Закрыть itemscope itemtype="" > России нужны и ракеты, но без Бога они будут уничтожены О кинокартине «Сквозь чёрное стекло» 27.03.2020 884 Время на чтение 5 минут «И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин.9:39-41). Нечасто в наше время можно увидеть серьёзный фильм, который заставляет задуматься о высших ценностях в жизни человека. В картине «Сквозь чёрное стекло» Лопушанский показал противостояние двух миров, противостояние добра и зла. Извечные русские вопросы о вечном не дают покоя кинематографистам даже в наш век, век поклонения золотому тельцу. Насте, слепой девушке из интерната при монастыре, оплачивает операцию в Германии богатый человек. За это она должна стать его женой. Сомнения измучили девушку. Подарок от Бога таким способом или соблазн от лукавого? Брак освящается Церковью, да и у апостола Павла написано: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа?» Или права настоятельница монастыря, и путь Насти в монашестве по примеру блаженной Матроны Московской? Желание увидеть Божий свет своими глазами побеждает. Операция проходит благополучно, яркий, роскошный мир с его красотами окружает Настю. Одновременно в лице своего будущего мужа она видит страшный, циничный, жестокий мир. Михаил Островой — успешный на своём «острове» человек. У него есть всё, а чего и нет, то можно купить. Другой жизни, другой правды он не знает. Всё же Михаил понимает, что у него нет чего-то главного. Но потребность этого чего-то есть, ибо всякая душа христианка. Посему Островой и купил домашнего ангела, чтобы избавиться от неизвестности. Доказать самому себе, что тот, другой мир — поповские сказки. На приёме в Кремле Островой недвусмысленно проговорил: «Эта девочка не с вашего шарика». Значит, не теряет надежды, что с появлением в его жизни Насти что-то изменится.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/27/ro...

Из Ветхозаветной истории известно, что когда было закончено строительство Иерусалимского храма, Бог сказал царю Соломону: «Я освятил храм сей, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои там во все дни» (3 Цар. 9: 3). Итак, храм – это дом Божий, место особого таинственного присутствия Господня, место пламенных молитв, творимых теми, кто собирается вместе для прославления Господа. Сам Бог устами пророка Исайи свидетельствует: «… дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов» (Ис. 56: 7). Каково же его истинное символическое значение? Христианский храм не просто архитектурное сооружение, являющееся предметом эстетического любования, но свого рода модель или лучше сказать – икона всего мироздания, образ " небесного " и " земного " . Как бы не были внешне привлекательны его художественно-архитектурные формы, основное их предназначение состоит в том, чтобы возвышать человеческий ум к постижению тайны Бога и сотворённого Им универсума, состоящего из двух миров – духовного, " умопостигаемого " (мир небесной иерархии, по Ареопагиту), и здешнего, чувственного и плотского. Согласно Дионисию Ареопагиту, человеческий разум способен посредством анагогических символов, образов и знаков постигать стоящую за ними высшую реальность . Если внимательно всматриваться в строение вселенной и человека, в поток явлений природы, то " под грубым покровом вещества " раскрываются вечные прообразы этого мира, которые вещают нам о Самом Создателе. «Для обладающих (духовным) зрением, – по слову преподобного Максима Исповедника, – весь умопостигаемый мир представляется таинственно отпечатлённым во всём чувственном мире посредством символических образов. А весь чувственный мир при духовном умозрении представляется содержащимся во всём умопостигаемом мире, познаваясь (там) благодаря своим логосам» . Весь видимый мир, таким образом, является как бы криптограммой духовного ( " умопостигаемого " ) мира, то есть сложным сплетением символов и системой его " материальных " отпечатков. Поэтому через созерцание видимого тварного мира человеческое сознание в определённой мере способно приоткрывать завесу потустороннего бытия.

http://pravoslavie.ru/151.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Об исцелении двух бесноватых 27.07.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 5-я по Пятидесятнице Слово в неделю 5-ю по Пятидесятнице Исцеление двух бесноватых, о котором мы слышим в Евангелии, — не миф. Князь мира сего знает это лучше нас, и особенно сегодня он использует все средства, чтобы мы забыли о нем, думая, что и он сам — миф. Во всяком случае, в нашей России мы знаем, что не два, а несравненно большее число бесноватых ходили среди нормальных людей и творили свои дела в ХХ веке, и еще большее число теперь — в XXI. И вот именно здесь Христос действует, спасая и исцеляя сердца многих безнадежно больных. А мы? Мы, конечно, не просим Его оставить пределы нашей страны. Или все-таки просим? Ведь именно это происходило в минувшем веке. И в нынешнем — по-другому, но то же происходит, и еще не такое произойдет. Мы, именующие себя христианами, не просим Христа отойти от нас, но принимаем ли мы Его как нашего единственного Спасителя? Бодрствуем ли духовно, чтобы не войти во искушение? Ибо отец лжи, искуситель, старается всегда прежде завладеть умом и волей человека, чтобы затем умертвить его. Искушение — это первое нападение врага на нас, первое скрытое действие в нашем сердце отца лжи и человекоубийцы от начала. Многоразличны наши искушения, и впереди всего идет гордость и уныние, внутренняя, не только внешняя суета и пустота, страх перед неумолимо надвигающимися на нас грозными событиями, ослабление и оставление молитвы — и вследствие этого забвение о главном, забвение о неколеблющейся Отчей любви. В сегодняшнем Евангелии показано, что Христос впервые приходит в языческую землю. И нам становится понятен вопрос двух бесов: «Зачем Ты пришел раньше времени мучить нас?» О каком времени идет речь? О времени, которое последует за Пятидесятницей, когда Победитель смерти Христос выйдет из пределов Израиля и обойдет весь мир, чтобы освободить его от насильства диавола. Это событие относится к нам в полноте сегодня. Мы — в Церкви, но одновременно — в мире, который уже не может и не хочет скрывать, что он языческий. Этот «мир сей», как называет его Евангелие, — во власти денег, во власти тех, кто хочет всегда господствовать, и это мир внешней видимости, мир лжи. Здесь царствует князь мира сего, и этими тремя искушениями — деньгами, властью и гордостью — был испытан от диавола Сам Господь в начале Своего служения. И этим же искушениям подвергается Его Церковь. Господь хочет сказать нам, что мы, христиане, живущие в этом мире, не должны быть более от этого мира, то есть не должны заражаться духом мира сего. Ибо если мы со Христом, если мы вверяем себя Ему, просвещаемся Им, Он — в нас, и Он крепче, Он сильнее всего. Он пришел именно для того, чтобы освободить нас от смертельной власти бесовской, которая хочет сбросить всех как свиней в бездну смерти. Он приходит к нам и спасает нас от бездны через Свою Церковь.

http://moral.ru/об-исцелении-двух-беснов...

Паримии из 1-го соборного послания святого Апостола Петра, читаемая на вечернях во дни памяти Апостолов Петра и Павла, Филиппа, Матфея, Андрея Первозванного и Варфаломея. Самая значительная по размеру паримия из 1-го послания Петрова заключает в себе 1-ю главу этого послания (1–25) и начало 2-й (1–6). В сей паремии Апостол, после приветсвия верующим, благославляет Бога за благодать возрождения и спасения во Христе Иисусе (1–12), затем предлагает им увещание вести свято, любить друг друга (13–25) и преуспевать в духовной жизни (2:1–6). Гл. 1, стт.1, 2. Петр, Апостол Иисуса Христа, избранным пришельцем разсеяния Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, по прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление крови Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится. Свое послание Апостол начинает благожелательным приветствием. Какого же блага Апостол желает тем лицам, для которых предназначено послание? Он желает им «да умножится в них благодать и мир». Под благодатью разумеется сила Божия, служащая к нашему просвещению, к очищению, к освящению и спасению. Под миром разумеется свышний мир, или духовная радость, присущая причастникам благодати. Благодать и мир усвояются через веру. Желать верующим умножения благодати и мира значит желать, чтобы они, при помощи благодати Божией, более и более преуспевали в жизни духовной, более и более просвещались и освящались и чтобы вследствие сего живее ощущали духовную радость. Верующих, к которым Апостол обращается этими благожеланиями, он называет пришельцами разсеяния. Это название применяемо было обыкновенно к израильтянам, обитавшим вне отечества в чужих странах, где они были разсеяны в пленение Ассирийское и Вавилонское ( Иак. 1:1 . Ин. 7:35 ). Но Апостол пишет послание к верующим не из одних иудеев, но также из язычников, как ясно видно из указания в самом послании (2:10; 4:3). Посему наименование пришельцев разсеяния употреблено здесь не в собственном, а в переносном смысле: все верующие во Христа, где бы ни жили, на родине ли, или в чужих краях, должны взирать на земную жизнь, как на время странствования к небесному отечеству; должны исповедовать:«не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем» ( Евр. 13:14 ); должны помнить, что настоящее «жительство их на небесах» ( Флп. 3:20 ), и сим памятованием удерживать себя от пристрастия к месту временного своего пребывания и к земным благам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Слова и проповеди. Рождественское послание Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 15 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 Слово в день Рождества Христова (Рождественское послание 1 ) Се бо, благовествую вам радость велию, яже будет всем людям, яко родился вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове (Лк 2:10–11). Так благовествовал ангел Божий человечеству в ту священную и великую ночь Рождества Христова. Вот, Божиею милостью мы вновь вступаем в эти радостные рождественские дни. Уже много веков христианский мир переживает духовную радость, вспоминает великую благочестия тайну вочеловечения Бога Слова. И всякий раз по-новому волнуют нас слова хвалебного гимна: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Мир и любовь принес в мир рожденный в убогих Вифлеемских яслях Богомладенец. От начала времени идет постоянная борьба между добром и злом. Наблюдая жизнь, можно прийти к выводу, что всегда побеждает зло. Вспомним историю. Зло погубило праотцев Адама и Еву, и они потеряли райское блаженство. Злой дух подтолкнул Каина на братоубийство. Евреи избивали пророков и продолжали свою греховную жизнь. Зло толкнуло Ирода убить вифлеемских младенцев, ища убить Богомладенца Христа. Сей же дух вразумил Иродиаду искать главы Иоанна Крестителя. И, наконец, Голгофа… “Распни Его, распни”. Не этот ли дух двигал тогда сердцами и умами иудеев? Несмотря на эти печальные факты, в сущности зло побеждено, и победа эта пришла с Голгофы. Голгофский Крест стал символом победы над злом. Христово учение уверенно завладело миром. Через три года по вознесении Спасителя под водительством Апостолов стала создаваться раннехристианская Церковь. Огромная работа была уже не под силу Апостолам во все умножающейся Церкви. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив Слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости (Деян 6:2–3). И были избраны семь диаконов, среди которых был Стефан, муж, исполненный веры и Духа Святаго (см. Деян 6:5).

http://pravmir.ru/slova-i-propovedi-rozh...

Содержание I. Паремия за вечернею в навечерие праздников Рождества Хрис...    В сей паремии содержится повествование о первых трех днях творения мира. Быт.1:1. В начале сотвори Бог небо и землю.     «В начале». Един Бог безначален. «Той есть прежде всех» (Кол 1:17). Все, что существует вне Бога, получило начало бытия, произошло во времени. Действительному бытию существ, наполняющих мир, предшествовало небытие, хотя нет сомнения, что они от вечности существовали в уме Божием, как предопределенные к действительному бытию. Слово «в начале» указывает на первое мгновение перехода из небытия в бытие, и значит: в начале времени, и всего временного.    Как же совершился переход от небытия к бытию? Как произошел мир? Как начал свое существование? Творчес­кою силою Существа безначального: «в начале сотвори Бог». Под сотворением здесь разумеется дарование бытия тому, что не существовало, или, как выражается Апостол, «уст­роение веков,.. так что из невидимаго произошло видимое» (Евр 11:3). Древние языческие мудрецы говорили: из ни­чего не бывает ничего. Действительно, само собою из ни­чего никогда не может произойти что-либо, следственно и мир сам собою не мог произойти из ничего, или сам себе дать бытие. Но тем-то и отличается откровенное учение о происхождении мира от мудрований непросвещенного откровением разума, что оно не признает самобытности мира, что самобытность оно приписывает одному Богу (Исх 3:15. Пс 35:10. Деян 17:15), а мир называет произве­дением Его всемогущества. Для Всемогущего нет ничего невозможного, следственно для Него возможно и из ничего произвести все. Он «нарицает не сущая, яко сущая» (Рим 4:17).     «Сотвори Бог». Знаменательно сочетание сих понятий в еврейском тексте Библии. Подлежащее «Бог» употреблено во множественной форме Elohim, тогда как сказуемое «сотво­ри» — в единственном числе. Как могло произойти такое сочетаний понятий? Нельзя в объяснение этого сказать, что еврейское имя Бога Elohim не употребляется в единствен­ном числе; в Писании неоднократно встречаются примеры употребления в единственном числе сего имени (Eloah), напр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

377. Слово по освящении в Казанской соборной церкви придельного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы (Говорено архимандритом Филаретом сентября 17 дня; напечатано отдельно.) 1811 Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея ( Nc. XXV. 8 ). Вот сердце Царя по сердцу Божию! Оно не почивает на великолепии престола, не стремится за славою браней и, объемля благостию народы, не наполняется: его сокровище в Боге, и оно в дому Божием. Чувствует оно, что храмом надежнее крепостей и бойниц охраняется мир и безопасность царства: между тем не ищет в оном наружной только подпоры благочиния гражданского, но пленяется внутренним благолепием веры; не успокоивается, как в крепкой ограде человеческого величия, но благоговеет, как в селении славы Божеской. И вот, христоименитые соотечественники, сердце нашего Монарха, и вместе единое сердце всего Августейшаго племени! Ты, велелепный Храме, державное творение! Ты немолчный свидетель и видимый образ благоговейной любви Дома Царева к дому Божию. Твой чертеж напоминает нашего Давида, который, возжелав создать тебя, столь дорого ценил сие благочестивое намерение, что, как некую часть наследия, завещал оное своему Сыну. Все здание возвещает нового Соломона, который начал сей труд с бескорыстием и великодушием; поелику, ища единственно Божией, и уклоняясь от собственной славы, поставил себя исполнителем назначенного уже предприятия, и совершил оный с таким неослабным вниманием, что здесь, можно сказать, все сделано в его присутствии, под его мановениями. Сии драгоценности, украшающие изображение Преблагословенной в женах, сияют усердием Жен порфироносных. И если мир, благоприятствовавший строению древнего храма Соломонова, был изъявлением благословения ниспосланного свыше на дело благочестия: равным образом не есть ли глаголющим знамением и благочестивой твердости Александра и небесного к Нему благоволения то, что сей царственный памятник веры, среди непрерывных почти браней с мощными врагами, воздвигнут не с меньшим благопоспешеством, как бы среди глубокого мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

72. Слово в день Святыя Пасхи 405 (Напечатано в Христ. Чтении 1840 года и в собраниях 1844 и 1848 годов.) 1827 год Христос Воскресе! Еще Бог привел нас узреть сего царя дней, сию главу праздников. Благословен, положивый времена и лета во своей власти! Воистинну, день воскресения Христова есть царь дней: ибо как от благотворной власти царя приемлют подданные безопасность, мир, достоинство; так от благотворной силы дня воскресения Христова приемлют все прочие дни безопасность и мир: ибо иначе мы были бы «страхом смерти чрез все житие повинни работ» ( Евр.2:15 ); – приемлют достоинство: ибо каждый день рождения, жизни, смерти каждаго из нас, был бы достоин проклятия, если бы не благословились все они днем воскресения Христова. Может быть, для сего-то между прочим свет неблагословенных дней погас во мгновение смерти Иисус-Христовой, чтобы из Его смерти и воскресения возсиял новый свет дней благословенных, чудесным образом освещающий как все грядущие, так и все прошедшие веки. И прошедшие, говорю: ибо Авраам, за столь многие веки до дня воскресения Христова, наслаждался светом не тех дней, которые тогда видел, но сего дня, котораго по вере ожидал, как сказует сам Иисус Христос Иудеям: «Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой, и виде, и возрадовася» ( Uoah. VIII. 56 ); видел же он сей вожделенный день особенно тогда, когда Исаака, в течение трех дней приносимаго в жертву в сердце намерением, наконец действительно на жертвеннике, на дровах всесожжения, под жертвенным ножем, под смертоносною рукою лежащаго, по выражению Апостола, в «притче прият» ( Ebp. XI. 19 ), то есть, вновь получил живаго, в предзнаменование будущаго из мертвых воскресения Христова, тридневнаго, после видимаго на кресте заклания и внутренняго всесожжения. А дабы день воскресения Христова освещал грядущие по нем дни и веки, смотрите, как дает ему неоскудевающий свет само Солнце правды – Иисус Христос, когда говорит сынам света, Апостолам: «паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас» ( Uoah. XVI. 22 ). Если никто не похитит сей радости: то очевидно, что она сиять будет во все грядущие дни и веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

А. Ворота с двумя по бокам башнями и наверху два ключа крестообразно и над ними вверху Крест. Б. Два ключа крестообразно и над ними Крест. А. Большая Градская печать с надписью: Sigilium Ciuitatis Rigensis. Б. Малая печать, или secretum, как contrasigill, печать без надписи. Примечание Немецкого переводчика Кусок серебра и рубль были равны. Ибо мы находим в старых документах оба слова взаимно употребляемые. Confer Hupels neue Nordisch. Miscellannen Книга XI. страница 462 и книга XV. стран. 506. II. Мирный договор между Псковом и Ливониею. Рига, в день Св. Михайла, 1417-го года (Перевод с старонемецкого подлинника, хранящегося в Кенигсбергском Архиве) Нарочные из Пскова, Георгий и Даниил, к Господину Гермейстеру прислали известие о том, что Псковитяне приказали им стараться о союзе. Милостивый Господин Гермейстер! говорили они, на сей конец прислали нас Начальники наши Посадники Пскова и все Псковитяне, Отчина их Государя Российскаго Князя, соседа вашего, к вам милостивому Гермейстеру, дабы было ведомо Вашей Милости, что Великий Князь Витовт присылал многих послов своих к нам во Псков на тот конец, чтоб мы помогли ему воевать против вас, чтобы не были с вами в дружбе и опустошали бы землю вашу. Но мы на сие не согласились, мир и дружбу нашу с вами не нарушили и не помогли ему. Того ради извольте нас высдушать. Вы присылали о том же к нам и учинили мудро, за что Начальники наши Посадники Пскова и все Псковичи, Отчина Великого Князя нашего, Российского Государя Василия Димитриевича вашего соседа, вашей Милости благодорит. Ежели сие справедливо, что Витовт хотел вооружиться против нас, и коль скоро дошло сие до сведения Нашего Государя Царя Российского, то послал и он с своей стороны к Витовту сказать: ты намерен разорить Отчину мою Псков; я готов; сяду на оседланых моих коней противу тебя. Таковы были мысли его и желания о дружбе Вашей, Господина Гермейстера. По сей причине нас отправили ныне к вам Начальники наши Посадники Пскова, и все Псковичи соседы ваши, дабы вы Господин Геймейстер с нашими Посадниками Псковскими и со всеми Псковичами были бы в великой дружбе и союзе; чего ради мы хотим с вами соединиться против всех врагов наших, коим вы бы не помогали, ежели не хотят с нами помириться, а искать будут вашей дружбы, и заключа с вами мир, потребуют от вас противу нас вооружения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Бойтесь слепоты духовной! «На суд Аз в мир сей приидох, да невидящие видят, и видящие слепы будут» ( Ин.9,39 ) . В течение сорока дней по Своем преславном Воскресении из мертвых Господь Иисус Христос в прославленном теле Своем оставался еще на земле, многократно являясь Своим ученикам и беседуя с ними «яже о Царствии Божии» ( Деян.1,3 ) . В соответствии с этим Святая Церковь в продолжении сорока дней не перестает славить Его Воскресение, ежедневно воспевая радостные пасхальные песнопения. В течение этого сорокадневного периода она приводит нам на память все то, что может укрепить в нас веру в спасительную истину Его Воскресения. Так, прежде всего вспоминается промыслительное неверие Апостола Фомы, мгновенно претворившееся в пламенную веру, когда он сам увидел воскресшего Господа; затем прославляет Святая Церковь св. жен-мироносиц, свв. Иосифа Аримафейского и Никодима, как свидетелей смерти Господа Иисуса Христа на кресте, Его погребения и истины Его Воскресения; а в последние три воскресных дня вспоминает такие события земной жизни Господа, которые ярко и красноречиво убеждают нас в Его царственном всемогуществе и тем укрепляют в нас веру в Него, как Сына Божия, для Которого нет ничего невозможного, и, следовательно, – в истину Его Воскресения: это – исцеление разслабленного, 38 лет безнадежно лежавшего при Овчей купели, беседа с женой-самарянкой при колодце Иакова, о «воде живой» (под которой надо понимать благодать Святого Духа, навсегда утоляющей духовную жажду), и о поклонении Богу «духом и истиною», в конце коей Господь прямо открылся жене, что Он и есть Мессия, Которому надлежало придти, и, наконец, исцеление слепорожденного. Не случайно этот радостный пасхальный период завершается повествованием о том, как Милосердный Господь Божественною Своею властию и силою исцелил слепого от рождения, и как ненавидевшее Господа гордые и надменные фарисеи не хотели признавать действительности этого чуда. Здесь как бы проводится для сравнения параллель между слепотою телесной и духовной и подчеркивается, насколько слепота духовная опаснее и губительнее телесной. Об этом ясно свидетельствуют слова Господа, обращенные к фарисеям, упорно не желавшим веровать этому чуду и признать в лице Господа Иисуса Христа Божественного посланника, Мессию, предсказанного пророками: «На суд Аз в мир сей приидох, да невидящие видят, и видящие слепы будут». И когда фарисеи спросили Господа: «Неужели и мы слепы?» Он отвечал им: «если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» ( Ин.9,39–41 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010