Сортировать по Исключить новости К 20-летию кончины архиепископа Михаила (Чуба) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 27 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 В 2005 году исполнилось 20 лет со дня кончины архиепископа Тамбовского и Мичуринского Михаила (Чуба). В связи с этим хотелось бы кратко остановиться на основных этапах служения владыки Михаила Церкви и отечеству. Будущий архиепископ Михаил родился 18 февраля 1912 года в семье диакона Андрея Трофимовича Чуба, служившего в храме в честь Божией Матери “Всех скорбящих Радость” в Царском Селе, ныне г. Пушкин Ленинградской области. Впоследствии отец его был рукоположен во пресвитера к Константино-Еленинскому храму в Царском Селе, в котором прослужил около 20 лет. Все детские воспоминания архиепископа Михаила связаны с этим храмом, который он полюбил с первых лет своей жизни. Воспитание в духовной атмосфере определило и дальнейшее направление жизни и деятельности будущего епископа. У него рано появилась любовь к молитве (с детства он наизусть знал акафист Божией Матери), любовь к уединению, к чтению святоотеческих творений, которые стали постоянными спутниками его жизни. Среднее образование получил в первой трудовой школе Царского (позднее Детского) Села. С 1933 по 1935 гг. работал библиотекарем-переводчиком во Всесоюзном институте растениеводства в Пушкине. В 1935 г. вместе с родителями был выслан в административном порядке в Казахстан. После ссылки в конце 1930-х гг. получил возможность проживать с родителями в г. Рыбинске. Заочно обучался в институте иностранных языков, который окончил в 1940 году. Способности к языкам владыка Михаил унаследовал от своих родителей и особенно от матери, которая знала несколько европейских языков. Сам архиепископ Михаил владел французским, немецким и английским, знал другие европейские языки, а также древнееврейский. В годы Великой Отечественной войны Михаил Андреевич преподавал иностранный язык в танковом училище в г. Рыбинске. Он был удо­стоен правительственных наград, в частности медалей “За победу над Германией в Вели­кой Отечественной войне 1941—1945 гг.”, “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.” 1 .

http://pravmir.ru/k-20-letiyu-konchinyi-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МИХАИЛ (ЧУБ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Михаил (Чуб) Михаил (Чуб) ( 1912 - 1985 ), архиепископ Тамбовский и Мичуринский . В миру Чуб Михаил Андреевич, родился 18 февраля 1912 года в семье диакона Андрея Трофимовича Чуба, служившего в храме в честь Божией Матери " Всех скорбящих Радость " , в Царском селе, ныне г. Пушкин Ленинградской обл. Впоследствии отец его был рукоположен во пресвитера к Константино-Еленинскому храму в Царском селе , в котором прослужил около 20 лет. Все детские воспоминания архиеп. Михаила связаны с этим храмом, который он полюбил с первых лет своей жизни. Воспитание в духовной атмосфере определило и дальнейшее направление жизни и деятельности будущего святителя. У него рано появилась любовь к молитве (с детства он наизусть знал акафист Божией Матери), любовь к уединению, к чтению святоотеческих творений, которые стали постоянными спутниками его жизни. Среднее образование получил в первой трудовой школе Царского (позднее Детского) Села. С 1930 года обучался в заочном гидрометеорологическом институте, а затем в заочном институте иностранных языков, который окончил в 1940 году. Способности к языкам он унаследовал от своих родителей и особенно от матери, которая знала несколько европейских языков. Сам архиеп. Михаил в совершенстве владел французским, немецким и английским, знал другие европейские языки, а также древнееврейский. С 1932 года преподавал иностранные языки в различных учебных заведениях. В годы Великой Отечественной войны преподавал иностранный язык в танковом училище в г. Рыбинске . В 1947 году поступил в Ленинградскую духовную академию , где сблизился с профессором, известным патрологом А.И. Сагардой , который оказал большое влияние на формирование его богословских интересов. В 1950 году окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия . По окончании академии был оставлен в ней преподавателем общей церковной истории. Впоследствии он преподавал различные предметы, но особым признанием коллег и студентов пользовались его академические лекции по истории Древней Церкви, которую он преподавал с 1953 года.

http://drevo-info.ru/articles/17489.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Михаил (Чуб), еп. Лужский. Фотография. 1954 г. (Чуб Михаил Андреевич; 18.02.1912, г. Царское Село С.-Петербургской губ. (ныне Пушкин в черте С.-Петербурга) - 25.04.1985, г. Тамбов), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Род. в семье диакона (впосл. протоиерея) Андрея Трофимовича Чуба (1880-1960). С детства посещал храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Детское Село (ныне Пушкин), в к-ром служил отец. В 1930 г. окончил 10-летнюю школу в г. Детское Село, поступил в Заочный гидрометеорологический ин-т. С 1932 г. работал лаборантом во Всесоюзном ин-те растениеводства в Детском Селе, в 1933-1935 гг.- библиотекарем-переводчиком в Детскосельском сельскохозяйственном ин-те. В марте 1935 г. был выслан вместе с родителями из Ленинградской обл. на 5 лет в Казакскую (Казахскую) АССР. Работал преподавателем в Карагандинском филиале Новосибирского ин-та повышения квалификации хозяйственников и переводчиков. В 1936 г. ссылка в Казахстан была отменена. Проживал в г. Рыбинске Ярославской обл. Поступил в Заочный ин-т иностранных языков, к-рый окончил в 1940 г. Владел французским, немецким, английским, шведским, латинским, древнегреческим и древнееврейским языками. Преподавал иностранные языки в Рыбинске: в средних школах, техникумах, в железнодорожном клубе, на учительских курсах. Был преподавателем Рыбинского танкового уч-ща (1942-1943 и 1945-1947). В 1943-1945 гг. работал в школе-типографии, был начальником охраны лесов Рыбинского межрайонного лесхоза. Во время войны перенес дистрофию. Награжден медалями «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Осенью 1947 г. переехал в Ленинград. В том же году поступил в ЛДА. После 1-го курса академии сразу перешел на 3-й, окончив 2-й курс экстерном. На 4-м курсе начал преподавать историю Древней Церкви во 2-м классе Ленинградской ДС как ассистент на кафедре общей церковной истории. Большое влияние на формирование его богословских интересов оказал 1-й научный руководитель проф. А. И. Сагарда . Студент Михаил Чуб был близко знаком с иеросхим. прп. Серафимом (Муравьёвым) Вырицким и прот. А. А. Кибардиным , ставшим его духовным наставником. В 1950 г. окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Святой Мефодий Олимпийский. Его жизнь, творения и богословие». 11 июня того же года рукоположен Лужским еп . Симеоном (Бычковым) во диакона целибатом, 12 июня - во иерея; назначен священником домового академического храма во имя св. ап. Иоанна Богослова. С сент. 1950 по 1 февр. 1955 г. преподавал курс общей церковной истории в Ленинградской ДС, особое же признание коллег и студентов получил его курс лекций по истории Древней Церкви, к-рые он стал читать в ЛДА с 1953 г. как доцент кафедры патрологии. С 1952 г. привлекался председателем ОВЦС Крутицким и Коломенским митр. Николаем (Ярушевичем) к международной церковной работе.

http://pravenc.ru/text/2563658.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СИНОДАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Синодальная библиотека Московского Патриархата имени Святейшего Патриарха Алексия II , церковная общедоступная библиотека, приписанная к Учебному комитету Русской Православной Церкви Адрес: Россия , 119334, Москва , Андреевская наб., 2 Тел. читального зала: +7 (499) 135-71-28 Синодальная библиотека - одно из наиболее полных в России общедоступных собраний современной христианской литературы. Кроме книг, в т.ч. изданных за рубежом на русском и иностранных языках, библиотека тщательно комплектуется современными церковными периодическими изданиями – вплоть до «листков» провинциальных храмов (хотя не всегда удается собрать все). Богатая коллекция провинциальных церковных изданий. В библиотеке есть небольшое количество славянских древностей: рукописи XV-XVII веков, печатные книги XVI-XVIII веков. Коллекция изданий XVI-XVII веков в численном отношении существенно уступает коллекциям крупных государственных библиотек России, однако в ее состав входят действительно ценные книги. К примеру, экземпляр Лествицы 1647 года, принадлежавший преподобному Елеазару Анзерскому (+ 1656). Есть и настоящие святыни - например, книга, принадлежавшая Феофану Затворнику Вышенскому (+ 1894), переплетенная руками самого святителя. Весьма интересны частные собрания: кроме личных библиотек митрополита Антония (Мельникова) и архиепископа Михаила (Чуба) сюда относятся также, например, привезенные в 2003 году из Франции книги митрополита Николая (Ерёмина) (+ 1985), бывшего патриаршего экзарха в Западной Европе, - дореволюционные и эмигрантские издания. Среди них есть, например, том митрополита Макария (Булгакова) с дарственной надписью архимандриту Феофану Затворнику. Можно также встретить автографы архиепископа Иоанна (Шаховского) и Н. Н. Глубоковского . Немногочисленны, но интересны мемориальные собрания архиепископа Дамиана (Воскресенского) (+ 1937), его сына архиепископа Михаила (Воскресенского) (+ 1976) и собрание книг архимандрита Бориса (Холчева) (+ 1971).

http://drevo-info.ru/articles/6776.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ОСИПОВ АЛЕКСЕЙ ИЛЬИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Осипов Алексей Ильич, профессор МДА Осипов Алексей Ильич (р. 1938 ), профессор Московской духовной академии , член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви Родился 31 марта 1938 года в г. Белеве Тульской области в русской семье служащих. До 1952 года проживал сначала в г. Козельске Калужской области, затем в поселке Оптино Козельского района. С 1952 года жил в г. Гжатске (теперь Гагарин) Смоленской области. По окончании в 1955 году средней школы, отказавшись от предложений дирекции школы поступать в какой-либо институт, в течение трех лет в домашних условиях занимался изучением начал богословия под руководством игумена Никона (Воробьева) (+1963). В 1958 году, получив от него письменную рекомендацию (по благословению архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуба) ), был принят в четвертый (выпускной) класс Московской духовной семинарии , сдав экзамены за три предыдущих класса. В следующем году поступил в Московскую духовную академию , которую окончил в 1963 году со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре древнегреческого языка на тему: " Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания " . По окончании академии получил справку о направлении в Смоленскую епархию. Но осенью в том же году получил приглашение в открывшуюся аспирантуру при Московской духовной академии. По ее окончании был оставлен в ней преподавателем по совершенно новой тогда дисциплине « Экуменизм ». В 1964 году был назначен секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах. В 1965 году был приглашен читать лекции по Основному богословию в академии, а затем в следующем году - тот же предмет и в семинарии.

http://drevo-info.ru/articles/4427.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в домовом храме Санкт-Петербургской духовной академии во имя св. Иоанна Богослова 29 мая 2011 г. 16:30 29 мая 2011 года, в неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен на обновление храма святого Иоанна Богослова домовой церкви Санкт-Петербургской духовной академии , после чего возглавил служение Божественной литургии в воссозданном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Владимир! Ваше Преосвященство, владыка ректор! Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемый Александр Дмитриевич! Высокие гости, представители государственной власти! Дорогие профессора, преподаватели, студенты! Братья и сестры! Я с особым чувством совершил сегодня освящение этого возрожденного храма. Действительно, его нынешний интерьер очень напоминает тот, что был на протяжении большей части 65-ти лет — с тех пор, когда здесь возродилась духовная школа. Помню первое посещение этого храма в далеком 1955 году. Я был здесь на постриге Михаила (Чуба), будущего владыки Тамбовского. Храмов в послевоенном Ленинграде было мало, всего 14, и все они были переполнены, потому что война подняла огромную волну религиозного чувства. Помню, что войти в храм было практически невозможно, но уже тогда он поразил меня своей красотой. Мудрые люди взяли на себя ответственность по восстановлению этого храма в послевоенное время, и потому интерьер был украшен в соответствии со стилем здания, в соответствии с петербургскими традициями, — так он и просуществовал до самого недавнего времени. Я рад, что усилиями владыки ректора, благодаря замечательном вкладу наших благодетелей, которые сегодня здесь присутствуют, храм приобрел свой первоначальный вид. Я бы сказал даже, что он восстановлен в стилистике первоначального замысла, но, конечно, на качественно ином уровне. Внутренняя роспись, соответствующая стилю здания и стилю Санкт-Петербурга, является действительно замечательным произведением наших современных художников.

http://patriarchia.ru/db/text/1497948.ht...

Статьи автора: Дмитрий Сафонов Журнал " Альфа и Омега " Правмир Помочь «Правмиру» Фонд Вера Беседы о главном Дорога к храму Молитвы Пост Православные праздники в 2024 году Таинства Церкви Жизнь Церкви Люди Церкви Оккультизм и мифы Общество Человек Безопасность Благотворительность Законодательство Викторины Милосердие Патриотизм Политика Работа Экология Семья Взаимоотношения в семье Беременность и роды Воспитание детей Детям До брака Измена. Развод Многодетные семьи Приемные дети Усыновление Аборты. Планирование семьи Здоровье Образование Культура Архитектура Искусство Кинематограф Великая Отечественная Война История Церкви Литература Поэзия Притчи Проза Юмор Нравственное кино Музыкальная гостиная Страницы истории Подкасты EN Вера Беседы о главном Дорога к храму Молитвы Пост Православные праздники в 2024 году Таинства Церкви Жизнь Церкви Люди Церкви Оккультизм и мифы Общество Человек Безопасность Благотворительность Законодательство Викторины Милосердие Патриотизм Политика Работа Экология Семья Взаимоотношения в семье Беременность и роды Воспитание детей Детям До брака Измена. Развод Многодетные семьи Приемные дети Усыновление Аборты. Планирование семьи Здоровье Образование Культура Архитектура Искусство Кинематограф Великая Отечественная Война История Церкви Литература Поэзия Притчи Проза Юмор Нравственное кино Музыкальная гостиная Страницы истории Подкасты Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Дополнительные настройки поиска Фильтр по дате Сортировать по Исключить новости Главная Дмитрий Сафонов Альфа и Омега (некоммерческий культурно-просветительский журнал) Статьи автора: Дмитрий Сафонов К 20-летию кончины архиепископа Михаила (Чуба) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 Публичные диспуты священномученика Илариона с обновленцами в 1923 г. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 Статьи о Патриархе Тихоне Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 Святитель Тихон и принципы отношений Церкви и советского государства Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 Помочь «Правмиру» Рассылка О портале Контакты Реклама Друзья и партнёры Архив сервисов Политика конфиденциальности RSS Помочь «Правмиру» Давайте дружить! Памяти основателя   © 2003—2024.

http://pravmir.ru/alfa-i-omega/authors/u...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! 17.03.2011 Синодальная библиотека Автор Руслан Поддубцев История главного книгохранилища Русской Православной Церкви насчитывает лишь четверть века. Одним из вдохновителей создания библиотеки был — тогда еще митрополит Ленинградский и Новгородский — Алексий (Ридигер). В мае 1985 года по его инициативе в Данилов монастырь доставили сорок два больших ящика с книгами и архивными материалами архиепископа Михаила (Чуба), а спустя два года в так называемом Больничном корпусе обители выделили помещение площадью 150 квадратных метров. Сегодня Синодальная библиотека носит имя Святейшего Патриарха Алексия II. Первоначально штат Синодальной библиотеки состоял из четырех сотрудников: священника Бориса Даниленко, иеродиакона Кирилла (Сахарова), А. Троицкого и О. Хиловской. Именно они взяли на себя организационные трудности. К концу 1988 года к двум с половиной тысячам книг архиепископа Михаила (Чуба) прибавилось еще 17 тысяч, в том числе внушительное собрание митрополита Антония (Мельникова). Возникла необходимость не просто увеличить площадь помещений, но подыскать для Синодальной библиотеки отдельные помещения. Поиски продолжались довольно долго. Лишь 14 августа 1991 года Святейший Патриарх Алексий подписал указ о создании в стенах бывшего Андреевского монастыря Патриаршего подворья и размещении книгохранилища там. С тех пор многое изменилось. Сегодня фонд Синодальной библиотеки — это более 200 тысяч единиц хранения. Имеющаяся здесь коллекция изданий XVI-XVII веков в численном отношении существен-но уступает коллекциям крупных государственных библиотек России, однако в ее состав входят действительно ценные книги. К примеру, экземпляр Лествицы 1647 года, принадлежавший преподобному Еле - азару Анзерскому. Особый интерес для исследователей православной певческой традиции и регентов церковных хоров представляет собрание нот Патриарха Пимена — более трех тысяч единиц хранения. В 1995 году оно было передано в Синодальную библиотеку из патриаршей резиденции в Чистом переулке. Один из залов главного церковного книгохранилища именуют «славянским» или «толстовским». В нем размещены более 5 тысяч книг из частной коллекции академика Никиты Толстого.

http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID...

Синодальная библиотека Московского Патриархата Дата создания: 1987 г. Описание: Синодальная библиотека Московского Патриархата имени Святейшего Патриарха Алексия II Основана в 1987 г. как библиотека Духовно-административного центра Русской Православной Церкви в Даниловом монастыре г. Москвы. Сейчас располагается в Андреевском ставропигиальном монастыре г. Москвы. Является общецерковным хранилищем печатных изданий и рукописных материалов. Ведет библиотечную, исследовательскую, информационно-библиографическую и издательскую работу, организует и проводит научные конференции. На 31 декабря 2010 г. общий объем фондов составлял 191 818 единиц хранения. Синодальная библиотека является общедоступной. На конец 2010 г. ее читателями являлись 3 915 человек. Фонд СБ формируется, в том числе и за счет поступления именных собраний, в их числе собрания Патриарха Пимена, архиепископа Михаила (Чуба), митрополита Антония (Мельникова), архиепископа Михаила (Воскресенского), митрополита Николая (Еремина), академика Н.И. Толстого. Святейшим Патриархом Кириллом регулярно передаются издания, имеющие особую ценность. Также фонд СБ пополняется при участии государственных учреждений, среди них Музей истории религии, ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, Библиотека РАН, Институт востоковедения РАН, Библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственная публичная историческая библиотека, Российская государственная библиотека, Библиотека ликвидированного Совета по делам религий при Совете министров РФ, Библиотека администрации Президента РФ и Библиотека Федерального собрания, а также ряд зарубежных библиотек. СБ издала несколько выпусков электронной «Библиотеки русской религиозной и церковно-исторической мысли»: «Православная богословская энциклопедия», «Описание славянских и греческих рукописей Московской Синодальной библиотеки», «Русские богословы и церковные историки в эмиграции», «Журналы духовных академий в России». По благословению Святейшего Патриарха Кирилла Синодальная библиотека совместно с РГБ реализует программу «Российская православная цифровая библиотека». Ведется работа по созданию мемориального фонда Святейшего Патриарха Алексия II .

http://patriarchia.ru/db/text/66006.html

Более всего он ценил искренность и простоту О первой встрече с игуменом Никоном (Воробьевым) Монахиня Магдалина (Некрасова) Монахиня Магдалина (Некрасова) – насельница Марфо-Мариинской обители в Москве. Она родилась в Париже, в семье беженцев из России. После Великой Отечественной войны ее семья вернулась в Россию, ставшую советской. Почти сразу все пропагандистские обещания о мирной жизни Церкви и людей в СССР обернулись арестами, преследованиями и ссылками. Если бы не верность Богу, не твердое убеждение в том, что любящим Господа вся поспешествует во благо, то никто бы не спасся. Во многом, по словам матушки Магдалины, укрепиться в этом утверждении апостола Павла помог ей игумен Никон (Воробьев). Отец Никон и сам был гоним – что советской властью, что, увы, церковной, но твердости духа не терял. Батюшка помогал и многим людям, искавшим у него духовной поддержки. Мать Магдалина общалась с ним долгие годы. Встреч и писем было множество, но о первой она вспоминает с особым, очень радостным, чувством.      – Матушка Магдалина, когда вы встретились с отцом Никоном впервые? – Этот день я помню прекрасно. Это было в Гжатске 17 декабря 1957 года. В Гжатск я попала по совету архиепископа Михаила (Чуба), которому митрополит Николай Крутицкий написал очередное письмо с просьбой принять меня на работу в Смоленское епархиальное управление. Он мне сказал тогда: «Принять Вас на работу я не могу, но могу посоветовать поехать в Гжатск. Там есть замечательный священник – игумен Никон Воробьев». На всю жизнь я благодарна ему за это. Слово «суровый» прозвучало для меня обнадеживающе Владыка Михаил мне объяснил, что устроиться на работу в какую-либо епархию у меня практически нет шансов. Никто не возьмет со стороны неизвестного человека, когда в каждом храме на должности бухгалтера, счетовода или машинистки уже работают свои церковные люди, чаще всего из родственников причта. И сколько бы митрополит Николай ни посылал меня по всему Золотому кольцу, даже с его рекомендацией меня никто не примет. Но все же он очень советовал поехать в Гжатск к отцу Никону, у кого, кстати, есть хорошие духовные книги и где вся церковная обстановка иная. Правда, сначала может показаться, что батюшка несколько суровый. Слово «суровый» прозвучало для меня обнадеживающе, так как в то время среди духовенства часто встречалась некоторая «елейность», которой священники прикрывали свое невежество либо отсутствие подлинной любви. Не столько фраза про книги, которые тогда достать в Советском Союзе было невозможно, – даже Евангелие переписывали от руки – сколько это слово побудило меня ехать к отцу Никону.

http://pravoslavie.ru/99619.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010