Видно из сказанного доселе, именовались ли до сего времени, не скажем, Вера, а и те самые внешности, о которых настоят челобитчики, и которым якобы вновь их учат исправленные книги. Виновна ли истина Веры в том, что не слыхали о ней до сего времени челобитчики, хотя они и не Мордва или Черемисы? 57) «А мы Богомольцы твои Государевы, аще и многогрешны, но обаче держим истинную Православную Веру Христианскую самим Господем нашим Исусом Христом преданную, и Святыми Отцы седмию вселенскими Соборы утвержденную, непоколебимо и нерушимо.» Если Вера их в том, в чем они высказали ее выше; то это весьма унизительно для Православной Веры, будто бы она состоит в том только, в чем, вопреки Слову Божию, поставляют ее челобитчики. В наше время справедливее уже стали говорить о себе мнимые старообрядцы, что они только старообрядцы, а не староверы. Но и обряды их, как видели мы выше, не старые, а новые, пред тем только временем начавшиеся. Истинно старые обряды те, кои пишутся в книгах новоисправных. 58) «То же предание, которое по се время держаша Прародители Твои Государевы, Благоверные Цари и Великие Князи, и Отец Твой Великаго Государя Благоверный Государь наш Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Руссии.» Не так говорил об этом сам Царь Михаил Феодорович и предки его. В Послесловии при Требнике, напечатанном при Царе Михаиле Феодоровиче и отце его Патриархе Филарете в 7132 (1624) году, пишется 168 : «Слышавше Благочестивейшие Пастырие они, Богом венчанный Царь Михаил Феодорович и Отец Его Святейший Патриарх Филарет много некое и преизлишно в Божественных разногласие, еже и заповедем Господа нашего Иисуса Христа не сличное стихословие: и о сем разумно внемлюще и помышляюще, откуда есть вина толикаго разгласия Божественных Писаний, точию за небрежение и леность и неведение Божественных Писаний всякое несогласие и несостояние в Церковном соединении случашеся, и тако самоволен тернием небрежения путь новый покрывашеся. И повелеша от градов книги харатейныя добрых переводов древних собрати и в свидетельство Божественных Писаний благоразсудный свой совет преподавати, и от тех древних Божественных Писаний стихословие исправляти, яже неисправлением от преписующих и многолетных обычаев погрешена быша.» В Послесловии в Минее, напечатанной при том же Патриархе в 7131 (1623) году, сказано 169 : «Отцы и братия, яко хотяще Святую сию книгу глаголати или приписывати, любезно молим вас, милостиви нам будите и незазорливы ума нашего грубости и неразумию, аще за немощь прегрешений наших и недоумением сократися, или приложися, или отменися, сами исправляйте благоволением и действием Святаго Духа 170 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Далее. В целях достижения внутреннего благосостояния своего государства царь Михаил Феодорович очень много заботился об образовании в России и о насаждении в ней фабрично-заводских производств. Московское правительство тогда стало на льготных условиях призывать в Россию промышленников-иностранцев, руководясь стремлением привить в государстве разные промыслы, до тех пор неизвестные в ней. Среди промышленных иностранных мастеров и фабрикантов появились на Руси прежде всего «рудознатцы», оружейники (в Туле), литейщики, часовщики; при помощи иностранцев у нас тогда были устроены заводы железоделательные, медно-плавильные, стекольные, кожаные и кирпичные. Торговые льготы и вообще гостеприимное отношение к иностранцам со стороны московского правительства, ожидавшего от них экономической пользы для государства, привлекали в Россию много иноземцев 3 . Немецкая слобода в Москве (на правом берегу Яузы близ ее устья) теперь разрослась: в ней было до тысячи семейств только протестантских исповеданий, которым как чуждым религиозной пропаганды оказывалось благосклонное отношение, между тем к католикам в Москве относились более чем неприязненно. Царь Михаил Феодорович положил начало развитию у нас фруктового, цветочного и аптекарского производства. В кремлевских дворцовых садах появились новые в России растения, между прочим, заграничные розы. Далее, в отношении к европейским государствам Михаил Феодорович заботился вообще о поддержании дружественных отношений. Впрочем, под конец его царствования, когда Московское государство с торжеством вышло из различных внешних и внутренних затруднений, многие иноземные государи и сами спешили вступить в самые близкие отношения с царем Михаилом. Так, датский король старался поддержать и упрочить прежние свои связи с Московским государством, шведский король Густав Адольф из врага обратился в доброго соседа и старался войти в тесный союз с московским государем. Французский король Людовик XIII, с которым Московское государство впервые обменялось посольством при царе Михаиле Феодоровиче, приглашал его к союзу против Германии. Для ознакомления с современным положением в иностранных, особенно соседних, государствах постоянно были доставляемы из Новгорода в Москву «вестовые письма» вроде рукописных газет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В одно время был я за монастырскими воротами; туда же вышел и монах Аарон. Я и сказал ему, что Преосвященный наш положил непременное намерение выехать отсюда в Новгородскую епархию; а отец Аарон на сие сказал мне: «Что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему выезжать отсюда». Монаха Аарона Преосвященный весьма почитал за строгую, подвижническую жизнь. После я сказал Преосвященному, что говорил отец Аарон, а Преосвященный спросил меня: «Точно ли говорил отец Аарон такие слова?» Я сказал, что точно говорил. «Ну, так я же и не поеду отсюда», – сказал Преосвященный; взял просьбу и разодрал. Он часто говаривал: «Я непременно выехал бы отсюда, но жалко мне город Елец оставить: я весьма люблю Елецких жителей и замечаю, что в нем много благодетельных людей, и будто бы я родился в нем». Особенно благоволил он к дому Елецкого купца Григория Феодоровича Ростовцева, который был муж воздержный и набожный. Преосвященный нередко говаривал о доме его точными словами: «Нам, чернецам, надобно учиться добродетельной жизни из дому Григория Феодоровича Ростовцева». У Григория Феодоровича было два сына, Димитрий и Михаил, кои безбрачную жизнь провождали. Димитрию преосвященный поручал продавать подаренные ему на рясы шелковые материи и прочее, также и какие надобности случалися для келлии, он же покупал Преосвященному, ибо преосвященный имел к нему особенную доверенность и весьма радовался, когда тот приезжал к нему, и много разговаривал с ним о должности христианской жизни. Когда же приезжал в Елец, то иногда останавливался в келии Димитрия Григорьевича, который келейную жизнь провождал. В 1779 году, когда Его Преосвященство уже в последний раз был в Ельце, то в его же келии квартировал. Преосвященный тогда уже крайне ослабевал здоровьем и потому уже не мог беседовать с приходящими гражданами; а в прежние приезды, будучи здоровым, он много с ними разговаривал и радовался, что стекаются к нему граждане и ищут от него душеспасительных наставлений. Они же, в знак своего усердия к Его Преосвященству, приносили ему рыбы, хлеба и прочее, он принимал, но все отсылал к содержащимся в тюрьме, а себе ничего не оставлял, а только скажет мне: «Возьми себе калачей на дорогу, а мне ничего не надобно».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Юсупов, Джунковский, Родзянко, Тютчева, Гучков и т.д ненавидели конкретного человека - крестьянина Григория Ефимовича Распутина-Нового. В отличие от них Елизавета Феодоровна относилась с крайней неприязнью не к живому, реальному человеку, а к фантому, несуществующему миражу, наваждению. Этот мнимый образ был слеплен в её воображении из сплетен Тютчевой, лживых донесений агентов Джунковского, безответственных, пустых брошюр Новосёлова. Уважаемый богослов, духовный писатель и ревнитель благочестия Михаил Александрович Новоселов, как и епископ Феофан (Быстров), позволил увлечь себя духу слепой неприязни, безпочвенных претензий, несоразмерного полемического запала, ложно понимаемой ревности. К сожалению, он пользовался авторитетом и уважением в среде образованных людей, и его брошюрам о Григории Распутине верили. Не исключением была и Елизавета Феодоровна. Откровения Новоселова она принимала за чистую монету, как человек искренний и доверчивый, и, наверное, немного наивный. Под действием ядовитой информации, которая в изобилии поступала отовсюду и ото всех, Елизавета Феодоровна, конечно, не знала и не понимала, кого она так настойчиво отвергала в действительности. В вопросе о Распутине она не смогла преодолеть в себе чувство отвращения, не смогла разорвать путы всеобщего ослепления и подняться выше ядовитого облака сплетен и пересудов, не смогла преодолеть себя и лично познакомиться с крестьянином Григорием, как она поступила по отношению к убийце своего мужа. Это, конечно, следовало бы сделать, переступить запретную черту, чтобы воочию убедиться только в одном - под неприятным для нее мифическим образом Григория Распутина находился совершенно иной человек, нежели тот, которого она представляла себе из рассказов своего окружения. Но она этого не сделала. Всякому, кто познакомился с жизнью преподобномученицы Вел. княгини Елизаветы Феодоровны невозможно усомниться в ее искренности, высокой нравственности, чистоте идеалов и помыслов, честности и любви по отношению к Царской Семье, России и Русскому народу. В том, что она не любила уродливого монстра, созданного больным воображением толпы, ее винить нельзя. Гораздо более серьезные основания для претензий к Елизавете Феодоровне связаны с её нежеланием поверить родной, горячо любимой сестре и ее Державному супругу. У Елизаветы Феодоровны не было оснований им не доверять.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/30/...

Познакомился Михаил Васильевич со Старцем до революции. В те времена был обычай – на Пасхальной неделе ходить с иконами по домам. На бабушку Марию была наведена сильная порча, и, когда икону внесли в дом, ей стало так плохо, чуть не умирала, лежала замертво. Один мужчина сказал: «Михаил Васильевич, от этой болезни лечит Сергей Федорович Борисов из деревни Павшино». Михаил Васильевич поехал и с тех пор ничего без благословения Старца не предпринимал. Марию Старец лечил долго, а потом сказал: «Уезжать вам нужно отсюда, здесь исцеления полного быть не может. Я из Марии выгоняю бесов, а соседка гонит к вам без конца – она в этом «искусстве» самого Киприана превзошла» (Священномученик Киприан – знаменитый волхователь, обратившийся потом в веру Христианскую и принявший за нее мученическую смерть). Много лет прошло, пока дед Анисимов смог осуществить совет Старца. Пришлось пережить и раскулачивание, и гонение. Раскулачили Анисимова без всяких оснований – наемных рабочих у него не было, а вот семья была очень трудолюбивая, водки в доме не водилось и жили в достатке. По зависти донесли на них. Приехал дед к Старцу, а тот и говорит: «Михаил Васильевич, все отобрали?» «Все, батюшка», – отвечает дед. «Ну, это не твое!» Так «утешил» старец, а сам помолился. И пришла бумага из Москвы о незаконности раскулачивания. С приказом вернуть все. Но вернули только дом да сараи – и то слава Богу! Вскоре Старец велел деду Анисимову уезжать в Тулу. Анисимов устроился в «скорой помощи” сторожем, а жить было негде – спал под котлами и жену не мог взять к себе. Но по молитвам Старца встретил его один знакомый, имевший доступ к власти, и помог получить комнату. Потом уже дед накопил денег, купил дом в Мясново, в котором по сю пору живут его внучки. Как-то Михаил Васильевич пришел с дочерью к Старцу, а на руках Ариши сидел маленький братик Иван. Глянул Старец на ребенка и сказал: «Это сынок твой?» «Сынок, батюшка, сынок». «Ну что ж, помрет – поплачете, а жив будет – порыдаете». Тогда не поняли отец с матерью, о чем сказал Старец, да и кто пожелает смерти своему ребенку! Но подрос Иван, и сказанное Старцем начало сбываться. Сначала связался с дурной компанией, а потом исчез. Много лет родители плакали, не зная, где он и что с ним. Потом объявился и оказалось – был в тюрьме. Но и вернувшись домой, сам не жил, и никому житья не давал. Страшно дебоширил, чуть что – за топор хватался, а сам плакал, рыдал: «Держите меня, мамашенька, я могу что-нибудь плохое натворить». В конце концов сгинул окончательно. То-то порыдали о нем, много лет рыдать пришлось!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но кроме указанных нами разного рода сукон, причт сего собора получал от милости царской платье готовое или товары на платье, причем до 1632 г. эта дача не была какою-либо определенною статьею содержания дворцового духовенства, а имела скорее характер случайный и совершалось или по личному усмотрению государя, в знак особого расположения к известному лицу, или же по челобитной последнего. Так, 25 апреля 1620 г. царь Михаил Феодорович пожаловал ключарю Перфилию 5 арш. тафты виницейской червчатой по 25 алт. арш. «за ключарскую службу», – следовательно, по личному благоусмотрению, в знак награды 1585 , а преемник Перфилия ключарь Никита получил 25 мая 1625 г. 9 вершков бархату черного в рубль и пару соболей в 2 р. по своей челобитной 1586 . Особенно часто делались подарки царские священнику Ивану Наседке, несомненно, в знак признательности царя к его литературным заслугам. Так, например, в 1624 г., по именному приказу, дано было Наседке на охабень 14 арш. зуфи вишневого цвета – ценою в 7 р. 1587 , мая 2 – киндяк светлолазоревый – ценою 23 алт. 2 д. 1588 , в 1625 г. бобр черный в 3 р. 10 денег 1589 , августа 29 на шубу 5 арш. тафты виницейской двоеличной, шелк червчат, да лазорев, по 26 алт. по 4 д. арш., да цки куньи и русачьи, ценою 11 р. 48 алтын 1590 . И все это дано было ему по именному приказу государя: и только по собственной челобитной, дано было Наседке в марте 1625 г. его жене на летник 10 аршин камки адамашки лазоревого цвета по 24 алт. по 2 д. арш. в приказ. Другой соборный священник Яков также нередко получал от царя Михаила Феодоровича и товары на платье и уже сшитую на казенном дворе одежду, как например, в декабре 1625 г. по подписной челобитной шубу кунью, крытую тафтою двоеличною – шелк червлен да лазорев, опушенную черным русским бобром 1591 ; а в 1628 также шубу кунью, крытую сукном аглинским гвоздичного цвета 1592 . По примеру священников, и дьяконы Благовещенского собора также входили к царю с челобитными о даче им материалов на платье, как себе, так и членам своей семьи. Так, например, 2 сентября 1625 г. дьякон Кирилла по подписной челобитной, получил себе на однорядку 5 арш. сукна настрафилю лазоревого цвета 1593 ; точно также в 1631 г. дьякону Якову Перфильеву по его челобитной был сделан кафтан и другое платье, ценою в 9 р. 21 алт. 1594 Входя в семейное положение дьякона Архипа, снисходя к челобитному прошению сего дьякона, жаловавшагося на свою скудость, происшедшую от пожара и воров. и просившего дать ему «ради своего государскаго многолетняго здравия» сукна багрецу на опашень и тафты на шубку для сговоренной замуж его «родной сестренки-девки», царь Михаил Феодорович велел дать ему 5 аршин сукна аглинского червленого 1595 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

На третий же день после собора отправлен был от бояр к панам гонец Борняков с такою грамотою: «Только вперед великого государя нашего именованье станете писать не по его царскому достоинству или станете его укорять, или порубежных городов державцы станут писать не по его царскому достоинству, не по тому, как написано в нынешних посольских записях, а ваши послы с таким полным именованьем у московских послов запись взяли, да и в своей записи ваши послы государя нашего именовали великим государем, а королевича написали везде королевичем, а не царем: и только теперь королевича станут писать не по посольскому договору, то мы, царского величества бояре, последнее вам объявляем, что мы, бояре, и все люди Московского государства больше того вам терпеть не будем и, прося у Бога милости, за честь великого государя стоять и ваши неправды мстить будем. 2 февраля 1622 года возвратился Борняков из Литвы и привез боярам грамоту от панов: в этой грамоте король был написан не по прежнему обычаю, с прибавочными титулами и обладателем; о королевиче написали, что его выбрали царем бояре и вся земля и крест ему целовали, «и теперешний государь ваш Михаил Феодорович, будучи стольником, с вами и с другими стольниками, товарищами своими, королевичу присягнул на верность и подданство», и этого у королевича отнять нельзя, если же боярам надобно, то они бы об этом королевичу били челом и просили сами. Царь Михаил Феодорович написан был в грамоте просто, без государского именованья; про царя Ивана Васильевича написаны укорительные слова, что он родился от княжны Глинской, которой отец польскому королю изменил, и теперь Глинские князья служат королю. На пограничных урядников, которые о государе писали непригоже, паны управы не дали и в грамоте своей ничего об них не писали; в задорных делах и обидах также расправы не сделали, писали только, что если бояре хотят вести переговоры о государских титулах, о королевичевом именованье и о вечном докончанье, то пусть высылают для этого великих послов на рубеж между Вязьмою и Дорогобужем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В одном из залов выставочного центра верующие смогут поклониться православным святыням из разных регионов России, в том числе Феодоровской иконе Божьей Матери, которой был благословлен на царство первый царь династии Романовых — Михаил Федорович. На выставке будут представлены более ста монастырей, десятков храмов из России, Украины, Белоруссии, Сербии и Греции. Международная православная выставка открывается в среду в Петербурге, сообщает Интерфакс-религия со ссылкой на организаторов вернисажа. В одном из залов выставочного центра верующие смогут поклониться православным святыням из разных регионов России, в том числе Феодоровской иконе Божьей Матери, которой был благословлен на царство первый царь династии Романовых — Михаил Федорович. На выставке будут представлены более ста монастырей, десятков храмов из России, Украины, Белоруссии, Сербии и Греции. Свое творчество представят также православные поэты, писатели, музыканты и исполнители. Выступят фольклорные ансамбли, хоровые коллективы. В рамках выставки будет действовать книжная лавка с раритетными изданиями христианской литературы. Работа выставки продлится до 19 июня. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-sankt-peterburge-otk...

Когда же и он скончался, а царевич Дмитрий – тоже сын Грозного убит был злодейскою рукою в Угличе; то погасла последняя отрасль древних царей русских, и на престол вступил, по народному избранию, боярин Борис Феодорович Годунов. Народная молва обвинила его в убийстве царевича Дмитрия, и эта молва окрепла даже в истории русской, хотя преступление Годунова, не доказано пред судом строгой исторической критики. Да будет ему судьей сам праведнейший Господь Бог! Но все же дом Годунова не утвердился на престоле русском. Сам он внезапно скончался, а сын его убит в народном мятеже. Затем восходит на престол царей русских самозванец Лжедимитрий, объявивший себя спасшимся царевичем Дмитрием Угличским. По убиении этого обманщика возводится на престол партией своих приверженцев князь Василий Иванович Шуйский, который и четырех лет не мог усидеть на престоле русском. Является второй самозванец, известный в нашей истории под именем Тушинского вора, а по свержении князя Шуйского настала так называемая семибоярщина, т. е. Москва за всю Россию присягнула на некоторое время верховной думе, состоящей из семи знатнейших бояр. Вот это время и было самое опасное и мятежное. Народ русский распался на враждебные партии. Одни хотели подчиниться второму самозванцу, другие хотели пригласить на престол русский неправославного польского короля, и только третья, можно сказать истинно русская партия, во главе которой стоял патриарх Гермоген, хотела непременно, чтобы избран был на престол русский кто-нибудь из лучших и православных русских бояр. Господь помог превозмочь этой третьей партии, и на престол русский вступил родоначальник ныне царствующего дома Романовых – Михаил Феодорович. Но пока это случилось, пока не усмирены были русские мятежники и не прогнаны были из Москвы засевшие в ней и зверствовавшие там поляки сильною дружиною нашего родного князя Дмитрия Михайловича Пожарского, – Россия волновалась подобно бурному морю. Потоки русской крови лились беспрерывно, всякие грабежи и насилия совершались невозбранно не только по отдаленным городам, глухим селам и деревням, но и в самой столице.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

XVII в. резко ухудшили состояние монастырского хозяйства, углубили процесс разорения и запустения селений. К. м. был захвачен войсками полковника Самуила Коброна, двигавшимися со стороны Пскова. В описи Новгорода 1617 г. нет свидетельств разрушения монастырских построек: кроме каменных храмов упоминаются игуменская и 4 братские кельи, изба для слуг, 2 житницы с запасом хлеба, бобов и гороха, конюший и коровий дворы за пределами ограды. В мон-ре проживали «вкладчики и не вкладчики» - всего 21 чел. (Опись Новгорода. 1984. Ч. 1. С. 94-95). После освобождения Новгородской земли К. м., как и др. обители, причислили к разряду ружных с ежегодной денежной выплатой в размере 10 р. (Там же. Ч. 2. С. 288; Гневушев. 1911. С. 134). В 1624 г. царь Михаил Феодорович подтвердил права К. м. на вотчины в Шелонской и Водской пятинах, право на рыбную ловлю в оз. Ильмень и р. Веряже и освободил мон-рь от податей и оброков, а крестьян от гос. повинностей, кроме выплат ямских денег, поставки стрелецкого хлеба, городского и острожного дела, а также от суда новгородских наместников ( Курдюмов. 1908. С. 27). В 1632 г. по просьбе братии царь Михаил Феодорович выделил необходимые средства для проведения в К. м. ремонтно-строительных работ ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 477). Во 2-й пол. XVII в. значительно возросли гос. повинности обители. Монастырских крестьян грабили подьячие, стрельцы, забирали на «государев обиход» рыбу, брали деньги на жалованье «ратным людям» ( Курдюмов. 1908. С. 132; ДАИ. 1869. Т. 9. С. 174). В 1661-1662 гг. Августин Мейерберг, проезжавший через новгородские земли в составе австр. посольства, зарисовал К. м. со стороны оз. Ильмень (Альбом Мейерберга. 1903. Рис. 17). На рисунке схематично, но весьма правдоподобно изображены 2 храма и деревянные постройки в юго-зап. части обители. Две из них - с соломенными покрытиями, одна - с тесовой кровлей. Многоугольная с шатровым завершением бревенчатая постройка - конная мельница, каких в XVII в. при мон-рях было довольно много.

http://pravenc.ru/text/1841457.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010