Архимандрит Иоанн (Экономцев) Молитва Пресветлый день Христова Воскресения Ликует мир. Но нет покоя мне. Моя душа в тревоге и смятенье. Мой ум блуждает в непроглядной тьме. Царю Небесный, Боже милосердный, Всеисцелитель и Заступник всех, Смогу ли я молитвою усердной И покаяньем искупить свой грех? О Всеблагий! Я грешник, я предатель, Искариот Иуда, я злодей, Отступник, недостойный благодати И милости божественной Твоей. Я в преисподней жил, я был свободен Лишь грех творить. Но содрогнулся я, Когда услышал ясно глас Господен: «Оставь сей мир и возлюби Меня!» Тянулись дни и годы в ожиданье... О Господи, нет, не нашел я сил Отдаться весь великому призванью, Оставить мир и тех, кого любил. Не в силах оказался испытать я Блаженство и страдания Творца. Я избежал Голгофы и распятья И страшного тернового венца. И вот теперь, разбитый и усталый, Я каждый день, страдая и скорбя, Себя терзаю, самой лютой карой И днем и ночью сам казню себя. Страшней всех мук и огненной геенны Немой укор в глазах друзей моих, Ведь я завлек их песнями сирены На терний путь и сам же предал их! Царю Небесный, Боже милосердный, Всеисцелитель и Заступник всех, Смогу ли я молитвою усердной И покаяньем искупить свой грех? Прими же кровью облитые строфы, Моей души смятенной не покинь, Даруй мне, Боже, благодать Голгофы И крестного распятия. Аминь. 1978 Из драмы «Киприан и Юстина» Акафист святому Киприану Радуйся, о Киприан, перед Господом, Радуйся, благодати вместилище, Радуйся, Божеству предстоятелю, Радуйся, дьявола попалителю, Духа лукавого поборающий! Радуйся, о Киприан, перед Господом, Радуйся, кладезь Божьей Премудрости, Радуйся, Троицы созерцателю, Радуйся, страждующих врачевателю, Скорбь изгоняющий, радость дарующий, В радосте радуйся! Акафист святой Юстине Радуйся, дева Юстина, радуйся, Радуйся, цветок целомудрия, Радуйся, чистоты осияние, Радуйся, благословенная, Радосте, радуйся! Радуйся, дева чистая, радуйся, Радуйся, козни ада поправшая, Радуйся, смерть победившая, Радуйся, от зла ограждающая,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Б. Объяснение некоторых наиболее употребительных церковных молитвословий 1. Беседа на слова: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» В другие дни этою молитвою обыкновенно предначинаются церковные поучения; а в настоящий день самое содержание поучения будет состоять из объяснения этой молитвы. Ибо в кратких словах: во имя Отца и Сына и Святаго Духа, заключается существо нашей веры и основание всех наших обязанностей. Этой молитвою, каждый раз как произносим ее, мы свидетельствуем свою веру во единого Бога, в трех Лицах прославляемого. Единство Божие исповедуем, когда говорим: во имя Отца и Сына и Святаго Духа, а не говорим: во имена Отца и Сына и Духа, ибо слова Отец и Сын и Дух Святый, изображают не многих богов, но три Лица единого, беспредельного, святого, всесовершенного, всеблаженного Бога. Отца, Сына и Духа Святаго – каждое слово, изображающее особое Лицо Божества, должно напоминать нам то, что мы знаем о Нем из божественного откровения. Говорим: во имя Отца – и должны благоговейно помышлять, что Бог Отец, первое Лицо Святой Троицы, от вечности предопределил и во время сотворил мир видимый и невидимый, человека и ангелов, и Его волею и силою все содержится в бытии и все управляется. Его волею и силою и мы сотворены по образу Создавшего нас. Бог Отец, как всеведущий, всеблагий и премудрый, предвидел падение человека, предопределил послать в мир единородного Сына Своего для спасения рода человеческого – и в определенное время послал Своего Сына в мир, для искупления и примирения человека с Собою. Бог Отец, по совершении сего примирения вследствие ходатайства единородного Сына Своего, Иисуса Христа, послал с небес Всесвятаго Духа Утешителя, да будет Он в церкви Христовой до скончания мира, устрояя спасение людей. Бог Отец дал Сыну всякую власть на небеси и на земли ( Мф. 28:18 ), дабы Он при скончании мира и произвел суд всему миру ( Ин. 5:27–29 ). Говорим: в имя Отца и Сына, и наименование Сына напоминает нам, что сей Сын есть второе Лицо Святой Троицы, единородный и единосущный, единославный и сопрестольный Богу Отцу, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Беседа на Евангелие Пасхи, или Светлого Христова Воскресения Учение о предвечном рождении Сына Божия (О радости по поводу Воскресения Христова) Какое Евангелие читалось сегодня, братие? Сегодня читалось Евангелие не о Воскресении Иисуса Христа, а читалось начало Евангелия евангелиста Иоанна Богослова, где благовествуется о божестве воскресшего сегодня Иисуса Христа, Сына Божия, о сотворении Им вместе с Богом Отцом и Святым Духом всего существующего и о воплощении Его на земле для спасения людей. Почему же выбрано из Евангелия такое чтение для настоящего праздника Воскресения Христова? Повествование о Воскресении Христовом положено читать, и оно читалось, на литургии вчера, в Великую Субботу. Сегодня же предлагается чтение о божестве Иисуса Христа, чтобы показать, что Он этою-то силою своего божества и воскрес из мертвых. ... «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все произошло чрез Него, и без Него не начало быть ничто, что произошло. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир произошел чрез Него, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошла чрез Иисуса Христа» ( Ин. 1:1–17 . Зач. 1)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Бог становится Человеком с единственной целью — помочь человеку победить проклятие смерти и тиранию греха О пасхальном евангельском чтении — протоиерей Павел Великанов. Евангелие от Иоанна, 1:1-16. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Пасхальное евангельское чтение – пролог Евангелия от Иоанна, где речь идет о воплощении Божественного Слова. Точно также, как человеческое слово выражается сущность того, кто говорит, так и Божественное Слово являет в творении, в попечении о мире Небесного Отца. Евангелист акцентирует свое внимание на том, что в определенный момент человеческой истории Бог стал одним из нас. Бог приходит на эту землю, становится полноценным настоящим Человеком таким же, как и любой из нас, кроме греха. Восторг от этого события, от того, что происходит дальше, от всей земной жизни Христа Спасителя, от Его удивительной и загадочной смерти, от его славного трехдневного воскресения… Всё это побуждает апостолов бежать во все концы Вселенной с вестью о том, что история человечества теперь будет вести свой отсчет от этого самого главного события: Бог становится Человеком.

http://pravmir.ru/tsarstvo-bozhie-tam-gd...

Глава 1 Достойные исповедники Иисуса Христа, предназначенные на мучение! В то время, как Церковь , общая наша матерь и владычица, занимается доставлением вам пищи, в которой имеете вы нужду для поддержания тела своего, в то время, как братья ваши посещают вас в темнице для принесения вам части плода от посильных своих трудов, позвольте, чтоб я с другой стороны споспешествовал вам, чем могу, к облегчению вашей души; ибо вам известно, что человек напрасно питает плоть свою, когда нет пищи духу его, и если он печется о телесных немощах, то тем паче должен заботиться о болезнях душевных, которые гораздо опаснее телесных. Но кто я, чтобы сметь мне давать вам поучения! Припомните однако ж, что гладиаторы иногда возбуждаются к мужеству не только начальниками и руководителями своими, но и посторонними нисколько неискусными людьми: народ издали их ободряет, и каков он ни есть, но часто голос его бывает действительнее, нежели голос знатоков искусства. Итак прежде всего подумайте о том, чтобы «не оскорбить Духа Святого Божия» ( Еф 4.30 ), сопровождавшего вас в темницу, в которую не были бы вы и заключены, если бы Он не вошел туда вместе с вами. Поступайте так, чтоб Он с вами всегда пребывал, и чтоб из сего печального места привел Он вас во славу Божию. Я знаю, что темница бывает часто крепостью диавола, в которую ввергаются обыкновенно рабы его; но вы, священные атлеты, вошли в нее единственно для того, чтобы восторжествовать над сим гордым врагом в самой его крепости, хотя вы терзали его уже и в других местах. Да не похвалится он тем, что вы у него в когтях, что он изнурит вас голодом, скукою, взаимными несогласиями; да убежит он от вас, да сокроется в глубоких и срамных пещерах, и да пресмыкается там, как ядовитая змея, изгнанная посредством волхвования. Да не будет он столько счастлив, чтобы сражаться с вами и победить вас у себя дома: да обрящет вас во всякое время готовыми и вооруженными доспехами любви. Мир ваш составляет жестокую для него войну: мир столь вожделенный и драгоценный, что многие верующие обыкли приходить в темницы ваши молить вас об испрошении им мира сего для вступления в общение церкви. Вам надобно сохранить между собою любовь сию и мир сей, дабы могли вы сообщать их другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pos...

«Господь мой и Бог мой!» Как может уверовать человек, не видевший Христа? Расспросите своих знакомых – каждый расскажет свою историю. 25 января, 2014 Как может уверовать человек, не видевший Христа? Расспросите своих знакомых – каждый расскажет свою историю. 9-е воскресное Евангелие на утрене – Ин 19–30: (зач. 65): В тот первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. Сегодняшнее чтение – пожалуй, одно из наиболее интересных в литургическом отношении среди всех 11 утренних евангелий: стихи из второй половины Евангелия от Иоанна мы слышим на весьма важных службах церковного года. Стихи 19–25, повествующие о явлении Иисуса ученикам и о недоверии Фомы словам других апостолов, читаются на вечерне в первый день Пасхи. Далее, в соответствии с евангельской хронологией, на восьмой день после первого дня Пасхи (т. е. в Неделю Антипасхи, или Неделю Фомину, или Новую неделю – в праздник Уверения Фомы, который по своим литургическим особенностям приближается к двунадесятым праздникам) на литургии вновь читаются те же строки, но уже с продолжением – о том, как Фома увидел Учителя и уверовал (т. е. стихи 19–31). Кроме того, стихи 19–23 образуют евангельское чтение на утрене Пятидесятницы – дня, когда мы празднуем рождение Церкви. Наконец, весь этот фрагмент целиком (стихи 19–31) читается на литургии в день минейной памяти апостола Фомы (6/19 октября).

http://pravmir.ru/gopod-moj-i-bog-moj/

" Духовной жаждою томим " или о нашем провинциализме (Священник Андрей Спиридонов) 14.01.2013 23:55:23 Священник Андрей Спиридонов Священник Андрей Спиридонов, главный редактор радиопрограммы «Благовещение» " Духовной жаждою томим " или о нашем провинциализме. (Церковные СМИ и современный мир)                                                  " Горе мне, если  не благовествую! "                                                    (1Кор. 9:16).                                                              Не секрет, что христианскому мировидению свойственна эсхатологичность, то есть предвидение и понимание конечности развития  и ограниченности во времени земной цивилизации. Как сказано святыми отцами, Церковь не от мира сего, но – в мире сем. Мир же сей в своем развитии неизбежно конечен, поскольку в том качестве, в котором существует, берет свое начало с грехопадения прародителей. Как мы знаем, духовный смысл конца земной истории описан в " Откровении " св. апостола Иоанна Богослова. Те или иные происходящие в мире глобальные процессы могут и не являться в собственном  смысле апокалипсическими, но могут стать таковыми при условии стремительной нравственной деградации человечества или, по крайней мере, играют определенную роль в технической подготовке к действительно катастрофическому финалу земной истории. Современные новейшие коммуникационные средства начинают иметь здесь решающее значение, тогда как внешняя миссионерская составляющая деятельности Церкви Христовой не может не учитывать тех перемен, которые происходят в окружающем мире. О чем и стоит поговорить более подробно.      Для нас должно быть очевидным, что  эти перемены могут быть весьма и весьма стремительны. Однако мало того, что мы живем во время глобальных перемен, но мы живем еще и во время формирования новой информационной реальности. Этот переход к электронным носителям информации, «интерактивности и всеобщей мобильности» сопоставим с переходом от рукописного текста к книгопечатанью. Более полутора десятка лет назад знаменитый западный социолог и футуролог Элвин Тоффлер в своей нашумевшей трилогии, в заключительной ее части «Метаморфозы власти» писал, что мир стоит на пороге перехода в новое качество постиндустриального общества, где новейшие средства «мобильности», «повсеместности» и «обратимости» приведут к никогда ранее не имеющему места быть качеству жизнедеятельности человека.

http://radonezh.ru/analytics/dukhovnoy-z...

Жизнь земная Желать как можно дольше оставаться в мире свойственно только тому, кого увеселяет мир, кого лукавый и льстивый век влечет к себе обманчивыми прелестями земного наслаждения (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 265). Источник. Господь нам не сказал, что здесь будет воздаяние; но что здесь будут искушения, тесноты, нужды и скорби, а там воздаяние. Эта жизнь есть путь подвигов и искушений (прп. Антоний Великий , 89, 57). Чем кто умереннейшую проводит жизнь, тем тот спокойнее бывает, потому что не печется о многом... когда же прилепляемся мы... , то, подвергаясь случающимся из-за того прискорбностям, доходим до того, что на Бога ропщем (прп. Антоний Великий , 89, 64). Если любишь покойную жизнь, не входи в круг тех, у коих вся забота о суетностях, и если случайно попадешь в среду их, будь таков, как бы тебя там не было (прп. Антоний Великий , 89, 102). Источник. Так живи, как бы каждый провождаемый тобою день был последний в жизни – и не согрешишь пред Богом (прп. авва Исаия , 59, 65). ...Кто всю свою надежду возлагает на мир сей, тот слеп (прп. авва Исаия , 59, 71). Кто совершенно презирает и ненавидит мир, тот знает и усвояет истинные блага (прп. авва Исаия , 59, 95). ... должен возненавидеть временную жизнь, и благость Божия скоро ущедрит тебя всеми... дарами (прп. авва Исаия , 59, 98). ...Поистине великая буря свирепеет в сем житейском море. Будем поощрять себя к трудам и взывать к Господу, чтобы не погибнуть в волнах моря сего (прп. авва Исаия , 59, 175). ...Возненавидь все, что в мире, и телесный покой, потому что они делают тебя врагом Богу (прп. авва Исаия , 89, 425). Такова жизнь; она не имеет ни удовольствий постоянных, ни скорбей продолжительных. Не твоя собственность этот путь, но и настоящее также не твое (свт. Василий Великий , 5, 163). Источник. Два есть пути, один другому противоположные, – путь широкий и пространный, и путь тесный и скорбный. Два также путеводителя, и каждый из них старается обратить к себе. На пути гладком и покатом путеводитель обманчив – это лукавый демон, и он посредством удовольствий увлекает следующих за ним в погибель; а на пути негладком и крутом путеводителем добрый Ангел, и он чрез многотрудность добродетели ведет следующих за ним к блаженному концу (свт. Василий Великий , 5, 164). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Молитва и пост, два непобедимыя суть оружия, с небеси на сопротивление всем нашим видимым и невидимым врагам Церкве данныя. Трое оных страшных врагов находятся, кои с нами непрестанную войну имеют: мир, диавол и плоть. Воюет противу нас мир суетою и гордостию житейскою; диавол сокровенными о том воспоминаниями и лукавыми помыслы; плоть роскошью, сладострастием, зловозжелением и похотию. Все они трое вкупе, яко бы за едино ополчившися, бьются с нами всею силою и всеоружием искушений. Но мы молитвою и постом сопротивляемся весьма благополучно биющимся с нами, и их побеждаем; плоть умерщвляем, диавола прогоняем, мир уничтожаем; и возлетая аки двумя крылами, с одной стороны молитвою, а с другой постом, все будучи на горняя умом возведены, духовны, небесны, превосходим сети, и избегаем от уловления искушений. Сего-то ради о молитве святый Златоуст упоминает: идеже молитва, и благодарение, тамо Святого Духа приходит благодать, прогоняются демони, и всяка противолежащая сила отбегает. А о посте Великий Василий: что постом и воздержанием, на невидимые враги бывает держава; как о том и в упомянутом Евангелии о сегоднешнем бесном утверждает Христос: сей же род не инако исходит, токмо молитвою и постом. Святая наша Церковь , все по научению Святого Духа установляющая, определила в нынешние две недели творить нам Христианам молитву и пост, то есть, молебствование и воздержание, в честь Преславныя Приснодевы Марии, Святейшия Матери Бога нашего. Мал поистинне подвиг, но победа зело знатная, да и добыча победы богатодаровитая: Царица и Владычица небесе и земли, седящая одесную Престола Трисолнечного Божества, и видящи здесь на земли подвиг, ходатайствует о нас. Блажени мы, ежели потрудимся так, как надобно! Кто во святые сии дни молитвою и постом победит мужественно мирские суеты, диавольская ухищрения, плотское похотение; тот да уповает твердо получить от Богоматери предстательство к Богу. Я его в том обнадеживаю от страны самой Пресвятой Девы; и того-то ради хочу доказать сегодни, колику радость и помощь получает от Пресвятыя Владычицы тот, кто имеет благоговение к Ней и почитает Ее молитвою и постом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Откровение о Творце Если этот временный мир, называемый местом изгнания и осуждения преступивших заповедь Божию, так прекрасен, во сколько же раз более – вечные и непостижимые блага, которые Бог уготовал любящим Его! И если те блага непостижимы по своему превосходству, во сколько же более Бог, все сотворивший из ничего! (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 43). ...Из дел нередко познается и такой Художник, Которого мы не видали (свт. Афанасий Великий , 1, 171). Источник. ..Тварь порядком и стройностью, как бы письменами, диет уразуметь и возвещает своего Владыку и Творца (свт. Афанасий Великий , 1, 171). Источник. Каждая стихия не противоборствует другой, стремясь к тому, что свойственно ей по природе, но все они соблюдают между собою согласие, признавая соединившего их Господа (свт. Афанасий Великий , 1, 174). Источник. ...Видя порядок и стройность вселенной, необходимо представлять Властителя вселенной Бога, и при том одного, а не многих (свт. Афанасий Великий , 1, 176). Источник. Хотя и невидим Он очам, но порядок и согласие вещей противоположных дают уразуметь их Правителя, Распорядителя и Царя (свт. Афанасий Великий , 1, 176). Источник. ...Не напрасно и не без цели, но для полезного некоторого конца, представляющего существам обширное употребление, измышлен сей мир, – если только действительно он есть училище разумных душ, в котором преподается им Боговедение, и чрез видимое и чувственное руководствует ум к созерцанию невидимого... (свт. Василий Великий , 5, 12–13). ...Прославим наилучшего Художника, премудро и искусно сотворившего мир, и из красоты видимого уразумеем Превосходящего всех красотою; из величия сих чувственных и ограниченных тел сделаем наведение о Бесконечном, превысшем всякого величия, и по множеству Своея силы превосходящем всякое разумение. Хотя и не знаем природы сотворенного, но и то одно, что в совокупности подлежит нашим чувствам, столько удивительно, что самый деятельный ум оказывается недостаточным для того, чтобы изъяснить как следует самомалейшую часть мира и чтобы воздать должную похвалу Творцу, Которому слава, честь и держава во веки веков (свт. Василий Великий , 5, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010