В то время жил благочестивый и приснопамятный Михаил, сын Всеволода Чермного 3 ], князь Черниговский. С юных лет отличался он добродетельною жизнью; возлюбив Христа, он служил Ему от всего и все видели душевное незлобие князя: его кротость, смирение, обходительность со всеми и милосердие к бедным. Угождая всегда Богу молитвою и постом и всякими добрыми делами украшая свою душу, князь Михаил соделал ее прекрасным жилищем Бога, Творца своего. У сего благочестивого князя был любимый боярин, подобно ему добродетельный, по имени Феодор; вместе с ним князь Михаил и пострадал от нечестивого Батыя, положив душу свою за Христа. Когда благоверный и христолюбивый Михаил владел княжеством Киевским, нечестивый Батый прислал своих татар осмотреть город Киев. Посланные изумились, увидев величие и красоту города Киева, и, возвратившись к Батыю, рассказали ему и сем знаменитом городе. Тогда Батый снова отправил послов к Михаилу с тем, чтобы они лестью уговорили князя добровольно покориться ему. Благоверный князь Михаил понял, что татары коварством хотят взять город и опустошить его: князь слыхал уже раньше, что те жестокие варвары без милосердия убивают даже добровольно покоряющихся им, и потому повелел умертвить послов Батыя. Вслед за тем Михаил узнал о приближении громадного войска татарского, которое как саранча, в великом множестве (ибо воинов было 600 тысяч человек), нашло на землю русскую и овладело укрепленными городами ее. Сознавая, что Киеву невозможно уцелеть от приближающихся врагов, князь Михаил вместе с боярином Феодором бежал в Венгрию 4 ] искать помощи своей родине. Не получив сей помощи, Михаил некоторое время странствовал по чужой стороне; «укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев» 5 ] (Ис26:20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

37 миниатюра . Избиение граждан города Суздаля Батыем. Миниатюра повторяет почти то же, что и в 31. 38 миниатюра . (Табл.Х). Низведение огня с неба. Трёхглавый храм с чешуйчатыми луковичными главами. Пр. Евфросиния молится в нём перед иконой Нерукотворного Спаса с инокинями. Огонь широкой красной рекой ниспадает с неба и попаляет татар. В сп. Д-ща огонь ниспадает на татар в виде расходящихся солнечных лучей; татарская конница (вверху) и пехота (внизу) погибают. 39 миниатюра . Михаил Черниговский повелевает избить татарских послов. Обычные палаты (миниат. 3 и др.). Михаил Черниговский в красной однорядке на троне с подножием; боярин Феодор, сняв шапку, слушает приказание князя; слуги исполняют его и убивают татар (бритых, с усами, с клоком волос на голове). В экземп. Д-ща этот сюжет занимает две миниат., из коих одна ещё разделена на две. 40 миниатюра . (Табл. XI). Михаил Черниговский с боярином Феодором обличают нечестие Батыя. Ханский шатёр на резных столбах; фронтон украшен орнаментным рисунком. Батый (с бородой) в короне и в бармах сидит на троне, спустив скрещённые ноги на подножие, – сзади его стража (рынды) в остроконечных шапках; перед ним кн. Михаил Черниговский с боярином Феодором обличают его нечестие. В экз. 1785 г. Батый без бороды и со скипетром в руках; то же и в экз. Общ. Люб. Др. Письм. В сп. Д-ща действие происходит во дворце с куполом, двумя башнями и с верхней галереею – трон Батыя – XVIII века. 41 миниатюра . Пр. Евфросиния посылает отцу книги, поддерживая в нём верность христианству. Палаты (обычные – троечастные). Преподобная вручает двум слугам (одеты в нижнее платье длинное, верхнее – короткое) книги. В копиях – то же; в экз.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Наконец, мысль патриарха воскресла: избран на царство Михаил Феодорович. 4. Служение патриарха Филарета Юный Михаил чувствовал нужду в опытном и нежном руководителе, каковым мог быть для него отец его Филарет, остававшийся в плену у поляков. Не избирали и патриарха, ожидая для сего сана страдальца веры и отчизны ростовского митрополита. Поляки не хотели расстаться с высоким залогом своих выгод, хотя и просил Михаил. Но сам Филарет, зная любовь сына и свой долг к России, давал знать Москве, чтобы для него не уступали Польше ни клочка земли. По заключении мира с Польшей под стенами лавры Сергиевой (декабря 1618), Филарет (в июне 1619 г.) возвратился в Москву и тогда же поставлен был в патриарха иерусалимским патриархом Феофаном. Юность и любовь сына уступили многое опытности отца. Патриарх был не только советником, но и соправителем царю. Имя его являлось в грамотах наряду с царским; он участвовал в государственных распоряжениях, решал вместе с царем дела, выходившие в круг дел святителя. «Государь, царь и великий князь Михаил Феодорович всея России и отец его великий государь святейший патриарх Филарет Никитич московский и всея России указали», так писали тогда в указах. Филарет в самом начале своего правления представил государю все внутренние неустройства и для устранения их предложил меру простую, но весьма важную по последствиям: произвести всеобщую поземельную перепись государству. Земский совет вполне одобрил предложение патриарха. Когда составилась перепись, правительство стало знать, с кого и чего требовать, и доходы государственные увеличились. Помещикам определен рубеж, за который никто не мог простирать своего права; собственность каждого обеспечена, тогда как прежде своеволие грабило чужое и с трудом могло быть уличено в грабеже; вместе с тем, большая часть тяжб пресеклась сама собой. Крестьяне перестали бродить с места на место и в нищенской праздности предаваться пьянству и грабежам. Хорошо зная людей по тяжкому опыту, строгий патриарх неумолимо преследовал испорченных бояр наказаниями и обучал покорности. Воеводам и приказным людям строжайше запрещал притеснять крестьян и посадских людей, которых они заставляли делать на себя свои изделия, молоть, толочь и печь хлеб, пахать на них пашню и косить сено. Дела войны и мира с вероломными соседями не решались без него, иностранные послы, после представления царю, являлись к патриарху. Вообще все четырнадцать лет патриаршества его посвящены были преимущественно делам государства, расстроенного временами самозванцев. 5. Патриарх Никон на службе отечеству

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Ну, так я же и не поеду отсюда», сказал преосвященный; взял просьбу и разодрал. Он часто говаривал: я непременно выехал бы отсюда, но жалко мне город Елец оставить: я весьма люблю елецких жителей и замечаю, что в нем много благодетельных людей, и будто бы я родился в нем». Особенно благоволил он к дому елецкого купца Григория Феодоровича Ростовцева, который был муж воздержный и набожный. Преосвященный нередко говаривал о доме его точными словами: «нам, чернецам, надобно учиться добродетельной жизни из дому Григория Феодоровича Ростовцева». У Григория Феодоровича было два сына, Дмитрий и Михаил, кои безбрачную жизнь провождали. Димитрию преосвященный поручал продавать подаренные ему на рясы шелковыя материи и проч., также и какия надобности случалися для келлии, он же покупал преосвященному, ибо преосвященный имел к нему особенную доверенность, и весьма радовался, когда тот приезжал к нему, – и много разговаривал с ним о должности христианской жизни; когда же приезжал в Елец, то иногда останавливался в келлии Димитрия Григорьевича, который келейную жизнь провождал. В 1779 году, когда его преосвященство уже в последний раз был в Ельце, то в его же келлии квартировал. Преосвященный тогда уже крайне ослабевал здоровьем и потому уже не мог беседовать с приходящими гражданами; а в прежние приезды, будучи здоровым, он много с ними разговаривал и радовался, что стекаются к нему граждане и ищут от него душеспасительных наставлений. Они же, в знак своего усердия к его преосвященству, приносили ему рыбы, хлеба и проч.; он принимал, но все отсылал к содержащимся в тюрьме, а себе ничего не оставлял, а только скажет мне: «возьми себе калачей на дорогу, а мне ничего не надобно».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Русское богоискательство Глава LVII. Религиозная атмосфера Петербурга. Предшественники Распутина – архимандрит Михаил, священник Григорий Петров и косноязычный Митя Глава LVIII. Природа русской души. Русские проблемы духа Глава LIX. Юродство во Христе. Его содержание и психология Глава LX. Появление Распутина. Старчество и его природа Глава LXI. Первые шаги Распутина Глава LXII. У барона Рауш-фон-Траубенберг Глава LXIII. Аудиенция Государя Императора, данная Распутину, и впечатление, произведенное им на Царя Глава LXIV. Родители Государыни Императрицы Александры Феодоровны Глава LXV. Прибытие Государыни Императрицы Александры Феодоровны в Россию и ее первые впечатления Глава LXVI. Духовный облик Императрицы Александры Феодоровны. А.А. Вырубова. Знакомство Ея Величества с Распутиным Глава LXVII. Дурная слава Распутина и ее последствия Глава LXVIII. Разоблачения и отношение к ним Государя и Императрицы Глава LXIX. Борьба с Царизмом и ее приемы Глава LXX. Убийство Распутина Глава LXXI. Аудиенция у Ея Величества. Поездка в Новгород Глава LXXII. 1917 год. Доклад Ея Величеству о поездке в Новгород. Высочайший рескрипт на имя начальницы Харьковского Женского Епархиального Училища Е.Н. Гейцыг Глава LXXIII. Отъезд на Кавказ. Туапсинская Иверско-Алексеевская Женская Община Глава LXXIV. Евгения Николаевна Гейцыг Глава LXXV. Прибытие в Ростов. Депутация галичан. Проф. П. Верховский. Самый плохой ученик Глава LXXVI. Прибытие в Туапсе. Главноначальствующий Сорокин. Монахиня Мариам. Священник Краснов. Старец Софроний Глава LXXVII. Иверско-Алексеевская община. Дознание Глава LXXVIII. Новороссийск. Екатеринодар и Ставрополь Глава LXXIX. Таганрог. Легенда о старце Феодоре Кузмиче Глава LXXX. Возвращение в Петербург и первые впечатления Глава LXXXI. Первые шаги революции Глава LXXXII. Памятное заседание Св. Синода, 26 февраля 1917 года Глава LXXXIII.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Юсупов, Джунковский, Родзянко, Тютчева, Гучков и т.д ненавидели конкретного человека - крестьянина Григория Ефимовича Распутина-Нового. В отличие от них Елизавета Феодоровна относилась с крайней неприязнью не к живому, реальному человеку, а к фантому, несуществующему миражу, наваждению. Этот мнимый образ был слеплен в её воображении из сплетен Тютчевой, лживых донесений агентов Джунковского, безответственных, пустых брошюр Новосёлова. Уважаемый богослов, духовный писатель и ревнитель благочестия Михаил Александрович Новоселов, как и епископ Феофан (Быстров), позволил увлечь себя духу слепой неприязни, безпочвенных претензий, несоразмерного полемического запала, ложно понимаемой ревности. К сожалению, он пользовался авторитетом и уважением в среде образованных людей, и его брошюрам о Григории Распутине верили. Не исключением была и Елизавета Феодоровна. Откровения Новоселова она принимала за чистую монету, как человек искренний и доверчивый, и, наверное, немного наивный. Под действием ядовитой информации, которая в изобилии поступала отовсюду и ото всех, Елизавета Феодоровна, конечно, не знала и не понимала, кого она так настойчиво отвергала в действительности. В вопросе о Распутине она не смогла преодолеть в себе чувство отвращения, не смогла разорвать путы всеобщего ослепления и подняться выше ядовитого облака сплетен и пересудов, не смогла преодолеть себя и лично познакомиться с крестьянином Григорием, как она поступила по отношению к убийце своего мужа. Это, конечно, следовало бы сделать, переступить запретную черту, чтобы воочию убедиться только в одном - под неприятным для нее мифическим образом Григория Распутина находился совершенно иной человек, нежели тот, которого она представляла себе из рассказов своего окружения. Но она этого не сделала. Всякому, кто познакомился с жизнью преподобномученицы Вел. княгини Елизаветы Феодоровны невозможно усомниться в ее искренности, высокой нравственности, чистоте идеалов и помыслов, честности и любви по отношению к Царской Семье, России и Русскому народу. В том, что она не любила уродливого монстра, созданного больным воображением толпы, ее винить нельзя. Гораздо более серьезные основания для претензий к Елизавете Феодоровне связаны с её нежеланием поверить родной, горячо любимой сестре и ее Державному супругу. У Елизаветы Феодоровны не было оснований им не доверять.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/30/...

Надежда на Промысл Небесный никогда не обманет благочестивого. Поэтому не ропщите на святую волю Его, но с кротостью подвергайтесь неисповедимым судьбам Его... Непоколебимость в вере 80 Когда татарский хан Батый опустошил Россию, а избежавшие убийства и плена христиане скитались по горам и в непроходимых пустынях, тогда жилища человеческие сделались жилищами зверей, а вертепы зверей превратились в жилища человеческие. Киевский и черниговский князь Михаил, славный благочестием и царскими добродетелями, в это лютое время жил в земле Угорской с боярином своим Феодором. Он сердечно сокрушался о страждущих единоверцах своих и соотечественниках; но делать было нечего, как только ожидать, дондеже мимоидет гнев Господень. Наконец, Михаил услышал, что татарский хан, наложив дань на Русскую землю, оставил её в покое. Русские князья возвращались из бегства и, делая коленопреклонения перед царем злочестивым, принимали от него княжества. На такой же поступок решился и Михаил, но не по честолюбию своему, ибо какая честь быть князем и вместе с тем рабом? Но единственно для того, чтобы своей мудростью хоть сколько-нибудь облегчить бремя всеобщего рабства. В этом намерении, взяв с собой боярина Феодора, он прибыл в Чернигов. Сердце князя облилось кровью, когда он увидел повсюду опустошение и плач народа. Приняв благословение от отца духовного и получив от него благочестивое напутствие, Михаил и боярин Феодор отправились в Золотую Орду; но там готовился им венец мученический. Едва явились они в престольный улус Батыя, к ним пришли жрецы и волхвы татарские и объявили именем великого царя, что они должны перейти сквозь священный огонь, близ дворца по обеим сторонам пути разложенный, и, таким образом очистившись от скверны христианской, предстать царю Батыю. Князь и боярин ужаснулись и сказали решительно, что они этого сделать не могут. Услышали об их отказе бывшие на тот раз в Орде русские князья и, почитая оный необдуманным, пришли с поспешностью к своему сроднику и слёзно просили его не подвигать на гнев хана и, по крайней мере для вида, сделать поклонение солнцу, в их огне обожаемому. Но они ушли от князя с тем же ответом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

77, 34). Так было и с нами, со всей нашей землей Российской. Когда мы своим злым нравом прогневали благость всемилостивого Бога и сильно оскорбили Его милосердие, прийти же в раскаяние, уклониться от зла и творить благое не хотели, тогда разгневался на нас Господь праведным гневом Своим и восхотел наказать нас за наши беззакония лютейшей казнью. И вот Он попустил тогда прийти на нас безбожным и жестоким татарам, с нечестивейшим и беззаконнейшим их царем Батыем. Наступило тяжелое время. В в бесчисленном множестве напав на Русскую землю, татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В они двинулись на Южную Русь, опустошили левобережье Днепра, земли Черниговские и Переяславские. Осенью монголы подступили к Киеву. Когда благоверный и христолюбивый Михаил владел княжеством Киевским, нечестивый Батый прислал своих татар осмотреть город Киев. Посланные изумились, увидев величие и красоту города Киева, и, возвратившись к Батыю, рассказали ему о сем знаменитом городе. Тогда Батый снова отправил послов к Михаилу с тем, чтобы они лестью уговорили князя добровольно покориться ему. Благоверный князь Михаил понял, что татары коварством хотят взять город и опустошить его: князь слыхал уже раньше, что те жестокие варвары без милосердия убивают даже добровольно покоряющихся им, и потому повелел умертвить послов Батыя. Вслед за тем Михаил узнал о приближении громадного войска татарского, которое, как саранча, в великом множестве (ибо воинов было 600 тысяч человек) нашло на Русскую землю и овладело укрепленными городами ее. Сознавая, что Киеву невозможно уцелеть от приближающихся врагов, князь Михаил вместе с боярином Феодором бежал в Венгрию искать помощи своей родине, чтобы побудить венгерского короля Бела, выдавшего дочь за его сына Ростислава, совместными силами организовать отпор общему врагу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

В лето 6748 преждепомянутому великому князю Михаилу Черниговскому, отцу преподобныя и благоверныя Еуфросинии, держащу Киев И приидоша послы от царя Батыа к нему с словесы льстивыми, и повеле я благочестивыи избити. Сам же отиде во Угры и з домашними своими. И бывает тамо пришлец в земли чюжеи, яко же Авраам или Ияков. А инии бежаше в далняя страны от лица Батыа царя, инии же крыяхуся в пещерах земных и пропастех, а инии во граде затворишася и со слезами Бога моляху. По мале же времени граду Киеву взяту бывшю и в нем правовернии людие избиени Быша. И что много глаголю: безбожныи царь Батыи всею землею Рускою облада. Сущии же во всех градех видяху, яко несть помогающаго им, ни же избавляющаго, начаша дань даяти, елико хотяху погании. Слышав же сия великии князь Михаил бывающая в всех градех руских, паче же во отечествии его матере градовом преименитаго Киева. Велми болит душею и сердцем снедается и о безаконии негодует нечестиваго царя, и верою вооружився, яко же Давыд на Гольяфа. И паки возвращается х Киеву со всеми людми своими и с доблим болярином своим Феодором. Слышавше же сия иже в далних странах сущии, пакы возвращаются во своя жилища. Мало же отдохнувшем им от бежаниа, и тако начаша их звати к Батыеви, глаголюще, яко не добро есть вам, рече, жити на земли Батыеве и к ханове не поклонившися има. Мнози же от князь приходяще, покланяхуся ему. В дни же тыя благоверныи великии князь Михаил предста пред царем с доблим болярином Феодором, обличая нечестие его. Батыи же зело хотяше его превратити от веры его и претяше ему муками велми волю его сотворити: поклонитися кусту и идолом и чести сподобитися со отвергшиися Христа. Предпомянутыи же князь Борис Ростовъскии глаголаше благоверному великому князю Михаилу: «Не погуби си доброты благородия, створи волю цареву лестию, да не погибнет благоденьствие твое и последи покаяшися». И сими льстивыми словесы благородныи хотяше прельститися, но крепляше его доблии его болярин Феодор: «Не отврещися истиннаго Бога Христа и сущиа веры християнскиа и не створити воли царевы, ни идолом поклонитися». Благородныи же малодушествоваше и хотяше прельститися.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Московское правительство тогда стало на льготных условиях призывать в Россию промышленников-иностранцев, руководясь стремлением привить в государстве разные промыслы, до тех пор неизвестные в ней. Среди промышленных иностранных мастеров и фабрикантов появились на Руси прежде всего «рудознатцы», оружейники (в Туле), литейщики, часовщики; при помощи иностранцев у нас тогда были устроены заводы железоделательные, медно-плавильные, стекольные, кожаные и кирпичные. Торговые льготы и вообще гостеприимное отношение к иностранцам со стороны московского правительства, ожидавшего от них экономической пользы для государства, привлекали в Россию много иноземцев 3 . Немецкая слобода в Москве (на правом берегу Яузы близ ее устья) теперь разрослась: в ней было до тысячи семейств только протестантских исповеданий, которым как чуждым религиозной пропаганды оказывалось благосклонное отношение, между тем к католикам в Москве относились более чем неприязненно. Царь Михаил Феодорович положил начало развитию у нас фруктового, цветочного и аптекарского производства. В кремлевских дворцовых садах появились новые в России растения, между прочим, заграничные розы. Далее, в отношении к европейским государствам Михаил Феодорович заботился вообще о поддержании дружественных отношений. Впрочем, под конец его царствования, когда Московское государство с торжеством вышло из различных внешних и внутренних затруднений, многие иноземные государи и сами спешили вступить в самые близкие отношения с царем Михаилом. Так, датский король старался поддержать и упрочить прежние свои связи с Московским государством, шведский король Густав Адольф из врага обратился в доброго соседа и старался войти в тесный союз с московским государем. Французский король Людовик XIII, с которым Московское государство впервые обменялось посольством при царе Михаиле Феодоровиче, приглашал его к союзу против Германии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010