Во второй половине IX века миссионерскими трудами св. братьев Кирилла и Мефодия почти между всеми славянскими племенами (кроме внутренних стран России и прибалтийских славян, до которых не дошла проповедь св. Кирилла и Мефодия) распространена была православная вера со славянским богослужением и обрядами восточной церкви. Но после св. Кирилла и Мефодия история христианства у юговосточных и западных Славян пошла особыми путями. Южные и восточные Славяне (русские, болгары и сербы с хорватами и словенцами) не только приняли православную веру от церкви греческой, но и вступили с ней в тесный иерархический союз; следствием этого было то, что они с течением времени более и более укреплялись в православии. Между тем западные славяне (поляки, чехи с моравами и словаками) мало-помалу стали усвоять неправославные римские нововведения, принимать латинское богослужение вместо славянского, западные обряды вместо восточных. Главной причиной этого было то, что западные славяне были слишком разобщены (через вторжение мадьяр в среду славянского мира в начале X века) с главными центрами восточного православия. Окруженные сильными западно-европейскими католическими народами, они подчинялись политическому, а за тем и религиозному влиянию последних. Распространению латинства между западными славянами немало также способствовало и то, что хотя все эти племена первоначально приняли христианство от греческой Церкви, но по иерархическому управлению они с самого начала стали в зависимость от римской церкви, неправославие которой было тогда (в IX веке) еще мало заметно. С течением времени римская Церковь стала более и более заражаться неправославными нововведениями, а вместе с тем стала отторгать от православия и все, подчиненные ее влиянию, христианские страны. Впрочем искоренение православия латинством в западных славянских странах совершалось медленно и с большим трудом. Славяне долее всех других западно-европейских народов отстаивали свою духовную самостоятельность против притязаний латинства. Рядом всевозможных насилий и интриг римская церковь успела, однако, постепенно почти всех западных славян, составляющих доныне более двадцати миллионов населения, преимущественно в австрийских владениях, отторгнуть от православия. Но при всех насилиях и хитростях латинская пропаганда между славянами и по настоящее время далеко не вполне достигла своей цели. Из западных славян, отторгнутых римской церковью от православия, немногие (поляки) сделались настоящими католиками; в большей же части других племен и доселе сохраняются в некоторой степени остатки древнего православного предания и вместе с тем поддерживается более чем у каких-либо других западных народов сочувствие к восточной церкви. Все это дает некоторые надежды на возвращение этих племен к древней православной вере. Общий взгляд на состояние христианства у юговосточных славян

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не могли бы вы сказать: какова главная цель, главная миссия Иисуса Христа? У микрофона иерей Владимир Соколов настоятель строящегося храма во имя Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и клирик храма Святых Девяти Мучеников Кизических. 11.11.2013 06:44:48 Кульков Сергей Андреевич Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.  Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Сегодня с вами у микрофона иерей Владимир Соколов. Настоятель строящегося храма во имя Святых равно апостольских Кирилла и Мефодия и клирик храма Святых Девяти Мучеников Кизических.  Сейчас дни постпразднства Преображения. И сегодня нам имеет смысл поговорить об этом празднике. Вообще, в ряду православных праздников этот занимает особое место, я бы сказал, в каком-то смысле даже исключительное. Потому что этот праздник является ключом к пониманию православия и ключом к тому, чтобы понять, чем православие отличается от других христианских конфессий. Ведь по учению католиков грехопадение не привело к изменению природы человека. нарушилась просто гармония в человеке, и поэтому через подвиг Христа эта гармония была восстановлена. И через некое наказание, которое принимает человек, он прощается. Бог его прощает, и восстанавливается его гармония. Что касается протестантов, то вообще сам акт веры делает их уже безгрешными, потому что Бог взял все их грехи и эти грехи искупил.  А вот по учению святых отцов спасение- это есть обожение- это длительный путь восхождения. Почему и образ Преображения в Евангелии- это образ восхождения на фаворскую гору. Чтобы взойти на фаворскую гору, нужно потрудиться. И вообще любой христианский подвиг представлен или в виде лестницы, или некой устремленности вверх. То- есть, человек проходит по ступеням, а это процесс очень длительный, органичный. Вот часто можно услышать, когда люди говорят: вот, молюсь, молюсь, молюсь- а в моей жизни ничего не меняется. Вот тут большая западня для всех нас. Дело в том, что наше мировоззрение, наше мышление, которому мы обучены в светских школах, опирается на некие внешние факты и внешние факторы. И при анализе этих внешних факторов создается некая типология, даже и психология, и социология. Они все задействованы на этих внешних факторах. И поэтому мы никогда не знаем глубины человека.

http://radonezh.ru/text/ne-mogli-by-vy-s...

Церковь чтит память равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских 24 мая, 2014. Новостная служба Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело — просвещение славянских народов светом истинной веры. 24 мая. ПРАВМИР. Церковь чтит память равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим. Святой Мефодий был сначала в военном звании и был правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп. Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-ra...

II. Эпоха патриарха Фотия. Миссия свв. Кирилла и Мефодия. Крещение Болгарии. Великий собор примирения Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Острогорски. Buзahmuja и словени. Белград, 1970; Obolensky D. The Byzantine Commonwealth. N.Y., 1982; Obolensky, Byzantium and the Slavs; Runciman S. The Eastern Schism. Cambridge, 1966; Vasiliev; Шмеман, Исторический путь; Dvornik F. Photian Schism: History and Legend. Cambridge, 1948; Dvornik F. Byzantine Mission among the Slavs. New Jersey, 1970; Previte-Orton. 1. Во время Торжества Православия новым патриархом был Мефодий (843-847 гг.) - бывший исповедник при Феофиле. Он, так же как и Феодора, понимал, что всеобщее примирение возможно лишь при мягкости к бывшим иконоборцам и широком применении принципа икономии. Монахам это совсем не нравилось. Студийский монастырь вновь ушел в раскол. В надежде на уврачевание ситуации после смерти Мефодия новым патриархом был избран Игнатий (847-858; 867-878), оскопленный при перевороте сын императора Михаила Рангаве, - строгий монах, аскет, человек несомненно святой личной жизни. Он был очень популярен среди монахов, но, увы, политиком оказался никудышным. Это было время подъема, новых надежд и упований. Имперским войскам теперь почти все время сопутствовала удача. В возобновившейся войне с арабами после переменных успехов византийцам удалось оттеснить арабов на восток, войдя, таким образом, в местности, где владычествовала дуалистическая секта павликиан. Дуалисты взялись за оружие, и арабская война плавно перешла в павликианскую. Еретиков наголову разбили, и большое количество их было переселено во Фракию. Это переселение, столь необходимое со стратегической точки зрения, вызвало не столь желательные и весьма далеко идущие последствия, положив начало возникновению болгарского богомильства. В 853 г. византийский флот совершил удачный набег на Дамиету в Египте. Впервые арабы были разбиты на собственной территории.

http://sedmitza.ru/lib/text/434793/

С.Б. Сорочан Пространное Житие св. Константина/Кирилла 836 (было составлено вскоре после смерти Константина в 869 г., возможно, с участием Мефодия, не позже 882 г., когда умер римский папа Иоанн VIII, которому Гаудерих, епископ италийского города Велитери (Веллетри) (sanctae Veliternensi praeest ecdesiae), преподнес сочинение o св. Клименте, третьем епископе римском, и о том как при участии Константина Философа и Мефодия были перенесены мощи святого из Херсона в Рим, а оттуда, очевидно, в Велитери. Гаудерих, влиятельный советник ряда римских пап во второй половине IX в., собирал материалы для биографии Климента, ибо Велитери был центром почитания этого святого, согласно легендарной традиции, считавшегося первым епископом города. Поскольку труд Гаудериха явился источником для Жития Константина, последнее уже существовало к 880 г. Однако отредактированный текст источника, известный нам, относится ко второй половине 880-х гг., ко времени непосредственно последовавшей за смертью Мефодия и составлением его Жития 837 . Очевидно, тогда же, дабы не дублировать сведения, из Жития Константина были исключены упоминания о Мефодии, даже в тех случаях, когда он действовал вместе с братом 838 . Для истории Херсона и Юго-Западной Таврики особый интерес представляют главы об участии Константина в религиозно-дипломатической миссии к хагану хазар, пребывании в Херсоне зимой 860 и 861 гг., возвращении из поездки в Хазарию и посещении «народа фульского». В основу перевода положен один из самых ранних старославянских списков памятника в сборнике середины XV в. 839 Комментарии Б. Н. Флори дополнены и переработаны). [Константин уходит из Константинополя 840 и приходит на Олимп 841 к брату Мефодию, где живет, занимаясь только книгами 842 ]. VIII. Пришли же к цесарю 843 послы от хазар, говоря: «От начала знаем лишь единого Бога, который (стоит) над всеми, и ему кланяемся на восток, в остальном держась своих постыдных обычаев 844 . Евреи побуждают нас принять их веру и обычаи, а с другой стороны, сарацины, предлагая мир и дары многие, принуждают нас принять свою веру, говоря: «Наша вера – лучшая среди всех народов». Из-за этого посылаем к вам, [вспоминая] старую дружбу и сохраняя (взаимную) любовь, ибо вы – великий народ, от Бога царство держите. Вашего совета спрашиваем и просим от вас мужа книжного. Если переспорят евреев и сарацин, то примем вашу веру» 845 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И. Тютчев) 2. Церковно-общественная публицистика Кирилловского юбилея 1869 г. 15.03.2019 1027 Время на чтение 19 минут 1. Кирилловский юбилей 1869 года в России: богослужения, проповедь, иконописные памятники Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их Послание Апостола Павла к Евреям. 13:7 Исполнилась тысяча лет, как в Риме угасла жизнь великого светильника Церкви, первоучителя славянских племён, Святого Константина, в монашестве Кирилла. Благодарные к нему за блага, принесённые Славянскому миру, следовательно, и России, мы собрались здесь почтить память его. Протоиерей Мартирий Чемена. Одесса, 1869 г. Прежде, чем говорить о публицистическом наследии Кирилловского юбилея, общих мотивах, характерных для всех позитивных в отношении праздника выступлений в печати, а также и о поводах для споров, содержавшихся в юбилейных статьях, на наш взгляд, логично было бы задать вопрос: каким объёмом информации о Свв. Солунских братьях мог располагать образованный человек в России в дни Кирилловского юбилея? Ответить на этот вопрос поможет «Очерк жизни и деятельности славянских первоучителей Кирилла и Мефодия», помещённый в приложении к годовому отчёту московской частной гимназии Ф. Креймана за 1868-1869 гг. В качестве источников и вспомогательной литературы при составлении пособия упомянуты «Паннонские жития» Свв. братьев, Чешская хроника Далимила, ставшие уже классическими работы О.М. Бодянского, П.А. Лавровского и Фр. Миклошича, популярные пособия, изданные великим ревнителем Кирилло-Мефодиевской идеи Г.И. Ширяевым. Автор «Очерка» весьма оптимистически смотрит на осведомлённость «всей образованной России» о Кирилловском юбилее: «14-е февраля 1869 года, день тысячелетней годовщины Св. Кирилла Философа, празднуется не одною только Москвою - это день, празднуемый всею образованною Россиею и всеми славянскими народами. Едва ли найдётся имя более популярное и известное всем им, чем имя Кирилла и Мефодия...

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/16/...

Митрополит Волоколамский Иларион: Общецерковная аспирантура и докторантура — духовная школа нового типа 28 марта 2011 г. 18:40 Два года назад Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла принял решение о создании Общецерковной аспирантуры и докторантуры . О причинах этого решения и современном положении дел в Общецерковной аспирантуре и докторантуре  имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в статье для Журнала Московской Патриархии 2011 г.), опубликованной на сайте «Церковный вестник» , рассказал ректор этого учебного заведения митрополит Волоколамский Иларион . Предшественницей новой духовной школы нашей Церкви была аспирантура при Отделе внешних церковных связей , созданная еще в 1963 году трудами приснопамятного архиепископа Ярославского и Ростовского (впоследствии — митрополита Ленинградского и Ладожского) Никодима (Ротова). Аспирантура при ОВЦС готовила кадры для служения на зарубежных приходах Московского Патриархата и в самом отделе. Фактически это были двухлетние курсы повышения квалификации. Перед Общецерковной аспирантурой и докторантурой, названной во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян, с самого начала стояли гораздо более широкие и важные задачи. Во-первых, повысить уровень научно-богословских исследований, которые ведутся в нашей Церкви. Для этого, в частности, необходимо было увенчать систему аттестации церковно-научных кадров высшей степенью — доктора богословия. Ни в одной из духовных академий до недавнего времени не было специального курса по подготовке докторов богословия. В Общецерковной аспирантуре такая возможность появилась: докторская программа рассчитана на тех, кто уже имеет ученую степень кандидата, ведет исследования в области одной из богословских дисциплин и способен оформить результаты этих исследований в виде серьезной работы. Во-вторых, необходимо было поднять уровень кандидатских работ по богословию, чтобы они соответствовали научному уровню светских диссертаций, а не были своего рода дипломными работами, которые готовят студенты при окончании духовной академии.

http://patriarchia.ru/db/text/1439779.ht...

11. Среда 6-й седмицы по Пасхе. Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Сщмч. Мокия. Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского. Свт. Никодима, архиеп. Сербского. Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Приводим порядок совершения бденной службы равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских , в соединении со службой Триоди . Примечание. При совершении богослужения можно руководствоваться 5-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «...аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в среду пред Вознесением, во отдание Пасхи». Начало великой вечерни – как в 1-й день Пасхи. Облачившись в епитрахиль и фелонь, иерей при открытых царских вратах с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке, с кадилом в правой руке, после начального возгласа: «Слава Святей...», поет: «Христос воскресе...» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала: «Да воскреснет Бог...». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе...». Затем поется 103-й псалом: «Благослови, душе моя, Господа...». («Приидите, поклонимся» не поется.) Совершается каждение всего храма. По предначинательном псалме – великая ектения, и поется «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й, глас 5-й и глас 8-й – 6, и святых, глас 2-й 4. «Слава» – святых, глас 6-й: «Апостолом единонравныя...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Кто возглаголет силы Твоя...». Вход. Прокимен дня. Паримии святых – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На литии стихира храма. «Слава» святых, глас 8-й: «Яко учителие неложнии...», «И ныне» Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево...». На стиховне стихира воскресная Триоди, глас 5-й: «Тебе, Воплощеннаго Спаса Христа...», и стихиры Пасхи, глас тот же (с их припевами). «Слава» – святых, глас 8-й: «Радуйся, двоице священная...», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день...» (в конце «Христос воскресе...» – единожды, как окончание стихиры).

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-24/

Шестой день. Поучение 2-е. Св. Мефодий, просветитель славян. (Заслуги славянских первоучителей для Церкви и общества). I. Св. Мефодий, первый архиепископ панноно-моравский, просветитель славянских племен, память коего совершается ныне, был старший брат св. Кирилла. При воспоминании имени каждого из них в отдельности как бы невольно воспоминаются они оба вместе; жизнь и подвиги одного из них, естественно, вызывают у нас глубоко-благодарные мысли и чувства о совокупной их деятельности для духовного просвещения славян. «Се, брате, супруга бяхове, едину бразду тяжаща» (трудились мы с тобою как пара волов под ярмом, возделывая одно поле), говорит уже на смертном одре Кирилл, обращаясь к брату своему Мефодию. Так, поистине, жизнь и деятельность свв. апостолов и просветителей славян были единодушно общи и нераздедьны. Посему-то православная восточная церковь , прославляя каждого из них в отдельности (14 Февр. и 6 апр.), прославляет при этом обоих вместе, и установила даже нарочитый день (11 мая), в который творит их общую память. II. Святые первоучители славян, «глаголавшие» им «слово Божие» ( Евр. 13, 7 ) на родном, живом и общедоступном языке, послужили тем и делу собственно церкви, и делу славянского просвещения, а чрез то самого гражданско-общественного благоустройства. И мы – русские – имеем счастие принадлежать к великой семье славянских народов, и – посредственно наследовали во всей полноте драгоценные труды равноапостольных наставников Кирилла и Мефодия. Остановимся же несколько минут на помянутых незабвенных, бессмертных заслугах святых братьев солунских для церкви и общества нашего. а) От свв. Кирилла и Мефодия мы приняли в переводе с греческого на славянский язык не только книги священного писания, но и все важнейшие из богослужебных книг. Таким образом, тотчас же по озарении русской земли светом христианской веры, как и до сих пор, весь чин православного восточного богослужения начал совершаться у нас на родном, общепонятном, особенно для наших предков, славянском языке, – чем был положен первый, так сказать, камень самостоятельной церкви славянской, с ее соборным началом управления. Больше этого благодеяния нам никто не мог оказать, потому что выше сокровища православной веры на земле для нас нет и быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

11. Пятница 3-й седмицы по Пасхе. Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Сщмч. Мокия. Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского. Свт. Никодима, архиеп. Сербского. Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Приводим порядок совершения бденной или полиелейной службы равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских , в соединении со службой Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 8-й – 3, и святых, глас 2-й – 5 (первая стихира – дважды). «Слава» – святых, глас 6-й: «Апостолом единонравныя...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Мироносицы рано бывша...». Вход. Прокимен дня. Паримии святых – 3. На литии стихира храма. «Слава» святых, глас 8-й: «Яко учителие неложнии...», «И ныне» праздника Триоди, глас 1-й: «Со страхом приидоша...» (см. на стиховне утрени). На стиховне стихиры святых, глас 8-й (со своими припевами) . «Слава» – святых, глас тот же: «Радуйся, двоице священная...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Проси Иосиф...» (см. на стиховне вечера). По Трисвятом: на всенощном бдении – тропарь святых, глас 4-й (дважды) и «Богородице Дево...» (единожды); при полиелее – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...». «Слава» – тропарь святых, глас 4-й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...» (единожды), тропарь воскресный, глас тот же: «Егда снизшел еси...» (единожды). «Слава» – тропарь святых, глас 4-й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален святых, глас 3-й: «Троице Живоначальней...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мира тепле...» (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии – седален святых, глас 5-й: «Да радуются днесь...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мира тепле...» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-24/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010