При многосложных трудах по Академии, при обязанности по временам проповедывать Слово Божие, на архимандрита Филарета в течение второго академического курса постоянно были возлагаемы посторонние поручения. Так, Комиссия духовных училищ, желая иметь верные и обстоятельные сведения о состоянии училищ Московского округа, чрез год после его открытия поручила в 1815 году Филарету, как члену своему, обозреть Московскую Академию с некоторыми семинариями и училищами ее округа. На пути туда ректор С-Пб Академии обозревал семинарии – С.-Петербургскую, Новгородскую и Тверскую, где в то время совершился первый курс образования по новому плану. Потом он произвел обозрение семинарий Ярославской, Костромской, Владимирской, Спасо-Вифанской и Московской, вместе с находящимися при них и на пути между ними училищами. Поручение это, надобно думать, было для архимандрита Филарета сколько трудным, столько же и приятным. Прошло только шесть лет, как он прибыл в Петербург из Москвы, и вот он снова на время прибывает в Москву, но уже имея важное поручение, будучи архимандритом, ректором Петербургской Духовной Академии, доктором богословия и кавалером ордена св. Владимира 2-й степени. Ему суждено было ревизовать те самые учебные заведения, где он так недавно еще учился, преобразованную из Троицкой Лаврской семинарии Московскую Духовную Академию и Коломенское уездное духовное училище, приютившееся на месте бывшей, родной ему, Коломенской семинарии, – училище, которого ректором во время ревизии состоял его родитель, а зять (муж сестры) – учителем. По отзыву людей того времени, Филарет «держал себя при посещении Коломенского училища с тонким достоинством: относясь к зятю, как к обыкновенному учителю, он обратился к своему родителю со словом «батюшка» и пригласил его сесть» 82 . Заметим мимоходом, что это свидание Филарета со своим родителем было последним: в начале следующего, 1816 года (18 января) достойный о. протоиерей Коломенского Успенского собора и ректор местного духовного училища Михаил Феодорович Дроздов скончался. Филарет был крайне огорчен кончиною отца. Сам будучи глубоко верующим, он теплыми словами веры утешал в потере свою родительницу и всех своих близких родных. 83 Со всем усердием и знанием дела исполнив поручение Комиссии духовных училищ, архимандрит Филарет в самом непродолжительном времени представил ей подробный отчет о состоянии обозренных им духовно-учебных заведений. Наградою ревизору за успешное исполнение поручения была изъявленная Комиссиею духовных училищ совершенная благодарность, а со стороны высочайшей власти, по представлению Комиссии всемилостивейше пожалованная в 1816 году, при Монаршем рескрипте, Панагия. И во все последующее время Комиссия духовных училищ имела в лице Филарета весьма полезного и нужного для себя члена, близко знакомого с состоянием учебной и хозяйственной части в Петербургской и Московской академиях и во многих семинариях и училищах обоих округов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«С трудом были найдены 50 марок для оплаты кладбищенского места N 234 в 27 квартале» православного кладбища г. Хельсинки. Ее похороны состоялись в яркий солнечный день 23 июля 1964 года. Проводить в последний путь монахиню Марию собралась небольшая группа друзей и знакомых. «Слово прощания над ее могилой произнес протоиерей Михаил Крузин». Матушка Мария (Анна Александровна Танеева) всегда носила в своих волосах черную ленту - знак фрейлины Государыни Императрицы Александры Феодоровны, преданной подругой которой она оставалась всю свою жизнь. А еще до конца своих дней она желала вернуться в родной Петербург, надеясь, что «Господь приведет ее туда»... Так закончилась жизнь женщины, чей жизненный путь является утверждением правды и свидетельством жизненной силы святых русских идеалов верности Богу, Царю и Отечеству. Она оставила бесценные воспоминания «Страницы моей жизни», в которых затронуты и раскрыты с точки зрения глубоко верующего, православного, русского человека все наиболее важные и существенные моменты трагического периода русской истории, а также правдиво, искренне и с глубокой любовью передан духовно-нравственный облик каждого из членов Царской Семьи. Перед духовным подвигом Анны Александровны, связанным с написанием этих воспоминаний, мы благоговейно склоняем голову. Ее свидетельство поистине бесценно, если вспомнить, что Анна Александровна занимала в жизни Царской Семьи особое положение. Она единственная среди дворцовой свиты пользовалась не просто благоприятным расположением со стороны Их Величеств, но самой искренней дружбой, являясь духовным сотаинником Императрицы. Горячую любовь к Анне Александровне испытывали и все Царские Дети. В силу этого ей придавалось ключевое значение в той беспримерной по своим масштабам и чудовищной по искажению действительности кампании клеветы на Помазанников Божиих, которая была развязана противниками Самодержавной России и имела целью разрушить святое основание русского государственного могущества. В этой травле Русского Престола Анна Александровна явилась объектом возмутительной, ничем не заслуженной и не оправданной ненависти со стороны тех, кто стремился нанести удар в самое сердце русского самодержавия, силясь уничтожить благоговейное, священное чувство любви, детского доверия и преданности русского человека Божиему Помазаннику - Самодержавному Царю.

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/02/...

С этою целью он рассылал указы об учреждении строгих карантинов, об очищении воздуха сожигаемыми кострами и т. п.; когда в народе появилось мнение, что никто не должен избегать язвы и предпринимать меры предосторожности, так как она послана гневом божиим, он счел нужным разослать от своего имени окружную грамоту с увещанием суеверов. 234 Участие Никона в государственных делах было так широко, что в глазах духовенства казалось иногда неприличным для патриарха: «он принял власть строить вместо евангелия бердыши, вместо креста топорки на помощь государю, на бранные потребы», говорили недовольные им; государственное значение Никона было так высоко, что некоторые находили возможным «удивляться» и говорить: «государевы царевы власти уже не слыхать, а от Никона всем страх и его посланники пуще царских всем страшны» 235 . Сам царь утвердил за Никоном титул «великого государя», подобно тому как прежде Михаил Феодорович – за своим отцом Филаретом 236 . § 15. Никон по отречении от патриаршества Высокое положение Никона, широкая деятельность, крутой и властолюбивый характер нажили ему много врагов в разных классах общества. Ревнители мнимой старины церковной, упорно отстаивая то, с чем сжились, роптали на церковные исправления Никона и его обзывали еретиком; некоторые из них самому Никону говорили публично: «дал благочестивый государь волю тебе и ты, зазнавшись, творишь всякие поругания, а ему государю сказываешь: я – де делаю по евангелию и по отеческим преданиям» (Неронов) 237 . Запрещение Никона носить частные иконы в храм дало повод клевете, что он иконоборец; а резкий и не совсем похвальный поступок его с иконами франкского письма дал пищу этой клевете. И вот раз во время моровой язвы в Москве (25 августа 1654 г.) поднялся бунт. Народ толпился на кремлевских площадях и, держа иконы, выскобленные по приказанию Никона, кричал: «вот за что постиг нас гнев Божий; так поступали иконоборцы; во всем виноват Никон; мирские люди должны постоять за такое поругание святыни». Будь Никон в то время в Москве, его жизнь подверглась бы большой опасности: его замышляли убить.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Вступая на царство, Михаил Феодорович был еще слишком молод, неопытен и нерешителен, чтобы исправить расстроенный государственный порядок. Привыкши к самовольству, бояре не могли отказаться от него и теперь: «царя ни во что вмениша, не боящеся его, говорит летописец, – понеже детеск сый..., всю землю разделиша по своей воли» 202 . При состоявшейся после московского разорения переписи допущено было много несправедливости в обложении народа податями, так что одним было тяжело, другим очень легко. Бояре становились «насильниками», притесняя слабых; в боярской думе были недостойные лица, склонные к взаимным интригам более, чем к государственным делам и интересам. По мнению некоторых историков, бояре даже ограничили самодержавие царя, и все управление государством зависело от них. Нужна была сильная воля и опытный человек, для того чтобы уничтожить зло. Таким – то и мог быть для юного государя его отец, патр. Филарет, в котором обстоятельства выработали твердый характер, возраст и прежнее участие в государственных делах дали знание боярской среды и всей русской жизни и научили опытности в управлении, в котором наконец бедствия отечества породили горячий патриотизм. Действительно Филарет стал советником и правою рукою государя. Сам царь в своей грамоте к воеводам 3 июля 1619 г., сообщая о возвращении из Польши своего родителя, выражается так: «мы, великий государь, с отцом своим и богомольцем... советовав..., учнем о Московском государстве промышляти, чтобы во всем поправить, как лучше» 203 . Летописцы же называют Филарета «государственнейшим патриархом», замечая, что он «всякими царскими и ратными делами владел» и что «вся вкупе царь и патриарх управляху» 204 . Филарет на самом деле был столько же государственным, сколько и церковным деятелем. На это указывает самый титул, каким он пользовался: «великий государь, святейший патриарх Филарет Никитич». Все важные государственные постановления и распоряжения производились по его благословению и совету. При разлуках царь и патриарх списывались между собою, советуясь о государственных делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Патриаршая кафедра при нем и при Иосифе обогатилась новыми, жалованными от царя, купленными и вкладными землями и дворами 108 ; покупка и прием земельных вкладов в этих случаях были сделаны с согласия и «по указу» самого царя: приобретаемые земли записывались в поместном приказе. Вероятно некоторые другие епископы дозволяли себе расширять кафедральные владения, но самовольно. И вот Михаил Феодорович своим указом 1645 г. запретил Тобольской кафедре, равно как сибирским монастырям, без воли государя вновь приобретать земли и угодья под угрозою отобрания их «за государя безденежно и бесповоротно»; тоже подтвердил в 1648 г. и Алексей Михайлович 109 . Но это пока были указы с частным характером и местным значением. Можно было ждать общего постановления насчет приобретения церковных вотчин. Уложение 1649 г. безусловно запретило патриарху, епископам и монастырям приобретать новые вотчины каким – либо способом, пригрозив отбирать в пользу того, «кто учнет о той вотчине бити челом государю» 110 ; вместе с тем оно передавало «безлетно и безповоротно» государю в тягло все наличные посады и слободы, какие принадлежали церковным учреждениям и властям и пользовались льготами, запретив на будущее время духовенству заводить такие слободы, а живущим в посадах записываться в закладчики за духовенство 111 . Не довольствуясь этим, мирские люди, принимавшие участие в составлении Уложения, просили государя отобрать у церковных учреждений все те вотчинные владения которые они приобрели после 1581 года, вопреки соборному постановлению, и раздать их служилым людям, бедным дворянам и детям боярским. Царь указал сделать выписки об этих владениях 112 . Статьи Уложения стали приводиться в исполнение: повсюду были разосланы из приказа сыскных дел чиновники, которые, на основании межевых, писцовых и т. п. книг, делали требуемые выписки и отписывали к посадам и городам принадлежащие духовенству слободы 113 . Прочие же вотчинные владения оставлены за Церковью . Статьи Уложения впоследствии повторялись правительством по тем или другим случаям 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Российский государственный исторический архив, Санкт-Петербург (РГИА)   Центральный государственный исторический архив, Санкт-Петербург (ЦГИА СПб)   Эстонский Государственный архив, Таллин (Eesti Riigiarhiiv — ERA)   Эстонский Государственный архив (ERA). Исторический архив Эстонии, Тарту (Eesti Ajalooarhiiv — Tartu (ЕАА))   Латвийский государственный исторический архив, Рига (Latvijas Valsts Vstures arhvs — LVVA)   Источники   Литература     Галкин-Враской Михаил Николаевич (17 сентября 1832 — 8 апреля 1916) ранее кратковременно занимал также должность эстляндского губернатора (11 октября 1868 — 25 сентября 1870 г.), получив характеристику «пионера русского государственного дела в Эстляндской губернии». 24 февраля 1871 г. получил благословение Синода «за попечительность по устройству и исправлению православных церквей в Эстляндской губернии», за управление губернией удостоен ордена Св. Станислава 1 ст. С 20 марта 1872 г. — почетный член Рижского Петропавловского братства. Почетный братчик Иеввенского отделения Прибалтийского православного братства. Реформатор тюремного дела в России, организатор благотворительной деятельности, ученый. Действительный тайный советник, член Государственного совета. О нем см.: [ Шилов, Кузьмин, 171–178; Зубов ].  Княгиня Елизавета Дмитриевна Шаховская, урожденная графиня Милютина (28 марта 1844 — 16 июня 1939) — дочь военного министра и реформатора, генерал-адъютанта, генерала от инфантерии графа Дмитрия Алексеевича Милютина, фрейлина императрицы. В 1892 г. благодаря ее усилиям был зарегистрирован устав Общества милосердия и Ревельское благотворительное общество, состоящее под покровительством государыни императрицы Марии Феодоровны. При обществе работал приют для малюток, школа для бедных и работный дом. Эстляндский попечительный о сестрах милосердия комитет Российского Красного Креста был образован 17 апреля 1892 г. под ее председательством. На рубеже веков в общине трудилось 18 сестер-милосердия, на содержание ее учреждений ежегодно тратилось до 6000 руб.

http://bogoslov.ru/article/6191776

Но сам Филарет, зная любовь сына и свой долг к России, давал знать Москве, чтобы для него не уступали Польше ни клочка земли. По заключении мира Польшею под стенами лавры сергиевой (декабря 1618), Филарет (в июне 1619 г.) возвратился в Москву и тогда же поставлен был в Патриарха иерусалимским Патриархом Феофаном. Юность и любовь сына уступили многой опытности отца. Патриарх был не только советником, но и соправителем Царю. Имя его являлось в грамотах наряду с царским; он участвовал в государственных распоряжениях, решал вместе с Царем дела, выходившие из круга дел святителя. «Государь, Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея России и отец его великий Государь Святейший Патриарх Филарет Никитич московский и всея России указали», так писали тогда в указах. Филарет в самом начале своего правления представил Государю все внутренние неустройства и для устранения их предложил меру простую, но весьма важную по последствиям: произвести всеобщую поземельную перепись государству. Земский совет вполне одобрил предложение Патриарха. – Когда составилась перепись; правительство стало знать, с кого и чего требовать и доходы государственные увеличились. Помещикам определен рубеж, за который никто не мог простирать своего права; собственность каждого обеспечена, тогда как прежде своеволие грабило чужое и с трудом могло быть уличено в грабеже; вместе с тем большая часть тяжб пресеклась сама собой. Крестьяне перестали бродить с места на место и в нищенской праздности предаваться пьянству и грабежам 55 . Хорошо зная людей по тяжкому опыту, строгий Патриарх неумолимо преследовал испорченных бояр наказаниями и обучал покорности. Воеводам и приказным людям строжайше запрещал притеснять крестьян и посадил людей, которых они заставляли делать на себя свои изделия, молоть, толочь и печь хлеб, пахать на них пашню и косить сено 56 . Дела войны и мира с вероломными соседями не решались без него, иностранные послы, после представления Царю, являлись к Патриарху. Вообще все десять лет патриаршества его посвящены были преимущественно делам Государства, расстроенного временами самозванцев 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010