Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН II КАВАСИЛА [греч. Κωνσταντνος Καβσιλας] (кон. XII в. (?) - после 1262/63), свт. (пам. 18 окт.), архиеп. Охридский. Член знатного визант. рода Кавасил, неск. представителей к-рого, в т. ч. и соименные К. К., в кон. XII - нач. XIII в. занимали епископские кафедры Гревены (Гребена) и Тивериополя (Струмицы). К. К. был епископом Тивериополя, а затем митрополитом Диррахия (Драча) при Охридском архиеп. Димитрии II Хоматиане. Известны 33 ответа, которые последний вместе с Иоанном, еп. Китрским, отправил К. К. на вопросы о церковных уставах. Между 1248 и 1254 гг. стал архиепископом Охридским, ок. 1258 г. отстранен от кафедры и заточен в тюрьму эпирским правителем Феодором Комнином как сторонник никейского, а с 1261 г.- визант. имп. Михаила VIII Палеолога. Завоевав Эпир, имп. Михаил освободил К. К. и вернул в Охрид. Последний раз К. К. упоминается как правящий архиерей Охрида в надписи 1262/63 г. на окладе иконы. К. К. составил неск. гимнографических произведений в честь учеников равноапостольных Кирилла и Мефодия. По акростихам установлено его авторство 2 канонов к службе 15 Тивериопольским (Струмицким) мученикам, составленных во время пребывания на Тивериопольской кафедре, и канонов к греч. службам равноапостольным Клименту и Науму Охридским, к-рые он написал, будучи Охридским архиепископом. Исходя из упоминания «второго песнопения» в акростихе канона Клименту «Καβασλας σοι δετερον πλκει κρτον Βουλγαρας Κλμη» (Кавасила, архиепископ Болгарии, тебе плетет, Климент, второе песнопение), И. Снегаров считал, что К. К. был автором еще одного, написанного ранее, но несохранившегося канона Клименту Охридскому ( Снегаров. 1924. С. 281), а К. Нихоритис предположил, что речь здесь идет о гласе канона ( Нихоритис. 1990. С. 156). Канон Клименту вместе с аналогичным каноном Димитрия Хоматиана включен в утреню службы святому 27 июля в печатном издании (Мосхополь, 1742). Автор текста умоляет святого о заступничестве в дни страданий: возможно, канон был составлен во время нашествия сербов на юго-зап. земли в 1255 г. ( Нихоритис. 1990. С. 156) или в период ссылки К. К. ( Он же. 2005. С. 74). Вероятно, К. К. является автором и литийных стихир к службе равноап. Клименту ( О н же. 1990. С. 156-157).

http://pravenc.ru/text/2057030.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Святейший Патриарх Кирилл открыл конференцию, посвященную первенству и соборности в Православии 16 сентября 2021 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве начала работу конференция «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения». Организаторами и партнерами форума выступили Синодальная библейско-богословская комиссия, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия. Мероприятие проходит при поддержке Фонда поддержки христианской культуры и наследия. Конференция открылась вступительным словом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Отметив актуальность рассматриваемой темы, Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул: «Положение дел в семье Поместных Православных Церквей вызывает большое беспокойство. Ситуацию, сложившуюся в православном мире, можно оценить как кризисную. О кризисе ясно свидетельствуют серьезные разногласия среди православных о том, как мы понимаем устройство Вселенского Православия, что мы подразумеваем под первенством и соборностью, как мы соотносим канонический строй Церкви с деяниями в области церковного управления». Святейший Владыка указал на то, что этом кризисе усматривается влияние определенных политических сил. «Нельзя отрицать, что в мире есть те, кто хотел бы разрушить устои православной жизни, посеять разделение и вражду между народами и Церквами, – сказал Патриарх Кирилл. – И совершенно очевидно прослеживается тенденция создать средостение, если вообще не оторвать греческое Православие, средиземноморское Православие от славянского Православия, и в первую очередь – от Русской Православной Церкви. То есть воспроизвести модель раскола 1054 года и тем самым ослабить Православную Церковь, которая сегодня, не побоюсь сказать, как мало кто из других христианских конфессий осуществляет и способна осуществлять пророческое служение, в первую очередь, оценивая все то, что происходит с человеческой цивилизацией».

http://mospat.ru/ru/news/88041/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – май 2021 33 мин., 25.05.2021 Обложка журнала (фото Дмитрия Смагина): На теплом коричневом фоне свежевспаханной земли — три небольших голубых весенних цветка. В центре страницы – бежевая надпись: ЛЮБОВЬ МОЖЕТ Причем в слове ЛЮБОВЬ красной краской обозначено и читается еще и слово БОГ. Внизу светится белая надпись, напоминающая о главном: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Пролог : Сергей Есенин. « Душа грустит о небесах ...».Стихотворение. 1919//Фома. — – май 2021. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: май //Фома. – – май 2021. – С.4–5. – (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 11 мая. Радоница . [Согласно богослужебному уставу, поминальные службы прекращаются на всю Светлую седмицу. И возобновляются только в первый вторник после Фоминой недели, на десятый день после Пасхи. В этот день христиане могут разделить радость светлого праздника Воскресения Христова со своими усопшими родственниками. Поэтому праздник и называется — Радоница]. Фото. – С.4; 24 мая. День памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, День славянской письменности и культуры. [В интервью «Фоме» историк Анатолий Турилов отметил: «Гениальность Кирилла как филолога состояла в том, что он создал очень удачную алфавитную систему, которая учитывала очень многие особенности любого славянского языка и даже некоторых соседних. Особенность его глаголицы, а затем и усвоившей ее принципы кириллицы, заключается в том, что здесь не нужны никакие дополнительные значки при изображении букв букв достаточно для того, чтобы передать особенности всех звуков»]. Ил.: Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Иконография. – С.4; 9 мая. День Победы. [В первую послевоенную Пасху, 21 апреля 1946 года, Патриарх Алексий I обратился к верующим с посланием, где, в частности, было сказано; «Нынешняя Пасха Христова есть Пасха “избавление скорби”, той великой скорби, в которую погружено было отечество наше в минувшие грозные дни войны. Раны, нанесенные этой войной, так глубоки, что они могут зажить не скоро. Но есть раны незаживающие; это — невознаградимые потери родителями сыновей, дочерей; детьми — родителей, братьев, которые положили жизнь свою на полях брани, выполняя долг защиты Родины. И на нас, чад своих, Церковь Христова возлагает долг утешить скорбящих, прийти к ним на помощь, проявить свою любовь, как бы взять часть этой скорби на себя, понести тяготу ближнего, исполнить закон Христовой любви»]. Ил.: Встреча воинов-победителей на Рижском вокзале. 1945. Фото Николая Ситникова. – С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-5-217-...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Церква й держава У глави Казахстанського митрополичого округу та науки для друку 17 жовтня 2022 р. 10:25 15 октября 2022 года на Патриаршем подворье прихраме мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище — Представительстве Казахстанского митрополичьего округа в Москве состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра и министра науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фалькова. Глава Казахстанского митрополичьего округа и министр науки и высшего образования РФ обменялись поздравлениями с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечался накануне, 14 октября. В ходе беседы митрополит Александр рассказал В.Н. Фалькову о событиях в жизни Казахстанского митрополичьего округа, отмечающего в текущем году знаменательные даты — 150-летие учреждения Туркестанской епархии и 30-летие возрождения духовного образования. Иерарх проинформировал гостя, что на состоявшемся 13 октября под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла заседании Священного Синода был избран правящий архиерей Чимкентской епархии — им стал клирик Астанайской епархии иеромонах Хрисанф (Коноплев) . Владыка Александр сообщил В.Н. Фалькову о своих встречах с ректором Московской духовной академии епископом Звенигородским Кириллом и председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиереем Максимом Козловым , в ходе которых обсуждались вопросы взаимодействия Алма-Атинской православной духовной семинарии с МДА и ОЦАД. Также архиерей рассказал министру о подписании соглашения о сотрудничестве между Алма-Атинской и Смоленской духовными семинариями.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5968393...

Состоялся завершающий этап IV научной конференции «Теология в научно-образовательном пространстве: задачи и решения» 11 декабря 2020 г. 11:12 9-10 декабря 2020 года в Москве состоялся завершающий этап IV Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Теология в научно-образовательном пространстве: задачи и решения». Конференция проходила по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Администрации Президента Российской Федерации и Межрелигиозного совета России. Основные мероприятия в Москве проходили на базе Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» с учетом всех профилактических мер Роспотребнадзора, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. НИЯУ «МИФИ» и Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия организационно и технически обеспечивали проведение всех мероприятий конференции в удаленном режиме с подключением почетных гостей, докладчиков и зарегистрированных участников по видео-конференц-связи. Московский этап конференции открылся 9 декабря мастер-классами профессоров и преподавателей вузов — членов Ассоциации, в которых приняли участие около 200 человек. Были проведены, в частности, следующие авторские мастер-классы: «Религиозные организации в истории Отечества: патриотическое служение и воспитание. К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне» (протоиерей Алексий Марченко, профессор ОЦАД, доктор исторических наук, доцент; М.В. Шкаровский, профессор Санкт-Петербургской духовной академии , доктор исторических наук; 60 участников); «Утраченные храмы Орловщины: история в лицах, христианство в реликвиях: реализация комплексного подхода к воспитанию гражданственности у студентов-теологов» (Т.Г. Человенко, заведующая кафедрой теологии, религиоведения и культурных аспектов национальной безопасности Орловского государственного университета им И.С. Тургенева, кандидат педагогических наук, доцент; 30 участников); «Типология образа князя Александра Невского как православного святого и героя Отечества» (Н.В.

http://patriarchia.ru/db/text/5733152.ht...

Что такое Академический докторский совет и зачем он Церкви Отвечает председатель Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов 1 февраля, 2019 Отвечает председатель Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов Для чего 30 января был создан новый Академический докторский совет, когда он начнет функционировать, кто войдет в его состав? Отвечает председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов. Справка: Учебный комитете РПЦ осуществляет общее руководство и координацию деятельности духовных школ. – Зачем создан Академический докторский совет? – Докторский совет на базе трех духовных академий, Московской, Санкт-Петербургской и Минской, создается по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Первоначальный состав совета насчитывает более двадцати пяти человек. В ближайшее время будет подготовлен пакет документов на утверждение Святейшего Патриарха, после которого начнется практическая работа общеакадемического совета. Его задача – ускорить решение проблемы, чрезвычайно актуальной для духовных школ: повысить количество остепененных преподавателей, в особенности имеющих докторскую степень. Таковых, увы, немного. Я с трудом могу вспомнить, когда в последний раз в Московско й духовной академии была защищена докторская диссертация. Стимулировать написание докторских диссертаций – это  главная и основная наша цель. – Разве недостаточно Объединенного диссертационного совета по теологии при Общецерковной аспирантуре и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД), объединяющих также ПСТГУ и МГУ? – Есть своя специфика в жизни духовных учебных заведений, подведомственных Учебному комитету. Сегмент наших научных кадров (имею в виду преподавателей и докторов, которые трудятся в академиях и непосредственно представляют нужды и потребности духовных школ) скорее сможет понять и оказать научное консультирование будущим докторам. Еще важнее – формирование научных школ в высших духовных заведениях, что в значительной мере будет связано с защитой соответствующих профильных диссертаций. Координацию такой работы чисто практически проще осуществлять на базе академий Учебному комитету в сотрудничестве с созданным докторским советом.

http://pravmir.ru/chto-takoe-akademiches...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20     Содержание Вступление. Переводная литература в развитии литературы домонгольской руси Житие Константина-Кирилла Житие Мефодия Из толкового Апостола Из «Шестоднева» Иоанна экзарха болгарского Из Изборника 1073 года Житие Вячеслава Чешского Житие Димитрия Солунского Житие Марии Египетской Чудеса Николы Мирликийского Житие Алексия человека Божия Из «Истории иудейской войны» Иосифа Флавия Патерики Житие Андрея Юродивого Повесть о Варлааме и Иоасафе Из Пролога Из изборника 1076 года Служба Воздвиженью Креста Косьмы Маюмского     Вступление. Переводная литература в развитии литературы домонгольской руси Русь, а в последующем Россия, пережила в своей истории пять крупнейших катаклизмов в своей политической ориентации. Первая из таких ломок или, напротив, созидательных перестроек государственного и социального строя была осуществлена при Владимире Первом Святославиче, по прозванию Святом; вторая – при Иване Грозном в период установления единого управления для всей России, для всех русских областей; третья – при Петре Великом в период смены ориентации с Юга Европы на Север Европы; четвертая, наиболее мирная и спокойная, но трагически оборвавшаяся, – при Александре Втором Освободителе; пятая началась с овладения государством и установления большевистской власти после разгона Учредительного собрания 19 января 1918 года. Каждая из этих смен была подготовлена снизу, но заканчивалась сверху – от государства, от правительства. Вместе с тем каждая из этих смен ознаменовывалась прежде всего государственной поддержкой нового идейно-культурного направления. При Владимире Святом – христианства. При Иване Грозном перемена была поддержана двумя идеологическими соборами, из которых наибольшее значение имел Стоглавый 1551 года; при Петре Великом – сопровождалась прекращением деятельности земских соборов и Боярской думы и направлялась личной волей императора; при Александре Втором Освободителе, наиболее мирной, – частичным восстановлением прав народа, при большевистской – насильственным подчинением многонациональной страны узкой марксистской идеологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Астане открылся V Съезд православной молодежи Казахстана 9 мая 2016 г. 17:45 7 мая 2016 года по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в концертном зале Духовно-культурного центра имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при Успенском кафедральном соборе Астаны состоялось открытие V Съезда православной молодежи Казахстана. Организаторами форума выступила Комиссия по делам молодежи Казахстанского митрополичьего округа при поддержке Астанайского православного молодежного движения. В мероприятии приняли участие более 300 человек, в числе которых делегаты от всех епархий Митрополичьего округа и гости из России и стран СНГ — лидеры и члены епархиальных молодежных организаций, эксперты по общественным, религиозным и социальным вопросам. Гостями съезда стали: председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете города Москвы , эксперт комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей иеромонах Димитрий (Першин); председатель Ивановской епархиальной комиссии по вопросам семьи иеромонах Макарий (Маркиш); писатель, лауреат Большой литературной премии России, член Союза писателей России Виктор Николаев. Съезд открылся молебном в Успенском кафедральном соборе, после чего участники собрались в концертном зале духовно-культурного центра. Со вступительным словом к присутствующим обратился председатель Комиссии по делам молодежи Митрополичьего округа игумен Игнатий (Сидоренко), который огласил обращение митрополита Астанайского и Казахстанского Александра. После торжественного открытия состоялся круглый стол «Создание школы православного молодежного актива в Казахстане», который возглавил игумен Игнатий. В ходе мероприятия его участники признали необходимость открытия школы православного молодежного актива с целью обучения представителей профильных епархиальных структур республики. Школой будут организовываться мастер-классы и лекционные занятия на местах. Далее молодые люди помолились за всенощным бдением в Успенском соборе. На полиелее управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий помазал участников съезда и преподал архипастырское благословение. Затем в нижней церкви Успенского собора молодые люди прочитали акафист Воскресению Христову и молитвенное правило перед причастием.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОБЩИННИКИ Течение в разных согласиях старообрядчества , появившееся после публикации 17 окт. 1906 г. закона «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (закон разрешал регистрацию общины, если в ней было не менее 50 прихожан, достигших 25 лет). Н. являлись противниками регистрации старообрядческих приходов. Основная причина несогласия с регистрацией - нежелание добровольно входить в отношения с властью, несмотря на опасность потерять права, полученные по указу «Об укреплении начал веротерпимости» (17 апр. 1905). Недовольство также вызывали прописанные в законе значительные полномочия светской администрации при регистрации старообрядческих общин, при утверждении руководителей и при разрешении строительства храмов. Н. появились почти во всех старообрядческих согласиях. У старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию , закон об общинах сначала не вызвал протеста. И последователи Московской архиепископии, и неокружники (см. в ст. «Окружное послание» 1862 г.) (на соборе в нояб. 1907 под председательством неокружнического Московского еп. Иова (Борисова)) признали новые правила. Впервые протест против общин был высказан в 1907 г. на соборе неокружников в с. Зуеве Владимирской губ. (ныне г. Орехово-Зуево Московской обл.). Собор призвал неокружников не принимать общин, поскольку в законе об общинах он усмотрел противоречие канонам. Еп. Иов был против этого собора и не присутствовал на нем. Так в среде неокружников оформился раздор Н. Установка креста на сторообрядческом храме на Лужнецкой улице в Москве. Фотография. 1906 г. Установка креста на сторообрядческом храме на Лужнецкой улице в Москве. Фотография. 1906 г. Во главе раздора встал инок Геннадий (Герасим Онуфриевич Завалов), по его фамилии одна из ветвей Н. стала называться заваловцами. К Геннадию примкнули 3 священника, вскоре за ними последовал неокружнический Богородский еп. Даниил, бывш. наместник Иова, увлекший за собой неокружнических епископов Пафнутия Саратовского и Мефодия (Соколова) Балтского (впосл.

http://pravenc.ru/text/2564918.html

Скачать epub pdf Книги Священного Писания , богослужебные книги и некоторые писания отеческие, принесенные в Россию вместе с Христовою верою на родном славянском языке, с самого начала сделались главным средством к образованию русского народа и сообщили ему тот религиозно-нравственный, или, лучше сказать, религиозно-церковный характер, который так ясно выражается во всех чертах древней русской жизни. В этом отношении между книгами Священного Писания и богослужебными книгами прежде всего обращает на себя внимание Псалтирь, потому что едва ли еще другая какая-нибудь книга была в таком большом употреблении и имела столько влияния на образование и жизнь русского человека. Она употреблялась как книга богослужебная, как книга учебная, как книга назидательная для домашнего чтения и как книга, спасительная в некоторых особых случаях жизни. Христианская Церковь изначала стала употреблять псалмы при богослужении. Они вошли как важнейшая и значительнейшая часть в службы повседневные, воскресные, праздничные и во все частные службы (при разных духовных требах), совершаемые Православной Церковью . От Православной Восточной Церкви такое употребление Псалтири перешло и в нашу Русскую Церковь . Вместе с богослужением и богослужебными книгами принесена была к нам и Псалтирь на славянском языке в переводе святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Кроме некоторых отдельных частей богослужения (Часы и Шестопсалмие), состоящих постоянно из чтения одних и тех же псалмов, Церковь на утреннем и вечернем своем богослужении прочитывает всю Псалтирь в каждую неделю, кроме недели Пасхальной, а в Великий пост по два раза в каждую неделю, кроме недели Страстной. При этом употребляется особого рода Псалтирь – следованная, которая своим составом, как будет показано ниже, особенно приспособлена к отправлению разных церковных служений: в ней есть и особый устав о Псалтыри, како должно есть глаголати во все лето, в котором означено, в какое время, сколько псалмов и какие именно должно прочитывать в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/upotre...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010