237. Слово в день памяти Святителя Алексия (Печатаются с издания 1861 года)». (Говорено в Чудове монастыре февраля 12; напечатано в Твор. Св. От. 1849 г. и в собр. 1861 г.) 1849 год Час уже нам от сна востати ( Рим.13:11 ). Неужели мы спящие? Можете вы сказать, и прогневаться и обвинить меня в нелепости за слова, которыя обратил я к вам, не исключая впрочем и себя. И мне хотелось бы, и за вас и за себя быть уверену, что мы не спящие, а бодрствующие; но препятствует сей уверенности подобный случай, который встречаю в Евангелии. Когда, в следствие прекословных суждений о чуде исцеления слепорожденнаго, сказал Господь: «на суд Аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящие слепи будут» ( Ин.9:39 ); тогда Фарисеи с уверенностию возразили Ему: «еда и мы слепи есмы» ( Ин.9:40 )? Но ничего тем не выиграли. Потому что Господь рек им: «аще бысте слепи были, не бысте имели греха; ныне же глаголете, яко видим, грех убо ваш пребывает» ( Ин.9:41 ). Итак, может быть, и мы живем, как спящие и мечтающие в сновидениях, а самоуверенно почитаем себя бодрствующими: и дело тем не лучше, а виновность наша тем больше. Неусыпный некогда страж дома Божия в стране бодрствующих и спящих, а ныне еще совершеннее неусыпный о нас молитвенник там, где совсем нет сна, хотя есть вечный покой – Святителю Алексие! твоим благодатным мановением и благословением возбуди во-первых мою дремлющую мысль и слово, а потом и внимание предстоящих, дабы мы могли понять и принять к сердцу и к исполнению пробуждающее Апостольское слово: «час уже нам от сна востати». Святый Апостол Павел пишет учительное послание к римским христианам, которых «вера», по собственному его свидетельству, «возвещается во всем мире» ( Puм. I. 8 ); обличает нелепости язычества, неудовлетворительность иудейства, повреждение грехом и погибельное состояние всего человечества; возвещает единственное спасение в вере во Христа; открывает тайну будущаго к Нему обращения неверующих Иудеев; наконец дает наставления для жизни христианской, и между ими взывает: «час уже нам от сна востати».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

469. Слово в день, иже во святых Отца нашего Алексия Митрополита Московского и всея России Чудотворца (Говорено в Чудове Монастыре, в четверток первой недели поста – февраля 12) 958 . 1825 Не мнози учители бывайте, братия моя, ведящи, яко большее осуждение приимем, много бо согрешаем вси. ( Uak. III, 1–2 ). В сей день умолк на земли Богомудрый и Богодейственный учитель Церкви Российской; и уже более четырех веков, как он безмолвствует: но еще в сей самый день, после столь многих лет, сонмы учеников собираются здесь, окрест безмолвного ложа его. Или он, и безмолвствуя, еще учит, и покоясь, еще действует. По истине, и теперь он учит той мудрости, тем добродетелям, той тайне благодати, по действию которых он «восхваляется» ныне с прочими «преподобными во славе и радуется на ложе своем» ( Nc. CXLIX, 5 ). И теперь действует он для нас, пред Богом, силою своих молитв, подкрепляющих и возносящих наши немощные и не окрыленные молитвы, а пред нами, силою жизни и нетления, которою дух святыни, «напоивший» ( 1Кор. 12:13 ), по выражению Апостола, все существо его, напоил и тленное тело его, так что в сем теле, вместо обыкновенных от греха произшедших немощей, имеем мы открытые святые мощи , – могущественные, чистые и возвышенные силы, которые подобно, как вещественное благоухание чрез телесное приближение и прикосновение, сообщаются чрез прикосновение веры, и чрез то производят возвышение и мир наших собственных сил и целебные действия. Итак, не напрасно, братия и соученики, собрались мы почтить учителя. Поелику же истинное почтение истинного достоинства должно быть не случайное и только наружное, но неизменное и внутреннее: то, чтя сего истинного учителя ныне, мы не должны изменять сему почтению и ни в каком другом случае; чтя достойного Евангельского учителя по установленному чину и обряду, мы должны также чтить достоинство Евангельского учителя по духу и сердцу. По наставлению Апостола, предлагаю вам один из способов чтить достоинство Евангельского учителя. Если ты священным почитаешь царское достоинство: то не дерзнешь возложить царский венец на себя, или подобного тебе подданного. Если уважаешь власть: то не отважишься, не призванный, вмешиваться в дела ее, напротив того со всякою готовностию исполнять будешь обязанности подчиненного. Подобно сему, если ты чтишь достоинство учителя, установленное в Церкви Христовой: то не должен ты своевольно вторгаться на место учительское, или легкомысленно бегать за учителями, которых никто не поставил, и за Пророками, которых Бог не посылал, но должен в кротости и послушании проходить звание ученика Евангельского, под руководством поставленных от Бога и Церкви учителей, страшась быть учителем и сам для себя, а тем более, без высшего призывания, руководствовать других, или переучивать учителей, от Бога и Церкви поставленных. «Не мнози учители бывайте, братие моя». Наставление, может быть, более для всех нас нужное, нежели как с первого взгляда кажется.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

5. Притча о блудном сыне (Лук. 15:11–32) Человек некий име два сына ( Лк.15:11 ). «У некоторого человека было два сына», так начал Господь Иисус Христос, непосредственно после притчей о заблудшей овце и потерянной драхме, притчу о блудном сыне. Под образом некоторого человека Спаситель не раз один изображал Бога Отца. И на сей раз не погрешим, если будем разуметь вообще Бога, Троичного в Лицах. Дело спасения грешного рода человеческого есть дело всех Трех Лиц. Отец послал в мир Сына. Сын, Господь наш Иисус Христос, Своим учением, страданиями, смертью и воскресением совершил спасение. Третье Лицо Пресвятой Троицы, Дух Святой животворит людей, усвояя верующим во Христа плоды искупления и освящая их. Из двух сынов, по порядку рождения, старший изображает народ избранный и особенно вождей этого народа, книжников, законников, фарисеев. Под образом младшего сына разумеются вообще грешники, оставившие Бога, забывшие Его святые заповеди, и частнее мытари и язычники. И рече юнейший его отцу: отче, даждь ми достойную часть имения ( Лк.15:12 ). «И сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения». Младший сын, а не старший является сыном блудным. Это, конечно, означает то, что молодым вообще свойственнее необдуманность, неразумие, легкомыслие и тщеславие. Но, видно, и этот младший имеет возраст совершенный. Он как бы на законном основании просит выделить следующую ему часть имения. До сей просьбы жил он в довольстве, в любви у отца и в послушании. Но родительская опека начала стеснять его. В душе юноши зарождается греховный помысел обособиться от отца. Он возрос, может сам себе быть господином. Внутреннее обособление от родительской опеки уже совершилось. За ним последовало скоро и внешнее отпадение. И раздал има имение. «И отец разделил им имение». По закону Моисееву младший брат получал половину доли старшего ( Втор.21:17 ). Конечно, отец имел право и не отпустить сына от себя, или не дать ему ничего. Но какая польза была бы для него удержать сына, который уже в душе отделился, а теперь, пожалуй, стал бы оказывать непослушание, а быть может и оскорбления? Пусть неразумный сын горьким опытом дознает, как безрассудно поступил он, и научится ценить любовь отца и счастье быть с ним и в послушании у него.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

I. Праздник Св. Сергия в его лавре Еще одно утешительное посещение лавры Сергиевой сохранилось в памяти моей, по тем сладостным и высоким впечатлениям, которые оно во мне оставило. Под крылом Преподобного обрел я мир душевный, и орудием мира был Настоятель его лавры. Скажу, что видел и чувствовал. Это было уже седьмое мое странствие в обитель, столь близкую сердцу каждого Русского! – Я прибыл накануне осеннего праздника, в самую минуту, когда ударяли в колокол к торжественному молебну. Церковь была открыта: я поспешил сперва ко гробу преподобного Никона, а оттоле к мощам его великого учителя Сергия. Гробовой монах служил молебны богомольцам; приветливо взглянул он на меня, как бы сочувствуя тому, что тревожило мое сердце, и с радушною улыбкою сказал только: «молитесь больше»! Я спустился в келью Преподобного к иконе явления Божией Матери и поклонился гробам Дионисия, Серапиона, Иосифа: – там старец, блюститель кельи, зажигал уже светильники. Тогда взошел я в покои Митрополита. Владыка принял меня с обычным благоволением и пригласил остаться после праздника на освящение обновленной церкви преподобного Михея. Он спешил к молебну, и я за ним последовал в собор Троицкий. О, какое особенное чувство возбуждает в душе этот чудный молебен! Мне привелось стоять в южных дверях, подле самой раки, пред которою Митрополит, окруженный своим клиром, читал акафист Преподобному. Прямо в лице, живого и по смерти, Сергия, высказывал он во всеуслышание всю его жизнь, все его подвиги, ранние и поздние, в сей временной и в той непреходящей жизни, которых свидетелями были «Тавра и Россия, а ему вторили дики, как бы отголоском всей земли Русской, испытавшей его дивную помощь в бедах своих: «радуйся Сергие, великий чудотворце». Из собора взошел я в ризницу, где опять с благоговением целовал убогую ризу и сосуды Преподобного, лучшее сокровище посреди несметных драгоценностей «Тавры, ибо от сей ветхой ризы потекли все ее богатства, из сего деревянного потира воссиял некогда небесный огнь Сергию, совершавшему в нем бескровную жертву, в своей дремучей пустыне!

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

XV.Haшecmbue шведского короля Густава Адолфа на Псков В 1615 году июня 28 числа 300 человек отборных Шведов из Гдова подъехали тайно для проведения ко Пскову и отогнали было Псковские стада. Псковичи однако же нагнав их побили, и 40 человек живых взяли. Но июля 30 в воскресение рано на рассвете из-за озера явился неожиданно Шведский Король Густав Адолф с 16 тысячами своих войск и Украинских Черкес и занял Святогорский Монастырь, коего Монахи успели только при самом приближении его дать весть Пскову, а сами вывезти туда же Иконы, книги и ризницу. Расположившись там главной квартирой, Король имел намерение взятием города сего заставить Царя Михаила Федоровича заключить с ним выгоднейший для себя мир и получить вознаграждение. Псковичи узнав о сем» нашествии, в тот же день вышли против Шведов и за городом дали жаркое сражение, в котором из пищали прострелен в голову Шведский Генерал Евергард Горн. После сего заперлись они в городе; а Шведы разоряли пока окрестности, забирали многих в полон и приуготовлялись к осаде. Сперва хотели они взять город обманом, и в одну ночь подослали свой отряд, который подошедши ко Взвозским воротам, обманул стражу, назвавшись Русскими, бегущими от неприятеля, и в то же время прибив к помянутым воротам начиненную порохом петарду, зажег оную, а вслед затем выломил их. В пролом сей устремилось несколько человек к городу и добежали уже до улицы Званицы. Но стражи сделали тревогу и стекшиеся граждане тотчас выгнали вбежавших неприятелей. После сей неудачи Король начал открытый приступ и 15 августа приблизившись к Варлаамским воротам, под самыми стенами отправил по своему обряду Богомоление с музыкой, начал копать рвы вдоль и поперек по полю, ограждая их плетнями, надолбами, железными цепями, дворами и башнями; устроил малые и большие из дерна батареи числом до десяти, повел многие подкопы и навел два моста через Великую реку. Все сие приуготовив, на третий день открыл он от Варлаамских ворот, а из 3авеличья от Ивановского Монастыря и от Ильинской Церкви, с трех сторон вдоль и поперек по стене и Варлаамский угол стрельбу из пушек, и продолжая оную с рассвета до вечера, сбил наугольную башню до половины, а стену до земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

     Апостол Павел возвещает нам сегодня о высочайшем предназначении человека. «Вы храм Бога живаго» (2 Кор. 6:16), – говорит он. Для подтверждения своих слов проповедник приводит ветхозаветное пророчество, произнесенное Самим Богом: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16). Заметим, братья и сестры, связь сегодняшнего Апостола с темой прошлого воскресенья. Мы говорили о том, что все, происшедшее со Христом в Его земном служении, таинственным образом касается и нас, так как мы – члены тела Христова, Церкви Его. То же можно сказать и о нынешних словах Павла. Перед тем, как апостол сказал нам: «Вы храм Бога живаго», таким живым храмом стал Христос. Помните, как Христос, находясь в храме Иерусалимском, сказал Иудеям: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Ин. 2:19–21). Вот и снова, как в прошлый раз, мы можем выстроить такую смысловую цепочку: нечто предрекается в Ветхом Завете, затем это исполняется во Христе, а потом Писание и нам говорит: а теперь ты, теперь с тобой это должно произойти, потому что ты – христианин. Ты должен очистить себя так, чтобы Дух Святой жил в тебе; ты обязан стать храмом Божиим. Только во Христе это произошло, по словам Феофана Затворника, «ипостасно», а в нас имеет исполниться «благодатно-нравственно». Интересно, что в древности храмы строились согласно пропорциям человеческого тела. Храм для древних христиан был образом человека. Система мер, применявшихся при строительстве, была основана на размерах частей тела. Расстояние измеряли локтями, а также пальцами, ладонями, шагами, саженями – расстоянием между концом среднего пальца левой руки и концом среднего пальца правой руки при разведенных руках. Знаменитая «золотая пропорция», которой древние строители удивили мир, родом из человеческого тела. Это, например, соотношение между средним пальцем и ладонью, ладонью и кистью руки, кистью руки и локтевого сустава и т. д. Человек был камертоном средневекового храмоздательства.

http://pravoslavie.ru/115917.html

А. На двунадесятые праздники I. СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ (6–19.I) 1. БОЖИЙ ГЛАС «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» ( Мф. 3, 17 ) С егодня св. Православная Церковь празднует крещение Господа нашего Иисуса Христа от руки Иоанна Предтечи. Прошли тридцать лет неизвестности Христа Спасителя, когда никто, кроме Пресвятой Девы Марии, праведного Иосифа Обручника и нескольких близких лиц, не были посвящены в тайну Его Божественной жизни. Вдали от суеты и гордости, Он «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости» ( Лк. 2, 40 ). В это самое время в дикой пустыне подвизался пророк Иоанн Креститель. И вот Дух Святой призвал его идти и проповедовать пришествие в мир Сына Божия. Св. Иоанн стал собирать у реки Иордан народ и говорить ему: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 3, 2 ), скоро придет Тот, даже обувь Которого я недостоин понести: «Он будет крестить Духом Святым» ( Мф. 3, 11 ). Люди один за другим входили в воду, и св. Иоанн крестил их. Вдруг он видит, что идет к нему Сам Господь и просит окрестить. Св. Иоанн пытается удержать Его и говорит: «Мне надобно креститься от тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Господь ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» ( Мф. 3, 14–15 ). И когда Спаситель выходил из воды, разверзлось небо, и все услышали глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф. 3, 17 ). Этот Божий глас с неба был не только к пр. Иоанну или тем, кто находился на Иордане, а был словом Божиим ко всему человечеству. Этим гласом открывалась тайна Божественного Лица Христа Спасителя, возвещалось Его достоинство – более сильного свидетельства нельзя было ожидать на земле. Велик и славен был законодатель Ветхого Завета пр. Моисей, но он заслужил имя только верного служителя ( Евр. 3, 3–5 ), а Сын Девы Марии – Законодатель Нового Завета – называется возлюбленным Сыном Божиим. Является Владыка жизни и смерти, Который, имея в Себе Самом жизнь, дает и любящим Его. Является Свет и Источник самого Света, озаряющий Истиной Вселенную; Небесный Учитель, в Котором все сокровища премудрости; Целитель душ, Решитель всех духовных недугов. Он исправит всё нечистое в человеческой природе, откроет пути к достижению цели земного бытия – к соединению с миром горним.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Беседа девятнадцатая. Боль, скорбь, любовь 264 Дорогие мои чада! Многострадальный Иов 265 , этот гигант терпения и покорности воле Божией, сказал: «Чуден, кто провёл жизнь свою без печали» 266 . Это значит, что увидеть человека, который прожил бы на земле без печали, без скорби, без воздыханий и без труда – всё равно, что увидеть чудо. Ведь чудо – это нечто удивительное, сверхъестественное, выходящее за границы реального. Значит, невозможно обычному человеку прожить жизнь свою без скорби и печали. Боль и скорбь – неизменные спутники смертного человека. Кто не страдал и кто не плакал в жизни? Рождаясь, человек с плачем делает свой первый вздох и с плачем и слезами уходит из сей жизни. Перед смертью, когда душа готовится выйти из тела, слезы текут у человека из глаз и не только у людей старых, обременённых грехами, но и у детей и даже у младенцев. Иов, сей великий святой муж Ветхого Завета, страдал очень много, хотя и был лучшим из всех людей на земле, был истинным праведником по свидетельству Самого Бога 267 . И всё же мы видим, как скорби находят на него одна за другой: в одну ночь погибают все его дети, он лишается всего своего имущества, здоровья, жена побуждает его произнести проклятие на Бога. Кругом одни несчастья! Но Бог сказал Иову: «Через это Я тебя испытывал, я попустил всему этому случиться, дабы привести тебя к святости». Не для нас ли хотел Господь явить Иова святым, показать на нём пример терпения в скорбях, ведь абсолютно ничего не бывает без воли Божией. Скорби и страдания сопровождают жизнь человека. Сколько людей на земле невыносимо страдают от различных скорбей и болезней! Но самые большие страдания, невыносимую печаль и отчаяние, словно обоюдоострый нож проходящие душу, испытывают люди, уже ушедшие из этого мира в мир иной, не святые и не праведники – те ушли из жизни печалей и, конечно, упокоились в Боге, во славе Его; нет, для них окончилась жизнь печали и страданий и теперь они упокоеваются – страдают другие, люди – те, которые «проиграли» и ныне находятся в вечной темнице, а по Втором Пришествии предстанут на Страшный Суд. Они трепещут и ужасаются от одной лишь мысли о страшном дне Суда, когда они будут осуждены на вечные мучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Божественное Провидение предуготовило путь христианству в мир весь преложением священных книг ветхого завета с еврейского языка на еллинский, который был тогда всеобщим языком в образованном мире; потому сейже язык Духу Святому было благоугодно освятить так же словом благодати новозаветной, дабы орган сего спасительного слова был, сколько можно, слышнее и вразумительнее во всем мире. Но впоследствии, когда Господь открыл средоточия света Своего в различных народах, частныя церкви, по внушению Духа Святаго, представляли, во время свое, для слова Божия свои особенные органы, дабы и в каждом народе слово Божие, сколько можно, было слышнее и для всех вразумительнее. Так и славянские народы, просвещенные святым крещением получили славянскую Библию , не только книги нового завета, но и все ветхозаветныя: ибо пастыри славянских церквей видели неразрывную связь единства и целости между новым заветом и ветхим; и таже мысль Божественного домостроительства, которая произвела, как полный плод любви Божией к человекам, Библию на еллинском языке, явила и славянским народам Божие благоволение дарованием целой Библии на славянском языке. Известно же, что нынешний русский народ от прочих славянских народов отличен наречием, и Церковь Христова в нашем отечестве не славянскою, а российскою называется. Потому россияне, как уже получили особое ими и лице в царствии Божием, по законам онаго, долженствовали получить и Библию на российском наречии. В самом деле настало время, когда желания благочестивых душ совокупились в соизволении правителей Церкви, увенчались Монаршею волею, вознеслись, как молитвенный вопль российского народа, к премудрости Божией; и – слава Богу! вечная память и благодарность Государю Александру 1-му! российская Церковь имеет Новый Завет и книгу Хвалений на российском язык. Между тем благодать за благодатию, казалось, готова была изливаться на Россию; как слышно, Пятокнижие Моисеево уже предано было тиснению; уже готов был и сей светильник возсиять в Божией скинии... Где же ныне сей дар Божий? без сомнения, вопрошают многие, для которых слово Божие вожделеннее сребра и злата. Ужели поток благословений Божиих, открывшийся для России, сокрылся в землю, и не явится паки? И когда для сего великого благодеяния Божия снова откроется удобный путь, дабы оно достигло целости и полноты своей?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

В первом и следующем втором стихе Пророк научает, что блаженство, елико возможно иметь его в жизни сей, ни в чем другом состоит, как токмо в правде, под именем которыя разумеется Божий закон; чему и Апостол Павел научая, глаголет: несть Царство Божие брашно и питие, но правда, и мир, и радость о Дусе Святе ( Рим. 14:17 ). Ибо одни токмо праведные люди суть друзи Божии, паче же и сынове, а посему и наследницы Царствия. Они, будучи блаженны по упованию, и здесь еще наслаждаются твердою радостию и миром, всякий ум превосходящим. Но здесь заметить должно, 1) что в первом стихе описывается праведный муж чрез слова отрицательныя, а во втором чрез подтвердительныя; 2) что Давид, как и все прочие Пророки, имеет обычай одно и то же дважды повторять, дабы одна часть стиха была изъяснением другия. Например: в книге ( Исх. 15:2 ), в песни Моисеевой, читаем тако: сей мой Бог , и прославлю Его: Бог отца моего, и вознесу Его. И в книге ( Втор. 32:2 ): да чается яко дождь вещание мое, и да снидут яко роса глаголи мои. И во ( Пс. 33:2 ): благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. Таковое повторение в Священном Писании весьма употребительно, яко род украшения, свойственнаго святым Пророкам. Итак первая часть стиха содержит мысль такую: блажен человек, иже не преступает закона. Но Давид, яко творец песней, мысль сию изобразил чрез переносныя слова пути и хождения, сказав: блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, то есть, тот блажен, кто праведен, а праведен тот, кто не ходит на совет нечестивых, то есть, кто на пути жизни сея не последует советам и мыслям людей нечестивых, которые совершенно противны пути Божию, сиречь, закону Господню. Другая часть стиха то же самое изъясняет иными словами, одно и то же значащими. Ибо не идти на совет нечестивых, и не стоять на пути грешных, одно и то же есть: обоя же означают, что тот есть праведен, кто отступает или удаляется от пути, то есть, от правил и советов людей нечестивых. А понеже закон Господень нарушается не токмо злым житием, но и злым учением, по оному: иже аще разорит едину заповедей сих малых, и научит тако человеки, мний наречется в царствии небеснем ( Мф. 5:19 ); сего ради Пророк присовокупляет: и на седалищи губителей не седе, сиречь, тот есть праведен, а посему и блажен, иже ни делами, ни учением закона Господня не преступает. Ибо сидеть на седалищи губителей означает то же, что быть в согласии пагубных людей, или заседать с людьми злонамеренными, и с ними купно закон Господень презирать, так как бы он ничем не споспешествовал к блаженной жизни, и несовместен был с веселием и радостию; и что полезнее творить плотския дела, и предаваться чувственным удовольствиям. Глас седящих на седалищи губителей описует пророк Малахия такими словами: суетен работаяй Богу, и что нам, яко сохранихом хранения Его ( Мал. 3:14 )? Святый Василий Великий , толкуя слова сии, блажен муж, замечает, что и жены не исключаются от блаженства: ибо муж глава есть жены, а от главы зависят и члены.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010