миротворча, не випадково проходить у бо Його одним ради СНД. бере участь у переговорах, за скромною участю, щодо питань, пов " язаних проблеми. Хоча ради СНД за часом було нетривалим, але за духовною атмосферою результатами воно було дуже добрим корисним. Так воно й повинно бути, тому що, як я вже сказав, ми на де люди де життя народу з життям Церкви. Апостольська Церква не важливим чинником це певний становий хребет у Тому, зважаючи на особливу роль Церкви в свого народу, на величезний який ця Церква, було прийнято провести це надзвичайно важливе ради на би ще раз сердечно подякувати Вам, Його за цього заходу, побажати щирого серця допомоги працьовитому народу, та Вам у разом Його бути Вашим гостем». Президент С.А. Саргсян вручив Кирилу вищу державну нагороду орден святого Месропа Маштоца. Його ордена у зв " язку з дня народження та за великий вклад у справу поглиблення дружби та збереження й розвиток духовних Прес-служба Московського / Служба ВЗЦЗ Фотоальбоми Кирила з Президентом Сержем Саргсяном Кирила з Президентом Сержем Саргсяном за темою Лист подяки Кирила Президенту О.Г. Лукашенку : та звернення] Президента О.Г. Лукашенка Кирилу з Днем та та звернення] Кирила Тамашу Шуйоку обранням на посаду Президента Угорщини : та звернення] Кирила Туреччини Реджепу Ердогану з дня народження : та звернення] Зеленоградський Сава нагороджений медаллю оборони «За та розширене групи Церкви та МЗС з питань екзархату та МНС пройшов у Державних нагород Предстоятель Церкви Сходу та ряд Церкви Поздравление Католикоса Гарегина II Святейшему Патриарху Кириллу с 15-летием интронизации та звернення] центр «Книжкова палата в м. Москви та музей «Тапан» розпочинають В ЗЦАД представниками та Церкви Представник ВЗЦЗ взяв участь у Католикосу Нерсесу Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече с участниками Всемирного фестиваля молодежи : та звернення] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи : та звернення] у Реутова. (Корчукова) на Туранського Слово Кирила при жезла Преосвященному (Корчукову), Туранському, : та звернення] закликали до негайного та припинення вогню у Газа Великодне Кирила главам Церков : та звернення] Кирила Церкви з десятою : та звернення] Голова ВЗЦЗ з представником Церкви з ключовими словами глави держав – нагороди – Апостольська Церква – – зв " язки   новини Митрополит Волоколамський з представниками Церкви документ «Про православне ставлення до практики благословення " пар, що перебувають у та одностатевих пар " у Представник Церкви Сходу направив Кирилу у зв " язку з в «Крокус перше у 2024 з Ради з об " при Церкви до Оновлено склади Церкви у з з Маланкарською Церквою та у з з Церквою До прибула Церкви перша у рамках програми ОЦАД вивчення спадщини   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1787616...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАШТОЦ [Арм. ], богослужебная книга, требник Армянской Апостольской Церкви , к-рый содержит чинопоследования таинств, а также молитвы и чины освящений и благословений на разные случаи (см. также ст. Армянский обряд ). Происхождение названия традиционно связывается с именем св. Месропа Маштоца (V в.) или, согласно историку XIII в. Киракосу Гандзакеци , с именем арм. католикоса Маштоца I Егивардеци. В арменоведении более достоверным считается свидетельство Киракоса Гандзакеци. М. формировался с IV-V вв., сохраняя следы даже ряда древнейших обрядов, распространенных в дохрист. Армении. В процессе формирования М. участвовали святые Григорий Просветитель , католикосы Саак I Партев , Григор II Вкаясер , Нерсес IV Шнорали , Григор Татеваци и др. В М. вошли переводы цикла канонов и отдельных проповедей и молитв святителей Василия Великого , Григория Богослова , Ефрема Сирина , Кирилла Иерусалимского, а также самостоятельные сочинения ритуального содержания армянских авторов. Существует несколько типов М.: 1) малый, или «ручной», М. ((?), ) содержит обряды, совершаемые священником; 2) большой, или епископский, М. ( ) составлен из текстов обрядов рукоположения, вручения жезла, освящения храма, помазания, погребения священника, а также содержит большие благословения; 3) М. католикоса ((?) ), включающий обряды, совершаемые католикосом (помазание на царство, рукоположение во епископа, освящение мира и др.). В рукописных М. тексты канонов перемежаются с невмированными псалмами, шараканами, гандзами и тагами. В позднем средневековье появились сборники смешанного типа - М.-Гандзаран, М.-Тагаран, в которых появляются светские и народные таги и вохбы (плачи). Наличие канонических и неканонических песнопений в последованиях М., тенденция к т. н. открытым формам данных последований составляют основное отличие М. от др. арм. музыкально-богослужебных книг. Арм. писцы создали ряд образцовых М. К их числу относятся рукописи Матен. 1001 (IX-X вв.), N 457 б-ки Конгрегации ордена мхитаристов о-ва Сан-Ладзаро-дельи-Армени в Венеции (IX-X вв.), N 2027 б-ки Армянского Иерусалимского патриархата (1266).

http://pravenc.ru/text/2562736.html

" АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ТРАДИЦИОННО ДОРОЖИТ СВЯЗЯМИ С РУССКИМ ПРАВОСЛАВИЕМ " Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II газете " Коммерсантъ " ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА НОВОСТИ КРОХОТКИ О САЙТЕ ГОСТЕВАЯ " АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ТРАДИЦИОННО ДОРОЖИТ СВЯЗЯМИ С РУССКИМ ПРАВОСЛАВИЕМ " Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II газете " Коммерсантъ " , " Коммерсантъ " , 26 сентября 2001 года Закончился визит в Армению патриарха Московского и всея Руси Алексия II, приуроченный к празднованию 1700-летия принятия Арменией христианства как государственной религии. В Ереване Алексий II согласился ответить на вопросы Ъ. - Ваше святейшество, какое значение для Русской православной церкви имеет празднование Армянской апостольской церковью 1700-летия принятия христианства в качестве государственной религии? - Исторически сложилось так, что Армения стала первым государством, где христианство утвердилось в качестве государственной религии. Это случилось еще до того, как святой равноапостольный Константин Великий издал так называемый Миланский эдикт (313 год), по которому христианство получило право на легальное существование на всем пространстве огромной Римской империи. Вера во Христа стала важнейшим фактором, определившим пути формирования армянской государственности и культуры. Напомню, что сама письменность возникает в Армении в конце IV - начале V века в связи с необходимостью сделать доступными тексты Священного Писания, а автор армянского алфавита Месроп Маштоц канонизирован Армянской Апостольской Церковью. Общение с Церковью, обладающей столь давней и богатой христианской традицией, имеет для нас большое духовное значение. Мы верим, что уважительные, построенные на взаимном доверии и любви отношения с армянскими христианами способствуют полноте свидетельства о Христе в современном секулярном мире. С этими чувствами мы подходим к знаменательной дате 1700-летия принятия Арменией христианства, дате духовного рождения армянского народа.

http://zavet.ru/publ/patr-int.htm

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОР МАГИСТР ПАХЛАВУНИ Григор Магистр Пахлавуни (990, Бджни - 1058, Тарон), арм. философ, политический деятель и военачальник. Из семьи владетельного князя г. Бджни (в долине р. Раздан). Образование получил в г. Ани, столице царства арм. Багратидов, после присоединения царства к Византии (1045) жил и учился в К-поле. В 1048 г. визант. имп. Константин IX Мономах присвоил ему высокий сан магистра и назначил дукой (наместником) фемы Месопотамия. Возглавляемые Г. М. П. войска подавили еретическое движение тондракитов . Став влиятельным военачальником на визант. службе, Г. М. П. не порывал связей с родиной. Он основал в Санаине высшую школу (академию), где преподавали философию, грамматику, риторику, математику и др. дисциплины тривиума и квадривиума. Такая же школа была создана и в Юж. Армении. Сохранился сборник его писем соотечественникам, в к-рых отражены его философские, богословские, социально-политические воззрения. Г. М. П. является автором «Толкования грамматики Дионисия Фракийского», ряда стихотворений, среди к-рых особый интерес представляет поэма «К Мануче» (Тысячестрочник), излагающая содержание Библии. Поэма состоит из 1016 строк, последние 116 посвящены истории Армянской Церкви - от времени свт. Григория Просветителя до периода деятельности Месропа Маштоца, создателя арм. письменности. Большое внимание ученый уделял переводу с греч. и сир. языков трудов древних писателей, сам перевел нек-рые сочинения Платона, Евклида и др. античных авторов (сохр. лишь пер. «Геометрии» Евклида). Будучи высокопоставленным сановником и полководцем, Г. М. П. проявлял большой интерес к богословию, полемизировал по различным догматическим и философским вопросам с церковными иерархами. В философии он был последователем неоплатонического учения Давида Анахта , но при этом проявлял склонность к рационализму и натурфилософии. В частности, Г. М. П. придерживался космологического доказательства бытия Бога, считая, что постичь Всевышнего можно, только изучая Его творения: сначала природу (естествознание), затем математику и, наконец, метафизику. Этот путь приближает нас к Богу.

http://pravenc.ru/text/168097.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЮТ I [арм. ] (ок. 400, с. Арахез, обл. Тайк - 478, с. Вотмус, гавар Вананд, обл. Айрарат), Армянский католикос (с 461). По мнению исследователей, его можно отождествить с еп. Вананда Гадом, принявшим участие в Шахапиванском и Арташатском Соборах. Селение Вотмус являлось резиденцией Ванандского еп-ства, оттуда и произошло одно из прозваний католикоса Г.- Вотмусский (Вотмсеци); др. прозвание, Арахезский (Арахезаци), происходит от места его рождения. Г. был избран католикосом всех армян после смерти Мовсеса I. Избрание произошло без предварительного согласия шаханшаха Пероза (Фейруза), к-рый был в то время занят укреплением своей власти в Персидской державе и не обратил внимания на это. После поражения восстания 450-451 гг. во главе с Варданом Мамиконяном и начала гонений на армян со стороны персов младшие ученики Саака I Партева и Месропа Маштоца, к числу к-рых принадлежал и Г., возобновили духовную борьбу арм. народа. В то время как сасанидский наместник Атрормизд проводил довольно толерантную политику во внутренней и религ. жизни Армении, католикос стал необъявленным вождем патриотического движения. Уже в начале его деятельности вспыхнуло восстание албан. царя Ваче II против персид. владычества. Г. горячо приветствовал это восстание, но оно было жестоко подавлено Сасанидами. Пероз, обеспокоенный этим восстанием, решил привлечь на свою сторону арм. знать и тем самым усилить свою власть в регионе. С этой целью были освобождены находившиеся в ссылке в Ср. Азии арм. нахарары (удельные князья), участвовавшие в войне 450-451 гг.; в 462 г. они вернулись на родину. Первые 10 лет предстоятельства Г. прошли мирно. Он проводил церковные реформы, упорядочил канонические и богослужебные правила, ввел в святцы Армянской Церкви день памяти Вардана Мамиконяна и др. мучеников Аварайрской битвы (26 мая 451). Малахия (Орманян) по праву называет его «вторым реформатором Армянской Церкви». В память о героическом сопротивлении в 451 г. арцахских и сюникских армян в Вайоц-Дзоре против полка персид. военачальника Аташхуды Г. на 9-й год правления распорядился воздвигнуть церковь на месте сражения, в долине р. Ехегис (не сохр.). В освящении церкви участвовал еп. Сюника Анания. Г. активно боролся против несторианства, к-рое в то время укрепилось в Сирии. По поручению католикоса Давид Нергинский (обычно отождествляемый со знаменитым философом Давидом Анахтом) написал в защиту Православия оду. Благодаря усилиям и деятельности Г. позиции христианства в Армении значительно усилились.

http://pravenc.ru/text/168464.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИШЕ Елише [Егише; арм. ] (ок. 405 или 410 - ок. 475 или 479), арм. историк, богослов и философ, один из представителей грекофильской школы переводчиков. По преданию (достоверных биографических сведений не сохр.), Е. был учеником святых Саака Партева и Месропа Маштоца и ок. 434 г. вместе с Мовсесом Хоренаци и др. уехал учиться в Александрию. В 441 г., по возвращении на родину, стал воином и секретарем спарапета (главнокомандующего) Армении Вардана Мамиконяна, участвовал в войне с сасанидским Ираном. После войны Е. постригся в монахи и подвизался в Мокке, а затем в Рштунике, здесь он скончался и был похоронен на берегу оз. Ван в мон-ре св. Знамения (или мон-ре Елише). Е. известен как автор соч. «О Вардане и войне армянской». Ему принадлежит также ряд историко-филологических исследований, богословские и философско-этические произведения: «Назидательное слово об отшельниках», «Толкование на Книги Иисуса Навина и Книги судей», «О явлении Господа на горе Фавор», «О человеческих душах», «Толкование на кн. Бытия». Как идеолог арм. религ. и национально-освободительной войны сер. V в. Е. боролся с навязываемым персами маздеизмом, доказывая превосходство христ. веры. Христианство, согласно Е., оплот, на к-ром основаны самобытность и независимость армян. Единая божественная сущность является у Е. творцом мироздания, в основе к-рого лежит 4 первоэлемента: огонь, воздух, вода и земля, из их сочетаний образован материальный мир. Поклоняться к.-л. из этих стихий, в частности огню, глубокое заблуждение, свойственное маздеизму. Онтологические воззрения Е., как и его предшественника Езника Колбаци , направлены против языческого политеизма. Е. рассматривает также проблемы происхождения зла и свободы воли в русле апологетики Езника. Е. подчеркивает противоположность духа и материи, божественного и земного в человеке. Это положение является исходным в антропологии и в этических воззрениях Е. Примирение противоположных начал возможно только в отказе от жизни в миру и земных соблазнов. Призыв к отшельничеству и аскетизму Е. подкрепляет примерами из сочинений античных мыслителей, а также из их жизни, в первую очередь философов-неоплатоников. Е. полагал, что существует 3 мира: «Бог, природа и человек. Бог есть духовный мир, природа - чувственный мир, человек - духовный и чувственный мир». Философия Е., христ. по сути, испытала влияние неоплатонизма.

http://pravenc.ru/text/189875.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства МЕЛЬХИСЕДЕКИ Мельхиседеки (Древлекафолическая церковь по чину Мельхиседека), малочисленное согласие старообрядцев МЕННИНИ Антонио (род. 2.09.1947), ватиканский дипломат, титулярный архиеп. Ферентский, офиц. папский представитель в РФ в 2002-2010 гг. МЕННО (ок. 1496 -1561), бывш. католич. свящ., руководитель мирного крыла голл. анабаптистов, чьи сторонники впоследствии получили известность как меннониты МЕРКУРИЙ (Иванов Игорь Владимирович; род 21.01.1964), митр. Ростовский и Новочеркасский, глава Донской митрополии МЕРРИ ДЕЛЬ ВАЛЬ Рафаэль (полное имя - Мерри дель Валь-и-Сулуэта Рафаэль Мария Хосе Педро Франсиско Борха Доминго Херардо де ла Сантисима Тринидад) (1865-1930), кард., гос. секретарь (1903-1914) МЕРЦЕДАРИИ [мерседарии; офиц. название - орден Пресв. Девы Марии Милосердной], католич. монашеский орден, основан в 1218 г. для выкупа христиан из мусульм. плена МЕСРОП МАШТОЦ (361 или 362 - 440), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений МЕССАЛИАНЕ последователи христ. ереси возникшей в IV в. и получившей распространение на территории Римской империи (гл. обр. Восточной) и сасанидского Ирана МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ временно исполняет патриаршую должность в случае кончины патриарха, его ухода на покой или по иной причине, делающей невозможным исполнение им своих обязанностей МЕТАЛЛОВ Василий Михайлович (1862-1926), прот., историк и теоретик рус. церковного пения, палеограф, композитор, педагог МЕТЕОРСКИЕ МОНАСТЫРИ комплекс мон-рей, расположенный в исторической обл. Фессалия, 2-й по значению центр монашества в Греции после Афона МЕТЕХИ ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XIII в.; в XIII-XVII вв.- муж. мон-рь) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121236_170.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАТОЛИКОСА ЕВАНГЕЛИЕ арм. иллюстрированная рукопись Четвероевангелия кон. X - нач. XI в. (Матен. 10780). В 1978 г. была подарена Матенадарану католикосом Вазгеном I, что и дало название рукописи. Пергамен, 264 листа, 32,5 ´ 22,5 см; шрифт - ранний месроповский прямолинейный еркатагир (вид унциала), текст написан в 2 столбца. На л. 79а сохранился колофон свящ. Саргиса об обновлении К. Е. в 1088 г.; остальные древнейшие памятные записи стерты, смыты или соскоблены (листы 3а, 22б, 79б, 80б, 128а, 128б, 209б), в нек-рых не читаются только имена. Есть также ряд поздних памятных записей владельцев рукописи (между XIV и XVIII вв.). Вырезан лист перед началом текста Евангелия от Матфея с изображением евангелиста. Согласно исследованиям Т. А. Измайловой и А. Матевосяна, К. Е. создано, как и Евангелие Матен. 6201 (1038 г.), в районе оз. Ван по образцу манускриптов VI в. При этом К. Е. переписано раньше или с более раннего прототипа, возможно писцом и миниатюристом Евангелия Матен. 6201 Евагром. Иллюстрации К. Е. являются уникальным и самым ранним дошедшим до нас примером цикла повествовательных композиций, появление которых связано с переходом от свитка к кодексу. К. Е. представляет интерес как памятник текстологии, палеографии и кодикологии. В отличие от канонических текстов НЗ в нем есть разночтения в переводе Евангелия от Марка и в Евсевиевых канонах, происходящие из первоначального древнеарм. перевода книг Свящ. Писания (V в.). Содержащиеся в нем варианты текстов точнее всего соответствуют арм. Евангелиям VII-X вв. и Евангелию Матен. 10434 (1069 г.), к-рое, согласно колофону, также было переписано с древнего прототипа якобы самого Месропа Маштоца. В К. Е. сохранились ранние и последующие (3 временных слоя) деления евангельского текста на стихи, Евсевиевы главы и «главные Евангелия», позволяющие использовать рукопись в литургии как Евангелие-апракос. Есть также комментарии к 3 Евангелиям (кроме Евангелия от Иоанна) в виде послесловий. Встречаются редкие греч. подписи к иллюстрациям, составленные с ошибками. Общность и различия с др. арм. рукописными Евангелиями позволяют датировать К. Е. периодом между X и XI вв.

http://pravenc.ru/text/1683905.html

Новости Государственный музей истории религии проводит выставку, посвященную 100-летию геноцида армянского народа 20.04.2015 15:05 Санкт-Петербург, 20 апреля, Благовест-инфо. Выставка «Мудрость в руках народа», посвященная 100-летию геноцида армян в Османской империи, пройдет с 21 апреля до 12 мая в петербургском Музее истории религии. Выставку проводят: Министерство культуры Российской Федерации, Государственный музей истории религии, Армянская Апостольская Церковь в Санкт-Петербурге, Региональная армянская национально-культурная автономия Санкт-Петербурга. На экспозиции будут представлены книги, посвященные истории и культуре армян, из собрания Музея истории религии. Открытие выставки состоится 21 апреля в 16.00, сообщили «Благовест-инфо» в пресс-службе Музея истории религии. История армянского народа неразрывно связана с книгой и книгопечатанием. Стихийные бедствия, войны и другие трагические события стали причиной расселения армянского народа по всему миру и образования многочисленных диаспор. Сохранить свою самобытную культуру армянам удалось во многом благодаря книгам, ставшим не только свидетелями драматичной судьбы Армении, но и символом, в котором объединились история армянского народа, его язык, вера, культура и национальный дух. При этом, для армян священным является не только слово, но сама буква, точнее алфавит, созданный более 1600 лет назад св. Месропом Маштоцем (361/362 – 440 гг. н.э.). Выставка, открывающаяся 21 апреля в Музее истории религии, приурочена к 100-летию геноцида армянского народа. Ее основу составили издания из уникальной коллекция книг конца XVIII – начала XXI века, связанных с историей и культурой армянского народа, из собрания  Научной библиотеки музея. Самый ранний памятник – «Исповедание христианской веры армянской Церкви» 1799 г. Преобладает церковная литература (богослужебные книги, жития святых и др.), что обусловлено спецификой музея.  Многие книги имели небольшой тираж и давно стали библиографической редкостью. Уникальными являются издания с дарственными надписями, владельческими записями и экслибрисами. Особый интерес представляют книги, изданные мхитаристами, армяно-католическим монашеским орденом, центр которого находится на острове Сан-Ладзаро в Венеции. 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

[Овсеп Огоцмеци, Вайоцдзорци] († 25.07.454, Нишапур, Иран), католикос Армянской Апостольской Церкви (ок. 444-451). Род. в с. Огоцимк (Холоцимк, Вайоц-Дзор, обл. Сюник); был одним из учеников Месропа Маштоца , вероятно, участвовал в работе по переводу Свящ. Писания и сочинений греч. отцов Церкви на арм. язык. Возможно, нек-рое время до 425 г. И. был епископом Араратским. После низложения персами католикоса Саака I Партева в 425 г. Церковью управляли ставленники персов Сурмак, Баркишо, Самвел, к-рые не пользовались поддержкой большинства арм. князей и церковного клира. О взаимоотношениях И. с проперсид. католикосами ничего не известно. В этот период И., вероятно, сохранял епископскую кафедру. После смерти Саака I в 439 г. И. стал одним из лидеров арм. сопротивления персид. господству. И. не прошел офиц. интронизации и в течение неск. лет оставался местоблюстителем престола. Время окончательного признания И. католикосом определить сложно; различные источники указывают даты между 437 и 445 гг. Ок. 446 г. состоялся Шахапиванский Собор Армянской Церкви, в к-ром И. участвовал и к-рый принял 20 канонов, осуждавших ереси. Вероятно, на Соборе И. был окончательно признан католикосом. Деятельность И. стала важнейшим фактором в укреплении положения христианства в Армении в условиях возраставшего давления со стороны Ирана, стремившегося в те годы к распространению маздеизма среди армян. Решения Шахапиванского Собора и статус И. как католикоса не были признаны иран. шахом Йездигердом II (438/9-457), к-рый в дальнейшем перешел к политике подавления силой национального и религ. движения в Армении. Стремясь предотвратить конфронтацию с Ираном, в 449 г. И. организовал Собор в Аштишате, на к-ром клир Армянской Церкви и представители арм. знатных фамилий подтвердили свою лояльность к Ирану, но одновременно провозгласили приверженность к христ. вере. Йездигерд вызвал ряд видных арм. князей в Ктесифон и принудил их отречься от христианства и принять маздеизм. Это привело к восстанию в Армении, к-рое И. активно поддержал. В 451 г. он присутствовал в войске предводителя восставших Вардана Мамиконяна и благословил воинов перед Аварайрской битвой с персами. После поражения армян И. был захвачен в плен и отправлен в Нишапур, одну из столиц Иранской державы Сасанидов. В 452 г. Йездигерд поставил во главе Армянской Церкви нового католикоса Мелите I Маназкертци. В 454 г. вместе с неск. пленниками по приказу Йездигерда И. был обезглавлен (см. Гевондиане).

http://pravenc.ru/text/673645.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010