устанавливает приблизительную цифру их до 81069 душ обоего пола при 1,104,908 душ обоего пола всего количества населения Томской губ. (в 1882 г.). А прибавив и сектантов Томского края, автор полагает, что численность всего вообще томского расколо-сектантства к 1880 г. должна быть не менее 100,000. Толки в томском расколе – те же, что и всюду, преимуществуют же – поповщина, стариковщина и поморское согласие. От стариковщины автор различает согласие часовенных. Первая, по нему, представляет среднее между поповщиной и беспоповщиной. С последней её сближают требоисправители из простых стариков и старух; поповщинский же её характер сказывается в том, что она не восстаёт против священства вообще, и у заправителей её нередко хранятся в виде сухариков запасные дары. Отличие её от часовенных автор полагает в том, что последние, относясь фанатичнее к православной Церкви, к православным священникам прибегают очень редко, тогда как у стариковщины не считается особенно тяжёлым грехом это обращение; наставники часовенных вводятся в их обязанности через благословение от других наставников, также преемственно получивших оное с Иргиза, Рогожского кладбища и т. под., – у стариковщины этого не требуется. Есть у них некоторые и обрядовые разности. – Руководителями у поповцев служат их лже-епископы и попы. Из первых известны – Савватий, Герасим, Мефодий и теперь здравствующий, и правящий – Антоний; попов насчитывает автор до 30. Беспоповцами руководят разного рода старики й наставники. С особенною подробностью автор говорит о Беловодской иерархии и о неоднократных попытках раскольников прошлого и недавнего времени отыскать «древле-православное священство» то в Беловодье, то в Китае. Характеризуя внутреннюю жизнь томского раскола, автор отмечает сильную настойчивость и удивительную изобретательность раскольников в обережении своей целости и самобытности в виду практиковавшихся против них правительственных мероприятий. Средства, употреблявшиеся раскольниками для этого, были весьма разнообразны: секрет и таинственность, тайники при домах и на пасеках, упорство в непослушании начальственным распоряжениям, самовольное открытие запечатываемых часовен, отстаивание, даже иногда с оружием в руках, сводных браков, многочисленные прошения и ходатайства, подложные указы и т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Еще более нельзя игнорировать того обстоятельства, что, как мы уже знаем, Странники бесконтрольно принимают всякого, желающего принять „странство“; между последними не мало людей – действительных преступников, о которых выше упоминаемая Странническая рукопись выражается, что в их секту „вкрадываются и не Бога ради шатающыяся беглецы, которые оказалися главными разбойниками и душегубителями“ 3084 . И вот, нам кажется, – только по адресу этих последних, составляющих ничтожное количество сектаторов, и может быть относима вышеупомянутая аттестация Странников. Иначе трудно будет объяснить, почему сами Странники выгораживают сейчас упомянутых „не Бога ради шатающихся“, трудно будет понять, почему сама следственно-судная комиссия нашла нужным разграничить подсудимых, одних отнеся к шайке воров и грабителей и предоставив их – новой комиссии, военно-судной, других же судили, как —429— сектаторов; не понятно будет показание одного сектатора, который заявил, что в числе странствующих „есть и такие, от которых нам (т. е. действительным Странникам) бывает худо, которые бьют и грабят их же самих“ 3085 ; наконец, непонятно будет и то явление, почему, это теперь, когда секта существует, когда число сектаторов едва ли можно считать меньшим, чем оно было во времена комиссий, в Ярославской напр. губернии вовсе не слышно ни тех грабежей, а тем более убийств, которые в то время, пока не были пойманы вкравшиеся в секту преступники, народною молвою прямо относились по адресу к Странникам. Только этою составностью секты, когда наряду с глубоко убежденным сектатором состоит и маскированный преступник и ханжа-проходимец, и можно объяснить такие факты, которые на первый раз покажутся непонятными совершенно противоположными, как напр. выходка Мефодия Герасимова, подписавшегося на допросе: „под суд нечестивым не отдаюся, как знаете, так и судите – раб Иисус Христов Мефодий Герасимов“ 3086 , или, как выше упоминаемая Странница, отказавшаяся принимать пищу из рук „слуг антихристовых“ и т. п. – с одной стороны; открытые комиссией гражданские преступления между сектаторами – с другой и наконец – самозваннические выходки наставника секты Афанасия, для которого все равно и из беглых солдат явиться в качестве наставника секты и, после неудачи – выдавать себя за старообрядческого протоиерея, хиротонисанного в Австрии 3087 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эти сведения могут, также, относиться только к новой церкви, построенной в начале ХХ века, однако, если распространять их на весь скит, то они безусловно противоречат более убедительному отчетам арх. Серафима (Иванова) и еп. Мефодия (Кульмана), описывающим состояние обители осенью 1952 г и в 1961 г. соответственно. Согласно этим отчетам, о. Герасим в одиночестве прожил в скиту два десятка лет (т.е., если считать с 1918 г., то, надо полагать, где-то до 1928-1930 г.). При этом арх. Серафим упоминает только одно сожжение монастыря, не указывая даты, а еп. Мефодий датирует его временем «перед последней войной». Наблюдающим монахом, наезжавшим с Елеона в Фаранскую лавру, оказался, по Серафиму, всё тот же о. Герасим (который оставил лавру незадолго до посещения её арх. Серафимом в 1952 г., – противоречие налицо, так что можно предположить, что о. Герасим отнюдь не был в числе первых афонских монахов, а прибыл в обитель в конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века). Новую русскую церковь начала ХХ века Серафим не упоминает, однако Старая (пещерная) церковь осенью 1952 г. действовала и отнюдь не была поругана. Однако судите сами: «От тех иноков (возобновивших обитель в 1903 г. – С.) в настоящее время остался один единственный монах Герасим. Больше двух десятков лет прожил он в ней одиноким пустынником. Собственными руками возобновил церковь и несколько келий после поджога монастыря неизвестными злоумышленниками, даже материал для постройки он подносил на своих плечах из Иерусалима, от которого Фаранская Лавра находится в 2 часах пути (60.000 шагов). Старость и болезни заставили о. Герасима в недавнее время переселиться на Елеон, но он по 2-3 раза в месяц наведывается в дорогую ему Обитель». И далее: «Отец Герасим легкой, привычной походкой быстро опередил нас, затеплил лампады и свечи в церкви и встретил с честью колокольным звоном не то в один, не то в два маленьких колокольчика. В церковь можно подняться только по приставной деревянной лесенке, так ведется от времен препод. Харитона.

http://sobory.ru/article/?object=18570

ниже: раздел «Описание лавры»). Различные популярные источники сообщают о семи разорениях и шести восстановлениях русского скита в период 1903-1967 гг. Представляется, что на самом деле имели место два, много три случая пожара и разорения, которые разные источники датируют по-разному. Если суммировать сообщения всех популярных источников, то пред нами предстает следующая картина. В первый раз русский скит на месте Фаранской лавры был разорен во время I Мировой войны. Монахи, видимо, были высланы из страны, остался лишь один – о. Герасим (?), который в 1917 г. восстановил церковь. О. Герасим предполагал превратить скит в паломнический центр, однако в связи с революцией в России поток паломников иссяк. Вследствие этого о. Герасим продал (передал) скит Духовной миссии РПЦЗ в Иерусалиме (таким образом, выведя его из-под омофора Иерусалимского, а равно и Константинопольского патриархов), оставшись на долгие годы единственным его насельником. (Возможно, о. Герасим не входил в число семи первоначальных насельников возобновленной обители, а прибыл в неё позднее. Такое предположение делает значительно более легкой интерпретацию более поздних сообщений, которые, к сожалению, никак не привязаны к датам.) Спустя два десятка лет (согласно арх. Серафиму) «старость и болезни заставили о. Герасима переселиться на Елеон». (Если считать от 1917 г., то о. Герасим перехал на Елеон в середине 1930-х годов.) Однако два-три раза в месяц он наезжал из Духовной миссии в качестве наблюдающего иеромонаха, но такие посещения не могли предотвратить разорения скита. Разрушен он был, судя по всему, в второй половине 1960-х годов, возможно во время Шестидневной войны, но вряд ли в ходе боевых действий. Упоминания разорения скита разными источниками то ли в начале I мировой войны и снова в 1917 г. (сайт Духовной миссии РПЦЗ), то ли в 30-х годах ХХ века (Хоэд), то ли перед «последней войной», т.е. II Мировой (еп. Мефодий), то ли в 1948 г. (сайт Духовной миссии РПЦЗ), либо остаются на совести авторов, либо требуют дальнейшей исторической разработки.

http://sobory.ru/article/?object=18570

20 дек. 1912 г. назначен епископом Томским и Алтайским. Приобрел в Томске большое здание, в к-ром разместили епархиальную б-ку и богадельню для лиц духовного звания, под его руководством было отреставрировано ветхое здание Томского архиерейского дома. 30 июля 1914 г. назначен управляющим Оренбургской и Тургайской епархией. При М. произошла реорганизация епархиального управления. В сент. 1914 г. резиденция викарного Челябинского епископа была перенесена из Оренбурга в Челябинск. В помощь правящему архиерею (прежде всего в миссионерской деятельности) в дек. того же года была учреждена Кустанайская викарная кафедра с местопребыванием епископа в Оренбурге. М. уделял большое внимание развитию дела миссии, возглавляя епархиальный комитет Православного миссионерского общества. По его ходатайству была вновь учреждена должность Оренбургского епархиального миссионера для проповеди среди мусульман, был восстановлен Александровский миссионерский стан в Кустанайском у. Тургайской обл. В епархии появились новые миссионерские школы, велась подготовка к открытию Оренбургского миссионерского ин-та. М. постоянно совершал поездки по отдаленным приходам епархии, которые продолжались иногда по несколько месяцев. Мефодий (Герасимов), митр. Харбинский и Маньчжурский. Фотография. Кон. 20-х гг. XX в. Мефодий (Герасимов), митр. Харбинский и Маньчжурский. Фотография. Кон. 20-х гг. XX в. В условиях начавшейся первой мировой войны М. возглавил работу Оренбургского епархиального комитета Красного Креста и Оренбургского епархиального беженского комитета. Было организовано несколько госпиталей, в т. ч. при женских мон-рях, Оренбургской ДС и жен. епархиальном училище. М. занимался сбором дополнительных средств на содержание госпиталей, регулярно посещал находившихся там раненых, проводил для них богослужения. Епархиальным комитетом Красного Креста было собрано ок. 200 млн р. (не считая пожертвований продуктами и одеждой). Во всех благочиниях были организованы отделы епархиального беженского комитета, к-рые снабжали эвакуированных из западных прифронтовых областей едой и одеждой, помогали найти им приют и определить детей в школы. В Оренбурге, где находилась основная часть беженцев, для них был устроен специальный городок с церковью, бесплатной столовой, баней, амбулаторией, 2-классной школой и б-кой. М. принимал активное участие в деятельности Оренбургско-Тургайского военно-промышленного комитета, изыскивал средства для организации для нужд обороны литейного завода, обозных мастерских, консервной фабрики.

http://pravenc.ru/text/2563112.html

Дружба. Церковь Николая Чудотворца. Свято-Николаевская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:2011. Адрес: Украина, Сумская область, Шосткинский район, город Дружба, улица Привокзальная, дом 10 Координаты: 52.043126, 33.946256 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Дружбу или в Дружбу, выходить на остановке " Дружба " Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью В городке Дружба (Ямпольский район, Сумская область) 28 мая 2011 года состоялось освящение Свято-Николаевской церкви, которое провел Патриарх Киевский и всей Руси-Украины УПЦ КП Филарет. Патриарху сослужили архиепископ Белгородский и Обоянский Иосаф, архиепископ Житомирский и Овручский Изяслав, архиепископ Черкасский и Чигиринский Иоанн, епископ Сумской и Ахтырский Мефодий, епископ Полтавский и Кременчугский Федор, епископ Черниговский и Нежинский Илларион, настоятель храма протоиерей Сергий и духовенство Сумской епархии. Как рассказал меценат и вдохновитель построения храма Николай Герасименко, от идеи до воплощения замысла прошло два года. Они с женой Еленой Герасименко, которая по специальности инженер-конструктор, разработали проект, руководствуясь чертежами древних казацких церквей. «Это казацкий край, и мы, потомки тех людей, хотели построить церковь по давним традициям. Более того, работа еще не завершена, и мы достраиваем воскресную школу, иконописную мастерскую, трапезную, гостевую комнату, а также уже в этом году начнем строительство жилья для священника и высадим сад», - поделился планами Николай Герасименко и добавил, что в Дружбе есть замысел возвести памятник всем воинам-защитникам Украины, а также создать мемориальный комплекс на месте бывшего концентрационного лагеря, где были замучены более 18 тысяч человек. Елена Герасименко рассказала, что в храме был установлен настоящий казацкий иконостас, выполненный по древним описаниям. Кроме этого, здесь есть иконы, которые прихожанки парафии украсили бисером и кристаллами «сваровски».

http://sobory.ru/article/?object=60280

«Нашему Временному Синоду, – продолжает он, – подчинились до сего дня 3 архиерея в Китае, 3 в Харбине [имеются в виду, вероятно, архиереи Мефодий, Мелетий и Нестор)], один – в Японии, 88 один – в Иерусалиме, а также их паства и миссия». 89 Письмо содержит правку митрополита Антония, но не подписано. В другом письме митрополита Антония Святейшему (сведения о получении которого, как и вышеупомянутого, отсутствуют) написано: «Харбин с полосой отчуждения Китайской Восточной железной дороги по усиленному ходатайству администрации дороги и в виду затруднительности сообщения с кафедральным городом Владивостоком, Архиерейским Синодом выделен в особую епархию, с кафедрой в Харбине, и во главе епархии поставлен Архиепископ Мефодий с титулом Харбинского и Маньчжурского. Вскоре же после этого сообщения между Харбином и Владивостоком совершенно прекратились». 90 К этому времени в Китае находились следующие иерархи: архиепископ Оренбургский и Тургайский Мефодий (Герасимов) (с февраля 1920 года), архиепископ Нерчинский и Забайкальский Мелетий (Заборовский) (с августа 1920 года). (Впоследствии были посвящены в архиерейский сан протоиерей Николай Вознесенский, ставший епископом Димитрием Хайларским, и архимандрит Ювеналий (Килин), ставший епископом Цицикарским.) Владыка Нестор получил благословение архиепископа Евсевия основать в Харбине Камчатское подворье. Это позволяло ему, находясь на канонической территории Владивостокской, а затем и Харбинской епархий, иметь свой храм, благотворительные учреждения и совершать богослужения и в то же время быть совершенно независимым от Харбинской епархии. Поэтому, как правящий архиерей самостоятельной Камчатской епархии, легально находящийся на канонической территории другой епархии, он подчинялся непосредственно Архиерейскому Синоду. В дела управления епархией Владыка почти не вмешивался. Определением Зарубежного Синода Русской Православной Церкви за границей была образована новая епархия – Пекинская и Китайская, во главе с архиепископом Иннокентием (Фигуровским), который с 1897 года возглавлял Российскую духовную миссию в Пекине. В пределах Пекинской епархии были образованы викариатства – в Шанхае во главе с епископом Симоном (Виноградовым) и в Тяньцзине во главе с епископом Ионой (Покровским). 91

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Письма. – Казань: Православный собеседник. – 1895. – 414 с. 33 Мефодий, в миру – Маврикий Львович Герасимов (1856–1931) – епископ, кандидат богословия; с 1882 года служил в Алтайской духовной миссии, в 1885 года св. Макарием (Невским) пострижен в монашество с именем Мефодий, вскоре приняв сан иеромонаха, в 1893 года стал архимандритом и начальником Алтайской духовной миссии, в 1894 году – епископом Бийским, викарием Томской епархии, в 1898 году – епископом Забайкальским и Нерчинским, где возобновил крестный ход из Читы на Иргень с чудотворным образом св. мученицы Параскевы Пятницы, заложил новый Кафедральный собор, начал издавать «Забайкальские епархиальные ведомости», реорганизовал Центральное Миссионерское училище, каждое лето объезжал епархию, посещал тюрьмы и каторгу; в 1912 году Указом Императора епископ Мефодий был назначен епископом Томским и Алтайским, в 1914 году был переведен на Оренбургскую кафедру, в 1918 году св. Патриарх Тихон возвел его в сан архиепископа Оренбургского и Тургайского. В 1920 году он возглавил вновь созданную Харбинскую епархию по просьбе митрополита Антония (Храповицкого) . 38 Вяземский Сергей Александрович (1844–1923) – выпускник Московского университета, действительный статский советник, олонецкий вице-губернатор (1896–1900), томский губернатор в 1900–1903 годах, почетный мировой судья округа Томского окружного суда (в 1907 г.), член Совета министра внутренних дел (в 1903 и после 1907 гг.), член Императорского Православного Палестинского общества, принимал участие в поземельном устройстве государственных крестьян. 39 В 1900 году вышли четыре труда Победоносцева: в Синодальной типографии (г. Москва) – шестое издание произведения «Праздники Господни», «Ученье и учитель: Педагогические заметки», шестое издание произведения «История Православной церкви до начала разделения церквей»; в типографии журнала «Народное образование» (г. Санкт-Петербург) – «Воспитание характера в школе». 43 19 октября 1905 года при деятельном участии председателя Совета министров С. Ю. Витте К. П. Победоносцев был уволен с должности Обер-прокурора Синода и члена Комитета министров с оставлением в должностях члена Госсовета, статс-секретаря и сенатора. Читать далее Источник: Государство и церковь : [В 2 т.]/Константин Победоносцев ; [Сост., предисл., коммент. О. А. Суржик]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2011. (Русская цивилизация)./Т. 1. - 2011. - 695, с./38 писем бывшего обер-прокурора святейшего синода К.П. Победоносцева к высокопреосвященному Макарию Томскому. 574-609 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Рубрики Коллекции Журнал ФОМА - Журнал - Май 2017 (169) Правда ли, что кто не страдает, тот к Богу не идет? Преподобный Амвросий Оптинский писал: «Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца». 04.03.2024 Церковь чтит память святителя Стефана Великопермского Память святителя Стефана, епископа Великопермского (+ 1396 г.), празднует Православная Церковь 9 мая. В 1379 году, около 40 лет от роду, получив благословение епископа Герасима, иеромонах Стефан возглавил миссионерский поход в пермские земли. К просвещению зырян (так назывались тогда жители нынешней Коми) он готовился не один год. Будущий святитель выучил не только великопермский язык зырян, но… 09.05.2019 В День славянской письменности и культуры Церковь чтит святых Мефодия и Кирилла День славянской письменности и культуры отмечает Православная Церковь 24 мая 2021 года в день памяти святых равноапостольных Мефодия (+ 885 г.) и Кирилла (+ 869 г.), учителей Словенских. Братья Кирилл и Мефодий родились в греческом городе Солунь. Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Пробыв в чине воеводы около 10 лет, он ушел… 24.05.2019 К Крещению готов? Как понять и как решиться? В самом таинстве Крещения есть удивительные слова, которые полезно бы помнить всем христианам. Священник, обращаясь к Господу, говорит о человеке, над которым совершается таинство: «Ты дал ему власть вечной жизни». Удивительно: нам кажется, что эта власть есть только у Бога. А вот и нет. 17.12.2019 Пропавшие без вести на Великой Отечественной Войне. 5 шагов поиска Несколько простых советов о том, как найти информацию о месте захоронения солдата Великой Отечественной Войны от историка Дмитрия Белова. 06.05.2019 Исполнение пророчеств и новые притчи В 13ое воскресенье после Пятидесятницы (иначе — праздник святой Троицы) на литургии читается притча о злых виноградарях в изложении евангелиста Матфея. О чем хотел рассказать нам Господь в этой притче попыталась понять богослов и филолог Марина Андреевна Журинская в своей беседе, посвященной 21ой главе Евангелия от Матфея.

http://foma.ru/journal/maj-2017-169-5

(Герасимов Маврикий Львович; 22.02.1856, дер. Елбанская Барнаульского у. Томской губ.- 28.03.1931, Харбин, Китай), митр. Харбинский и Маньчжурский. Из рода потомственных сельских священников. Первоначальное образование получил дома, затем учился в Томском ДУ и Томской ДС. В 1878 г. поступил в КазДА. В 1882 г., по окончании 3-го курса, оставил по болезни учебу в академии, получив звание действительного студента. 23 дек. 1882 г. поступил в Алтайскую духовную миссию . Был назначен старшим учителем и псаломщиком домовой церкви Улалинского центрального миссионерского уч-ща, которое вскоре было переведено в г. Бийск. Стал одним из ближайших помощников начальника Алтайской миссии Бийского еп. свт. Макария (Невского ; с 1891 епископ Томский и Семипалатинский, впосл. митрополит). 26 сент. 1885 г. принял монашеский постриг с именем Мефодий, 10 нояб. рукоположен во диакона, 22 дек. во иерея. Был назначен заведующим Бийским миссионерским уч-щем, провел его преобразование в катехизаторское с 3-годичным курсом обучения. После пожара, уничтожившего в 1886 г. в Бийске Архиерейский дом с помещениями уч-ща, М. совместно с еп. Макарием занимался организацией работы уч-ща в здании начальной миссионерской школы и строительством нового здания (построено в 1888). В 1890 г. Бийское миссионерское уч-ще получило права духовного уч-ща. Был учрежден училищный совет во главе с М., на к-рый возлагалась в т. ч. аттестация учителей церковноприходских школ. 30 янв. 1892 г. за поданное в КазДА диссертационное сочинение М. был удостоен степени кандидата богословия. 16 мая 1893 г. возведен в сан архимандрита. В связи с переводом начальника Алтайской миссии Бийского еп. Владимира (Синьковского ; впосл. архиепископ) на Владикавказскую кафедру М. 16 июля 1893 г. был освобожден от должности заведующего Бийским миссионерским уч-щем и назначен начальником Алтайской миссии. 2 июня 1894 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. Хиротонию в Томске возглавил архиеп. Макарий (Невский). Став архиереем, М. продолжал уделять много внимания Бийскому училищу. Весной 1893 г. был заложен новый училищный корпус и уже осенью следующего года в недостроенном здании начались занятия. 14 сент. 1895 г. М. торжественно освятил новый корпус. В нем размещались учебные классы, спальные комнаты, начальная школа грамоты, квартиры для преподавателей, кухня и хлебопекарня. В 1895-1896 гг. М. разработал программу 6-летнего обучения в катехизаторском уч-ще, по окончании к-рого его выпускники могли поступать в духовные семинарии.

http://pravenc.ru/text/2563112.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010