Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ЭКЗАРХ [болг. Йоан Екзарх] (нач. 2-й пол. IX - 1-я треть X в.), высший иерарх Болгарской Православной Церкви, писатель и переводчик эпохи болг. царя Симеона. Жизнь Об И. Э. не сохранилось упоминаний в исторических источниках, хотя он был одной из центральных фигур в болг. церковной иерархии. Его имя встречается в названиях ряда произведений, из содержания к-рых удается почерпнуть скудные сведения о его жизни и деятельности. В предисловии («Прологе») к «Богословию» он сообщает, что слышал о том, что св. равноап. Мефодий († 885) перевел канонические книги Библии. Э. Георгиев считал, что И. Э. говорит здесь о Мефодии как о живом и потому, вероятно, знал лично и св. равноап. Кирилла († 869). Хотя, несмотря на значение и широкое распространение произведений И. Э., он не вошел в число св. седмочисленников (Кирилла, Мефодия и их 5 ближайших учеников), исследователи не сомневаются, что если он и не был прямым учеником равноапостольных братьев, то непременно являлся их ближайшим последователем (см.: Икономова. 1995. С. 170; Трендафилов. 2001. С. 18-21). В «Прологе» И. Э. сообщает, что сделал перевод «Богословия» по совету мон. Докса († нач. Х в.), брата болг. царя Бориса. На основании упоминаний в неск. произведениях Симеона (с 893 болг. князь, с 913 по 927 царь) и эмоционального описания великолепия болг. столицы, а также описания князей и бояр в начале Слова 6 «Шестоднева» предполагают, что И. Э. был близок к княжескому (позднее к царскому) двору. Как считают исследователи, свободно овладеть греч. языком и получить великолепное образование И. Э. мог только в К-поле, в Магнаврской школе или в Студийском монастыре , при условии своей принадлежности к аристократическому роду ( Панарет. 1914. С. 6-7; Йонова. 1992. С. 204; Икономова. 1995. С. 169; Трендафилов. 2001. С. 19), но есть версии о его обучении в болг. провинциальной школе ( Leskien. 1904. S. 2-3; Трифонов. 1929. С. 172-174).

http://pravenc.ru/text/471567.html

Полный текст журналов заседания Священного Синода 25 декабря 2014 года. 25 декабря 2014 года в Синодальном зале официальной Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось последнее в этом году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журнал 113 Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Справка: Со времени предшествующего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: 25 октября 2014 года Предстоятель Русской Православной Церкви в сопровождении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, председателя Синодального информационного отдела В.Р. Легойды прибыл в Саратов, где его встречали митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий, епископ Покровский и Николаевский Пахомий, полномочный представитель Президента в Приволжском федеральном округе М.В. Бабич, губернатор Саратовской области В.В. Радаев, духовенство и миряне епархий Саратовской митрополии. Его Святейшество совершил чин малого освящения университетского храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Саратовского государственного университета и всенощное бдение в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Саратова. 26 октября 2014 года Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима, архиепископа Элистинского и Калмыцкого Юстиниана, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Балашовского и Ртищевский Тарасия, епископа Покровского и Николаевского Пахомия, а также ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре, наместника Сретенского ставропигиального монастыря Москвы архимандрита Тихона (Шевкунова) и духовенства епархий Саратовской митрополии возглавил чин великого освящения храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Саратовской духовной семинарии и Божественную литургию в нем.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

ЦВ 15-16 (412-413) август 2009 /  22 августа 2009 г. Состоялось заседание Священного Синода 27 июля  в Успенской Киево-Печерской лавре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир; Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; архиепископ Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор; митрополит Тульский и Белевский Алексий; митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион; архиепископ Берлинский и Германский Феофан; архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин; архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, исполняющий обязанности управляющего делами Московской Патриархии. Заслушав сообщение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Священный Синод учредил Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви, утвердил «Положение о Межсоборном присутствии», а также состав Межсоборного присутствия и его президиума (подробнее см. с. 11). Священный Синод поручил президиуму Межсоборного присутствия разработать календарный план работ Присутствия и развернутый круг вопросов для рассмотрения Межсоборным присутствием, а также представить на утверждение Священного Синода состав экспертного совета при Межсоборном присутствии. Священный Синод обсудил представленные проекты уставов новообразованных Синодальных учреждений и утвердил уставы Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Синодального информационного отдела. Заслушав доклад архиепископа Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей об организации Общецерковной аспирантуры Русской Православной Церкви, Священный Синод утвердил Устав Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalos_za...

митрополит Волоколамский Иларион ЖМП 4 апрель 2011 /  28 марта 2011 г. Митрополит Иларион: Общецерковная аспирантура и докторантура — духовная школа нового типа Два года назад Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла принял решение о создании Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Предшественницей новой духовной школы нашей Церкви была аспирантура при Отделе внешних церковных связей, созданная еще в 1963 году трудами приснопамятного архиепископа Ярославского и Ростовского (впоследствии — митрополита Ленинградского и Ладожского) Никодима (Ротова). Аспирантура при ОВЦС готовила кадры для служения на зарубежных приходах Московского Патриархата и в самом отделе. Фактически это были двухлетние курсы повышения квалификации. Перед Общецерковной аспирантурой и докторантурой, названной во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян, с самого начала стояли гораздо более широкие и важные задачи. Во-первых, повысить уровень научно-богословских исследований, которые ведутся в нашей Церкви. Для этого, в частности, необходимо было увенчать систему аттестации церковно-научных кадров высшей степенью — доктора богословия. Ни в одной из духовных академий до недавнего времени не было специального курса по подготовке докторов богословия. В Общецерковной аспирантуре такая возможность появилась: докторская программа рассчитана на тех, кто уже имеет ученую степень кандидата, ведет исследования в области одной из богословских дисциплин и способен оформить результаты этих исследований в виде серьезной работы. Во-вторых, необходимо было поднять уровень кандидатских работ по богословию, чтобы они соответствовали научному уровню светских диссертаций, а не были своего рода дипломными работами, которые готовят студенты при окончании духовной академии. Такая реформа уже несколько лет назад была запущена в наших духовных академиях, но Общецерковная аспирантура призвана дать этим процессам новый импульс.

http://e-vestnik.ru/church/obshchetserko...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские Кирилл (+ 869) и Мефодий (+ 885) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 11 мая в честь освящения славянского языки Евангелием, 14 февр. память св. Кирилла в день преставления, 6 апр. память св. Мефодия в день преставления Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Они были детьми воеводы, родом болгарского славянина. Св. Мефодий был старшим из семи братьев, св. Константин, в иночестве Кирилл, — младшим. Св. Мефодий был сначала в военном звании и правил подчиненным Византийской империи славянским княжеством, по-видимому Болгарским, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, св. Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп (Малая Азия). Св. Константин с малых лет отличался умственными способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, впоследствии Патриарха Константинопольского. Св. Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно он изучал творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания св. Константин был прозван Философом. По окончании учения св. Константин принял сан и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме Святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в Высшую константинопольскую школу. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами и также одержал победу. Вскоре Константин удалился к своему брату Мефодию на Олимп, где проводил время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

http://sedmitza.ru/lib/text/436751/

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковно-государственные отношения на Руси в период татаро-монгольского завоевания 14.09.2015 910 Время на чтение 19 минут В статье аспиранта ОЦАиД имени святых Кирилла и Мефодия Сергея Ивановича Матвеева рассмотрена специфика государственно-церковных отношений в период татаро-монгольского завоевания. До сих пор исследователями уделялось недостаточно внимания вопросу консолидации общества на основе Русской Церкви. Зачастую урон Церкви от татаро-монголов был меньше причиняемого собственным государством, в частности, постоянными поборами княжеской власти. С другой стороны, в отдельные периоды истории Церковь оставалась единственным легитимным институтом власти, позволявшим сохранить основу государственности. Практически при полной утрате государственного суверенитета Руси удалось сохранить социально-культурную самобытность, главным ядром которой явилась Русская Церковь. Татары не проводили открытого гонения на христианство. Официально они даже брали его под свою защиту. «Веротерпимость монголов обусловливалась прежде всего тем, что они были язычниками, и как таковые, следовательно, должны были считать все религии одинаково истинными, одинаково связующими людей с Богом» . Сам Чингисхан не исповедовал ни одной из религий, но признавал существование «высшего разума» и старался задобрить богов всех религий. Подобное отношение к религии он устанавливает еще на курулате 1206 г. Это постановление в дальнейшем во многом определит судьбу Русской Церкви. Его будут придерживаться и приемники Чингисхана. Яса, или книга запретов, предписывала ханам с одинаковым уважением относиться ко всем религиям. Преемники великого хана, при своем вступлении на престол, давали клятву в точности следовать Ясе под опасением, в противном случае, лишиться престола . «Такая веротерпимость замечается в монгольских ханах не только тогда, когда они были язычниками, но и тогда, когда они приняли магометанство. Магометанин Берге с удовольствием слушал христианские рассказы епископа Ростовского Кирилла, вторично пригласил его к себе для исцеления своего сына и дозволил открыть в своей столице Сарае епископскую кафедру (1261 г.). Узбек, вообще благосклонно относясь к христианству, не возбранял своей сестре Кончаке не только выйти за московского князя Юрия Даниловича, но даже принять крещение; Чанибек же выдал ярлык митрополиту Алексию, обращался к его помощи для исцеления своей жены Тайдулы и вообще, по свидетельству летописи, был " добр зело ко христианству и многу льготу сотвори земле русской " » .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Е. Викторов. Гравюра. Нач. 80-х гг. XIX в. Алексей Егорович (2.02.1827, с. Студениково Мценского у. Орловской губ.- 22.07.1883, Пятигорск), археограф, историк книги, библиограф. Из семьи диакона. Учился в Орловской ДС (1841-1846), затем в МДА (1846-1850), был учеником протоиереев А. В. Горского и Ф. А. Голубинского . В 1852-1861 гг. работал в Московском главном архиве Мин-ва иностранных дел. В 1856-1861 гг. читал лекции по рус. языку и словесности в Мариинско-Ермоловском жен. уч-ще. С 1861 г. библиотекарь Московского ун-та. С 20 дек. 1862 г. до конца жизни работал в Московском публичном и Румянцевском музеях (ныне Российская государственная б-ка), где организовал Отд-ние рукописей и слав. старопечатных книг, являлся его хранителем. Одновременно состоял заведующим архивом и канцелярией московской Оружейной палаты (с 12 дек. 1868 по 1883). С 16 окт. 1853 г. действительный член Об-ва любителей российской словесности при Московском ун-те, с 1864 г. член Московского археологического об-ва, с 22 мая 1864 г. член-основатель Об-ва древнерус. искусства при Московском публичном и Румянцевском музеях, с 7 дек. 1879 г. член-корреспондент имп. АН по отд-нию рус. языка и словесности. В. является автором более 80 книг и статей. Его первая книга посвящена истории Церкви - «Великая кнг. Евдокия, во иночестве прп. Ефросинья, основательница Вознесенского девичьего мон-ря в Московском Кремле» (М., 1857, 1885, 1899). В 1858 г. В. составил алфавитный указатель к «Указателю для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) б-ки» архим. Саввы (Тихомирова) , к-рый был его близким другом. В 1859-1860 гг. ученый опубликовал ряд работ по истории Московской Синодальной типографии и ее богатой б-ки. В 1862-1865 гг. подготовил к печати 3 выпуска альбома миниатюр греч. рукописей, хранящихся в Синодальной б-ке. В 1859-1866 гг. В. издал неск. исследований, посвященных жизни и деятельности слав. просветителей равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия и происхождению слав. письма. По мнению В., создателем кириллицы был св. Кирилл. В 1865 г. В. опубликовал исследование «Кирилл и Мефодий: Новые источники и ученые труды по истории славянских апостолов», в к-ром проанализировал сочинения отечественных и зарубежных ученых на эту тему.

http://pravenc.ru/text/158602.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИДИНСКАЯ ЕПАРХИЯ [болг. Видинска епархия] Болгарской Православной Церкви; кафедра в г. Видин. Объединяет приходы и мон-ри на территории Видинской обл. Болгарии. Разделена на 5 наместничеств: Видинское, Кульское, Ломское, Белоградчикское и Берковицкое (г. Монтана). Правящий архиерей - митр. Дометиан (Топузлиев) . По данным на сер. 2003 г., в епархии действуют 195 церквей, в к-рых служат 102 священника. Кафедральный собор во имя вмч. Димитрия (г. Видин). Монастыри Действующие: Добридольский во имя Св. Троицы муж., XIX в.; Изворский в честь Успения Пресв. Богородицы жен., XII в.; Клисурский во имя святых Кирилла и Мефодия муж., XII в.; Лопушанский во имя св. Иоанна Предтечи муж., X в.; Раковицкий во имя Св. Троицы муж., X-XI вв.; Чипровский во имя св. Иоанна Рильского муж., X в. В мон-рях в сер. 2003 г. проживали 14 монахов и 1 монахиня. Недействующие: Албутинский скальный близ с. Раброва, был основан в XIII в., сейчас в нем располагается музей, и Брусарский (XI в.), действует как приход. На территории В. е. ранее действовали и др. мон-ри: напр., из жития свт. Феодосия Тырновского известно о мон-ре во имя свт. Николая в с. Акчар (совр. Арчар). История В первых веках по Р. Х. земли совр. В. е. входили в состав рим. провинции В. Мёзия, в к-рой христианство распространилось благодаря проповеди учеников ап. Андрея. В III-IV вв. на берегу Дуная возник укрепленный рим. лагерь Бонония (совр. Видин). При изменении адм. деления балканских владений Римской империи в IV в. эти земли вошли в состав диоцеза Дакия префектуры Иллирик. В IV в. существовала епископская кафедра в Кастра Мартис (совр. г. Кула), а в IV - нач. VII в. епископия Аквы (севернее Видина, совр. территория Сербии) и митрополия Ратиария (совр. Арчар, Видинская обл.). В Сардикийском Соборе (343/4) участвовали 2 епископа - Аквийский Виталис и Кастра-Мартисский Молв. При нашествии гуннов в 412 г., а затем славян Ратиария была полностью разрушена, а Бонония получила у славян новое название Бдин (или Быдин). Кафедры в этот период были упразднены.

http://pravenc.ru/text/158410.html

Мониторинг СМИ Соборный наказ В День славянской письменности и культуры Патриарх отметил именины 25.05.2009 14:46 Вчера, в День святых Кирилла и Мефодия, отмечался первый день тезоименитства нового Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, под председательством которого в конце прошлой недели прошел 13-й Всемирный Русский Народный Собор. Основными темами Собора - международной общественной организации, вот уже 4 года имеющей специальный консультативный статус при ООН, - стали необходимость преодоления экономического кризиса, забота о сохранении окружающей среды, противостояние алкоголизму, наркомании, преступности, нравственное измерение жизни молодых людей. «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» - так была сформулирована его повестка дня. Позиция предстоятеля Русской церкви, заявленная во вступительном слове при открытии собора, звучала так - без нравственного обновления, очищения человеческой души, переноса нравственных норм в систему образования, закрепления их в реальной жизни людей мы никогда не решим никаких проблем, в том числе экономических и экологических. - Если ребенок не приучен, что грех ломать дерево, пренебрежительное и эксплуататорское отношение к окружающему миру станет частью его натуры, его трудно будет изменить, - сказал Патриарх. Он выразил обеспокоенность проблемами алкоголизма и наркомании, черствости, безответственности, хищнического отношения к природе, погони за удовольствиями, подчеркнув, что «все эти бедствия коренятся в человеческой душе». «Духовный иммунитет» призвал укреплять участник Собора известный режиссер Никита Михалков, считая, что именно он позволит России стать лидером на мировой арене. В субботу вечером перед закрытием Собора Патриарх выступил перед молодежью на стадионе спорткомплекса «Измайлово». В этот же день он совершил Божественную литургию под открытым небом на Бутовском полигоне. Проливной дождь и холодная погода не помешали собраться почти двум тысячам верующих на праздновании Собора новомучеников и исповедников российских.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

поиск:   разделы   рассылка Выступление митрополита Ювеналия на открытии конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры, в Коломне Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий выступил на открытии конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры, в Коломне. Уважаемые Лидия Николаевна, Александр Андреевич, Алексей Борисович! Дорогие отцы, братья и сестры! Христос Воскресе! В эти дни мы продолжаем праздновать Воскресение Христово – Пасху Господню, победу жизни и любви над смертью и грехом, а также готовимся встретить День славянской письменности и культуры, когда совершается память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян. Они по Божиему благословению совершили подвиг, достойный того, чтобы называться чудом. В короткие сроки была создана славянская письменность и при ее посредстве переведено на язык наших предков Священное Писание. Это событие в буквальном смысле слова перевернуло жизнь народов Восточной Европы и в том числе Древней Руси. Кирилло-мефодиевская традиция стала основанием не только для религиозной жизни славян, приобщившихся к Православию, но и дала мощный толчок для развития новых форм государственно-общественного, культурного бытия народов, коснувшись каждой семьи, каждой отдельной личности. Именно поэтому нам так дорог День славянской культуры, который широко празднуется по всей России. У коломенцев еще хранятся в памяти события 2007 года, когда наш город был всероссийской столицей торжеств. Тогда тоже прошла научная конференция, труды которой были изданы в сборнике " Россия и славянский мир " . Сегодня я хочу воспользоваться возможностью, чтобы еще раз поблагодарить тех, кто трудился ради осуществления этого издания. Если раньше каждый год один из городов России был столицей праздника Дня славянской письменности и культуры, то со следующего года, в соответствии с решением Оргокомитета и по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в целях обеспечения полноценного общенационального масштаба праздника центральные торжества будут проходить в Москве. При этом празднества будут одновременно проводиться во всех субъектах Федерации.

http://religare.ru/2_65194.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010