Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАГАРШАПАТСКИЕ СОБОРЫ [Валаршапатские] (IV-V вв.) Армянской Апостольской Церкви. Созывались в столице Армении, Вагаршапате , для обсуждения вопросов вероучения и церковного устройства. 1-й (325), согласно Мовсесу Хоренаци, был созван свт. Григорием Просветителем после возвращения с I Вселенского (Никейского) Собора (325) его сына Аристакеса . На Соборе приняли Никейский Символ веры и каноны с дополнениями св. Григория Просветителя. 2-й Собор (366), о к-ром сообщает Ованнес Драсханакертци (Х в.), состоялся по инициативе арм. царя Аршака II под председательством католикоса Нерсеса I Великого . Он провозгласил независимость арм. Католикосата от кафедры Кесарии Каппадокийской, после чего арм. католикосы стали рукополагаться в Армении. 3-й Собор (402 или 403) был созван по инициативе Месропа Маштоца и католикоса Саака I . Собор постановил заменить использовавшиеся в Армении греч., сир. и персид. книги на арм. С этой целью царский посол Вахрич Хадуни был отправлен в Эдессу за т. н. Данииловыми письменами - древнейшим вариантом арм. письменности. 4-й Собор (426), также созванный Месропом Маштоцем и Сааком I, рассмотрел и утвердил каноны, принятые на 1-м Соборе, к-рые были записаны арм. письменами. Утвердил также Вселенское послание католикоса Саака I, регламентирующее обязанности епископов, священников и монахов. По мнению ряда историков, 5-й Собор (491) был созван католикосом Бабгеном I для обсуждения и принятия «Энотикона» имп. Зинона. Согласно Ованнесу Драсханакертци, в заседаниях участвовали католикосы и епископы груз. и албан. Церквей. Мн. исследователи, однако, считают, что постановления, осуждавшие несторианство и халкидонский орос, были приняты не в 491 г. в Вагаршапате, а на Двинском Соборе 506 г., также созванном Бабгеном I. Лит.: Мхитарян А. История Соборов Армянской Церкви. Валаршапат, 1874 (на арм. яз.); Акопян В. Армянская книга канонов. Ереван, 1964. Т. 1 (на арм. яз.); Гарсоян Н. Г. Был ли созван Собор в Валаршапате в 491 году?//ХВ. 2001. Т. 2 (8). С. 116-120. Е. Д. Джагацпанян Рубрики: Ключевые слова: АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей

http://pravenc.ru/text/153817.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРДАН МАМИКОНЯН († 26.05. 451), полководец и герой национально-религ. борьбы армян в сер. V в. В юности был послан своим дедом, Католикосом Сааком Великим , вместе с Месропом Маштоцем в К-поль к только что взошедшему на престол имп. Феодосию II (408-450) с письмом, в к-ром сообщалось о создании арм. письменности. Вскоре после свержения Арташира IV (422-428), последнего арм. царя из династии Аршакидов, персид. шаханшах Бахрам IV назначил В. М. спарапетом (главнокомандующим) персид. Армении (432). При шаханшахе Йездигерде II (438-457) в Армении началось активное насаждение зороастризма и маздакизма, что вызвало решительный протест у большей части населения. Христ. духовенство и арм. князья во главе с В. М. на Соборе в Арташате (449) ответили на послание Йездигерда с требованием принятия зороастризма, что армяне признают власть персид. царя в гос. вопросах, в вопросах же веры полагаются только на Бога: «В этих верованиях нас никто не может поколебать: ни ангелы и ни люди, ни меч и ни огонь, ни вода и ни какие только есть жестокие пытки... Ибо не с человеком у нас обет веры, чтобы, как дети, лгать тебе, а нерасторжимо с Богом, с Которым нет способа порвать и прочь уйти, ни ныне, ни после, ни вовек, ни во веки веков» ( Егише. II, 40-41). Изгнав из Армении «могов» (зороастрийское духовенство), В. М. и католикос Иосиф (Овсеп I) обратились за помощью к Феодосию II и князьям визант. Армении. Однако ни новый визант. имп. Маркиан (450-457), к-рый воевал в это время на Западе, ни гунны, с к-рыми В. М. заключил союз против персов, не смогли оказать военную помощь. Шаханшах послал в Армению большое войско, и в кровопролитной битве на Аварайрской равнине у р. Тхмут арм. ополчение во главе с В. М. потерпело поражение (26 мая 451). В. М. погиб в бою, его сподвижники - католикос Иосиф, Хорен, Авраам и др.- оказались в плену, многие вскоре были казнены. Однако поражение не сломило борцов за христ. веру. Через нек-рое время персы были вынуждены пойти на уступки и отказаться от попыток насаждения зороастризма. В. М. стал национальным героем Армении, т. к., «уповая на Христа, пожертвовал собою» ( Киракос Гандзакеци. С. 44). О его борьбе с персами повествуют современники В. М., историки Егише и Лазар Парпеци . Арм. Церковь чтит память В. М. и его сподвижников 30 хротица (5 авг.). В XII в. Католикос Нерсес IV Шнорали написал в честь них шаракан (гимн). Ист.: Егише. О Вардане и войне армянской/Пер. И. А. Орбели, предисл. и примеч. К. Н. Юзбашяна. Ереван, 1971; Лазар Парпеци. История Армении. Ереван, 1975. 2 т. (на арм. яз.); Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер. Л. А. Ханларян. М., 1976. С. 44, 55-57. Лит.: Еремян С. Т. Народно-освободительная война армян против персов в 450-451 гг.//ВДИ. 1951. 4. С. 41-60; Юзбашян К. Н. Егише: Предисл.// Егише. О Вардане. С. 7-13. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/154125.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРДАПЕТ [древнеарм. - учитель, наставник], в Армянской Апостольской Церкви ученая степень, к-рая присваивается только безбрачным священникам (иеромонахам) после окончания ими учебы и представления заключительной речи; за выдающиеся труды и заслуги дается степень верховного, или великого, В. ((?) ). В рус. лит-ре титулы переводятся (иногда не вполне адекватно) соответственно как архимандрит и протоархимандрит, в Европе они приравниваются к степени магистра богословия. Звание В. имеет 14 ступеней: первые 4 дают право на звание частного В., остальные 10 - на звание верховного В. Первоначально верховные В. присуждали соискателям звания частного В., в наст. время это прерогатива только епископов, имеющих степень верховного В. Получающему звание В. вручается жезл с двуглавой змеей, символизирующей мудрость и право толковать слово Божие, учительствовать и проповедовать. В арм. лит-ре слово «вардапет» употреблялось также в значении «учитель» (греч. διδσκαλος - напр., 1 Кор 12. 28). Этим именем называли вселенских и арм. отцов и учителей Церкви. Первым великим В. считается Месроп Маштоц . С V в. арм. Церковь уделяла большое внимание училищам, где готовили В.,- вардапетаранам. Первое из них было открыто в Вагаршапате (Эчмиадзине), наиболее известны вардапетараны Сюника, Санаина, Аршаруника, Севана, Ани, Ахпата, Гошаванка, Хоранашата, Хор-Вирапа, Нарекаванка, Гладзорский и Татевский ун-ты. В ср. века почетной степени В. могли быть удостоены преподаватели учебных заведений, а также настоятели крупных мон-рей. Церковный титул В. зафиксирован в Судебнике Мхитара Гоша (XII в.); Григор Татеваци (XIV в.) установил порядок его присвоения и 14 ступеней. Не все епископы и католикосы-патриархи обладали этим титулом. Лит.: Новый словарь древнеармянского языка. Венеция, 1837. Т. 2. С. 792 (на арм. яз.); Христианская Армения. Ереван, 2002. С. 971-972 (на арм. яз.). Е. Д. Джагацпанян Рубрики: Ключевые слова: АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей

http://pravenc.ru/text/154127.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Восточные (нехалкидонские ) Церкви КЕННЕШРЕ [Кеннешрэ], средневек. западносир. (яковитский) мон-рь в Сев. Сирии, образовательный и переводческий центр КИРАКОС ДРАЗАРКЦИ (ок. 1056 - 1127), арм. вардапет, один из крупнейших деятелей арм. культуры т. н. серебряного века «КНИГА ПОСЛАНИЙ» арм. средневек. эпистолярный сборник религ. характера; содержит документы, формулирующие вероисповедание КОМИТАС (Согомонян Согомон Геворги) (26.09.1869 - 22.10.1935), архим. (вардапет), арм. композитор, музыковед, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкальный и общественный деятель КОНСТАНТИН (2-я пол. VI - 1-я четв. VII в.), еп. Сиута (греч. Ликополь), церковный писатель, святой Коптской Церкви (пам. копт. 9 амшира (3 февр.)) КРАСНЫЙ МОНАСТЫРЬ [Кармирванк] на Красной горе, один из арм. мон-рей Чёрной Горы, близ Кесуна (Киликия; ныне Чакырхююк, Юж. Турция) МАКАРИЙ ТКОУСКИЙ († 451/2), еп. г. Ткоу (Антеополь, араб. Кау-эль-Кабир) в Египте почитаемый в Коптской Церкви как святой (пам. копт. 27 паопе (24 окт.)) МАЛАНКАРСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Сиро-Маланкарская Ортодоксальная Церковьдр. названия: Индийская Ортодоксальная Церковь, Маланкарская Ортодоксальная Церковь, Маланкарская Сирийская Церковь], одна из Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей МАРУТА († 2.05. 649), митр. Тагрита (ныне Тикрит, Ирак), 1-й мафриан - глава монофизитской иерархии в Персии, наместник патриарха Сирийской яковитской Церкви МЕСРОП МАШТОЦ (361 или 362 - 440), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений МИХАИЛ СИРИЕЦ [Михаил I; Михаил Великий] (1126-1199), патриарх Антиохийский (с 1166), глава Сирийской яковитской Церкви, церковный писатель и летописец МХИТАР ГОШ (Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34 - 1213), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель

http://pravenc.ru/rubrics/121942_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Католикос всех армян Геворг IV (Керестеджян Григор; 5.07.1813, К-поль - 6.12.1882, Вагаршапат), Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 1866). Получил образование в к-польском лицее Жарангаворац. В 1835 г. возведен в сан священника, в 1841 г.- архимандрита, а в 1848 г. избран епископом. С 1844 г. архиерей епархии Брусы, с 17 окт. 1858 г. занял арм. патриарший престол К-поля. Участвовал в разработке национальной Конституции Османской империи, однако ввиду несогласия с рядом ее статей 21 апр. 1860 г. подал в отставку. С окт. 1861 г. вновь архиерей в Брусе. 27 мая 1866 г. в качестве избранного католикоса Г. издал послание, в к-ром подчеркивалось, что доктрина Армянской Апостольской Церкви должна оставаться неизменной, применение новоарм. языка (ашхарабара) должно осуществляться при увещевании и проповеди, а обряды следует совершать лишь на древнеарм. (грабаре). Велика заслуга Г. в деле упорядочения и развития национального образования. В 1867 г. в Эчмиадзине им была организована комиссия по образованию, к-рая занималась устроением школ во всех городах и селах с арм. населением, в 1873 г. им же была учреждена епархиальная образовательная комиссия. В 1874 г. Г. основал Эчмиадзинскую семинарию, впосл. названную в его честь Геворгянской (действует поныне), ежемесячный ж. «Арарат», сыгравший большую роль в стимулировании развития арменоведения, Эчмиадзинский музей, усовершенствовал типографию и хранилище рукописей в Эчмиадзине. В 1879 г. построил церковь на могиле Месропа Маштоца в Ошакане. Являясь крупным знатоком духовного песнетворчества, Г. осуществил важное для своего времени упорядочение богослужебных певч. книг. Пригласив в 1873 г. из К-поля видного церковного музыканта-теоретика Н. Ташчяна , он способствовал распространению и обучению новой арм. безлинейной нотации, изобретенной в 1813 г. в К-поле А. Лимонджяном . Одной из наиболее ценных инициатив Г. является приведение к единообразию, издание и канонизация выверенных на основе большой собирательской и сравнительной работы песнопений Армянской Апостольской Церкви, входящих в Литургиарий (Патараг, изд. 1874 и 1878), Гимнарий (Шаракноц, изд. 1875) и Бревиарий (Жамагирк, изд. 1877). По критериям того времени эти издания были равносильны научным публикациям, что имело решающее значение и для сохранения музыкально-певч. наследия Армянской Церкви, подвергшегося ряду искажений в XV-XVIII вв., и для дальнейшего его изучения. Как источниками этими изданиями пользуются и в наст. время. Г. продолжил и довел до логического завершения систему обучения певч. искусству, внедренную католикосами Мовсесом Сюнеци и Симеоном Ереванци. Лит. (на арм. яз.): Абегян М. Геворг IV, Католикос всех армян. Вагаршапат, 1899; Орманян М. История нации. Бейрут, 1961. Т. 3. Ч. 2. А. С. Аревшатян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161824.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии гимнографов ИОАНН МИНЧХИ груз. гимнограф и мелург (X в.), подвизался в груз. общинах лавры прп. Саввы Освященного и Екатерины вмц. мон-ря на Синае КОЖУХАРОВ Стефан Емануилов (13.11.1934 - 25.01.2000), болг. филолог, литературовед, гимнолог, археограф, музыковед КОНСТАНТИН [Константин Болгарский] (сер. IX - нач. X в.), еп. Преславский, переводчик, проповедник, гимнограф КУРДАНАИ груз. гимнограф (X в.), подвизался в груз. общинах Саввы Освященнного лавры в Иерусалиме и Екатерины вмц. монастыря на Синае МАРК ЕВГЕНИК (вероятные годы жизни 1394-1445), митр. Эфесский, участник Ферраро-Флорентийского Собора, визант. богослов, полемист и гимнограф, свт. (пам. 19 янв.) МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария МЕСРОП МАШТОЦ (361 или 362 - 440), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений МИКАЕЛ МОДРЕКИЛИ (2-я пол. X в.), грузинский поэт-гимнограф, гимнолог, книжник, каллиграф, мелург, составитель и редактор Нового Иадгари НЕРСЕС IV ШНОРАЛИ [Благодатный; Клаеци] (ок. 1102 - 1173), католикос Армянской Апостольской Церкви (1166-1173); арм. поэт и гимнограф; святитель Армянской Церкви (пам. в субботу перед 5-м воскресеньем Воздвижения Креста, в день праздника святых переводчиков) НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф НИКОЛАЙ (Орбелиани) (1672-1732) митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, писатель НИКОЛАЙ (Черкезишвили; † после 1733), митр. Руставский (не позже 1711-1723) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, грузинский гимнограф НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни НИЛ МЛАДШИЙ [Нил Россанский, Нил Криптоферратский, Нил Гроттаферратский] (910-1004), прп. (пам. 26 сент.), основатель мон-ря Гроттаферрата, гимнограф ОВАННЕС ИМАСТАСЕР [Ованнес Саркаваг] (ок. 1045 - 1129), архим., арм. философ, богослов, педагог, космограф, поэт, гимнограф

http://pravenc.ru/rubrics/129693_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Армянской Церкви ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346 - 1409), арм. философ, богослов, педагог, церковный деятель; св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу перед 4-м воскресеньем Великого поста) ДАВИД АНАХТ (Непобедимый) [Давид Нергинаци] (70-е гг. V - 1-я пол. VI в.), св. Армянской Церкви, философ, основоположник светского направления древнеарм. философии ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ИАКОВ САРУГСКИЙ (Серугский; 451/2 - 521), еп. г. Батны (Батнан, ныне Суруч, Турция) в окр. Саруг (пров. Осроена); сир. поэт, богослов антихалкидонитского направления ИОАНН [Иоанн Пустынник; арм. Иоанн Гбеци] († IV в.), прп. (пам. 29 марта; пам. греч. 30 марта; пам. арм. 20 мая и в 1-й четверг дек.) МЕСРОП МАШТОЦ (361 или 362 - 440), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений НЕРСЕС I ВЕЛИКИЙ (Партев) (ок. 329 - 373), свт., католикос Армянской Апостольской Церкви (353-359, 364-373); один из наиболее почитаемых арм. святых НЕРСЕС IV ШНОРАЛИ [Благодатный; Клаеци] (ок. 1102 - 1173), католикос Армянской Апостольской Церкви (1166-1173); арм. поэт и гимнограф; святитель Армянской Церкви (пам. в субботу перед 5-м воскресеньем Воздвижения Креста, в день праздника святых переводчиков) НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ (1153-1198), свт. Армянской Апостольской Церкви, архиеп. Тарса, писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении ОВАННЕС I МАНДАКУНИ (ок. 403 - ок. 490), арм. святой (поминается в числе св. католикосов на литургии) католикос Армянской Апостольской Церкви ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель

http://pravenc.ru/rubrics/122356.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Языкознание ЕККЛЕСИАСТА КНИГА библейская книга; в христ. традиции входит в число учительных книг; в иудейском каноне - в разд. «Писания» (агиографы) ЕЛАНСКАЯ Алла Ивановна (1926 - 2005), коптолог, специалист в области грамматики копт. языка, издатель копт. текстов ЕПИФАНИЙ (Славинецкий; † 1675), иером., филолог, богослов, один из ведущих деятелей книжной справы никоновской ЕРНШТЕДТ Петр Викторович (1890 - 1966), российский коптолог, занимавшийся в основном изучением грамматики и лексики копт. языка, папирологией, изданием копт. текстов ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ЖУКОВСКАЯ Лидия Петровна (1920 - 1994), палеограф, лингвист, исследовательница церковнослав. памятников, член бюро Археографической комиссии АН СССР ЗАЙОНЧКОВСКИЙ Николай Чеславович [псевдоним Николай Нахимов] (1859 - 1920), церковный деятель, переводчик богослужебных текстов ИСТРИН Василий Михайлович (1865-1937), российский филолог, лингвист, историк древнерус., древнеслав. и визант. лит-ры КОДОВ Христо Николов (15.08. 1901 - 17.07.1982), болг. филолог-медиевист, историк болг. языка и лит-ры, археограф и палеограф КОНСТАНТИН КОСТЕНЕЧСКИЙ (Костенечкий, Костенецкий, Костенческий; Константин Философ) (1380-1390 - после 1431), серб. книжник болг. происхождения, переводчик, дипломат КОПТСКИЙ ЯЗЫК последняя стадия развития египетского языка, который образует самостоятельную группу внутри семито-хамитской (афразийской) языковой семьи МААЛУЛА сел. в Центр. Сирии, христианский культовый центр и один последних очагов бытования арамейского языка МЕСРОП МАШТОЦ (361 или 362 - 440), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений ОБОЛЕНСКИЙ Дмитрий Дмитриевич (1918-2001), британский славист и византинист русского происхождения, иностранный член РАН (с 1994); подданный Великобритании с 1948 г. ОРБЕЛЬСКАЯ ТРИОДЬ среднеболгарская пергаменная рукопись 2-й пол. (кон.?) XIII в., памятник болг. извода церковнослав. языка, древнейшей слав. гимнографии, западноболг. муз. и художественной культуры ОХРИДСКИЕ ГЛАГОЛИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ (Оннб, 1/2 532), памятник старославянского языка XI в., 2 неполных обветшавших пергаменных листа, написанные глаголицей ОХРИДСКИЙ АПОСТОЛ краткий апостол-апракос (Ргб. Григор. 13/М. 1695), созданный в 1225-1227 гг., важнейший памятник Охридской книжной школы

http://pravenc.ru/rubrics/123302_3.html

Рейтинг: 9.8 Голосов: 412 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Ученик и биограф св. Маштоца Корюн знает своего учителя исключительно с именем «Маштоц». Ему следует и другой историограф V в. Лазарь Парбский, однако отец армянской истории Моисей Хоренский (V в.) именует святого «Месропом» и лишь один раз «Маштоцем». Впоследствии святого стало принято называть двумя именами вместе. Среди исследователей существуют разные точки зрения по поводу двух имен святого. Пожалуй, наиболее интересным кажется предположение архиеп. Малахии Орманяна, согласно которому в миру преподобного звали «Маштоц», имя же «Месроп» происходит от сирийского «Мар Сероп», т. е. «господин Сероп». Именно имя «Сероп» (Серафим), согласно архиепископу, принял Маштоц во время своего монашеского пострига.  Еще древние греки различали Великую и Малую Армению: армянские территории, расположенные к востоку от р. Ефрат, они именовали «Великая Армения», к западу же – «Малая Армения». Малая Армения входила в состав Римской империи и делилась на Первую Армению со столицей в Севастии и Вторую со столицей в Мелитине.  Крещение Армении и провозглашение христианства единственной официальной религией в Армении произошло в 301-м г. благодаря свт. Григорию Просветителю (253-325/26) и царю Тиридату III (287-330).  Царство Великой Армении в 387-м г. разделили между собой Византия и Персия. Линия разделения прошла по линии Карин-Нисивия. Территории западнее этой разделительной линии перешли к Византии, а восточнее – к Персии.  Святитель Саак Великий (387-439) – последний потомок свт. Григория Просветителя на кафедре Католикоса – главы Армянской Церкви. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии КАРИНЕ БОЯДЖЯН 30 июня 2019, 11:31 СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ. БЫЛО ЧЕМУ НАУЧИТЬСЯ Рита 8 марта 2019, 10:50 Спасибо за статью! Ибо времени у самих исследовать жития святых нет, увы. Подобные работы помогают многое понять и узнать. Ещё раз - спасибо автору! Борис 4 марта 2018, 18:57 Инна, Месроп Маштоц (361-440)является святым Армянской Церкви, еще неразделенной христологическами спорами Церкви. Также добавлю, что житие святого Месропа Маштоца имеется в Синаксаре - Жития святых Православной Церкви, составленный иеромонахом Макарием из афонского монастыря Симонопетра.

http://pravoslavie.ru/111126.html

Не менее важна и переписка католикоса Саака Партева и Месропа Маштоца со свт. Проклом и К-польским еп. Акакием (Послание свт. Прокла к католикосу Сааку и Маштоцу; Ответы святых вардапетов армянских Саака и Маштоца на послание Прокла; Послание еп. Акакия Мелитинского к Сааку; Ответ Саака Акакию; Послание еп. Акакия к армянам). В переписке обсуждаются вопросы, связанные с ересью несториан. Еп. Акакий и свт. Прокл извещали католикоса Саака и Месропа Маштоца о том, что сторонники Нестория, найдя прибежище в Персии, распространяют еретические сочинения. Саак и Маштоц отвечали, что несторианство осуждается в Армении, и привели основные доводы армянской христологии против этой ереси. Одно из посланий (письмо католикоса Саака архиеп. свт. Проклу) было зачитано на V Вселенском Соборе в 553 г. (после письма свт. Кирилла Иерусалимского) как яркий пример и образец православия. Большое значение имеет и переписка между патриархом Акакием К-польским и Петром Монгом, одним из лидеров монофизитства, который занимал Александрийский Патриарший престол в 477 и 482-489 гг. В «К. п.» переписка представлена 9 письмами Петра и 8 письмами Акакия. Именно эти послания стали одной из причин издания «Энотикона» имп. Зиноном в 482 г., в к-ром запрещались споры о природах Христа и признавались истинно верными постановления только 3 первых Вселенских Соборов. Переписка грузинского католикоса Кириона I с арм. католикосами и светскими деятелями (сохр. также в «Истории Армении» Ухтанеса, X в.) важна для понимания развития отношений между Армянской и Грузинской Церквами в нач. VII в., имевшими прежде общую историю, но в тот момент они подошли к разрыву. Большой интерес представляет переписка свт. Фотия К-польского с арм. князем князей Ашотом Багратуни и католикосом Захарией. В «К. п.» она представлена «Копией письма патриарха Константинополя Фотия Ашоту, князю князей» и «Ответом на письмо Фотия, написанным армянским вардапетом Сааком по приказу Ашота, князя князей». Большинство исследователей не сомневаются в их подлинности, ссылаясь на более поздние упоминания об этих посланиях в работах арм.

http://pravenc.ru/text/1841558.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010