вероятно, и запомнил о. Вениамин, но это только наше предположение. 20 градусов по Реомюру соответствует 25 градусам по Цельсию. В наши школьные годы, в 40 – 50–х годах, было принято отменять занятия в школе при 23 градусах мороза по Цельсию. 272 Вероятно, что это не фамилия, а какой–то старичок, м.б., даже священник из Андреевки, где они раньше отдыхали, см. первое письмо. 274 У Вениамина Воронцова, по словам его внука Александра Серафимовича Голубцова, было два брата: Сергей (радиотехник), который жил в Ромашково, и Николай, священник, который 25 лет прослужил в Черневе (на окраине Красногорска (=Павшино), был благочинным (в Красной Пахре). У него были дети: Дмитрий, дочь которого, Лиза (чертежница), живет в Чертаново, и Ольга (Петрова), живет в Черневе (Черневская ул. 73); у ней дети: Лариса, Рита, Алексей и Коля. 275 В действительности, архимандрита Стефана (Сафонова Сергея Александровича) – наместника Данилова монастыря в 1927–29 гг. 276 Суть обвинения можно узреть из показаний еп. Парфения – см. в 5–м примечании к этому приложению – в служении молебна в защиту монастыря благоверному кн. Даниилу и тем самым – в «будировании» масс. 277 В деле упомянуты также Ал–др Мих. Леонов, 1885 г.р., торговец, бывший до 1928 г. председателем церк. монастырского Совета, и Серг. Георг. Воронков, освобожденные чуть раньше; последний – с ограничением места жительства на три года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

– На очной ставке подьячий Литвинов и Андрей спевак обличал Василия в жидовстве, но он отрекался, говорил, что он и свинину ест, а жена его свинины не ест за болезнью. Надо полагать, что в недалеком расстоянии от Воскресенского монастыря находился стекольный завод, к которому определен был приезжий доктор Томас. По этому случаю ездил к нему на завод доктор Самойло, с которым имел сношения Никон; стекольного завода человек Яков говорил, что патриарх, всегда спрашивал о здоровье доктора Самойла, который из стекольного завода ездил к Никону в монастырь. Доктор Самойло был призван к допросу и сказал, что приезжал к нему на стекольный завод патриарший крестник Денис и привозил от патриарха рыбу, хлеб и квас, а в другой раз был послан к нему в Москву от Никона патриарший человек, в зеленом кафтане, имени его не знает, с письмом, чтобы прислать чечуйной травы. Томаса посылал Самойло к патриарху с малиной и с семенами, а других дел с Томасом он, Самойло, ни к патриарху, ни к патриаршему крестнику Денису не приказывал. Из Воскресенского монастыря приезжал к нему, Самойле, жидовин Демьян за лекарством для своей дочери и с тем же Демьяном посылал Самойло лекарства стеклянного дела мастеру Антону, а того он Томасу не говорил, что хочет он ехать к патриарху, но боится лекаря Данилы, что он ездит к окольничему Богдану Матвеевичу Хитрово и про все ему рассказывает, и к Денису с Томасом о том он не приказывал 302 . Но дальнейшее расследование – надо полагать – было остановлено; теперь были озабочены приготовлениями по приему патриархов, которые были уже пред вратами Москвы, – мы и последуем к ним на встречу. 292 Челобитн. патр. Никона к царю А.М., получ. 10-го июля 1666 г. (Госуд. Арх. Дело патр. Никона) Русск. Истор. библиот., изд. Археограф. Комиссии т. V. 293 Челобитн. патр. Никона к царю А. М. (Госуд. Арх. Дело патр. Никона). Челобитн. эта напечатана в Записках И. Р. Археол. Общ. т. II, стр. 634; означенное здесь курсивом в Зап. на стр. 635 на 16-ой строке снизу пропущено. 298 Челобитная п. Никона к царю А. М. (Госуд. Арх. Дело о Воскр. м. строения п. Никона). Челоб. Никона напеч. в Зап. Археол. Общ. 1861 г., т. II, стр. 615, но без оглавления и означения времени; а между прочим на левой ст. челоб. сделана пометка: «175 Ноября в 12 день подал стряпчий Григорий Урюпин, а к Москве привез строитель Феодосий Ноября в 11-м числе». 300 Челоб. патр. Никона царю А. М. по поводу объявления на него государева дела. (Госуд. Арх. Дело патр. Никона). 302 Расслед. по делу патр. сына боярского Мих. Афанасьева, объяв. на патриарха госуд. дело (Госуд. Арх. Дело патр. Никона). Читать далее Источник: Историческое исследование дела патриарха Никона: Сост. по офиц. документам Н. Гиббенет. Ч. 1-2. - Санкт-Петербург: тип. М-ва вн. дел, 1882-1884./Ч. 2. - 1884. - VIII, XIV, 1124 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

В.В. Виноградов Метафизический, метафизик Метафизический, метафизик. Пушкин требует мыслей как от прозы, так и от поэзии. Он работает над «метафизическим» языком и в области прозы, и в сфере стиха. (В слово метафизический Пушкин влагал значение: «интеллектуальный, отвлеченный, относящийся к сфере глубоких идей, богатый мыслями». Это значение у Пушкина шире и глубже, чем у его современников. Ср. пояснение слова метафизический у Вяземского: «Писатель в России, когда он не с пером в руках, не в книге своей, есть существо отвлеченное, метафизическое» (Полн. собр. соч., 1, с. 268). Ср. у Карамзина в письме к И. И. Дмитриеву (от шестого июня 1817 года): «Новосильцев излишне мудрит в словах и любит метафизические фразы» (Письма Н. М. Карамзина к И. И. Дмитриеву, с. 215), или в письме к нему же от восьмого декабря 1824 года: «Он (Мих. Ив. Полетика)... сел с своими обедать, почувствовал дурноту, лег, захрапел и заснул вечным сном. Грустно оставшимся, но такая смерть хороша и достойна метафизика: ты знаешь, что Мих. Ив. написал метафизическую книгу» (с. 385) и др. под.). (Виноградов. Стиль Пушкина, с. 33). Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Иудейское царство После падения царства израильского, царство иудейское существовало еще более ста лет, так как среди иудейских царей были некоторые благочестивыми; также и народ больше помнил Бога, чем в царстве израильском. Пророки, посылаемые Богом в иудейское царство, обличали иудеев в нечестии и много предсказывали о пришествии Спасителя на землю. Пророк Михей предсказал, что Спаситель родится в городе Вифлееме ( Мих.5:2 ). Пророк Иоиль предсказал о сошествии Святого Духа на людей – на апостолов и всех верующих в Спасителя. Читать далее Источник: Закон Божий: для семьи и школы/сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Бедствия Вспомню тех бедных людей, о которых когда-то говорил и святой пророк Михей, кожа которых ободрана неправедными судьями, кости истолчены и тело раздроблено, как съедобное мясо (см. Мих. 3:2–3 ). О люди, страдающие в подобных бедствиях! В вас ныне обитает Христос, как в Своих членах, если только вы терпите с благодарением. Вы – новые мученики последних времен. Так страдал и святой великомученик Георгий, который был нечестивым царем убит за Христа. Вам сплетаются венцы небесные, только не изнемогайте в терпении, но взирайте на страдания Господа своего, пострадавшего за нас еще больше, благодарите Его за все и положитесь во всем на Его святую волю, говоря: «Да будет воля Твоя, Господи», – а Господь со Своей любовью хотя и невидимо, но всегда будет среди вас. Итак, вот где Он. Господь любит плачущих – вы же всегда в слезах. Итак, в вас Он живет: здесь Он. Любит Господь алчущих и жаждущих, а у вас и питья, и еды мало, а у иных нет и половины хлеба; значит, Он в вас обитает. Здесь Он. Любит Господь и невинно страдающих, а ваши страдания и исчислить трудно: одни избиты до крови, другие расправой измучены так, что в ином уже едва и душа в теле держится. Значит, в вас вселяется Господь. Он, видя страдание ваше, готовит за них радость вечную. Здесь Он. О новые страдальцы, страстотерпцы и мученики! Мало вас и увещеваю, не изнемогайте в терпении, но благодарите Христа своего. Он же придет по воскресении Своем в гости к вам, и не только в гости, но даже в неразлучное пребывание с вами, ибо о каждом из вас говорится в Евангелии: " Мы (Я и Отец) придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14:23 ). В вас Христос и есть, и будет, а вы скажите: Аминь (1). Еще и то знай, возлюбленный, что во всех бедах, скорбях, печалях и искушениях немалая отрада бывает от того, чтобы во всем положиться на волю Господню, которая есть естественно благая, хотящая нам всегда добра и все устрояющая на нашу пользу. Ибо что ни устраивает Он с нами, хотя и кажется нам неприятным, однако все к лучшему. Вот и виноградарь, очищая сад, хотя режет розги, однако, не повреждает этим дерева или винограда, но даже делает его еще более плодоносным: " Всякую, – сказано, – ветвь, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» ( Ин. 15:2 ). Так и Бог попускает на нас беды не во вред нам, но чтобы обогатить нас духовными плодами, и когда Он видит, что мы терпим и повинуемся Его изволению, тогда Он бедствие превращает в благополучие и скорбь в радование. Поэтому возложим все на Его святую волю, говоря: устрой со мной все, как хочешь, да совершится на мне Твоя святая воля (3). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского/[ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В.В. Виноградов Огорошить ОГОРОШИТЬ. А. С. Будилович сопоставлял русское огорошить – «ударить», «изумить» с сербск. orpaшje – certamen (Будилович, ч. 2, вып. 1, с. 2). Историк С. М. Соловьев объяснял, что «слово ”огорошить“ произошло от обычая обсыпать горохом боярина, завравшегося за столом царя» (Лебедев В. А. Из жизни Ф. И. Буслаева ; цит. по: Русск. старина, 1908, январь, с. 69). В «Записках Ал. Мих. Тургенева» (1796–1810): «Как действовали при допросах ярыги и опричные в царствование Грозного Ивана Васильевича, так и ныне действуют ярыги, то есть полицейские! При царе Иване IV допрос начинался тем, что допрашиватель ударял в ступень ноги приведенного к допросу копьецом, насаженным на трость, и как гвоздем приковывал его к месту; техническое выражение сего действия означалось словами ”обварить“. Такой приступ к допросам продолжался в царствования Петра и его преемников престола до царствования Екатерины II; во второй половине XVIII в. хотя и написан закон – ”без суда никто да не накажется“, – но это было только написано, напечатано, оглашено во всей Европе, за деньги, поэтами, учеными, философами того века. (...) И ныне (в 1831 году, в наиболее глухих местах нашего отечества) вместо технического слова ”обварить“ некоторые допрашиватели употребляют выражения ”озадачить, огорошить“; почитающие себя просвещеннейшими прочих думали облагородить старинную технику и говорят вместо обварить, озадачить, огорошить – слово ”офрапировать“» (Русск. старина, 1889, апрель, с. 190). Заметка ранее не публиковалась. Сохранилась рукопись (три пронумерованных листка разного формата) и перепечатанный с нее машинописный текст в трех экземплярах. Печатается по рукописи. – Е. X. Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

составитель К.В. Гриценко Священник Бойся Господа, и почитай священника, и давай ему часть, как заповедано тебе: начатки, и за грех, и даяние плеч, и жертву освящения, и начатки святых. Сир.7,33–34 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого. Евр.7,26–27 Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Мал.2,7 Всею душею твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его. Сир.7,31 Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда! Мих.3,11 Читать далее Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветов/ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

Книга пророка Михея Предсказывает будущее опустошение Самарии и Иерусалима и отмечает причину этого. Вместе с тем говорит о возвращении иудеев из Вавилона; укоряет и осуждает начальников народа и священников, и лжепророков. Пророчествует о Церкви верующих в Господа нашего и о Новом Завете, – так как древний закон миновал, – и о мире. Далее опять предсказываются бедствия иудеям. О рождении Христа по плоти и о верующих в Него. Пророк говорит: «И будет остаток Иакова среди многих народов как роса от Господа» ( Мих.5:7 ), так же, как говорит и апостол Павел: «только остаток спасется» ( Рим.9:27 ). Изображается суд Господа над народом Его, благодеяния Его и отвержение жертвоприношений. Пророк плачет о том, что не стало праведных и добрых людей; и, наконец, после обличений и угроз великими бедствиями, предсказывает израильтянам благоприятные обстоятельства. Читать далее Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1900. Том 6, Книга 2, Обозрение книг Ветхого Завета, с. 608-691. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Домашние, живущие в доме I. «Домашними» в Библии названы люди, проживающие в одном доме, независимо от степени родства. В Исх. 3 это слово употреблено в отношении египтян, из чего можно заключить, что израильтяне жили в земле Гесем не вполне обособленно. II: 1) в Иов. 19 (МТ), напротив, проводится разграничение между челядью и домочадцами (в Синод. пер. – «пришлые в дому»). В Иер. 20 под «живущими в доме Пасхора», вероятно, подразумеваются члены его семьи, в том же значении Иисус употребляет слово «домашние» ( Мф. 10:36 ; ср. Мих. 7:6 ). В 1Тим. 5:8 христианину заповедано заботиться о своих Д., родственниках, иначе он отрекается от веры и становится «хуже неверного»; 2) в Мф. 10 Господь называет Своими Д. учеников, а в Еф. 2 ап. Павел говорит о верующих как о Д., т.е. членах семьи Божьей (в Синод. пер. – «свои Богу»). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010