Неразработанность в науке темы «Пселл как богослов» не позволяет до конца понять и некоторые чисто биографические подробности его жизни. Например, довольно много написано об отношениях Михаила Пселла и патриарха Михаила Керуллария 910 , в частности, о коварстве Пселла по отношению к последнему. Но, разбирая один из главных источников по этому вопросу – обвинительную речь Пселла на процессе против патриарха 911 , никто из ученых за нагромождением лживых обвинений, приписывающих патриарху самые дикие языческие концепции 912 , не обратил внимания на содержащуюся в этом документе действительную богословскую полемику против оппозиционного Пселлу направления в монашеской среде. Время политической смерти Пселла установить несложно. Она произошла в 1076 г., о чем свидетельствует его удаление с поста ипата философов. А вот о том, когда Пселл умер физически, есть несколько предположений. Наиболее поздняя и, судя по всему, наиболее достоверная датировка была дана Я. Н. Любарским – 1097 г. 913 Перечислять все произведения Пселла бессмысленно – их слишком много. Назовем лишь основные направления его литературного творчества. Имеется внушительный корпус писем Пселла – важнейший источник для понимания историко-психологического климата в Византии XI в. 914 К историческим трудам Пселла относится прежде всего великая «Хронография» 915 , в которой он по большей части на основании собственных воспоминаний описывает время от смерти Василия II Болгаробойцы (1025 г.) до начала царствования Михаила VII Дуки (начало 1070-х гг.); также к историческим сочинениям Пселла относится найденная только в 1970-х гг. «Краткая история» 916 . От Пселла сохранился целый ряд разного рода риторических сочинений: панегириков царственным особам и высокопоставленным друзьям – в частности Иоанну Мавроподу, а также энкомиев (матери, Симеону Метафрасту и др.), судебных выступлений (как обвинительных, так и апологий), наддробных слов, и множество речей, произнесенных по более или менее значительным поводам 917 . Сочинения, посвященные научным вопросам, имеют у Пселла различную форму и назначение. Одни представляют собой университетские лекции. Другие предназначены для царственных особ. Третьи Пселл, возможно, вообще не готовил к публикации. Он облекал научную мысль в форму трактата, диалога, поэтического произведения. Ученый много занимался вопросами логики, физики, психологии, демонологии и многим другим, вплоть до учения о военном строе. Некоторые сочинения являются пересказом прочитанных и усвоенных Пселлом книг (надо заметить, что сочинения Пселла остаются не до конца оцененным источником по античной философии), а некоторые содержат вполне оригинальные суждения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Только в виде рискованной догадки мы можем пока предположить, что известный хорошо Корсунь поставлен Татищевым, пожалуй, не всякий раз на своем месте, и что в источнике Татищева был назван какой-нибудь похожий город (Корчунов, Камень?). К тому же почти году (1074), под которым Татищев помещает известие ο заключении союза между Михаилом VII и Святославом Киевским, относится пребывание в Константинополе русского митрополита Георгия (начальная летопись под 6581=1073 г. П. С. Р. Л. I, 78 сл.). Наконец, здесь же отмечено основание церкви Печерской в Киеве: «В се же лето основана бысть церквы Печерьская, игуменом Феодосьем и епископом Михаилом, митрополиту Георгию тогда сущю в Грьцех, Святославу Кыеве седящю». Предания, сохраненные Киевским Патериком, совершенно достоверно указывают, что первыми строителями церкви были художники, прибывшие из Царяграда, точно так же, как чрез несколько времени оттуда явились и живописцы (Памятники русской литературы XII и XIII веков, изданные Влад. Яковлевым, стр. 117 и 121). Все это указывает на дружественные связи русских князей с Константинополем в конце правления Михаила и в начале правления Вотаниата, и все это наконец подтверждается известием Атталиоты (р. 253 sq.) о русских кораблях вблизи Константинополя и ο Варяго-Руссах, сражавшихся здесь около 1078 года за права Михаила Дуки против одного из узурпаторов. III. Феофилакт Болгарский и его сочинения. Кроме сочинений богословского содержания, толкований на книги Священного Писания нового и ветхого завета, кроме двух сочинений, драгоценных для истории древней Болгарской церкви (жизнь Тивериупольских мучеников и жизнь св. Климента, архиепископа Болгарского), знаменитый архипастырь Болгарии, один из образованнейших Греков своего времени, ученик прославленного и плодовитого полигистора и энциклопедиста Михаила Пселла , сам, до поступления на Охридскую кафедру носивший звание «магистра риторов» в Константинополе, – оставил нам несколько мелких произведений своего пера, одну речь, произнесенную пред императором, два послания и целое собрание писем, отправленных к лицам, занимавшим самое высокое положение при дворе императора Алексея Комнина и в церковной иерархии того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

более чем через три года после переворота, поскольку письмо Юстиниана II от 17 февраля 687 г. к папе (равно как и надгробная надпись отца папы Иоанна VII) указывает на второй год правления или второй год после консульства Юстиниана. См. эдикт Юстиниана II от 688/9 г. (2 индикт), которым он передает церкви св. Димитрия в Фессалонике солеварню в качестве не подлежащего налогообложению владения как благодарность за помощь в борьбе против «общего врага». Там же упоминается и посещение императором Фессалоники. Новое издание см. в: VasilievA. An Edict of the Emperor Justinian II, September 688//Speculum 18 (1943). P. 1–13; Grégoire H. Un Edit de l " Empereur Justinien II, date deseptembre 688//Byz 17 (1944–1945). P. 119–124. Ср. тж.: Vasiliev A. L " entreé triomphale de l " empereur Justinien II à Thessalonique en 688//OCP 13 (1947). P. 355–368. Я не знаю, почему оба ученых утверждают, что эдикт был издан в сентябре 688 г., в то время как на самом деле строка 10 эдикта всего лишь сообщает, что владение церкви св. Димитрия подаренной ей солеварней считается с сентября «настоящего второго индикта», т.е. что доходы с подаренного объекта будут начисляться с начала года. В качестве параллели см. питтакий Михаила VII Дуки от февраля 1073 г., который содержит распоряжение о передаче некоторых владений Андронику Дуке и определяет, что доходы будут перечисляться получателю с начала текущего индикта (т.е. с сентября 1072 г.): Miklosich-Müller. T. VI. Р. 4–15. Таким образом, мы должны довольствоваться тем утверждением, что эдикт Юстиниана II в соответствии с указанным 2-м индиктом должен быть отнесен к 688/89 г.; именно на этот год приходится, по Феофану, поход Юстиниана II, ибо год от сотворения мира 6180-й соответствует здесь 688/89 году (согласно выводам в: Ostrogorsky . Chronologic). Кириакидис ( Κυριακδης Στ. στορικ τοιχογραφα τς κκλησιας το γου Δημητρου: Τρες διαλξεις. Θεσσαλονκη, 1953. Σ. 5 κ. .) вновь переиздал этот эдикт в рамках доклада о рассмотренном уже Васильевым (Op. cit.) изображении триумфального входа Юстиниана II в церковь св. Димитрия. Об этом изображении см.: Kantorowicz E. The King " " s Advent//The Art Bulletin 26 (1944). P. 216, n. 63 и, с другой стороны, Breckenridge J.D. The «Long Siege» of Thessalonikä its Date and Iconography//BZ 48 (1955). S. 116–122.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XIV b. полемика с исламом была более успешна. В ней принимали участие императоры Иоанн Кантакузин и Мануил II Палеолог, а после писали – Димитрий Кидонис и Геннадий Схоларий . Византийские писатели иронически относились к Корану и презирали мусульман. Однако, в последнее время существования Византии отвращение греков к латинянам победило их ненависть к исламу, так что они предпочитали турецкое иго латинскому господству. «Лучше видеть в Константинополе господство турецкой чалмы, чем латинской калиптры», – таково было,по свидетельству историка Михаила Дуки, настроение византийцев накануне падения Империи. 381 В таких чертах можно, в общем, охарактеризовать задачи разработки в Византии догматики вместе с полемикой и апологетикой. Ввиду многочисленности богословских произведений этого рода, относящихся к IX-XV bb., нашему дальнейшему обзору будут подлежать лишь наиболее выдающиеся из них, притом – в хронологическом порядке. VII. 2.1. Патриарх Фотий В ряду византийских писателей IX-XV bb. патриарх Фотий занимает первое место по своей эрудиции, многочисленности и разнообразию своих трудов, по громадному значению в истории богословской литературы. Фотий родился около 820г. в Константинополе в знатной, богатой и уважаемой семье; между прочим, по своему отцу он находился в родстве с Константинопольским патриархом Тарасием († 706г.), известным защитником иконопочитания, председателем VII Вселенского собора. В минувшую иконоборческую эпоху родители Фотия подверглись правительственному гонению за свою приверженность к Православию, были лишены имущества, а отец – и чина спафария, удалены в ссылку, где и скончались, не дождавшись торжества Православия. Но первые годы жизни Фотия протекли под их надзором и влиянием – в благочестивой семье, в строго религиозной обстановке, в постоянном общении с монахами. И образование Фотия началось под руководством родителей. Фотий, несомненно, получил систематическое образование, хотя история не сохранила имена его учителей. Но едва ли он был автодидактом [т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Но на самом деле письмо и посольство были только предлогом – в действительности посланники царя начали массовый подкуп отрядов из армии Вотаниата, включая турок. Но рядом умелых комбинаций старый воин перекупил турок опять на свою сторону, избежал ловушек по дороге и вскоре вошел в Никею, гражданам которой оставалось лишь принять его с царскими почестями, как законного императора. Остаток зимы и начало весны 1078 г. Вотаниат провел в переговорах и подкупе главных сановников Константинополя, и не без успеха. 25 марта 1078 г. в храме Святой Софии собрались многие сановники, духовенство и граждане. Без особого стеснения они провозгласили Никифора Вотаниата Римским императором. Но даже в такой критической ситуации Михаил VII Дука не смог пробудить свою волю. Алексей Комнин, сохранивший верность василевсу до последней минуты, предлагал тому собрать царскую гвардию и ударить по мятежникам, собравшимся в храме, но Парапинак не согласился. Остальное было уже делом техники – 31 марта 1078 г., в Лазареву субботу, отряды Вотаниата, прибывшие в столицу, подкрепили вооруженных горожан, а затем направились к царскому дворцу. Михаил VII пытался бежать во Влахернский храм, но был схвачен, пострижен в монахи и отправлен в Студийский монастырь. Позднее он продолжил духовную карьеру и стал митрополитом Эфеса, по-видимому, никогда не выезжая в свою епархию. Его жена Мария Аланская и малолетний сын Константин Порфирородный были отправлены в монастырь Петри 99 . Поняв, что все кончено, последние верные Парапинаку сановники поспешили навстречу Вотаниату просить о снисхождении и милости. И тот проявил ее: все, даже Алексей Комнин и брат Михаила Парапинака Константин, были помилованы новым самодержцем. И в Великий вторник, 3 апреля 1078 г., Константинопольский патриарх Косьма I торжественно венчал на Римское царство Никифора III Вотаниата . Глава 2. «Новое» «Смутное время» и завершение династии Дуков Как человек опытный и далеко не глупый, новый император быстро понял, что сохранить власть и свой авторитет можно только путем резкого изменения политики, проводимой предшественником. А также за счет восстановления справедливости и наказания самых ненавистных византийцам лиц. Никифорица был отправлен в ссылку на один из островов и там умер под пытками. А первым министром двора стал Иоанн, митрополит Сидский, некогда отставленный Никифорицей. По мнению царя, это должно было вызвать расположение к нему со стороны клириков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обратимся к русским источникам. Русские летописи, довольно, скупы на известия о политических сношениях русских князей с иностранными, умалчивают даже о родственных союзах их с иностранными домами, самыми высокими и знатными. Наша первоначальная летопись ничего не говорит о сношениях Изяслава Ярославича с папою Григорием VII, о браке дочери Ярослава с французским королем и т. д. Иногда, впрочем, пробелы летописи, редактированной в начале XII столетия, восполняются какими-то обрывками более древнего предания, сохранившимися помимо нее. Свет, проливаемый на события прошедшего обрывками такого рода, обыкновенно, довольно смутный, но в известных случаях бывает необходимо идти и на этот свет, когда более надежный руководитель нас покидает. В «Истории» Татищева, который, как известно, имел в своих руках какие-то особые источники, теперь утраченные или вообще нам недоступные, сообщаются следующие известия: «Михаил, царь Греческий, иже отца своего Романа царства лишивше, сам приял, но вскоре от Болгар побежден, и Корсуняне ему отреклися, прислал к Святославу послов со многими дары и обещании, прося его и Всеволода о помощи на Болгар и Корсунян. Святослав же согласяся со Всеволодом, хотел на Болгары сам итти с сыны, а Владимира сыновца и с ним сына Глеба послал на Корсунян; но вскоре сам разболевся, послов отпустил с тем, что сам немедленно пойдет или сынов своих пошлет. По смерти же Святослава пришла от Грек ведомость, что Михаил умер, а царство приял Никифор. Всеволод же войско все разпустил в домы и сына Владимира из Корсуня возвратил» (Татищев, II, 131 ср. стр. 438, прим. 287; Бестужев-Рюмин, О составе русских летописей. Приложения, стр. 54). У одного иностранного писателя прошлого столетия, который занимался, по поручению императрицы Екатерины II, историей генуэзских поселений в Крыму, рассказывается о восстании Корсуня против законной власти своего государя, то есть, византийского императора; причиною восстания было то, что жители Корсуня не получили тех торговых привилегий, которых они просили, и случилось это незадолго до низложения Михаила VII Дуки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Роберт Гвискар (1017–1085 гг.) – один из 12 сыновей норманнского вождя Танкреда Отвильского, служившего герцогу Нормандии. Свирепый и коварный (его прозвище означает «Хитрый»), талантливый военачальник и проницательный, исключительно одаренный политик, Р. Г. в течение 40 лет настойчиво вел борьбу с ромеями, лангобардами, сарацинами, италийцами и в итоге целиком овладел к 1085 г. Сицилией, а также Апулией и Калаврией в южной Италией. Вступил в союз с Папой римским Николаем II, который уже в 1059 г. представил ему титул герцога Апулии, Калаврии и Сицилии. Р. Г. был женат вторым браком на воинственной, мужеподобной, грозной дочери лангобардского короля Сикелгаите Салернской, лично участвовавшей в битвах. Одна из его семи дочерей, Елена, жила в Константинополе в качестве невесты малолетнего Константина, сына василевса Михаила VII Дуки, свергнутого с трона в 1078 г. Последующее заточение Елены в монастырь послужило поводом для вмешательства южноиталийских норманнов в ромейские дела и активизации их притязаний на владения и трон Византии. В 1081–1083 гг. Р. Г. вместе с сыном Боэмундом и Сикельгаитой напал на Корфу, Эпир, Фессалию, Македонию, успешно воевал в Италии с войсками германского императора Генриха IV (1056–1105 гг.), ставшего за 360 000 золотых монет союзником византийцев, спас и восстановил на троне одного из величайших средневековых Пап, Григория VII (1072– 1085 гг.), но во время следующего похода в 1185 г. заболел, вероятно, тифом, косившим его армию, и умер. После этого норманны не смогли удержать захваченное на Балканском полуострове, а утвердились в южной Италии. Это было громадной важности событие, произведшее полный переворот в западноевропейской и византийской истории. Р. Г. и его норманнская дружина были прообразом того западного рыцарства, которое в союзе с Римской церковью стало главнейшим носителем движения крестоносцев. Рога – слово, происходящее от лат. roga – «спрашивать, предлагать, просить»; право на жалованье, плату (деньгами, дорогими одеждами и пр.) тем сановникам и чиновникам, которым она полагалась пропорционально значимости их титула или должности. Высшим чиновникам и командирам самую большую Р. раз в год (обычно на Пасху) в торжественной обстановке вручал лично император ромеев. Р. от казны получали также наемники – варанги и стратиоты ополчений фем (хрисики рога).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Том I. М., 1991. С. 27. Голубинский Е. Е., проф. История Русской Церкви. Том I. Первая половина тома. Изд. второе. М., 1901. С. 21. Там же. С. 24. Василевский В. Г. Хождение апостола Андрея в страну мирмидонян // Журнал Министерства народного просвещения. Часть 189. Январь-февраль 1877. Отд. II. С. 41-82, 157-185. Мы пользуемся переизданием статьи в: Васильевский В. Г. Труды. Том 2. Вып. I. СПб., 1909. С. 213-295. Там же. С. 294-295. Васильевский В. Г. Два письма византийского императора Михаила VII Дуки к Всеволоду Ярославичу // Там же. С. 3-55. Там же. С. 11. Там же. С. 50-51, 290-291. Петровский С. П. Сказание об апостольской проповеди по северо-восточному Черноморскому побережью // Записки Императорского Одесского общества истории и древностей. 1897. Т. 21. Ч. 2. С. 82. Цит. по: Беляев С. А. История христианства на Руси до равноапостольного князя Владимира и современная историческая наука // Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга первая. М., 1994. С. 48. Там же. С. 317. Там же. С. 334. См.: Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Том I. С. 40-51. Там же. С. 50-51. См., например: Седельников А. Д. Древняя киевская легенда об апостоле Андрее // Slavia III. Praha, 1924-1925. С. 316-335; Погодин А. Л. Повесть о хождении апостола Андрея в Руси // Byzantinoslavica VII . Praha , 1937—1938. С. 128-148. Эти публикации, к сожалению, нам недоступны. Мюллер Л. Древнерусское сказание о хождении апостола Андрея в Киев и в Новгород // Летописи и хроники: 1973. М., 1974. С. 48. Кузьмин А. Г. Сказание об апостоле Андрее и его место в начальной летописи // Летописи и хроники: 1973. М., 1974. С. 37. Кузьмин А. Г. Указ. соч. С. 46. См. об этом: Рамм Б. Я . Папство и Русь в X- XV веках. М.-Л., 1959. С. 58. Кузьмин А. Г. Указ. соч. С. 47. Мюллер Л. Указ. соч. С. 55-56. Там же. С. 56. Этого мнения также придерживался М. В. Левченко. См.: Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956. С. 407-418. Там же. С. 57, 62.

http://bogoslov.ru/article/524263

2011. С. 215), вероятно, была построена имп. Ираклием (610-641) и затем отремонтирована визант. имп. Романом I Лакапином (919-944). Внутри комплекса св. Иоанна располагались также ц. св. Фоки и ц. или часовня (придел) св. Трифона. Согласно синаксарным сказаниям, в X в. в этой церкви скончался и был похоронен прп. Георгий (пам. греч. 11 и 23 марта), от мощей к-рого впосл. происходили многочисленные чудеса. По свидетельству Антония, архиеп. Новгородского, в нач. XIII в. в этой церкви, находившейся недалеко от Св. Софии, хранился камень, к-рый лежал в гробу под головой Иоанна Богослова (Книга Паломник. С. 33). В нач. XV в. некий Иоанн Мелидонис израсходовал крупную сумму денег на восстановительные работы западной части храма и украшение алтаря и получил от патриарха Мефодия право на владение участком земли около этой церкви ( Miklosich, M ü ller. 1862. Vol. 2. P. 495-496). 26 сент. здесь отмечался день кончины ап. Иоанна Богослова, 13 дек. совершалась торжественная служба мученикам Евстратию, Авксентию, Евгению, Мардарию и Оресту , 11 марта - прп. Георгию, 11 апр.- сщмч. Антипе , еп. Пергамскому, 9 июля - мч. Оресту (SynCP. Col. 82, 305-306, 598, 810). Название квартала Дииппий переводится как «Чрезконье», поскольку здесь проводили лошадей для участия в бегах ( Иванов. 2011. С. 215). Часть территории храма с кон. XV в. занимает мечеть Фирузага-джами. Монастырь св. Иоанна Богослова в Евдоме (55) (ν τ Εβδμ) ( Janin. 1969. P. 267-269; Иванов. 2011. С. 215), первое свидетельство о существовании этого мон-ря относится к 1-й четв. XI в. По предположению Жанена, имп. Василий II Болгаробойца (976-1025) отреставрировал ц. во имя ап. Иоанна Богослова в Евдоме, строительство к-рой относится к IV в., и возвел рядом с ней мон-рь, где завещал похоронить себя. Приблизительно в 1074 г. могущественный логофет Никифор получил эту обитель во владение от имп. Михаила VII Дуки, однако спустя неск. лет Никифор III Вотаниат (1078-1081) передал этот мон-рь во владение супруге имп. Михаила Марии Аланской и ее сыну Константину.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

без малого за триста лет до описываемых событий, когда калиф, точнее - халиф Аббасидского халифата (самый высокий титул у мусульман), ещё точнее - халиф амир-аль-муминин, что означает соединение политической власти с духовной, по имени Харун-ар-Рашид, хорошо известный нам по «Сказкам тысячи и одной ночи», послал начальника своего флота Хумейда опустошить остров Родос. В точности исполнив приказание своего повелителя, разграбив остров подчистую, Хумейд то ли по приказу повелителя, то ли по своей инициативе, отправился в Миры Ликийские с чётким намерением взломать и разграбить гробницу святителя Николая. Однако вместо неё он уничтожил другую, находившуюся рядом. Небесное наказание за святотатство последовало незамедлительно: на море поднялась страшная буря и почти все суда Хумейда были разбиты. Гораздо более опасной, поскольку она была «системной», стала угроза с северо-востока, последовавшая от вторжения в Малую Азию хазарских турок (турков-сельджуков). В главном городе Каппадокии, Кесарии, турки ограбили главную святыню города - церковь Василия Великого, где хранились мощи святого. На отторгнутых у Византии землях возник в 1077 году т.н. Конийский султанат со столицей, первоначально, в городе Никее, так много значащем для христиан, как место проведения первого Вселенского собора. Позже, в начале XIV века, халифат падёт под ударами монголов, ослабленный к тому же внутренними распрями, «рассыплется» на ряд мелких феодальных владений - бейликов; из одного такого, Османского, названного по имени правящей династии, вырастет затем одноименная Османская империя, окончательно погубившая в 1453 году Византию. Это, конечно, несколько иная история, но начиналась она именно тогда, в конце XI столетия, во времена правившего византийского василевса Михаила Михаила VII Дуки «Парапинака», о чём писал местный хронист: «При этом императоре весь мир, земной и морской, был захвачен нечестивыми варварами, разрушен и лишился населения, ибо все христиане были ими убиты, и все дома и деревни Востока с их церквями были разорены, полностью разрушены и превращены в ничто».

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/29/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010