В 1917 г. миссия уже представляла собой весьма сложную структуру, в которую входили: Успенский мужской монастырь в Пекине, Крестовоздвиженский скит близ Пекина, женский Сретенский монастырь в Пекине, 5 подворий, 19 храмов, 32 миссионерских стана, семинария в Пекине, 20 школ. Общая численность учащихся в школах миссии превышала 500 человек. По официальным данным насчитывалось 5587 православных китайцев, проживавших в 670 населенных пунктах. Русская революция 1917 г. радикально изменила жизнь Пекинской миссии: в течение 10 лет шла борьба за ее выживание. После разгрома белой армии на Дальнем Востоке и в Туркестане в 1919—1920 гг. в Китай прибыло около 500 тыс. беженцев из России. В 1920 г. Пекинская миссия приютила останки восьми «алапаевских узников». Прервалась связь с церковным центром — Московской Патриархией. На основании постановления свт. Патриарха Тихона и Высшего Церковного Совета от 7 (20) ноября 1920 г. Пекинская миссия перешла в подчинение Высшего Церковного Управления за границей. В 1922 г. определением Архиерейского Зарубежного Синода была образована новая епархия — Китайская и Пекинская. Возглавил ее начальник 18-й Российской духовной миссии владыка Иннокентий (Фигуровский) в сане архиепископа, а позднее — митрополита (в 1928 г.). В пределах Пекинской епархии были образованы два викариатства: в Шанхае и в Тяньцзине (позднее перенесено в Ханькоу). На территории Маньчжурии была образована Харбинская епархия, подчинявшаяся Зарубежному Синоду. Возглавил ее митр. Харбинский Мефодий (Герасимов). Таким образом, в Китае возникло два центра православия — в Пекине и Харбине. В Пекинской епархии в 1919 г. были закрыты все православные миссионерские станы, а все силы миссии были направлены на благотворительную деятельность: создавались приюты, бесплатные столовые, больницы и дома милосердия, православные братства в разных крупных городах Китая. Так, в Тяньцзине в 1921 г. было основано братство Православной Церкви, на попечении которого были больница, прогимназия и библиотека и, конечно, храм. В 1928 г. был открыт Дом Милосердия прп. Серафима Саровского, при нем создан молитвенный дом. В Шанхае в 1923 г. было создано Русское Православное братство, при котором действовали госпиталь для неимущих, убежище для одиноких и престарелых женщин. Братство занималось и просветительской деятельностью: были открыты русская школа и коммерческое училище, проводились многочисленные общественные собрания и лекции.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

К лету следующего года Владыка Нестор рукополагает прибывших с Камчатки ставленников. Живя в Японии, он старается быть в курсе епархиальных дел, прося пересылать ему документы в Цуругу. Знаменательным фактом стало его участие в Приамурском Земском соборе, проходившем с 23 июля по 10 августа 1922 года во Владивостоке. Собор был открыт по указу Временного Приамурского Правительства. Деяния Собора носили ярко выражено монархический характер. Основной тезис, который принял Собор, звучал так: «Права на осуществление Верховной власти в России принадлежат династии Дома Романовых». На Соборе предполагалось избрать Земскую думу, как представительный орган в крае наряду с Приамурским Церковным Собором. Правителем края был избран генерал-лейтенант М. К. Дитерихс. Войска Временного Приамурского правительства переименовывались в Земскую рать. Кроме Владыки Нестора, который подключился к работе Собора в последние заседания, в его деятельности участвовал епископ Владивостокский Михаил (Богданов). 10 августа 1922 года Земский собор завершил работу. Состоялся парад, на котором ратникам от имени Собора была вручена икона Державной Божией Матери. 23 августа, по указу М. К. Дитерихса, штаб Земской рати, резиденция Правителя и Земская дума переехали в г. Никольск-Уссурийский, где 22 сентября 1922 года состоялось совещание епископов. В нем принимали участие архиепископ Мефодий (Герасимов), епископ Мелетий (Заборовский) и епископ Нестор. На совещании поднимался вопрос о созыве Дальневосточного поместного Церковного собора и создания Высшего церковного управления для дальневосточных епархий. Епископ Нестор принял активное участие в работе совещания, настаивая на необходимости создания церковного центра. «Так как, – подчеркивал он, – в настоящее время в России большевиками совершенно разрушено церковное управление, Патриарх Тихон арестован, большинство епископов расстреляно и так или иначе, но отстранено от управления Церковью ; в жизнь Церкви внесен развал последними антиканоническими постановлениями большевистствующего духовенства: крещение в 18 лет, богослужение на русском языке, возведение женатых священников в сан епископа и многое другое, – поэтому есть настоятельная необходимость в создании объединяющего церковного центра». 78

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

С 1689 года архиепископ Синайской горы был принят «в призрение» русских государей, по просьбе его, чтобы русские государи были «строителями и обладателями монастырей Синайской горы, как новые, вместо Иустиниана царя, ктиторы, и подавали защиту 187 . В 1696 году присылали в Россию за милостыней по прежним жалованным грамотам монастыри: Богословский на острове Патмосе – проигумена Филофея 188 , янинский Никольский в Македонии, «именуемый от Господня Мосту», – архимандрита Нектария 189 , Успенский, «называемый Вела», тоже архимандрита Нектария 190 . В 1697 году прислал просительные грамоты к царю, царицам и царевнам архиепископ Иоанникий из монастыря Неопалимой Купины на Синае о даче милостыни 191 . В 1700 году присылали к Петру просительные грамоты о даче милостыни монастыри: янинский, «называемый Патером», с архимандритом Симеоном 192 , и янинский Рождество-Богородичный с игуменом Харитонием 193 . В 1701 году дана Петром жалованная грамота сербскому монастырю Архангелов Михаила и Гавриила на приезд в Россию за милостыней «в седьмой год» 194 ; константинопольский патриарх Каллиник благодарил за присылку двух сороков соболей и просил еще пособия на постройку патриаршего дома, тогда уже начатую 195 ; с игуменом Феофаном была прислана просительная грамота о даче милостыни от «сербскаго Раковца в Фрушской горе монастыря» 196 . В 1702 году просили: Успенский монастырь на остров Халки чрез архимандрита Ефрема, на выкуп заложенных церковных сосудов 197 , и заздринский Михаило-Архангельский монастырь в Далмации чрез игумена Герасима, на церковное строение 198 . В 1703 году с архимандритом Иоасафом просил милостыни Успенский в Погонианской епархии монастырь 199 и жаловался на свою скудость бывший Солунский митрополит Мефодий 200 . В 1704 году присылали с просьбами о милостыне по прежде данным грамотам: погонианский Троицкий монастырь – архимандрита Анфима 201 и Петропавловский монастырь Погонианской епархии – архимандрита Моисея , от имени архиепископа Евфимия 202 ; Ианнобогословский монастырь на острове Патмосе благодарил за присылку икон и милостыни и просил еще добавить последней на выкуп заложенных церковных сосудов 203 ; а Халкидонский митрополит Константин просил дать посланному им его референдарию Дмитрию Николаеву, вместо милостыни, икон на сумму ее стоимости 204 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Получив извещение о переводе на Омскую кафедру владыка не решился продолжать обозрение дальнейших церквей и из села Куртамышского 13 июня кратчайшим путем отбыл на станцию Мишки по Омской железной дороге и отсюда в особо предоставленном Управлением дороги вагоне проследовал в г. Челябинск, куда и прибыл 14 июня (в воскресенье) с поездом 3 в 7 часов 59 минут утра. По дороге в Мишкино владыка по просьбе духовенства и прихожан посетил два храма: Введенский храм в селе Введенском и Свято-Троицкий в селе Мишкине. В первом храме преосвященный, не облачаясь в мантию, прослушал краткий молебен и сказал молящимся поучение о значении храма в жизни христианина, а во втором совершил всенощное бдение и произнес поучение о возможности для христианина познать Христа в Таинстве Святого Причащения (по поводу воскресного Евангелия). Священник Василий Кудрявцев 29 В отчете о состоянии Оренбургской епархии за 1915 год, представленном в Синод, епископ Мефодий (Герасимов) писал: «Преосвященный Сильвестр, епископ Челябинский, совершил две поездки по епархии, первую с 9 по 23 мая по Троицкому уезду и вторую с 2 по 13 июня по Челябинскому уезду. В первую поездку преосвященным Сильвестром были посещены церкви города Троицка и двух монастырей и 22 сельских прихода Троицкого уезда. Во вторую посещено 36 приходских храмов и Серафимовская женская община Челябинского уезда. Дальнейшее следование преосвященного Сильвестра по епархии было прервано за получением известия о переводе его на Омскую кафедру» 30 . Слово при вступлении на Омскую кафедру, 8 августа 1915 г. 31 Христов мир Степной стране сей, Богом врученной нам пастве омской! Христов мир богоспасаемому граду сему! Христов мир вам, возлюбленные братия, сестры и чада! Уста глаголют от избытка сердца. Нельзя не говорить прежде всего о том, что сегодня на душе у всех. Уже второй год дорогое отечество наше переносит допущенное Господом тяжкое испытание в виде жесточайшей войны с просвещенными западноевропейскими варварами. Напряжение жизни страшное, потери великие. Множество семейств оплакивают потерю своих кормильцев. И Степной край наш разделяет общую судьбу скорбей и тягостей. Потребен, дорог мир исстрадавшемуся сердцу, но мир Христов, а не мир вражеский.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Иннокентий (Фигуровский) был хиротонисан во епископа Переславлского с местопребыванием в Пекине. К 1916 г. в ведении РДМ состояли: 2 мон-ря (мужской и женский) в Пекине, Крестовоздвиженский скит близ Пекина, в горах Сишань, 5 подворий - в Петрограде, Москве, Харбине, Дайрене (Дальнем, ныне Далянь) и на ст. Маньчжурия, 19 церквей, 3 часовни, миссионерские станы в 32 пунктах, семинария в Пекине, 18 мужских и 3 жен. школы. К 1917 г. число правосл. китайцев составляло уже ок. 6,2 тыс. чел. С 1918 г. еп. Иннокентий титуловался епископом Пекинским. Октябрьская революция 1917 г. в России привела к разрыву отношений между РДМ и Московским Патриархатом, а также к проблемам с финансированием. В 1919 г. РДМ закрыла все миссионерские станы и основные усилия сосредоточила на духовном окормлении беженцев, прибывавших из охваченной гражданской войной России. Только в Харбине в этот период было построено свыше 20 правосл. храмов. В нояб. 1920 г. РДМ перешла в подчинение Высшему церковному управлению за границей . В 1922 г. Архиерейский Синод РПЦЗ образовал Пекинскую и Китайскую епархию во главе с архиеп. Иннокентием (Фигуровским). В епархии были учреждены кафедры викариатов: в Шанхае (еп. Симон (Виноградов) ) и в Ханькоу (первоначально в Тяньцзине; еп. св. Иона (Покровский) ). В 1921 г. в Тяньцзине основано Правосл. братство, при нем - больница, гимназия и б-ка. В мае 1922 г. из Владивостокской епархии была выделена Харбинская (на территории Маньчжурии), ее правящим архиереем был назначен Мефодий (Герасимов) с титулом «архиепископ Харбинский и Маньчжурский». При Харбинской епархии были образованы Хайларское и Цицикарское вик-ства. В 1924 г. советское правительство заявило о праве собственности на имущество РДМ. Архиеп. Иннокентию удалось аргументированно доказать кит. властям, что законным юридическим владельцем недвижимости является Кит. Православная церковь в лице РДМ. Попытки местоблюстителя Патриаршего престола митр. Сергия (Страгородского) наладить связи с РДМ и призвать ее к лояльности советской власти не увенчались успехом.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

К сожалению, из переписки Макария ничего не сохранилось, или, по крайней мере, ничего не было отыскано до настоящего времени. 38 Одни при жизни его, другие по смерти. Вот имена некоторых из них: строители Пахомий и Максим (на Пешно ше), Антоний, Арсений, Иоанникий (Давидовский), Арсений, Самуил (Голутвинский), Дорофей (Екатерининский), Иоанникий, Николай (Берлюковский), Паисий, Парфений (Мах ринский), Иннокентий (в Костроме), Антоний (в Арзамасе); игумены Иосиф (Луховского монастыря), Авраамий (Оптин ский), Феодосий (Кривоезерский), Макарий (Черноостров ский), Макарий (в Луге); архимандриты Сергий и Мефодий (на Пешноше). Сделавшись настоятелями, они помнгди и твердо хранили общежитие пешношское. 39 Резолюция митрополита Платона по поводу назначения Пахомия настоятелем Берлюковской пустыни. (“Чтен. общ. ист. р. древн.”, 1875, кн. 2). Берлюковской пустыней управляли четыре настоятеля из иеромонахов пешношских в 1806–1828 гг. 42 Пять человек из них впоследствии были настоятелями разных монастырей. См. описание Козельской Оптиной пустыни. Изд. 3-е, Москва, 1875, с. 72, прим. В числе их был Афанасий. О нем см. в книге «Жизнеописание настоятеля Оптиной пустыни архим. Моисея». Москва, 1882, с. 17–29. 43 Один из современников архимандрита Макария так описал обновление Давидовой пустыни: «Пустыня сия представляла великую бедность й в такую пришла ветхость, что почти и нужной к служению утвари было недостаточно. Митрополит Платон, украшающий престол Московской митрополии, обратил на нее внимание и приказал Пешношскому строителю Макарию, избрав из своей братии его монастыря, представить к себе, из которых благословил монаха Иосифа быть в Давидовой пустыне строителем и при нем иеромонаха Герасима, да шестнадцать человек послушников. Сии, прибыв в пустыню в 1798 году в ноябре, начали возобновлять оную; в общежитии, церковной службе, и во всем подражают пешношскому... будучи воспитанниками, учениками старинного Пешношского монастыря: то чего от них должно ожидать, коль не подражания своему учителю, а сей пустыне, яко преемнице пешношских обрядов, такого же благолепия и славы».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

И вот, когда святейший патриарший и апостольский престол Александрии и всего Египта. Пентаполя, Ливии и Эфиопии остался теперь без предстоятеля, так как предстоятель его патриарх кир кир Киприан окончил свою жизнь и переселился в вечной обители, то мы, пребывающее [в Константинополе] архиереи, по побуждению и с разрешения святейшего и досточтимейшего владыки и господина вселенского патриарха кир кир Гавриила [IV], по горячей просьбе онаго, [ныне] в блаженной кончине пребывающаго, собравшись в пречестном храме Безплотных Архистратигов Великаго Потока и предложивши канонические голоса для отыскания и избрания достойного и соответствующего лица, имеющего принять патриарший жезл и духовное предстоятельство святейшего патриаршего александрийского престола, первым поставили боголюбезнейшего собрата нашего, возлюбленного епископа Метр кир Герасима, вторым – Парфения и третьим – Мелетия, имена которых записаны в настоящем протоколе, дабы быть запечатленными в священном кодексе великой Христовой церкви для всегдашнего удостоверения. – В июне месяце 1783 года. Протокол подписали митрополиты Константинопольской церкви: Самуил ефесский, имевший голос и Игнатия неокесарийского, Мефодий ираклийский, Агапий кизикский, Герасим никомидийский, Парфений халкидонский, Анания дерконский, Каллиник торповский, Гавриил драмский и Иероним софийский 81 . Таким образом, протокол избрания блаженнейшего Герасима показывает, что оно было совершено в Константинополе при участии вселенскего патриарха Гавриила IV п собора местных митрополитов. Факт избрания состоялся в июне 1783 года. В протоколе не указан день месяца, в который произошли выборы. Но Сергий Макрей датировал этот факт 20 июня. Нельзя думать, что в этот день произошла кончина кир Киприана, а не выборы его преемника: если к 20 июня относить именно кончину патриарха Киприана, то никак невозможно допустить, что в течение лишь десяти дней этого месяца произошел сложный процесс избрания его Диадоха, патриарха Герасима, тем более, что Макрей отметил и участие в этом деле не только вселенского патриарха Гавриила IV и проживавших в Константинополе архиереев, но и благороднейших епитропов александрийского патриаршего престола и всего собрания светских архонтов; несомненно, требовалось немалое время для обсуждения, в таком многочисленном составе участников избирательного собрания, сложного вопроса о преемнике скончавшемуся патриарху Киприану. Итак, избрание блаженнейшего Герасима состоялось 20 июня 1783 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

С грустью мы расстались с Фаранской Лаврой, славной своей историей и такой теперь беспризорной». (Паломничество, 1952, гл. 29).     Спустя девять лет, в 1961 г., еп. Мефодий уже не застает о. Герасима, однако описывает вполне сохранную обитель с церковью Николая Чудотворца. Сохранной на тот момент была и греческая церковь Кириака Отшельника. Насельников в обители не было, однако, согласно сообщению еп. Мефодия, «Начальник Миссии посещает обитель в день памяти Преп. Харитона 28 сентября для совершения богослужения; наблюдающий иеромонах бывает по несколько дней раз в месяц».     Подводя итог, можно сказать, что обитель, несмотря на пожары-поджоги-разорения-поругания, видимо, имевшие место в каком-то масштабе, худо-бедно просуществовала с 1903-го по 1967 год. В июне 1967 г., на четвертый день Шестидневной войны, разведбатальон «Харув» спустился из района Рамаллы в Иорданскую долину для захвата Иерихона и моста Алленби через Иордан. Вполне возможно, что бойцы спускались вдоль русла потока Прат. Указание (о. Харитона) на то, что обитель была разрушена в ходе Шестидневной войны оставляет место для разных предположений. Главными можно считать два. Первое: какое-то иорданское подразделение завладело пустовавшими постройками монастыря, дабы блокировать в данном узком ущелье продвижение израильтян на восток, после чего монастырь был взят бойцами батальона «Харув» и, вероятно, пострадал. Второе: никаких иорданских сил в монастыре не было, бойцы «Харува» беспрепятственно проследовали к Иерихону, а обитель, воспользовавшись неразберихой, «под шумок» разграбили местные арабы (феллахи из Анаты и Хизме или бедуины окрестных племен).     Имеются противоречивые и не слишком убедительные известия о попытке восстановить скит в 70-е годы ХХ века. Согласно статье «Возрождение первого монастыря в Святой Земле» на сайте Духовной миссии РПЦЗ (на англ.), «два монаха возобновили монашеское присутствие в скиту в 1970-е годы. Однако привлекаемые поразительной красотой долины, в нее потоком хлынули туристы и солдаты. Стремясь к уединению, монахи оставили скит св. Харитона, после чего монастырские врата были разбиты, а книги и иконы похищены». Согласно «Энциклопедическому путеводителю по Израилю» И. Торика, «последний живший в нём монах – австриец Фотий – был обвинен в попытке изнасиловать пастушку. С тех пор Паран пуст».

http://sobory.ru/article/?object=18570

Многое можно бы сказать о замечательных умственных и нравственных качествах избранных бегунов. Это необыкновенная смелость, энергия, удаль, нередко богатырская, эта хитрая, ловкая вывертливость и находчивость в стеснительных обстоятельствах, эта изумительная сметливость, изобретательность и удаль, с какою бегуны освобождаются из острогов и тюрем, эти похождения, исполненные борьбы и разнообразных приключений: все это могло бы составить сборник любопытнейших и характеристических былин и народно-физиологических очерков. Но для этого нужны особые изыскания и очерки. В настоящем очерке мы отметим два-три факта, изображающих нравственный характер бегунов. В высшей степени поразительна эта закаленная, твердая, упорная выдержанность отрицания, какую обнаруживали бегуны на суде. Например, бегун крестьянин Емельян, но перекрещению Мефодий Герасимов, на допросе перед следователями так смело и прямо говорил в своем показании: «От лет Никона патриарха цари за благочестивые не почитаю, а за богоотступники, сопротивники, анти­христы: гражданская власть – такожде антихриста слуги; духовная власть – ложные пророки и еретики; за царя я Бога не молю и молить не буду, и власть его над собою не почитаю, но токмо над собою к душевному спасенью власть признаю царя небесного; а церковь великороссийскую за святую не признаю и у еретиков на духу от роду не бывал, потому я не почитаю за святое». Содержавшийся в корчевском тюремном замке в 1840 году бегун, крестьянин Тверской губернии, Корчевского уезда, деревни Завражья, Стефан, по перекрещении Иван Кононов, по мани­фесту, состоявшемуся в 1841 году, был освобожден; потом, после вторичного побега, опять был пойман, и при следствии объявил, что он христианского исповедания, государя и все установленные им вла­сти считает раскольниками, что хотя он освобожден по манифесту, но манифест этот за милость не признает, потому что благодеяние дано государем не по душе, а по плоти». В 1841 году был пойман в Нижнем-Новгороде бегун, крестьянин Кинешемского уезда, села Вичуги, Прокофий Васильев Царев.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Сподвижник епископа Владимира по Алтайской миссии игумен Макарий (Невский) снискал среди населения Алтая такую любовь, что был у них не только пастырем-учителем, но и судьею совести. А его Духовные стихи знали там и до сих пор знают наизусть почти все дети. Этот неутомимый труженик двадцать восемь лет обогревал ниву православного просвещения на Алтае своей поэтическою душою, исполненной чувством глубокого благожелания. Он был преемником епископа Владимира на Бийской кафедре, а затем, после Исаакия (Положенского), на епархиальной Томской с 26 мая 1891 года, где до сей поры пользуется пламенной сыновнею привязанностью всего православного населения. После Владимира и Макария святительствовал на Бийской кафедре и руководил Алтайской миссией апостол киргизов Владимир (Синьковский), передавший свою паству с 30 апреля 1894 года епископу Мефодию (Герасимову). Владыка Мефодий перед тем двенадцать лет состоял сподвижником упомянутых четырех архипастырей Томской епархии по Алтайской миссии, где прошел все степени священства и прославился как способнейший заведующий миссионерским катихизаторским училищем и как деятельный начальник всех миссий в Томской епархии. Если православное просвещение на дальневосточных окраинах имело против себя много искусственно созданных светскою нерассудительностью и сохранившихся до сих пор затруднений, описанных в статьях «Наши миссионерские задачи на Амуре» («Владивосток», 1885, 25) и «Трудности миссионерской службы на Амуре и Уссури» («Иркутские епархиальные ведомости», 1887), то еще более затруднений испытывало дело Православия в Томской епархии. Во времена вышеупомянутых томских архипастырей действовали законоположения: 1) от 16 августа 1864 года о свободе раскольничьих домовых богослужений и требоисправлений и 2) от 19 апреля 1874 года об установлении полицейской метрической регистрации их браков, рождений и смерти. Такое признание законной силы за фанатической обособленностью раскольников разнуздало их до того, что они к 1880 году уже имели свои тайные типографии («Дело архивного Томского губернского правления», связка НО за 1880 год).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010