Вот доказательство: в 1642 году князь Иван Андреевич Голицын хотел сесть во дворце выше князя Дмитрия Мамстрюковича Чер­касского; тогда дьяку велено было сказать Голицыну: «ты, князь Иван, тем князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского бесчестил; боярин князь Дмитрий Мамстрюкович человек великой». Почему, же так? Далее читаем: «честь их старая; в прежних летех бла­женной памяти при государе царе и великом князе Иване Василье­виче дядя его, боярин князь Михаил Темгрюкович Черкасской был в великой чести и прочее». 154 Таким образом Пожарский бил челом на Солтыкова не по своей мере. Род Солтыковых знамени­тее рода Пожарских. Пожарский первый положил начало славы сво­его рода; им же она и кончилась; но Солтыковы издавна занимали почетныя места в государстве. Ошибся Пожарский и в том, что почел низким для себя сказывать боярство Солтыкову: боярство поручали иногда сказывать по личному и родовому достоинству высшим тех, которые награждались боярством, и на это есть доказательство: в 1635 году «царь Михаил Феодорович велел князю Ивану Ан­дреевичу Голицыну, сказать боярство князю Петру Александровичу Репнину, по Голицын отказался и сказал, что родители его бо­ярства никому не сказывали. Тогда сам Государь сказал Голицы­ну: «По приговору государскому большие меньшим сказывают, а отечеству их тем порухи нет. При царе Иоанне Васильевиче боя­рин князь Федор Михайлович Трубецкой сказывал боярство Бо­рису Годунову, а у стола Борис Годунов с ним был и после того бывал меньше его; а и ныне многие сказывали меньше себя боярство: боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой сказывал боярство Семену Головину. И ты не упрямливайся, князь Петру бояр­ство скажи, и тем отечеству твоему порухи не будет.» Но Голи­цын не послушался и боярства Репнину не сказал. Государь велел его за это посадить в тюрьму на три дня. На четвертый день он послал сказать ему, чтобы он сказал боярство, что если не ска­жет, то его сошлют в ссылку, но Голицын отвечал: «в раззоренье и ссылке волен Бог , да Государь, а ему, князь Петру, бояр­ства не сказывать».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Обстоятельства рассмотрения Синодом и издания второй службы чудотворному Феодоровскому образу Богоматери изложены в отдельной статье , поэтому здесь мы отметим лишь основные моменты этой истории. Идея епископа Симона (Лагова) о создании новой службы в честь костромской святыни подразумевала одобрение текста этой службы Святейшим Синодом и его печатное издание, а это означало фактическое прославление чудотворной Феодоровской иконы во всецерковном масштабе: ведь до того времени (несмотря на глубочайшее почитание костромской иконы царским домом Романовых и публикацию самой краткой, так называемой проложной редакции Сказания в печатном Прологе 1662 года) Феодоровский образ Богоматери почитался лишь местно, локально — прежде всего в Костроме, а также в иных местностях, где пребывали чтимые списки со святыни. В своем доношении Святейшему Синоду от 3 февраля 1777 года епископ Симон, акцентируя внимание на роли иконы в событиях 14 марта 1613 года в Костроме, просил: «Не соблаговолите ли Ваше Святейшество повелеть Московской типографии оную напечатать, во-первых в особенных на кошт костромскаго собора книжицах весь выход, а потом и в самой мартовской месячной Минее, по примеру других Богородичных служеб, ибо как празнование сей иконе уставлено 14 марта по той причине, что в сей день в Костроме возведен был на всероссийский престол великий государь царь и великий князь Михаил Феодорович (о чем и воспоминания приложить я за благо судил в оной службе в пристойных местах и пристойным, кажется, образом), так потому и было бы не непристойно и небезполезно всей Российской Церкви помянутою службою, когда она в Минею включится, воспоминать великое оное благодеяние Божие, не к одной Костроме, но и ко всему отечеству нашему оказанное» . К доношению прилагалась рукопись с текстами службы и Повествования. Рассмотрение Синодом данного вопроса растянулось с марта по декабрь 1777 года. При этом текст службы был существенно сокращен и изменен во многих местах, а от публикации Повествования отказались вовсе. Мотивы такого решения в материалах Синода не отражены, но, возможно, текст Повествования сочли слишком объемным. В итоге 11 декабря Синод определил: «Оную исправленную в Святейшем Синоде службу Пресвятей Богородице, нарицаемой Феодоровской, отослать в Московскую типографскую контору при указе и велеть в той типографии по требованию преосвященнаго Костромскаго оную напечатать на кошт костромскаго собора…» . В синодальном деле тексту этого определения предшествует недатированный лист с перечислением основных изменений, внесенных Синодом: «В исправленной Святейшим Синодом и посланной в Московскую типографскую контору при указе Феодоровской Пресвятей Богородице службе, против присланной от преосвященнаго Костромскаго, перемены и прибавлении следующия. На велицей вечерни три чтения писаны все от слова до слова. После шестой песни вместо икоса писан икос же 10-й из Акафиста. Вместо повествования о явлении писано повествование из Пролога под числом 14 марта» .

http://bogoslov.ru/article/6193642

Сочинение удостоено премии Имени Государыни Императрицы Александры Феодоровны. 6) «Письма преосвященного Виктора Садковского, первого минского архиепископа» (150 писем), собранные и объясненные г. Рункевичем. Минск. Отпечатаны в «Минских Епархиальных Ведомостях» за 1891 г. 23 и 24, 1892 г. 1–12, 15–24 и в отдельных оттисках. 7) «Религиозные мотивы в сочинениях А.С. Пушкина», СПБ. 1899 г. и 8) журнальные довольно многочисленные статьи, из которых многие вошли в представленную на соискание Уваровской премии книгу о Св. Синоде, предварительно напечатанные в «Христианском Чтении». По исчисленным ученым сочинениям и изданиям г. Рункевич пользуется известностью в русской церковно-исторической литературе. Ими он достаточно подготовил себя к ученому предприятию – приступить к составлению подробной истории русской церкви под управлением Св. Синода. Началом успешного исполнения этого предприятия, положенным в издании первого тома «Истории», заключающего в себе обширное исследование и изложение происхождение и первоначального устройства Св. Синода, г. Рункевич составил себе имя в русской церковно-исторической литературе. Новый ученый труд г. Рункевича составляет весьма ценный вклад в церковно-историческую литературу о Св. Синоде и отличается выдающимися особенностями. Автор такого сочинения не может и не должен опасаться не только объективного обстоятельного научного разбора его труда, но и притязательной на строгость критики его недостатков, воззрений и отношений к другим исследователям. Всякого рода критические замечания относительно исследуемого автором предмета, не лишенные научных оснований, могут служить лишь к научному уяснению авторитета Св. Синода в русской церкви. Безвозвратно прошло время, когда возможны были опасения за авторитет Св. Синода от критических воззрений на его происхождение, историю и современное значение. Не могли и не могут колебать его церковного авторитета ни оппозиционные ему возражения Маркелла Радышевского и Арсения Мацеевича, ни полемические нападения на него заграничных иноверных писателей, публицистов и подпольной раскольнической и старообрядческой письменности, ни письма даже таких пользующихся мировой известностью писателей, как гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Что Господь есть создатель всего, чем мы окружены, что Он подобно любвеобильному отцу печется о всех тварях, как больших так и самых малых и ничтожных, дает пищу птенцам врановым, бережет траву сельную; что преимущественно пред всеми тварями любит он человека, украшает его всеми дарами любви, и приставляет к каждому из нас, при самом рождении нашем, особых ангелов хранителей; что мы лишились было и навсегда Господней любви и были осуждены на вечное от Господа удаление за преслушание заповеди Его в раю; но что Господь по бесконечной любви к нам грешным не мог видеть нас в таком жалком положении, и для нашего спасения не пожалел единородного Сына своего, который сделался таким же человеком как и мы, родился от святейшей Девы, тридцать три года с нами на земле жил, учил нас своему небесному учению, благодетельстствовал нам, исцелял больных, воскрешал мертвых и помогал бедным и несчастным, и за все это злобою человеческою вознесен на крест, но силою своего божественного могущества воскрес из мертвых и вознесся опять на небо к Отцу своему, обещал вечно пребывать с любящими его и придти со временем опять на землю, дабы отделить навсегда добро от зла и воздать комуждо по делом его, – скажите не обинуясь, рознятся ли чем-нибудь существенным наши зрелые развитые понятия обо всех сих предметах от тех понятий, какие имеют об них добрые и хорошо направленные дети? А между тем как все это легко привить в нежным и незапятнанным еще греховной скверною детским сердцам! Какой живой и вместе святой интерес могут иметь все эти предметы для юных и непорочных умов, и сколько удобных случаев может быть, когда мы с полнейшим успехом и на всю жизнь можем заложить в детские души сии спасительные и небесные истины! Нет, одним только нерадением и фальшиво предубежденным взглядом на религию можно объяснить ту беспечность и равнодушие к религиозным вопросам, какое у нас замечается в большинстве случаев при воспитании юношества, несмотря на то что иногда не жалеют тысяч, чтобы купить им всестороннюю образованность для воспитанников

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

— Васенька, — говорит он мне, — завтра, если буду жив, хочу особороваться маслом. Слышишь ли? — это моя воля. Иду ко Господу! 10-го числа особоровался маслом и простился со всеми. Романа — кучера с семейством отпустил на волю. Тут мы, семейно вчетвером в присутствии Ивана Михайловича, посоветовавшись, решились сделать еще консилиум и пригласить четырех докторов. Сделать о сем предложение больному предоставлено мне и Михаилу Феодоровичу. Лишь только помянули ему о докторах, — откуда взялись силы, — встал, сел и самым выразительным голосом произнес: — Вася, брат! отвергаю все… Ко Господу иду! — Мы вас не держим, но просим, чтобы вы послушанием успокоили нас и по отшествии вашем не оставили тоски о том, что мы вам предложили дозволенные, возможные средства, а вы их отвергнули. — Чтобы успокоить вас, слушаюсь. Делайте со мной что хотите, но завтра, если буду жив, еще хочу приобщиться Св. Таин… Можно ли это будет после лекарства? — Можно. Явились доктора. Пошла суетная работа… Наступило 11-е число — день отшествия праведника. С пяти часов утра перестали давать лекарство. В 9-м часу Феодор Яковлевич исповедался и приобщился Св. Таин. В 10-м часу выпил с нами две чашки чаю, походил по комнате, благодарил меня за участие и просил сегодня еще побывать у него. В конце 5-го часа пополудни, до кончины своей за 5 минут, из кабинета покойный прошел в столовую, потом в гостиную, спросил про меня, приехал ли я или нет. Потом сказал: — Дурно мне. Михаил Феодорович взял его под руку, провел в спальню, посадил на кровать. В ту же минуту больной потребовал крест с мощами. Ему подали. Перекрестился, поцеловал крест, взял его в руки, благословил всех и сказал: — Простите меня. Отхожу ко Господу моему! Устремив взор свой горе, крест приложил ко лбу и мирно, тихо отошел ко Господу. Через три минуты я приехал, но застал уже тело его мертво и бездыханно… Но, батюшка родненький, в эти минуты как описать вам мое утешение? Мысль — Феодор со Христом и у Христа теперь вечно царствует, блаженствует — исполнила душу, дух и все существо мое. Но что больше всего восхитило душу мою, это то, что 40-й день по исходе его придется на 19 апреля — на 1-й день Пасхи Христовой… На 3-й день было погребение. Тело было теплое; запаха ни малейшего. Предводители губернский, уездный, множество чиновников — все в мундирах. Певчие архиерейские весь хор — словом, это было торжество благочестия Феодора, а не похороны.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

На формирование мировоззрения Н. П. большое влияние оказала Отечественная война 1812 г. В 1814 г., после вступления союзников во Францию, имп. Александр I разрешил младшим братьям приехать в армию. В апр. 1814 г. Александр I советовался с Марией Феодоровной относительно целесообразности посещения вел. князьями Голландии, Великобритании, Швейцарии. В июне по приглашению принца Виллема Оранского, буд. кор. Виллема (Вильгельма) II, Н. и Михаил посетили Брюссель, Гаагу, Амстердам. В февр. 1814 г. в Берлине внимание Н. П. привлекла старшая дочь прусского кор. Фридриха Вильгельма III и покойной кор. Луизы принцесса Фредерика Луиза Шарлотта Вильгельмина, ставшая впосл. его женой. В 1815 г. Н. П. вновь побывал во Франции. 29 авг., во время парадного смотра в Вертю, он впервые командовал 2-й бригадой 3-й гренадерской дивизии, а 24-25 сент. вел. князья участвовали в смотре австр. войск в Дижоне. 10 окт. 1815 г. они прибыли в Берлин. Во время торжественного обеда имп. Александр I и кор. Фридрих Вильгельм III провозгласили тост за здоровье помолвленных Н. П. и принцессы Шарлотты. Закрепление династическими узами союзного договора России и Пруссии отвечало политическим интересам обеих стран. 9 мая 1816 г. Н. П. отправился в поездку по юж. губерниям России в сопровождении генерал-адъютанта П. В. Голенищева-Кутузова. 27 июня он присутствовал при спуске 74-пушечного корабля в Николаеве. Проездом из Николаева в Одессу 11 июня 1816 г. он посетил Ольвию, приняв участие в археологических раскопках, затем побывал в Крыму. Осенью 1816 - зимой 1816/17 г. состоялось еще одно образовательное путешествие Н. П. в Германию и Великобританию. 13 сент. он отбыл из Павловска, 21 сент. прибыл в Берлин, где провел более 3 недель. 15 окт. Н. П. продолжил путешествие, посетив в Веймаре сестру Марию Павловну. 6 нояб. он прибыл в Лондон; в программу пребывания помимо офиц. визитов и приемов входили осмотр промышленных предприятий Лондона, Бирмингема, Манчестера, а также 2 ознакомительные поездки - в Шотландию с посещением Эдинбурга и в Ливерпуль, Плимут и Портсмут.

http://pravenc.ru/text/Николай I ...

Главная задача школы библейской филологии — научить читать Священное Писание в оригинале ПРОСТРАНСТВО ЦЕРКОВНОГО И СВЕТСКОГО Главная задача школы библейской филологии — научить читать Священное Писание в оригинале Работа преподавателя не может быть бесплатной — поэтому с самого начала занятий в Школе библейской филологии предполагалось, что учащиеся будут вносить небольшое пожертвование. Однако в этом году проект получил помощь фонда Президентских грантов. Примечательно, что поддержку проекту оказали такие серьезные научные центры, как кафедра библеистики СПбГУ, Институт восточных рукописей РАН, Санкт-Петербургская духовная академия, Русская христианская гуманитарная академия. Теперь слушатели компенсируют только часть затрат на организацию и проведение занятий. Однако если у человека совсем нет денег, можно заниматься и бесплатно. В этом учебном году в Школе библейской филологии в дополнение к изучению древних языков и занятий по Ветхому Завету открылось третье направление — лекции ведущих специалистов в области библейских исследований: как представителей светской науки, так и преподавателей Духовных академий. Предполагается, что до июня 2018 года в просветительском центре Феодоровского собора можно будет прослушать двадцать лекций из разных областей изучения Священного Писания. Например, лингвист Михаил Селезнев, в течение долгого времени бывший заведующим кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры, расскажет о кумранских рукописях, доцент кафедры истории Древней Греции и Рима Алексей Пантелеев будет рассуждать о феномене раннехристианского мученичества, преподаватель кафедры истории и филологии Древнего Востока Института восточных культур и античности РГГУ Яков Эйделькинд раскроет тему обмана в библейском материале на примере патриарха Иакова, а преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Евгений Горячев — тему крови в Пятикнижии. Каждая лекция будет записываться на видео и выкладываться в свободном доступе для просмотра на сайте Феодоровского собора и на УоиТиве.

http://texts.aquaviva.ru/aquaviva/

Иногда даже благонамеренные воспитатели не чужды этого предрассудка, и из какой-то ложной боязни за детей и ложного об них раденья, предпочитают занимать их самыми пустыми, бессодержательными и баснословными вымыслами, чем питать их душу и ум светлыми и животворными истинами религий. Этот предрассудок происходит главным образом от незнакомства самих воспитателей с духом религии и от непонимания ее сущности. Религия Христова, при всей необъятности и возвышенности своей, в главных истинах своих необыкновенно проста и близка к чистым сердцам и непорочным душам, каковы именно и суть детские души. А когда эти всесторонне образованные юноши делаются растленными и грязными существами, нетерпимыми даже ни в каком порядочном обществе, и всюду разносящими с собою зловонную заразу самых нелепых верований и отвратительных пороков; то воспитатели не могут надивиться, почему бы это могло случиться, и для успокоения своей совести относят все это к духу времени, с которым будто бы невозможно бороться. Но едва ли можно обмануть таким доводом свою совесть. Она все-таки со временем раскроет этим нерадивым воспитателям во всей ужасной правде, до какой степени они виновны в погибели и растлении своих любимцев, на воспитание которых они не щадили тысяч, но забывали только о религии, т. е. не хотели создать в их душе того, что собственно и делает человека человеком, – существом богоподобным и возвышает его над всем окружающим его миром. Но довольно о сем. Предложим несколько хотя общих правил для руководства при воспитании религиозного чувства в детях. Первое и самое надежное средство в сем случае есть живой пример воспитателей и наставников. Когда дети и воспитанники видят в ваших глазах, в вашей речи и поступках и во всем вашем поведении само собою сказывающееся религиозное, чувство, то это имеет на них неотразимое влияние; как потому – что душа человеческая по богоподобной природе своей, естественно и сама собой устремляется к Богу – когда она непорочна и невинна, так и потому, что дети на все, что видят и слышат около себя смотрят так, что иначе сему и быть нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Не надейтесь, однако же подействовать на детей лживою религиозностью и фарисейством, т. е. поддельным так сказать, напускным благочестием. В этом случае непосредственная детская натура обладает необыкновенно тонким чутьем, и по истине удивительно умеет отличать лож от правды. Только искренне благочестивое одушевление может возжечь в них неугасимый огонь религиозного чувства. В особенности вдохновенный взор и сердце матери может многое здесь сделать. «Благодарю тебя любезнейшая мать, говорил один благочестивый учитель, даже спустя уже сорок лет по смерти своей матери, – я вечно останусь твоим должником! Когда замечал я твой взор, твои телодвижения, твое хождение пред Богом, твои страдания, твои молчания, твои дары, твои труды, твою благословляющую руку, твою тихую и постоянную молитву; то с самых ранних лет каждый раз как-бы вновь возрождалось во мне жизнь духа, – чувство благочестия; и этого чувства после не могли истребить никакие понятия, никакие сомнения, никакие обольщения, никакие вредные примеры, никакие страдания, никакие притеснения, даже никакие грехи. Еще живет во мне эта жизнь духа, хотя уже более сорока лет, как ты оставила временную жизнь». Так глубоки впечатления детства и так силен пример воспитателей!... Другое не менее важное средство к возбуждению и укреплению религиозного чувства в детях состоит в том, чтобы сами они упражнялись в благочестивых и религиозных делах. Пусть они ходят с нами в храмы Божии, услаждаются их благолепием, слушают здесь священные песни и чтение слова Божия; пусть чаще приступают – к святейшим таинствам причащения и покаяния, пусть участвуют в наших домашних молитвословиях и молебных пениях, пусть приучаются творить милостыню во имя Иисуса Христа, и научаются любить ближних, как братьев о Христе Иисусе. Благоразумный и искусный воспитатель не пропустит ни одного случая, чтобы заронить в детское сердце святое семя религии. Потрясено ли оно какими-нибудь прекрасными картинами природы, или размягчено каким-нибудь трогательным случаем, или возбуждено каким-нибудь благочестивым семейным праздником, – воспитатель всем пользуется, чтобы приучить дух своих воспитанников устремляться к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Желая избежать прямого правления Делагарди и стремясь не допустить присяги жителей Новгорода швед. королю (что включило бы «Новгородское государство» в состав Швеции), кн. Одоевский Большой и И. с первых дней оккупации активно продвигали идею об избрании представителя швед. династии Ваза на московский стол. В ходе переговоров обсуждалась кандидатура Густава Адольфа, затем Карла Филиппа. Одновременно новгородские власти установили связи с руководителями 1-го (кн. Ф. Т. Чёрный-Оболенский, С. Е. Отрепьев) и 2-го (кн. Д. М. Пожарский и др.) ополчений, поддержавшими идею приглашения Карла Филиппа. Сохранилась грамота И. в Ярославль, призывающая власти 2-го ополчения избрать на рус. престол швед. королевича (РНБ. Q.IV.17. Л. 487 об.- 492). Кн. Чёрный-Оболенский, настаивая на переходе принца в Православие через перекрещивание, говорил о данном Карлом IX обещании крестить Карла Филиппа в случае утверждения его на троне в Москве. Однако тема повторного крещения принца почти не представлена в документах. Как показала Е. И. Кобзарева, этот вопрос не затрагивался в текстах, исходивших от новгородской стороны, в т. ч. от И. У Делагарди появились основания информировать швед. короля о готовности новгородцев избрать Карла Филиппа без изменения вероисповедания ( Кобзарева. 2008). 15 нояб. 1612 г. руководители 2-го ополчения известили И. об освобождении Москвы и о созыве Земского собора для избрания царя. В 1613 г. царем был избран Михаил Феодорович . Новый правитель первоначально не пользовался популярностью в Новгороде, его считали ставленником казацких мятежников, к-рых опасались. Летом 1613 г. Делагарди добился приезда Карла Филиппа в Выборг, рассчитывая на прибытие туда новгородских властей. Однако И. и кн. Одоевский Большой в Выборг не поехали, поскольку не стремились к отделению «Новгородского государства» от Москвы. Переговоры окончательно зашли в тупик после отказа Карла Филиппа занять рус. трон. Делагарди выдвинул кандидатуру его брата Густава II Адольфа, ставшего к тому времени швед. королем. Несмотря на давление Делагарди, позднее Горна, И. и кн. Одоевский Большой никогда не присягали швед. правителям.

http://pravenc.ru/text/2001546.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010