В 1955 году владыка Григорий управлял Ленинградской, Новгородской и Олонецкой епархиями, а также Учебным Комитетом. К своему 85-му дню рождения митрополит получил своего рода «подарок»: 1 февраля 1955 года епископ Михаил был переназначен епископом Вяземским, с временным управлением Смоленской епархией, и освобожден от преподавания в академии. А в связи с тяжелой болезнью второго викария, епископа Таллиннского Романа (Танга), митрополит Григорий остался без помощников, что, конечно, сильно подорвало его силы... Владыка писал: «К вопросу о порядке управления в Патриархии. Синод в действительности в управлении участвует. Патриарх действует единолично, хотя и объясняются от имени и Синода: (назначения - Гермогена и Бориса в Экзархи, Михаила Чуба в Смоленск без предварительного совещания с Ленингр[адским] Митрополитом, у которого сразу не стало ни одного викария). Постоянные члены Синода обезличены, они не привлекаются к обсуждению вопросов вне сессии, все производится лично Патриархам при участии ближайших приближенных (Остапова, Филиппова, о. Игоря Малюшицкого)[...]. 1. Синод как таковой бездействует (ограничивается разбором мелких кляузных дел). Отсюда: 2. Его заменяют фактически Отделы. 3. Их деятельность номинально объединяется Патриархом; в действительности - самоуправленцами при выдавливающем влиянии отдельных личностей, без взаимного согласования. 4. Синоду их деятельность совершенно неизвестна; неизвестен даже состав некоторых отделов (Внешних сношений, редакционного). 5. Выбор сотрудников (членов Отделов) происходит вне осведомления Синода (отсюда - проникновение в состав членов под сторонним влиянием, игнорирование лиц с самостоятельными взглядами и характером (напр[имер] прот. Шпиллера). 6. Обсуждения кандидатов предварительного в Синоде нет; отсюда проникновение в состав епископата креатур отдельных влиятельных лиц без учета административных способностей выдвигаемых кандидатов (напр[имер] Еп. Курский Иннокентий (Зельницкий - Л.А.) [...]. Необходимость введения в состав отделов наиболее активных и серьезных и подготовленных работников (Ведерников, Шпиллер, профессура). Подготовка для этого кадров»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

В качестве самых активных противников воссоединения П. Контконен называл: прот. Александра Рютюляйнена, председателя «Карельского Союза» Симо Хяркинена, Антти Инкинена – бывшего докладчика правительству о делах ФПЦ и диакона Олли Бергмана – бывшего атташе Финляндского посольства в Москве. А. Инкинен, несмотря на свой статус защитника финляндского православия, по словам П. Контконена, в прошлом году перешел в лютеранство, но у него есть сподвижники – Бергман и иером. Павел (Ольмари) . Важно отметить и меняющуюся позицию архиепископа Германа, который в январе 1955 г. дал несколько интервью с высказываниями против воссоединения . П. Контконен видел причину непостоянства архиепископа в том, что он «больше эстонец, чем финн… [это] его эстонские эмигрантские настроения в духе покойного митрополита Александра (Паулуса)» . Также на изменение позиции владыки Германа повлияли: 1. Прибытие в Финляндию епископа Михаила (Чуба), которое было рассмотрено архиепископом Германом как желание Москвы отправить его на покой и поставить своего человека, как это было сделано в Польше и Чехословакии . 2. Ответ Константинопольского Патриарха Афинагора: «Поскольку Финляндия – самостоятельное государство, оно не должно искать зависимости от Русской Православной Церкви, так как только Константинополь должен окормлять все самостоятельные церковные объединения в разных странах» . Опасения архиепископа Германа были преувеличены, но уже весной 1954 г. в финляндской прессе началась кампания против воссоединения с РПЦ, по мнению П. Контконена, одобренная Церковным Управлением. Газеты «Хельсингин Саномат», «Илта-Саномат», «Хувудстадтсбладет», «Апелл» опубликовали статьи со ссылками на архиепископа Германа об основании епархии Московской Патриархии в Финляндии . Архиепископ увидел проект воссоединения только в конце июля 1954 г. В то же время ему, по решению Церковного Управления, пришлось давать комментарии на сообщение в «Хельсингин Саномат» за март 1955 г. об отправке в Советский Союз официальной делегации Финляндской Православной Церкви, указывая на ее частный характер .

http://bogoslov.ru/article/4540972

Важнейшей задачей патриарха и Синода было замещение архиерейских кафедр. В послевоенные годы состоялись десятки архиерейских хиротоний. Так, в 1945 г. во епископа Воронежского был посвящен Иосиф (Орехов), впоследствии митрополит. В 1946 г. во епископа Ташкентского был хиротонисан ученик и почитатель патриарха Сергия Гурий (Егоров), позже занимавший Ленинградскую кафедру. В 1950 г. на Таллинскую кафедру был посвящен Роман (Танг). В 1953 г. на Ташкентскую кафедру хиротонисали Ермогена (Голубева), на Костромскую – Иоанна (Разумова), бывшего келейника патриарха Сергия; Михаила (Чуба) – во епископа Лужского. Великая Отечественная война вызвала глубокие перемены в умонастроении русской эмиграции: большая ее часть в победе нашей страны увидела победу русского оружия; массовое открытие церквей внушало надежду на то, что Россия становится на органичный для нее путь исторического развития, становится самой собой. Патриотизм и ностальгия побудили многих эмигрантов вернуться на родину; среди репатриантов были и священники, и архиереи. В 1947 г. из Соединенных Штатов вернулся митрополит Вениамин (Федченков) , назначенный сразу на Рижскую кафедру; из Америки вернулись также епископы Феодор (Текучев), Антоний (Васильев) и Алексий (Пантелеев); из Европы– митрополит Серафим (Лукьянов), архиепископ Иоанн (Лавриненко); из Китая – митрополит Нестор (Анисимов) , архиепископ Виктор (Святин), архиепископ Димитрий (Вознесенский), епископ Ювеналий (Килин), епископ Никандр (Викторов). 1948 г. принес с собой перемены к худшему в положении Православной Церкви в Советском государстве. Впрочем, первые признаки осложнения ситуации появились годом раньше в виде ужесточения антицерковной пропаганды, которая во время войны и в первые послевоенные годы несколько поутихла. В 1947 г. «Комсомольская правда» напомнила о том, что членство в комсомоле несовместимо с верой в Бога. Конечно, это подразумевалось и раньше, но в течение нескольких лет об этом не вспоминали официально. Правда, большая часть атеистических брошюр была направлена против Ватикана,

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Возрождались духовные школы. Открылись Московская и Ленинградская духовные академии, семинарское образование было возобновлено, помимо Троице-Сергиевой Лавры и Ленинграда, в Киеве и Одессе, в Луцке, в Жировицком монастыре, в Саратове и Ставрополе. Ежегодно совершались сотни священнических рукоположений. Важнейшей задачей Патриарха и Синода было замещение архиерейских кафедр. В послевоенные годы состоялись десятки архиерейских хиротоний. Так, в 1945 году во епископа Воронежского был посвящен Иосиф (Орехов), впоследствии митрополит. В 1946 году во епископа Ташкентского был хиротонисан ученик и почитатель Патриарха Сергий Гурий (Егоров), позже занимавший Ленинградскую кафедру. В 1950 году на Таллиннскую кафедру был посвящен Роман (Танг). В 1953 году на Ташкентскую кафедру хиротонисали Ермогена (Голубева), на Костромскую - Иоанна (Разумова), бывшего келейника Патриарха Сергия; Михаила (Чуба) - во епископа Лужского. Великая Отечественная война вызвала глубокие перемены в умонастроении русской эмиграции: большая часть ее в победе нашей страны увидела победу русского оружия; массовое открытие церквей внушало надежду на то, что Россия становится на органичный для нее путь исторического развития, становится самой собой. Патриотизм и ностальгия побудили многих эмигрантов вернуться на Родину; среди репатриантов были и священники, и архиереи. В 1947 году из Соединенных Штатов вернулся митрополит Вениамин (Федченков), назначенный сразу на Рижскую кафедру; из Америки вернулись также епископы Федор (Текучев), Антоний (Васильев) и Алексий (Пантелеев), из Европы - митрополит Серафим (Лукьянов), архиепископ Иоанн (Лавриненко), из Китая - митрополит Нестор (Анисимов), архиепископ Виктор (Святин), архиепископ Ювеналий (Килин), архиепископ Никандр (Викторов), архиепископ Димитрий (Вознесенский). Некоторые из репатриантов, в частности митрополит Нестор (Анисимов), подверглись репрессиям. К 1949 году епископат Русской Церкви насчитывал уже 74 архиерея, занимавших кафедры в пределах нашей страны. Среди них - Патриарх Алексий, митрополиты: Крутицкий - Николай, Киевский - Иоанн, Ленинградский - Григорий, Рижский - Вениамин (Федченков), Новосибирский - Варфоломей (Городцев); 21 архиепископ, в том числе один викарный, 40 епархиальных и 7 викарных епископов.

http://sedmitza.ru/lib/text/440007/

Данкова. Многим прихожанам о. Георгий запомнился как большой молитвенник и замечательный пастырь. Во время его настоятельства Георгиевская церковь не раз ремонтировалась, в ней было проведено паровое отопление, храм вновь окружён каменной оградой, благоустроена его территория. По отчёту 1962 г., Георгиевская церковь насчитывала до 450 человек прихожан. Штат её составляли три священника и один псаломщик. Для прихожан Георгиевской церкви за всё это время значительным событием становились посещения правящих архиереев Воронежско-Липецкой епархии - архиепископа Палладия (Каминского), архиепископа Михаила (Чуба), епископа Платона (Лобанкова), епископа Ювеналия (Тарасова), митрополита Мефодия (Немцова). Сотни верующих со всей округи приезжали и приходили в Георгиевскую церковь г. Данкова чтобы посетить богослужения, причаститься Святых Таин, окрестить своих детей, помянуть близких. Так, в 1980 г. в храме было совершено 279 крещений, 198 отпеваний, 199 заочных отпеваний, в 1982 г. - 160 крещений, 20 венчаний, 206 отпеваний, 183 заочных отпевания. С Георгиевского прихода, который долгие годы хранил православие на Данковской земле, началось духовное возрождение этого благословенного края. В 1990-е г.г. в Данкове начали открываться другие храмы, которые стали наполняться сотнями верующих, но Георгиевский храм Казачьей слободы по-прежнему воспринимается местными жителями как хранитель веры православной и церковных традиций. В настоящее время силами прихода уже несколько лет ведутся большие восстановительные работы, поскольку за долгие годы советской власти и лихие 90-е г.г. сделать это не удавалось. Снаружи Георгиевский храм уже оштукатурен заново и окрашен, теперь работы ведутся внутри - укрепляются стены, расписываются заново священной живописью. Любимый данковчанами храм Казачьей слободы вновь приобретает благолепный вид. По материалам книги: А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район». - Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2011; http://rus-towns.ru/dankov-georgievskij-xram/ Кирпичная церковь, построенная в 1857-1872 г.г. в духе образцовых проектов " русско-византийского " стиля. Четверик храма завершен неравногранным восьмериком под куполом, двухпридельной трапезной связан с трехъярусной колокольней. Приделы в трапезной были муч. Александры и Митрофана Воронежского, в 1940-х г.г. переосвящены в Никольский и Покровский. Закрыта в 1938 г., в 1946 г. возвращена верующим, более не закрывалась. Храм освящен в память старой церкви, существовавшей на другом месте в Казачьей слободе города с 1-й четверти XVII в. до пожара 1781 г.

http://sobory.ru/article/?object=11404

Жаль только, что отсутствовал епископ Михаил (Чуб). Поэтому, когда я встретился с ним в 1958 году в Лондоне, где он совместно с тем же митрополитом Питиримом представлял Русскую Церковь на Ламбертской конференции, я спросил его, почему он не приехал на съезд патрологов и сказал ему как я был огорчён. Разговор наш происходил наедине в комнате гостиницы «Сен-Джеймс», где он остановился. – «Меня не пустил митрополит Николай»,– сказал он. – «Почему» – удивился я. Епископ Михаил пугливо (вероятно по привычке), оглянулся по сторонам, отодвинул свой стул в центр комнаты, как бы опасаясь скрытых в стенах микрофонов, и начал мне говорить вполголоса: – «Прошу только, никому не рассказывайте то, что я Вам скажу. Митрополит Николай при всех своих несомненных достоинствах и талантах имеете одну ахиллесову пяту, которая всё портит. Это его чрезмерное тщеславие! Желание быть всегда не только первым, но единственным. Посмотрите в ЖМП, там печатаются только его проповеди , они талантливые, но разве нет в Русской Церкви других хороших проповедников? Так и на всех съездах и конференциях. Он хочет всюду фигурировать один! А так как он всё же сознаёт, что для съезда патрологов его личная кандидатура не подходит, то предпочитает, чтобы никого не было, а меня особенно. Он меня буквально не пустил!» Я был поражён. Конечно, архиепископ Михаил – человек довольно субъективный и несдержанный на язык, но правдивый и благородный. Характеристику его я не мог вполне отвергнуть, самое большее он преувеличивал. Впрочем, и он признавал за митрополитом Николаем большие достоинства. Любопытно, что много лет спустя я прочитал в журнала «Наука и религия» за 1969 год воспоминания известного ренегата, бывшего священника Осипова, под названием «Мои архиереи»,– воспоминания эти написаны были без любви и в безбожном духе. Были соблюдены некоторые приличия и минимальная объективность. И когда он в своих писаниях вспоминает митрополита Николая, то отмечает в нём ту же черту чрезмерного тщеславия и почти буквально повторяет, а этом отношении мнение архиепископа Михаила (Чуба).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Историки русского богословия придавали иногда неоправданно большое значение следующему факту. Начиная с XVIII века, с «Православного исповедания» митрополита Петра (Могилы) , на формулировке догмата об искуплении в русских догматических системах стало сказываться в некоторой степени – через частичное заимствование богословского языка и терминологии – воздействие западной богословской науки. Русская Церковь , разумеется, ни в чем не изменила своего догматического сознания, так же, как не произошло, разумеется, какого-либо принципиального «разрыва» (как иногда говорят) между Церковью и богословской школой. « Церковь по-прежнему жила и дышала все той же идеей спасения, которой она жила и дышала полторы тысячи лет назад. У Церкви есть сокровищница богословия – в богослужебных книгах» 246 . В богослужении мы слышим «чистый, неискаженный голос святоотеческого древнецерковного богословия» с. 131]. Точно так же и русская богословская мысль продолжала развиваться в строгом православном святоотеческом русле. Встречающиеся в русской сотериологии XIX века термины «удовлетворение», «заслуга», «воздаяние» были усвоены русскими богословами лишь как готовые элементы заимствованного богословского языка. Но передать на этом языке неизменно старались традиционное православное понимание. Более того, величайшие русские богословы XVIII и XIX веков: святители Димитрий Ростовский , Тихон Задонский , Филарет Московский , Феофан Затворник , архиепископы Иннокентий Херсонский и Филарет Черниговский , епископ Иоанн Смоленский, употребляя иногда юридические термины в богословских трудах, немедленно забывали о них в живом церковном слове и в аскетических созерцаниях, более точно отражающих непосредственное сознание Русской Православной Церкви. 3.4.2.1. Учение святителя Тихона Задонского о спасении как обожении Святитель Тихон Задонский († 1783) 247 положил начало тому сотериологическому направлению, которое стало стержневым для последующей русской богословской мысли. Для характеристики его сотериологических воззрений особое значение имеет книга «О истинном христианстве», составленная им в 1771 году из лекций по богословию, которые он читал ранее, будучи ректором Тверской Духовной Семинарии (1759–1761). Митрополит Платон (Левшин) говорил: «Тихоново “Истинное христианство ” есть сокровище духовное: оно должно быть пред глазами у каждого». С этим совпадает оценка современного богослова XX столетия архиепископа Михаила (Чуба), считавшего книгу «О истинном христианстве» «одним из важнейших произведений русской богословской мысли» 248 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Митр. Виктор тяжело переживал процесс наступления на Церковь и говорил, что «наш долг честно служить Церкви в дни ее тяжелых испытаний» (Там же. Д. 2050. Л. 7). Одним из средств укрепления церковной жизни и противостояния агрессивной антирелиг. пропаганде архиерей считал проповедь и всячески старался приучить священнослужителей епархии к регулярному произнесению поучений после богослужения. Однако и эта сторона епархиальной жизни находилась под жестким контролем уполномоченного Совета по делам религий, снимавшего с регистрации священников, к-рые затрагивали в поучениях проблемы нравственного и духовного состояния паствы. После 1961 г. митр. Виктор был лишен возможности посещать приходы. Уполномоченный запрещал Краснодарскому архиерею требовать от благочинных отчеты о финансово-материальном положении приходов, добивался от митр. Виктора уменьшения окладов священнослужителей, перечисления больших сумм в Фонд мира, снижения пожертвований за требы, запрещал совершать крещения детей старше 3 лет, а также детей, привезенных в храм или молитвенный дом из др. местностей. В дек. 1961 г., когда митр. Виктор находился в Москве, он получил резкий выговор от управляющего делами Московской Патриархии Дмитровского еп. Киприана (Зёрнова) за количество закрытых в Краснодарской епархии церквей и за непротиводействие уполномоченному. Митр. Виктор просил прощения у Патриарха Алексия, на что Первосвятитель сказал, что вины архиерея нет: «Надо понимать время, в которое мы живем» (Там же. Л. 27). После кончины митр. Виктора чуть более месяца епархия находилась под временным упр. архиеп. Ставропольского и Бакинского Михаила (Чуба) . 8 окт. 1966 г. на кафедру был назначен архиеп. Алексий (Коноплёв) , управлявший Краснодарской епархией до назначения на Калининскую и Кашинскую кафедру 19 апр. 1978 г. По данным уполномоченного Совета по делам религий, архиеп. Алексий высказывал недовольство реформой 1961 г. К 1 янв. 1967 г. в епархии действовали 76 общин, использовавших 76 молитвенных зданий, клир состоял из 111 священнослужителей. В 1966 г. были совершены 17 908 крещений, 137 венчаний, 15 572 отпевания. К 1 янв. 1971 г. количество общин и молитвенных зданий было тем же, число священнослужителей увеличилось до 153 чел. В 1970 г. были совершены 17 492 крещения, 162 венчания, 20 784 отпевания. К 1 янв. 1976 г. в епархии по-прежнему действовали 76 общин, располагавших 76 молитвенными зданиями, клир составляли 138 священнослужителей. В 1975 г. были совершены 14 825 крещений, 145 венчаний, 23 823 отпевания.

http://pravenc.ru/text/189631.html

при нем уч-ще. Новг., 1892; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до наст. времени: Кр. биогр. очерки. Новг., 1897; Покровский И. М. Рус. епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церк.-ист., стат. и геогр. исслед. Каз., 1897. Т. 1; Передольский В. С. Новгородские древности: Зап. для местных изысканий. Новг., 1898; Костомаров Н. И. Собр. соч. СПб., 1904. Кн. 3. Т. 7/8: Севернорус. народоправства во времена удельно-вечевого уклада: (История Новгорода, Пскова и Вятки); Денисов. С. 562-612; Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913, 20032; Греков Б. Д. Новгородский дом Св. Софии: (Опыт изуч. организации и внутр. отношений крупной церк. вотчины). СПб., 1914. Ч. 1 (То же: Он же. Избр. тр. М., 1960. Т. 4); он же. Революция в Новгороде Великом в XII в.//УЗ Ин-та истории. М., 1929. Т. 4. С. 13-21; Светлов Г. И. Краткий очерк истории Новгородской ДС. Пг., 1917. Вып. 1; Тарасов П., прот. Церковное торжество в Новгороде//ЖМП. 1946. 1. С. 45-47; Чесноков П., прот. Прот. Н. И. Чернышёв: (Некр.)//Там же. 1953. 11. С. 68-69; Наречение и хиротония архим. Михаила [ Чуба ] во еп. Старорусского, вик. Ленинградской епархии//Там же. 1954. 1. С. 26-29; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеод. еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955; Азбелев С. Н. Новгородские летописи XVII в. Новг., 1960; Бернадский В. Н. Новгород и Новгородская земля в XV в. М.; Л., 1961; С. Храм св. ап. Филиппа в Новгороде//ЖМП. 1963. 4. С. 19-22; Водарский Я. Е. Население России в кон. XVII - нач. XVIII в. М., 1977; Зимин А. А. Крупная феод. вотчина и соц.-полит. борьба в России: (Кон. XV-XVI в.). М., 1977; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л., 1977; она же. Книга в России в XVI в. СПб., 1999; Raba J. Evfimij II., Erzbischof von Gross-Novgorod und Pskov: Ein Kirchenfürst als Leiter einer weltlichen Republik//JGO. 1977. Bd. 25. N 2. S. 161-173; idem. Church and Foreign Policy in the 15th Century Novgorodian State//Canadian-American Slavic Studies.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Простите, дорогой Владыка, что утрудил Ваше внимание подробным изложением вопроса, которому я придаю большое значение в деле управления Р.П.Ц. Вашего Святейшества покорный слуга и богомолец. «3» февраля 1953 г. М.Г.» . «26 февраля 1953 г. Получил из канцелярии Патриархии сообщение об утверждении акад[емической] сметы (с сокращением на 148 т.руб.). Скрыли опять, что происходило совместное заседание Уч[ебного] К-та с Хоз[яйственным] Управлением без меня и без уведомления,-опять с полным игнорированием моих докладов об окладах [..]. Подумаю, и вероятно, сложу с себя председательство Уч[ебного] К-та...», - «в сердцах» писал митрополит Григорий в своем дневнике . В письме от 15 марта Патриарх Алексий так отвечал на недоумение митрополита: «Возлюбленнейший Преосвященнейший Владыко! Получил на сих днях Ваше письмо. Что касается недоумений финансово-академических, то их решит Хоз[яйственное] Упр[авление]. Я должен сознаться, что в этих делах я плохо разбираюсь; было бы это очень стыдно, если бы я не имел в этом примера в лице Митр[ополита] Филарета, который по аналогичному поводу писал однажды наместнику Лавры, что он эти дела «меньше понимает, чем другие», а обычно доверяется более их понимающему наместнику Антонию....» . Состояние некоторых семинарий к 1953 году оставляло желать лучшего, но владыка Григорий не допустил их закрытия Патриархией, изыскивая пути сохранения духовных школ, однако переломить ситуацию, изложенную им в докладной записке, ему так и не удалось. В конце 1953 г. у владыки была большая радость: он вручил жезл первому епископу - выпускнику возрожденной им духовной школы. 12 декабря было совершено наречение, а 13 декабря хиротония во епископа Лужского, викария Ленинградской Митрополии, избранного и утвержденного Святейшим Патриархом и Священным Синодом архимандрита Михаила (Чуба), выпускника и преподавателя ДА и ДС. Наречение было совершено владыкой в церкви Ленинградской Духовной Академии, а хиротония в Николо-Богоявленском кафедральном соборе владыкой в сослужении Преосвященных Никона, архиепископа Херсонского и Одесского, Романа, епископа Эстонского и Таллиннского и Иоанна, епископа Костромского и Галичского. 11 ноября 1954 года епископ Михаил был назначен епископом Старорусским, викарием Ленинградской епархии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010