Важные дополнения в полномочия Кустанайского епископа внесла принятая в июле 1915 г. оренбургским епархиальным собранием «Инструкция викариям Оренбургской епархии Преосвященным Челябинскому и Кустанайскому». В соответствии с ней, Кустанайскому епископу были поручены приходы Оренбургского и Орского уездов и Тургайской обл. Также в постановлении оговаривалось, что его окормлению «вверяются все единоверческие приходы епархии, назначение в кои священно- церковнослужителей зависит от Преосвященного Кустанайского; его же попечению вверяется и руководство оренбургской пастырско-миссионерской школой». С 24 марта по 16 дек. 1916 г. К. в. возглавлял еп. Леонтий (Вимпфен) , 30 марта он получил статус 1-го викария Оренбургской епархии. В апр. 1916 г. в циркуляре Оренбургского и Тургайского еп. Мефодия (Герасимова) (с 18 мая 1918 архиеп.) говорилось о необходимости перевода Кустанайского архиерея из Оренбурга в Кустанай. В октябре того же года Синод принял решение о передаче зданий кустанайской второклассной школы для размещения в них канцелярии и резиденции Кустанайского епископа (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. Д. 445). Отдел Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. о высшем и окружном церковном управлении наметил «в миссионерских целях» преобразование К. в. в «полусамостоятельное, с непременным пребыванием епископа в г. Кустанае», о чем было доложено 22 июля 1918 г. на заседании Собора (Деяния Свящ. Собора Правосл. Рос. Церкви 1917-1918. М., 2000. Т. 8. С. 179). Однако это положение тогда не было исполнено. 11 сент. 1918 г. Кустанайский еп. Дионисий (Прозоровский ; 16 дек. 1916 - 30 сент. 1919) поставил перед съездом духовенства Оренбургской епархии вопрос о перемещении кафедры в Кустанай и об образовании самостоятельной Кустанайской епархии (по-видимому, в границах Кустанайского у.); съезд решил вопрос положительно. Оренбургский архиеп. Мефодий (Герасимов), в целом согласившись с постановлением собрания, решил: «Выделение Кустанайского викариатства (в самостоятельную епархию) временно отложить.

http://pravenc.ru/text/2462335.html

Острова Лерос и Калимнос были захвачены турками в 1522 г., во время похода на Родос султана Сулеймана Великолепного. В 1537 г. тур. флотоводец Хайреддин Барбаросса захватил Астипалею, в 1540 г. она официально вошла в состав Османской империи по турецко-венецианскому договору. В 80-х гг. XVI в. К-польский патриарх Иеремия II Транос учредил на Астипалее экзархию, а в 1595 г. патриарх Матфей образовал экзархию из островов Калимнос, Аморгос и Серифос. Родосский митрополит обратился с жалобой на эти адм. изменения к патриарху Неофиту II, и в 1610 г. острова были возвращены Родосской митрополии и создана Лернская, Калимносская и Астипалейская епископия. Но в 1621 г. Астипалея и Аморгос снова составили патриаршую экзархию, а в 1646 г. она стала частью новосозданной Сифносской архиепископии. При ученом еп. Игнатии (1756-1800 или 1801) наступил расцвет церковной жизни в епархии; в его правление в Леросской школе преподавали Никита Петру, философ Даниил с Патмоса, дидаскал Гавриил Карнитис, а уроженцы Лероса занимали престижные церковные кафедры: Герасим - Александрийскую, Мефодий и Мелетий - Ираклийскую, Игнатий - Имбросскую. В 1760 г. прп. Анфим Кефалинийский создал на Астипалее жен. мон-рь в честь иконы Божией Матери «Портаитисса». В 1838 г. Астипалея окончательно была включена в состав Лернской епископии. В 1888 г. Лернская епископия была возведена в ранг митрополии с названием Леросская и Калимносская. До 1912 г. Астипалея, Лерос и Калимнос оставались во владении Османской империи, а затем перешли к итальянцам и только в 1948 г. были присоединены к Греции. В 1937 г., при итал. администрации, о-в Калимнос был передан Косской митрополии, но в 1947 г. был снова возвращен в состав Леросской. На Калимносе провел последние годы жизни прп. Савва Новый († 1948), а на Леросе - старица Гавриилия (Папаянни; † 1992). В 2014 г. в епархии действовали 40 приходских храмов, 150 парекклисионов, 552 экзокклисиона, 18 кладбищенских храмов, мон-ри Ангелов и Пресв. Богородицы «ту Кастру» на Леросе, вмч. Пантелеимона, Пресв. Богородицы Евангелистрии, вмц. Екатерины, Всех святых, Вознесения Господня, Пресв. Богородицы Елеусы на Калимносе, исихастирий прп. Матроны Хиосской на Леросе, исихастирии Воздвижения Честного Креста, сщмч. Киприана, Св. Троицы, ап. Павла, прп. Макрины на Калимносе, исихастирии Пресв. Богородицы Флевариотиссы на Астипалее, Воздвижения Честного Креста на о-ве Нера, свт. Николая Чудотворца на о-ве Плати, свт. Николая Чудотворца на о-ве Калолимнос, вмч. Георгия Победоносца на о-ве Фармакониси.

http://pravenc.ru/text/2463585.html

- Но в чем еще можно видеть смысл такой работы? - Здесь, конечно же, главный - богословский. Что означают множественность и разнообразие чудесных явлений, их интенсивность и повсеместность? Чтобы верно судить об этом, необходимо подробное изучение темы во всей ее полноте. Православное отношение к чуду исходит из того, что истинное чудо по сути своей церковно. Более того, отнюдь не Православная Церковь утверждается совершающимися в ней чудесами, но всякое чудесное знамение проверяется и удостоверяется Церковью, принимается ею, или отвергается. В целом, конечно, чудо глубоко укоренено в христианстве. Но в тоже время Христос предупреждает, что " Род лукавый и прелюбодейный ищет знамений " (Мф 12.39). Это значит, что не чудесами как таковыми спасается человек, но своей жизнью в Церкви и на том пути, на который указывает Церковь (и на который могут указать и Божии события). Сказанное означает также, что внутри Церкви должно быть выработано богословски выверенное отношение к современному потоку сообщений о чудесных событиях, предложены хотя бы самые общие наставления клирикам и простым прихожанам, получающими опыт встречи с такими событиями. Мировоззренческий смысл чуда также очень важен. Поскольку чудеса реальны, то мир наш устроен совсем не так, как думают материалисты и атеисты. А значит и так называемая научная картина мира неисправимо ущербна, неверно отвечает на самые важные для всякого человека вопросы. Именно этот аспект темы очень полезен для просветительского, миссионерского служения Церкви. Сенсационность не нужна, но хорошо документированные, подробные и убедительные сведения о чудесных событиях должны быть доступны всем: и тем, кто только на пути к храму, и тем, кто вошел в храм. Один убедительный и яркий рассказ сильнее иных проповедей и книг. И здесь много о чем можно рассказать! На исторический смысл чуда в свое время ясно указал архиепископ Мефодий (Герасимов): истинные события и чудеса в духовном мире человека и в жизни Церкви имеют такое же важное значение, как и величайшие события во внешней жизни народов. Значит, они должны быть добросовестно исследованы, и знания о них бережно сохраняться, как сохраняются церковные и исторические реликвии.

http://ruskline.ru/analitika/2005/02/04/...

Поскольку Святая Гора входит в состав Греческой Республики, она имеет особого представителя от государства. Верховным органом самоуправления Святой Горы является Священный Кинот, состоящий из представителей всех 20-ти монастырей Афона, которые каждый год избираются своими монастырями . Теперь об административно канонических подразделениях Константинопольского Патриархата в рассеянии. Американская архиепископия Американская архиепископия составляет самую важную часть Константинопольской Церкви, являясь, если так можно сказать, ее экономическим и политическим оплотом. Также она самая большая по численности часть Патриархата. Архиепископия была основана 11 мая 1922 году, хотя греческие приходы в Америке, вошедшие в нее, появились еще в шестидесятые года девятнадцатого столетия. В жизни Американской архиепископии, как и во всех Греческих Церквах диаспоры, очень важную роль играют греческие общины. Представители этих общин имеют широкое участие в управлении Церковью на всех уровнях – от рядового прихода и до самой Архиепископии. Во главе Американской архиепископии стоит архиепископ, избираемый Синодом Вселенского патриархата в Стамбуле. Нынешним ее главой является архиепископ Димитрий. Архиепископ возглавляет Синод, состоящий из всех епископов Церкви. Адрес Архиепископии: Greek Orthodox Archdiocese of America 10 East 79th Street, New York, N.Y. 10021 USA Тел.: (212) 774-0542 Факс: (646) 579-6514 e-mail: archdiocese@goarch.org URL: http://www.goarch.org Архиепископия состоит из следующих епархий: Чикагская (митрополит Иаков с титулом Кринского) Сан-Францисская (митрополит Герасим с титулом Дарданеллского) Питсбургская (митрополит Максим с титулом Энского) Бостонская (митрополит Мефодий с титулом Анейского) Денверская (митрополит Исаия с титулом Приконисского) Атлантская (митрополит Алексий) Детройтская (митрополит Николай) Нью-Джерси (митрополит Евангел) Архиепископия имеет также одного викарного епископа – Димитрия с титулом Ксанфосского Архиепископия имеет свои учебные заведения и каждые две недели издает листок «Православный обозреватель» – The Orthodox Observer.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Г. включен в сонм вологодских чудотворцев на неск. иконах Спаса Вседержителя с предстоящими и припадающими святыми, напр. на образе 1-й четв. XVIII в., происходящем из вологодской ц. во имя равноапостольных Константина и Елены (в верхнем ряду правой группы); на иконе 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте в Вологде (справа, в 3-м регистре сверху, вместе с прп. Герасимом Вологодским); на образе XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье Вологды; на иконе «Явление Богородицы и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу с избранными святыми» XVIII в. (все из собрания ВГИАХМЗ). На вологодских иконах Г. имеет правильные черты лица, высокий лоб, длинную клинообразную бороду с легкой проседью, облачен в фелонь и омофор, особенность этой иконографии - отсутствие митры. Как правило, в этом изводе помещен в ряду с др. святителями Пермскими. На пермских иконах 1-й пол. XIX в. (Чердынский краевед. музей им. А. С. Пушкина), 2-й пол. XIX в. (ПГХГ), кон. XIX в. (Успенский жен. мон-рь в Перми) Г. тоже представлен вместе с др. местными святителями в рост, в фелони, омофоре и митре (или с непокрытой головой), с крестом и Евангелием, обычно рус, с бородой средней величины. Подобное изображение - на иконе «Великопермские чудотворцы» 1907 г., исполненной в мастерской А. Н. Зеленина (ПГХГ). Уникальный иконографический состав имеет образ Божией Матери «Необоримая стена и Покров России» 1866 г., написанный в мастерской с. Покчи Пермской губ. (Чердынский краевед. музей им. А. С. Пушкина): в верхней части - изображение Богородицы с покровом в виде омофора, в центре - ап. Андрей Первозванный с крестом, равноап. кн. Владимир и блгв. кн. Александр Невский (небесный покровитель имп. Александра II), слева - свт. Стефан Пермский и равноапостольные Кирилл и Мефодий, справа - святители Питирим, Г. (без митры, с Евангелием) и Иона; все изображенные на иконе святые прославились апостольским и миссионерским служением, нек-рые в Пермском крае. Надпись сообщает, что икона создана «в память избавления от злоумышленного покушения на жизнь царя-освободителя Александра II» в апр. 1866 г. как вклад в ц. Благовещения Богородицы крестьянина В. И. Федосеева.

http://pravenc.ru/text/164553.html

В 2012 г. мемориальная доска с барельефом святого была отлита из металла по проекту художника С.М. Исакова, а в ноябре 2014 г. – укреплена на фасаде здания. Текст мемориальной доски, утвержденный Преосвященнейшим Максимом (Дмитриевым), епископом Барнаульским и Алтайским, гласит: «Свет Христов просвещает всех. В сем граде 29 августа 1830 года начал свое миссионерское служение основатель Алтайской духовной миссии архимандрит Макарий (Глухарев). 1792–1847 г.г.». Несколько лет подряд в здании бывшего катехизаторского училища занимаются учащиеся Бийской православной школы (до декабря 2012 г. – гимназии) во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. И это не случайно. Именно Иоанн Кронштадтский неоднократно направлял свою лепту на строительство здания, благоукрашение миссионерского храма, духовно укреплял молитвой и словом бийских архиереев в нелегком деле их архипастырского миссионерского служения. В 2009 г. по заказу Администрации города Бийска создан проект благоустройства территории архиерейского подворья. Сегодня Бийское архиерейское подворье с Музеем истории Алтайской духовной миссии – популярное место познавательного и паломнического туризма. Тысячи людей ежегодно идут и едут сюда, чтобы лучше узнать историю православия на Алтае, укрепиться в вере, поклониться святыням, побывать в архиерейском доме, где жил молитвенник земли Русской святитель Макарий (Невский). В Казанской церкви находится обретенная в 1998 г. одна из главных святынь миссии – старинная афонского письма икона святого великомученика Пантелеимона, небесного покровителя Алтая. Самое важное и назидательное для нас сегодня – имена подвижников, молитвами и трудами которых создавалось Бийское архиерейское подворье – оплот православной веры и духовности. Это насельники подворья: Преосвященнейшие епископы Бийские – Владимир (Петров), святитель Макарий (Невский), Владимир (Синьковский), Мефодий (Герасимов), Сергий (Петров), Макарий (Павлов), архиепископ Иннокентий (Соколов), монашествующая братия архиерейского дома, священно- и церковнослужители, строители, учителя церковных школ, прихожане святых храмов.

http://sobory.ru/article/?object=58948

В одной местности, изобилующей Странниками при чистке пруда найдено более 30 младенческих тел 3075 . Известный уже нам наставник Александр Васильев в своей исповеди рассказывает о себе, что он два раза практиковал подкидывание незаконно прижитых им младенцев и раз добывал „снадобья“, чтобы вытравить незаконный плод. Да и вообще, по убеждению Странников, – детей, прижитых „в странстве“ – нужно умерщвлять 3076 . Тоже самое женолюбие доводило Странников до ужасных преступлений: один напр. Странник из ревности изувечил свою любовницу, избив ее кнутом и обрезав ей уши 3077 ; другой тоже из-за женщины не пощадил жизни своего соперника и бесчеловечно заморил его голодною смертию 3078 . Есть за Странниками и другие поступки, которые представляют контраст их доктрине. Исповедь Александра Васильева представляет множество фактов такого рода, из которых видно, что наставник секты вопреки своим правилам, вопреки даже существующей особенной эпитимии за общение с мирянами 3079 , дозволял себе это общение даже в худшем смысле этого слова; а другой наставник Мефодий Герасимов был даже пойман следственною комис- —428— сией пьяный в кабаке 3080 . Мало того, следственно-судною комиссией констатированы были у Странников и более важные преступления, как грабеж, делание фальшивых ассигнаций и даже убийство, но нам кажется, что было бы несправедливостью вводить такие преступления в характеристику Странника, как это иногда высказывается и в печати 3081 . Правда Странник – решителен и, как мы видели выше, решается даже на открытое сопротивление, когда дело касается важного для него дела, отбивая напр. силою своего любимого наставника (Василия Горбунчика); из опасения быть открытым один из наставников решился убить своего ученика 3082 ; но нельзя забывать того, что последний поступок произвел между сектаторами большой переполох. Наставник Федор Иванов писал по этому поводу Никите Семенову: „я боюсь с ним (убийцею) 3083 общение иметь, – братия его вся разошлась, аки страшного еретика возгнушалась“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Алмаз Иванов, Григорей Караулов, Александр Дуров. И того ж часа, после его государева пришествия, пришли в столовую избу святейшие вселенские кир Паисий папа и патриарх александрийский и кир Макарий патриарх антиохийский, а с ними пришли преосвященные митрополиты: Питирим Новгороцкий и Великолуцкий, Лаврентий Казанский и Свияжский, Иона Ростовский и Ярославский, Павел Сарский и Подонский, Феодосий Сербский, Паисий Газский, Григорий Никейский, Козма Амасийский, Афанасий Иконийский, Филофей Тралезонский. Архиепископы: Анания Синайский, Симон Вологоцкий и Белоозерский, Филарет Смоленский и Дорогобужский, Иларион Резанский и Муромский, Иоасаф Тверский и Кашинский, Иосиф Астараханский и Терский, Арсений Псковский и Изборский. Епископы: Александр Вяцкий и Великопермский, Лазор Черниговской и Новгородцкий, Мефодий Мстиславский и Оршанский, Иоаким Сербский. Архимандриты: Троицы Сергеева монастыря Иоасаф, Из Володимеря Рожественного монастыря Филарет, Чюдова монастыря Иоаким, Спасского монастыря Нового Иосиф, Савы Сторожевского монастыря Варнава, Андроньева монастыря Пафнотей, Из Казани Преображенского монастыря Мисайло, Ипатцкого монастыря Кирил, Из Нижнего Печерского монастыря Иосиф, Из Новгорода Футыня монастыря Иосиф, Кирилова монастыря Моисей, Горицкого монастыря Сергий, Лужецкого монастыря Иосиф, Из Ростова Богоявленского монастыря Дионисий, Богоявленского монастыря из-за ветошного ряду Герасим, Из Ярославля Спасского монастыря Сергей, С Волоколамского Иосифова монастыря Саватей, Из Суздоля Спаса Еуфимьева монастыря Павел, Из Новгорода Антоньева монастыря Макарей, Соловецкого монастыря Ворфоломей, Из Нижнего Макарьева монастыря Пахомей, С Вологды каменного монастыря Еуфросим, Из Переславля Залеского Данилова монастыря Аврамий, Из Новгорода Вяжицкого монастыря Ияков, Из Кашина Колязина монастыря Сергий, Покровского монастыря что на Москва Феодорит, Борисо-Глебского монастыря из Дмитрова Аврамий, С Коломны Спасского монастыря Еуфстафей, Из Перемышля Лютикова монастыря Вельямин,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

В 1919 г. владыка уехал из Москвы на свою кафедру: путь лежал через Украину, Турцию, Египет, Гонконг, Китай, в итоге он добирался до своей Камчатки за 84 дня. Поскольку новая власть уже и там взяла бразды правления в свои руки, он смог посетить только некоторые северные приходы своей епархии, а в Петропавловск-Камчатский его уже не пустили. Судно взяло курс на Японию, где владыка и жил до октября 1922 г. С весны 1921 г. еп. Нестор стал ездить в Харбин и во Владивосток, где к власти пришло Временное Приамурское правительство. В 1922 г. он принял участие в организации и проведении Приамурского Земского Собора, который состоялся с 23 июля по 10 августа. От имени народа Собор принес покаяние в грехах, приведших к падению империи. Завершился Собор крестным ходом к кафедральному собору, где при огромном стечении народа еп. Нестор совершил молебен. Во Владивостоке еп. Нестор посвятил в диаконский и священнический сан нескольких приехавших туда камчадалов 100 , а также участвовал в совещании дальневосточных архиереев, где решался вопрос о созыве Дальневосточного Поместного Церковного Собора 101 . Но в это время по требованию США Япония прекратила поставку оружия и другой помощи белым войскам в Приамурье, вследствие чего в октябре 1922 г. под ударами Красной Армии Приамурский земский край прекратил свое существование. Епископ Нестор, как и большинство дальневосточного духовенства, эмигрировал в Харбин, где складывался крупнейший на Дальнем Востоке центр эмиграции и церковной жизни. В 1920 г. на совещании харбинских архиереев по инициативе еп. Оренбургского и Тургайского Мефодия (Герасимова) была образована Харбинская епархия. Харбин образовался из маленького поселка Сунгари и очень быстро вырос в большой культурный торгово-промышленный центр, крупнейший в Маньчжурии. Интенсивно шло строительство, в том числе храмов, учебных заведений, делового центра. Количество выходцев из России превышало 100 тысяч человек. Старшим из четырех харбинских архиереев считался архиеп. Мефодий. Харбинское духовенство было озабочено устройством церковной жизни практически на пустом месте, а также спасением огромного количества эмигрантов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

«Не пытайтесь обманывать себя и других словесами лукавствия, – с негодованием взывал он к епископу Нестору. – Признавать митрополита Сергия своим главою – не значит ли это исполнять все его распоряжения, следовать по тому пути, по которому он сам идет? Быть лояльным к большевикам, отказаться от всякой активной с ними борьбы, чего требует митрополит Сергий от всех признающих его, – не есть ли это отречение от Христа, приятие той печати антихристовой, о которой говорит Св. Евангелист Иоанн Богослов в своем Откровении? 123 [...] Не мне судить Вас, судья Вам Христос. Ему дадите ответ. И я не стал бы никогда касаться всех этих лично к Вам относящихся вопросов, если бы Вы не искали скрыть свою измену Православной Церкви и перехода к «полуобновленцам» за творимыми Вами делами милосердия и за утверждениями, что Вы ничего не ищите лично для себя. Вы вступаете на страшный путь, на путь погибели. Но Вы можете еще оставить фарисейское превозношение и с мытаревым смирением припасть к милосердию Божию. Тогда Господь Сам исправит пути Ваши и прославит Вас славою Своею...»..«Я хочу верить, – писал он, – что Вы не стремитесь захватить Харбинскую епархию. Но почему Вы не возвращаетесь в свою епархию, коль скоро Вы признали митрополита Нижегородского Сергия своим Первоиерархом? Этого требуют от Вас как церковные законы, так и благо Камчатской епархии». 124 Резкие обвинения, страшные угрозы, темпераментная речь... В ней была искренность, в ней была пламенность, в ней была принципиальность, в ней была и несправедливость. 28 марта 1931 года скончался митрополит Харбинский и Маньчжурский Мефодий (Герасимов). На кафедру был назначен Преосвященный Мелетий с возведением его в сан архиепископа. В июле 1931 года он писал митрополиту Антонию: «...Взгляды его (епископа Нестора) действительно странны; на раскол в церкви он смотрит именно как на личную ссору архиереев. Были ли наложены какие-либо прещения на епископа Нестора Архиерейским Синодом, когда он откололся от него, мне неизвестно, так как по этому делу епископ Нестор имел сношение с покойным митрополитом Мефодием. От епископа Нестора я только слышал, что из Москвы ему был послан указ образовать здесь особую епархию, но он от этого решительно отказался, да, конечно, хорошо и сделал, так как при том настроении русских, какое здесь существует, конечно, у него ничего бы не вышло. В видах, вероятно, этого, он ничем и не проявлял за богослужениями своей принадлежности к Московской Патриархии. Все время поминал митрополита Петра, Ваше Святое имя и митрополита Мефодия. Так что эта «церковная аполитичность» наконец привела его к убеждению, что он остался, как говорил мне, «без стула»...» 125

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010