Надо сказать, избрание папы без участия императора Запада понравилось далеко не всем. Заволновались епископы Галльской церкви, да и король Генрих IV посчитал, что такое избрание не вполне канонично. Он даже направил в Рим своего посланника епископа Григория для удовлетворения своих претензий. При встрече с ним понтифик объяснил, что сам никогда не стремился к власти и лишь смиренно принял Божий выбор. Как утверждают, король удовлетворился данными словами и не стал оспаривать хиротонию Гильдебранда 137 . Очевидно, он не раз впоследствии пожалел об этом. Верный своей идее подчинить весь мир Западной церкви, а саму Церковь Римскому епископу, лишенный врожденного аристократизма своих великих предшественников и их дипломатического таланта, категоричный Гильдебранд находил врагов даже в тех ситуациях, которые к этому совсем не располагали. Генрих IV в этом отношении не стал исключением. Едва взойдя на престол, Григорий VII попытался не вполне дипломатично напомнить Роберту Гвискару, что тот является вассалом Римского понтифика. А затем сформулировал ряд требований, в числе которых числилось наказание некоторых норманнских вождей, грабивших папские владения. Но, скажем откровенно, было совершенно безосновательно полагать, что норманны, эти прирожденные грабители, будут делать какое-то исключение для себя, даже если речь шла о Римском епископе. Это требование лишь в некоторой степени, да и то только «теоретически», можно было назвать обоснованным. Но хуже всего другое: понтифик забыл, что норманны являются его стратегическими союзниками, а потому портить с ними отношения было ему себе дороже. Разумеется, Гвискар ответил отказом – он едва ли мог совладать без потери авторитета с собственными вассалами; кроме того, его откровенно позабавила попытка апостолика навязать ему свой сюзеренитет. И тогда Гильдебранд решился на открытую войну, собрав в марте 1074 г. под своими знаменами всех врагов Роберта. К этому времени он уже получил письмо Византийского императора Михаила VII, умолявшего папу прийти ему на помощь во главе крестоносного воинства, и Григорий VII публично объявил, что сразу же после победы над норманнами его войско отправится на Восток помогать грекам. Как и следовало ожидать, Гвискар был анафематствован понтификом, что, однако, дало не тот результат, на который Гильдебранд рассчитывал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По замыслу Григория VII, короли должны находиться в зависимости от Святого престола. Однако ленная присяга относилась лишь к норманнским герцогам, хорватскому и арагонскому королям, которые действительно были вассалами «апостолического князя». Курия же хотела распространить требования вассальной верности также на Сардинию и Корсику, а затем и на всю Тоскану. Однако выдвинутые на различных юридических основаниях требования вассальной верности Англии, Франции, Венгрии папе реализовать не удалось. В то время как прежние папы в борьбе между венгерскими королями и германскими императорами стояли на стороне императора, выступление Григория против императорской власти привело к изменениям и в этой области. Так, например, когда возникли распри из-за венгерского королевского трона между Соломоном и Гезой, папа вмешался в этот спор, выступив на стороне Гезы, а император - на стороне Соломона. Однако Григорий VII ссылался на свои сюзеренные права не только в отношениях с Генрихом IV, но и со всеми христианскими государями. Так, когда Григорий, ссылаясь на «Диктат папы», осудил Соломона, давшего вассальную клятву императору, указав, что тот не имел права поступать так, ибо Венгрия является собственностью Святого Петра, то и Геза стал более сдержанным по отношению к папе. (Корона досталась Соломону, поэтому в 1075 году Геза был коронован короной, полученной от византийского императора Михаила Дуки.) Свои сюзеренные права на Венгрию папа реализовать не смог. Ведь, чтобы противостоять германскому императору, папа нуждался в поддержке независимой Венгрии. Поэтому Григорий, например, не ограничил право короля Ласло I, позднее причисленного к лику святых, назначать иерархов и регулировать церковно-организационные вопросы (светская инвеститура). Более того, для обеспечения поддержки со стороны короля папа в 1083 году на Римском соборе канонизировал короля Иштвана, князя Имре и епископа Геллерта. Несомненно, что устремления Григория VII представляли собой угрозу самостоятельности светских государей. Папа противопоставил себя не только германскому королю, но и другим, например французскому королю Филиппу I. Но если во Франции отказались поддерживать римскую верховную власть и стали на сторону своего короля, то в Германии феодалы, боровшиеся с центральной властью, вошли в союз, направленный против короля. Генриху уже пришлось сражаться не с папой за власть над немецкой церковью, а за свои собственные права как главы государства. Григорий хорошо рассчитал время проведения своих реформ: король Генрих IV еще не был коронован как император и мог получить корону лишь из рук папы. С другой стороны, папа старался использовать также распри, существовавшие между норманнами, саксонцами и императором.

http://sedmitza.ru/lib/text/441602/

После этого Комнин начал действовать более активно и, надо признать, очень умело. В пику Парапинаку и Вотаниату, Алексей начал формировать «положительный образ», хорошо сочетавшийся с образом Римского царя, как он укоренился в сознании византийцев. Претендент старался обворожить собой всех слуг василевса и придворных сановников, являясь им в виде милостивого и обаятельного человека. Армия, в которой Алексей служил с малолетства и с которой неоднократно побеждал врагов, боготворила его. Солдаты, видевшие в нем не только своего товарища и талантливого полководца, но и защитника-благодетеля, готовы были пойти с Комнином на край света. В скором времени полюбила Алексея не только армия, но и вся Византия. Всем казалось, что Алексей не знает поражений. Помимо прошлых побед он, став правителем западных фем, быстро справился с печенегами. Тем самым Комнин обеспечил безопасность византийских территорий от Адрианополя до Филиппополя 117 . Легко представить, как в столице и в городах случайно встретившиеся прохожие, обсуждая события в Византии, только и говорили о том, насколько не хватает Римскому государству таких талантливых и благочестивых полководцев, как Алексей Комнин. А вскоре ему представился удобный случай, чтобы окончательно решить дело в свою пользу. Вождь сицилийских норманнов Роберт Гвискар уже давно лелеял мечту захватить не только южные земли Византии, но и сам Константинополь. Разобравшись со своими врагами на полуострове, он использовал поводом для начала войны свержение Михаила VII Парапинака, вследствие которого его дочь Елена, помолвленная с Константином Дукой, оказалась в монастыре. Летом 1080 г. он начал подготовку к грандиозному походу 118 . Ему активно помогал всей силой духовной власти папа Григорий VII Гильдебранд, оскорбившийся тем, что Никифор III Вотаниат категорично отверг предложение продолжить приятные сердцу понтифика переговоры с Римом, затеянные ранее императором Михаилом VII, о признании главенства папы в Кафолической Церкви. Еще в ноябре 1078 г. он анафематствовал Никифора III Вотаниата на Соборе в Риме – якобы за то, что он незаконно занял императорский престол. А летом 1080 г. приказал епископам Апулии и Калабрии помогать Роберту Гвискару в походе против «схизматиков» и активно поддержать его своими воинскими силами 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

MS 3. Fol. 73) Дарование прор. Моисею скрижалей завета. Миниатюра из Евангелия с Псалтирью. 1084 г. (Dumb. Oaks. MS 3. Fol. 73) К XVIII в. одной из главных реликвий П. м. почиталась лицевая рукопись в драгоценном окладе - Евангелие прп. Иоанна Кущника (Колова) (Ath. Pantokr. 234, опубл. как памятник XII-XIII вв.: Εκονογραφημνα χειργραφα. 1975. Σ. 283-284). Изучавший ее Григорович-Барский описал материал, размеры и состав текстов, золото в инициалах, тонкий шрифт, серебряный позолоченный оклад с изваянием и подписью «некоего господара Волосского». Эти характеристики побудили его отринуть легенду «точию от предания». Если в 1744 г. манускрипт хранили в сокровищнице в башне, то к приезду на Св. Гору проф. В. И. Григоровича в 1844-1845 гг. она находилась уже в мощехранительнице. По составу это богослужебная рукопись, включающая Евангелие, Апостол, Псалтирь с дополнительными сочинениями богословского, аскетического, исторического, а также юридического характера. Среди последних - связанные с именами императоров: сокращение законов имп. Юстиниана, а также указы (νεαρ, novella) Льва VI Мудрого (886-912), Романа I Лакапина (919-944), Константина VII Багрянородного (913-920, 945-959), Никифора II Фоки (963-969), Василия II Болгаробойцы (976-1025). Кроме того, рукопись украшена миниатюрами, по стилю близкими к др. лицевым рукописям 2-й пол. XI в., среди к-рых помимо персонажей Свящ. Писания сохранились портреты писателя Михаила Пселла и имп. Михаила VII Дуки (Ath. Pantokr. 234. Fol. 254). Из б-ки П. м. происходят древнейшие лицевые визант. рукописи, напр. лицевая Псалтирь (Ath. Pantokr. 61, IX в.) с иллюстрациями-маргиналиями, по типу и стилю родственная Хлудовской Псалтири ( Anderson J. The Palimpsest Psalter, Pantokrator Cod. 61: Its Content and Relationship to the Bristol Psalter//DOP. 1994. Vol. 48. P. 199-220; Idem. Further Prolegomena to a Study of the Pantokrator Psalter: An Unpublished Miniature, Some Restored Losses, and Observations on the Relationship with the Chludov Psalter and Paris Fragment//DOP.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

К этому богословы присоединяли еще изучение творений языческих писателей и философов древне-классического мира, вследствие чего многие из них обладали обширными познаниями и в светских науках. Следствием этого в ту эпоху было замечательное обилие богословской литературы. Излагалось догматическое учение, велась полемика с латинянами и еретиками, опровергалось мусульманство, иудейство, язычество, составлялись толкования на св. Писание, изъяснялись каноны Церкви, писались нравоучительные сочинения и т.п. Но в произведениях писателей этого времени, незаметно для самостоятельной деятельности, почти они все были только хорошими компиляторами. Церковные писатели в веке Комнинов В ряду церковных писателей первое место занимает Михаил Пселл (ум. в 1106 г.). Он был богослов, философ, историк, математик, оратор и даже врач. В одном своем сочинении, вроде энциклопедии, он пишет о догматическом и нравственном учении, кратко излагает содержание всех наук и даже трактует о поваренном искусстве. Он воспитывался в Афинах и был в Константинополе учителем философии и сенатором, а потом воспитателем детей имп. Константина Дуки (1059–67), имел большое влияние на дела управления. В правление своего воспитанника, Михаила VII, он впал в немилость при дворе и около 1076 года удалился в обитель. Из богословских сочинений Пселла наиболее замечательны: толкование на Песнь Песней, главы о Св. Троице и о Лице Иисуса Христа. Феофилакт, архиепископ Охридский в Болгарии (ум. В 1108 г.). До своего посвящения в сан архиепископа он был воспитателем сына имп. Михаила VII, Константина Порфирородного, почему, будучи уже архипастырем, переписывался с лицами из царской семьи. Он, будучи образцовым пастырем, много заботился об исправлении нравов своей паствы. Замечателен, как толкователь св. Писания. Ему принадлежит толкование на весь Новый Завет , кроме Апокалипсиса, и из Ветхого Завета, на некоторых малых пророков. Он держится преимущественно толкований св. Иоанна Златоуста , часто только сокращая его беседы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Михаил Пселл уделял большое внимание творческому отношению к искусству слова. В трактатах «О соединении», «Стиль Григория Богослова , Василия Великого , Златоуста и Григория Нисского », «Спросившему, кто лучше писал стихи, Еврипид или Писида» он рассматривал различные виды речи и их компоненты, разнообразные способы сочетания слов, уподобляя их драгоценным камням. В творчестве христианских писателей, особенно Григория Назианзина (Богослова), он высоко оценивал их способность «делать многое единым», свойственное им «смешение фигур по-своему», использование «своих собственных сочетаний», открытых ими приемов, все то, что раскрывало силу их таланта и творческого вдохновения и помогало добиться «наилучшей гармонии» О своем литературном творчестве Михаил Пселл говорил: «Я один впитал в себя многих». Его первым литературным произведением был панегирик Константину IX Мономаху, в котором он описывал изнурительный и неблагодарный труд писца и рассуждал о характере василевсов, их изменчивом нраве, что считал вполне естественным явлением. В энкомии Иоанну Мавроподу Пселл осуждал тех, кто «не изучал египетскую, халдейскую и иудейскую мудрость, кто не познал эллинской науки и не использовал всего, что есть в них полезного». Лучшим произведением Михаила Пселла является новаторское по своему характеру мемуарно-историческое сочинение «Хронография», в котором центральное место отведено образу самого автора и его роли в событиях тех лет, что определило субъективную организацию исторического материала: «... я умолчал о многих значительных событиях ... но без затей сообщил о самом важном, о том, что всплыло в моей памяти, когда я писал». «Хронография» состоит из двух частей, первая из которых в свою очередь делится на семь разделов. В ней освещается столетний период византийской истории, начиная со смерти Иоанна Цимисхия в 976 г. и воцарения Василия II Болгароборца и кончая четырьмя годами правления Михаила VII Дуки (10711078) – 1075 г. Персонажи этого произведения – императоры (Василий II, Константин VIII, Роман III Аргир, Михаил IV Пафлагон, Михаил V, Константин IX Мономах, Михаил VI, Исаак I Комнин, Константин X Дука, Роман IV Диоген, Михаил VII Дука) и императрицы раскрываются в движении, во взаимодействии с историческими событиями, в соотношении их внешнего облика с нравственными качествами, в переплетении «добрых поступков» с «дурными», высоких чувств с низменными побуждениями. Характеристики, данные историком, отличаются меткостью и точностью наблюдений, умением несколькими штрихами выявить сущность персонажа, то, что зачастую скрывается «под притворной маской».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мятежи в армии в правление Михаила VII Дуки также не заставили себя ждать. Для отношений этого времени показательно, что героем одного из таких бунтов стал командир норманнских наемников Руселий (Урсель де Байоль); его кандидатом на престол был кесарь Иоанн Дука, которого он провозгласил императором 779 . Не менее показательно и то, что византийское правительство призвало на помощь против него турок. Они захватили склонного к авантюрам кондотьера и за соответствующую плату выдали его императорскому военачальнику Алексею Комнину. Однако правительство не могло надолго отказаться от услуг такого хорошего воина: вскоре он был выпущен из тюрьмы для того, чтобы вместе с Алексеем Комнином бороться на стороне Михаила VII против новых узурпаторов. Почти одновременно поднялись два претендента из среды византийской военной аристократии: один в Малой Азии, а другой – на Балканском полуострове. Дукс Диррахия Никифор Вриенний, подавивший в 1072 г. славянское восстание, был наиболее видным представителем византийской военной аристократии в европейской части Империи. В начале ноября 1077 г. провозглашенный императором, он вступил в свой родной город Адрианополь и оттуда отправил войско, которое продвинулось вплоть до стен византийской столицы. Стратиг фемы Анатоликов Никифор Вотаниат, который, что показательно, вел свой род от Фок, был типичным представителем малоазийской военной знати. 7 января 1078 г. он был провозглашен императором и со своей стороны пошел на Константинополь, заручившись поддержкой Сулеймана, двоюродного брата султана Алп-Арслана. Даже в том состоянии хаоса превосходство оказалось на стороне Малой Азии: Никифор Вотаниат упредил своего европейского соперника и тезку 780 . Враждебная правительству партия в Константинополе, которая вследствие непопулярных мер Никифорицы значительно укрепилась, связала все свои надежды с Вотаниатом. Едва он в марте 1078 г. вышел к Никее, в столице разразилось восстание, в котором большое участие приняла и Церковь . Михаил Парапинак был вынужден отречься и удалился в Студийский монастырь. На престол призвали Никифора Вотаниата. 24 марта он вступил в Константинополь и в тот же день принял из рук патриарха императорский венец. Для того, чтобы установить связь с домом Дук и таким образом отдать должное византийскому чувству легитимности, он женился на императрице Марии, супруге своего предшественника, несмотря на то что тот был еще жив 781 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенное употребление имени Варангов и Русь, как в этих, так и в других однородных грамотах, должно быть объясняемо в согласии с употреблением этих терминов в историческом сочинении Атталиоты. Мы должны по порядку времени начать с хрисовула, даннаго в 1060 году императором Константином X Афонской лавре св. Афанасия. Согласно с просьбою монахов этого монастыря, Константин Дука подтвердил привилегии прежних государей и освободил имения лавры от всех податей и повинностей – государственных, земских, военных и таможенных – и от денежных сборов для Варягов-Руси, или Саракин, или Франков: λογαριακς εσπρξεως Βαργγων Ρς, Σαρακινν, Φραγγν (История Афона преосв. Порфирия, III, 1 стр. 186 изд. 1877 г.). В 1075 году император Михаил VII, сын предыдущего Дуки, согласно с просьбою проконсула (анфипата) и верховного судьи (π το πποδρμου κα το βλου) Михаила Атталиоты, освободил его дом в городе Рэдесте (Родосто) и все его благоприобретенные имения в округе Фрако-Македонском (κατ τ θμα Θρκης κα Μακεδονας) от всяких податей и повинностей, и между прочим – от постоя военных властей как окружных (областных ополчений, поставляемых провинциями или темами), так и строевых (регулярных); «еще же Руси Варягов, или Колбягов, или Франков или Булгаров, или Сарацин, или каких других: ςκουσσευθσονται δ κα π μιττου ρχντων ταγματικν θεματικν, τι τε " Ρς, Βαργγων, Χουλπγγων, Φργγων, Βουλγρων, Σαρακηνν, λλων τινν (Sathas, Bibliotheca graeca t. I, p. 55). В мае 1079 года новый император, Никифор Вотаниат, при котором Атталиота получил уже сан магистра и поручение написать историю последнего времени, дал новую грамоту своему доверенному сановнику. Хрисовул освобождал от всяких податей и повинностей монастырь и богадельню, основанные Атталиотой в Рэдесте, которым он отдал свой дом и часть имений. В важной для нас части хрисовула повторяются почти буквально выражения грамоты Михаила VII: ξκουσσευθσονται δ κα π μιττου ρχντων ταγματικν θεματικν, τι τε Ρς, Βαργγων, Χουλπγγων, Φργγων, Βουλγρων, Σαρακηνν, κα λλων τινν. (Sathas, ibid. p. 64). Наконец, к 1088 году относится хрисовул Алексея Комнина, данный Христодулу, монаху и ктитору монастыря на острове Патмосе. Сказанный монастырь освобождается «от постоя начальников регулярных и областных, отрядов греческих и иностранных, а также русских Варягов, Колбягов, Англян (Англичан), Франков, Немцев, Булгаров, Сарацин, Алан, Обезов (Абхазов), бессмертных и остальных всех Греков и чужеплеменников»: π – μιττων ρχντων ταγματικν κα θεματικν, ωμακν τε παραταγν κα θνικν ετι τε ρσων, βαρννων, κουλπννων, γγλνων, ργγων, νεμτζων – – θαντων κα λοιπν πντων ωμαων τε κα θνικν. (Zachariae, Jus Graeco-latinum III, 373). В другом издании (Сакеллиона) читалось «Ρσσων, Βαργγων (см. у Гопфа: Geschichte Griechenlands vom Beginn des Mittelalters , стр. 149a).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

По поручению императора Михаила VII Дуки (10711078) Атталиат составил обширный юридический труд, подробно изучив различные источники со времен римской республики (VI в. до н.э.) до правления Константина VII Багрянородного. Центральное место в нем занимает рассказ об открытии «музея законоведения» – юридического училища, основанного по поручению Константина IX Мономаха, и высшей императорской школы. В этом труде также нашли отражение политические события времени: подавление мятежа Георгия Маниака, поражение русского флота, угрожавшего Константинополю в 1043 г., восстание Льва Торника в 1047 г. Михаил Глика (Сикидит, XII в.ок. 1204) историк, поэт, государственный деятель, приверженец рационализма. Он не верил в воскресение из плоти и в нетленность даров евхаристии. Михаил Глика был секретарем при дворе Мануила I Комнина (11431180), но после участия в дворцовом заговоре в 1159 г. его ослепили и заключили в тюрьму. Он – автор всемирной хроники, теологических и астрологических трактатов, «Тюремных стихов», сборника пословиц и поговорок, которые он, как и его друг Феодор Продром, собирал на протяжении нескольких лет. Сборник открывается энкомием в честь военной победы императора Мануила I. «Хроника» Михаила Глики начинается от Сотворения мира до смерти Алексея I Комнина (1118 г.) и состоит из четырех частей: Сотворение мира, Иудейско-восточная история, Римская история от Юлия Цезаря до Константина I Великого и Византийская история. Помимо сочинений Зонары, Пселла, Манасси, Скилицы Глика использовал рассказы из «Физиолога», данные из сочинения Элиана «О природе животных» и различные поучения. Поэма «Тюремные стихи» написана в форме прошения о помиловании. Поэт объясняет императору причину своего заключения донос соседа, сравнивает тягостную тюремную обстановку с подземным царством мертвых Аидом. В его камере «не светит ни единый луч, ни слова не услышишь», «все мрак густой объемлет,/Друг друга видеть не дает, узнать не позволяет». «Тюремные стихи» изобилуют народными поверьями («Коль ворон сядет близ тебя, то это означает смерть и горькую разлуку»), пословицами и поговорками («До самой старости учись и становись смиренным», «Лягался осел, а избивают седло, чтоб впредь не лягалось» и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Успешный поход Исаака I против печенегов. 1059.11 Тяжелая болезнь Исаака I. Исаак I ушел в Студийский монастырь, где и умер 31 мая 1060 или 1061 года 1059.11 Императором стал  Константин X Дука . Торки опустошили Македонию и дошли до Константинополя, где были разбиты. Уцелевшие торки вернулись на Русь. Восстание в  Болгарии и в Северной Греции. Примирение руководителя восстания Никулицы Дельфина с императором Константином. 1067.05.23 Смерть Константина X Дуки. Власть перешла к его сыновьям Михаилу, Константину и Андронику, но фактически была у их матери Евдокии. 1067.12.31 Венчании Евдокии с Романом IV Диогеном, который был до этого в ссылке из-за заговора против Константина X. 1068.01.01 Коронация Романа IV Диогена. 1068–1069. Походы Романа IV против турок. Падение Маницкерта и окончательное завоевание сельджуками Армении. Поход Романа IV на турок. Поражение византийцев при  Маницкерте . 1071.08 Заговор против Романа в Константинополе. Императором провозглашен сын Константина X  Михаил VII Дука Парапинак . Гражданская война в Византии.  В Италии пала крепость Бари — последнее владение Византии . Восстание в Болгарии, поддержанное Сербией. Поражение восставших. 1072.08.04 Смерть бывшего императора Византии Романа IV Диогена. Восстание франка Руселя. Подавление мятежа будущим императором Алексеем Комнином. 1077.10 Восстание полководца Никифора Вотаниата. Никифор Вотаниат становится главнокомандующим восточных войск империи. 1078.03.25 Заговор в Константинополе против Михаила VII. Отречение Михаила от престола и постриг в монахи. В Сердике волнение богомилов. 1078–1079 Восстания в Византии Никифора Вриенния, Никифора Василиаки, Никифора Мелиссина. Подавлением восстаний руководил Алексей Комнин. 1081.02 Восстание против Никифора организовано Алексеем и Исааком Комнинами. Императором провозгласили Алексея. 1081.04.01 Алексей Комнин  вступил в столицу. Отречение и постриг в монахи Никифора III Вотаниата.  Норманны захватили Авлон и осадили Драч. Византия заключила мир с турецким султанатом, чтобы отбить нашествие норманнов.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010