Эти документы были приняты и проводились в жизнь под ло­зунгом восстановления “ленинской социалистической законности” и по сути возвращали Церковь в ситуацию конца 30-х годов. Рели­гиозным организациям запрещалась какая бы то ни было благотво­рительная деятельность; без разрешения Совета запрещалось не только открывать духовные учебные заведения и издавать религи­озную литературу, но и созывать религиозные съезды и совещания; все церковнослужители, а не только приходское духовенство, обла­гались подоходным налогом. Требование власти провести церковную реформу было удов­летворено. Вопрос об изменении Положения об управлении Церковью был основным вопросом Архиерейского собора в июле 1961 года. Была принята новая редакция Положения, согласно которой “насто­ятель храма осуществляет духовное руководство прихожан, наблю­дает за благолепием и уставностью богослужений, за своевременным и тщательным удовлетворением религиозных нужд прихожан”. Иначе говоря, священник ста­новился в положение “наемного ра­ботника” у общины верующих. Принятое постановление правительства и инструкция Сове­та по существу ориентировали уполномоченных на осуществление функций надзора, контроля за деятельностью религиозных органи­заций. Основную свою задачу уполномоченные должны были ви­деть в “ограничении влияния церкви на население”. 10 июля 1961 г. епископ Михаил разослал всем настояте­лям храмов циркуляр, в котором подробно изложил суть нового положения об управлении Церковью. В нем разъяснялось, что настоятели отныне будут осуще­ствлять лишь духовное руководство приходом, совершать бого­служения и выполнять требы по заказу верующих. В циркуляре подчеркивалась особая ответственность за де­ятельность прихода мирян и прежде всего лиц, избранных в ис­полнительный орган. Во всех церковных общинах через епархиальное управле­ние летом 1961 г. были изъяты печати и штампы, которыми рань­ше владели настоятели церквей. Владыка Михаил сумел найти пути сопротивления давлению властей. Он часто объезжал храмы епархии и всегда во время своих поездок совершал богослужения 21 . Уполномоченный по Тамбовской области отмечал: “Очень печется о тех приходах, где нет священников или они больны. Ставит вопрос об использовании заштатных священников, но в этом ограничивается В отличие от прошлого епископа старается показать себя скромным. Так, зарплату себе установил в 100 руб. в месяц (епископ Иоасаф получал 10000 в старых деньгах) Внимательно следит за доходами церквей и там, где они малы, старается как-то помочь”. Епископу Михаилу удалось восстановить четыре из шести ранее существовавших благочиннических округов. Несмотря на сопротивление уполномоченного, епископ Михаил увольнял от служения недостойных священников. Так, 5 июля 1961 г. он уволил “настоятеля Иоанно-Предтеченской церкви Ивана Конина за пьянку и пребывание в вытрезвителе”. Из чего уполномоченный сделал вывод, что епископ “стремится подобрать кадры с меньшими пороками” 22 .

http://pravmir.ru/k-20-letiyu-konchinyi-...

Это постановление значительно улучшило атмосферу в обществе. Оно сказалось и на судьбе Новгородской епархии. С 1933 года епархия входила в состав Ленинградской митрополии. Помощником у митрополита был викарный епископ с титулом Старорусский. В 1955 году «с перемещением преосвященного Михаила (Чуба) епископа бывшего Старорусского» 233 вакансия долгое время оставалась свободной. Митрополит Григорий обратился к Святейшему Патриарху с просьбой заместить эту вакансию и сам предложил кандидатуру: «Ввиду особых условий исторического значения древней Новгородской области имею честь представить вниманию Вашего Святейшества, что таким кандидатом на пост епископа Старорусского мог бы быть архимандрит Сергий (Голубцов) как весьма сведущий в области церковной археологии и, в частности, в археологических ценностях Новгорода и области». Священный Синод в своем заседании 17 октября 1955 года поддержал ходатайство митрополита Григория. После наречения и хиротонии в епископский сан, состоявшихся в Троице–Сергиевой Лавре, преосвященный Сергий, епископ Старорусский, становится викарием Ленинградской епархии. 234 Но уже через год, 22 ноября 1956 года, заседание Священного Синода вновь слушало митрополита Ленинградского и Новгородского Елевферия – «о выделении Новгородской епархии в самостоятельную епархию и назначении самостоятельного епископа Новгородского». Синод назначил управляющим Новгородской епархией епископа Старорусского Сергия». В результате, с 1 января 235 1957 года древнейшая Новгородская епархия вновь приобрела свою самостоятельность. Епископ Сергий ...начал свое святительство с посещения храмов вверенной ему епархии (будучи викарием, он редко отлучался от митрополита). Побывал почти во всех приходах. Состояние многих церквей вызывало тревогу, но на капитальный ремонт требовались средства и усилия. Пришлось определить наиболее аварийные: в Коростыни, Любынях, Подгощах и в Новгороде – Никольский собор. Относительное благополучие Церкви, сложившееся в стране в 50–е годы, было недолговечным. В ЦК КПСС находилось много воинствующих атеистов, готовых при первой возможности возобновить антирелигиозное наступление. Да и сам первый секретарь ЦК Н. Хрущев, мечтавший о скором построении коммунистического общества, с трудом мирился с «религиозным дурманом». Сдерживало его только мировое общественное мнение, с которым коммунисты старались считаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков (которым, не мешает между прочим заметить, мало было нужды до красоты), что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. И, к чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник. Шел ли набожный мужик или дворянин, как называют себя козаки, одетый в кобеняк с видлогою, в воскресенье в церковь или, если дурная погода, в шинок, как не зайти к Солохе, не поесть жирных с сметаною вареников и не поболтать в теплой избе с говорливой и угодливой хозяйкой. И дворянин нарочно для этого давал большой крюк, прежде чем достигал шинка, и называл это заходить по дороге. А пойдет ли, бывало, Солоха в праздник в церковь, надевши яркую плахту с китайчатою запаскою, а сверх ее синюю юбку, на которой сзади нашиты были золотые усы, и станет прямо близ правого крылоса, то дьяк уже, верно, закашливался и прищуривал невольно в ту сторону глаза; голова гладил усы, заматывал за ухо оселедец и говорил стоявшему близ его соседу: „Эх, добрая баба! Чорт-баба!“ Солоха кланялась каждому, и каждый думал, что она кланяется ему одному. Но охотник мешаться в чужие дела тотчас бы заметил, что Солоха была приветливее всего с козаком Чубом. Чуб был вдов; восемь скирд хлеба всегда стояли перед его хатою. Две пары дюжих волов всякой раз высовывали свои головы из плетеного сарая на улицу и мычали, когда завидывали шедшую куму корову или дядю толстого быка. Бородатый козел взбирался на самую крышу и дребезжал оттуда резким голосом, как городничий, дразня выступавших по двору индеек и оборачивался задом, когда завидывал своих неприятелей, мальчишек, издевавшихся над его бородою. В сундуках у Чуба водилось много полотна, жупанов и старинных кунтушей с золотыми галунами: покойная жена его была щеголиха. В огороде, кроме маку, капусты, подсолнечников, засевалось еще каждый год две нивы табаку. Всё это Солоха находила не лишним присоединить к своему хозяйству, заранее размышляя о том, какой оно примет порядок, когда перейдет в ее руки, и удвоивала благосклонность к старому Чубу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Р. S. Не лишне припомнить тут слова приснопамятного херсонского архиепископа Никанора, которые как нельзя лучше вскрывают перед нами настоящие причины упадка нравственной жизни среди православного духовенства: „Русскому духовенству, – писал покойный архипастырь 60 , – сильно вредит недостаток знания и понимания нашей истории и всосавшееся в нашу плоть и кровь сознание, что православная Церковь есть господствующая в России. Пока это сознание было крепко в латинском клире, до тех пор он поражал весь свет своею распущенностью. А когда утвердился этот клир в сознании, что он должен отстаивать не только своё положение, но бытие самой Церкви неустанною борьбой с бесчисленными врагами, без поддержки правительств, тогда члены этого клира крепко сжались в своём поведении. Пора проникнуться подобным сознанием и нашему духовенству, что мы ныне со всех сторон окружены врагами, с которыми призваны беспрестанно бороться, пред которыми никак не должны обнажать свои нравственные немощи. Поэтому, в православном духовенстве следует стеснять всякое обнаружение неблагоповедения, не говорю конкубинат, но обнаружение повторяющегося охмеления, обнаружение резкой строптивости в церкви, обнаружение драк, буйства, ругательств, соблазнительных выходок, вольного обращения с женским полом, танцев и т. п. (курение табаку в открытых местах, нарушение постов открыто пред народом), следование модам в платье: ношение ряс-полупальто, подрясников-полу-сюртуков, ношение ботинок, выставку воротников, полисонов и т. п., в причёске – стрижку волос, косые проборы, взбитие чуба на лбу и т. д. Но особенно ненавистны народу в пастырях Церкви: вымогательство, выторговывание платы за требы и дерзкое при этом обращение, что и не должно быть терпимо. Увы! Вредно же действуют на народное чувство и даже возбуждают отвращение его от Церкви – пастыри от природы убогие, бесталанные, неудалые; и нужно и таких, обиженных природою или же опустившихся по собственному нерадению, скрывать за другими пастырями способными, назидательными и привлекательными любезными народному сердцу и очам”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1760  голосов:  5.0 из  5) 81 Подъезжая часа в два пополудни к Иннокентьевской, западного крыла Погожего со стороны Вересовки Василий, удивляясь, не увидел, как ни всматривался в белоснежные ангарские дали, нагущенные морозным воздухом. «Завалило снегами Погожее по самое темечко, — ласково подумал Василий. — Дрыхнут теперь люди по своим избам, как медведи в берлогах», — отчего-то хотелось ему улыбаться. И он улыбался — ведь добрался-таки до родины, смерть, лихо, всеобщее людское зверство одолел! Но улыбался через силу, потому что в груди беспрестанно горело, кашель изводил, а голова болела мучительно, просто истязала. В Иннокентьевской подводы не нашёл и, не раздумывая, направился пешком. Хотелось всей грудью вдохнуть родного ангарского воздуха, но мороз заворачивал люто, и в лёгких стонуще хрипело, как в трубе, которую не прочистили, а печь затопили. «Ничего, — успокаивал он себя, — ещё надышусь. Какие мои годы!» И он, как бы стараясь доказать самому себе и окружающим сосновым лесам, что силён и молод, шёл с ускорением, порой, как мальчишка, подпрыгивая. Разбегался перед спусками и, размахивая руками, лихачески скатывался на стёртых подошвах сапог. С пустынного, плохо наезженного Московского тракта свернул сразу за Чёртовой горой: решил пройти знакомой с детства тропой, потому что она короче вела к селу; и к тому же, как выходишь из лесу, — так вот он и дом, родная охотниковская усадьба. Сердце билось всё учащённее, кровь, чудилось ему, прямо закипала в жилах, и немочь телесная вроде как отступала, мало-мало стихала. Но шлось тяжело, потому что тропа почему-то оказалась совершенно нехоженой, заваленной снегом так, что иной раз было необъяснимо — целина это или тропа? Но возвращаться на тракт не стал — очень хотелось сразу выйти к родному дому. Выбрел из чащи на знакомую с малолетства елань — на ней все вечёрки и игрища проходили, поднял глаза, а — Погожего нет. Подумал, сбился с пути, не туда попал. Смахнул с бровей и чуба куржак, протёр рукавицей залепленные инеем глаза и разглядел в сизом отдалении церковь, а чуть левее возле тракта — ещё одно строение. Не сразу признал его — свинарник это был. Отдалённой болью вздрогнулось сердце.

http://azbyka.ru/fiction/rodovaya-zemlya...

Приёмы Мы так слились с жизнью малабарской церковной семьи, что не проходило ни одного важного события в их среде без нашего участия. Первое большое собрание было устроено в нашу честь в Коттаяме. На этом приёме, состоявшемся в доме местного богача, было большое количество мужчин, все в белоснежных «дотти» и «чуба» 176 , но ни одной женщины. Индусы любят длинные речи. Сначала хозяин приветствовал нас, потом говорил Николай. После него, к моему удивлению, просили говорить меня. Я сказала им: «Где же ваши женщины? Без них мне неуютно говорить». Тогда хозяин дома открыл двери во внутренние покои и там я увидала настоящий цветник красавиц, которые весело окружили меня. Я познакомилась с хозяйкой и её муж сказал мне: «Не судите о наших обычаях по европейским. Поверьте, нет такого решения, которое я бы принял, не посоветовавшись с моей женой». Я говорила мою первую речь в Индии (а индусы научили меня говорить речи) стоя у раскрытой двери между женской и мужской половиной. Помолвка В самом начале нашей жизни в Патанамтитта мы были приглашены на общественную церемонию, предваряющую свадьбу, своего рода закрепление обещания брака. Хотя старинная система приданого осуждается в современной Индии, эта церемония связана всё же с его уплатой. Сын нашего местного банкира женился на дочери богача, принадлежащего к церкви Мар-Тома, отделившейся от «нашей» и находящейся под протестантским влиянием. (В смешанных христианских браках в Индии женщина переходит в Церковь мужа). Все мы, наряженные в праздничные одежды, приехали в дом невесты миль за шестьдесят по живописным, красным, пыльным дорогам Траванкора. Жениха с нами не было. Раньше он с гордостью говорил нам, что уже видел раз свою невесту. Мы нашли большую компанию мужчин, ожидающих начала церемонии. На первых местах друг против друга сидели священники нашей Церкви и Церкви невесты. Зажгли большую масляную лампу и водворилось молчание. На середину вышли два старца: отец невесты и дядюшка жениха (отец его умер), который спросил: «Зачем мы собрались?» Отец ответил: «Чтобы заключить контракт брака». «Сколько даёшь?». «Пятнадцать тысяч рупий», и отец передал дядюшке толстый конверт; они вступили на циновку посередине комнаты и два раза обнялись. Священники пропели несколько молитв, все встали и сразу громко заговорили. Затем, после традиционного мытья правой руки, гости были приглашены к столу. Мне сказали, что я была первой за всю их историю женщиной, присутствующей на такой церемонии. После завтрака меня повели на женскую половину и показали невесту, студентку, ещё не кончившую университетский курс. Свадьба

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

С 1930 г. в Виленском архиеп-стве существовали 2 жен. «миссионерские станции»: в Альбертине и при кладбищенской часовне в мест. Росси (ныне пос. Россь Волковысского р-на Гродненской обл., Белоруссия); в обеих общинах преобладали монахини белорус. происхождения. В 1936 г. мон-рь сестер-миссионерок Пресв. Сердца Иисуса основан в с. Слипче Хрубешувского повята, где польск. власти передали католикам правосл. храм, к-рый вскоре был обращен в католич. церковь. В 1933 г. при бывш. правосл. храме в с. Кодень Бяльского повята была основана община монашеской конгрегации миссионеров-облатов Непорочной Девы Марии вост. обряда, преобразованная в 1938 г. в полноценный мон-рь; настоятелем стал иером. Станислав Чуба. Изредка для работы в неоуниат. приходах допускались василиане из Галиции, служившие в отдельных храмах Пинского и Люблинского католич. еп-ств, но создавать общины василиан за пределами Галиции власти не разрешали. Православная ц. апостолов Петра и Павла в с. Жабче Волынской обл., Украина. Ок. сер. XX в. Православная ц. апостолов Петра и Павла в с. Жабче Волынской обл., Украина. Ок. сер. XX в. Распространение Н. сопровождалось конфликтами с православными. Особенно ярко это проявилось на Волыни, где позиции Православия были прочными. Наиболее масштабные столкновения имели место в селах Жабче Луцкого повята и Дубечно Ковельского повята. В июле 1928 г. местные власти, несмотря на сопротивление большей части правосл. прихода, передали правосл. храм в с. Жабче неоуниатам. В окт. того же года, после неудачной попытки православных вернуть храм силой, он был закрыт и опечатан. 21 февр. 1929 г. благочинный прот. Стефан Яновский, его помощник свящ. Стефан Клубок и настоятель прихода прот. Виталий Сагайдаковский взломали дверь церкви. Ок. 100 прихожан вместе со священниками закрылись в храме, требуя вернуть его православным и прекратить поддержку униатов. 24 февр. польская полиция блокировала церковь, но никто из протестовавших не покинул храм. Люди оставались в церкви несколько недель, несмотря на сильные морозы.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

1304 Сравнить 96 правило Трулльского собора. [Описание Синодальных рукописей 373 л. 113 оборот, стр. 161: После того как над постригаемым в малый образ будет совершён обряд пострижения, братия, приемше его, отводят в диаконик и «остригают» его поюще..., т. е. остригают совсем после некоторого стрижения, сделанного (по требованию обряда) игуменом. Cfr Пидалион в примечании к 42 правилу 6 вселенского собора Закинфское издание стр. 258 (который доказывает, что монахи должны стричь волосы).] 1305 Об этих анахоретах и их длинных волосах – того же собора правило 42. Можно подозревать, что носить длинные волосы, с целью привлечь на себя внимание людское, придумали именно того сорта анахореты, о которых говорит собор в правиле. 1307 Евстафий Солунский в конце XII в. говорит об острижении всей головы, De emendanda vita monastica, у Миня t. 135 p. 792 n. 74; в нашем Сказании о черноризческом чине говорится, что «се же есть мниху (на голове) малых влас куста» (в других списках: «се же есть мниху малых влас напреди неострижение»: стрижка наголо с оставлением спереди куста волос,– хохла, чуба),– Рукописи гр. Уварова, т. 2 стр. 97. В Менологии императора Василия монахи не с остриженными наголо головами, а так с подстриженными волосами, как подстригают их у нас крестьяне (Весьма вероятно представлять дело о волосах таким образом, что перед Феодором Студитом начало входить рощение, что по его примеру возвратились к стрижке, а что потом опять и окончательно рощение). 1308 В Ямбах,– μβοι ες διαφ ρους ποθσεις, у Миня в Патрологии t. 99 р. 1780 sqq, и отчасти в «Епитимиях» ibid. р. 1733 sqq. 1322 Кут – задний угол в избе. Трапезарь получил у нас название кутника вероятно, потому, что шкаф или буфет со столовыми принадлежностями стоял в заднем углу трапезы и что у него стоял он (трапезарь) во время обедов. 1323 Что эконом (а не келарь, как у нас после) был главным чиновником после игумена и как бы выдававшимся над другими, об этом патриарх Алексей говорит прямо и нарочито, рукопись л. 253.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

ЦВ 1-2 (422-423) январь 2010 /  29 января 2010 г. Состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 25 декабря 2009 года в Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион, митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон, архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима, епископ Архангельский и Холмогорский Тихон, управляющий делами Московский Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий. Священный Синод заслушал сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских посещениях епархий Русской Православной Церкви. Синод поблагодарил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона, ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Гатчинского Амвросия, полномочного представителя Президента России в Южном федеральном округе В.В. Устинова, губернатора Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко, губернатора Ростовской области В.Ф. Чуба, заместителя руководителя Администрации Президента Российской Федерации А.Д. Беглова за теплый прием, оказанный Предстоятелю Русской Православной Церкви и сопровождавшим его лицам. Синод также выразил признательность супруге главы Российского государства С.В. Медведевой за помощь в создании храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Сестрорецке. Священный Синод отметил положительную динамику в развитии Санкт-Петербургских духовных школ и подчеркнул важность взаимодействия Русской Православной Церкви и казачьих сообществ.

http://e-vestnik.ru/docs/sostoyalos_zase...

Юрий 28 декабря 2013, 13:19 Мудрый человек о. Андрей все же... Лишний раз убеждаешься, что внешняя, даже церковная ученость отнюдь не гарантирует евангельского духа. Почитав " замайданные " статьи и воззвания, наполненные странной, неевангельской какой-то логикой, известных богословов арх. Кирилла Говоруна, о.Андрея Дудченко, посмеивавшегося над простотой о.Андрея, видишь бесплодность внешнего накопления знаний без внутреннего преображения Евгений 28 декабря 2013, 12:12 Буду благодарен, если кто-нибудь разъяснит мне следующий вопрос. 1. Все мои предки жили в Рязани, основанной как Переяславль-Рязанский выходцами из Киевского княжества. Я наверняка потомок тех переселенцев, вероятно даже прямой. 2. Девичья фамилия моей жены кончается на -чук. Если русские и малороссы разные народы и должны жить в разных государствах, то кто мои дети - хохлы или кацапы? Владимир 28 декабря 2013, 09:54 Паны дерутся, а холопов чубы трещат.За холопов держат народ как с одной так и с другой стороны. И я абсолютно согласен с о. Андреем в том, что на горячей голове не только не останется чуба, но и самой головы может не стать. Помоги Господь Украине! Владимир. Николай 28 декабря 2013, 08:17 Я могу с уверенностью сказать,что Киево-Печерские угодники,давно уже встали и ходят и живут среди и Киевлян. По этому поводу есть хорошая пословица: " Не открывай уст,открой глаза " . Никифорено Николай Леонидович 28 декабря 2013, 08:09 Здравствуйте, батюшка! Благословите, Я капитан дальнего плавания в отставке, на пенсии,всегда с большим интересом читаю Ваши статьи,всегда есть над поразмышлять, слава Богу! И этот Ваш с нами разговор я прочитал не абы как. Но что мне сразу не пришлось по душе,это слово " дифферен- цировано " . Сколько уже говорится о чистоте русского языка. Простите меня батюшка,но я уверен,что мы сейчас должны заботиться говорить чистым русским языком,старательно избегая употребления западных слов. Уже не один год пробую говорить по-русски, и Вы знаете, это не удаётся.Часто становишься в затруднение.

http://pravoslavie.ru/67062.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010