Послание 85(273). К Михаилу, синкеллу Святоградскому 266 Пишу к тебе, почтенный, теперь, когда мне, по воле Божией, случилось найти письмоносца; и из самого заключения нашего я намеревался сделать это, и не однажды, а дважды, или может быть, несколько раз; ибо, хотя вы из другой страны, но по образу мы едины. Так как мы рождены одною Матерью усыновления и приняли один образ истинной веры, являемся братьями и согражданами, имеющими главою Христа, Которого мы тело и «порознь – члены» ( 1Кор.12:27 ), то мы обязаны и сорадоваться друг другу в благоприятных обстоятельствах, и сострадать в горестных. Но каким образом вас, отправившихся в другое место, поток времени заставил попасть в сети здешних властителей? Что сказать на это? Или что говорит Священное Писание ? И множество народа повело Ииуя ( 4Цар.9:13 ); но там – на царствование над Израилем, а здесь – на свидетельство об истине, чтобы и ныне исполнилось сказанное: «От Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима» ( Ис.2:3 ). Обрати сюда ум свой, преблаженный. Стой мужественно, напоминаем: «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших» ( 1Кор.6:20 ). Скажи и ты с божественным Павлом: «Ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и действием Духа Иисуса Христа, при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Флп.1:19–21 ). Вот сладостный подвиг, вот блаженное приобретение – чрез кратковременные скорби и стеснения, или бичевания и капли крови сделаться богом и достигнуть Бога, истинно Сущего. Ты остался один, как мы слышали, отделившись помыслами от возлюбивших нынешний век, но ты соединился со всеми, держащимися слова истины. Поэтому тебя желает принять весь сонм мучеников; поэтому к тебе простирает руку воинство исповедников, чтобы взять тебя в одно жилище с собою. Не отстанем же, почтеннейший, от этого прекрасного сонма и не постыдим, возлюбленный, надежды всех. Ты перенес столько трудов, что имя твое сделалось известным по добродетели и здешним, и тамошним! Теперь же, исповеданием как бы поднявшись на гору добродетелей, ты стал явным для мира и сияешь светлее солнца и словом, и жизнью, во славу «Отца нашего, Сущего на небесах» ( Мф.6:9 ). Будучи поставлен на столь высоком месте, ты подвергаешься нападениям богохульного языка, который как только ни клеветал и ни лгал, стараясь отклонить тебя от высокого и божественного образа мыслей!

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Скачать epub pdf Память преподобного Михаила Синкелла Память 18 декабря Преподобный Михаил был родом из Иерусалима. Родители его, люди благочестивые, дали ему прекрасное образование. Он в совершенстве знаком был с древнегреческою литературою, хорошо изучил также и христианских писателей богословов и с молодых лет посвятил себя иноческой жизни. По смерти его отца, мать его и сестры постриглись в одном из монастырей. Проводя добрую и богоугодную жизнь при строгом соблюдении воздержания, Михаил удостоился пресвитерского сана. По своей скромности и горячей любви к богомыслию, он удалился было в уединенное место, куда приходили к нему Феодор и Феофан исповедники 8519 , для совместных богословских занятий; но патриарх Иерусалимский 8520 , желая воспользоваться его дарованиями для нужд церковных, вызвал его оттуда и возвел в звание синкелла 8521 . Потом ему дано было еще поручение особой в то время важности. В Риме тогда возгорелись оживленные прения по поводу иконоборческой ереси 8522 ; споры эти велись не только частно, в домах, но и публично, на улицах города, и сопровождались народными волнениями. Папа Римский обратился с просьбой к патриарху Иерусалимскому Фоме о содействии искоренению ереси и утверждению Православной Веры, по соборному святоотеческому преданию, и предложил ему несколько вопросов о сем. По этой просьбе папы от патриарха Иерусалимского послан был для умиротворения церкви и обличения ереси синкелл Михаил с его сотрудниками Феодором и Феофаном и другими просить царя – иконоборца Льва Армянина 8523 , дабы он удержался от гонений на православие. Но Лев подвергнул его пыткам и послал в заточение. Хотя впоследствии он был освобожден из сего заточения, но в царствование императора Феофила иконоборца 8524 , который, совершенно отвергши поклонение святым иконам, воздвиг жестокое гонение на Церковь Божию, преподобный Михаил со своими сподвижниками подвергся новым мукам. За исповедания истины Феодор и Феофан подверглись следующему поруганию: по повелению нечестивого царя на их лицах разожженными железными клеймами были отпечатлены – начертаны 8525 ругательные слова; отобрана была и находившаяся при них переписка патриарха Иерусалимского с папою Римским, хотя они и старались ее скрыть от гонителей правой веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Исаакий, епископ Перемышльский (Борискович) Был послушником Киево-Печерской лавры. Затем перешел на служение к Александрийскому патриарху Мелетию и находился при нем в качестве ученика и синкелла 12 в течение семи лет, до кончины патриарха. Многие годы подвязавшийся на Востоке и Афоне, по возвращении в Южную Россию он был назначен настоятелем Дерманского Троицкого монастыря, открытого князем Константином Острожским при содействии патриаршего экзарха Литовской митрополии. Князь Константин Острожский учредил в монастыре также типографию для православных. В 1614 году вторично путешествовал на Восток. С 1617 года – игумен Чернчицкого Спасского монастыря под Луцком. 11 января 1621 года Иерусалимским патриархом Феофаном, находившемся в Киеве, хиротонисан во епископа Луцкого. Вскоре был вытеснен униатами из епархии и жил сначала в Степанском, а потом в Киево-Михайловском монастыре. Делами своей епархии управлял из Киева. В 1625 году был в Москве на личном представлении государю Михаилу Федоровичу с письмами от Киевского митрополита Иова (Борецкого, † 1631) о принятии Малороссии в московское подданство. Но тогда эти просьбы были найдены несвоевременными. Принимал участие в киевском Соборе 1628 года, осудившем прокатолическое сочинение Полоцкого архиепископа Мелетия (Смотрицкого, † 1633) «Апология». 8 апреля 1633 года участвовал в хиротонии митрополита Киевского Петра (Могилы , † 1646). Оказал ему поддержку при учреждении им в Киеве высшего духовного училища. В 1633 году был насильно сведен униатами с кафедры. С 1633 по 1636 годы – епископ Перемышльский. Скончался в 1641 году в Киеве. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 11. кн. 2. – С. 315–318, 320, 405. Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. – СПб., 1882–1884. ч. 2. Виленский Свято-Духов монастырь. Историческое описание/Сост. Ф. Смирнов. – Вильна, 1888. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 1473.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФОНСКИЙ СБОРНИК [Груз. ], памятник древнегруз. письменности, составленный в XI-XII вв. на Афоне, в груз. Иверском мон-ре, важнейшее письменное свидетельство о пребывании груз. монахов на Афоне и истории мон-ря. Рукопись (Кекел. А-558. 213 л.; 18 ´ 13 ´ 5) выполнена письмом нусхури, состоит из пергаменных (1-164, 170-213) и бумажных листов (165-169), имеет кожаный переплет (20,5 ´ 14). Различается 3 редакционных слоя: 1074 г., 80-х гг. XI в., 40-х гг. XII в. Редакция 1074 г. была составлена при настоятеле мон-ря игум. Георгии (Олтисари) мон. Михаилом (Дагалисонели) в честь прп. Евфимия Святогорца . В состав сборника вошли: Житие преподобных Иоанна и Евфимия, принадлежащее прп. Георгию Святогорцу и содержащее запись о том, что во время игуменства Георгия мощи св. Евфимия были перенесены из ц. св. Иоанна Крестителя в большую соборную во имя Пресв. Богородицы. Далее следует служба прп. Евфимию (13 мая) (3-65); 2 песнопения в честь прп. Евфимия, составленные груз. гимнографами Зосимой и Василием Святогорцами (89v); поминальные записи, сделанные монахами мон-ря, открывающиеся датой 15 дек.- днем памяти одного из ктиторов мон-ря, синкелла прп. Иоанна Торникия ; Житие и проповеди св. Иоанна Богослова, принадлежащие св. ап. Прохору в переводе с греч. прп. Евфимия (90r - 155r). По замечанию одного из редакторов, «Евфимий Грузин был новым Златоустом и примером для подражания имел образ Иоанна апостола» (155v). Первый редактор оставил рукопись без переплета. Во время 2-й редакции после Жития преподобных Иоанна и Евфимия в сборник были включены Житие прп. Илариона Грузина , созданное в 1035-1041 гг. (66r - 89r), песнопение прп. Евфимию (163r - 169v) и 2 песнопения прп. Илариону (157r - 162v). В почитании на Афоне прп. Илариона Грузина наравне с греч. святыми объединялось груз. и греч. духовенство, что подтверждает приписка, сделанная по-гречески на краю текста жития: «Здесь есть Житие Илариона Грузина» (66r).

http://pravenc.ru/text/77106.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ II ПАЛЛАДА [греч. Παλλαδς] († янв. 1714, Ватопедский мон-рь, Афон), свт. (пам. 15 янв.), патриарх Александрийский (25 июля 1688 - 20 янв. 1710). Род. на о-ве Крит в семье протопресвитера и иерокирикса (ритора) Феодора. Жизнеописание Г. П. составлено одним из его преемников, патриархом Герасимом III (1783-1788). Учился на Керкире и в Венеции. Хорошо знал древнегреч., лат., евр. и араб. языки. После неудачной попытки вернуться на Крит во время Критской войны (1645-1669) отправился в Пелопоннес, где преподавал. Переехав в г. Касторию, бывший тогда в составе Охридской митрополии, сначала преподавал, а затем был рукоположен во епископа Касторийского. Нек-рое время управлял Адрианопольской кафедрой. Затем был избран на Александрийский престол. Время его Патриаршества было нелегким в связи с притеснением христиан тур. властями. Вместе с др. вост. правосл. патриархами Г. П. подписал соборное определение 1691 г. по поводу общения греч. Церкви с англиканами, где были указаны мн. препятствия в деле соединения Церквей. В янв. 1692 г., находясь в угро-валашском мон-ре Михаила Воеводы, составил грамоты царю Петру Алексеевичу, царице Наталье Кирилловне и патриарху Иоакиму с просьбами о «милосердии и заступлении». Послания были переправлены в Москву с племянником Г. П. архидиак. и синкеллом Симеоном (буд. Александрийский патриарх Самуил Капасул (1710-1712, повторно в 1714-1723)). Из Москвы с Симеоном была прислана материальная помощь. Будучи на Александрийской кафедре, в полемике с латинянами Г. П. ввел нек-рые литургические нововведения, что вызвало недовольство К-польского патриарха Гавриила III. В 1702 г. он направил Г. П. послание, в к-ром просил их отменить, что и было сделано. Вслед. преклонного возраста и болезней Г. П. добровольно отказался от кафедры, оставил своим преемником Самуила и удалился на Афон, где и скончался. Г. П.- автор трудов по философии Аристотеля и Порфирия, по богословию и эортологии, по гимнографии, по гомилетике и проч. Он составил описание Синая, переведенное на рус. язык и опубликованное в Москве в 1783 г. В книге помимо собственно описания содержится история мон-ря и жизнеописание нек-рых его подвижников. Сохранился отрывок из послания к Петру I, где Г. П. написал о победе царя над Карлом XII.

http://pravenc.ru/text/164595.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ патриарх Антиохийский (845 - между 861 и 869). Основные сведения о Е. содержатся в «Хронике» яковитского патриарха Антиохии Михаила Сирийца (XII в.), где повествуется о расколе в Антиохийской Православной Церкви вскоре после смерти патриарха Иова (844 или 845). Сторонники умершего патриарха попытались возвести на престол некоего диакона, его друга, а враждебная партия избрала преемником Е., приближенного митр. Василия Тирского. Хотя кандидатура Е. получила поддержку араб. градоначальника Антиохии, бывшего родом из Тира, ряд епископов, собравшихся в Халебе (Алеппо), возвели на Патриаршество Николая, митр. Дамасского (см. Николай I ). При попытке утвердиться в Антиохии и занять соборную церковь Николай и его сторонники столкнулись с сопротивлением значительной части православных и были изгнаны из города. Через 2 месяца им удалось склонить на свою сторону эмира Сирии Абу Саида, к-рый приказал правителю Антиохии впустить Николая и утвердить его в качестве патриарха для тех, кто его признавали. Патриарх Николай занял кафедру с помощью военной силы, в связи с чем в Антиохии произошли массовые беспорядки и часть церковного имущества была расхищена воинами эмира. Однако Е. также удалось добиться поддержки мусульм. властей, к-рые, возможно, сочли выгодным для себя признать обоих претендентов на Патриаршество. Е. был введен своими сторонниками в Антиохию и, хотя не был священником, был поставлен патриархом низложенным епископом Каллиника (Ракки) и неким епископом, не принадлежавшим к Антиохийской Церкви. Правитель Антиохии, подкупленный сторонниками Е., приказал патриарху Николаю отдать Е. патриаршее кресло - атрибут власти. Патриархи поделили между собой храмы: один совершал богослужение в ц. Богородицы, другой - в ц. Кассиана. Раскол, по-видимому, замедлил восстановление взаимоотношений между Антиохийской и К-польской Церквами после падения иконоборчества и Торжества Православия в Византии (843). Так, соборное послание свт. Фотия , патриарха К-польского, составленное весной 859 или 860 г., было адресовано только патриархам Александрии и Иерусалима и «эконому и синкеллу» Антиохийской Церкви. На основании этого В. Грюмель сделал вывод, что патриарх Фотий избегал высказывать свое отношение к схизме между Е. и Николаем в Антиохии (RegPatr, N 465). Между 861 и 866 гг. свт. Фотий отправил письмо (не сохр.) митр. Фоме Тирскому, в к-ром спрашивал, признают ли в Антиохии Фотия патриархом К-поля, на что получил отрицательный ответ. Вскоре, узнав, что его признал Е., Фотий написал ему послание с признанием его Патриаршества и приглашением приехать в К-поль. Сведения о дальнейшей судьбе Е. отсутствуют.

http://pravenc.ru/text/187445.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕРДОН [греч. Κρδων; лат. Cerdo], еп. Александрийский (98-108/9), 4-й после ап. Марка . В «Хронике» Евсевия, еп. Кесарии Палестинской, а также в армянской редакции этого произведения Самуила Анийского и в лат. переводе блж. Иеронима Стридонского указывается, что К. занимал кафедру 11 лет. Все источники сходятся в том, что он был поставлен на кафедру в правление имп. Нервы (96 - нач. 98). Однако относительно времени вступления на кафедру его преемника еп. Прима имеется расхождение между армянской и латинской редакциями. Согласно последней, это произошло в 9-й год правления имп. Траяна, согласно армянской редакции - в 11-й год. Блж. Иероним считает годы, когда Траян был у власти, с его самостоятельного правления в 98 г., в то время как армянский переводчик начинает отсчет с 97 г., когда Траян был провозглашен соправителем Нервы. Нечеткость датировок присутствует и у Евсевия Кесарийского в «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. III 21; IV 1): он пишет о вступлении К. на кафедру в 1-й год правления Траяна, а время его кончины определяет ок. 12-го года. В «Истории Александрийских патриархов» К. назван 4-м предстоятелем, человеком целомудренным и смиренным; сообщается, что он умер в 9-й год правления Траяна, 21-го числа месяца паоне. Из этой хронологии выбивается византийский хронист VIII в. Георгий Синкелл († между 811 и 813), который сокращает епископство К. до 10 лет. Принципиально иную хронологию в «Анналах» дает Евтихий , патриарх Александрийский (X в.),- с 1-го по 15-й год правления имп. Домициана, т. е. с 81 по 96 г. В апокрифических «Деяниях ап. Марка» (BHG, N 1035; BHL, N 5276) упоминается, что К. был крещен этим апостолом и позже рукоположен в одного из первых александрийских пресвитеров (ActaSS. Apr. T. 3. Col. 348, XLVI). В арабоязычном копт. Александрийском Синаксаре, возникновение к-рого традиционно связывается с именем Михаила, еп. Атриба и Малиджа (XIII в.), память К. отмечена под 21 паоне (15 июня). В заметке о К. также указывается, что он занимал кафедру 11 лет, восхваляются его добродетели, он назван подражателем Христа, и приводятся вышеупомянутые сведения из апокрифических «Деяний ап. Марка». Те же сведения имеются в эфиопской редакции Александрийского Синаксаря, где память К. находится под соответствующим числом (21 санэ). Тем не менее К. не почитается как святой в совр. Коптской Церкви, т. к. его имя отсутствует в коптских литургических синаксарях и минологиях. По неизвестным причинам в более подробном календаре Абу-ль-Бараката память К. помещена под 11 паоне (5 июня).

http://pravenc.ru/text/1684217.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАББЕ [Франц. Labbé] Филипп (10.07.1607, Бурж, Франция - 16 или 17.03.1667, Париж), пресвитер ордена иезуитов; франц. историк, богослов, филолог, географ, видный представитель эрудитской эпохи развития европ. науки. В 1623 г. Л. вступил в орден иезуитов, получив там возможность реализовать свои таланты в научной сфере. Занимался изучением лит-ры, богословия, философии и риторики. Преподавал в Кане, Бурже, в иезуитской коллегии Клермон в Париже, где c 1661 г. занимал пост профессора теологии. С 40-х гг. XVII в. почти ежегодно публиковал монографии и брошюры. Наряду с Д. Пето считался лучшим представителем иезуитской научной школы во Франции. Известны ок. 80 работ Л. Большинство из них освещают вопросы изучения греч. языка, истории религии, Церкви и древностей Франции. Л. принадлежит также авторство неск. гимнов Христу и Пресв. Богородице. Значительное число мелких заметок на латыни по различным вопросам - от истории лит-ры до схоластики - составили обширный архив и были опубликованы после смерти иезуита. Л., как и мн. ученые его времени, пользовался покровительством франц. королевского двора и лично кор. Людовика XIII, интересовавшегося христианскими древностями. В 1645 г. под рук. Л. в королевской типографии Лувра было начато издание фундаментального свода византийских исторических трудов - Corpus Historiae Byzantinae (известен также как «Парижский корпус» - Corpus Parisinum). Нек-рые из визант. произведений публиковались впервые («Хронография» Феофана Исповедника , хроники Георгия Синкелла , Михаила Глики и др.), т. о. представлялась возможность взглянуть на историю Византии как на самостоятельный раздел истории христианского мира. В соответствии с политической идеологией Франции своей эпохи Л. видел в Византии достойный образец для развития монархической государственности. В издании «Парижского корпуса» вместе с Л. принимали участие лучшие ученые XVII в., в т. ч. П. Пуссен , Ж.

http://pravenc.ru/text/2462399.html

Подвиг 42 мучеников Аморийских в контексте православной полемики с исламом Падение в августе 838 года фригийского города Амория, родины царствующей аморийской династии, произвело большое впечатление на умы современников и было очень болезненно воспринято византийцами. Не говоря уже о хронистах, которые все отметили это событие, даже агиографы, писавшие о совсем посторонних сюжетах, нередко упоминали взятие Амория, как, например, мы видим в житии Иоанникия Великого и царицы Феодоры. Впечатление это усиливалось особенно тем, что падение города сопровождалось мученичеством многих людей, и в особенности 42 именитых военачальников, которые 6 марта 845 года были казнены на берегу Тигра. О мученичестве 42 аморийских мучеников мы имеем «несколько агиографических памятников, посвященных одному событию и написанных приблизительно в одно время» . Было написано несколько вариантов мученичества – Михаилом Синкеллом, Софронием Кипрским и монахом Еводием. Два канона были составлены Игнатием Никейским и преподобным Иосифом Песнописцем. Мученичество 42 аморийских военачальников представляет собой в литературном плане уникальное явление: на основе посвященных этому событию византийских памятников можно проследить разный уровень полемики с исламом, выражаемый в разных жанрах: агиографии, хроники, прямой полемики и гимнографии. Из этого обилия памятников особенный интерес представляет полемическая версия, составленная Еводием. Об авторе этой версии известно немногое. Он был младшим современником описываемого события. Он был монахом и подвизался в одном из монастырей Константинополя. Находился в дружеских отношениях с преподобным Иосифом Песнописцем, после смерти которого Еводий написал в его честь канон. Умер в 883 году. Евфимий Зигабен, ссылаясь на его труд, упоминает его как «святого Еводия», поэтому не исключено, что в Византии, два века спустя после своей кончины, он мог почитаться как святой, однако, насколько нам известно, в дошедших до нас святцах его имени нет. Ввиду того, что подвиг аморийских мучеников представлял собой борьбу Православия с исламом, Еводий изобразил подвиги их преимущественно как богословскую борьбу узников с мусульманами о вере. При этом данные от имени святых подобающие ответы на мусульманские упреки в адрес христианства должны были выглядеть тем более убедительными, что крепость веры была засвидетельствована мученическою кровию исповедников.

http://pravoslavie.ru/4094.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОФИТ Неофит (Скрибан), еп. Арджешский. Роспись ц. мон-ря Бериславешти, Румыния. 1753–1754 гг. Неофит (Скрибан), еп. Арджешский. Роспись ц. мон-ря Бериславешти, Румыния. 1753–1754 гг. [румын. Neofit] (Скрибан Николае, урожд. Попеску; 1808, мест. Бурдужени близ Сучавы - 9.10.1884, там же), еп. Арджешский (1862 - 11 мая 1865, 1868-1873) Унгро-Влахийской митрополии Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (до 1865 в юрисдикции К-польского Патриархата). Из семьи, происходившей из Трансильвании и обосновавшейся в Буковине (с 70-х гг. XVIII в. в составе земель Габсбургской монархии): сначала в мест. Кымпулунг-Молдовенеск, затем в Бурдужени. Сын свящ. Иоанна Артимеску и его жены Пелагии Богату. Фамилию Скрибан (Scriban, румын.- «писатель») вначале получил его младший брат Василе Попеску (впосл. архим. Филарет (Скрибан) , с 1852 митр. Ставрупольский), когда учился в Михаилянской академии в Яссах у трансильванского проф. В. Фабиана-Боба, затем Николае и их племянник Христофор Богату (впосл. архим. Феоктист (Скрибан), преподаватель Сокольской семинарии). Николае обучался на родном румынском языке в начальной школе в Бурдужени, продолжал образование на основе грекоязычной литературы в школе при монастыре Тодирени (Теодорени, совр. жудец Ботошани), преклоненном Павла святого монастырю на Афоне. В возрасте 19 лет в монастыре Горовей (коммуна Вэкулешти, совр. жудец Ботошани) принял постриг с именем Неофит, который совершил настоятель архим. Макарий (Жора); исполнял послушание певчего. В 1833 г. в сане иеромонаха переехал в Яссы, кафедральный город Молдавской митрополии К-польского Патриархата, где поступил в Трех святителей монастырь , одновременно обучался в базилианской гимназии и Михаилянской академии (окончил в 1838). Во время учебы фундаментально освоил древнегреч. язык, латынь, франц. язык, изучил филологию и философию. В 1836 г. в кафедральном митрополичьем соборе произнес свою 1-ю проповедь, посвященную Рождеству Христову ( Neofit (Scriban). Cuvinte bisericeti. 1868. Р. 5-12). Занимая должности синкелла и катехизатора в публичной школе при мон-ре Трех святителей, составил и в 1838 г. опубликовал в Яссах на румынском языке Катехизис (в написании латиницей). Стремясь повысить свой уровень образования, Н. в 1838/39 г. обучался в Национальной коллегии св. Саввы в Бухаресте. Значительное влияние на Н. оказали идеи возрождения румын. культуры и языка, принадлежавшие трансильванскому филологу и проф. философии Е. Мургу (1805-1870), доктору права Пештского ун-та. Приглашенный в румынские княжества Мургу с 1834 г. читал на румынском языке в Михаилянской академии курс философии, с 1837 г. в коллегии св. Саввы в Бухаресте - курсы логики и римского права.

http://pravenc.ru/text/2564996.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010