Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – январь 2010 16 мин., 16.01.2010 1-я страница обложки – фото из архива инокини Ольги (Гобзевой). См.: Интервью номера. – С.12-17. Пролог: Николай Рубцов . « В этой деревне огни не погашены …». Стихотворение, 1965 г.//Фома. - – январь 2010. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Колонка главного редактора:            Монолог: Владимир Легойда . Чудо, фокус и человеческое сердце . Фото Владимира Ештокина. Ил.: И. Н. Крамской «Христос в пустыне», 1872 г.//Фома. - – январь 2010. – С.4-5. – (рубрика « Колонка главного редактора. Монолог »). Грани: Богословов станет больше . В середине декабря в Общецерковной  аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия завершился первый в ее истории учебный триместр. Фото с сайта www.mospat.ru//Фома. - – январь 2010. – С.6. – (рубрика «Грани»). в марте 2009 года по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Ректором является архиепископ Волоколамский Иларион. В программу повышения квалификации входят курс по епархиальному документообороту, прочитанный архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием , и курс по информационной политике Церкви, автор которого – председатель Синодального информационного отдела В. Р. Легойда . «Русский Север» в Гаване. Об открытии первой в Латинской Америке (в «Русском доме» при храме во имя Казанской иконы Божией Матери в Гаване) постоянно действующей фотовыставки о православной России – «Русский Север». Представлены 22 фотографии Геннадия Смирнова , посвященные храмам и монастырям российского Севера. Фото (Храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Гавана. Куба) Игнасио Иглеса//Фома. - – январь 2010. – С.6. – (рубрика « Грани »). Цитата: Протоиерей Антоний Ильин , и. о. представителя Московского Патриархата при европейских международных организациях. Из статьи « Жизнь как тайна » с портала «Интерфакс-Религия» об избрании первого президента ЕС (« Пока президент ЕС, находясь в своей новой должности, не сказал ничего значимого. Но есть фразы, сказанные несколько лет назад, например, о том, что каждый человек должен сделать выбор, решить для себя, что такое жизнь – Таинство или абсурд. «Я выбираю Таинство», - сказал Ван Ромпэй …»)//Фома. - – январь 2010. – С.7. – (рубрика « Грани. Цитата »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-81-y...

3. Включить в повестку дня Межсоборного присутствия следующие вопросы: 4. Поручить президиуму Межсоборного присутствия разработать календарный план работ Присутствия и развернутый круг вопросов для рассмотрения Межсоборным присутствием в рамках повестки дня, а также представить на утверждение Священного Синода состав экспертного совета при Межсоборном присутствии.   56 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: об утверждении уставов новообразованных Синодальных учреждений. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить уставы Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Синодального информационного  отдела.   57 СЛУШАЛИ: Доклад  Преосвященного архиепископа Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних  церковных связей, о работе по организации Общецерковной аспирантуры Русской Православной Церкви. Справка: На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 31 марта 2009 года по предложению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было принято решение о создании Общецерковной аспирантуры (журнал 20). Ректором аспирантуры назначен Преосвященный архиепископ Волоколамский Иларион. 7 мая 2009 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был утвержден состав Рабочей группы по выработке Положения (Устава) Общецерковной аспирантуры, ее программы и учебного плана. С 25 мая по 8 июля под председательством Преосвященного архиепископа Илариона проведено четыре заседания Рабочей группы, на которых выработан Устав и учебный план, даны рекомендации, касающиеся структуры аспирантуры, программ вступительных и итоговых экзаменов, штатного расписания. В связи с задачами, поставленными перед новым учебным заведением, в том числе по подготовке церковно-научных кадров высшей квалификации —докторов богословия, Рабочей группой было предложено расширить название аспирантуры («Общецерковная аспирантура и докторантура»), присвоив ей имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. ПОСТАНОВИЛИ:   58 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского  и всея Руси Кирилла о его официальном  визите в Константинопольский Патриархат.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209362...

А.И. Мраморнов. О развитии системы послевузовского и дополнительного образования в Русской Православной Церкви 15 октября 2010 г. 13:00 Портал Патриархия.ru публикует статью доцента Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , секретаря Ученого совета Общецерковной аспирантуры А.И. Мраморнова, за которую автор получил первую премию в номинации «Богословское образование — традиции и вызовы современности» в конкурсе «Духовное образование в XXI веке». Современный этап реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви идет с 1994 г. Новый импульс этим процессам был придан в прошлом году, с началом Патриаршества нынешнего Предстоятеля Русской Церкви — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который уделяет духовному образованию особое внимание. Настоящая статья посвящена тем переменам, которые уже происходят или могут происходить в ближайшее время на самом высшем уровне духовного образования — послевузовском, включающем научно-богословскую аттестацию, подготовку к ней (собственно, обучение), а также на уровне дополнительного образования. «Духовное образование немыслимо без церковной науки, без богословия, без церковной мысли, без серьезных научно-методических трудов», — подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл В Болонской системе, из которой ныне Русская Православная Церковь вынуждена заимствовать образцы устроения различных научно-образовательных процессов и институтов предусматривает три уровня вузовского и послевузовского обучения: бакалавриат, магистратура, докторантура. При этом бакалавриат является полностью учебным уровнем, на котором передаются знания и некоторые компетенции, магистратура — учебно-научной ступенью образования, на которой студент уже обязан стать исследователем, докторантура — это уже процесс окончательного становления исследователя. Церковная наука в России насчитывает, по крайней мере, два столетия своей истории (с небольшими перерывами на эпоху самых жестоких гонений на Церковь XX в., когда, впрочем, церковная наука продолжала существовать в русском зарубежье).

http://patriarchia.ru/db/text/1295558.ht...

Астрахань. Кремль. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы с Пречистенской надвратной колокольней. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Успенский собор XVIII в. (1698-1710 гг.), зодчий Дорофей Мякишев. Стоительство было основано с благославения митрополита Сампсония. Общая высота собора 75 м, площадь 1790 кв.м. В соборе похоронены Митрополит Иосиф (покровитель Астрахани, замученный сподвижниками Стеньки Разина в 1671 г.), грузинские правители 18 века Теймураз II и Вахтанг IV. Также на фото - Пречистенские ворота с надвратной Соборной колокольней и часами (1908-1912 гг.). Строительство собора началось по инициативе митрополита Савватия (1683-1696 гг.) на месте старого обветшавшего одноэтажного собора. Митрополит собрал средства, но строить пришлось его преемнику – митрополиту Самсону (1697-1714 гг.). Строительство началось в 1697 году под руководством зодчего – крестьянина Дорофея Мякишева. Собор строился двухэтажным. Нижний храм был освящён в 1708 году в честь Владимирской иконы Божией Матери. Верхний храм – в 1710 году в честь Успения Пресвятой Богородицы. В нижнем храме были устроены приделы в честь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, и в честь святых Платона и Петра Афонских, позже переименованных в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В 1928 году Успенский собор был закрыт. Долгое время здесь располагались различные советские учреждения. Возвращение собора Церкви состоялось в 1992 году. Раенее, до 1923 года, Успенский собор считался кафедральным епархиальным собором. При соборе существует Пречистенская колокольня. Она уже третья на этом месте. Первая была построена в 1710 году. Настоящая колокольня выстроена в 1910 году по проекту архитектора С.И. Карягина. Источник: Православные храмы Астраханской области. Комплект открыток. Текст к открыткам: игумен Иосиф(Марьян), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с.Ильинка Володарского р-на Астраханской области. Астраханский Успенский кафедр. собор — украшение и венец Астрахани. Стройный и величественный, он виден со всех возвышенностей за 30 верст; плывущие по Волге к Астрахани, все без исключения любуются собором. Издали, когда самый город кажется еще в тумане, стройный силуэт собора обрисовывается явственно; купола и кресты как бы касаются облаков, и самый город, с его церквами и строениями, кажется подножием храму.

http://sobory.ru/article/?object=01044

В.И. Ресин о «Программе-200»: Участвуйте лично, это ваши храмы! 5 июля 2013 г. 15:49 Интервью куратора «Программы-200» от Правительства города Москвы, советника Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресина порталу «Православие и мир» . — Назвать точную дату, когда возникала эта идея, мне трудно — это было очень давно. Еще в 90-х годах, когда мы начали воссоздание Храма Христа Спасителя и других знаковых святынь, которые в разоренном состоянии вернули Церкви в начале перестройки. Всем стало очевидно, что мы не возмещаем пока тот пробел, который возник из-за массового сноса храмов в советский период, да и Москва разрослась в десятки раз по сравнению со златоглавой столицей начала ХХ века. С тех пор представители Церкви, префектуры, районные управы, органы территориальной власти начали понемногу прорабатывать вопрос, собирать информацию для выявления мест под размещение новых храмов, направлять ее в Москомархитектуру и институт Генплана. — Но реально Программа заработала только при нынешнем мэре? — Да, безусловно. Она обрела реальные черты по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла, поддержанной Сергеем Семеновичем Собяниным . Они стали сопредседателями Попечительского совета специально созданного для реализации проекта Фонда «Поддержки строительства храмов г. Москвы». Масштабная работа по подбору и выделению участков началась в 2010 году, а в апреле 2011-го уже заложили первый храм в честь святых Мефодия и Кирилла на Дубровке — и из области подготовительных исследований Программа шагнула на реальные строительные площадки во все округа столицы. — 200 участков, 200 проектов, 200 храмов — это большая повседневная работа. Чиновникам — понять священников, духовенству — научиться действовать в рамках правил десятков регулирующих инстанций. Как складывается сотрудничество? — Нормально складывается. Сотрудничество с Церковью у нас сложилось давно, еще со времен Патриарха Алексия , когда строили Храм Христа Спасителя. Я, когда приезжал на стройку, думал про себя, что Патриарх — старший прораб, Лужков — начальник участка, а я простой прораб у них. Вот так и было. Святейший лично и на подъемнике, и пешком обходил все точки, смотрел все детально. Без него и художественной комиссии невозможно было бы ничего сделать.

http://patriarchia.ru/db/text/3082320.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Не допускать компромиссов с верой» Болгарская Православная Церковь и Ватикан 10.06.2021 845 Время на чтение 8 минут Источник: Центр " Хризма " Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов и папа Римский Франциск С удивлением прочитала в " Телеграм " -канале церковного публициста Александра Вознесенского: « Ввиду развертывания активной и широкомасштабной деятельности РКЦ в Болгарии, вполне допускаю, что в ближайшее время могут появляться в БПЦ заявления о потребности признать раскольников на Украине ». Понимая беспокойство автора этого комментария и глубоко сопереживая украинской церковной проблеме, хотелось бы, однако, предостеречь всех, кто пытается делать поспешные выводы (порой – вселенского масштаба), не имея реальной информации, представления о внутренней ситуации, даже (не на последнем месте) – специфики менталитета (балканского вообще и болгарского в частности). Болгария – член Евросоюза и НАТО с соответствующей, евроатлантической ориентацией средств массовой информации. Однако при тщательной проработке и эти источники могли бы помочь автору вышеуказанного комментария прояснить ситуацию. Для начала он узнал бы, что традиция постсоциалистического руководства (президента или премьер-министра) Болгарии посещать римского папу и базилику св. Климента в Риме (где покоятся мощи св. равноапостольного Кирилла) сразу после национального праздника славянской письменности (25-27 мая) существует не первый год. Это правительственная делегация, Болгарская Православная Церковь к данному мероприятию отношения не имеет. У БПЦ есть Западно- и Среднеевропейская епархия. Вот что сообщает ее сайт: «2 4 мая 10 ч. Ватиканская базилика Сан-Пиетро, крипта пап, параклис (часовня) покровителей Европы свв. Кирилла и Мефодия и св. Бенедикта – Молебен Святым братьям и День болгарского просвещения и культуры и славянской письменности». Православный молебен, что уточняется и на сайте «Vatican news». Сослужения не было. И еще для справки: в 1998 г. Болгарская Православная Церковь вышла из Всемирного совета церквей.

http://ruskline.ru/opp/2021/06/10/ne_dop...

Крестный ход возглавляет архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан ЖМП 1 январь 2020 /  20 января 2020 г. 15:59 Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан: " Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — духовно родные для нас люди " УПРАВЛЯЮЩИЙ ЭЛИСТИНСКОЙ ЕПАРХИЕЙ РАССКАЗАЛ " ЖУРНАЛУ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ " О БОГОСЛУЖЕНИИ НА КАЛМЫЦКОМ ЯЗЫКЕ И О СТРОИТЕЛЬСТВЕ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА.  PDF-bepcuя. Просвещаем о просветителях — Ваше Высокопреосвященство, в центре республиканской столицы вы возводите новый кафедральный собор во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — первый по-настоящему большой и просторный православный храм в Элисте. Подобное посвящение — редкость для расположенных на российской территории соборных храмов. Чем объясняется такой выбор? — К славянским учителям и просветителям Кириллу и Мефодию внутренне мы относимся как к близким, духовно родным людям. Ведь здесь, в калмыцких степях, в 861 году они трудились и проповедовали, подчас рискуя жизнью. Как повествует житие святого равноапостольного Кирилла, при возвращении из хазарской миссии они едва не погибли от жажды. Конечно, мы не хотим, чтобы наше отношение к святым Кириллу и Мефодию было по-светски поверхностным. Мы хотим, чтобы они воспринимались как родные и близкие люди. — Как же этого добиться? — О хазарской миссии просветителей знает достаточно узкий круг специалистов-историков. О том, как и в каких конкретных условиях она проходила, — вообще считаные единицы ученых. Поэтому ежегодно мы проводим Кирилло-Мефодиевские научные чтения, где звучат доклады о тогдашнем Хазарском каганате, его связях с Византией. Поскольку миссия братьев проходила через Херсонес Таврический, где в 861 году святые просветители обрели мощи Климента, Папы Римского, мы перебрасываем мостик и к Климентовскому мужскому монастырю под Севастополем, в Инкермане, котрый сейчас возрождается. А ведь святитель Климент, Папа Римский, — особая фигура для всего христианского мира. То, что Кирилл и Мефодий часть его мощей в 867 году внесли в Рим, подвигло занимавшего тогда папский престол Адриана II на радостях выйти навстречу им крестным ходом и создало такую праздничную атмосферу, что принесенные ими богослужебные книги на славянском языке оказались приняты благосклонно (несмотря на то, что немецкое духовенство в Моравии всерьез и упорно считало их еретическими).

http://e-vestnik.ru/interviews/arhiepisk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО СОБОР В СОФИИ с приделами во имя св. равноапостольных Кирилла и Мефодия и св. блгв. царя Бориса, воздвигнут по волеизъявлению и на средства болг. народа в знак признательности рус. народу за освобождение от османского ига в русско-тур. войне (1877-1878). 13 апр. 1879 г. на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в г. Велико-Тырново, выработавшего и принявшего Тырновскую Конституцию, видный болг. общественный и гос. деятель П. С. Каравелов предложил воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его рус. святому - Александру Невскому, небесному покровителю российского имп. Александра II Николаевича , что было единодушно принято и для осуществления чего был избран Комитет во главе с председателем - еп. Климентом (в миру писатель Васил Друмев, впосл. митр. Тырновский). 26 февр. 1881 г. была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней, к-рый 1 июня 1882 г. обратился с «Воззванием» к болг. народу, освобожденному от пятивекового тур. рабства рус. братьями-славянами, потерявшими в этой войне 200 тыс. солдат. 19 февр. 1882 г. на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма. В 1883 г. для составления проекта и для руководства строительными работами был приглашен рус. акад. архитектуры И. С. Богомолов. Но ориентированное на Австро-Венгрию и Германию правительство нем. принцев Александра Баттенберга (1879-1886) и Фердинанда I Кобургского (1887-1894) всячески тормозило проект. Лишь в 1895 г. дружески настроенное к России правительство К. Стоилова вновь подняло вопрос о постройке храма. К тому времени Богомолов умер, и вместо него был приглашен рус. архитектор, проф. Академии художеств А. Н. Померанцев (1848-1918), построивший ряд церковных и гражданских зданий в России и храм-памятник у подножия исторического Шипкинского перевала в Болгарии. Померанцеву было предложено переработать проект Богомолова и воздвигнуть более обширный и величественный храм, к-рый внешним видом отвечал бы своему высокому назначению, а в архитектурном отношении отражал характерные черты древнеболг. зодчества. Из-за несогласия сторон по нек-рым адм. и техническим вопросам переговоры затянулись, подписание проекта состоялось лишь 31 марта 1904 г. 5 авг. 1904 г. были начаты земляные работы, общее строительство А. Н. с. было закончено в 1912 г., во время Балканской войны. Работами руководили помощники Померанцева - рус. архитекторы А. А. Яковлев и А. Н. Смирнов. С болг. стороны в строительстве приняли участие архитекторы П. Момчилов, Ю. Миранов, Я. Шамарджиев, Т. Петров, инженер Г. Лазарев и др.

http://pravenc.ru/text/64446.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЛЯЦИЙ [лат. Allatius, итал. Allacci] Лев (1586 или 1588, о-в Хиос - 18.01.1669, Рим), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, автор многочисленных трудов в области филологии и истории, католич. богослов. Родился в семье правосл. греков, Николая Вестарха и Севастии Невриди; в возрасте 10 лет был увезен в Италию, в 1599-1610 гг. учился в греч. коллегии в Риме (см. Афанасия св. коллегия ), став ревностным католиком. Нек-рое время занимал пост генерального викария при лат. епископе Хиоса (не принимая сана). Вернувшись в Рим, занялся медициной; с 1619 г. связал свою жизнь с папской Ватиканской б-кой , где занимал должности от простого писца (scriptor graecus) до главного хранителя (primus custos; 1661). Знаток античной классики и издатель греч. текстов (среди к-рых editiones principes «Жизнеописания Гомера» Прокла, «Семь чудес» Филона Византийского и др.), А. много сделал и для изучения визант. авторов. В частности, он впервые издал полную редакцию хроники Георгия Акрополита , снабдив ее лат. переводом. До наст. времени не потеряли своего значения т. н. «диатрибы» А., представлявшие собой своеобразные каталоги авторов, носивших одинаковые имена (Пселлы, Георгии, Симеоны, Нилы, Никиты, Филоны, Феодоры), с указанием рукописей, содержащих их сочинения. Не менее значителен вклад А. в изучение патристики: им были изданы и переведены сочинения Оригена (первые издания многих его гомилий), святителей Евстафия Антиохийского , Мефодия Олимпийского , Кирилла Александрийского , преподобных Нила Анкирского , Иоанна Дамаскина . А. одним из первых разработал совр. методы филологической критики и эмендации (исправления) текстов посредством их внутренней оценки и сличения списков. В своих собственных сочинениях, посвященных проблеме расхождений между Православием и католичеством, А. стремился сгладить их в духе унионистской политики Римского престола. Основным трудом по этому вопросу стал трактат «О вечном согласии Западной и Восточной Церквей» в 3 книгах.

http://pravenc.ru/text/114858.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОДОВ Христо Николов (15.08. 1901, Калофер - 17.07.1982, София), болг. филолог-медиевист, историк болг. языка и лит-ры, археограф и палеограф. До 1916 г. жил в К-поле, где получил начальное образование. В 1917-1923 гг. учился в ДС в Софии, в 1927 г. окончил отд-ние слав. филологии Софийского ун-та. В 1926-1927 гг. специализировался по слав. языкознанию в Ягеллонском ун-те в Кракове. В 1929-1944 гг. преподавал классические языки в 1-й муж. гимназии в Софии. В нач. 30-х гг. ХХ в. участвовал в научной экспедиции по изучению болгар Вост. Фракии. После установления в Болгарии социалистической власти (1944) и начала репрессий против интеллигенции официально работал слесарем, продолжая заниматься наукой. С нач. 60-х гг. ХХ в. внештатный сотрудник Археографической комиссии НБКМ, с 1965 г. сотрудник Ин-та истории Болгарской АН. Составил каталоги славянских рукописей, хранящихся в НБКМ ( Кодов Х., Стоянов М. Опис на слав. ръкописи в Софийската народна б-ка. София, 1964. Т. 3; 1971. Т. 4), в Научном архиве Болгарской АН (Опис на слав. ръкописи в б-ката на Бълг. академия на науките. София, 1969), в б-ке Рильского мон-ря ( Кодов Х., Райков Б., Христова Б. Слав. ръкописи в Рилския ман-р. София, 1986. Т. 1). Был руководителем группы (1978, 1979) по составлению каталога б-ки мон-ря Зограф на Афоне ( Кодов Х., Кожухаров С., Райков Б. Опис на слав. ръкописи в б-ката на Зографския ман-р на Св. гора. София, 1985. Т. 1; Каталог на слав. ръкописи в б-ката на Зографския ман-р в Света гора/Съст.: Б. Райков, Х. Кодов, С. Кожухаров, Х. Миклас. София, 1994). С 1977 г. старший научный сотрудник, затем зам. директора Церковного историко-архивного ин-та Болгарской Патриархии, профессор (1979). Преподавал церковнослав. язык в Софийской ДА. Удостоен Кирилло-Мефодиевской награды Болгарской АН (1978) и награжден орденом Кирилла и Мефодия 1-й степени (1981). Исследования К. основаны на всестороннем критическом анализе источников, сопоставлении данных палеографии с лингвистическими особенностями текстов. В каталогах рукописей он выделял палеографические, лингвистические и лит. особенности слав. памятников книжности, выявлял визант. источники некоторых из них. Принципы описания слав. рукописей он изложил при публикации текстов Слепченского сборника (Слепченски сборник: Среднобълг. паметник от края на XIV в.//Изв. НБКМ. 1967. Т. 7(13). С. 33-110) и Энинского а постола ( Кодов Х., Мирчев К. Енински апостол: Старобълг. писмен паметник от XI в. София, 1964).

http://pravenc.ru/text/1841644.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010