Лука настолько стар, что не может даже посещать службы в Симферопольском кафедральном соборе, не говоря уже о выездах на периферию. Если раньше Лука писал проповеди, то теперь он и этого не делает. Он почти не принимает посетителей, да к нему их его приближенные стараются и не допускать .[...] Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Крымской области А. Гуськов Докладная записка уполномоченного о кончине и похоронах архиепископа Луки 15 июня 1961 г. 11 июня в 7 часов утра умер Крымский архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович), доктор медицинских наук, лауреат Сталинской премии. На похороны Луки и временно исполнять обязанности Крымского епископа Патриарх Алексий командировал епископа Михаила (Чуба) из Тамбовской епархии. Михаил в Симферополь прибыл 13 июня. В этот же день по телефону из Киева мне сообщили, чтобы я не разрешал Михаилу совершать службу. Я позвонил в Совет и получил Ваше указание допустить Михаила к совершению обряда похорон, что мной и было сделано. Сообщено Михаилу, чтобы он после похорон выехал к месту службы в Тамбовскую епархию. Похороны проводились 14 июня. Гроб с телом Луки был поставлен в закрытый катафалкавтомашину. Епископ и дети Луки ехали в легковых автомашинах, священники и хористы – в больших автобусах, также были размещены в большом автобусе и венки. На шести автобусах верующих отвезли на кладбище к месту похорон, оторвав их от похоронной процессии. Впереди катафалка и по его бокам, ухватившись за него руками, с места отправления встало человек 50 мужчин и женщин и так следовали до кладбища. Гроб с телом сопровождало человек 200–250. По пути следования на тротуарах останавливались люди. Особенно много ожидало людей на кладбище, причем процентов 90 из них зевак. В беседе с ними выяснилось, что они хотели раз в жизни увидеть, как хоронят епископа, т.к. такого зрелища они больше никогда не увидят. Маршрут следования был избран по окраинам города. Подъезжая к кладбищу, верующие вынесли из автобуса венки и стали петь: «Святый Боже, Святый Крепкий...» Никакие уговоры не помогли, пение продолжалось и по кладбищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

104. Часописи Подшля. 1сторично–б1блюграф1чний зб1рник з нагод1 150–лггтя nepnio " i газета на Укршш (1776—1926) та 10–Л1ття юнування УСРР [Ре– ценз1я]//Украша. 1930. 1/2. С. 202–210. 105. П " ята Всесоюзна нарада книжкових палат//Журнал б1блютекознавства та б1блюграфй. 1930. 4. С. 88–90. 106. Б1блюграф1чна комю1Я при ВУАН//Журнал б1блютекознавства та б1бл10г–рафй. 1930. 4. С. 89–92. 107. Дшкенс Ч. Повють про двое мют (A tale of two cities). X.; К.: Книгоспшка, 1930. 248 с. [Перевод с англ.] 108. Гюго В. Людина, що см1еться. X.; К.: Книгоспшка, 1930. 434 с. [Перевод с φρ.] 2–4384 Библиография трудов Η. Й. Сагарды 109. Каталог видань ВУАН за 1930 р. К., 1931. 76 с. 110. Систематичний каталог видань ВУАН за 1931 р.: Додаток II. К., 1932.40 с. 111. Каталог антикварно! " книжки. К., 1932. 31 с. 112. Систематичний каталог видань ВУАН за 1932 р.: Додаток III. К., 1933. 52 с. 113. Стендаль Ф. Ченч1. X.; К.: Лггература i мистецгво, 1934. 244 с. [Пер. с φρ.] 114. Каталог видань видавництва украшсько! " академй наук за ачень–червень 1935 р. К., 1935. 52 с. 115. Каталог видань видавництва украшсько! " академй наук за липень–грудень 1935 р. К., 1935. 60 с. 116. Каталог видань Академй наук УРСР: 1. К., 1936. 163 с. 117. Каталог видань видавництва АН УРСР за 1936 р. К., 1937. 109 с. Издано после смерти 118. Учение о Святой Троице святителя Василия Великого//ЖМП. 1979. 1. С. 71–77. [Глава из «Лекций по патрологии».] 119. Ириней Лионский, св. Творения. М.: Паломник, 1996 (Б–ка отцов и учителей Церкви, 2). 622 [+ 18] с. Н. И. Сагарды: Новооткрытое произведение св. Иринея Лионского «Доказательство апостольской проповеди». С. 549–622 [репринт 33]; Conybeare F. С. The newly recovered Treatise of Irenaeus («Expositor», 1907, July, p. 35–44) [Рецензия]. С. [репринт 42 без пагинации]. 120. Творения святого Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского// Григорий Чудотворец, св., Мефодий Патарский [sic!], св. Творения. М.: Паломник, 1996 (Б–ка отцов и учителей Церкви, 4). V+ 221 с. [Вступит, статья, перевод. Репринт 78 с сохранением пагинации; для творений св. Мефодия (пер. Е. Ловягина и еп. Михаила Чуба) пагинация отдельная.]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

11 нояб. 1954 - 1 февр. 1955 г. новгородской частью Ленинградской епархии управлял викарий митр. Григория Старорусский еп. Михаил (Чуб ; впосл. архиепископ), пребывавший в Ленинграде. В 1955 г. для служения на приходах Новгородской обл. неоднократно выезжал Таллинский еп. Роман (Танг; впосл. архиепископ). 30 окт. 1955 г. во епископа Старорусского был хиротонисан архим. Сергий (Голубцов ; с 25 февр. 1963 архиепископ). 5 нояб. 1955 г. скончался митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). 28 нояб. того же года на его место был определен митр. Елевферий (Воронцов) . В отличие от проживавшего в Ленинграде Старорусского еп. Михаила (Чуба) его преемнику на викарной кафедре еп. Сергию (Голубцову) было определено пребывать в Ст. Руссе, там же находилась его канцелярия. С появлением епископа в пределах Новгородской обл. церковная жизнь заметно активизировалась, архиерейские служения стали регулярными, увеличилось число прихожан в храмах региона. 26 марта 1956 г. патриарх Алексей на приеме у председателя Совета министров СССР Н. А. Булганина ходатайствовал о передаче мощей Новгородского еп. свт. Никиты из музея в Никольский собор. 20 июня председатель Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов в докладной записке в ЦК КПСС и Совет министров СССР просил ЦК КПСС дать указание Новгородскому обкому не препятствовать передаче мощей верующим. 5 сент. того же года патриарх Алексий обратился к Карпову и к Белышеву с повторными просьбами о передаче Церкви мощей свт. Никиты. 12 сент. в Новгород прибыл член Совета по делам РПЦ Г. Т. Уткин. Состоялись его беседы с уполномоченным Совета по Новгородской обл. Зайцевым, со священнослужителями и с зав. музеем Т. М. Константиновой; Уткин посетил Софийский собор. 26 сент. 1956 г. уполномоченный Зайцев доложил в Совет по делам РПЦ, что 19 сент. мощи свт. Никиты были переданы из музея в Никольский собор. Зайцев также сообщал, что «по данным настоятеля собора, в течение первых трех-четырех дней приход в собор увеличился раза в полтора и якобы больше не увеличивается, т. е. это значит, что если в обычные дни служб верующих бывает 2-3 тысячи человек, то после установки мощей посещать собор стало 4-5 тысяч человек» (Письма патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ. М., 2010. Т. 1. С. 301). В справке от 2 окт. 1956 г. Зайцев указывал, что передача мощей происходила в 22 ч., при ней присутствовал Старорусский еп. Сергий и зав. музеем Константинова. Святыню доставили в собор «на грузовой машине без всякой церемонии» (ГАНИНО. Ф. 260. Оп. 13. Д. 83. Л. 130).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

15 января 1954 г. Пааво Контконен отправил митрополиту Николаю письмо, в котором выражал недоумение по поводу наименования Патриархом Алексием в майском номере Журнала Московской Патриархии за 1953 г. ФПЦ Финляндской епархией и не упоминания им факта дарования ей свт. Тихоном автономии. Также там говорилось о слухах, которые распускает русская эмиграция об итогах поездки митрополитов Григория и Николая в Финляндию («русификация» ФПЦ), и предлагался подробный план программы воссоединения. Он основывался на плане, предложенном еще во время первой беседы с владыкой Николаем в Хельсинки в 1952 г., но с добавлением пункта об образовании четвертой епархии ФПЦ – для монастырей – и требованием «полуофициального сообщения Московской Патриархии касательно предоставления ФПЦ автокефалии» . В ответ митрополит Николай сообщил, что в ходе переговоров с членами Церковного Управления в июле-августе 1953 г. было достигнуто соглашение о «восстановлении молитвенно-канонического общения между РПЦ и ФПЦ, посредством возвращения автономии ФПЦ в юрисдикцию Московской Патриархии в целях скорейшего оформления дарованной ей автокефалии» . Выражение Патриарха Алексия, как отмечал митрополит Николай, не означает отсутствия признания широкой автономии ФПЦ, дарованной ей еще в 1921 г. По поводу слухов, касающихся «русификации», владыкой также были даны четкие заверения в их ложности и необоснованности. Новый вариант плана воссоединения, предложенный П. Контконеном, был одобрен полностью. В конце декабря 1953 г. состоялась архиерейская хиротония священника Михаила Чуба, «для управления приходами и монастырями, перешедшими в Московский Патриархат и для поддержания дружеских контактов с ФПЦ» . Титул ему был дан Лужский, а не Выборгский, как это рекомендовал митрополит Николай (Ярушевич), поскольку выбор именования, по мнению Совета по делам РПЦ, не должен был обострять еще свежие воспоминания финнов о потерянном Карельском перешейке . В январе 1954 г. епископ Михаил перед отъездом в Финляндию встретился с С.К. Белышевым, на встрече ему было сообщено, что цель Лужского епископа – стремление «достигнуть примирения между Церквями», для чего «не следует быть назойливым, навязчивым и завязывать связи с прогрессивным духовенством» .

http://bogoslov.ru/article/4540972

1979 118 . Учение о Святой Троице святителя Василия Великого //ЖМП. 1979. 1. С. 71–77. [Глава из «Лекций по патрологии».] 1996 119 . Ириней Лионский , св.   Творения. М.: Паломник, 1996 (Б–ка отцов и учителей Церкви, 2). 622 [18] с. Н. И. Сагарды: Новооткрытое произведение св. Иринея Лионского «Доказательство апостольской проповеди». С. 549–622 [репринт 33]; Conybeare F. С. The newly recovered Treatise of Irenaeus («Expositor», 1907, July, p. 35–44) [Рецензия]. С. [репринт 42 без пагинации]. 120 . Творения святого Григория Чудотворца , епископа Неокесарийского// Григорий Чудотворец , св., Мефодий Патарский   [sic!], св.   Творения. М.: Паломник, 1996 (Б–ка отцов и учителей Церкви, 4). V ,   221 с. [Вступит, статья, перевод. Репринт 78 с сохранением пагинации; для творений св. Мефодия (пер. Е. Ловягина и еп. Михаила Чуба) пагинация отдельная.] 121 . Вера и жизнь христианская по учению святых отцов и учителей Церкви. Вып. I–IV. М., 1996. IX, 630 с. [Репринт 72–74, 76 в одном томе.] 2000 122 . Слов " янофшьство i його щеали/Переклад В. В. Сагарди 38 . Ужгород, 2000. 44 с. [Перевод йа укр. 18.] 2003 123 . Древнецерковная богословская наука на греческом востоке в период расцвета (IV–V вв.), ее главнейшие направления и характерные особенности//Творения блаж. Феодорита , епископа Киррского. М., 2003 (Б–ка отцов и учителей Церкви, 12). С. 640–716. [Переиздание 45.] 2004 124 . Сагарда Н. И. , Сагарда А. И.   Полный корпус лекций по патрологии. СПб.: Воскресение, 2004. 1216 с. R К Сагарды: Лекции по патрологии. С. 17–796; Новооткрытое произведение св. Иринея Лионского «Доказательство апостольской проповеди». С. 797–852 [переиздание 33]; Древнецерковная богословская наука на греческом востоке в период расцвета (IV–V вв.), ее главнейшие направления и характерные особенности. С. 853–904 [переиздание 45]; Учение Св. Иоанна Златоустог о [sic!] о Церкви. С. 1067–1082 [переиздание 39]. Неопубликованные работы 39 125 . До питания про оргашзацш вцщшу украинка//Архив ИР НБУВ, ф. 52, ед. хр. 130.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

29 мая 1986 г. в возрасте 62 лет после долгой болезни отошел ко Господу митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников), церковное служение которого началось в 1944 г. иподиаконством у патриаршего местоблюстителя, а впоследствии патриарха Алексия I. В 1950 г. он окончил Московскую духовную академию, был пострижен и хиротонисан в иеродиакона и иеромонаха. Церковное служение будущего архипастыря до его архиерейской хиротонии было связано главным образом с руководством духовными школами и управлением монастырями. В 1964 г. архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Белгород-Днестровского, викария Одесской епархии; в 1965 г. он был переведен на Минскую кафедру, которую занимал до перевода на Ленинградскую в 1978 г. Возглавляемые им богослужения отличала молитвенная сосредоточенность, сердечная простота и проникновенность. Митрополит Антоний проповедовал за каждой своей службой. У людей, близко знавших его, он вызывал особое уважение широтой своей эрудиции и доброжелательностью к людям. В последний месяц своей земной жизни митрополит Антоний ежедневно причащался Святых Христовых Таин. Свою замечательно богатую библиотеку он завещал Данилову монастырю. Впоследствии она вместе с библиотекой архиепископа Тамбовского Михаила (Чуба) стала ядром Синодальной библиотеки. Погребение почившего возглавил митрополит Таллинский Алексий. 29 июля 1986 г. состоялось заседание Священного Синода, на котором на Ленинградскую кафедру был поставлен митрополит Алексий с сохранением за ним управления Таллинской епархией. В связи с переводом на Ленинградскую кафедру он был освобожден от должности управляющего делами Московской Патриархии, на которую Синод назначил митрополита Одесского и Херсонского Сергия (Петрова). С этой должностью сопряжено постоянное членство в Священном Синоде. 16 сентября 1986 г. Священный Синод по личной просьбе митрополита Ленинградского Алексия освободил его от обязанностей председателя Учебного комитета и назначил новым председателем ректора Московской духовной академии архиепископа Дмитровского Александра (Тимофеева).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

29 мая 1986 г. в возрасте 62 лет после долгой болезни отошел ко Господу митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников), церковное служение которого началось в 1944 г. иподиаконством у патриаршего Местоблюстителя, а впоследствии Патриарха Алексия I. В 1950 г. он окончил Московскую Духовную Академию, был пострижен и хиротонисан в иеродиакона и иеромонаха. Церковное служение будущего архипастыря до его архиерейской хиротонии связано было главным образом с руководством духовными школами и управлением монастырями. В 1964 г. архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Белгород-Днестровского, викария Одесской епархии; в 1965 г. он был переведен на Минскую кафедру, которую занимал до перевода на Ленинградскую в 1978 г. Как пишет о нем автор некролога, «несмотря на высоту своего иерархического положения, объем епархиальной и общественной работы, митрополит Антоний сохранял простоту в общении и доступность для всех, кто к нему обращался. Возглавляемые им богослужения отличала молитвенная сосредоточенность и праздничная приподнятость и вместе с тем сердечная простота и проникновенность. Владыка неизменно проповедовал за каждой своей службой, в простых и ясных словах донося до сознания молящихся истины веры Христовой. У многих людей, близко знавших митрополита Антония, он вызывал уважение широкой эрудицией, глубокой культурой, даром общения и доброжелательностью к людям. В последний месяц своей земной жизни, будучи тяжело больным, митрополит Антоний ежедневно причащался Святых Христовых Тайн, а за несколько дней до кончины исповедовался» 654 . Свою библиотеку митрополит Антоний завещал Данилову монастырю. Впоследствии она вместе с библиотекой архиепископа Тамбовского Михаила (Чуба) стала ядром Синодальной библиотеки. Погребение почившего возглавил митрополит Таллинский Алексий. 29 июля 1986 г. состоялось заседание Священного Синода, на котором на Ленинградскую кафедру был поставлен митрополит Алексий с сохранением за ним управления Таллинской епархией. В связи с переводом на Ленинградскую кафедру он был освобожден от должности управляющего делами Московской Патриархии, на которую Синод назначил митрополита Одесского и Херсонского Сергия (Петрова).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

А те, которые становились священниками, кто же это был? Ну, это могли быть, скажем, дети-внуки священников, которые пострадали. Или это часто могли быть люди из южных частей Советского Союза, которые знали, что тут можно хорошо заработать, потому что Церковь открывалась в эти годы после войны, и очень много приносили: «батюшка, батюшка»… Знаете, как русский народ относится к духовенству. И многие становились священниками, не имея никакого призвания и духовного опыта. В общем, трудно было. Хотя я была совсем молодая и многого не понимала, мне сразу было видно, кто священник и молится, а кто совсем не церковный. Вторых было, правда, много. Я думаю, вы это и из истории знаете. И вот поэтому мне владыка Михаил (Чуб) посоветовал поехать в город Гжатск к такому замечательному священнику игумену Никону. Я поехала, конечно. Уже от одной мысли, что я увижу настоящего священника, игумена… То, что он сидел, мне владыка Михаил не говорил, конечно, но что книги у него хорошие… Я поехала к нему просто посоветоваться. А уже потом я узнала, что он ожидал, что его должны арестовать в конце года, в декабре месяце. Это мне сказала мать Алексея Ильича Осипова , он тогда еще ходил в коротких штанишках, в школу ходил – моложе меня лет на пять. Отец Никон никого не принимал, потому что он ждал ареста со дня на день. Во всяком случае, так мне говорила Ольга Михайловна. Он никого не принимал, даже своих близких, духовных чад. Потому что это было бы и для него, и, главное, для тех, кого он примет: «О чем вы говорили? Что они вам поручили?» Вы понимаете, это же страшные были времена. А уж принять совсем чужую, да еще девчонку из Парижа приехавшую и только что из ссылки освободившуюся – это было абсолютно невозможно. Но вот так получилось, совершенно чудом, что, когда я передала через Ольгу Михайловну, мать Осипова, письмо владыки Михаила (Чуба) отцу Никону, он прочел его, вышел ко мне и сказал, что «у нас вы не могли бы нигде устроиться, потому что нам совершенно не надо никого, поезжайте в Москву». А я заикнулась, что мне владыка Михаил сказал, что у него есть книги. Я заметила, что он сразу насторожился – какие книги? Я ответила, что читала епископа Игнатия (Брянчанинова) и сказала, что «вы, наверное, такого не знаете» (потому что мне отец Серафим говорил, что в России об епископе Игнатии никто не знает). Оказалось, что это имя стало ключом, дверью в его келью. Мы зашли. «Вот эта книга?» – он показал мне книгу на столе. А это был второй том, самый замечательный том епископа Игнатия. Вот с этого началось наше знакомство с батюшкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

АН СССР. VII серия. Отд. общ. наук. Л., 1931. 2. С. 137-169 (обзор работ о происхождении письменности — деятельность Кирилла и Мефодия и др., по переводной литературе — «Откровение» Мефодия Патарского и др.); Пенкова П. О втором южнославянском влиянии на русскую летописную традицию// Scando-Slavica. Т. 20. 1974. Р. 105116 («Откровение» Мефодия Патарского в летописном сборнике 1676 г. Копенгагенской Королевской библиотеки 147); Кривое М. В. «Откровение Псевдо-Мефодия Патарского» — эсхатологический памятник VII в.//Мероэ. Страны Северо-Восточной Африки и Красноморского бассейна в древности и раннем средневековье. М., 1999. Вып. 5. С. 132—139; Мильков В. В. Осмысление истории в Древней Руси. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2000. 382 с. (историософия Древней Руси: митрополита Илариона, Серапиона Владимирского, еп. Мефодия Патарского и др.); Смирнов И. Откровение Иоанна IV//Знание — сила. М., 2001. 5. С. 73—79 (о книге: Юрганов А. Опричнина и Страшный Суд//Отечественная история. 1997. 3. По мнению автора, истоки опричнины — греческие эсхатологические труды, в частности «Откровение» еп. Мефодия Патарского). — Изд. 1042 Имеется еще ряд произведений Мефодия, известных только по названию или неподлинных. См. в CPG, у архим. Филарета (Гумилевского), Е. Ловягина (Твор. С. 21—22) или еп. Михаила (Чуба). — Изд., Ред. 1043 По второму изданию Бонвеча это fr. III, p. 521. Рус. пер.: Твор. С. 287. Фрагм. 10. — Изд. 1044 Была неточная ссылка на 22.1. См.: Р. 205, Ип. 16 Bonwetsch=P. 830 lin. 4 слав.=P. 831 lin. 5 греч. Vaülant. Рус. пер.: гл. 21.9 Чуб (Твор. С. 388). — Изд. 1045 Р. 276, Ип. 2-3 Bonwetsch. Рус. пер.: гл. 16 (Твор. С. 212). — Изд. 1046 Р. 272, Ип. 3-4 Bonwetsch. Рус. пер.: гл. 14 (Твор. С. 210). — Изд. 1047 Р. 319, Ип. 6-9 Bonwetsch. Рус. пер.: гл. 38 (Твор. С. 238). — Изд. 1048 В тексте неточная ссылка: III, 17. — Ред. 1049 Р. 314, Ип. 9 sq. Bonwetsch. Рус. пер.: гл. 36 (Твор. С. 235). — Изд. 1050 Р. 190, Ип. 11-12 Bonwetsch (нем. пер.)=Р. 802 Ип. 3 слав.=Р. 803 Ип. 4-5 греч.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

«Богословские труды», выходившие в среднем по одному номеру в год, представляют собой значительное явление в издательской и научно-богословской жизни Русской Церкви. Особенно большой интерес читателей привлекли те выпуски, где были помещены труды В. Н. Лосского протоиерея Александра Державина 15–16), неизданные ранее богословские лекции священника Павла Флоренского 9, 17), «Исповедь» Блаженного Августина 19). В ряде выпусков помещены литургические труды Н. Д. Успенского , патрологические исследования архиепископа Михаила (Чуба), церковно-исторические и патрологические труды В. С. Вертоградова, Д. П. Огицкого, К. Е. Скурата , архимандритов Георгия (Тертышникова), Макария (Веретенникова) , археологические и библиографические статьи архимандрита Иннокентия (Просвирнина) . В течение многих лет, до своей кончины в 1986 г., должность председателя редакционной коллегии сборника занимал митрополит Антоний (Мельников). Его преемником стал митрополит Питирим (Нечаев) . Кроме «Журнала Московской Патриархии» Издательский отдел ежегодно выпускал настенные и настольные календари, начиная с 1953 г.– «Богослужебные указания». Этим ведала Богослужебно-календарная комиссия во главе с епископом Афанасием (Сахаровым) , который, не имея возможности постоянно жить в Москве, всю эту требовавшую тщательности работу выполнял у себя в Петушках, потом во Владимире. Издательский отдел изредка выпускал и книги. В 1956 г. был издан на русском и иностранных языках альбом под названием «Русская Православная Церковь , ее жизнь и деятельность». Важнейшим событием явилось предпринятое в 1956 г. первое после восстановления патриаршества издание Библии и отдельно Нового Завета с Псалтирью на русском языке. Библию напечатали в 25 000 экземпляров, из которых почти половину отправили за границу. Столь своеобразное распределение тиража, разумеется, было навязано Советом по делам Русской Православной Церкви. Выпущены были также Молитвослов и другие богослужебные книги. Серьезным затруднением в церковно-издательской деятельности было отсутствие своей, церковной, типографии. В 1956 г. Патриархия опять просила Совет разрешить устроить типографию в Троице-Сергиевой лавре. Но положительного ответа на это ходатайство не последовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010