Е. С 1657 года по 1677-й святительствовал Мелетий Хортакис, бывший ефимерий и священнопроповедник, и учитель греческой общины в Венеции, муж скромный, образованный и знаток богословия и латинской филологии. Напечатано его сочинение о священстве: Περ ερωσνης. Ему венецианский сенат предоставил в добавок пожизненный доход с монастыря св.Иоанна тон-Мораитон 258 на острове Керкире. С 1677 года по 1679-й пастырствовал Мефодий Моронис, родом кидониец, бывший патриарх Константинопольский. Он, после двухлетия, отрекшись от вселенского престола, ушел в Закинф в 1671 году, а оттуда в Венецию. Здесь латинский патриарх, опасаясь, как бы ни пригласила греческая община сего пришельца быть пастырем у ней, пустил в ход всякое нарекание на нее, поставляя на вид, что избрание Мефодия унизило бы его собственное достоинство, а греков обвиняя в том, что они, против обычая, открыто носят к больным освященные дары, брачатся с католичками и принимают в свое училище католических детей, где гибнут их души. Однако избрание Мефодия состоялось по желанию греческой общины и сената, который 15 января 1677 года простыми и прямыми словами утишил раздражение папского легата, огласившего Мефодия схизматиком, а своему посланнику в Риме предписал (28 мая 1678г.) уверить разгневанного за это же дело папу Иннокентия XI, что сенат свято хранит свое вероисповедание (латинское) и уважение к его блаженству и что не делает никакого нововведения религиозного. Мефодий спокойно пастырствовал в Венеции два года и там скончался. З. На кафедру его возведен был Герасим Влахос, критянин, и святительствовал с 1679 года по 1685-й. Он в 1664 году был игуменом в Богородицком монастыре, что в Палеуполе, на острове Корфу, потом ефимерием, священнопроповедником и учителем в Венеции у греков, и, наконец, рукоположен в архиерейский сан с титулом: филадельфийский. Его обширная ученость, знание многих языков и твердость в Православии известны. Он преподобно и богоугодно управлял Церковью , и оставил после себя богатую библиотеку и многие сочинения; некоторые из них напечатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В годы революционного помрачения XX века Николо-Пешношская обитель не избежала разорения. Явила она и святых XX века. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских причислены преподобномученики Герасим (Мочалов; † 1936), Иоасаф (Шахов; † 1938), Николай (Салтыков; † 1937) и Аристарх (Заглодин-Кокорев; † 1937), служившие в Николо-Пешношском монастыре. И явился им преподобный Мефодий с костылем, объявил свое имя и запретил им бранить помазанника Божиего. После Октябрьской революции монастырь передали филиалу Дмитровского краеведческого музея. До 1927 года здесь еще продолжали находиться монахи и теплилась церковная жизнь, но в 1928 году и монастырь, и музей были закрыты, а в их зданиях размещен дом инвалидов Мособлсобеса. С 1966 года и до марта 2013 года на территории монастыря располагался психоневрологический интернат 3. Церковная жизнь в огромном монастыре, по размерам сравнимом с Троице-Сергиевой лаврой, возобновилась с 2007 года. Здесь идут масштабные восстановительные работы, будто снова на эту болотистую землю пришел молодой инок Мефодий и взялся за благоустроение обители. Первым здесь стали реставрировать храм преподобного Сергия Радонежского; он был освящен в июне 2008-го. На Преображение Господне в 2007 году в Богоявленском храме монастыря начались регулярные богослужения, а 2 сентября состоялось торжественное открытие обители, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий провел в Сергиевском храме первое за 80 лет богослужение. 28 июля 2009 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира – крестителя Руси, вблизи бывшего монашеского скита Николо-Пешношского монастыря воздвигнут Покаянный крест. На это место принесен «строительный мусор»: камни, кирпич из церковных стен вместе с кладбищенской землей и честными останками монастырской братии. Для больных людей находиться в святой обители, где о них, конечно же, молятся, – это большая помощь и радость. Внутренние стены некоторых помещений, которые сегодня восстанавливают реставраторы, иной раз приходится очищать не только от грязи и старой штукатурки, но и от следов пожара, который учинили здесь польско-литовские войска Лжедмитрия II.

http://pravoslavie.ru/71505.html

Иудейская пустыня, Вади Кельт (Нахаль Прат). Церковь Кириака Отшельника. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Год постройки:приблизительно 1905 - 1910. Год утраты:Не установлен. Адрес: Skete of Saint Chariton, P.O. Box 20164, Jerusalem 91200, Israel. Координаты: 31.83333, 35.30002 Проезд:На территории Фаранской лавры. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью     На территории Фаранской лавры      Церковь Кириака Отшельника     После основания греками (т.е. Иерусалимской Православной церковью) своего скита ниже русского там была возведена церковь, посвященная Кириаку Отшельнику. Церковь эту упоминает в своей книге «Святая Земля» еп. Мефодий (Кульман): «В противоположной стене ущелья указывается среди многих других пещера преп. Кириака Отшельника, который веком позже подвизался вблизи обителей Харитоновых; малая дверь и круглое окно на головокружительной высоте приписываются его обиталищу. В связи с трудной доступностью этого места, преп. Кириаку посвящена церковка на дне ущелья, принадлежащая грекам и охраняемая семейством арабов, живущих рядом. Тут же неподалеку находится исток Фаранского ключа, заключенный теперь в бетонную плотину; вода в нем мягкая и сладкая». Как следует из этой реляции, в 1961 г. церковь была ещё цела. Сегодня она лежит в развалинах, нет и никакого «семейства арабов, живущих рядом».     По-видимому, греческий скит представлял собой комплекс нескольких построек разного назначения, объединенных в единое здание и включавших в себя и указанную церковь.     Нескольких слов заслуживает и привязка посвящения церкви к пещере (келье), где в VI веке подвизался преподобный Кириак. Еп. Мефодий, возможно, давно не перечитывал житие Кириака к тому времени, когда писал вышеприведенные строки, иначе он бы не выразился столь расплывчато о подвизании преподобного «вблизи Харитоновых лавр». В своем Житии Кириака Кирилл Скифопольский приводит подробную периодизацию жизни Кириака: «Он прибыл во святый градъ 18 лет, и оставался у иже во святых Герасима 9 лет, и в обители великого Евфимия 10 лет, и провел в лавре Сука, отличаясь в различных послушаниях, 39 лет, и в пустыне Натуфа, питаясь скилами, 5 лет; он безмолствовал в Сусакиме 7 лет, и в пещере иже во святых Харитона 5 лет, и, удалившись опять в Сусаким, 8 лет».

http://sobory.ru/article/?object=18688

На Освященном соборе, проходившем в Москве 5-14 сент. 1926 г., Томский еп. Тихон (Сухов) предложил просить И. либо вернуться из Китая в СССР, либо отказаться от управления приходами Иркутско-Амурской епархии на советской территории. И. не согласился и просил собор назначить ему в качестве помощника в управлении приходами в СССР прот. Алексия Старкова, после рукоположения его во епископа и назначения викарием И. Собор постановил поручить Московскому архиеп. Мелетию (Картушину) в кратчайший срок списаться с И. и просить его вернуться в Советскую Россию. В случае если это невозможно, он должен согласиться на рукоположение Благовещенско Владивостокского епископа для управления приходами Иркутско-Амурской епархии на территории СССР. До хиротонии нового архиерея И. предлагалось поручить еп. Тихону управлять Благовещенско-Владивостокской епархией с правом рукоположения священнослужителей. В случае возвращения И. после поставления Благовещенско-Владивостокского епископа Собор определял им совместно управлять Иркутско-Амурской епархией. Спустя неск. месяцев после Собора И. скончался, Благовещенско-Владивостокская епархия так и не была создана. В 1929 г. на Иркутско-Амурскую кафедру был рукоположен еп. Афанасий (Федотов). Похороны И. прошли в Харбине 17 янв. 1927 г., погребение совершили старообрядческие священнослужители прот. Иоанн Кудрин и диак. Иоанн Старосадчев. При погребении присутствовал архиеп. Мефодий (Герасимов), сказавший прощальную речь. Архиеп. Мефодий отдал распоряжение всем подведомственным ему храмам Харбина молиться об упокоении И. до 40-го дня. 14 янв. 1957 г., собираясь покинуть Харбин, старообрядцы перезахоронили прах И. на Успенском кладбище в районе Нового города. Впосл. из-за грозившего городу наводнения власти Харбина распорядились увезти с кладбища все кресты и памятники для укрепления дамбы на р. Сунгари, в их числе оказался и надгробный памятник И. На месте Успенского кладбища был разбит парк, захоронение И. было утрачено. В кон. 50-х гг. XX в. старообрядцы покинули Китай, переехав сначала в Гонконг, оттуда в Юж. Америку, Австралию и Н. Зеландию. В образованном в Сиднее Христорождественском старообрядческом приходе хранились печать Иркутско-Амурской (Дальневосточной) епархии, документы епархиального управления, освященные И. антиминсы и другое имущество епархии. В 1998 г. в Сиднее внуки прот. Иоанна Кудрина передали старообрядческому Новосибирскому и всея Сибири еп. Силуяну, окормляющему Дальневосточную епархию, печать И., его митру и жезл, 2 подписанных им антиминса. Освященный собор Русской Православной старообрядческой Церкви в окт. 2001 г. канонизировал И. как святого, местночтимого на Дальн. Востоке и в Вост. Сибири. 31 янв. 2002 г. в Приморском гос. музее им. В. К. Арсеньева (Владивосток) состоялась научная конференция «Иосифовские чтения», приуроченная к 90-летию образования старообрядческой Дальневосточной епархии.

http://pravenc.ru/text/578485.html

Но главной своей заботой он считал законоучительство, в том числе в учебных заведениях Христианского Союза Молодых Людей (ХСМЛ/YMCA). Законоучительская деятельность отца Леонида, как и других законоучителей Харбина, не сводилась к преподаванию Закона Божьего. Перед началом занятий совершались молитвы, Великим Постом учащиеся ХСМЛ говели, исповедывались и причащались в кафедральном соборе, по праздникам служились молебны, выпускникам на торжественном акте вручались именные экземпляры Святого Евангелия. Иначе говоря - все происходило так, как в условиях дореволюционного жизненного уклада в России. Высокий педагогический престиж ХСМЛ в Харбине считали неоспоримым. Вместе с тем, в определенных кругах к нему сохранялось настороженное отношение. Так, архиепископ Мефодий (Герасимов) в 1927 г. писал: “Союз не ведет пропаганды какого либо определенного вероисповедания, но его идеология есть та же равноценность всех вероисповеданий и полного вероисповедного или конфессионального безразличия. Юношество, входя в идейное общение с ХСМЛ, не может не подчиняться в той или иной мере идеологии Союза и не воспитать в себе зачатков конфессионального безразличия: пользующиеся благами Союза, в силу своей простой деликатности, ставят себе в обязательство делать со своей стороны те или иные уступки идеологии Союза” . Поэтому-то Владыка Мефодий и направил в гимназию ХСМЛ о. Леонида, проницательного и красноречивого законоучителя, в надежде на то, что он сможет поддержать и упрочить там истинно православную атмосферу. Настоятель Свято-Николаевского кафедрального собора в Харбине о. Л. Викторов. Фотография 1940 г. Годы японской оккупации Маньчжурии ( 1932 - 1945 ) были для ее обитателей особенно тревожными. В этот период, чтобы сохранить независимость Церкви от мирских стихий, духовенству приходилось, в буквальном смысле слова, лавировать между эмигрантскими организациями и группировками различной ориентации. Все они состояли из верующих людей и каждая стремилась перетянуть духовенство на свою сторону.

http://drevo-info.ru/articles/3102.html

Евангелия, благоговейный служитель Божественной Литургии. Оказывал исключительное, сильное впечатление на своих современников. Будучи инспектором С.-Петербургской Духовной Академии, увлек идеями восстановления патриаршества в России будущего Патриарха Тихона и митр. Антония (Храповицкого) . Митрополит Иоанникий (Руднев; 7/20 июня 1900) Киевский и Галицкий. Великий архипастырь, муж силы духовной, великий милостивец и благодетель. Приезжал в Оптину Пустынь к преп. Амвросию. Архиепископ Ювеналий (Половцев; 12/25 апр. 1904) Виленский и Литовский. Насельник скита Оптиной Пустыни, духовный сын преп. Макария Оптинского . После Оптиной Пустыни в разное время был членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, настоятелем Глинской пустыни, настоятелем Курской Коренной пустыни, наместником Александро-Невской Лавры, наместником Киево-Печерской Лавры и др. На всяком месте своего служения с большим духовным опытом и энергией устраивал монастырскую и церковную жизнь, запечатлевая на всем свет оптинского благочестия. Архимандрит Мефодий (1906), знаменитый настоятель Псково-Печерского Успенского монастыря. Старец, один из любимых учеников преп. Амвросия Оптинского . Архим. Мефодий привил старчество в своем монастыре. Его духовным сыном был великий старец Псковских Печор преп. Симеон (Желнин; 5/18 янв. 1960). Схимонах Иларион (1916). Автор нашумевшей на весь православный мир книги «На горах Кавказа», которая была издана на средства прмц. Великой Княгини Елисаветы по благословению преп. Варсонофия Оптинского , которому книга понравилась. Старец Варсонофий предупреждал, что читать ее надо с помощью опытного старца. Книга послужила поводом к появлению сильного церковного движения «имяславцев» и появлению серьезных разногласий в церковной среде из-за некоторой богословской неясности отдельных выражений. До сих пор не дана оценка книге соборным решением всей Церкви. Автор был связан с Оптиной через своего келейника схимонаха Венедикта, который одно время жил в Оптиной. Игумен Герасим (31 июля/13 авг.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjataja...

5) Варненская и Преславская. Митрополит Симеон. Кафедра: г. Варна. 6) Виддинская. Митрополит Кирилл. Кафедра: г. Виддин. 7) Врачанская. Митрополит Константин. Кафедра: г. Враца. 8) Сливенская. Митрополит Гервасий. Кафедра: г. Сливен. 9) Самоковская. Митрополита Досифей. Кафедра: г. Самоков. 10) Ловчанская. Митрополит – экзарх Болгарский Иосиф; наместник его, управляющий епархией, бывший Скопьский митрополит Максим, пребывает в Ловче. 11) Старо-Загорская. Митрополит Мефодий. Кафедра: Старая-Загора (тур. Эски-Загра). б) в Турции (в Турецкой Фракии или в Адрианопольском вилаейте и Македонии) 12) Адрианопольская. Управляющий епархией архимандрит Софроний, пребывает в Андрианополе. 13) Велесская. Митрополит Авксентий, пребывает в Велесе (в Македонии). 14) Дебрьская (болг. Дибрская). Митрополит Косма, пребывает в Дебри (болг. Дибре). 15) Неврокопская. Митрополит Иларион, пребывает в Неврокопе. 16) Охридская. Митрополит Мефодий, пребывает в Охриде. 17) Пелагонийская. Митрополит Григорий, пребывает в Битоле (тур. монастырь). 18) Скопьская. Митрополит Синесий, пребывает в Скопьи. 19) Струмицкая. Митрополит Герасим, пребывает в Струмице. Прим. Епархии под 13–19 находятся в Македонии. Составлен по разным официальным источникам и на основании личных достоверных сведений экстраординарным профессором С.-Петербургской Духовной Академии, по кафедре Истории Славянских церквей, Иваном Пальмовым . Приложение III к истории церквей – Болгарской, Черногорской и Сербских – в королевстве, Австро-Угрии и Боснии с Герцеговиной (см. «Болгарская церковь в XIX веке») При составлении очерка истории болгарской церкви пособиями служили: – Е. Голубинский , Краткий очерк истории православных церквей – болгарской, румынской и сербской (Москва, 1871 г.); – Канитц, Дунайская Болгария и Балканский полуостров (исторические, географические и этнографические путевые наблюдения 1860–1875 гг.), СПб. 1876 г.; – Ф. Курганов, Очерк греко-болгарской распри (в «Православном Собеседнике» за 1873 г.); – Иречек, История болгар – в русском переводе (Одесса, 1878 г.);

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Выносливость в подвиге и терпении болезни показал старец Христофор из Нового Скита. На требование врача вкушать мясной бульон он ответил: – Лучше пусть умру. Устав скита этого не позволяет. В конце концов старец справился с болезнью и стал по милости Божией здоров. Преподобный Силуан Афонский говорил: – А на метохе 149 было со мною так: поем досыта, а через два часа могу опять есть столько же. Я стал себя взвешивать на весах, и что же? – в три дня прибавил три ока 150 . Я понял, что это искушение, ибо мы, монахи, должны иссушить свое тело, чтобы в нем не было никаких движений, препятствующих молитве. Сытое тело мешает чисто молиться, и Дух Божий не приходит в насыщенное чрево. Впрочем, надо знать меру поста, чтобы не ослабеть безвременно, а то не сможем нести послушание. В неприступной пещере Преподобного Нила Мироточивого в течение десяти лет подвизался папа-Евфимий из Коницы 151 со своим учеником отцом Матфеем. Папа-Евфимий прежде был женатым священником, а когда умерла его супруга, он пришел подвизаться на Афон. Сначала жил в пещере Святого Афанасия Афонского и исполнял обязанности духовника Лавры, а затем перешел в пещеру Преподобного Нила Мироточивого. Ему служил престарелый ныне старец Мефодий, который и рассказал нам о нем. Папа-Евфимий носил одежду из провощенной материи, которую сам пропитывал воском 152 . Отец Мефодий поднимал его из пещеры на своих плечах – брал на спину и по крутым ступенькам выносил к келлии Святого Нила 153 . Что же можно сказать о Филарете, настолько строгом к себе, что даже в светоносный день Пасхи он не опускал чтения девятого часа 154 ?! Высокопреосвященнейший архиепископ Критский Тимофей писал о подвижнике старце Авимелехе: «Строгий, как пророк, прекрасный, как апостол, высокий, высохший телом аскет, своим видом он напоминал великих отцов пустыни, которые выходили, исполненные Божественной благодати...». В монастыре Святого Павла жил один монах по имени Герасим. В течение сорока лет он неутомимо нес послушание уставщика. Самым удивительным было то, что за всю свою жизнь во время многочасовых служб и бдений он ни разу не присел в стасидию. Несгибаемый столп терпения! И это несмотря на то, что он страдал от двусторонней грыжи! Что же внушало отцу Герасиму такую адамантовую крепость? Рассказывают, что в течение многих дней он видел на вершине одного дерева черного дрозда, у которого было увечье – не хватало одной лапки. Но он стоял на одной ноге и каждый день пел чрезвычайно красиво, воспевая Творца всяческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

        Биография Мефодия Кирасиота Пемпто лакеро   На Святой Горе многие каливы существуют в непредставимой нищете. Эту нищету трудно описать, а сравнить можно только с птицами небесными… Часто в каливе нет не только Церковки, но даже и самой воды…   Такова была и калива приснопамятного Мефодия Кирасиота, иеромонаха – исихаста, жившего на Керасьях.   Он вел совершенно неприхотливый образ жизни, совершенно без забот в благословенном послушании. Они жили вместе с послушником, который был поистине «цыпленком или птенцом» (о неосон). Так, они не имели никаких волнений о хлебе насущном, никаких забот о земном утешении и комфорте!   Оба этих блаженных человека, подобно двум лучам, восходили в небо – в нищете и жажде Христа.   Обычно старец посылал послушника в Лавру за подаянием, взять – что дадут. Я забыл заметить, что папа-Мефодий был выпускником Богословского факультета Афинского Университета. Но ради спасения бесценной души он отказался от всех почетных мест в миру и отверг всю славу.     Послушник приносил «что попало» и далее в этой каливе происходило следующее: они кипятили воду, добавляли туда немного соли и муки и делали такую кашицу – пюре. Если у них был виноград, то они ложили его в сосуд и просто постоянно подливали воду -  и пили…   Однажды к ним пришел брат – какой-то паломник, зашел к ним повидаться. Они угостили его своим аскетическим питьем…     -       Что это за свекольная брага (пандзарозумо)? – с удивлением воскликнул человек, заинтригованный необычным вкусом и полный любопытства.   -       Пемпто лакеро, - ответил Старец и пояснил человеку, - То есть, пять раз мы уже добавляли в этот кувшин с виноградом воды...   В конце своей жизни папа-Мефодий переселился в пещеру прп. Афанасия Афонского.  Он жил в суровой аскезе, в то время как ведь сам он был гимнографом и одновременно очень одаренным певцом и музыкантом!   Герасим Смирнский в своей книге упомянул о нем: «Вся его жизнь была в великой аскезе и непрерывном внимании»   В 1903 году он был секретарем Кинота, а сконался в 1920-м.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=538

В феврале 1920 г. Е. Н. Сумароков из Читы эмигрировал в маньчжурский Харбин. Очевидно, вскоре после окончания учебы в университете он женился на Анне Николаевне (Ивановой?), 1887 года рождения. Вместе с ним в Маньчжурию прибыли его жена и ее сестра, названная в анкете Евгения Николаевича свояченицей – Варвара Николаевна, 1897 года рождения. Его сын Николай Евгеньевич родился, очевидно, в Харбине. Харбин был основан в 1898 г. строителями Китайской восточной железной дороги, как станция при пересечении «железнодорожной магистрали и реки Сунгари» 15 . В последующее время на праздник Крещения Господня на реку Сунгари приходил «почти весь православный Харбин» 16 , люди «приходили за водой. Здесь устраивался огромный ледяной крест и крестообразные проруби» 17 . С увеличением числа выходцев из России рос и населенный пункт, получивший именование Харбин. В 1899 г. в Харбине было начато строительство храма во имя святителя Николая Мирликийского, которому в 1908 г. Синод придал статус собора 18 . Духовенство, служившее в православных храмах Маньчжурии при железной дороге, было в штате служащих железной дороги, в управлении которой существовал церковный отдел 19 . В церковном отношении храмы Маньчжурии изначально были подчинены Пекинской духовной миссии, а с 1907 г. – Владивостокской епархии. Затем последовал следующий этап развития церковной жизни в Маньчжурии. «В 1920 г. прибыли в Харбин архиепископ Мефодий (Герасимов) и епископ Мелетий (Заборовский), а также епископ Нестор (Анисимов) и позднее сам глава Владивостокской епархии епископ Михаил» 20 . Решением Архиерейского заграничного Синода, направленным архиепископу Мефодию, в 1922 г. была образована Харбинская епархия, и архиепископ Мефодий, ранее архиепископ Оренбургский и Тургайский, получил именование Харбинского 21 . В момент открытия епархии в ней было 18 храмов, а в 1931 г., в год кончины первого Харбинского владыки, их было уже 40 22 . После учреждения в Харбине епархии Никольский собор стал кафедральным. После революции в России число русских беженцев-эмигрантов в Маньчжурии значительно выросло. Необходимо отметить, что отток русских людей в ХХ веке из России несравним с другими столетиями. На новом месте прибывавшим русским беженцам-эмигрантам нужно было начинать все заново: обустраивать свою жизнь, и поэтому среди них «было много нужды и горя», но православные храмы Маньчжурии давали «приют сиротам, нетрудоспособным и престарелым женщинам и мужчинам» 23 . Более того, Харбин при всех своих проблемах в 20-е годы помогал голодающим в России 24 . Постепенно усилиями многих русских людей в Маньчжурии сформировался уголок старой России. Поэтому характерно наблюдение, что «город Харбин был такой же Меккой для русской эмиграции на Дальнем Востоке, как в Западной Европе Париж» 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010