Arhiva Ierodiaconul Ioan (Kopeikin): „Totul este posibil de realizat, atunci când stabilim corect prioritile” 3 septembrie 2012 10:33 С 3 по 7 сентября 2012 года проходят вступительные экзамены в Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В интервью  интернет-изданию  «Татьянин день»   помощник ректора по магистратуре иеродиакон Иоанн (Копейкин) рассказал о деятельности магистерского отделения Общецерковной аспирантуры. — Отец Иоанн, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия создано отделение магистратуры. Для чего оно открыто и на кого оно рассчитано? Каковы главные отличия (в плане образования) магистратуры ОЦАиД от магистратуры семинарии? — Прежде всего сразу замечу, что магистратура при Общецерковной аспирантуре функционирует с 2010 года, в начале осени состоится ее первый выпуск. За плечами уже есть два года опыта и, что называется, настройки системы. Чтобы понять специфику нашей магистратуры, достаточно вспомнить те задачи, которые ставились Святейшим Патриархом и Священным Синодом три года назад перед создаваемой тогда Общецерковной аспирантурой. Речь шла об открытии своего рода «кузницы кадров» для Синодальных учреждений Русской Православной Церкви, о формировании некоего нового пространства, в котором традиция Православной Церкви во всем ее многообразии изучалась бы и осмысливалась ввиду важнейшей задачи: сделать свидетельство нашей Церкви доступным, а, самое главное, актуальным для современного общества. Практическое измерение такой задачи очевидно: необходимо воспитать новое поколение богословов и сотрудников Синодальных отделов, отчетливо представляющих себе «повестку дня» и задачи, стоящие перед Церковью, способных говорить на понятном для общества языке. Для этого нужно переформатировать учебный процесс таким образом, чтобы уже за годы учебы студент знакомился с современной проблематикой церковно-общественных отношений, научился по настоящему оперировать богословским наследием Церкви в диалоге с любыми общественными институтами. Потому Общецерковная аспирантура мыслилась и продолжает мыслиться как экспериментальная площадка, на которой, в соответствии с отечественными и международными стандартами образования, реализуется новая модель высшего богословского образования.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2439344...

Закрыть itemscope itemtype="" > Апостолам равные 24 мая - Память равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 23.05.2012 547 Время на чтение 4 минуты То, что сделали святые Кирилл и Мефодий, послужило фундаментом, на котором построено прекрасное здание нынешней славянской культуры, занявшей своё почётное место в мировой культуре человечества. Митрополит Никодим (Ротов) Святые братья Константин-Кирилл (826-869) и Мефодий (814-885), греки, византийцы, уроженцы издавна заселённого славянами греческого города Солуни, являются главными героями истории просвещения славянских народов. Об этом свидетельствует немало греческих, латинских и славянских источников. Святые братья были истинные служители христианской Церкви, неустанно трудившиеся как проповедники Слова Божия, как учители веры и знания. В своём рассказе биограф Константина Философа, не забывая о его духовных достоинствах, с большим тщанием тем не менее говорит о его подвигах учёности. Константин отстаивает иконопочитание в споре с бывшим Константинопольским патриархом Иоанном Грамматиком, поражает своей эрудицией представителей исламской образованности во время дипломатической миссии в Арабский халифат, переводит грамматику еврейского языка, предпринимает в Крыму поиски святых останков третьего епископа Рима и священномученика Климента, доказывает превосходство учения Христа иудейским и мусульманским богословам в Хазарии, обращает к христианству язычников. Наконец, трудится над просвещением славян. Биографа Мефодия интересует прежде всего его жизнь в Паннонии и Моравии после смерти брата. Это - преодоление притеснений со стороны немецкого духовенства, архиерейское служение, непрестанное учительство, литературные труды, народное признание. Работники во благо людей, они оба при духовной склонности к созерцанию и молитве были деятелями и созидателями. В течение VI-X вв. по Р.Х. славянские племена расселились на огромной территории Европы от альпийских склонов и Балканского полуострова до Балтийского моря, от устья реки Эльбы до Днепра, Дона, Оки и Волги, освоив в ходе соприкосновения с другими культурами и этносами новые - протогородские и протогосударственные - формы общественной жизни. В X в. на арену истории выступают мощные Древнепольское и Древнерусское государства. Весь этот процесс неизменно сопровождался христианизацией славян, и, хотя источники подчёркивают самостоятельный характер выбора славянскими вождями новой веры, такой выбор определялся, конечно же, мощным культурным влиянием либо Каролингской империи, либо Священной Римской империи, либо Византии. Но очевидно, что приобщение к государственной форме общественного бытия и христианской культуре наиболее эффективно могло быть обеспечено только письменностью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Русские поэты и писатели всегда осознавали свое служение как пророческое» Первым лауреатом Патриаршей литературной премии стал известный русский писатель Владимир Крупин 27.05.2011 581 Время на чтение 3 минуты Вчера, 26 мая, в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию избрания и награждения лауреата Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, сообщает Патриархия.ru. На сцену были приглашены номинанты Патриаршей литературной премии 2011 года: Юлия Николаевна Вознесенская (Берлин); Валерий Николаевич Ганичев ( Москва ); Владимир Николаевич Крупин (Москва); Владимир Юрьевич Малягин (Москва); Людмила Николаевна Разумовская (Санкт-Петербург); Александр Юрьевич Сегень (Москва); протоиерей Владимир Чугунов (Нижний Новгород). К собравшимся с Первосвятительским словом обратился Святейший Патриарх Кирилл. Предстоятель сообщил, что лауреат будет избран тайным голосованием членов Палаты попечителей литературной премии. «Русские поэты и писатели всегда осознавали свое служение как пророческое. " Поэт в России больше чем поэт " – эта поэтическая строка стала крылатой фразой. Русская литература и дальше должна возгревать тот пророческий дар, которым с избытком обладали ее лучшие представители. Верю, что в XXI веке произойдет, наконец, возвращение нашей литературы к подлинным духовно-нравственным истокам русской культуры, берущей начало в апостольских трудах Кирилла и Мефодия. Мы надеемся и мы молимся, чтобы было так. Но это возвращение станет возможным только в том случае, если общество осознает, что и Церковь, и литература призваны делать одно общее дело – свидетельствовать миру о вечном, возвышать ум и душу человека, приобщать к мудрости и опыту предшествующих поколений. Очевидно, степень причастности к этому делу и должна стать основным критерием при избрании лауреата Литературной премии», – отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/27/ru...

Минск. Кафедральный собор Сошествия Святого Духа. Свято-Духов кафедральный собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кафедральный собор в честь Сошествия Святого Духа в Минске. Здание собора построено в 1633–1642 годах в качестве главного храма католического женского монастыря бернардинок, а с северной стороны был выстроен П-образный монастырский корпус. Главный вход в монастырь первоначально находился с противоположной от храма стороны. Строители возвели его на месте, где до начала XVII века находился православный монастырь во имя святых Космы и Дамиана. В продолжение XVIII–XIX веков храм и прилегающий к нему монастырский корпус неоднократно перестраивались, прежде чем принять нынешний архитектурный облик. В 1852 году католический монастырь был закрыт, а его насельницы переведены в Несвиж. В 1860 году бывший монастырский храм был обращён в православную церковь, которую освятили в честь святых Мефодия и Кирилла. Церковь была предназначена для студентов Минской духовной семинарии, которые временно, после своего переезда из Слуцка, размещались в келиях бывшего монастыря. В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса. Открытие монастыря состоялось 4 января 1870 года, а в мае последовало предписание Синода именовать его Свято-Духовым. Братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены его библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года, а 1 ноября того же года был освящён правый придел храма в честь святых Мефодия и Кирилла. Собор содержал в себе многие святыни, среди которых — икона святителя Никиты, епископа Новгородского, с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей. Имевшаяся на одном из крестов надпись свидетельствовала, что в крестах содержатся частицы святых мощей многих угодников Божиих. На главном престоле храма находилось древнее Евангелие, лично переписанное в 1582 году Слуцким князем Юрием Олелько и переданное им в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. Однако, в целом монастырь отличался бедностью. В 1905 году число его насельников не превышало десяти. Среди них был один архимандрит, один игумен, четыре иеромонаха, два иеродиакона и двое монахов.

http://sobory.ru/article/?object=07812

поиск:   разделы   рассылка В Москве прошел международный круглый стол " Будущее христианства на Ближнем Востоке: реальность и прогнозы " 1 марта 2018 года в Москве состоялся международный круглый стол " Будущее христианства на Ближнем Востоке: реальность и прогнозы " . Организаторами мероприятия выступили Императорское православное палестинское общество (ИППО) и Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В заседании принял участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион. Также среди участников – председатель ИППО С.В. Степашин; заместитель министра иностранных дел, спецпредставитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки М.Л. Богданов; вице-президент Российского совета по международным делам М.В. Маргелов; член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, ведущий программы " Постскриптум " А.К. Пушков; генеральный директор Государственного Эрмитажа, историк-востоковед, исламовед, почетный член ИППО М.Б. Пиотровский и другие. В мероприятии приняли участие представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон, епископ Сафитский Димитрий (Антиохийская Православная Церковь), Апостольский нунций Святого Престола в России архиепископ Челестино Мильоре, председатель духовного Собрания мусульман России, член Общественной палаты Российской Федерации муфтий Альбирхазрат Крганов, и.о. заместителя председателя Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви В.Ю. Квятковский, руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Совета ИППО протоиерей Димитрий Рощин, а также представители научной общественности, специализирующиеся на изучении Ближнего Востока. Модераторами круглого стола выступили заместитель председателя ИППО, руководитель Общественного центра ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке Е.А. Агапова и руководитель Управления по общественным связям и протоколу Общецерковной аспирантуры и докторантуры М.Х. Паласио.

http://religare.ru/2_115173.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Вера способна вдохновлять человека на подвиги в земной жизни и открывать ему дверь в жизнь вечную 11 сентября 2020 года, в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Этот храм входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья, в зданиях которого размещается Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Архипастырю сослужили проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Павел (Черкасов), начальник отдела докторантуры протоиерей Алексий Марченко. На Литургии, на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения, обратившись к верующим со словом проповеди, архипастырь сказал: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы совершаем память святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и вспоминаем день, когда он мученически закончил свою жизнь. На днях меня спросили: почему усекновение главы Иоанна Предтечи считается праздником? Как можно праздновать, ведь человеку отрубили голову... Во-первых, этот особый праздник сопровождается строгим постом, а это значит, что он напоминает нам о тех литургических празднествах, которые связаны со страданиями Господа Спасителя и мученичеством Его угодников. Во-вторых, церковные праздники – это воспоминания не только о торжественных или славных событиях, но и о событиях трагических по человеческим меркам и стандартам, но являющих при этом славу Церкви на протяжении веков.

http://mospat.ru/ru/news/45407/

С.В. Нестеров Преподобный Макарий – продолжатель миссионерских традиций свв. Кирилла и Мефодия И слово мое и проповедь моя не в препретелных 165 человеческия премудрости словесех, но в явлении духа и силы, да вера ваша не в мудрости человечестей, но в силе Божией будет. 1Кор.2:1–5 Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие (и) подражайте вере их. Евр.13:1–8 Кто сотворит (заповеди Божии) и научит (так людей), тот великим наречется в Царстве небесном, – заповедал Спаситель в Нагорной проповеди (см.: Мф.5:19 ). Таким образом, прежде чем учить других Божественным заповедям Христовым, нужно предварительно сотворить их, то есть исполнить. Преподобный Макарий Алтайский сотворил заповеди Божии, и жизнь его является очевидным доказательством того, что благовествование Христово есть сила Божия ко спасению всякому верующему ( Рим.1:16 ). «Свет Христов просвещает всех!» – уходя из этого мира к незаходимому свету Христову, изрек преподобный Макарий. В этих последних словах угодника Божия выражены цель, смысл и содержание его жизни, которую он всю без остатка посвятил усвоению и распространению животворящего света Божественной истины. Апостол Алтая твердо верил, что источник просвещения для всех живущих на земле есть только свет Христов, и что путь к блаженству для всех один – он открыт в словах Спасителя: Покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ). Поэтому преподобный Макарий считал своим долгом, своей непременной обязанностью нести людям, не ведающим Христа или неразумно в Него верующим, Благую Весть, просвещать их светом евангельской истины. Обладая различными духовными дарами и при этом глубоким ведением духовных нужд и потребностей человека, преподобный Макарий умел с удивительной силой воздействовать на людские души, и редкое его слово не отзывалось в сердцах собеседников. Одному только Всевышнему известно, сколько человеческих душ привел он ко Христу, насадив и взрастив в их огрубевших сердцах семена новой жизни. Просвещенный благодатью Святого Духа и опытный в духовной жизни, преподобный Макарий обладал всеми необходимыми для пастыря и миссионера качествами. Он проявил себя и превосходным устроителем, организатором миссионерского дела. В начатом им деле не было ничего случайного или непостояного. Напротив, все до мельчайших деталей было им предусмотрено, рассчитано и выверено – так, что была создана целая система благовестничества на Алтае. Просвещение инородцев совершалось им в духе евангельской кротости и было подлинно апостольским служением.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Самиздатовцы — наследники святых Кирилла и Мефодия Ехал как на иголках. Мой чемодан был заброшен на самый верх тюков в задней части автобуса, и я не спускал с него глаз. Мне почему-то казалось, что в автобусе меня сопровождают кагебисты, что автобус и эта поездка — только прикрытие… 24 мая, 2012 Ехал как на иголках. Мой чемодан был заброшен на самый верх тюков в задней части автобуса, и я не спускал с него глаз. Мне почему-то казалось, что в автобусе меня сопровождают кагебисты, что автобус и эта поездка — только прикрытие… Братья Кирилл и Мефодий движимы были одной целью: проповедовать веру восточным и северным относительно Византии народам – в частности, славянам. Глаголица, древний алфавит, очень отличался от греческого. При переложении книг с греческого это создавало определенные трудности. Братья Константин Философ (Кирилл) и Мефодий, вернувшись в Византию, создают письменность, способную облегчить перевод с греческого языка на русский: для этого они добавляют еще несколько букв, а несколько имевшихся ранее в глаголице букв модернизируют под похожие греческие. Собратья-священники, греческие и латинские, их начинание не очень одобряли. Ходило распространенное мнение, что молиться и служить Богу можно только на сакральных языках древней церкви: еврейском, греческом и латинском. Таким образом, был создан алфавит, получивший название «кириллица», на котором писались позже библейские тексты Православной Церкви и другие книги. Изменения в азбуке происходили весьма часто в истории разных народов, и это не является удивительным. То же касается и русской письменности, которая претерпевала реформы много-много раз. Поначалу их труды были в полном смысле слова добровольно-самиздатовскими, если можно так вообще выразиться современным языком. Их писания были своего рода самиздатом, пока с благословения Папы Римского не получили всемерной поддержки и одобрения. Посему в майские дни, когда празднуется память святых братьев-просветителей, мне хочется поговорить именно о самиздате как литературе поначалу спорной и непризнанной, по прошествии же времени имеющей вес и цену…

http://pravmir.ru/samizdatovcy-naslednik...

Скачать epub pdf Жизнь и труды преподобных отцов наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей славянских Память 11 мая Во дни иконоборческих греческих царей Льва Армянина 3092 , Михаила Травла 3093 , или Балба, и затем сына Михаила – Феофила 3094 в городе Солуне, в Македонии, жил знатный и богатый вельможа, званием воин-сотник, по имени Лев. Жену его звали Марией. Жил он благочестиво, исполняя все заповеди Божии, как некогда Иов. У них было семь сыновей: старшего звали Мефодием, а младшего Константином, в монашестве Кириллом. Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество, Славинию, бывшею под греческою державой. Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян 3095 . Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагать свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. К тому же в это время царь-иконоборец Феофил воздвиг гонение на святые иконы. Это гонение еще более открыло пред Мефодием суету мирской жизни и он, оставив воеводство и все утехи мира, ушел в монахи на гору Олимп 3096 , где с большим повиновением и покорностью старался выполнять монашеские обеты, занимаясь при сем изучением священных книг. Блаженный Константин, младший из сыновей Льва, уже в младенческом возрасте проявлял нечто дивное. Когда мать, по рождении, отдала его кормилице, чтобы та выкормила его, он никак не желал питаться чужим молоком, но только молоком матери своей. Очевидно, благочестивая отрасль не должна была питаться чужим молоком. С рождением Константина добрые родители дали обещание жить как брат с сестрой, как и прожили 14 лет до своей, смерти. Пред смертью мужа Мария плакала, говоря: – Ни о чем я так не скорблю, как о Константине: как он устроится в жизни? – Поверь мне жена, – отвечал Лев, – я надеюсь на Бога, что Господь Бог сделает его таковым отцом и строителем, что он устроит всех христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

София. Кафедральный собор Александра Невского. Храм-паметник " Свети Александър Невски " , Патриаршеска църква " Свети Александър Невски " Карта и ближайшие объекты Кафедральный патриарший собор Болгарской Православной Церкви. Расположен в столице Болгарии Софии, на площади Александра Невского. Идея воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его русскому святому Александру Невскому была выдвинута 13 апреля 1879 года на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в Велико-Тырново Петко Каравеловым. 26 февраля 1881 года была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней; 19 февраля 1882 года на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма, который был завершён строительством в 1912 году. Автором проекта храма был российский архитектор Александр Померанцев. После вступления в октябре 1915 года Болгарии в Первую мировую войну на стороне Центральных держав, 2 марта 1916 года Народное собрание Болгарии приняло решение о переименовании собора — в честь святых Кирилла и Мефодия, что официальным органом российского Святейшего Синода было названо «великим грехом Болгарии». По отречении царя Фердинанда от престола в 1919 году, Синод обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора, вопрос о чём был внесён в Народное Собрание Болгарии, которое постановило возвратить собору первоначальное наименование. 12 сентября 1924 года, в день памяти князя Александра Невского, митрополитом Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь святого князя, а на следующий день северного придела — во имя святых Кирилла и Мефодия, а 14 сентября — южного во имя святого царя Бориса. Крупнейший православный собор на Балканах. Высота главного купола собора — 45 м, колокольни — 53 м, площадь собора — 3170 кв.м. Храм вмещает до 5000 человек. На колокольне находится 12 колоколов общим весом 23 тонны. Среди авторов писанных маслом 82 икон, а также 273 фресок храма — 17 посланцев России, в том числе В.

http://sobory.ru/article/?object=11800

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010