ЖИЗНЬ ЗЕМНАЯ, ВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ВРЕМЕННАЯ есть путь к жизни Житие наше в веке сем не иное что есть, как путь к будущему веку. На сей путь во время рождения входим: во время смерти его оканчиваем. И всяк живущий на земли есть путник. Путь сей иному кратчайший, как-то младенцам умирающим; иному должайший, как-то отрокам и юношам умирающим; иному и того должайший, как-то мужам и старикам умирающим. Как известен нам день и образ начатия пути сего, яко вси равно раждаемся: так неизвестен день, час и образ скончания его, яко не знаем, как и когда скончаем его (5:319). Ради того и в мир сей раждаемся, чтобы к вечному животу прейти. Не к временному, но к вечному животу создал нас Создатель наш Бог. Временный живот не иное что есть и должен нам быть, как путь к вечному, которым путем должно нам жить с опасностию немалою, яко много врагов окружают его. Ради того Сын Божий в мир сей пришел, чтоб нам к оному животу отворить двери, которыя мы грехами нашими затворили, и к нему показать путь, с котораго мы заблудили (3:286). Жизнь земная временна, но ею приобретается или погубляется спасение Вечное спасение «едино есть на потребу», по словеси Христову, но зде оно или обретается или погубляется. Обретается покаянием и верою: погубляется нераскаянным житием (5:211–212). Жизнь определена для искания спасения (2:34, см. ВРЕМЯ ЖИЗНИ, 211). Если жизнь земная есть путь к небу, то зачем здесь увлекаться Аще странствование есть житие христиан на земли: почтож толико христиане припасают зде стяжаний, аки бы во веки имели зде жить? почто столько созидают домов и украшают их? почто столько притяживают земель, вотчин, крестьян? почто столько собирают богатства и сокрывают сокровищ на земли? почто умножают злата, сребра, камений драгих? почто толико отягощают убогую душу свою в странствовании? Вся бо сия оставят на земли, и ничего с собою не возмут, якоже Апостол глаголет: «ничтоже внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что не можем» ( 1Тим. 6, 7 ), паче же и самое тело оставим в земле погребенное, которое в мир сей внесохом. Едиными душами отъидем к определенному от Бога месту (3:407–408).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Разделы портала «Азбука веры» ( 13  голосов:  4.4 из  5) Прослушать стихотворение 9:54 Умолкни, чернь непросвещенна, Слепые света мудрецы! Небесна Истина, священна! Твою мне тайну Ты прорцы. Вещай: я буду ли жить вечно? Бессмертна ли душа моя? Се слово мне гремит предвечно: Жив Бог! — Жива душа твоя! Жива душа моя! и вечно Она жить будет без конца; Сиянье длится безпресечно, Текуще света от Отца. От лучезарной единицы, В ком всех существ вратится круг, Какие ни текут частицы, Все живы, вечны: — вечен дух. Дух тонкий, мудрый, сильный, сущий, В единый миг и там, и здесь, Быстрее молнии текущий Всегда, везде и вкупе весь, Неосязаемый, незримый, В желаньи, в памяти, в уме Непостижимо содержимый, Живущий внутрь меня и вне. Дух, чувствовать, внимать способный, Все знать, судить и заключать; Как легкий прах, так мир огромный Вкруг мерить, весить, исчислять; Ревущи отвращать перуны, Чрез бездны преплывать морей, Сквозь своды воздуха лазурны Свет черпать солнечных лучей; Могущий время скоротечность, Прошедше с будущим вязать; Воображать блаженство, вечность, И с мертвыми совет держать; Пленяться истин красотою, Надеяться бессмертным быть: Сей дух возможет ли косою Пресечься смерти и не жить? Как можно, чтобы Царь всемирный, Господь стихий и вещества — Сей дух, сей ум, сей огнь эфирный, Сей истый образ Божества — Являлся с славою такою, Чтоб только миг в сем свете жить, Потом покрылся б вечной тьмою? Нет, нет! — сего не может быть. Не может быть, чтоб с плотью тленной, Не чувствуя нетленных сил, Противу смерти разъяренной В сраженье воин выходил; Чтоб властью Царь не ослеплялся, Судья против даров стоял, И человек с страстьми сражался, Когда бы дух не укреплял. Сей дух в Пророках предвещает, Парит в Пиитах в высоту, В Витиях сонмы убеждает, С народов гонит слепоту; Сей дух и в узах не боится Тиранам правду говорить: Чего бессмертному страшиться? Он будет и за гробом жить. Премудрость вечная и сила, Во знаменье чудес своих, В персть земну душу, дух вложила, И так во мне связала их,

http://azbyka.ru/fiction/bessmertie-dush...

Слово 23 (1) Трем страстям бывают порабощаемы люди: сребролюбию, славолюбию и сластолюбию. 1. Всякий человек, рождающийся в мир сей, трем бывает раб страстям: сребролюбию, славолюбию и сластолюбию. Это потому, что он не знает или забывает, что мир сей есть место осуждения и праведного, но снисходительного наказания за первое преступление прародителя нашего Адама и что одна смерть есть упокоение от мучительных тягостей мира. Почему, не видя впереди смерти и думая, что только и жизни есть, что настоящая, он с самого начала сей жизни начинает собирать деньги и вещи, чтоб жить без бедности и печали; успевая же умножить со временем свое имущество, хочет быть почитаем и славим, а вместе с тем, как еще только приходит в возраст, взыскивает наслаждения удовольствиями, но как чувственный, взыскивает чувственного, как видимый – видимого, как временный – привременного. Ибо ограничивающийся видимым не станет воззревать в невидимое, как, наоборот, живущий в невидимом не подумает воззреть на видимое. Но всякий рождающийся в мир сей видимый, если не будет научен другим кем, не знает, что есть еще, кроме видимого, и невидимое; и не только этого невидимого не знает, но не знает видимого, не знает, что и сам он преходящ и привременен, и создан не для того, чтоб навсегда пребывать в этой жизни, а предназначен для другой, будущей и вечной жизни, в сем же мире находится для того только, чтоб воспитаться, предустроиться и приготовиться для той жизни – будущей. Знать нам надлежит, что, если случится кому быть пленену этими тремя страстями, то после, хоть бы и захотел, не может освободиться от них сам собою, но имеет нужду в высшей помощи и силе, чтоб избавиться от них, подобно тому, как птица, попавшись в крепкие сети, не может высвободиться из них, сколько ни бейся она крыльями своими. Эти три страсти точно суть сети и тенета диавола, запутываясь в которые, попадает человек во власть его, и если кто умрет, будучи порабощен им, то пойдет прямо туда, где и диавол, поработивший его себе чрез них. Имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть ( 2Пет.2:19 ). Такую великую силу над нами имеют сии страсти и потому, что предметы их мы всегда видим пред глазами своими, и потому, что они кажутся крайне необходимыми в мире сем, и потому, что услаждают и сластию сею влекут к себе желания человека и, возбуждая в нем похоти, побеждают собою, а потом убеждают сего, побежденного ими, думать, что за тем только и родился он в мир сей, чтобы наслаждаться ими одними.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Речь, произнесенная по прибытии к епархии, в Ставропольском кафедральном соборе, 5 января 1858 года Мир граду сему! Произношу это приветствие, возлюбленные братия, по завещанию Господа моего, пришедши с посохом пастыря в богоспасаемый град Ставрополь, да проповедую и глаголю в сем граде и в окрестных градах и весях, яко приближися царствие небесное Царствие небесное, царствие Божие внутри нас есть Царствие небесное - мир Христов. В душе, в которой от покорности Богу утихли страсти, царствует Бог, царствует мир Христов. Но мир Христов отнюдь не есть мир века сего; подает Господь мир Свой не так, как доставляется мир обычаем падшего человечества Единство суетной, даже неблагонамеренной цели нередко водворяет между человеками временное и душепагубное согласие. Мир Христов - свят! Мир Христов - весь во Христе! Мир Христов насевается в душе Словом Божиим, зарождается от возделывания сердечной нивы заповедями Христовыми, - питается этим невидимым, но небеструдным подвигом, возрастает от него. От действия Святого Духа мир Христов объемлет ум, сердце и тело совершенного христианина, соединяет эти части, рассеченные и разъединенные грехом, во едино; человека, примиренного в себе и с самим собою, составляющего уже собою единое и целое, каким он был до падения, соединяет с Богом. Такой мир испрашиваю себе и вам, возлюбленные братия, у единого Подателя истинного и святого мира, у Господа нашего Иисуса Христа. Мир Божий, превосходяй всяк ум, по живому и точному пониманию Апостола, да соблюдет для Христа сердца и разумения наши да соблюдет для Него земную деятельность нашу и зависящую от этой деятельности нашу вечную участь. Аминь. Примечания Матф. X, 12 Матф. X, 7 Лук. XVII, 21 Иоан. XIV, 27 Филип. IV, 7  Поучение на Богоявление Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, Того послушайте Таков был глас предвечного Бога Отца к человекам о предвечном Боге Сыне, когда Сын, по воле Отца, действием Духа, вочеловечился от Девы, и совершал спасение погибшего человечества. Братия! Окажем послушание Сыну Божию, как того желает от нас Бог, да почиет на нас Божественное благоволение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Это и есть тайна непостижимой Божественной Любви. Те, которые заслужили гнев Бога, пользуются Его благосклонностью; заслужившие проклятия наслаждаются Его благословениями. И Сын Божий сходит в этот мир не для того, «чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». Христос рождается в этот мир как «Отроча младо — предвечный Бог», дабы Своим умалением (κνωσις — опустошение, истощение) во младенчестве постыдить и опрокинуть нашу взрослость во грехе. Для этой же цели Он и рождается в Вифлеемской пещере в величии самоуничижения, для того чтобы «обогатились» мы «Его нищетою» (2 Кор. 8, 9). «И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2, 7). «Полагается в яслях, быть может, для того, чтобы от начала научить нас смирению, а быть может, и для того, чтобы символически показать, что Он явился в мир сей — место, обитаемое нами, уподобившимися неразумным скотам (Пс. 48, 13. 21) . Ибо как ясли принадлежат скотам, так и мир сей — нам. Итак, мир — ясли, а мы — неразумные животные; а чтобы искупить нас от неразумия, для этого Он и явился здесь» . То есть Он с самого начала и предлагает Себя в снедь, пищу для этого мира, для того чтобы, преодолев скотское начало во Христе и со Христом, мы смогли бы подняться из состояния чад гнева (собственного животного бытия) в состояние чад Божиих — через насыщение Его Телом и Кровью. Позже Он Сам засвидетельствует о Себе: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51). И в этом смысле Христово Рождество — как некая «проскомидия», приуготовляющая нас к Мессианскому пиру (Божественной Литургии). И в литургической Чаше мы и ныне очами веры созерцаем Сына Божия, предлагаемого нам в снедь ради преложения животного начала в человечестве в божественное начало по усыновлению нас через Сына Божия — Богу Отцу по благодати: «…и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2, 8, 9). «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2Пет. 1, 3, 4).

http://radonezh.ru/analytics/beseda-na-r...

Диакон: Миром Господу помолимся: до прошения: О плавающих: К обычным прошениям присоединяем особая: - О еже исправитися молитве нашей сей, яко кадилу пред Спасителем нашим Богом, и приятися сей жертве сердец и устен, исповедающихся Господеви в день спасения, услышавшему нас в день печали, Господу помолимся. - О еже непреобориму и победительну всегда над враги Отечеству быти, и мир и славу утвердити в земли нашей, Господу помолимся. - О еже даровати нам благодать от ныне и до века верою и любовию возвещати спасение и силу и Царство Бога нашего и область Христа Его, подавшему стране нашей силу и воздавшему нам радость спасения Своего, Господу помолимся. - О избавитися нам: - Заступи, спаси, помилуй: - Пресвятую, Пречистую: Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава: Посем, Бог Господь, и явися нам: со стихами. Тропарь, глас 4: Благодарни суще, недостойнии раби Твои, Господи,/о Твоих великих благодеяниих на нас бывших,/славяще Тя, хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие,/и рабски любовию вопием Ти:/Благодетелю, Спасе наш, слава Тебе. Слава, тропарь, глас 1: Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы православным христианом на сопротивныя даруя/и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. И ныне, Богородичен, глас 8: Взбранной Воеводе победительная,/яко избавльшеся от злых,/благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице,/но, яко имущая державу непобедимую,/от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/радуйся, Невесто Неневестная. Диакон: Вонмем. Иерей: Мир всем. Чтец: И духови твоему. Диакон: Премудрость. Пророчества Исаиина чтение. Вонмем. Тако глаголет Господь на царя Вавилонска: ты рекл еси во уме твоем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе высоце, на горах высоких, яже к северу, взыду выше облак, буду подобен Вышнему. Ныне же во ад снидеши, и во основания земли. Видевшии тя удивятся о тебе и рекут: сей человек раздражаяй землю, потрясаяй цари, положивый вселенную всю пусту и грады ея разсыпа, плененых не разреши. Сия глаголет Господь Саваоф: якоже глаголах, тако будет, и якоже совещах, тако пребудет, еже погубити ассириан на земли Моей, и на горах Моих, и будут в попрание и отымется от них ярем их, и слава их от рамен их отымется. Сей совет, егоже совеща Господь на всю вселенную, и сия рука на вся языки вселенныя. Яже бо Бог Святый совеща, кто разорит? И руку Его высокую кто отвратит?

http://e-vestnik.ru/church/posledovanie_...

Слово второе в Великий Пяток «Чий образ сей и написание?» ( Мф. 22:20 ) Так вопросил некогда Господь книжников Иерусалимских о златом пенязе, Ему представленном, дабы из того, что изображено на нем, взять ответ на недоумение их достойно ли... «дати кинсон кесареви, или ни?» ( Мф. 22:17 ). А мы вопросим ныне таким образом вас, братие мои, о предлежащем здесь изображении, вопросим для того, дабы показать, какую дань любви и благодарности подобает приять Божественному Страдальцу сему от нас, кои искуплены от греха и смерти не златом и пенязями, а драгоценною Кровью Его, на Кресте за нас излиянною. " Чий убо образ сей и написание»? Се образ величайшего Наставника в мудрости, Который на то родился и на то пришел в мир, дабы свидетельствовать истину; – и свидетельствовал ее всюду и пред всеми, возвещал пути живота во храме и на торжищах, среди градов и весей, на суши и на водах, на горах и в юдолях, равно свидетельствовал пред прокуратором Римским и женою самарянскою, пред синедрионом и слепцом иерихонским, пред мудрыми и буиими мира, пред старцами и отроками, пред иудеями и язычниками. Какая истина не вышла из уст Его во всем свете? Какая заповедь не преподана Им во всей силе? Какое обетование жизни вечной не открыто и не утверждено Им непоколебимо? Алтарь и престол, колыбель и гроб, меч и мрежи, плуг и весы – все озарено светом Его Божественного учения. Глас истины во устах Его был так силен, что самые враги должны были умолкать пред Ним и исповедать, яко «николиже тако... глаголал человек, яко сей человек» ( Ин. 7:46 ). Но бедные грешники возлюбили паче тьму, нежели свет; страсти и предрассудки их, не терпя обличения, восстали на Проповедника истины; – и се, Он, яко льстец и противник Моисея и пророков, поруган, умучен и взят от среды живых!.. Итак, это ваш образ и написание, любители и любимцы святой истины! Окружите с благоговением гроб величайшего Свидетеля ее и восприимите от Него дух веры и мужества для борьбы с заблуждениями и упорством человеческим. Если хотите почтить память Его страданий и смерти: то дайте обет никогда не скрывать истины в неправде человеческих мнений, а возглашать ее на кровах и стогнах, не изменять ей и тогда, когда против нее весь мир, когда за нею стоит для вас крест. Се жертва, коей ожидает от вас этот Божественный Страдалец за истину! «Чий образ сей и написание»?

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Мир сей Слушай Святые Писания и внимай им, и не впадешь в обман, и не сделает тебе запинания сей суетный и лукавый мир. Послушай, что говорит Иоанн Богослов: Не любите мира, ни того, что в мире... Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская и мирское обольщение... И мир проходит... а исполняющий волю Божию пребывает вовек ( 1Ин. 2, 1517 ). Послушай, что говорит Господь: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? ( Мф. 16, 26 ). Тщательно, со страхом внимайте слову Его, потому что слово, которое Он говорил и которым учил, оно будет судить нас в последний день ( Ин. 12, 48 ). Смотрите, чтобы не запнул вас и не посмеялся над вами мир и чтобы в будущий век не препроводил он вас обнаженными и бедствующими, потому что обольщение мира сего многих запнуло, над многими насмеялось, многих ослепило. А мы, братия, будем внимательны к себе самим: послушаем Господа, Который говорит: Идите за Мною ( Мф. 4, 19 ), все оставим и последуем за Ним одним, презрим всякую радость мира сего, потому что издевается он над всеми любящими его. Оставайся под благим игом Господним, чтобы избежать тебе недоброго и тяжкого ига мира сего. Ничего нет постоянного в мире сем. Для чего же мучим себя служением миру? Все блага его – сонная мечта, все богатство его для нас – одна тень. Итак, трудимся мы для временной забавы, для сонной мечты, для тени, красота, обладание которой ненадежно, обольщает нас скорогибнущей своей прелестью. Хотя знаем, что богатство не приносит истинной пользы его обладателям, которые непрестанно стараются о его приобретении, однако же и сегодня так же хлопочем, как хлопотали вчера, и все дни проходят у нас без пользы. Отчего же никогда не можем насытиться? Мир приближается к концу и нас увлекает потоком своим. Да приидет в пособие нам помощь Твоя, Всеблагой, никогда не оставляющая нашего рода! Удели нам Твоей испытующей премудрости, чтобы познали мы скоротечность всего. Может ли кто радоваться в тебе, мир? Если терпим в тебе притеснения – это мучительно. Если наслаждаемся в тебе спокойствием – это вредно. Горек тот единственный узел (то есть временная жизнь), который связывает нас с тобой. Благословен силой Отрешающий нас от тебя!

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

Скачать epub pdf Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого Сохранять в памяти имя, жизнь, подвиги, наставления и благотворные деяния мужей благочестивых и добродетельных обязует нас глас совести и закон божественный. Пожинайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие; их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их,– заповедует Св. Апостол Павел (Евр., гл. ,13). Сию память и сей пример их добродетели достоит предавать и потомству, как для подражания, так и для славы – сей хотя малой земной им дани, которой в жизни сами они не искали. Правда, сия слава их не столь громка, как покорителей народов, притеснителей человечества, опустошителей градов, разрушителей государств и прочих подобных сим, наполняющих бытописания человеческого рода, но она не слезами, а утешением человечества приобретена; она не ужасает, а умилением исполняет сердце потомков; не оправдывает, а посрамляет примером своим тщеславных и всуе в летописях славимых злодеев, которых и продолжения жизни и возвращения на свет устрашился бы мир, тогда как память их вечно живет и в благословении жизни их и в сожалении о кончине. Такова благословенная память и слава описываемого здесь благочестивого и добродетельного Пастыря, Преосвященного Тихона, бывшего Епископа Воронежского и Елецкого! Сей Преосвященный родился в 1724 году, Новгородской Губернии Валдайского уезда в селе Корецке, от бывшего в том же селе дьячка Саввы Кирилова, и при крещении наименован Тимофеем. Первое по возможности приличное себе воспитание получил он в доме родительском, в коем и оставался до 14 лет возраста. Бедность состояния сама по себе не обещавала ему образования лучшего, тем паче, что он в детстве еще лишился своего родителя. Посему, может быть, сей светильник церкви остался бы под спудом, и даже не возжегся бы, если бы Провидение, часто изводяющее людей на пути предопределения своего неожиданным воззванием, нечаянно не поставило также и сего сироту на поприще заслуг и честей. Случаем к тому был в 1737 году Февраля 4 последовавший имянный Указ Государыни Императрицы Анны Иоанновны, коим велено было сделать церковно-служительским детям разбор, и лишних, особливо не учащихся, отдать в военную службу; то же было подтверждено еще строже другим указом сего года, Марта 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Так, братие, не один Он – Спаситель наш, родился на то, чтобы «свидетельствовать истину» ( Ин. 18:37 ), творить всегда волю Отца Небесного, жить и умереть свято: мы все на сие истое приходим в мир сей. Не одному Ему надлежало путем страданий войти в славу: «вси... хотящии благочестно жити... гоними» были и «будут» ( 2Тим. 3:12 ). Всегда могут быть Иуды, продающие все за сребреники, Каиафы, мудрствующие яко «уне есть... да един... умрет за люди» ( Ин. 11:50 ), и преследованием невинных мнящиеся «службу приносити Богу» ( Ин. 16:2 ), Пилаты, дерзающие вопрошать истину: «что есть истина» ( Ин. 18:38 ), и омывающие руки, чтобы представить себе неповинными в крови праведных, Ироды, желающие видеть чудеса, и посмеивающиеся чудотворцам; а князь тьмы, враждовавший против нашего Господа, – о, сей человекоубийца всегда один и тот же! – непримирим в злобе, неистощим в лукавстве, неутомим в нападении. А посему истинный последователь Иисусов всегда может и всегда должен участвовать в страданиях своего Господа, подвизаться за истину, вести брань с пороком, приносить себя в жертву Богу и человечеству. И на сей-то подвиг – непрестанный и великий, подается нам укрепление в Божественном брашне Тела и Крови Христовой; в сем самом состоит сущность Нового Завета, завещанного нам смертью нашего Искупителя. Жертва за жертву! Жизнь за жизнь! Кровь за кровь! Мы вкушали Тело Его: да принадлежит и наше тело Ему, да будет оно сосудом чистоты, храмом Духа Святаго; мы причастились Крови Его, за нас пролиянной: не усомнимся и сами стать до крови за имя Его, за благо человечества, за истину и веру; мы приняли всецело внутрь себя Его Самого и соделались едино с Ним; предадим же и мы себя самих, друг друга и весь живот наш Ему – Христу и Богу нашему. Кто поступит таким образом, тот не по слуху только будет знать, как Христос в нем и он во Христе: тот всегда будет на Тайной Вечери, и не только сам насытится «манной сокровенной» ( Откр. 2:17 ), но и соделается питателем душ алчущих. А кто приступит к трапезе Господней, «не испытав» ( 1Кор. 11:28 ) предварительно себя, и отойдет от нее, не размыслив, что и для чего принял: тот, хотя бы. тысячекратно причащался Тела и Крови Христовой, хотя бы ничего не вкушал, кроме сей Божественной пищи, не будет иметь Христа в себе. В таком человеке Тело и Кровь Божественная заключены как во гробе: жи-воносное Тело некогда восстанет, а гроб останется гробом. Аминь. Поучение II

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010