Михаил Феодорович. Венчание на царство И вот — юный Михаил, будущий царь Михаил Феодорович. Отец будущего царя, будущий патриарх Филарет, пребывал в польском плену. Таким образом, Патриарха на Руси в то время не было. Михаил Феодорович принял страну обнищавшую и ослабленную, хотя и сплочённую перед опасностью окатоличивания. 21 июля, 2013 И вот — юный Михаил, будущий царь Михаил Феодорович. Отец будущего царя, будущий патриарх Филарет, пребывал в польском плену. Таким образом, Патриарха на Руси в то время не было. Михаил Феодорович принял страну обнищавшую и ослабленную, хотя и сплочённую перед опасностью окатоличивания. 400 лет назад в этот день Михаил Феодорович Романов венчался на царство. Чем стал этот день для России? Размышляет Арсений Замостьянов. Успенский собор. Русский богатырь с боровицкого холма, вставший на защиту Православия — таким воспринимается этот архитектурный образ, созданный Аристотелем Фиораванти. Пять золотых шлемов приковывают взгляд, зовут нас издалека. Венчание на царство — византийский обряд, а на Руси именно он был символом триединства — православие, самодержавие, народность. Именно в таком иерархическом порядке. Этот порядок ощущался, непроговоренный, задолго до графа Уварова, который всё это теоретически обосновал. Чин венчания на царство составили во времена Ивана Грозного — но уже после коронации самого Ивана Васильевича. Автором чина, скорее всего, был митрополит Макарий (1482 — 1563), канонизированный в чине святителей в 1988-м году. Именно Макарий в 1547-м венчал на царство первого русского царя — но тогда, по мнению большинства исследователей, обряд ещё не сложился и прошёл, так сказать, по сокращённой программе. В 1547-м Иван не был миропомазан! Но через десять лет тот же Макарий (скорее всего — по настоянию царя) создаёт пространный чин, в который входит обряд миропомазания. И подразумевается, что государь в 1547-м году через это прошёл… Нет ни одного подтверждения, что Иван Васильевич был помазан в позднейшее время, хотя на этот счёт существует несколько гипотез. Некоторые исследователи говорят о помазании после взятия Казани, когда Иван почувствовал себя полноценным царём.

http://pravmir.ru/mixail-feodorovich-ven...

Скачать epub pdf Протоиерей Михаил Андреевич Дмитрев принадлежал к сельскому духовенству. Его жизнь – пример того, как трудились и жили одной жизнью с народом очень многие пастыри. Протоиерей Михаил – один из многих священнослужителей, чья жизнь прошла вместе с народом. Отец Михаил происходил из священнического рода. Предки его совершали свое служение на Рязанской земле. Отец, протоиерей Андрей Феодорович Дмитрев, служил в селе Маккавеево, что расположено недалеко от Касимова. Мама отца Михаила, Капитолина Евдокимовна, была дочерью маккавеевского протоиерея Евдокима Орлова. В этом селе было два храма: Покрова Пресвятой Богородицы и Всемилостивого Спаса. В престольный день Спасского храма празднуется также память семи мучеников Маккавеев, почему село получило название «Маккавеево». Здесь и родился Михаил Андреевич Дмитрев 15 июня (ст.ст.) 1873 года. У отца Михаила были брат и сестра: протоиерей Феодор и Клавдия, которая вышла замуж в свое время за протоиерея Анатолия Авдеевича Правдолюбова. Протоиерей Михаил получил обычное для детей священников образование – он учился в церковно-приходской школе, Касимовском Духовном училище и Рязанской Духовной семинарии. Семинарию он окончил в 1895 году по второму разряду. Затем в течение двух лет отец Михаил был учителем церковно-приходской школы в селе Самылове, а 1897 году женился на Елисавете Ивановне Гориной, дочери протоиерея Иоанна Горина, священника из села Синульцы. Венчал Михаила Андреевича и Елисавету Ивановну протоиерей Андрей Дмитрев в Покровском храме села Маккавеева 30 июня (ст.ст.) 1897 года. Как и его отец, Михаил Андреевич брал себе в жены невесту «с приходом», что было в то время обычной традицией. После кончины отца невесты жених ее должен был наследовать и приход ее отца. Как протоиерей Андрей Феодорович стал служить на месте умершего отца Капитолины Евдокимовны, протоиерея Евдокима Орлова, так и протоиерей Михаил был назначен на приход скончавшегося протоиерея Иоанна Горина. Рукоположил его епископ Рязанский и Зарайский Мелетий 10 июля (ст.ст.) 1897 года и назначил в Преображенский храм села Синульцы Касимовского уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Selishi...

Иностранцы о России. Михаил Феодорович, Алексей Михайлович   МИХАИЛ ФЕОДОРОВИЧ Неизвестный художник. Портрет царя Михаила Феодоровича Романова. Москва. XVIII век. В 1033 году Хиджры (1613 год) русские избрали падишахом Михаила. Народ выбрал его, и он направил послов в Ференгистан (Европу) заявить всем о своей дружбе. Таги Мирза — персидский историк, XIX в. Михаил Феодорович из древнего рода Романовых, отпрыск знатного происхождения, уже прославившийся военной доблестью, был единодушно избран править государством. Рейтенфельс Яков — курляндский дворянин, XVII в. По случаю сурового вечернего воздуха граф велел принести себе шапку, шитую серебром и золотом и подбитую соболями, и накрылся ею. Царю было угодно посмотреть ее. Он и снял ее с графа, осмотрел и надел себе на голову, а свою, черную, бархатную, обложенную сзади и спереди черными лисицами и немного жемчугом, надел на графа, который тотчас же снял ее и сказал в шутку: «Славно! Пусть всякий оставит у себя, что у него в руках!» Когда переводчик растолковал слова по-русски, Царю они понравились, и он не требовал назад своей шапки. Граф и не воображал того, тотчас же стал очень извиняться, что не думал о том в самом деле да и не знал, что ему неприлично иметь такие притязания и пользоваться шапкой, которой накрывался прежде Его Царское Величество. Ответ был тот, что Царю так угодно почтить графа, который и надел на себя эту шапку, изъявляя удовольствие. Гильденлеве Вольдемар — граф Шлезвиг-Гольштейнский, датский государственный деятель, XVII в. В последнее время, как большей частью в течение целого года и особенно в посту, Его Царское Величество очень занят церемониями своей религии. В минувшее Вербное воскресенье Его Царское Величество по старинному обычаю шел пешком — процессия, однако, была очень пышная — и вел лошадь, на которой ехал Патриарх в церковь, называемую Иерусалимом. Поммеренинг Карл — шведский резидент в Москве в 1647—1650 гг. (Царь и Царевич) потребовали, чтобы его люди, которые будут входить в покои, сняли свои шпаги, потому что у русских не водится, чтобы кто бы то ни было являлся с оружием пред царские очи. Ответ был таков, что Его Царскому Величеству нечего опасаться чего-нибудь враждебного: граф со своими людьми носит оружие не на Царя, а за Царя и для его обороны, так пусть это не будет ему противно. На этом и согласились.

http://pravoslavie.ru/1764.html

Михаил Феодорович Улазовский (Память 22 июля). Михаил Феодорович Улазовский воспитывался дома под благотворным влиянием благочестивой матери. В молодых летах он поступил на службу в Орловскую Судебную Палату, где потом занял должность секретаря, вел важные дела, всегда являлся защитником невинных, гонимых, обиженных. Он помогал бедным и отличался набожностью. Когда в Палате назначали заседание в праздник, то секретарь скорее соглашался платить положенный пятирублевый штраф за неприбытие, чем не помолиться в храме при совершении божественной литургии. Служебная карьера не соответствовала его душевному устроению. В чине коллежского советника он вышел в отставку и поселился в своем имении в селе Тулиголовы, Глуховского уезда, Черниговской губ. Тут он стал еще более благотворить тайно и явно. Когда не мог удовлетворить в данное время чьей-либо действительной нужды, то скорбел, плакал и старался нужду восполнить после. В своем селе к Успенской холодной церкви он пристроил каменный теплый храм во имя святителя Николая, в который вошла могила его матери. В с. Щебры, Глуховского уезда он пожертвовал лес на постройку храма, а частью своим же лесом помог постройке более 10-ти храмов. В своем селе давал лес на постройку домов для священника Успенского прихода, для волостного правления и для школы. Бедным крестьянам он строил хаты, отпускал дрова, муку, давал деньги, помогал странникам, благотворил монастырям и проч. Некоторым певчим своего храма, в поощрение их усердия, дарил небольшие участки земли. Не раз случалось, что Михаил Феодорович поедет в Глухов за получением процентов и вернется без денег: все раздаст в городе или дорогою. Больным на лечение он давал пособие, сумма которого иногда простиралась до сотни рублей. Кроме того, имел у себя довольно большую домашнюю аптечку, из которой бесплатно отпускал лекарства. Более 10-ти лет держал при себе фельдшера для помощи приходящим больным. Хорошо знавшие Тулиголовского помещика, считали его благотворительность на сотни тысяч рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Св. прмц. Вел. Кн. Елисавета Преподобномученица великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Российского Александра III. Видя глубокую веру своего супруга, великая княгиня всем сердцем искала ответа на вопрос: какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения. После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения. 5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого еще несколько минут назад живого мужа. В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Таин в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала государю прошение о помиловании убийцы.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Скачать epub pdf Глава 30. Великая княгиня Елизавета Феодоровна Через сутки после расстрела царской семьи, 5/18 июля была убита великая княгиня Елизавета Феодоровна вместе с несколькими своими царственными родственниками и с послушницей, всюду следовавшей за ней. Старшая, родная сестра императрицы, женщина смелая и великодушная, начала свою карьеру в период полного расцвета величия Русской империи и закончила ее в мрачных недрах одной пермской угольной копи, куда она была сброшена своими палачами после продолжительных скорбей и страданий. Будучи на восемь лет старше своей сестры императрицы, она с раннего детства получила от своей матери воспитание, подготовившее ее к духовной деятельности. Эта мудрая и нежная мать сумела внушить своим детям с их малых лет главный принцип христианства – любовь к ближнему. Елизавета Феодоровна вызвала самое искреннее расположение к себе в стране, заменившей ей ее отечество, совершивши множество благотворительных дел и в течение своей краткой жизни непрестанно заботясь о благополучии русского народа. На формирование духовного облика великой княгини, по собственному ее признанию, имел большое влияние пример Елизаветы Тюрингенской, сделавшейся чрез свою дочь одною из родоначальниц Гессенского дома. Современница крестовых походов, эта замечательная женщина соединяла в себе глубокое благочестие с самоотверженною любовью к ближним. Ее супруг считал ее щедрость расточительностью и иногда преследовал ее за это. Постигшее затем Елизавету раннее вдовство обрекло ее на скитальческую, полную лишений жизнь. После она снова получила возможность всецело посвятить себя делам милосердия. Высокое почитание этой царственной подвижницы еще при жизни побудило римскую церковь в XIII в. причислить ее к лику своих святых. Душа великой княгини с детства была пленена светлым образом ее прабабки. Замечательно, что вскоре после рождения великой княгини ее мать принцесса Алиса, женщина высокого и кроткого духа, по поводу данного ею дочери имени, писала королеве Виктории: «Мы любили Елизавету, потому что святая Елизавета была прабабкой Гессенского дома так же, как и Саксонского». Великая княгиня сохранила это имя и после принятия православия, избрав своею небесною покровительницею св. и прав. Елизавету (5 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Где Михаил Феодорович Романов с матерью инокиней Марфой нашел безопасное для себя убежище от преследований поляков в начале 1613 года? Источник Реферат на XV Всероссийском археологическом съезде в Новгороде, в заседании 26 июля 1911 года. Отзывы о реферате напечатаны в 6 «Известий XV Археологического съезда в г. Новгороде», в 1754 газеты «Россия», в 31 от 5 августа «Новгородских епархиальных ведомостей», в «Свете» и в других повременных изданиях. Приближается радостная для России трехсотлетняя годовщина царствования Дома Романовых. К этому юбилейному торжеству уже теперь обращены взоры всей России и даже Европы. В виду предстоящего грандиозного юбилея важно с исторической точностью установить и с возможной полнотой осветить разные эпизоды и моменты, относящиеся к обстоятельствам избрания и воцарения Михаила Феодоровича . При рассмотрении таких обстоятельств между прочим выступает вопрос о том, где юный боярин Михаил Феодорович Романов с матерью инокиней Марфой в начале 1613 года нашел безопасное для себя убежище от преследований и покушений поляков вследствие соборного в Москве избрания его на царственный трон российский? Господствующая в монографиях о Смутном времени в России и в учебных исторических пособиях аксиоматичность того представления, что таким убежищем для Романовых в начале 1613 года послужил Ипатьевский монастырь в городе Костроме, могла бы, по-видимому, исключать постановку и как бы дебатирование означенного вопроса – однако же не всецело и безусловно. Дело в том, [что] почти с начала XIX века даже до последних времен встречаются, хотя немногие, оппоненты в этой именно области, что, впрочем, не должно приводить в изумление при существовании подобных же прецедентов в сравнительно недавнее время. Небезызвестен ведь резкий выпад историка Н. Костомарова , который с упорством отрицал общепринятую фактичность великого патриотического подвига Ивана Сусанина, отнюдь не желая считаться с двумя грамотами царя Михаила Феодоровича: а) от 1619 года о пожаловании крестьянину Богдану Сабинину за службу и «за кровь тестя его Ивана Сусанина» из округа дворцового села Домнино половины деревни Деревенищ с полутора четвертями выти земли с обелением, или с освобождением, его и всего его потомства от всяких податей, кормов и разных поборов, и б) от 1633 года о пожаловании вдове Сабинина Антониде за подвиг И.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Слово в день памяти преподобного Серафима Саровского Скачать (MP3 файл. Продолжительность 15:13 мин. Размер 7.4 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 2-го января по юлианскому календарю, а по григорианскому – 15-го 1833 г. скончался великий угодник Божий преподобный Серафим Саровский. Современники на его могильном памятнике написали: «Жил во славу Божию семьдесят два года, шесть месяцев и двенадцать дней». А двадцать лет тому назад произошло новое второе обретение мощей этого великого русского святого. Как раз в этот день, 15 января 1991 г., православная Москва встречала их крестным ходом, и посреди зимы на морозе все запели Пасху. Пели не только от радости встречи с чудотворными мощами угодника Божия, но и от радости начала зримого исполнения его пророчеств. А по ним Россия должна будет возродиться как православная, сильное духом, держава. Значение пророчеств прп. Серафима и его самого для нашей страны и судеб всего Православия видели и понимали многие русские и нерусские люди. Так ду­ховник вл. княгини Елизаветы Феодоровны, немки по рождению и воспитанию, священномученик Митрофан (в монашестве архим. Сергий (Сребрянский)) вспоминал, что как-то он пришел в храм на Ордынку ранним утром и сказал: «Матушка, я видел сейчас сон – видение, которое не дает мне спокойно присту­пить к служению Литургии». И рас­сказал, что он видел как бы четыре картины. На первой бы­ла горящая и рушащаяся церковь. На вто­ рой – портрет императрицы Алексан­дры Феодоровны, который вдруг начинает покры­ваться со всех сторон белыми лилиями. На третьей картине – Архангел Михаил с огненным мечом. На четвертой – преподобный Серафим Саровский стоящий на камне с воздетыми в молитве руками. В ответ преподобномученица Елизавета спокойно сказа ла: «Вы видели, ба­тюшка, сон, а я расскажу Вам его значение. Первая картина означает, что скоро наша Церковь будет ох­вачена огнем и разрушится на глазах. Вторая карти­на говорит о том, что жизнь государыни нашей Александры Феодоровны будет покрыта мученической кончиной (именно это означают белые лилии). Архангел Михаил, стоя­щий с огненным мечом, говорит об огненных, грозных испытаниях, которые ожидают нашу Церковь и Россию. А преподобный Серафим Саровский, стоящий на камне, – означает, что ему дано от Бога особое молитвенное ходатайство за нашу Цер­ковь, за наш народ».

http://pravoslavie.ru/44107.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Главная Новости Фонд Материалы о новомучениках Службы новомученикам Слово новомучеников Книги Аудио Видео Отправить письмо в Фонд Баннер сайта   Наши материалы на   Яндекс Дзен   " Чтец смыслов "   " Живое слово "   Наш канал на You Tube   Наша страница в Telegram     Наша страница в Контакте     Священномученик Михаил Тихоницкий протоиерей 1918   Священномученик Михаил (Тихоницкий) Священномученик Михаил Тихоницкий. Икона Феодоровской церкви г.Кирова. Иконописец Екатерина Ильина. Священномученик Михаил Тихоницкий. Икона Феодоровской церкви г.Кирова. Иконописец Екатерина Ильина. 03.04.2024 5 апреля в 20:00 гостями программы «Светлый вечер» на радио «Вера» будут архимандрит Дамаскин (Орловский), научный руководитель Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», и протоиерей Максим Максимов, главный редактор книжной серии «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников. Разговор пойдет о новомучениках и исповедниках Церкви Русской, о почитании новомучеников, их духовном наследии и проекте «Живое слово» по созданию документальных фильмов о новомучениках. 31.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Научиться узнавать Христа. 23.03.2024 Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский). В Неделю Православия. 16.03.2024 В рамках реализации проекта " Живое слово " по созданию фильмов о новомучениках, вышел трейлер фильма " Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться неразрывно к совершенству " . 11.03.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Страшное и гибельное заблуждение. 06.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников – духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь. Интервью порталу bogoslov.ru . 05.03.2024 Проповедь архимандрита Дамаскина (Орловского) в неделю о блудном сыне. Воскресшая от духовной смерти душа. 27.02.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Дверь к покаянию. 05.02.2024 Проповедь архимандрита Дамаскина (Орловского) в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.

http://fond.ru/kalendar/person_page/icon...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Михаил Юрьевский (Блейве), сщмч. - житие Протоиерей Михаил Иванович Блейве родился 29 октября 1873 г. в Оллустфере (Олуствере), Феллинского (Вильяндиского) уезда Лифляндской губернии в семье псаломщика местной церкви Ивана Петровича Блейве и его жены Акилины Христофоровны (в девичестве Леат). В семье было еще две дочери – Александра и Вера. Несмотря на усердие к службе отца семейства, жили в скудости. Когда пришло время определять Михаила Блейве в школу, Феллинский благочинный протоиерей Кирилл Альбов выхлопотал ему казенное содержание в Рижском духовном училище. В 1894 г. Михаил Блейве окончил Рижскую духовную семинарию по 2-му разряду и как обладатель красивого тенора был оставлен в Риге певчим архиерейского хора и псаломщиком при Иоанновской церкви, «что в архиерейской мызе». В 1896 г. его переводят псаломщиком в рижскую Свято-Троицкую женскую общину. В 1899 г. он женился на дочери священника Любови Феодоровне Луговской, а 1 января 1900 г. Агафангел, епископ Рижский и Митавский, рукополагает его в священный сан. Местом священнического служения о.Михаила стал Гарьельский (Лаанеметса) приход Верроского (Выруского) благочиния. Он с большой энергией трудился на благо своего прихода: заботился о церковном пении, произносил прочувствованные проповеди, преподавал в школе, помогал бедным. В 1905 г. во время действий карательного отряда он берет под защиту невинно осужденных на смертную казнь. 20 февраля 1908 г. о.Михаил был переведен в Ниггенскую церковь (Ныо). Здесь он организует сбор средств в пользу храма, украшает его новой утварью. 7 декабря 1910 г. о. Михаил Блейве был назначен благочинным 1-го Юрьевского округа и несколько раз ездил в Ригу на съезды епархиального духовенства. С началом Первой мировой войны он проводит особые вечерние богослужения, дабы совершить сугубую молитву за ушедших на фронт, посещает и утешает плачущих матерей и жен. С 22 июля 1915 по 6 октября 1916 гг.

http://pravicon.com/info-2974

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010