Иногда люди спрашивают, зачем перечитывать Священное Писание? Какой смысл снова и снова вникать в текст Евангелия и других книг Нового Завета, если мы уже помним, о чем там идет речь? Многие христиане знают наизусть целые отрывки Евангелия. Но мы читаем Евангелие не для того, чтобы получить новую информацию. Для чего тогда надо стараться ежедневно обращаться к священным строкам? «Не сообразуйтесь с веком сим» (Рим. 12, 2), — писал апостол Павел христианской общине Рима. Актуально ли это для нас? В наш век запредельных скоростей, возможности молниеносного извещения о новостях со всех концов света и свободного общения с людьми, живущими в разных странах на разных континентах, мы связаны с миром тысячью незримых нитей. Как же на практике выполнять апостольский завет не сообразовываться с «веком сим»? Неприметно одеваться? Ходить с опущенной головой? Удалить свой аккаунт из социальных сетей? Дело в ином. Под выражениями «мир сей» или «век сей» апостолы подразумевают зацикленность людей на земном. Это такой образ жизни, когда человек посвящает свое время, силы, способности исключительно поиску временных преимуществ — власти, денег, удовольствий. В этой ситуации действует и обратная реакция, когда не только человек ищет от мира всех возможных удовольствий, но и мир ищет человека и стремится поглотить его целиком. «Век сей», давая человеку то, что тот жаждет получить, требует взамен все больших и серьезных усилий, ничего не оставляя на другое. Мир завлекает все новыми возможностями удовольствий и приобретений, до последнего высасывая из человека его жизненную энергию, таланты, время. Как пишет преподобный Исаак Сирин, человек познает всю льстивость и обманчивость мира только в день своей смерти, когда уже ничего невозможно исправить. Но разве не предупреждает об этом Господь, говоря, что нельзя работать одновременно Богу и мамоне — земному благополучию, «ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть» (Мф. 6, 24).

http://pravoslavie.ru/117013.html

Иконоборчество и иконопочитание Эпоха иконоборческих споров, сотрясавших христианский мир в VIII-IX веках, оставила неизгладимый след в истории Церкви. Отголоски этого спора слышны в Церкви и по сей день. Это была жесточайшая борьба с жертвами с обеих сторон, и с величайшим трудом одержанная иконопочитателями победа вошла в церковный календарь как праздник Торжества Православия. 21 февраля, 2010 Эпоха иконоборческих споров, сотрясавших христианский мир в VIII-IX веках, оставила неизгладимый след в истории Церкви. Отголоски этого спора слышны в Церкви и по сей день. Это была жесточайшая борьба с жертвами с обеих сторон, и с величайшим трудом одержанная иконопочитателями победа вошла в церковный календарь как праздник Торжества Православия. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Ин. 1.18 Эпоха иконоборческих споров, сотрясавших христианский мир в VIII-IX веках, оставила неизгладимый след в истории Церкви. Отголоски этого спора слышны в Церкви и по сей день. Это была жесточайшая борьба с жертвами с обеих сторон, и с величайшим трудом одержанная иконопочитателями победа вошла в церковный календарь как праздник Торжества Православия. В чем же суть этих споров? Только ли за эстетические идеалы боролись друг с другом христиане, «не щадя живота своего», впрочем, как и чужого. В этой борьбе мучительно выкристаллизовывалось православное понимание мира, человека и человеческого творчества, вершиной которого, по мнению апологетов иконопочитания, и стала икона. Иконоборчество родилось не где-то за пределами христианства, среди язычников, стремящихся к разрушению Церкви, а внутри самой Церкви, в среде православного монашества — духовной и интеллектуальной элиты своего времени. Споры об иконе начались с праведного гнева истинных ревнителей чистоты веры, тонких богословов, для которых проявления грубого магизма и суеверия не могли не оказаться соблазном. И действительно, было чем возмутиться. В Церкви получили распространение весьма странные формы почитания священных изображений, явно граничащие с идолопоклонством. Так, например, некоторые «благочестивые» священники соскабливали краску с икон и подмешивали ее в причастие, полагая тем самым, что причащаются тому, кто изображен на иконе. Бывали также случаи, когда, не чувствуя дистанции, отделяющей образ от Первообраза, верующие начинали относиться к иконам, как к живым, брали их в поручители при крещении, при пострижении в монашество, ответчиками и свидетелями на суде и т.д. Таких примеров множество, и все они свидетельствуют о потере правильной духовной ориентации, о размывании четких евангельских критериев отношения к жизни, которыми некогда была сильна первая Церковь.

http://pravmir.ru/ikonoborchestvo-i-ikon...

Скачать epub pdf 451. Праздник Крещения Господня в Церковных песнопениях Листок первый Предтеча Христов на Иордане. – Явление Спасителя. – Беседа Его с Предтечей. – Крещение Господне. «От Вифлееме на Иордан прейдем, – зовет нас Святая Церковь в своих песнопениях, – тамо бо Свет сущим во тме озаряти уже начинает (3 января). Ведый Господне пришествие, из пустыни приходит Божественный Предтеча, вопия светло: приближися, явися избавление: покайтеся и водою очиститеся (2). Яко ластовица пречестная (как чистая ласточка), провозвещающая весну мысленную (духовную), предста Креститель, сущим в зиме прегрешений (2). Глас Словесе, светильник Света, денница Солнца (Христа) Предтеча в пустыни всем вопиет людем: покайтеся и предочиститеся: се бо предстоит Христос, от тли (тления) мир избавляли (6). Велиим гласом в пустыни вопиет Предтеча: Христу уготовайте пути, и стези Богу нашему правы соделайте (6). Явися Христос, срести Сего потщимся, чистыми помышлении просвещаеми (2). Сшедшимся без числа людем от Иоанна креститися, Сам посреде их ста, провозгласи же предстоящим: кто показа вам, непокоривии, уклонитися (бежати от) гнева хотящаго быти? Плоды достойны Христу сотворите, Предстояй бо (явившийся) ныне мир дарует (6). Се Агнец, вземляй прегрешения человечества, прииде к рабу, прося Крещения, – раболепно предстоит, ищай (желая) свободити порабощенныя ны (нас) от льстивого и доброту первую (красоту первобытную) погубившие (3). – Егда к себе грядуща Господа Славы Предтеча узре, вопияше: Сей прииде избавляяй мир от истления; Сей избавляет нас от скорби; Сей согрешений оставление дарует яко Бог и вместо рабов сыни Божия соделовает, вместо же тмы просвещает человечество водою Божественного Крещения Его. Прочее (итак) приидите, согласно Того да славословим, со Отцем и со Святым Духом! (5). Видев Тя Иоанн к себе Благодетеля грядуща и просяща от него смирением Крещения, удивлься, ужасеся, никакоже рукою прикоснутися смея Того, Иже коснется горам – и воздымятся! (2)». Так церковные песнопения изображают благоговение Крестителя пред крещаемым Господом; трогательно изображают они далее смирение Самого Господа и Его Предтечи в виде такой беседы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Скачать epub pdf Слово в первый день Святые Пасхи М илость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася ( Псал. 81:11 ). Не одни мы, слушатели, участвуем в настоящем торжестве Церкви. Мир древний и новый, роды прошедшие и грядущие соединяются в своих песнопениях воскресшему Христу Иисусу. Видел Авраам день сей, день Христов, день оправдания и спасения нашего, и возрадовался духом своим ( Иоан. 8:56 ); видел его страждущий Иов, и на нем утвердил надежду своего воскресения. Вем, яко присносущен есть, говорил он в утешение себе в тяжкия минуты тяжких скорбей телесных и душевных, Иже имать воскресити кожу мою терпящую сия ( Иов. 19:26 ). Видел его Давид, и в священном восторге своем сказал: Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Видим его наконец и мы, недостойные видеть его, а тем менее участвовать в высоких радостях его, видим, и с благоговейным притрепетным удивлением познаем, как точно и совершенно в сей день, в сем достопокланяемом Иисусе оправдались оные слова прозорливца Божия, как в нем легко совместились сии столь противоположные качества, каковы суть милость и истина, без всякого в нем самом противоречия, без всякого их изменения, но так, что каждое из них удерживает, так сказать, свой вид, свое существенное свойство. Приближим предмет сей подробным рассмотрением его к осязательному чувству недоверчивого разума, и при свете слова Божия дав ему, сколько можно, яснее ощутить не только возможность, но и действительное соединение таких несоединяемых, по видимому, качеств в Ходатае Бога и человеков, Богочеловеке Иисусе Христе, извлечем отсюда для себя нравственное и для преспеяния в духовной деятельности необходимое правило: в делах веры водиться более верою, а на любопытствующий разум наш налагать печать глубокого молчания, и всякое его возношение, взимающееся на разум Божий, пленять в послушание Христово ( 2Кор. 10:5 ). В си путие Господни – милость и истина ( Псал. 24:10 ). Вот основание, на котором зиждутся и по которому располагаются все действия Божии; вот внутренний всеобщий закон существа Его, который ясными чертами отпечатлевается во всех внешних явлениях оного. Кто внимательным и благоговейным взором приникал в таинственные пути промысла Божия в отношении к самому себе и в отношении к другим: тот не может сомневаться в этом; тому тысячи встречались случаев, в которых он видел ясно, как все действия Божии заключались, какбы в семени, в сих противоположных, по видимому, свойствах существа Его, и как все оне естественно и постепенно, так сказать, развивались из них. В существе Божием нет никакой противоположности; в нем все тождественно, все единственно, все милость и все истина. Таков Вышний в существе своем! Но каков Отец, таков и Сын. Свойства Вышнего не должны ли, по самому естественному порядку, перейти к Сыну Вышнего, к Тому, который вечно пребывает в лоне Его, Который есть сияние славы Его и образ ипостаси Его ( Евр. 1:3 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Слово в день Сретения Господня 32 Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром ( Лк.2:29 ). Сии слова произнес долголетний старец Симеон, прияв в Церкви на старческие руки свои Божественного Младенца Иисуса. Куда шествовал сей старец? И кто задерживал его на пути? Он шествовал из страны скорбей и плача в страну покоя и утех, – из мира видимого в мир невидимый, – шествовал в свое отечество. Но промыслу угодно было продлить его шествие – его жизнь, дабы, на земле дождался и узрел Христа Господня, Которого Пророки и Цари восхотеша видети и не видеша ( Лк. 10:24 ). И бе ему, повествует Евангелист, обещано Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня ( Лк. 2:26 ). Долго шел до своего отечества сей старец! Как не утомиться от этого продолжительного шествия, которое бывает большею частию среди бурь и непогод, чрез мрачные, поглощающие пучины, чрез жилища лютых зверей и чрез утесистые непроходимые скалы! – Как не чувствовать тягость скорбей жизни, в которой непрестанно надобно бороться с своими наклонностями и привычками, сражаться с трудностями и неприятностями, быть обременену нуждами и заботами житейскими и страдать от самых стихий? Как не желать скорее выйти из чужой страны в свое отечество, где вечно царствует безмятежная тишина и где цветут одни радости? Настало, говорит утомленный странник, время моего отшествия ко отцам моим, и я спокойно оставляю мир сей. – Узрел обетованного Спасителя и теперь с радостию пойду в свое отечество, и возвещу там о Его пришествии всем чающим избавления. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, но глаголу Твоему, с миром. Много ли найдется между нами, возюбленная братия, таких, которые бы, подобно старцу Симеону, охотно желали расстаться с здешним миром, с его благами и удовольствиями? Много ли найдется людей, которые бы с радостию сретили смерть, если бы Господу угодно было теперь послать нам ее, и при смерти наслаждались бы вожделенным миром? Много ли? Но не наше дело пересчитывать других, кто и как смотрит на свою смерть, кто и как готовится вступить в горний мир. Нам самим надобно подумать о своей кончине, подумать о том, что нужно, чтобы кончина наша была безболезненна, непостыдна и мирна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Службы общие Служба общая священномученику Российскому XX века единому, архиерею или иерею НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 1. Подобен: Прехвальнии мученицы: Прехвальне священномучениче (имя рек)/тя ни темница изнурила есть,/ни глад умори,/ни озлобления и раны смятоша,/во еже разлучити тя от любве Божия/и богодарованныя паствы./Темже Христу, святе, молися/даровати Церкви нашей/мир и велию милость. Всехвальне священномучениче (имя рек),/от братий по плоти страдания до крове претерпевая,/в себе помышлял еси,/яко Господа ради умерщвляеми есмы/и несть наша брань противу плоти и крови,/но к миродержителю тьмы века сего./Темже Христу, святе, молися,/даровати земли нашеи//мир и велию милость. Преславне священномучениче (имя рек),/ты жертву безкровную/первее благоговейне совершая,/послежде, яко всеплодие,/себе самаго в жертву живую принесл еси,/моля, да простится грех богоборчества народа нашего./И ныне Христу, святе, молися/даровати людем российским//мир и велию милость. Слава, глас тойже: Церкве Российския славо/и Отечества нашего украшение,/священномучениче (имя рек)/властию, от Бога тебе данною,/ругатели безбожныя обличал еси,/и, яко волки лютыя, от стада твоего отгнал еси/и диавола посрамил еси,/кровь же твоя, яко Авелева,/от земли нашея вопиет немолчно./Сего ради ходатай на Небеси о нас верен буди/и моли спастися душам нашим. Вход. Прокимен дне. И чтения. Деяний святых апостол чтение (глава 4): Во дни оны, глаголющим апостолом к людем,/наидоша на них священницы, и воевода церковный, и саддукеи,/жаляще си, за еже учити им люди и возвещати о Иисусе воскресение мертвых;/и возложиша на них руки, и положиша их в соблюдение до утрия:/бе бо вечер уже./Мнози же от слышавших слово вероваша:/и бысть число мужей яко тысящ пять./Бысть же наутрие собратися князем их, и старцем, и книжником во Иерусалим:/и Анне архиерею, и Каиафе, и Иоанну, и Александру,/и елицы беша от рода архиерейска./И поставльше их посреде, вопрошаху:/коею силою, или коим именем сотвористе сие вы?/Тогда Петр, исполнився Духа Свята, рече к ним:/книзи людстии и старцы Израилевы,/аще мы днесь истязуеми есмы о благодеянии человека немощна,/о чесом сей спасеся,/разумно буди всем вам и всем людем Израилевым,/яко во имя Иисуса Христа Назорея,/Егоже вы распясте,/Егоже Бог воскреси от мертвых,/о Сем сей стоит пред вами здрав./Сей есть камень, укоренный от вас, зиждущих,/бывый во главу угла,/и несть ни о едином же ином спасения;/несть бо иного имене под небесем, даннаго в человецех,/о немже подобает спастися нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, сочиненное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного Источник Сохранять в памяти имя, жизнь, подвиги, наставления и благотворные деяния мужей благочестивых и добродетельных, обязует нас глас совести и Закон Божественный. Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их, заповедует Св. Апостол Павел ( Евр. 13:7 ). Сию память и сей пример их добродетели достоит предавать и потомству, как для подражания, так и для славы – сей, хотя малой земной им дани, которой в жизни сами они не искали. Правда, сия слава их не столь громка, как покорителей народов, притеснителей человечества, опустошителей градов, разрушителей государств и прочих, подобных сим, людей, наполняющих бытописания человеческого рода: но она не слезами, а утешением человечества приобретена; она не ужасает, а умилением исполняет сердце потомков; не оправдывает, а посрамляет примером своим тщеславных и всуе летописях славимых злодеев, которых, и продолжения жизни, и возвращения на свет устрашился бы мир, тогда как память сих вечно живет и в благословении жизни их, и в сожалении о кончине. Такова благословенная память и слава описываемого здесь благочестивого и добродетельного Пастыря, Преосвященного Тихона, бывшего Епископа Воронежского и Елецкого! Сей Преосвященный родился в 1724 году, Новгородской Губернии, Валдайского уезда, в селе Корецке, от бывшего в том же селе дьячка, Саввы Кириллова, и при крещении наименован Тимофеем. Первое, по возможности приличное себе, воспитание получил он в доме родительском, в коем и оставался до 14-ти лет. Бедность состояния, сама по себе, не обещала ему образования лучшего, тем паче, что он в детстве еще лишился своего родителя. Посему, может быть, сей светильник Церкви остался бы под спудом, и даже не возжегся бы, если бы Провидение, часто изводящее людей на пути предопределения своего неожиданным воззванием, нечаянно не поставило также и сию сироту на поприще заслуг и чести.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Подробного сравнительно обзора Четвероевангелия в хронологическом порядке отдел первый I. Евангелие о пришествии в мир Христа-Спасителя Предисловие Евангелия Ин. (20,) 1. Достоверность Евангельской истории. а. Свидетельство очевидцев. Как уже многие начали описывать происшествия, известные между нами Как то предали нам первоначальные самовидцы и служители Слова (снес. 2Петр. 1, 16 . 1Иоан. 1. 2. 3 ): б. Предварительное исследование Евангельских событий. Рассудилось и мне, по точном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, – 2. Цель Евангельской истории. а) Сие же написано, – чтобы удостоверить тебя в том, чему ты был поучаем, дабы вы (есть, внимающие слову Евангельскому) уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и б) дабы веруя, имели жизнь во имя Его (см. 1Иоан. 1, 3. 4 ). 31– . . . . —31— –31. 1. Существенные свойства Сына Божия. Вечное бытие, рождение от Отца и Божеское достоинство. Оно было в начале у Бога. 2. Его действия. Творчество и Промысл. Все Им получило бытие и без Него не получило бытия ничто, что ни получило бытие. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит: но тьма не объяла его. 3. Его Предтеча. Был человек, посланный от Бога, именем Иоанн. Сей пришел для свидетельства, чтобы засвидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Не сам он был Свет, но был послан, чтобы засвидетельствовать о Свете. 4. Его всегдашнее присутствие и действия в мире. а) До пришествия в мир. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Был в мире, и мир Им получил бытие, но мир Его не познал. б) По пришествии в мир. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть соделоваться чадами Божиими, Которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 5. Воплощение Сына Божия и Его слава между верующими. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

День святой Троицы: что поется в этот день в храме? Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе. 6 июня, 2009 Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе. Неделя Святыя Пятидесятницы На Утрени, на Бог Господь: тропарь праздника, трижды. Тропарь праздника По 1-м стихословии седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф: Попразднственный вернии, и конечный праздник празднуим светло, сей есть Пятдесятница, обещания исполнение и предложения: в сей бо огнь Утешителев сниде на землю, яко в виде язык, и ученики просвети, и сия неботаинники показа. Свет прииде Утешителя, и мир просвети. [Дважды.] И бывает чтение в толковании Иоанна, Слово 8: В последний день: надвое. По 2-й кафисме седален, глас и подобен тойже: Духа источник пришед на землю, во огненныя реки разделяяся мысленно, апостолы орошаше просвещая: и бысть им облак орошаяй огнь, просвещаяй тех, и одождяяй пламень, имиже мы прияхом благодать, огнем же и водою. Свет прииде Утешителя, и мир просвети. [Дважды.] И чтение. По полиелеи седален, глас 8. Подобен: Повеленное тайно: По востании Христе, еже из гроба, и еже к высоте небесной божественном вознесении, боговидцем славу Твою низпослал еси Щедре, Духа праваго обновивый учеником. Темже яко гусль мусикийская, всем уяснися божественным бряцалом тайно Спасе глашения, и смотрение Твое. [Дважды.] И чтение в Богослове. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Стих: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое. Всякое дыхание: Евангелие Иоанна, зачало 65. [Ин. 20, 19 – 23.] Сущу позде во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже бяху ученицы Его собрани страха ради иудейска, прииде Иисус и ста посреде и глагола им: мир вам. В тот же день в первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

http://pravmir.ru/den-svyatoj-troicy-cht...

Один за всех и все за одного Что произойдет, когда Церковь оставит мир? 28 сентября, 2011 Что произойдет, когда Церковь оставит мир? Говорят: «Мир катится в пропасть». Хочется подправить этот тезис. В пропасть катимся мы. Стоит нам остановить движение в опасном направлении, как мир тоже перестанет катиться, ибо он не самодвижен. Он от человека зависит, а значит, по слову Сковороды, «мертвец сей — ни в чем не виновен». Прадед грешил, и груз грехов своих деду передал. Дед сей груз увеличил и на плечи сына взвалил. Сын продолжил процесс распада, и не ясно – выживет ли родившийся от него человек, то есть его сын и внук его отца. Но если кто-то из них попробует остановить распад, то хорошо будет всем – и до него жившим, и после него жить имеющим. И в сторону неизвестного будущего, и в сторону туманного прошлого разойдутся исцеляющие лучи. Поэтому говорят: «В аду грешники улыбаются, когда на земле кто-то из их родственников в монахи уходит ». Весь вопрос в том, чтобы остановиться. Нельзя спихивать проблемы на поколения, жившие раньше нас. Христос принял в родство и блудниц и язычников (читай первое зачало Евангелия от Матфея), чтобы никто не сказал: «А у меня в роду – одни воры и алкоголики. Я на эти грехи генами запрограммирован». Никто ни на что до конца не запрограммирован, хотя прошлое и довлеет над нами. Но тем больше награда, чем тяжелее был груз. Если отец в себе не исправил одну из душевных язв, то он на сына задачу переложил, причем задачу, собою же умноженную и усиленную. Страшно говорить об этом, но, судя по всему, никуда от этой правды не скроешься. Поэтому и «всяк за всех виноват». Враг действует по-хулигански. Нападает из-за угла, внезапно, вдесятером на одного. Отмашешься – хорошо. Не отмашешься – они тебя свалят и дальше пойдут. Рядом только одного из своих стоять оставят, чтобы тот тебе, поверженному, не позволял подняться. Так армия победителей способна охранять или конвоировать тысячи побежденных солдат силами малого конвоя или охраны. В мире видимом и в мире невидимом многие законы войны совпадают.

http://pravmir.ru/odin-za-vsex-i-vse-za-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010